Как написать сообщение в стихотворной форме

Обновлено: 02.07.2024

О художественном вкусе, сильной и слабой рифме и о том, почему технически идеальные строки — это не гарантия отклика в душе читателя.

Сильно — это так, чтобы в голове читателя потом эти строки вертелись. Чтобы стихи учили наизусть и ими спасались. Чтобы каждое стихотворение для читателя было микроозарением, зацепкой на пути к чему-то высокому.

Я тебя отвоюю у всех земель, у всех небес,

Оттого что лес — моя колыбель, и могила — лес.

Что необходимо для создания хороших стихов

1. Использовать богатую рифму

Не глагольную, не морфемную.

В идеале рифмующиеся слова должны быть разными частями речи. Если это существительные, то они должны находиться в разных падежах.

2. Всегда считать слоги

Да, существует много примеров удачного использования свободного размера. Но это могут позволить себе лишь опытные поэты.

он в ботинках, она на цыпочках, босиком

у неё в руке босоножка со сломанным каблуком

он хохочет так, что едва не давится кадыком

Обычно сразу понятно, кто использует свободный стихотворный размер осознанно, а кто — по неопытности. Художники-абстракционисты владели академической школой. Если всё же хочется писать концептуальные стихотворения, сначала нужно освоить классические приёмы.

3. Придумывать честные метафоры

4. Подружить язык и замысел

Понятно, для какого слова гарнитура подходит, а для какого стоит её поменять. То же самое со смыслом и формой.

Подружить язык и мысль поможет умение интуитивно пропускать через себя слова. Надо визуализировать ту музыку, что остаётся в ушах во время прочтения стихотворения вслух, и сравнить со смыслом.

Имеет значение и размер (философский дактиль, оставляющий послевкусие, или уверенный яркий хорей), и фонетика, и даже места, в которых можно сделать вдох при прочтении. И здесь же стоит проверить, нет ли в стихотворении нелепых, выпадающих слов.

Как развивать художественный вкус

Как обычно бывает в жизни, вышеперечисленные правила неоднозначны, имеют границы применения и множество исключений, и просто вызубрить их не получится. Чтобы применять стихотворные законы на практике, необходимо обладать художественным вкусом. Как его развить?

1. Не пренебрегайте образованием

Это самый простой способ. Хорошие вузы обычно так прокачивают мозг, что даже далёкий от творчества человек может легко отличить настоящее искусство от китча.

2. Читайте хорошие книги

Проникнитесь философией русских и зарубежных классиков. Впитайте в себя язык. Прикиньте, как глубоко вам придётся нырять.

3. Смотрите и слушайте

Знание живописи и музыки не менее важно. Если вы вдохновитесь и впоследствии напишете стихи по впечатлениям о картине или симфонии, это не будет плагиатом. А если будете ориентироваться на известных поэтов, читатель легко это заметит.

4. Общайтесь с интересными людьми

Харизматичные и сильные люди помогают своему кругу общения развиваться. В том числе это касается и художественного вкуса.

Ещё 6 советов из личного опыта

1. Изучайте музыкальную грамоту

Учитесь чувствовать разные стихотворные размеры, проживайте паузы, дирижируйте собственными строками. Тогда вы вправе будете сказать, что у ваших стихотворений есть мелодия.

2. Учите иностранные языки

3. Не пишите так, как уже написали до вас

Не делайте открытие Америки из того, что и так чувствует каждый адекватный человек. Подумайте дважды, когда, налив себе какао и закутавшись в плед, сядете писать про осень. Мыслите уникально, так, как никто в мире. Ни Пушкин, ни Цветаева, ни Полозкова.

4. Продвигайтесь искренне и ненавязчиво

Не печатайтесь в платных коллективных сборниках: их никто не читает, кроме опубликовавшихся поэтов. Не участвуйте в сомнительных квартирниках, где участников больше, чем зрителей. Не кичитесь членством в литературных союзах: всё равно туда сейчас берут всех. Не пишите нарочито хвалебные рецензии другим поэтам в надежде, что в ответ похвалят и вас.

5. Живите в гармонии с миром

Случается, что и вкус у поэта хороший, и слоги он посчитал, но пресловутых мурашек у читателя нет. Я считаю, каждое стихотворение на какую-то долю написано высшими силами, космосом. И с этим самым космосом автору необходимо наладить связь. Здесь, к сожалению, нет универсальных рецептов. По опыту — нужно жить в гармонии с собой и окружающим миром, быть восприимчивым и внимательным.

6. Проверяйте, ценна ли высказанная вами мысль

Будет ли она так же важна в прозе, а не в стихах? Если убрать форму, останется ли содержание?

Советы получились предостерегающими. На самом деле, если и ум, и сердце работают в полную силу, то всё получится.

Введите две строки на русском языке. Длина строки не должна превышать 150 знаков. Сохраняйте разбиение на строки.

Если вы не хотите/не можете сочинить даже 2 строки, доверьте это стихороботу! Нажмите вкладку "сочини за меня" и следуйте подсказкам (черный прямоугольник слева). Или посмотрите видеоролик.

Если результат вам понравился и получился интересный робостих, поделитесь с нами. Отправьте его нам через форму обратной связи на странице контактов. Или разместите стих, написанный в соавторстве с роботом на форуме в специальном разделе.

  • Если вам понравился генератор стихов, поделитесь с друзьями

проверка размера стиха онлайн
генератор стихов
подобрать римфу к слову

стихотворения, не вошедшие в рубрики Мы будем молиться
Мы будем молиться на сталь перекрестия кованных гард наших, жажду познавших, мечей. Обертоном усилят ветра и подхватят, и ввысь понесут хриплый.

стихотворения, не вошедшие в рубрики 06:00.
Весна Русская пришла, Лучи её тепла Хотят Европе дать Жару в окно. И в душу лезет пусть Тоски имперской грусть- По воду в Крым Пойдёт со мной.

миниатюра Эдуард Кобринчук (с)
Недавно попался на глаза фильм о природе. С удовольствием смотрел на то, как птички существуют в стае. И невольно подумал о том, что и нас природа.

стихотворения, не вошедшие в рубрики Переводчик © Ната Лия
Чужие слова беззащитно ложатся новыми на листок - пытаешься понять, изводишь за тетрадью тетрадь, потому что однажды надо решиться на "стоп", а.

Для начала, представлюсь. Меня зовут Александр Окропиридзе. Физик по образованию. В поэзии "специализируюсь" на юморе. Высоких достижений не имею. Являюсь членом московского Клуба юмористов и сатириков "Чёртова Дюжина". Был лауреатом и дипломантом ряда поэтических конкурсов и фестивалей.

Но вот набрался наглости написать статью с практическими советами для начинающих. Несогласным предлагаю поделиться с читателями своими публикациями.

Итак, с чего, по моему мнению, следует стартовать в стихосложении:
С ритма? Рифмы?

Нужно обнаружить в себе желание высказаться, возможно, в свой собственный адрес, возможно, в адрес потенциального читателя.

Часто в стихах от первого лица действует или повествует литературный герой, которого ни в коем случае не следует путать с автором. Но этот герой частенько является авторским " alter ego" - его отражением, внутренним голосом или собеседником.

Очень важно обнаружить в себе мысли, которые захочется передать читателям. (в законченном или достаточном объеме для начала творческого процесса). Большинство сетевых стихов наделено главным своим недостатком: отсутствием вразумительной авторской мысли. И это, по-моему, основной "бич", напрочь обесценивающий результат.

Редким исключением может являться пейзажная лирика - словесная картина. Но этой "продукцией" настолько завалены литературные сайты, что, говоря "коммерческим языком", предложение намного опережает спрос. А, как известно, если в стакан с чаем добавлять сахара больше, чем хочется, то наступает отвращение к напитку. Посему я не буду советовать новичкам начинать с пейзажной лирики и пугать читателей потоком плохо перевариваемого контента. Отыщите в себе иные, волнующие вас темы.

Ну, вот, наконец, мы дошли до ритма с рифмой. И тут я вас снова огорошу. Я не стану излагать теоретические основы поэтического искусства. На эту тему написано много достойнейшей литературы, и её легко найти в сети с помощью Яндекса. К тому же большинство из нас знакомо с поэзией не понаслышке, буквально, с детского сада. А, значит, основные понятия давно заложены в умах. Но я дам ряд практических советов новичкам.

Но вот важный вопрос:
какую роль играют ритм и рифма в стихотворении?

Самый короткий ответ, приходящий на ум таков:
ритм и рифма - это "специи", " усилители вкуса " для прозаического текста, творящие из него поэтическое блюдо.

К слову, в поэзии существуют "свободные стихи", то есть стихи без очевидного ритма и рифмы. А поскольку они практически лишены вышеуказанного "усилителя вкуса", то на автора накладывается дополнительная нагрузка по насыщению текста достоинствами литературного плана. В итоге, можно сказать, что традиционные стихи – с ритмом и рифмой – это короткий путь к сердцу читателя и не стоит игнорировать их силу и притягательность.

Совет по ритму :
начинайте творить с двусложных стихов, а точнее с ямба, коим, например, написан пушкинский роман в стихах "Евгений Онегин". Все помнят:

"Мой дядя самых честных правил,
Когда не в шутку занемог,
Он уважать себя заставил
И лучше выдумать не мог. "

Формальный ритмический рисунок (ямба) данного отрывка таков:

_ / _ / _ / _ / _
_ / _ / _ / _ /
_ / _ / _ / _ / _
_ / _ / _ / _ /

Здесь каждый безударный слог обозначен как " _ ",
а ударный слог - как " / ".

Одна такая повторяющаяся пара " _ / " - называется стопой. В одной стопе - одно ударение.

Как видите, в каждой строке 4 ударения, а значит 4 стопы ( _/ _/ _/ _/ ). На конце первой и третьей строки можно обнаружить по маленькому безударному довеску " _ ", который на подсчёт не влияет. Таким образом, перед вами 4-х стопный ямб.

Как обнаружить в своём стихотворении ритмическую ошибку?

Читайте свои стихи вслух, ритмично, нараспев, согласно схеме акцентируя голосом все слоги, соответствующие знаку " / ". И если в ваше творение закралась ритмическая ошибка (лишние или недостающие слоги), то неожиданно "законное ударение" в том или ином слове обернётся безударным местом, а это обязательно покоробит ваш слух (если вы, конечно, носители чистого русского языка).

Итак, благодаря ямбу вам легче будет подбирать/укладывать слова в строки.

Старайтесь придерживаться на всём протяжении стихотворения постоянной длины для соответствующих рифмованных строк, выраженной в количестве стоп или слогов. Если, конечно, обратного не требует жанр или ваш обоснованный литературный приём.

Так, например в приведенном отрывке количество слогов в строках таково:
9
8
9
8

Так должно быть и далее: 9-8, 9-8, 9-8, 9-8.

Совет по рифме :

а)
Существуют сложные, богатые звучанием рифмы. Например: " колется - успокоятся ". При этом они бывают более или менее корректными. Чтобы "набить руку" в стихосложении советую для начала придерживаться точных рифм с максимально совпадающими окончаниями и не слишком далеко от них удаляться. Как вам ни покажется странным, но писать точными рифмами довольно сложно. Вы же себя таким образом будете ограничивать в вариациях (в падежах, окончаниях). Но это дисциплинирует стихотворца и уберегает его от рифм некорректных.

Освоив такой способ, можете переходить к рифмам более сложным.

б)
Старайтесь не злоупотреблять глагольной рифмой. Глагольная рифма сама по себе ещё не беда - беда её засилье и тривиальность. Последние проистекают от простоты её подбора. Особенно раздражают слух зарифмованные глаголы неопределённой формы. "Кид аться - сме яться - руг аться - целов аться - ". Такие рифмы производят угнетающее впечатление ограниченного словарного запаса. Из той же категории рифмы вроде: "при шёл - за шёл - на шёл - уш ёл - ". Разнообразьте таковую хотя бы существительным, например, "коз ёл " - и будет счастье :).

в)
Если вдруг вам не отвертеться, и применение глагольной рифмы неизбежно, постарайтесь привнести в концовку строк хотя бы минимальное разнообразие. Пусть, к примеру, рифмующиеся слова будут разной длины по количеству слогов. Например: "шла" (1 слог) и "заволокла" (4 слога).

г)
Не используйте в рифме однокоренные слова. Классический образец такой рифмы и любимая многими сетевая цитата: "ботинок - полуботинок". Кто только уже над этим не посмеялся.

Здесь есть и исключения: слова одинаковые или близко звучащие, но разные по смыслу (т.н. омонимы). Такая рифма, пожалуй, может даже украсить стихи, привнося в них игру слов. Например: "брак" (семейный союз) и "брак" (плохое качество).
_________

Если вы испытываете трудности с подбором рифмы, используйте, например, генератор рифм онлайн .

На ранней стадии не пишите длинных стихотворений. Придет умение - оттянитесь вволю. Научитесь выражать свою мысль коротко и ёмко (лапидарно). Лапидарность стихов - важнейшая характеристика. А разводить седьмую воду на киселе может практически каждый.

Избегайте прямых и косвенных тавтологий (повторений). Они - типичные враги лапидарности.

Научитесь писать свои стихи с конца!
Как так?

Выделите в ваших замыслах главную, итоговую мысль (если таковая имеется) и вложите её в заключительное четверостишие (или двустишие). А далее, руководствуясь пунктом (5) как можно ловчее, не добавляя лишней "воды", допишите предыдущие строки и строфы, необходимые для описания всего процесса от предпосылок до уже сочиненного финала. Не всегда всё получается гладко, но стихотворчество - это такой процесс, который очень удачно описал Маяковский:

"Поэзия — та же добыча радия.
В грамм добыча, в годы труды.
Изводишь единого слова ради
Тысячи тонн словесной руды".

"Ударная концовка" - удачное завершение для стихотворения, поэтому и главная ваша мысль не должна быть посредственной, невнятной, вторичной. Уж, постарайтесь, не разочаруйте своих читателей! ;)

Есть стихотворцы, вполне удачно пишущие и без таких приёмов. Вполне возможно, что они всё исполняют интуитивно. Или хватает таланта вне зависимости от изначальной мысли всегда найти удачное продолжение и отменную концовку.

Мой же совет лишь тем, кто его ищет.

Как было замечено в предыдущем пункте, удачная концовка - важнейший элемент ваших будущих произведений. Но здесь я усилю требования следующим призывом:

Если в стихотворении несколько четверостиший (строф), то подойдите к ним с такими же требованиями, как и к финалу. То есть 6-ой пункт - это тот же 5-ый пункт, но творчески применённый к каждому четверостишию в составе стихотворения. А именно:

а) выделяйте для себя основную мысль каждого четверостишия;
б) ставьте строку или строки с этой мыслью в конец четверостишия;
в) и лапидарно дополняйте "сюжетной подводкой" рифмованных (по отношению к концовке) строк.

Если пункт (в) исполнен некачественно, то это непременно будет отмечено продвинутым читателем.
______________

Рассмотрим для примера четверостишие Георгия Фрумкера:

"В нас часто проявляется плебейство.
Ну, что ж, один — атлет, другой — Атлант.
Несовместимы Гений и Злодейство,
Но совместимы зависть и талант."

Главная его мысль в двух последних строках:

"Несовместимы Гений и Злодейство,
Но совместимы зависть и талант."

И если вам удастся произвести на свет столь удачную мысль, соблюдая ритм (в данном случае это 5-стопный ямб), то поставьте её на место двух последних строк четверостишия, а далее будьте изобретательны в подборе двух первых строк (с учётом ритма и рифмы). Если, скажем, не подберёте нужных рифм, то перефразируйте главную мысль так, чтобы изменить окончания, и повторите творческий процесс заново.

А если вы оказались внимательными, то наверняка заметили, что даже в главной мысли ключевые слова поставлены в конец строк! Я имею ввиду "Гений и Злодейство" и "зависть и талант". То есть принцип "всё важное — в конец" соблюдён на всех уровнях. Это — "высший пилотаж" в исполнении Фрумкера. И если, например, в пейзажной лирике это не столь важно, то в остроумных, юмористических стихах этот принцип один из основных.

Безусловно, при сочинении строк вы столкнётесь с трудностями попадания в ритм. Будьте гибче в выражении мыслей, дабы иметь по возможности больше вариантов. Начинающий поэт чаще всего определяет почти безальтернативные опорные (основные) смысловые слова и благополучного ритма ради начинает дополнять их мусором из коротких (одно- и двусложных) слов: предлогов, междометий и даже жаргонных восклицаний. Эти слова "для вставки", как правило уродуют стихи и бросаются в глаза понимающим читателям.

В итоге совет: пишите строки по возможности "длинными" словами, избегая многочисленных односложных слов-заполнителей. Естественно, "длинные" слова не должны быть длинными в буквальном понимании. Они должны быть "достаточными" для строки. При этом, как минимум, исполнены эстетики, присущей богатому русскому языку.

Старайтесь не писать простыми и примитивными предложениями, при которых одна законченная мысль соответствует в точности одной строке. Это самый легкий и не самый удачный способ стихосложения (и мыслеобразования). Укладывайте простые предложения в сложные. Используйте причастные, деепричастные обороты.

Используйте метафоры (но не "перегибая палку"). Русская поэзия славится своей метафоричностью, образностью. Используйте изысканные слова, эпитеты, определения из литературного лексикона (если, конечно, он согласно замыслу не противоречат лексикону вашего литературного героя).

Не описывайте действие/сюжет словами просторечными или элементарными (если, конечно, это не прямая речь литературного героя). Так, например: "герой сказал - героиня сказала - он ей сказал - она ему сказала - он ответил громче - она ответила примирительно. ". Или: "он вошел , походил по дому, затем вышел и пошел в лес. Походил там полдня, затем из лесу вышел . был сильный мороз".

Только у слова "сказать" в русском языке найдется под 100 слов-синонимов и выражений. Пользуйтесь словарями, например, этим словарём синонимов . А вот небольшой словарь эпитетов .

Русский язык богат синонимами, оборотами, эпитетами. Используйте их ради создания богатого послевкусия в пику пресности и косноязычию.

Помните также, что метафора - это яркое сравнение. То есть некое явление сопоставляется с иным ярким, "поэтически сочным" образом. А не наоборот. Иначе стихи блекнут, вместо того, чтобы гореть ярче.

Не соединяйте различные плохо совместимые стили в одном стихотворении. Не мешайте "высокое" с "низким". Если, конечно, это не юмористическое произведение, где игра "высокого" с "низким" может быть элементом юмора или сатиры.
____________________

Вот и все 10 советов.

Если бы сам всегда соответствовал своим же советам, то, возможно, стал бы вторым пушкиным ;). Но за много лет, как минимум, познал ценность этих идей. Их понимание выручало меня не раз. А в целом мне ещё учится и учиться. Впрочем, как и всем, желающим хорошо писать стихи.

Если в ворде, то Используешь меню "Формат", опция "Абзац".
Выставляешь параметры: размер отступа слева, отсутствие красной строки, межстрочный интервал, интервал между абзацами.
Каждую строку заканчиваешь нажатием Shift+Enter, а не просто Enter. А абзац заканчиваешь, нажав просто Enter (без шифта) .
Всё получится нормально.
Удачи!

Писать стихи и песни я не мастер.
А вот читать, читаю их всегда.
И по ночам, как одинокий гангстер,
Из них черпаю темы для себя.

Разочарованный их пишущий любовью,
Или страдающий хронической тоской.
Пронизывает душу своей болью
И ход даёт строке моей "большой".

Зимою, летом, весной и даже в осень
Пишу стихи, "воруя" темы у других.
Мне только жаль, одно конечно очень,
Что не читает никто стихов моих.

И даже песни, что ночами я слагаю .
Никто не слушает, тем паче не поёт,
Но я по темам, по чужим в ночах летаю.
Ведь моя муза к ним меня зовёт.

Она капризная, скандальна и упряма.
Днём хлопнет дверью, обидевшись уйдёт,
А вечером смотрю, в эта дама.
Сидит за столиком и тихо меня ждёт.

И все забыв её обиды и упрёки.
Я к этой музе сажусь лицом к лицу.
И вслух читая стихов чужие строки.
Я для себя другие темы нахожу.

Читайте также: