Как раньше письмо или сообщение попадало к адресату

Обновлено: 02.07.2024

Несмотря на всеобщую цифровизацию и любовь жителей мегаполиса к электронным средствам связи, москвичи до сих пор отправляют друг другу письма. В прошлом году, например, Почта России доставила по разным столичным адресам 128 миллионов посланий в бумажных конвертах.

В основном это деловая переписка. Как уточнили в пресс-службе Почты России, большая часть писем пришлась на ГИБДД, налоговые инспекции, банки и суды всех уровней. Но и обычные жители не упускают возможности поддержать традицию бумажной переписки. В 2019 году они отправили по Москве и Подмосковью 106 миллионов писем.

— Чаще всего письма, написанные от руки, отправляют в преддверии праздников. Например, много писем пишут Деду Морозу в Великий Устюг, — уточнили в пресс-службе Почты России. — Путешественники продолжают отправлять открытки из разных городов России и других стран. Получить подписанную почтовую карточку так же приятно, как и много лет назад.

Оно и понятно: от писем, написанных от руки, веет теплом. Ведь нередко им доверяют самые сокровенные мысли и чувства. Заветных конвертов ждут с особым нетерпением, а получив, обычно танцуют — от радости.

Правда это или нет, не так уж и важно. Вряд ли кто-то будет против, если человек, получив долгожданный конверт, пустится в пляс. Но одно известно наверняка: москвичи всегда любили писать письма.

Письма — это всегда эмоции. Причем иногда форма послания не менее значима, чем его содержание. В Музее истории русской почты и Московского почтамта хранится уникальное письмо, отправленное в 1953 году из курортного города Гагры в столицу.

Послание отправлено к какому-то празднику. Получить весточку приятно, а по особому поводу — вдвойне.

Два года назад в одно из столичных отделений почтовой связи пришло письмо от солдата, который решил сделать своей возлюбленной предложение руки и сердца.

Но, понимая ценность письма, они решили не опускать его в почтовый ящик, а лично вручили девушке-адресату.

Древняя почта

Ещё в стародавние времена люди пытались передавать информацию на расстояния. После появления речи, а затем и письменности, появилась возможность отправлять специально обученных людей в конкретный пункт с новой информацией.

Самым известным гонцом древнего мира был Фидиппид. Именно он пробежал более 40 километров с Марафона до Афин, чтобы сообщить жителям главного города Греции, что битва с персами проиграна и нужно готовиться к обороне. Именно благодаря этому гонцу-курьеру удалось спасти Афины, а возможно - и выиграть войну.

Древние персы совершили огромный прорыв в развитии почты, создав специальный "путь для конных гонцов". Он был разделен на участки, каждый заканчивался пунктом, где менялись лошади, а иногда и курьеры. По сути, был использован принцип эстафеты для того, чтобы быстрее пройти путь.

С упадком Римской империи перестала существовать и государственная почтовая система. Зато развитие получили частные гонцы патрициев. Часто это были их рабы, доставлявшие послания на небольшие расстояния.

Средние века

В ранний период средних веков произошел упадок почтового ремесла. Великое переселение народов, постоянные войны, отсутствие сильного централизованного государства - все это негативно влияло на развитие почты. В конце первого тысячелетия все же появляются отдельные направления почты, которые со временем становятся отдельными ее разновидностями в отсутствие государственной почты.

  1. Церковная почта. Рим был центром католического мира, а значит - из епископств и отдаленных провинций необходимо было постоянно писать о состоянии дел. Кроме того, шел процесс христианизации новых народов, а там быстрая реакция была важна, нужно было постоянно “держать руку на пульсе”.
  2. Купеческая. С развитием торговли, купцы понимают, что во время переездов можно еще и заработать на доставке корреспонденции.
  3. Цеховая почта. Часто ученики в цехах путешествовали в другие города для обучения ремеслу. Так “в придачу” им еще и давали письма. Позже возникла идея, что отдельный цех должен отвечать за почту. В некоторых городах возникла "Почта мясников". Именно работники этого цеха возили почту в соседние города, за что получали освобождение от уплаты налогов.
  4. Университетская. В XIII веке появляются новые учебные заведения - университеты. Молодежь уезжает далеко от родного дома в поисках образования. Чтобы уменьшить тоску по родным, университеты предлагают за отдельную плату “почту к родным”.
  5. Городская почта. С развитием магдебургского права города получают самоуправления: они заключают союзы (например, Ганза), улучшают торговые связи. Это все создавало необходимость быть “в контакте”. Так и возникает городская почта, обслуживающая союзные между собой города.

Королевская почта

Развитие централизованного государства открыло дорогу для развития государственной (а в то время - королевской) почты. Существует несколько причин, зачем королям это было нужно:

  1. Военная ситуация и поиск союзников вынуждали королей создать сеть своих курьеров, чтобы быстро доставлять информацию. В 1464 году француз Людовик XI создал систему королевских курьеров. Их арест, грабеж или убийство наказывались смертной казнью.
  2. Королевские курьеры кроме доставки писем могли также разведывать положение дел у соседей. Со временем каждое государство пытается еще и проверять корреспонденцию, нарушая тайну переписки. Польский король Ян Собесский в XVII веке создал специальную службу, которая вскрывала все письма и проверяла их на наличие секретной, опасной и важной для короля информации.
  3. Правление династий в различных государствах вынуждало постоянно следить за тем, что происходит в другой стране. Валуа немного правили в Польше, Габсбурги - в Испании или Нидерландах, королям Речи Посполитой, Пруссии и Австрии принадлежали территории в Италии. Единственный способ отдать приказ своему удаленному наместнику - написать письмо. Чем быстрей оно доедет - тем быстрее наместник его исполнит.

Со временем короли понимали, что раз курьер едет в другой город, то может забрать и частные письма. Там они могут попадать в сортировочный пункт, а оттуда отправляться в разные части Европы.

В 1490 семья Тассо создали для Габсбургов королевскую почту - Турн-и-Таксис. В XVI веке возникла почта в Речи Посполитой и на немецких землях. Не каждый мог позволить себе услуги почтальона. Например, в Польше отправка одного письма стоила 6 грош. За эти деньги в то время можно было купить 4 курицы.

Но с развитием сети курьеров, улучшением дорог и увеличением почтовых станций цены снижаются. В XVIII веке в Речи Посполитой одно письмо стоило уже 10 грош, но за эти деньги можно было позволить себе лишь несколько куриных яиц.

Мы не задумываемся о том, что многие привычные для нас вещи, прочно вошедшие в наш быт, имеют свою историю, зачастую насчитывающую несколько веков. Например, почта, давно и прочно вошедшая в наш быт, существует уже множество лет - точнее, тысячелетий, и постоянно при этом совершенствуется, стремясь идти в ногу со временем.

Письмо из Египта

Многие древние государства обладали весьма развитой структурой почтовой связи. В Ассирии, древнем Египте, Персии, Риме по дорогам передвигалось множество гонцов - с устными собщениями или же с папирусными и пергаментными посланиями. Посланники сменялись или пересаживались на других лошадей на специально построенных для этого станциях. Интересно, что именно от латинского выражения "mansio pozita". (станция в пункте) и произошло слово "почта", которое во многих языках звучит примерно одинаково.

Древнерусское письмо


Шло время, и мир менялся. В IX веке появляется новое государство - Киевская Русь, и почти тут же в этом государстве закладываются основы русской почтовой службы. Сначала письма пересылаются со случайными людьми, чаще всего с много путешествующими купцами. Первое упоминание о гонцах, специально посланных с известиями, встречается в "Повести временных лет". Относится это упоминание к 885 году, который и принято считать началом истории отечественной почты: "послал Олег к Родимичам, спрашивая".

Почта в силу своей важности для молодого государства довольно быстро становится упорядоченной - уже в 984 году появляется так называемый "повоз" - повинность для населения выставлять лошадей с повозками для княжеских гонцов, несущих важные вести. В 1266 г., почти на 100 лет раньше, чем в Германии - стране с наиболее развитой по тем временам почтой, возникают первые правила проезда гонцов по русским землям.

Татаро-монгольское иго принесло неисчислимые беды русской земле, в том числе и развитию почты. Единственное, что русские позаимствовали у захватчиков, так это новое название почты - ямская гоньба. Появилась она в XIII веке и просуществовала до второй половины XIX в. На важных дорогах были построены ямские дворы, где гонец мог сменить лошадь. В XVI в. для руководства ямской гоньбой создано государственное учреждение - Ямской приказ. Затем специальным правительственным указом была учреждена новая должность в государстве - начальник ямского приказа. На этот пост дважды назначался князь Дмитрий Пожарский.
Петр I за время своего правления существенно преобразовал российскую почту. Было открыто большое количество новых почтовых трактов, введены почтовые печати, заложены основы унификации почтовых отправлений, оформления их внешнего вида по единому образцу. В конце XVIII в. появляются специальные штемпеля, оттискиваемые краской на каждом отдельном письме.

В 1714 году была создана специальная почта для обслуживания армии и военнослужащих, а для перевозки почты начали использовать водный транспорт. К концу правления Петра I к 1725 году протяженность почтовых маршрутов в России достигла 10667 верст, а число почтовых учреждений - 458.

В 1772 году был ликвидирован Ямской приказ, а взамен был создан Почтовый департамент при Коллегии иностранных дел, получивший административную и финансовую самостоятельность. Указом правительственного сената 1784 года разрешается по губернским и уездным городам строить каменные дома для почтовых контор из суммы в 20000 руб.

В начале 70-х годов XVIII в. появляется "Проект о заведении почтовых станов и должности содержателей", на основе которого почти 80 лет составлялись правила организации почтовой гоньбы. На почтах впервые свозникает должность содержателя станции, известная впоследствии под названием "станционный смотритель" - фигура, ставшая вполне легендарной, (в селе Выра Ленинградской области даже есть музей станционного смотрителя). В то же время зарождаются новые термины: эстафета, конверт, почтовый колокольчик, тройка. Почтовая тройка тоже становится образом, глубоко вошедшим в песенное и литературное творчество.

В 1802 году, в связи с учреждением в Российской империи министерств, почта переходит под попечение Министерства внутренних дел. В почтовой отрасли происходят важные изменения: вводится городская почта, появляются новые правила содержания почтовых станций, приведятся к единообразию почтовые операции. В 1834 году между Санкт-Петербургом и Москвой строится первое шоссе. Постепенно другие главные дороги страны переоборудованы в шоссейные, что дает возможность объединить перевозку почты с перевозкой пассажиров. К концу XIX столетия практически вся районы российской империи были охвачены регулярной почтовой связью.

Интересно, что должность почтальона в те времена была весьма перспективной и ответственной. При приеме на эту работу надо было выдержать довольно строгий конкурсный отбор и некоторое время поработать, как сейчас говорят, на испытательном сроке, перед прохождением которого соискатель давал подписку о конфиденциальности телеграфной корреспонденции и о том, что кандидат не имеет претензий за долгое ожидание зачисления его в штат почтальонов.

Весьма любопытна история появления первого почтового ящика в России. Сделан он был из дюймовых досок, обшит снаружи листовым железом и установлен в Санкт-Петербурге в 1848 году. Эти ящики были чрезвычайно неудобны и слишком легко взламывались. Многие злоумышленники попросту уносили их вместе с письмами с собой. Поэтому власти вскоре заменили деревянные ящики на чугунные, весом свыше 40 килограммов. И только в 1910 году конструктор П.Н. Шабаров разработал почтовый ящик с механически открывающейся дверцей. Его изобретением пользуются до сих пор.

Почта XX века


Первая мировая война, революция, Гражданская война нанесли значительный урон почте России. Связь столицы с частью районов была полностью или частично нарушена. Но постепенно почтовые маршруты были восстановлены, возобновился международный почтовый обмен со странами, входившими во Всемирный почтовый союз. А в 1922 году началась воздушная перевозка почты на международных и внутренних линиях. Конные упряжки заменялись автомобилями, значительно пополнился парк железнодорожных почтовых вагонов. Но начинается война, и почта становится одним из самых важных стратегических объектов, подвергаясь при этом значительным разрушениям со стороны врага.

Важно было в совершенно тяжелых условиях организовать бесперебойную доставку почтовых отправлений между фронтом и тылом. Несмотря на то, что захватчики уничтожили около 36000 предприятий связи, ежемесячно в действующую армию из тыла доставлялось до 70 миллионов писем. В 1943 году, когда Красная Армия перешла в широкое наступление, началась работа по восстановлению почтовой связи. В 1945 году деятельность органов связи была возобновлена практически на всей территории страны.

Война закончилась, и страна начала залечивать раны, нанесенные врагом. К 1950 году почтовое хозяйство, разрушенное войной, было восстановлено и доведено до довоенного уровня. Затем начинается новый виток в развитии почтовой связи в СССР. Растет сеть предприятий связи, в самых глухих и труднодоступных местах появляются почтовые отделения. Была создана огромная сеть почтовых ящиков, которые устанавливались не только в городах, но и в сельских населенных пунктах, на станциях железной дороги, разъездах, на развилках автострад. Затем почта становится все более современной и механизированной, а время ожидания письма получателями все уменьшается и уменьшается. Произошло это благодаря появлению множества современных почтообрабатывающих и подъемно-транспортных машин.

Письма будущего


Наступил XXI век. Еще несколько лет назад невозможно было представить, что вскоре для пересылки почты совсем не потребуется налаженная веками сложная структура почтовых ведомств. Изобретение интернета и электронной почты сэкономило огромное количество времени для желающих получать срочную корреспонденцию.

В наши дни промежуток между отправлением письма и получением его адресатом из любой точки мира занимает буквально долю секунды. Достаточно обзавестись электронным адресом (интересно, что многие пользователи e-mail называют этот процесс "завести ящик" - то есть, почтовая лексика плавно переходит для обозначения новых технологий).

Вы пишете своему другу электронное письмо в США, и через пару минут можете читать его ответ с самыми свежими новостями или рассматривать фотографии, сделанные им буквально вчера или сегодня. Конечно, далеко не все имеют свой компьютер с выходом в Интернет, но, судя по скорости компьютеризации населения нашей страны, вскоре работы у почтальонов станет гораздо меньше. Возможно, что лет через 50 у них останется только обязанность носить извещения о полученной вами посылке - потому как вряд ли за столь короткое время будет освоена телепортация материальных объектов. Хотя - кто знает.

Ни для кого не секрет, что мировая история тесно связана с обменом информацией — без этого процесса существование человеческого общества попросту невозможно. Ключевую роль в таком обмене играет связь, то есть передача и приём информации с помощью различных технических средств. В совсем древние времена у людей не было многоядерных смартфонов, поэтому они использовали более примитивные средства: голос, звуки, огонь, дым и тому подобное.


Наиболее интересные музейные экспозиции о почте были, пожалуй, в музее связи им. А.С. Попова в Питере и в музее почты в Уфе (около нулевого километра).

Это я, почтальон Печкин, принёс посылку для вашего мальчика

Работа гонцов была на износ (и подвергалась жёстким наказаниям в случае недобросовестного исполнения обязанностей или срыва сроков доставки посылки), поэтому в их ряды старались набирать людей покрепче. Например, первая посылка из Уфы в Москву (через Казань) в 1639 году заняла у конного гонца Гришки Погорельского аж 70 дней (возможно потому, что у него были неактуальные карты в навигаторе). Попробуйте-ка 70 дней поскакать на коне… а ведь это только в одну сторону.



Макет почтовой станции 17-18 века

Серьёзно своими реформами почту прокачал Пётр I — именно при его правлении почтовая связь в России появилась во всех основных городах страны. Почта стала государственной, были созданы первые в России почтамты, открыты почтовые конторы в губернских городах, введена должность почтмейстера.

Вместе с этим была введена и новая форма для почтовых служащих: тёмно-зелёный суконный кафтан с ведомственной эмблемой — почтовым рожком (для оповещения о своём прибытии) и красным орлом (герб означал, что почтовый работник является государственным служащим и находится под опекой и защитой большого брата). Позже для подачи звукового сигнала стали использовать поддужный колокольчик.


К концу 18 века протяжённость почтовых путей в России составила ни много ни мало 33 тысячи вёрст (тут подсказывают, что это 35204,4 километров).

Кстати, раз уж заговорили о транспорте, то нельзя не упомянуть про железную дорогу. Первые почтовые вагоны (между Питером и Москвой) начали ходить с 1851 года.


Куверты и штемпеля

Как сейчас, так и раньше, бесплатный сыр был только в мышеловках и в чизбургерах, пробитых как гамбургеры. Говоря проще, пересылка писем была удовольствием не бесплатным.


Штемпель же — устройство типа печати, использующееся на почте для получения (ручным или механическим способом) штемпельных оттисков, служащих для гашения знаков почтовой оплаты, подтверждения приёма почтового отправления, контроля за маршрутом и временем нахождения в пути, а также нанесения каких-либо пометок.



Ну и ещё так называют сам оттиск, который сам по себе несёт довольно много различной информации (в зависимости от цвета, формы, содержания, назначения и так далее).

Это интересно: считается, что штемпель изобрёл откупщик королевской почты Генри Бишоп (H.Bishop), назначенный в 1660 году первым генеральным почтмейстером Соединенного королевства. Изначально изобретение было предназначено для контроля времени прохождения почты, и в оттиске содержалась лишь информация о месяце и дне доставки письма. А так как делать штемпеля со сменяемой датой тогда ещё не умели, то набор для почтовых станций состоял из 366 штемпелей.
Объёмы пересылок непрерывно росли, и вскоре такой несовершенный способ оплаты очень быстро стал накладен, в первую очередь для самих сотрудников службы. Поэтому для упорядочения системы почтовых сборов в 1845 году почтовый департамент осуществил ряд реформ, среди которых — введение (сначала в Петербурге, а потом и в Москве) первых знаков почтовой оплаты. Так появились штемпельные конверты — те же самые куверты, но с уже напечатанным типографским способом штемпелем на лицевой стороне. Изначально они имели хождение только в пределах города, но уже в 1848 году появились варианты разных номиналов, в том числе для иногородней корреспонденции.



С тех пор внешний вид и конструкция конверта остались практически неизменными.

Марки

На смену штемпельной системе пришли почтовые марки — специальные знаки, франкирование (форма предварительной оплаты отправителем пересылки и доставки пересылки) которыми свидетельствует о факте оплаты услуг ведомства (пересылки и доставки как внутренней, так и международной корреспонденции). Маленькие и красивые кусочки бумаги с заданной стоимостью (номиналом) и богатейшей историей.



Моя скромная коллекция )



Первая в мире почтовая марка

В России марки появились немногим позже — в 1857 году А.П. Чарульский (сотрудник почтового департамента) перенял зарубежный опыт и предложил ввести марочную систему в наших холодных краях.


Первые проекты русских почтовой марок (представленные Ф.М.Кеплером 21 октября 1856 года) были отклонены Чарульским. Позже над к проекту марки подключается старший гравер ЭЗГБ Франц Михайлович Кеплер — почитав фидбек Чаруковского на первые пробы, он принялся изготавливать первые образцы — из нескольких вариантов был выбран один, ставший первой почтовой маркой России. Красивая? ;)

Первые марки приходилось вырезать ножницами, хотя очень скоро пришли к выводу, что это не самый удобный вариант. В 1847 году служащий Дублинского почтамта Генри Арчер предложил делать перфорацию, то есть пробивать сквозные круглые отверстия по всему периметру марки. Но мало кто знает, что перфорирование почтовых марок производится не только для облегчения отделения марок — форма зубцовки и её размеры также являются одним из способов защиты от подделки.

Почтовые ящики

Появление штемпелеванных конвертов упростило оплату пересылки и сделало присутствие почтового чиновника необязательным. Всё это поспособствовало скорому появлению почтовых ящиков (для сбора и хранения писем) прямо на улицах города.



Вариантов конструкции почтовых ящиков в разные времена было огромное множество — и уличные, и “домашние”, и вандалоустойчивые, и даже с устройствами для выдачи марок — во многих музеях, как правило, их целые коллекции.

Военные годы

Одно дело — гражданские письма, а совсем другое — необходимость в обмене информацией во время военных действий, когда почта была востребована ещё больше. Великая Отечественная война дала о себе знать — перемещение миллионов людей вызвало огромное увеличение потока почтового обмена, из-за чего почта (а также телеграфы, о которых чуть позже) работала круглосуточно, ежедневно обрабатывая тысячи посылок. Для понимания масштабов — в одной только Башкирской республике (Уфа была важной составляющей почтовой системы тех времён) в годы войны своевременно было обработано, отправлено и доставлено более 20 миллионов писем.



Минутка занимательной арифметики: среднестатистическая скорость LTE-соединения от Мегафона в Питере у меня составляла 50 мегабит в секунду на приём. Если предположить, что все 20 миллионов писем в Башкирской республике были бы в военные годы написаны на листах формата А4 (с обеих сторон, то есть, примерно, по 5000 символов на лист), то получившийся объём текста (20.000.000 * 5 Кб = 95.367 Гб) можно было бы скачать за 4.5 часа. Наивно предположу, что переписку всей страны вполне можно было бы выкачать за недельку… так, о чём это я.

Наше время

В конце прошлого тысячелетия техника и технологии начали развиваться особенно интенсивно, в России появились мобильная связь и Интернет. Высокий уровень проникновения этих технологий ощутимо отразился на характере коммуникаций между людьми: поток простой письменной корреспонденции продолжает сокращаться.

Но жители страны практически ничего не потеряли (кроме радости от получения тёплого лампового письма) — ведь на смену бумажной почте пришла электронная. Для передачи информации не нужно разводить костёр, заводить почтовых голубей… да даже необязательно знать, где находится ближайший к дому почтовый ящик — достаточно в любом месте города достать телефон/планшет/ноутбук и быть уже на связи. Любой почтовый адрес, мгновенная отправка и получение писем, любые вложения файлов, коллективная переписка, форвардинг, сортировка — да-да, вот это всё. Находясь в тысячах километров от офиса, я был в курсе того, что происходит на работе.


А ведь когда-то отправка только в одну сторону заняла бы не один день…
Продолжение следует.

// Ссылки по теме (Wikipedia): Всё о почте

Только что вы дочитали первую статью об истории развития связи, все остальные будут опубликованы на страницах спец-проекта с МегаФоном.

!important: Статья не претендует на полноту и достоверность всех данных.

Читайте также: