Как коронавирус повлиял на нашу жизнь сообщение

Обновлено: 05.07.2024

Определённую волну страха и неопределенности будущего впускает и СМИ, которые ежедневно докладывают о последствиях пандемии. В этой среде появляются источники дезинформации, умышленно наводящие панику на население планеты. В таких условиях важно иметь чувство такта и сохранять самообладание. Посмотрев на всю эту картину мира, возникает вопрос, по какому пути будет развиваться мировое общество после пандемии? Как выжить в этих непростых условиях? Как не разучиться взаимодействовать друг с другом в реальном мире? Как условия пандемии повлияют на отношения между странами? Что нас ждет: распад связей в обществе, социальное разобщение, социальная изоляция индивидов друг от друга в масштабах целого общества, снижении доверия между людьми, утрате навыков коллективного решения проблем и коллективного взаимодействия? Или социальные коммуникации нового уровня, перевод всех сфер жизни общества в цифровой формат, создание онлайн-корпораций, роботизированных технологий, которые обеспечат новые возможности взаимодействия стран? Два пути развития оставляют за собой невидимый горизонт, сквозь который невозможно предугадать, что нас ждет в будущем. В своем сочинении я хочу рассмотреть эти два пути и прийти к определенным выводам!

Таким образом, во всем мире из-за пандемии произошел процесс цифровизации населения, то есть внедрение личных данных в сеть Интернет и использование их в этой среде как в обычной жизни. Большинство услуг, начиная от оформления документов и получения социальных выплат, заканчивая дистанционным образованием, выполнением профессиональных обязанностей и заочной покупкой продуктов, стали реальностью, о которой в 2019 году мы могли только мечтать. Действительно, сегодняшний результат - это во много раз ускоренный новой корона вирусной инфекцией естественный процесс цифровизации. Хорошо это или плохо? Это как две стороны медали. С одной стороны, данная ситуация во многом упростила нашу повседневную жизнь, и позволила больше времени уделять себе и близким. С другой это повлияло на утрату наших коммуникативных навыков: люди прямым образом забились в гаджеты и не торопятся выстраивать диалог вживую. На руку обошлись условия пандемии и государственному аппарату: легче управлять одной системой запрограммированных людей, нежели регулировать локальные протесты граждан на площадях. Воспользовавшись массовой паникой, государство просто вогнало людей в эти рамки и использует это в свою пользу.

Этот год в истории человечества запомнится молниеносным распространением вируса, который создал новую реальность, реальность, к которой мы бы не пришли так быстро. Безусловно, мы имеем новые условия большой игры, к которым приспособились еще совсем не все жители планеты. Критерии нынешнего существования, продиктованные COVID-19, огромным образом повлияли на существовавшие социальные отношения не только между индивидами, но и целыми государствами. Пока мы не имеем определенных итогов, по которым общество будет и дальше развиваться. Одной из главных задач лидеров государств будет внедрение новых цифровых технологий в жизнь современного человека, без угроз его социальной деградации.

В материале упоминается COVID-19. Доверяйте проверенной информации из экспертных источников — изучите ответы на вопросы о коронавирусе и вакцинации от врачей, учёных и научных корреспондентов.

Проблема коронавируса стала актуальной примерно в начале декабря 2019 года. Тогда мир даже не предполагал, во что это все может вылиться. Все думали, что Китай быстро справится с этим недугом, однако на деле оказалось все намного серьезней. Миллионы заболевших по всему миру, и это с учетом того, что пандемия еще не достигла своего пика во множестве стран, в том числе и в России.

Образование

Огромным минусом в этом всем является экзаменационный аспект. Если классический экзамен в институтах и техникумах это не столь критично, то в выпускных классах (9 и 11) и курсах вопрос стоит довольно остро. Необходимо будет либо переносить ОГЭ, ЕГЭ и ГОСы на неопределенный срок, либо все же провести экзамен, но только в пределах своих школ/ВУЗов. То есть рассадить обучающихся по пять человек в класс с соблюдением рекомендованной дистанцией.

У выпускников также под вопросом проведение последнего звонка, выпускного, торжественного вручения аттестатов/дипломов, что довольно печально.

Бизнес

Колоссальные потери претерпевает малый бизнес. Дело в том, что государство закрыло на карантин большинство рабочих сфер. Поддержка малого бизнеса пока производится в малых объемах – только введение кредита без процентов.

Данная ситуация привела к разорению некоторых фирм. Им приходится увольнять своих сотрудников на неопределенный срок. У владельцев крупных торговых помещений так же колоссальные убытки. Они вынуждены либо вовсе отменять арендную плату для неработающих павильонов, либо намного сокращать ее.

Промышленность

Пожалуй, это единственная сфера, которая стоит на плаву. Крупные заводы не прекращают свою деятельность, возможно лишь сокращение количества сотрудников на сменах либо закрытие некоторых цехов.

Транспорт

Как мы знаем, у России сейчас закрыты границы, нельзя ни въехать, ни выехать. Также в некоторых регионах ограничены даже межрегиональные связи. Это усложняет жизнь и ограничивает нас.

Внутригородской транспорт во многих районах работает по режиму сокращенного дня, уменьшено количество транспорта на маршрутах. В целом данные изменения кажутся логичными, ведь рекомендовано оставаться дома и тем более не передвигаться на общественном транспорте.

Семья

Вывод

В итоге можно сделать вывод о том, что пандемия коронавируса повлияла на нашу жизнь.

Сфера образования испытала достаточно серьезное испытание, но при успешном его решении можно будет говорить про некий технический прогресс.

Малый бизнес находится в состоянии кризиса, пандемия негативно повлияла на него. Наблюдаются колоссальные убытки.

Промышленность остается стабильной и позволяет регулировать экономику страны.

Люди получили некоторые транспортные ограничения, которые негативно сказываются на их жизни как практически, так и психологически.

Мы стали больше времени проводить дома, с семьей - это повод переосмыслить свое мировоззрение и расставить жизненные ценности в пользу семьи.

В целом наша жизнь перешла еще в большей степени в режим онлайн, за этим неизбежное будущее. Многие люди стали больше уделять внимание своему здоровью и ответственно соблюдать все рекомендованные меры, связанные с пандемией коронавируса.

Соблюдайте режим самоизоляции для скорейшего завершения эпидемии, пора нам всем научиться осознавать свою ответственность. Всем здоровья!


Иллюстрация: Prachatai/Flickr

Угроза заражения редко занимала так много места в наших мыслях. В последние несколько недель почти в каждой газете истории о пандемии коронавируса стоят на первой полосе, радио- и телепередачи рассказывают о последних смертельных исходах, а социальные сети наполнены пугающей статистикой, советами или черным юмором.

Эта постоянная бомбардировка может привести к усилению тревоги, что немедленно скажется на психическом здоровье. Но постоянное чувство угрозы может оказывать и более коварное влияние на нашу психологию. Из-за глубоко укоренившихся реакций страх перед инфекцией меняет мнения людей на более конформистские и менее эксцентричные. Наши моральные суждения становятся более жесткими, а социальные взгляды на такие вопросы, как иммиграция или сексуальная свобода и равенство, более консервативными. Ежедневные напоминания о болезнях могут даже повлиять на нашу политическую принадлежность.

Поведенческая иммунная система

Реакции на эпидемию, как и большую часть человеческой психологии, нужно понимать в контексте предыстории. До рождения современной медицины инфекционные заболевания были одной из самых больших угроз выживанию. У иммунной системы есть несколько поразительных механизмов для того, чтобы охотиться за этими патогенными захватчиками и убивать их. К сожалению, из-за этих реакций мы становимся сонными и вялыми — а это означает, что наши предки во время болезней не могли заниматься такими важными делами, как охота, собирательство или воспитание детей.

Один из наиболее очевидных компонентов поведенческой иммунной системы — отвращение. Остерегаясь предметов, которые плохо пахнут, или грязных продуктов, мы инстинктивно пытаемся избежать возможного заражения. Одно только предположение, что мы съели что-то испорченное, может привести к рвоте — чтобы избавиться от пищи до того, как инфекция проникнет в клетки. Исследования показывают, что мы также лучше запоминаем вещества, которые вызвали отвращение, что позволяет нам помнить (и избегать) ситуации, которые могут подвергнуть нас риску заражения в дальнейшем.

Поскольку люди — социальный вид, который живет в больших группах, поведенческая иммунная система также изменила наше взаимодействие друг с другом, чтобы минимизировать распространение болезней. Это привело к своего рода инстинктивному социальному дистанцированию.

Подчиняться или отвергнуть

Давайте сначала рассмотрим общее отношение к культурным нормам и людям, которые их нарушают.

Моральная бдительность

Аналогичным образом можно объяснить, почему во время эпидемий мы становимся более бдительными. Исследования показали, что боясь заразиться, люди жестче реагируют, когда видят потерю лояльности (например, когда сотрудник ругает свою компанию) или кого-то, кто не уважает власть (например, судью). Эти конкретные инциденты, конечно, никак не способствуют распространению болезни, но они нарушают нормы и тем самым дают сигнал, что можно нарушить и другие, более важные правила, которые существуют, чтобы предотвращать болезнь.

Даже очень тонкие намеки на болезнь могут формировать наше поведение и отношение. Когда в одном исследовании людей попросили просто встать рядом с дезинфицирующим средством для рук, они продемонстрировали более консервативные взгляды, большее уважение к традициям и условностям.

В том же исследовании напоминание о необходимости вымыть руки привело к более категоричному мнению участников в отношении нетрадиционного сексуального поведения. Они были менее снисходительны, например, к женщине, которая мастурбировала, держа в руках своего детского плюшевого мишку, или к паре, которая занималась сексом в постели бабушки одного из них.

Страх перед посторонними

Из-за угроз болезни мы не только более строго судим людей в своей социальной группе, но и с большим подозрением относимся к незнакомцам. Нацуми Савада из Университета Макгилла в Канаде обнаружила, что у нас формируются более негативные первые впечатления о других людях, если мы чувствуем себя уязвимыми к инфекции. Дальнейшие исследования показали, что хуже всего приходится людям, которых традиционно считают непривлекательными внешне, — возможно, потому, что мы принимаем их неказистые черты за признак плохого здоровья.

Повышенная недоверчивость и подозрительность также влияют на то, как мы воспринимаем людей из других культур. По словам Шаллера, это может быть вызвано страхом несоответствия: в прошлом люди, не входящие в нашу группу, часто не соблюдали конкретные нормы, предназначенные для защиты от инфекций, и поэтому мы опасались, что они будут невольно (или намеренно) распространять болезнь. Сегодня это может привести к предрассудкам и ксенофобии.

Пока нет точных данных о том, как вспышка коронавируса меняет наше мышление, но влияние такое, вероятно, существует. Йоэль Инбар из Университета Торонто утверждает, что произойдет относительно умеренное изменение в общем мнении среди населения, а не огромный скачок в социальных отношениях.

Даже если эти психологические сдвиги не изменят результат выборов на национальном уровне, стоит задуматься, как они влияют на нашу личную реакцию на коронавирус. Выражаем ли мы конформистское мнение, оцениваем ли поведение другого или пытаемся понять ценность различных политик сдерживания, стоит задаться вопросом, действительно ли наши мысли — это результат рациональных рассуждений, или на них повлияла древняя реакция, которая развивалась тысячелетиями до открытия микробной теории.

Интересная статья? Подпишитесь на наш канал в Telegram, чтобы получать больше познавательного контента и свежих идей.


15 апреля 2020 BBC

То, что вчера казалось невозможным, сегодня стало реальностью. Весна-2020 показала, как быстро и неожиданно меняется наша цивилизация.

В середине марта я, уже давно не юноша, провел неделю в ущелье Гранд-Каньона, сплавляясь по реке Колорадо. В то время Штаты только начинали бороться с пандемией коронавируса. Италия уже страдала в полной мере. НБА приостановила спортивный сезон. И заболел Том Хэнкс. 19 марта я вернулся из похода в изменившийся мир. Всю жизнь я писал научно-фантастические романы о выдуманных вариациях будущего и оказался абсолютно не подготовленным к так быстро изменившемуся настоящему.

Закрыты школы. Закрыты границы. Губернаторы просят американцев оставаться дома. Я поражен. Но есть еще одна перемена, более личная, более абстрактная, и она удивляет сильнее других. Это наш новый взгляд на привычные вещи. И эта перемена происходит до сих пор, каждый день. Вирус будто заново переписывает наше сознание. То, что казалось немыслимым, стало действительностью. И мы пересматриваем наше место в истории человечества. Мы знаем, что входим в новый мир, новую эру. И, кажется, развиваем новую структуру чувств.

То, как мы чувствуем мир, во многом отстало от времени, в котором мы живем. Антропоцен (эпоха, в которую человек стал главным двигателем изменений окружающей среды — прим. переводчика), Великое ускорение, Эпоха изменения климата — как не назови наше время, ясно одно: мы не дружим с биосферой, разрушаем экологию и отбираем нормальное будущее у своих же детей. Мы разбазариваем экологический капитал как личные карманные деньги и разрушаем наш единственный дом. Еще чуть-чуть — и потомкам его уже не починить. И даже понимая это умом, мы отказывались свои менять привычки. До сегодняшнего дня мы жили в мире, которого не хотели чувствовать.

И вдруг мы начали действовать так же быстро, как развивалась наша цивилизация в последние десятилетия. Несмотря на сложности мы стараемся сгладить кривую роста распространения инфекции и избежать массовой смертности. Мы знаем, что проживаем важный исторический момент. Мы понимаем: то, что мы делаем сейчас — неважно, хорошо или плохо, — навсегда останется в анналах истории. Некоторым одно осознание важности момента частично компенсирует нарушенное течение жизни.

Нам кажется, что пандемия мобилизовала и ускорила науку. Но это еще одно ложное впечатление, которое показывает, как наше сознание отстало от реальной жизни. На нашей планете живет 7,8 миллиарда человек. И одно это — невероятное социальное и технологическое достижение. Неестественное и неустойчивое, оно стало возможным благодаря науке, которая спасала нас, а мы не обращали внимания. Но когда грянула катастрофа, мы наконец почувствовали действительность, в которой жили все это время, и начали осознавать, что наша цивилизация — это техническая импровизация, которую не дает разрушить наука.

Все мы столкнулись с болезнью, которая может убить любого. Она как невидимка, которая распространяется благодаря нашим передвижениям и привычке собираться вместе. И мы мгновенно изменились. Весь мир стал следить за статистикой, прислушиваться к ученым и следовать рекомендациям на практике. Мы доверились науке, и доказательство тому — пустые улицы мировых столиц. Мы учимся доверять коллективно. И это еще одна часть новой структуры сознания.

Возможно, через несколько месяцев прежняя нормальность вернется. Но эта весна не забудется никогда. И когда на мировую цивилизацию обрушатся новые потрясения, мы вспомним, что то, как мы вели себя в этот раз, сработало. Никто не говорит, что коронавирус — это генеральная репетиция. Но это первое из бедствий, которые развернутся в течение этого столетия. И когда эти бедствия придут, мы будем знать, как они ощущаются.

Представьте, что сделает с миром угроза нехватки продовольствия. Или вообразите, что будет, если мир накроет небывалая жара такой силы, что выжить смогут только те, кто успел схорониться в помещении с кондиционером; добавьте к этому перебои электричества и апокалипсис обеспечен. (Я только что закончил роман, который начинается как раз с такого сценария. Поэтому пока он пугает меня сильнее остальных). Представьте болезни пострашнее короны. Согласитесь, эти ужасы гораздо проще нарисовать в воображении сейчас, чем в январе, когда подобное казалось антиутопией. И вот три месяца спустя мы — герои научно-фантастического романа, который сами же и пишем. И та легкость, с которой мы теперь воображаем напасти, — еще один признак новой структуры сознания.

Memento mori — помни, что смертен. Может, пожилые помнят об этом чуть лучше молодежи, но вообще мы все склонны забывать о смерти. Она кажется полупридуманной, и в нее трудно поверить даже когда конец близок. Дополняем список: осознание реальности смерти тоже внедряется в новое сознания.

Эта эпидемия принесла с собой мировую панику. Да, мы все умрем, но теперь чувствуешь, что это может случиться уже в ближайшем месяце. И эта мысль сильно отличает нас вчерашних от нас сегодняшних. Во время походов по склонам Сьерры, мы с друзьями не раз попадали в грозу и спешили вниз по склону в поисках укрытия ничем не защищенные от стихии. Над головами вспыхивали огненные молнии и гремели грозные раскаты грома. В такие моменты тоже вспоминаешь о смерти. Но ужас забывается, как только попадаешь домой. Но если страх и опасения становятся ежедневными и распространяются на весь мир, мысли о смерти внедряются в новое коллективное сознание.

Идея тоже может обладать харизмой. Пример — порыв сгладить кривую роста числа заболевших. Эта идея сразу стала понятной большинству. Мы не можем избежать заражений, но можем снизить число, помочь снять нагрузку с больниц и уменьшить количество смертей. Причем помочь может каждый: достаточно просто оставаться дома. И если нам удастся, это будет огромным достижением цивилизации, нашим достижением как вида образованных людей из мира высоких технологий и развитой науки. И знание того, что мы умеем действовать сообща, когда необходимо, тоже станет признаком изменившегося человечества.

И вот мы оказались в миниатюрной Трагедии горизонта. Мы решили принести в жертву несколько месяцев нашей жизни, чтобы в недалеком будущем люди страдали меньше. В этом случае временной горизонт настолько краток, что мы сами и есть люди будущего. Поэтому понять трагедию и начать бороться гораздо проще, чем осознать долгосрочный кризис, в котором мы живем уже давно и который, увы, не закончится при нашей жизни. Но важно отметить, что вместе мы способны научиться переносить заботу и дальше во временном горизонте. И на фоне разыгравшейся трагедии и смертей это осознание приносит удовлетворение. Несмотря на то что наши экономические системы игнорирует реальность, мы можем действовать сообща. По крайней мере, волнуемся мы уже все вместе. Это новое чувство солидарности — одна из немногих обнадеживающих вещей, которые случились в этом столетии. И если мы смогли объединиться сейчас, чтобы спасти себя, то хочется надеяться, что сумеем объединиться и на благо будущего наших детей и внуков.

Однажды Маргарет Тэтчер сказала, что общества как такового не существует, а Рональд Рейган — что правительство это наша проблема, а не их решение. Эти тупые лозунги ознаменовали выход из послевоенного периода реконструкции и легли в основу многих глупостей последних сорока лет.

Не каждую работу можно делать удаленно. И если работа важна для поддержания жизнедеятельности общества, те, кто ее выполняет, вынуждены подвергать себя риску заболеть. Мой младший сын работает в продуктовом магазине. Это значит, что он — на передовой, помогает удерживать цивилизацию на ногах.

Мой сын теперь мой герой. И так я думаю о каждом, кто продолжает работать на благо других. Если мы все будем держать это в уме, наше новое отношение к миру будет гораздо лучше того, что доминировало в обществе последние сорок лет.

Неолиберальная структура мироощущения ослабевает. Каким же станет посткапиталистический ответ на кризис? Может, в него войдут освобождение от арендной платы и выплаты процентов по долгам; пособия по безработице для тех, кто остался без заработка; госнайм для отслеживания контрактов; ускоренное производство дефицитного медицинского оборудования и строительство новых больниц; привлечение военных для поддержки здравоохранения.

Экономика — это система, направленная на оптимизацию ресурсов. И если бы экономические расчеты оптимизировали устойчивое развитие цивилизации в балансе с биосферой, она бы стала полезным инструментом. Но когда законы экономики оптимизируют только прибыли, мы обречены жить в системе разрушительной лжи. Для новых расчетов нужна новая политическая экономия. И наконец мы остро чувствуем эту потребность.

Может, мы сумеем построить новый устойчивый мир. А может и нет. Нас постараются заставить забыть эту весну и вернуться к прежнему образу жизни. Но забыть такое вряд ли получится. Мы запомним, даже если притворимся, что нет. История происходит сейчас. Так что мы в нее впишем?

Структура сознания и чувств — это абстрактная вещь, которая возникает сама по себе. Она тесно переплетается с политической экономией времени. И то, как мы чувствуем и осознаем, напрямую зависит от ценностей времени. Еда и вода, одежда, образование и здравоохранение, те люди, которые создают эти блага — возможно, теперь мы ценим их немного больше. Чтобы выжить в следующем столетии, нужно ценить планету, поскольку это наш единственный дом.

Будет сложно сделать новые ценности долговечными. Для этого потребуется оценить правильные вещи и захотеть продолжать ценить их, зная, какой это труд на практике. Возможно, это тоже станет частью нового сознания. И весна-2020 года позволяет прикинуть, как быстро мы можем измениться. На старт, внимание, марш — в новое время.

Читайте также: