К письменной части процедуры в международном суде оон относится сообщение

Обновлено: 02.07.2024

Украина обратилась в Международный суд ООН с иском к России из-за начатой на территории страны военной операции. Киев оспаривает заявленную Москвой причину ввода войск — геноцид — и таким образом хочет доказать, что военные действия не имели под собой законных оснований. Российская сторона не рассматривает угрозу суда всерьёз, а юристы предупреждают: процесс может затянуться на годы и в ближайшее время решения ждать точно не стоит.

Геноцидом происходившие в Донбассе события называла официальный представитель МИД Мария Захарова. Позже именно борьбой с геноцидом и издевательствами над жителями Донбасса президент Владимир Путин объяснил начало военной операции на территории Украины.

Обстоятельства требуют от нас решительных и незамедлительных действий. В соответствии со статьёй 51 части 7 Устава ООН с санкции Совета Федерации мною принято решение о проведении специальной военной операции. Её цель — защита людей, которые на протяжении восьми лет подвергаются издевательствам, геноциду со стороны киевского режима, — говорил глава государства.

Украина сейчас защищается как может, по всем фронтам. Они хотят использовать механизм международного суда в Гааге против России, намекая на то, что Россию ждёт гаагский трибунал за эти действия, — отметил эксперт.

С ним согласна и юрист-международник, доцент РАНХиГС Кира Сазонова, которая обращает внимание, что в штатном режиме дела в Международном суде ООН рассматриваются в среднем пять — восемь лет. Кроме того, она сомневается в возможности положительного решения по делу, так как определение геноцида записано во многих основополагающих международных документах, а рассмотрением будут заниматься 15 судей, в том числе представитель России. Сейчас представитель РФ Кирилл Геворгян занимает пост вице-президента суда.

Моё мнение — сейчас задача максимально привлечь внимание, Украина бьёт во все колокола, использует любые доступные ей средства и способы. В большей степени всё рассчитано на международный резонанс, а не на то, что суд завтра вынесет решение, — добавила она.

Юрист обратила внимание, что для России, как и для Украины, решения Международного суда ООН носят рекомендательный характер.

От обязательного исполнения решений суда отказались не только Россия и Украина, но и Соединённые Штаты. Вашингтон принял такое решение после постановления суда в 1984 году: тогда власти Никарагуа добились остановки американской военной поддержки местной вооружённой оппозиции и компенсаций от США в связи с посягательством на суверенитет.

В то же время Международный суд ООН имел опыт рассмотрения дел с Россией в качестве стороны конфликта. В 2008 году Грузия подала иск, в котором обвинила Россию в дискриминации грузинского населения частично признанных Абхазии и Южной Осетии. В том же году суд предписал странам исполнять временные меры, однако позднее судьи решили, что дело не относится к юрисдикции инстанции.

Кроме того, Международный суд ООН уже рассматривает один иск Украины к России. Киев выдвинул в адрес Москвы обвинения в нарушении Международной конвенции по борьбе с финансированием терроризма и Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации. Россия пыталась опротестовать юрисдикцию суда по этому делу, но судьи приняли решение о подсудности и начали рассмотрение дела.

С общим перечнем международных организаций, в которые можно обратиться в случае невозможности получения защиты в национальных органах юстиции, и краткой характеристикой случаев обращения в эти органы можно ознакомиться по ссылке. В этой статье мы расскажем о последовательности действий по обращению в Комитет по правам человека.

Следует отметить, что Республика Беларусь – один из рекордсменов по обращениям в Комитет по правам человека.

Международный пакт о гражданских и политических правах ратифицирован Указом Президиума Верховного Совета БССР от 15.10.1973

Необходимо помнить, что КПЧ не является дополнительной судебной инстанцией. Этот орган не пересматривает оценку национальными судами фактов и доказательств, вопросы доказанности и виновности. Он рассматривает определенную правовую ситуацию на предмет наличия или отсутствия нарушения государством права по Пакту (каталог этих прав – в статьях 6–27 Пакта) в отношении определенного лица. Поэтому необходимо выделить в тех обстоятельствах, которые вы намереваетесь представить перед КПЧ, предмет спора – заявление о нарушении права, гарантированного Пактом.

Для уяснения правового смысла права и его ограничения полезно ознакомиться не только со статьями Пакта, но и с Замечаниями общего порядка Комитета по правам человека, в которых на основе юриспруденции Комитета дается толкование содержания прав (своего рода комментарии статей Пакта), а также с практикой этого органа по конкретными делам (подробнее). Все документы готовятся на официальных языках ООН, в том числе на русском.

Вкратце эти условия (критерии приемлемости) таковы:

Международные договорные механизмы являются субсидиарными и рассматривают дело, только если оно не нашло надлежащего рассмотрения на национальном уровне.

Если существует несколько направлений исчерпания внутренних средств правовой защиты (например, обжалование содержания под стражей прокурору и в суд), то для целей обращения в КПЧ необходимо исчерпать средства защиты по одной линии. При этом нужно учитывать, что в понимании Комитета именно судебное обжалование признается эффективным средством правовой защиты, и если действия государственных агентов не обжалованы в суде, необходимо продемонстрировать, почему заявитель счел это обжалование неэффективным или недоступным.

На национальном уровне заявление о нарушении права в идеале должно быть указано в жалобах со ссылкой на нормы Пакта.

В текстах документов, подаваемых для обжалования в соответствии с внутренней процедурой, лучше сразу ссылаться в том числе на нарушения норм Пакта.

Аудио- и видеоматериалы, электронные ссылки не будут рассматриваться Комитетом как доказательства, принимаются только письменные материалы.

Почта
Petitions and Inquiries Section
Office of the High Commissioner for Human Rights
United Nations Office at Geneva
1211 Geneva 10, Switzerland

Факс
+ 41 22 917 90 22
(особенно по срочным вопросам)

После того как первый раунд взаимных комментариев прошел, государство вправе еще раз прокомментировать ответ заявителя, а затем заявитель – ответ государства. Но, как правило, государство не направляет комментарии второй раз.

В итоге к одной из сессий Комитета, которые проходят три раза в год, сотрудник Секретариата готовит проект соображений Комитета по делу, где излагаются все доводы заявителя, содержание коммуникации с государством.

Соображения Комитета по правам человека направляются государству и заявителю, а после этого публикуются на ресурсе Управления Верховного комиссара по правам человека.

Получение соображений Комитета по правам человека, которыми признаны все или часть из заявленных нарушений прав по Пакту, многие заявители рассматривают как моральное удовлетворение (например), поскольку решением авторитетного международного органа, которое является окончательным, установлен факт того, что государство поступило в отношении них неправомерно. Это можно расценивать как факт того, что “дело выиграно”.

Однако до настоящего времени Республика Беларусь не рассматривает соображения КПЧ как обязательные к исполнению, хотя юридически это не так (см.: Мацкевич Н. Юридическая сила решений Комитета по правам человека ООН). В Беларуси отсутствует правовой механизм исполнения решений, а имеющиеся механизмы (например, институт компенсации морального вреда, процедуры отмены судебных постановлений) не рассматривают соображения Комитета как основание для принятия определенных решений.

Поэтому если заявитель намерен добиваться исполнения тех рекомендаций, которые даны Комитетом, и вообще изменения практики государства в отношении признания им решений международных органов, то ему и его юристам предстоит пройти еще долгий путь на национальном уровне, чтобы хотя бы продемонстрировать обязанность государства действовать в ответ на то, что Комитетом по правам человека признана его ответственность за нарушение своих обязательств по международному договору.

В ежегодных докладах по последующим мерам Комитет публикует информацию по делам, которые находятся в процедуре по последующей деятельности. Но необходимо подчеркнуть, что это происходит лишь тогда, когда сам заявитель находится в переписке с Комитетом и сообщает ему о невыполнении соображений КПЧ. Иного механизма принуждения к исполнению у КПЧ нет.

В данной статьей излагается порядок рассмотрения споров в международном суде ООН. Для начала нужно отметить, что международный суд представляет из себя главный судебный орган ООН. Он действует на основе Устава ООН и Статута Международного суда ООН, которые являются неотъемлемой частью Устава. Государства - не члены ООН также могут участвовать в Статуте Международного суда на условиях, определяемых в каждом отдельном случае Генеральной Ассамблеей по рекомендации Совета Безопасности.

Стороной по делу, разбираемому Судом, может быть только государство. Физические и юридические лица обращаться в Суд не могут. К ведению Суда относятся все дела, передаваемые ему сторонами, и вопросы, специально предусмотренные Уставом ООН или действующими конвенциями.

По общему правилу Суд вправе рассматривать конкретные споры с участием того или иного государства только с его согласия. Однако государства могут делать заявления о признании обязательной юрисдикции Суда по всем правовым спорам, касающимся: толкования договора; любого вопроса международного права; наличия факта, который, если он будет установлен, представит собой нарушение международного обязательства; характера и размера возмещения за нарушение международного обязательства. В этом случае Суд правомочен рассмотреть дело по заявлению одной из сторон.

Дела возбуждаются в Суде путем объявления соглашения сторон или письменным заявлением одной из сторон.

Разбирательство дела в Суде производится публично, если стороны не просят о проведении закрытых заседаний.

После окончания выступлений сторон Суд удаляется на совещание, которое происходит в закрытом заседании. Все вопросы Судом разрешаются большинством голосов присутствующих; в случае равенства голосов голос председательствующего является решающим.

По итогам судебного разбирательства выносится решение. В решении указываются имена судей, причины, по которым оно было принято. Решение подписывается Председателем и секретарем Суда и объявляется в открытом заседании. При этом судьи имеют право на особое мнение.

Суд вправе давать консультативные заключения по любому юридическому вопросу, по запросу любого учреждения, уполномоченного делать такие запросы в соответствии с Уставом ООН. Суд выносит консультативные заключения в открытом заседании.

Суд решает споры на основании международного права и применяет: международные конвенции, устанавливающие правила, признанные спорящими государствами; международные обычаи; общие принципы права, признанные цивилизованными нациями, с оговоркой судебные решения и доктрины наиболее квалифицированных специалистов по публичному праву различных стран в качестве вспомогательного средства для определения правовых норм.

Международный Суд ООН, приступивший к работе в Гааге в апреле 1946 года, – главный судебный орган Организации Объединенных Наций, высшая судебная инстанция для рассмотрения юридических споров между государствами или ситуаций, которые могут привести к нарушению мира. Помимо этого Суд также играет консультативную роль – выносит по представлению Совета Безопасности, Генеральной Ассамблеи и других специализированных учреждений ООН заключения по важнейшим вопросам толкования и применения норм международного публичного права.

За время деятельности Судом рассмотрено свыше 70 дел по межгосударственным спорам, большая часть которых затрагивала вопросы осуществления суверенных прав государств в отношении сухопутных территорий, морских и воздушных пространств и связанные с этим проблемы установления государственных границ и иных линий разграничения.

В результате этих усилий удалось предотвратить перерастание целого ряда межгосударственных разногласий в открытые военные конфликты, чреватые многочисленными жертвами среди мирного населения и дестабилизацией системы международной безопасности в целом.

В последние годы Судом принят целый ряд решений, затрагивающих такие важные вопросы международного публичного права, как соблюдение или восстановление суверенных прав государств, нарушенных в результате действий, противоречащих международному праву, а также оценка последствий нарушения прав граждан одного государства властями другого государства.

Международный Суд ООН вносит существенный вклад в общее развитие международного права. Формулируемые им концепции – в силу уникального состава судей, представляющих различные правовые школы, его высокого статуса, юридической природы выносимых им решений и консультативных заключений – оказывают серьезное воздействие на доктрину международного права и существенно влияют на процессы универсализации и кодификации международного права. Примерами этого могут служить разработка и принятие Конвенции ООН по морскому праву 1982г., а также процесс совершенствования международного воздушного права.

В своих решениях и консультативных заключениях Международный Суд ООН, основываясь на важнейших общепризнанных принципах и нормах современного международного права, дает четкое понимание взаимных прав и обязанностей государств: неприменение силы и угрозы силой, невмешательство во внутренние дела других государств, суверенное равенство, право народов и наций на самоопределение.

В условиях тенденций монополярности в современной международной политике, попыток игнорирования отдельными государствами основополагающих норм и принципов международного права деятельность Международного Суда ООН приобретает особое значение.

Независимость этого коллективного органа ООН, обеспечиваемая особым статусом его судей, не представляющих ни правительства своих стран, ни любую другую власть или чьи‑либо интересы, превращает Суд в инструмент взвешенной, квалифицированной и политически беспристрастной оценки деяний государств на предмет их соответствия общепризнанным нормам и принципам международного права.

Согласно существующей практике в состав Суда традиционно входит по одному представителю от каждого постоянного члена Совета Безопасности ООН. В разные годы членами Международного Суда являлись следующие советские (российские) правоведы: Крылов С.Б. (1946г. – 1952г.), Голунский С.А (1952г. – 1953г.), Кожевников Ф.И. (1953г. – 1961г.), Корецкий В.М. (1961г. – 1970г.), Морозов П.Д. (1970г. – 1985г.), Тарасов Н.К. (1985г. – 1994г.) и Верещетин В.С. (1995г. – по настоящее время).

Со времени основания в 1946 году Международный Суд ООН располагается во Дворце мира.

История создания этого памятника архитектуры связана с инициативой российского императора Николая II, выдвинувшего в 1898 году идею созыва Первой Всемирной конференции мира. По решению этой конференции была создана постоянная палата международного арбитражного суда – предшественника Международного суда ООН. Для размещения палаты в Гааге в 1907–1913гг. был сооружен Дворец мира. Средства для строительства были пожертвованы американским промышленником и филантропом Эндрю Карнеги. Значительную роль в создании Дворца мира сыграл выдающийся российский юрист-международник Ф.Ф.Мартенс, благодаря усилиям которого Нидерланды безвозмездно предоставили для строительства Дворца земельный участок площадью 7 га в центре Гааги, а Э.Карнеги – средства, необходимые для строительства.

Построенное из гранита, песчаника и красного кирпича, здание спроектировано французским архитектором Луисом Кордонье. Оно сочетает в себе романский и византийский стили. Находящиеся внутри скульптуры, витражи, мозаика, гобелены, предметы искусства получены в дар от государств, которые участвовали в Гаагских конференциях мира. Например, Швейцария подарила часы на колокольню, Германия – ажурные решетки, Япония – шелковые шпалеры, Испания – серебряные чернильницы. Россия подарила Дворцу мира огромную вазу из уральской яшмы.

В галереях Дворца выставлены бюсты выдающихся государственных и политических деятелей, юристов, внесших большой вклад в укрепление мира между народами. В связи со столетием Первой Всемирной конференции мира во Дворце был установлен бюст российского юриста-международника Ф.Ф.Мартенса.

Во Дворце мира находится одна из крупнейших в мире библиотек по вопросам международного публичного права.

Читайте также: