Как написать сообщение в личном кабинете налогоплательщика для физических лиц

Обновлено: 04.07.2024

Чтобы получить ИНН, оформить налоговый вычет или льготу по имущественным налогам, нужно подать правильно составленное заявление.

Заявление в Федеральную налоговую службу (ФНС) является видом официального обращения граждан. В отличие от жалобы, в заявлении не говорится о нарушениях, а содержится запрос на реализацию прав.

Заявление — просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других.

Документация фискальных органов отличается формализмом, поэтому большинство заявлений в ФНС подаются на специальных бланках и заполняются по инструкции.

Общие требования к заявлениям в налоговую

Рассмотрим особенности написания наиболее популярных заявлений.

Заявление о получении ИНН

Любой гражданин, будущий или действующий налогоплательщик, должен состоять на учёте в Федеральной налоговой службе. Постановка на учёт осуществляется в течение пяти дней после подачи заявления.

На сайте ФНС существует удобный сервис, позволяющий встать на учёт в налоговом органе не выходя из дома.

Но если вам по каким-то причинам удобнее работать с бумажными документами, для получения ИНН (в том числе повторного) необходимо заполнить форму № 2-2-Учёт, утверждённую приказом ФНС России от 11.08.2011 № ЯК-7-6/488@.

Заявление о налоговом вычете

Налоговый вычет — это сумма, уменьшающая расчётную базу при исчислении налога на доходы физических лиц. Существуют стандартные, социальные, имущественные, профессиональные и инвестиционные вычеты.

О налоговых вычетах и процедуре возврата 13% на Лайфхакере есть отдельная статья. Также пошаговые инструкции по оформлению всех видов вычетов есть на сайте ФНС.

К социальным вычетам относятся такие виды затрат, как плата за обучение (своё или детей) или лечение, а также благотворительность. Имущественный налоговый вычет предоставляется при покупке недвижимости или земли.

С 31 марта 2017 года возврат излишне уплаченного НДФЛ, а также возврат переплат по имущественным налогам осуществляется по заявлению, утверждённому приказом ФНС от 14.02.2017 № ММВ-7-8/182@ (приложение № 8).

Заявление о выдаче справки об отсутствии задолженностей

Если вы хотите узнать об отсутствии (или наличии) долгов перед госбюджетом, запросите в территориальном налоговом органе соответствующую справку. Этот документ может понадобиться, например, при оформлении ипотеки.

Унифицированной формы для этого заявления нет. Но лучше придерживаться примерно следующей структуры и содержания.

Заявление о возврате или зачёте суммы излишне уплаченного налога

К переплате налогов могут привести различные обстоятельства. Чаще всего — банальные ошибки в документах. Но бывают и такие ситуации, когда, к примеру, дедушка из года в год платит транспортный налог в полном объёме и не знает, что ему как пенсионеру положена льгота.

Если вы столкнулись с путаницей и переплатили, напишите заявление на возврат или зачёт суммы излишне взысканного налога. При зачёте деньги перекинут на другой вид налога или на другой объект налогообложения.

Эти заявления могут быть поданы в течение трёх лет со дня переплаты налога. Деньги возвращаются в течение месяца после получения налоговым органом заявки.

Для оплаты налогов и их возврата необязательно посещать налоговую. Эти операции можно легко и быстро произвести через личный кабинет на сайте ФНС.

Заявление об отсрочке или рассрочке уплаты налогов

Каждую осень налогоплательщики получают письма с напоминанием о том, что пора оплатить земельный, имущественный и транспортный налоги. Однако, если человек стал жертвой стихии или по иным причинам оказался в бедственном материальном положении, ФНС может отсрочить или рассрочить уплату налогов.

Отсрочка или рассрочка предоставляется на сумму, не превышающую стоимости имущества должника. Кроме имущества, на которое по закону не может быть обращено взыскание (например, единственное жильё).

Чтобы воспользоваться отсрочкой или рассрочкой нужно написать заявление по форме, рекомендованной в приложении № 1 к порядку изменения срока уплаты налогов (приказ ФНС России от 28.09.2010 № ММВ-7-8/469@).

В нём указывается форма изменения срока уплаты и продолжительность, название налога, сумма, основания для предоставления отсрочки или рассрочки.

За пользование отсрочкой начисляются проценты.

Заявление о предоставлении льготы

Согласно налоговому законодательству, некоторые налогоплательщики имеют право на снижение или полную отмену земельного, транспортного и имущественного налога. К льготникам относятся военнослужащие, инвалиды I и II группы, пенсионеры, герои России. В отношении местных налогов регионы могут вводить дополнительные льготные категории, предоставляя налоговые послабления, например, многодетным семьям.

Также на сайте ФНС вы можете записаться на приём, на котором инспектор должен предоставить бланк любого нужного вам документа и проконсультировать по его заполнению.


Написать жалобу в налоговую через интернет стало возможным не так давно. Однако данный способ оспаривания действий или решений налоговых инспекций и их должностных лиц становится всё более распространенным в связи с его удобством и оперативностью. Рассмотрим, какими нормами осуществляется правовое регулирование данной процедуры, каким образом она реализуется, основные правила составления и направления жалобы таким способом.

Правовое регулирование

Возможность написать жалобу на налоговую инспекцию онлайн появилась у налогоплательщиков после принятия закона от 01.05.2016 № 130-ФЗ, которым были внесены изменения в п. 1 ст. 139.2 Налогового кодекса РФ (далее — НК), регулирующий форму документа об обжаловании. В соответствии с указанной нормой (вступила в силу 02.06.2016), помимо обычного письменного документа предусмотрено две новые формы налоговой жалобы:

  • в виде электронного документа, направляемого в налоговый орган посредством телекоммуникационных каналов связи (через интернет — например, электронной почтой);
  • посредством заполнения специальной формы на сайте ФНС в личном кабинете налогоплательщика — физического лица или организации.

В соответствии с абз. 3 п. 1 ст. 139.2 НК федеральной налоговой службе необходимо установить порядок направления документов об оспаривании их действий и решений в электронной форме, а также установить форматы таких документов. Однако до настоящего времени отсутствует какой-либо правовой документ, регламентирующий данные вопросы.

На нашем форуме можно получить ответ на любой вопрос, возникший у вас в ходе взаимодействия с налоговыми органами. Например, в этой ветке можно уточнить, как пояснить убыток для налоговых органов и обязательно ли это делать.

Формирование онлайн-жалобы

  • наименование органа налоговой службы, который компетентен рассматривать ту или иную жалобу (на основании п. 1 ст. 139 НК таковым является вышестоящий, то есть, как правило, региональное управление ФНС);
  • сведения о заявителе (они указываются автоматически на основании тех данных, которые были указаны налогоплательщиком при регистрации в личном кабинете);
  • выбор способа получения результата рассмотрения жалоба (мотивированного решения);
  • указание вида налогового акта (либо указание на действия), который оспаривается на предмет его законности;
  • реквизиты решения или иного акта налоговой инспекции, который нарушает законные права лица, направляющего жалобу;
  • суть обращения (подразделяется на 2 части, в первой из которых указываются обстоятельства дела и доводы заявителя, а в другой — конкретное требование лица, будь то отмена решения или признание действий незаконными).

Приложение (прикрепление) жалобы в виде самостоятельного документа не требуется и не предусмотрено. Исходя из ст. 137 НК, подать жалобу в налоговую онлайн может любое лицо, чьи права были нарушены и которое имеет регистрацию на сайте налоговой службы.

Как обжаловать решение или действия налогового органа, разъяснили эксперты КонсультантПлюс. Чтобы все сделать правильно, получите пробный доступ к системе и переходите в Готовое решение.

Как подать жалобу на налоговую инспекцию онлайн: основные правила

  • сервис предлагает выбрать один из указанных органов, а если требуемый отсутствует, то пользователь может выбрать нужный в соответствующем справочнике;
  • заполнять необходимо все поля, помеченные звездочкой (незаполнение таких разделов повлечет невозможность отправки документа);
  • если в информации о налогоплательщике присутствует недостоверная информация, то необходимо обратиться с соответствующим заявлением в налоговую инспекцию для устранения неточностей;
  • если обжалуется акт, то указание его реквизитов является обязательным;
  • заявитель может получить ответ по почте или непосредственно в личном кабинете (для этого он должен выбрать удобный способ при формировании жалобы);
  • составленный документ должен быть подписан электронной подписью, которая оформляется по различным правилам для граждан (удаленно, за несколько минут или часов) и юридических лиц.

Итоги

Таким образом, подать жалобу на налоговую инспекцию в режиме онлайн можно при помощи специального сервиса обратной связи в личном кабинете налогоплательщика. При этом в связи с отсутствием регламентации на уровне правовых актов формирование такой жалобы осуществляется по правилам сайта налоговой службы.

Также про обжалование читайте:

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

На сайте Федеральной налоговой службы размещен личный кабинет налогоплательщика для физических лиц. С его помощью можно дистанционно взаимодействовать с ФНС и решать множество задач, не посещая инспекцию. В статье поделимся полезными функциями кабинета, расскажем, как легко зарегистрироваться на сайте ФНС, как подать декларацию 3-НДФЛ и какие сложности могут при этом возникнуть.

Личный кабинет налогоплательщика

Возможности личного кабинета налогоплательщика

Основные функции личного кабинета — это получение актуальных сведений, документов, а также передача информации/отчетности в электронном виде.

Без визита в ФНС можно:

  1. получать сведения об объектах имущества;
  2. подавать налоговую декларацию 3-НДФЛ, а также отслеживать ее статус;
  3. проверять состояние взаиморасчетов с ФНС по налогам;
  4. передавать заявление на получение налоговых вычетов;
  5. распоряжаться своей переплатой;
  6. обращаться с вопросами и получать обратную связь;
  7. получать налоговые уведомления и требования;
  8. формировать платежные документы и оплачивать налоги физических лиц через банки-партнеры ФНС России.

Как зарегистрироваться в личном кабинете налоговой

  • С помощью логина и пароля, полученного у сотрудника ФНС или многофункционального центра. Для этого нужно обратиться с паспортом в любую налоговую инспекцию или МФЦ. Сотрудник внесет в базу ваши паспортные данные, затем выдаст регистрационную карту с логином и первичным паролем от кабинета.

В течение месяца после регистрации необходимо сменить первичный пароль, выданный инспектором, на персональный. Если не успеете это сделать, процедуру регистрации придется проходить повторно.

  • Через портал Госуслуг РФ при наличии подтвержденной учетной записи.
  • С помощью квалифицированной электронной подписи. Ее выдает Удостоверяющий центр, аккредитованный Минкомсвязи РФ.

Личный кабинет налогоплательщика

После того, как вы вошли в личный кабинет, нужно ввести персональные данные или проверить соответствие. Заполните все разделы и строки, которые предлагает вам сервис.

ЛКН профиль

Для того, чтобы отправлять отчетность и проводить операции через Интернет, понадобится электронная подпись. Система предлагает ее получить.

Получить ЭП в ЛКН

Пройдя процедуру получения электронной подписи, вы сможете отправлять декларации и другие документы, не выходя из дома.

Как подать декларацию на сайте ФНС

Предлагаем вашему вниманию пошаговую фото-инструкцию, с помощью которой вы сможете подать готовую декларацию 3-НДФЛ со стационарного компьютера или ноутбука.

Если вы обращались в НДФЛка.ру для подготовки декларации, то можете скачать ее в формате XML из личного кабинета на нашем сайте. Для вас мы составили подробную инструкцию, как скачать файлы декларации в личном кабинете НДФЛка.ру.

Шаг первый

Войти в личный кабинет налогоплательщика на сайте ФНС. (смотрите рисунки в предыдущем разделе).

После входа раскройте дополнительное меню –> контакты –> проверьте контактные данные вашего налогового органа. Сверьте название ИФНС в личном кабинете налогоплательщика с названием в подготовленной декларации.

После актуализации данных (обращение может быть рассмотрено максимум до 30 дней) можно приступать к отправке декларации.

ЛКН

Шаг второй

ЛКН доходы и вычеты

Шаг третий

Подать декларацию через ЛКН

Шаг четвертый

Суммарный объем всех отправляемых файлов не должен превышать 20 МБ.

Подать декларацию через ЛКН

Подать декларацию через ЛКН

Далее в разделе жизненные ситуации — мои декларации будет отображаться статус проверки.

Подать декларацию через ЛКН

Как только декларация будет проверена, вам придут сведения о результате камеральной проверки.

Подать декларацию через ЛКН

Шаг пятый

Если вы забыли приложить какие-то документы, их можно дослать.

Подать декларацию через ЛКН

Пример из практики экспертов сервиса НДФЛка.ру:

Наш подписчик Александр Т. подавал в личном кабинете декларацию 3-НДФЛ, в которой заявлял налоговый вычет на сумму 115 тыс. рублей. К декларации он прикрепил подтверждающие документы.

Уже после отправки отчета клиент засомневался и попросил своего личного консультанта проверить, все ли документы он передал в инспекцию. В результате проверки выяснилось, что для подтверждения расходов не хватало важной справки из медучреждения. Александр был расстроен, так как решил, что ему откажут в вычете, и придется заново все пересдавать. Однако, эксперт заверил, что документы можно дослать. Клиент получил справку и отослал ее на этапе проверки декларации. В итоге, налоговый вычет был предоставлен в положенный срок.

Как написать обращение в личном кабинете физического лица

ЛКН Жизненные ситуации

Как узнать задолженность по налогам

Мои налоги ЛКН

Наша подписчица Ольга К. обратилась с просьбой разобраться с налоговой задолженностью, которая, по ее мнению, давно погашена. В личном кабинете висел долг по налогу на имущество, который она оплатила два месяца назад.

Специалист НДФЛка.ру попросил загрузить в сервис платежный документ. Выяснив, что в нем неверно указан ИНН налогового органа, эксперт составил письмо на розыск платежа. Письмо и копия платежки были отправлены через сайт ФНС. Через две недели долга в личном кабинете Ольги больше не было.


Сегодня уже никого не удивишь онлайн-сервисами по обслуживанию клиентов. ФНС активно поддерживает технологическое развитие и предлагает клиентам удобный личный кабинет налогоплательщика для физических лиц. Работа в нем не только экономит ваше время на поход в НИ, но и позволяет наглядно контролировать свои платежи и декларации. О том как открыть ЛК и какими услугами может воспользоваться его владелец вы узнаете сейчас.

Хотели бы вы иметь возможность оплачивать свои налоги и взносы не посещая при этом уполномоченную организацию? Тогда вам необходимо оформить доступ к персональному веб-кабинету в ФНС. Гражданину понадобиться зайти на сайт налоговой и в разделе "Сервисы" выбрать подходящий тип учетной записи: для нас особый интерес составляет кабинет для физ лиц.



Чтобы использовать широкий функционал ЛК, необходимо пройти проверку пользователя, для которой предусмотрены уникальные логин и пароль. В качестве логина используется ваш ИНН, присваиваемый НС каждому плательщику налогов и персональный пароль. Однако, чтобы начать пользоваться сервисом, еще нужно зарегистрироваться в системе.



Для удобства пользователей, при регистрации ЛК в системе налоговой службы предусмотрено сразу несколько способов получения данных для учетной записи. Причем 2 из них требуют посещения специальных организаций. А вот возможности прямой регистрации с сайта ФНС нет. Так как это снижает уровень безопасности личного кабинета.

Для регистрации в системе нужно выбрать один из вариантов:

  1. Посредствам посещения местной налоговой инспекции;
  2. Путем получения электронного ключа в центрах аккредитованных Минкомсвязи;
  3. С помощью уже имеющейся учетной записи для портала Госуслуг.

Как показывает практика, наиболее популярный вариант последний, ведь для получения доступа к новому кабинету не нужно посещать никакие организации.

Этот способ регистрации является самым надежный, но и в то же время самым затратным финансово и по времени. Для получения электронной цифровой подписи для входа в учетную запись ПФР необходимо обратиться в одну из аккредитованных Министерством связи организаций, которые уполномочены создавать уникальные электронные ключи. Клиенту нужно будет подать заявку на создание ЭЦП, заполнив специальное заявление, и дождаться его записи. Хранить ключ можно на диске, флешке или смарт-карте.

Помимо самого ключа, на ПК нужно будет установить специально ПО, поддерживающее работу электронных ключей. Одним из лучших является CryptoPro. Однако покупка лицензионной версии программы может обойтись в круглую сумму (до 5 тыс. рублей).



Введя персональные данные, вы подтвердите вход на страницу Госуслуг, и объедините имеющуюся персональную страницу с личным кабинетом ПФР. В дальнейшем, при каждом входе с использованием ЕСИА система будет запрашивать идентификацию на этом сайте и перенаправлять в ЛК налогоплательщика.

Способы получения пароля от личного кабинета налогоплательщика

В процессе регистрации плательщика налогов в системе ФНС, ему присваивается уникальный логин и пароль. При этом совершенно не важно каким из вышеуказанных способов произошла регистрация, в итоге клиент получит логин, который соответствует его ИНН, и уникальный пароль, для подтверждения входа в систему. Если клиент зарегистрировался через налоговую, тогда сгенерированный пароль придется сразу поменять на новый, более безопасный и никому не известный. Если была создана ЭЦП, то она и будет тем уникальным паролем для доступа к персональной странице.

Как восстановить пароль от ЛК на налог ру?

У каждого может случиться такая неприятность: забыт пароль. Но критического ничего не произошло. В случае утери пароля выданного налоговой, его возможно восстановить на странице при входе в учетную запись. Для этого, вы должны были предварительно заполнить ваш профиль внеся свою почту и указав тайное слово.

Для восстановления делаем несложную процедуру:

  • Нажимаем на кнопку "Забыли пароль?";
  • В форме восстановления вводим ИНН, адрес электронки и тайное слово.



Сразу после отправки заявки на вашу почту придет письмо со ссылкой для смены пароля. Важно делать все внимательно, так как в случае неправильного ввода данных вход для разблокировки кабинета будет заморожен на 1 день.

Если таким способом восстановить пароль не удалось, тогда нужно обратиться туда, где он был получен: в налоговой или в центре обслуживания ЭЦП. Но это, как вы понимаете может занять много вашего времени.

Как узнать задолженность по ИНН и фамилии?

Все работающие люди в обязательном порядке участвуют в общегосударственной системе налогообложения. Для физлиц, ведущих ИП обязательным является ежегодная выплата фиксированного налога на заработанную прибыль. Чтобы узнать, имеется ли задолженность, гражданин может зайти в раздел ЛК "Переплата/задолженность" и просмотреть актуальные данные.



Но если право доступа к ЛК еще не получено, тогда просмотреть задолженность можно с помощью сайта приставов. В свободные поля указывается ФИО и ИНН гражданина, чьи данные необходимо получить. Если у налогоплательщика существует задолженность, тогда она отразиться на сайте, и просмотреть ее сможет любой человек или организация.

Возможности личного кабинета ФНС для физических лиц

Как узнать свой ИНН?



В форме большая часть данных обязательна к внесению: ФИО, дата рождения, паспорт с серией и номером. Не обозначены звездочкой поля о месте рождения и дате получения паспорта можно оставить пустыми. Но как показывает практика, лучше все же заполнить форму полностью. После внесения информации останется подтвердить запрос.

Как получить реквизиты ИФНС?



  • определяется налогоплательщик (физ или юр лицо);
  • указывается его адрес (в выпадающем меню нужно внести полную информацию);





После ввода данных нажимаем далее. Система проверит информацию и выдаст сведения по запросу.

Как записаться на прием в налоговую инспекцию?



Затем система предложит заполнить простую анкету о налогоплательщике и его контактной информацией.



После ввода данных нужно выбрать день и время, когда вам удобно посетить налоговую. Для удобства гражданину предложен диапазон в пределах 14 дней. После выбора нужного времени будет выдан талон с номером и указанием времени приема.

Остальные возможности

Помимо рассмотренных возможностей учетной записи и сайта НС, в ЛК вы получаете доступ к следующим функциям:

Читайте также: