Как оценить смысл информации сообщение

Обновлено: 05.07.2024

Понимая информацию как один из основных стратегических ресурсов, без которого невозможна деловая, управленческая, вообще любая социально значимая деятельность, необходимо уметь оценивать ее как с качественной, так и с количественной стороны. На этом пути существуют большие проблемы из-за нематериальной природы этого ресурса и субъективности восприятия конкретной информации различными индивидуумами человеческого общества. С этой точки зрения классификация информации является важнейшим средством создания систем хранения и поиска информации, без которых сегодня невозможно эффективное функционирование информационного обеспечения управления.

Целью работы является рассмотрение видов информации, областей применения и подходов к ее количественной оценке. Для этого нужно рассмотреть следующие задачи и вопросы. Первой задачей является изучение общих понятий по данной теме. Рассмотрение конкретных способов оценки количества информации – вторая задача.

Что такое информация и ее классификация

Термин "информация" происходит от латинского слова "informatio", что означает сведения, разъяснения, изложение. Несмотря на широкое распространение этого термина, понятие информации является одним из самых дискуссионных в науке. В настоящее время наука пытается найти общие свойства и закономерности, присущие многогранному понятию информация, но пока это понятие во многом остается интуитивным и получает различные смысловые наполнения в различных отраслях человеческой деятельности:

· в кибернетике под информацией понимает ту часть знаний, которая используется для ориентирования, активного действия, управления, т.е. в целях сохранения, совершенствования, развития системы (Н. Винер).

Клод Шеннон, американский учёный, заложивший основы теории информации — науки, изучающей процессы, связанные с передачей, приёмом, преобразованием и хранением информации, — рассматривает информацию как снятую неопределенность наших знаний о чем-то.

Применительно к информации как к объекту классификации выделенные классы называют информационными объектами. С этой точки зрения классификация информации является важнейшим средством создания систем хранения и поиска информации, без которых сегодня невозможно эффективное функционирование информационного обеспечения управления. Классификация носит всеобщий характер вследствие той роли, которую она играет как инструмент научного познания, прогнозирования и управления. Одновременно классификация выполняет функцию объективного отражения и фиксации результатов этого познания. при этом характер классификационной схемы, состав признаков классификации и глубина классификации определяется теми практическими целями, для реализации которых используется классификация, типом объектов классификации, а также условиями, в которых классификация будет использоваться.

1.2 Виды информации

Основные виды информации по ее форме представления, способам ее кодирования и хранения, что имеет наибольшее значение для информатики, это:

1. Графическая или изобразительная — первый вид, для которого был реализован способ хранения информации об окружающем мире в виде наскальных рисунков, а позднее в виде картин, фотографий, схем, чертежей на бумаге, холсте, мраморе и др. материалах, изображающих картины реального мира;

2. Звуковая — мир вокруг нас полон звуков и задача их хранения и тиражирования была решена с изобретение звукозаписывающих устройств в 1877 г. ее разновидностью является музыкальная информация — для этого вида был изобретен способ кодирования с использованием специальных символов, что делает возможным хранение ее аналогично графической информации;

3. Текстовая — способ кодирования речи человека специальными символами — буквами, причем разные народы имеют разные языки и используют различные наборы букв для отображения речи; особенно большое значение этот способ приобрел после изобретения бумаги и книгопечатания;

4. Числовая — количественная мера объектов и их свойств в окружающем мире; особенно большое значение приобрела с развитием торговли, экономики и денежного обмена; аналогично текстовой информации для ее отображения используется метод кодирования специальными символами — цифрами, причем системы кодирования (счисления) могут быть разными;

1.3 Виды подходов к оценке количества информации


(РИСУНОК 1)

При всем многообразии подходов к определению понятия информации, с позиции измерения информации нас будут интересовать два из них: определение К. Шеннона, применяемое в математической теории информации (содержательный подход), и определение А. Н. Колмогорова, применяемое в отраслях информатики, связанных с использованием компьютеров (алфавитный подход). (рисунок 1)

1.4 Содержательный подход

Содержательный подход к измерению информации.

Для человека информация — это знания человека. Рассмотрим вопрос с этой точки зрения.

Проще всего определить объем информации в том случае, когда все результаты события могут быть реализованы с равной вероятностью. В этом случае формула Хартли используется для расчета информации.

Причем обычно значение N известно, а I приходится подбирать, что не совсем удобно. Поэтому те, кто знает математику получше, предпочитают преобразовать данную формулу так, чтобы сразу выразить искомую величину I в явном виде: I = log2 N

В более сложной ситуации, когда исход события ожидается с различной степенью достоверности, требуются более сложные вычисления с использованием формулы Шеннона.

Формула Шеннона: I = - ( p1log2 p1 + p2 log2 p2 + . . . + pN log2 pN),

Легко заметить, что если вероятности p1, . pN равны, то каждая из них равна 1 / N, и формула Шеннона превращается в формулу Хартли.

1.5 Алфавитный подход

Алфавитный подход используется для измерения количества информации в тексте, представленном в виде последовательности символов некоторого алфавита. Такой подход не связан с содержанием текста. Количество информации в этом случае называется информационным объемом текста, который пропорционален размеру текста — количеству символов, составляющих текст. Иногда данный подход к измерению информации называют объемным подходом.

Каждый символ текста несет определенное количество информации. Его называют информационным весом символа. Поэтому информационный объем текста равен сумме информационных весов всех символов, составляющих текст.

Если допустить, что все символы алфавита встречаются в тексте с одинаковой частотой (равновероятно), то количество информации, которое несет каждый символ, вычисляется по формуле Хартли:

Алфавит - множество используемых символов в языке.

Мощность алфавита (N) - количество символов, используемых в алфавите.

i=log2N , где N - мощность алфавита.

Формула Хартли задает связь между количеством возможных событий N и количеством информации i :

Заключение

Для того чтобы в дальнейшем достаточно эффективно работать с информацией (использовать ее), нужно на начальном этапе понять достаточно простые вещи: полезна для вас изложенная информация или нет, можно ли ей доверять, требуется ли дополнительная информация и т.п. Так вот, процесс понимания и есть не что иное, как оценка поступившей к вам информации.

Критерии оценки информации - (важность, точность, значимость)

Сам процесс выбраковки должен иметь четкие критерии. Для принятия решения о нужности информации осуществляется первичная ее оценка. Критерии первичной оценки должны быть немного загрублены для исключения потери важной информации, но незначительно, иначе поток превратится в неконтролируемый. Минимальный набор критериев для первичной оценки — это один признак - релевантность данной информации нашим потребностям. Иначе говоря, если информация хоть как-то касается нашей темы ил потенциально может помочь в работе над нашим проектом, значит, она представляет для нас интерес. Значит, мы ее оставляем у себя и пускаем в дальнейшую работу.

Результатом такой оценки информации должен стать вывод о ее релевантности нашей проблеме.

Свойства информации, которые по своей сути и есть критерии ее оценки:

  • объективность — субъективность
  • достоверность — недостоверность
  • Полнота - неполнота
  • Актуальность — неактуальность
  • Ценность — бесполезность
  • Понятность — непонятность

Это академический подход. На практике обычно поступают следующим образом. Изначально поступившую информацию оценивают с точки зрения релевантности. Если информация релевантна — вопрос в ее достоверности. Затем — в ее актуальности. А после этого при необходимости осуществляется оценка по иным критериям. Часто для ускорения процесса оценки используют упрощенный набор критериев. Кроме того, в зависимости от задачи меняется важность того или иного свойства информации вплоть до полного отказа от какого то свойства. Также практикуется объединение нескольких свойств в один синтетический параметр. Например, объективность и достоверность, или полнота и ценность. Либо для оценки используют одно свойство. Так можно поступать при первичном сборе информации по ранее неизвестой проблеме. Собирается все — главное, чтобы информация как-то помогала в понимании проблемы.

Критерии упрощенной оценки информации

РЕЛЕВАНТНОСТЬ информации — наличие связи с проблемой (соответствие нашим интересам) и способность информации внести вклад в процесс понимания проблемы. Иными словами, необходимо сопоставить данную информацию с вашими информационными потребностями и ответить на вопрос: сможет ли помочь она вам чем-то сейчас или в ближайшем будущем? Если да — переходите к следующему этапу, если нет — в корзину (если только она вам не пригодится в другом деле).

ДОСТОВЕРНОСТЬ информации - насколько представленное описание соответствует действительности. Можно ли верить информации или требуется дополнительное исследование, или нельзя доверять в принципе.

ЗНАЧИМОСТЬ информации:

  • понимание самой информации,
  • полнота освещения предмета интереса,
  • своевременность информации и ее достаточность для принятия решения.

Принятие решения о релевантности информации некой проблеме осуществляется по нескольким признакам. Первый признак — это наличие явного указания на сферу интересов. Такое указание выявляется через наличие ключевых слов (названий, имен, дат, специфических терминов и т.п.). Второй признак более сложен, это наличие косвенного, смыслового указания. Здесь прямо назвать признаки не получится — в каждой ситуации они свои.

Второй критерий — это достоверность. Она проверяется по следующим параметрам:

  • наличие подтверждения из других источников;
  • стыкование с другой информацией;
  • знание источника и его мотивов;
  • авторитет или длительная положительная история работы с источником;
  • свойства канала передачи информации.

Как видно, важнейшее место здесь занимает знание об источнике информации. Поэтому важно вести работу по изучению источников, постоянному сбору информации о них. С кем аффилированы, насколько объективно освещают проблемы, с кем сотрудничают, чьи интересы лоббируют и т.д. Для выявления дезинформации необходимо:

  • четко разделять факты и мнения о них;
  • понимать, может ли источник иметь доступ к присланной информации;
  • учитывать отношение источника к описанным объектам или событиям;
  • учитывать личностные характеристики источника (автора) — заинтересованность, фантазийность, зависимость, самомнение;
  • помнить, что легче всего воспринимается желаемая информация.

Также необходимо брать во внимание, что информация искажается и ненамеренно. Это происходит по следующим причинам:

При намеренной дезинформации используют следующие приемы:

  • сокрытие фактов;
  • тенденциозный подбор (изложение) фактов;
  • нарушение логических или временных связей;
  • подача достоверной информации в такой форме или контексте, чтобы она воспринималась как дезинформация;
  • краткое изложение важной информации на фоне ярких, отвлекающих внимание данных;
  • использование в изложении многозначных слов, которые можно толковать по-разному;
  • замалчивание ключевых деталей.

В процессе работы с информацией (на любом этапе) возможно возникновение ситуации, когда для понимания происходящего не хватает данных. В этом случае можно воспользоваться приемом восстановления информации.

Суть его в том, что любому событию что-то предшествует, какая-то подготовка, какие-то события и везде остается след. Какие-то процессы сопутствуют основному событию, что-то становится следствием этого события. Нужно уметь восстанавливать последовательность событий и выявлять места, где может остаться информация о событии. Но начинать нужно с обработки уже имеющейся информации. И в этом плане очень важным является процесс аттестации источника информации.

Объём видеопамяти составляет 100 Кбайт. Графический режим работает в режиме 640 х200 пикселей. Какое максимальное кол-во цветов может содержать палитра?

Переведите величины из одних единиц измерения информации в другие: 1 4 Гбайта=? Кбайт 2 217 Мбайт=? Гбайт 3 13 Мбит=? бит 4 27 Гбит=? бит 5 228 бит=? Мбайт 6 227 Гбит=? Мбайт 7 231 Кбайт=? Мбит

1. Посчитай, сколько бит информации содержит 19 байт 2. Посчитай, сколько байт информации содержат 2 кб 3. Посчитай, сколько байт информации содержит 144 бит

Мощность первого в алфавита составляет 2048 символов информационный вес символа на второго алфавита она 2 бита меньше чем информационный вес символа из первого алфавита определите мощность второго алфавита

Известно правило кодирования - после каждой гласной буквы ставится буква "и", после каждой согласной - "ц". Зашифруй слова: практикум, принтер, секрет, честь.

Для записи текста использовался 64-символьный алфавит. Какое колисество информации в байтах содержит 3 страницы текста, если на каждой странице расположено 40 строк по 60 символов в строке?

Причинами недостоверности могут быть:
- преднамеренное искажение (дезинформация);
- непреднамеренное искажение субъективного свойства;
- искажение в результате воздействия помех;
- ошибки фиксации информации;
В общем случае достоверность информации достигается:
- указанием времени свершения событий, сведения о которых передаются;
- сопоставлением данных, полученных из различных источников;
- своевременным вскрытием дезинформации;
- исключением искажённой информации и др.

Читайте также: