Как написать сообщение психологу первое

Обновлено: 05.07.2024

Как писать терапевтические письма? Этот вопрос возникает у многих, в том числе у моих учениц, у людей, которые обращаются ко мне за индивидуальными консультациями и просто людей, с которыми я сталкиваюсь в жизни, но которые не готовы ещё обратиться за помощью к психологу в силу разных обстоятельств.

Я хотела поделиться с вами одним из терапевтических инструментов, который называется "Терапевтическое письмо".

Эта практика помогает когда:

  • У Вас много невыговоренных слов, эмоций и боли к какому-то человеку.
  • Вы не можете решить проблему в отношениях с каким-то человеком, потому что он не открывается Вам или игнорирует Вас.
  • Вам нужно решить проблему в отношениях, но не хочется вовлекать другого человека.

Это достаточно мощный и эффективный инструмент как в терапии, так и как средство самопомощи.

Терапевтические письма делятся на несколько видов:

Итак, план письма. Письмо состоит из шести частей:

  1. В первой части ты выписываешь гнев и обвинения, которые у тебя есть к данному человеку, всё, что приходит в голову (можешь не стесняться в выражениях, в письме очень важно выразить все накипевшие эмоции).
    • Ты можешь использовать выражения:
    • "я очень не люблю, когда…";
    • "меня ужасно злит, когда…";
    • "мне до смерти надоело, когда…";
    • "как ты мог…";
    • "я очень устала от того, что…"; "
    • терпеть не могу, когда ты…".
  2. Во второй части ты высказываешь обиду и горечь, которая есть у тебя внутри, которую ты боялась выпустить, которая тебя разрушает и причиняет тебе боль, при воспоминаниях об этом внутри тебя становится тоскливо и тяжело на сердце. Будь максимально честной с собой.
    • Например, через следующие фразы:
      • "мне обидно, когда…";
      • "мне горько, когда…";
      • "я ужасно чувствую, потому что…";
      • "я смертельно обижена тем, что…";
      • "я очень разочарована тем, что…".
  3. В третьей части ты пишешь о страхах и тревогах, накопившихся у тебя внутри. То, что ты всегда хотела высказать, выразить, но боялась по разным обстоятельствам и причинам.
    • Можешь начать так:
      • "я боюсь, что…";
      • "мне страшно оттого, что…";
      • "я вовсе не хотела…".
  4. В четвёртой части напиши о раскаянии и чувстве ответственности за то, что происходило в ваших отношениях, возможно, по ходу письма ты осознаешь и свою вину в чём-то, у тебя появятся новые реализации. Напиши, за что была ответственна ты в этих отношениях и что, возможно, ты сама сделала неправильно!
    • Вот несколько фраз, которые помогут тебе начать эту часть:
      • "мне жаль, что…";
      • "я очень сожалею о том, что…";
      • "пожалуйста, прости меня за то, что…";
      • "я вовсе не хотела…".
  5. В пятой части выскажи намерения и желания по поводу твоего дальнейшего общения с этим человеком, каких отношений тебе хотелось бы.
    • Фразы, которые ты можешь использовать:
      • "я хочу…";
      • "мне хотелось бы, чтобы…";
      • "я надеюсь, что…";
      • "было бы здорово, если бы мы могли…".
  6. В шестой, заключительной части очень важно выразить любовь, прощение, понимание и признательность. Возможно, в конце письма ты поймёшь очень важные уроки, которые принёс в твою жизнь этот человек и будешь ему искренне благодарна за это, тогда нужно записать и эти слова тоже!
  • Вот фразы, которые ты можешь использовать:
    • "я люблю тебя за то, что…";
    • "спасибо тебе за то, что…";
    • "я горжусь тобой, потому что…";
    • "я прекрасно понимаю, что…";
    • "я прощаю тебя за то, что…".

    Вот ещё некоторые рекомендации по написанию терапевтических писем:

    1. Не останавливайся во время написания письма, не делай перерывов — пиши письмо сразу и до конца. Если ты прекратишь писать письмо до того, как перейдёшь к последнему пункту, любви, то весь смысл пропадёт. Смысл в том, чтобы сквозь все эмоции добраться до любви. Помни: человек не может слишком разозлиться и тем более обидеться, если эти эмоции не основываются на любви. Будь терпелива, пиши письмо до конца.
    2. Хорошо, если все разделы твоего письма будут примерно одинаковой величины.
    3. Ты можешь возвращаться к прежнему пункту, если всплывают эмоции, связанные с ним.

    Эмоциональное напряжение может быть снято лишь тогда, когда человек последовательно проходит через все группы эмоций, лежащие поверх любви.

    Если ты "проскакиваешь" какой-то из эмоциональных слоёв, конфликт остается разрешимым не до конца и внутри накапливается эмоциональное напряжение.

    После правильного написания писем может быть три состояния:

    1. Озарение. Это будет похоже на вспышку в сознании: "Так вот почему оно так было. ", ты поймёшь, почему всё произошло так, а не иначе, внутри будет благодарность и любовь!
    2. Состояние пустоты внутри. При воспоминании о конфликтной ситуации из прошлого внутри будет просто спокойно, эмоции полностью уйдут из воспоминаний.
    3. Состояние лёгкости. При воспоминаниях о ситуации внутри появится принятие её и будет комфортно внутри.

    Письма нужно писать от себя к человеку и потом назад, от него к себе. Можно использовать эту практику для решения конфликтов между близкими.

    Терапевтические письма — это очень эффективная практика, и она помогла уже очень многим моим клиенткам, пусть она поможет и Вам! Главное, помните, важно не просто знать, важно применять в жизни полученные вами знания, тогда они помогут вам изменить свою жизнь и освободить свою душу от боли и открыть своё сердце для любви!

    Буду рада, если эта простая на вид и в то же время очень глубокая и эффективная практика поможет вам.

    Дистанционное консультирование или телепсихология с использованием телефонов, Интернета, веб-камер, электронной почты или СМС в той или иной форме существует уже более 30 лет. Впервые технологии дистанционного психологического консультирования стали использоваться при оказании психологической помощи военнослужащим стран НАТО, несущих службу в ВМФ и удаленных военных миссиях. Самая первая онлайн психотерапевтическая сессия была продемонстрирована в США в еще 1972 году в военном секторе Сети, еще до открытия доступного Интернета (в 1979 году). Бурный рост Интернета начался в 1995 году, когда стали появляться первые сайты психологов. Первые удаленные консультации чаще всего проводились в асинхронном режиме через электронные письма. У части клиентов и пациентов этот формат асинхронной психологической помощи сохранил популярность и в настоящее время.

    Согласно статистике, почти 70% людей, которые обращаются к консультанту-психологу онлайн, никогда раньше не проходили терапию. Из этих данных можно понять, что многие люди выбирают онлайн консультирование, потому что для них очная терапия по какой-то причине недоступна или неудобна. Для многих людей дистанционное консультирование является единственно возможным вариантом получить помощь.Мотивы могут быть различными, но наиболее частыми являются:

    • Когда клиент живет в глубинке далеко от любого консультанта.
    • Когда человек по работе часто путешествует.
    • Когда человек не может получить очную консультацию из-за физической инвалидности.
    • Когда человек страдает от тревоги, панических атак и агорафобии.
    • Когда клиент не может позволить себе расходы на индивидуальное консультирование.
    • Распространенными причинами являются страх, стыд и стигматизация в отношении очной психотерапии.

    Дистанционное консультирование в настоящее время проводится в двух основных форматах: синхронное – одновременное, когда активность клиента и консультанта совпадает по времени, и в асинхронном режиме, когда ведется попеременная, не совпадающая активность

    Синхронное взаимодействие предполагает коммуникацию в режиме реального времени по телефону, видеоконференции Zoom, Skype или аудио-видеозвонков в мессенджерах – WhatsApp, Telegram, Viber и др. Наибольшей популярностью.пользуется видеозвонки, так как это максимально приближенный к оффлайн-сеансу формат.

    Сохраненная переписка дает клиенту ощущение непрерывности терапевтической работы и стабильной поддержки со стороны консультанта. Сохраненная переписка дает клиенту возможность возвращаться к одному и тому же материалу и перечитывать его снова и снова. Помимо облегчения катарсиса, это также создает правильные условия для процесса идентификации, когда то, что написал клиент, становится объектом анализа. Перечитывая один и тот же текст, со временем клиент может дистанцироваться от своей истории и взять на себя роль наблюдателя. Как правило, когда мы читаем письменный текст, мы обычно озвучиваем написанное внутренним голосом. Точно так же клиент, читая обратную связь, озвучивает слова, написанные консультантом. Со временем клиент начинает воспринимать эти слова как свои собственные. В этот момент его диалог с консультантом начинает принимать форму его собственного внутреннего диалога с самим собой. Со временем сохраненная переписка принимает форму автобиографии. Это дает клиенту возможность увидеть свою жизнь более организованно и с другой точки зрения.

    Наконец, для консультанта возможность иметь всю коммуникацию в письменной форме является большим подспорьем для того, чтобы лучше следить за работой и принимать ее в подлинной контролируемой форме. Наличие всей работы в письменной форме также является очень важной особенностью для целей обучения и исследовательской работы.

    Письмо - это мощный терапевтический инструмент. Писать - это значит вдумчиво и осторожно раскрывать глубину своей души и все ее уязвимые места в откровенном диалоге с самим собой. В то время как личные разговоры забываются и перерабатываться по мере того, как они происходят, написанное слово остается на листе навсегда. Процесс терапевтического письма позволяет решать многие проблемы психического здоровья, такие как тревога, депрессия, амбивалентность и травмы. Также письмо может быть использовано как способ помочь клиентам разобраться в своих мыслях и чувствах при принятии решений.

    В своей работе я люблю использовать терапевтические письма. Ниже я привожу пример письма психологу с запросом о помощи и образец первого ответного письма консультанта, чтобы Вы могли представить, как выглядит процесс асинхронной скриботерапии в письмах.

    «Уважаемый, психолог!

    У меня проблема такого рода - мне бы хотелось понять, как лучше установить границы в отношении с коллегами. В частности, у меня есть коллега, с которой мы задействованы в одном проекте. По идее, всё должно делиться поровну (в отношении нагрузки). Но как-то так выходит, что я делаю больше, чем она. Возможно, это связано с тем, что у меня гиперответственность. Я хочу, чтобы любое дело было сделано качественно, в сроки, чтобы всему, чему нужно, уделялось внимание.

    Выходит, что мой интерес в этом выше, чем у неё. Мы пытались поговорить, прояснить какие-то моменты, но потом всё возвращается на круги своя. Может я чего – то не учитываю. Спасибо. Буду ждать ответ!

    Ответ психолога строится в соответствии с базовыми принципами проведения консультации. Ниже приведена примерная схема письма клиенту по В.Ю. Меновщикову с небольшими дополнениями:

    1. Введение:

    - Установление контакта: признание проблемы, эмоций клиента, эмпатия.

    - Резюмирование просьбы о помощи.

    2. Основная часть

    - Что мы можем/не можем предложить в связи с запросом клиента.

    - Первый краткий ответ, запрос о дополнительной информации.

    - Необязательный пример, чтобы понять проблему.

    - Предлагаем конкретное направление.

    3. Заключение

    - Подпись и должность консультанта.

    Я привожу примерный вариант ответа на первое письмо клиента:

    Из Вашего письма я понял, что Вы, обеспокоены своим самоощущением из-за ситуации на работе. Подобные проблемы не редкость сегодня, и я думаю, что это здорово, что Вы обращаетесь за консультацией, проявляя активное желание решить проблему и улучшить качество своей жизни.

    Если я правильно Вас понял, Вас тяготит ситуация несправедливости в распределении рабочей нагрузки и не совсем успешные попытки изменить ситуацию путем приговоров. Также, я увидел из письма, что Вы рассматриваете свою повышенную ответственность как одну из возможных причин сложившейся ситуации.

    Полагаю, мы с Вами можем заняться поиском оптимальных решений для этой задачи и, возможно, для других, схожих проблем. Вероятно, направив наши совместные усилия на поиск причин ее возникновения, мы сможем лучше разобраться в Вашей проблеме и найти оптимальные пути решения для настоящего и будущего.

    Прежде чем мы начнем, я хотел узнать о Вас больше. Не могли бы Вы рассказать мне, сколько Вам лет, чем Вы занимаетесь, каково Ваше семейное положение и все, что, по вашему мнению, поможет мне лучше понять Вас.

    Подскажите, пожалуйста, проявляется ли гиперответственность в других сферах и как она влияет на Вашу жизнь? Некоторые люди с похожими запросами могут быть обеспокоены своим здоровьем, отношениями в семье или финансами. Есть ли у Вас какие-либо подобные сложности?

    Также прошу Вас в следующем письме рассказать о конкретном случае на работе, когда коллега проигнорировала свои обязанности, и Вам пришлось взять их на себя.

    Я буду рад продолжить общение и вместе с Вами разобраться в проблеме. Пишите мне в удобное вам время, я смогу ответить в течение суток. Если вы захотите провести онлайн-встречу в Skype или Zoom, то, пожалуйста, дайте мне знать об этом и мы подберем удобное время для онлайн консультации. Консультации онлайн могут быть более продуктивными, так как позволят мне лучше понять Вас.

    Я хочу, чтобы Вы знали, что наши обсуждения конфиденциальны и не будут переданы кому-либо еще без Вашего разрешения. Некоторые исключения из этого составляют случаи, когда я буду обязан по решению суда поделиться нашими записями или в процессе нашего обсуждения выявятся события или действия, о которых я буду обязан сообщать по закону. Имейте в виду, что электронные письма могут быть прочитаны в пути ко мне другими. В целях конфиденциальности не указывайте в письмах ту информацию, которую бы Вы не хотели разглашать.

    Психологическая грамотность

    Принять свою проблему и построить стратегию по ее решению помогает психологическая грамотность. Это комплекс знаний, благодаря которым человек начинает сознательно относиться к себе и окружающим людям.

    Находясь в состоянии психологического дискомфорта, первым делом следует попробовать описать свои чувства и симптомы. Психологическая грамотность именно про это: умение идентифицировать проблему, затем помочь себе самостоятельно или обратиться за квалифицированной помощью.

    Первый шаг в преодолении трудностей — формулировка психологического запроса. Специалисты разделяют два типа запросов: работающие и неработающие.

    Неработающие психологические запросы

    Как составить работающий запрос

    Мы разобрались с психологическими запросами, которые не помогут вам решить проблему. Теперь поговорим о работающем запросе.

    Для того чтобы его сформулировать, следует ответить всего на два вопроса:

    После того, как вы ответите на базовые вопросы, попытайтесь проанализировать глубже. Как давно в жизни пошло что-то не так? Был ли какой-то переломный момент? Как я понял, что что-то идет не по плану? Ответив, вы и получите свой психологический запрос.

    Самостоятельно идентифицировать корень проблемы может быть довольно сложно, особенно пребывая в подвешенном состоянии. Не стоит переживать — психотерапевт может помочь с составлением запроса. В таком случае вам следует описать симптоматику проблемы:

    • Что именно вам мешает в данный момент жизни?
    • Как это сказывается на сферах вашей жизни?
    • По вашим предположениям, с чем это может быть связано?

    Вместе со специалистом вы найдете суть происходящего, сможете ее проработать.

    Методы самопомощи

    Есть множество способов самопомощи.

    • Например, чтение психологической литературы. Старайтесь выбирать качественные книги, авторы которых являются практикующими психологами, а также публикуются в научных медиаресурсах.
    • Еще один вариант — прохождение курсов и тренингов по повышению психологической грамотности. Этот метод поможет приобрести инструментарий для определения своего состояния, конкретизации симптомов, желаний и целей, а также полезных практических упражнений.
    • Нельзя не отметить практики осознанности — научно обоснованный подход, интегрированный, в числе прочего, и в психотерапию. Некоторым людям именно они помогают в решении проблемы, способствуя расслаблению, фокусированию на своем запросе и способах его воплощения в жизнь.

    Но если вы чувствуете, что проходит месяц, два, полгода, а улучшений в вашем состоянии нет, — значит, пора обратиться к специалисту.

    Забота о себе

    Если же помимо эмоционального дискомфорта, вы испытываете физический — это тоже знак, что вам нужна помощь извне. Люди часто жалуются на проблемы с аппетитом и сном при обращении к психотерапевту. Кстати, все методы самопомощи можно совмещать с курсом психотерапии, но важно ставить в известность специалиста.

    Своевременное обращение за квалифицированной помощью крайне важно, потому что длительное пребывание в апатичном, тревожном или любом другом нетипичном состоянии может иметь непредвиденные последствия.

    Некоторые люди годами могут жить в измененном состоянии, другие же страдают настолько сильно, что не могут поддерживать свой привычный образ жизни. И в одном, и в другом случае жизнь человека точно станет лучше, если он получит помощь и избавится от проблемы.

    Психотерапия — добровольное действие, и никто не будет вас заставлять. Однако это один из самых надежных способов проявить заботу по отношению к себе, узнать себя и улучшить качество жизни.

    Практикующий психиатр, сексолог, специалист в области судебной психиатрии, стаж работы 14 лет. Кандидат медицинских наук. Доцент кафедры психиатрии, наркологии и психотерапии.

    Творогова Татьяна Сергеевна

    Практикующий психолог, судебный эксперт-психолог. Специалист по психосоматической терапии и нейрографике в арт-терапевтическом направлении. Преподаватель психологии.

    Читайте в статье:

    На первой консультации клиент должен почувствовать, что психолог понимает его и может помочь. В противном случае он откажется от второй встречи. Мы подготовили простой и понятный алгоритм первой сессии, который избавит вас от вопроса — а все ли я делаю правильно?

    Начало консультации

    Очевидное, но важное напоминание — не опаздывайте. Занесите встречу в ежедневник, поставьте уведомление в телефоне, оставьте немного времени на форс-мажоры.

    Знакомство

    Алгоритм первой консультации психолога

    Затем скажите, сколько продлиться сессия, и предложите клиенту рассказать, с чем он пришел.

    Задайте вопрос, который предполагает развернутый ответ:

    • С чего бы вы хотели начать?
    • Что вас беспокоит?
    • Что привело вас ко мне?
    • О чем вы хотите поговорить?

    Можно спросить об ожиданиях клиента, например:

    Возможно, клиент захочет уточнить структуру встречи. Тогда вы можете ответить так:

    Получите алгоритм первой сессии на электронную почту

    Чтобы был под рукой в нужный момент

    Выяснение запроса

    Затем можно переходить к разбору темы консультации. Выслушайте, с чем пришел клиент. Узнайте его видение ситуации и позицию по этому вопросу. Когда он акончит рассказывать, помогите сформулировать запрос:

    В беседе помогайте клиенту раскрыться, поддерживайте его активным слушанием — кивайте.

    Там, где это уместно, произносите фразы:

    • Да.
    • Понимаю.
    • Я вас слушаю.
    • Спасибо, что поделились этим.

    Выслушивая клиента, разрабатывайте стратегию консультации. Определите степень контроля — если клиент отвлекается от темы, то мягко возвращайте его к главному:

    Если он последовательно и уверенно излагает свои мысли, то на первых минутах консультации вы можете занять пассивную позицию. Если клиенту сложно раскрыться, вам нужно быть чуть активнее.

    Завершающий шаг в диагностике — повтор всех жалоб, связанных с ними чувств и мыслей. Если клиент со всем согласен, можно переходить к основной части консультации.

    Середина консультации

    Трансформируйте жалобы и связанные с ними эмоции и чувства в темы для работы. Определите направления, в которых клиент будет двигаться для разрешения запроса. Проговорите их, получите обратную связь: согласен он с этим или нет.

    Всегда запрашивайте обратную связь, обговаривайте с клиентом план, методы, условия сотрудничества — это один из этических принципов работы психолога. Формальные вопросы пропишите в терапевтическом контракте.

    Попросите клиента назвать самое важное для него направление — то, с которого начнете работу. Сконцентрируйтесь на этом. Предложите клиенту рассказать, почему он выбрал именно эту тему, почему она так важна для него.

    Алгоритм первой консультации психолога

    И еще раз проясняем, что клиент хотел бы получить в конце работы. Зачастую видение конечного результата трансформируется. Особенно по мере проговаривания и осознания клиентом ситуации.

    • Как давно длится эта ситуация / проблема.
    • Что клиент предпринимал для ее разрешения.
    • Были ли подобные ситуации в прошлом.
    • Есть ли опыт положительного решения в этой ситуации.
    • Есть ли у клиента тот, кто его поддерживает.

    Используйте открытые вопросы, если хотите продолжить обсуждение, и закрытые, если считаете, что его можно завершить. Для перехода от одной темы к другой примените фразу:

    Перефразируйте слова клиента, чтобы вернуться к сути разговора. Если вам кажется, что вы теряете контроль над ситуацией, то подытожьте все сказанное и продолжите обсуждение.

    Без чего психологу нельзя начинать работу с клиентом? Без терапевтического контракта!

    Получите шаблон на почту и используйте в работе

    Правила общения с клиентом

    О чем нужно помнить в процессе общения:

    Важный момент — следить за временем и уметь разделить его так, чтобы полноценно начать, углубиться в проблему и погрузить в нее клиента, а затем иметь достаточно времени для выхода из работы и оценки сессии.

    Тайминг консультации определяется индивидуально в каждом случае — универсальной формулы здесь нет. Распределение времени зависит от двух факторов.

    Первый, это личность клиента — открыт он или скрытен. Более застенчивому, недоверчивому клиенту иногда нужно больше времени на адаптацию к личности психолога, к ситуации консультирования.

    Второй — характер проблемы. Например, жертвам физического или длительного психологического насилия требуется больше времени, чтобы просто проговорить проблему и, конечно, много времени, чтобы погрузиться в эти тяжелые воспоминания и подавленные чувства, а затем выйти из них.

    Шахбази Татьяна Азеровна Завершение консультации

    До конца сессии осталось 10-15 минут, самое время подвести итоги:

    Иногда на этом этапе всплывает ценная информация, с которой можно начать следующую сессию. Если же клиент ничего не хочет добавить, то предложите ему выбрать приоритетную тему для следующей встречи.

    Вам важно получить и дать обратную связь:

    Готово! Вы отлично провели консультацию. Можете похвалить себя и отдохнуть. Не забывайте посещать личного психолога, чтобы сохранять свое психологическое здоровье, и супервизора, чтобы отрабатывать сложные случаи, повышать профессиональные компетенции и защитить себя от выгорания.

    Статья создана при участии выпускников и экспертов

    Шахбази Татьяна Азеровна

    Практикующий психиатр, сексолог, специалист в области судебной психиатрии, стаж работы 14 лет. Кандидат медицинских наук. Доцент кафедры психиатрии, наркологии и психотерапии.

    Творогова Татьяна Сергеевна

    Практикующий психолог, судебный эксперт-психолог. Специалист по психосоматической терапии и нейрографике в арт-терапевтическом направлении. Преподаватель психологии.

    Читайте также: