Известные ученые стран древнего востока сообщение

Обновлено: 08.07.2024

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

История любой науки, в том числе и история медицины представляет интерес и в настоящее время. Человеку всегда было интересно познавать мир, находить все новые и новые методы и способы лечения тех или иных заболеваний, исследовать строение своего организма и его функционирование.

Актуальность выбранной темы заключается в том, что история медицины не ограничивается изучением только ее прошлого. Развитие медицины как науки продолжается до сих пор, а именно страны Древнего Востока оставили свой опыт в медицинской практике и науке. Медицинская практика и наука развиваются в тесном историческом взаимодействии. Практика, накапливая материал, обогащает медицинскую теорию, ставит перед ней новые задачи. Медицинская наука, в свою очередь способствует развитию практики, ставит ее на более новый высокий уровень.

История медицины наглядно показывает сдвиги и коренные изменения, происходившие в ней в связи с изменениями в жизни общества.

Целью данной работы явилось изучение истории медицины в рабовладельческом обществе с выделением наиболее значимых моментов. Выбор данной темы обусловлен интересом к странам Востока, а также тем, что именно в рабовладельческом обществе появляются первые зачатки медицины как науки.

В данной работе хочется достичь следующих задач: узнать и выделить основные моменты развития истории медицины в странах древнего Востока; познакомиться с особенностями врачевания в различных цивилизациях древнего Востока, медицинскими текстами, представлениями о происхождении болезней, способами диагностики и лечения болезней, лекарственными средствами и приемами врачевания, основами врачебной этики, характерными для древнего Востока в период рабовладельческого строя.

Древний Восток. Зарождение медицины в первых рабовладельческих государствах Древнего Востока.

Древний Восток был колыбелью человеческой культуры. Здесь ранее других мест совершился переход от первобытнообщинного строя к строю рабовладельческому. Здесь впервые общество разделилось на классы рабовладельцев и рабов.

При рабовладельческом строе население делилось на свободных и рабов. Свободные пользовались всеми гражданскими, имущественными, политическими правами (за исключением женщин). Рабы были лишены всех этих прав и не имели доступа в состав свободных. Свободные были разделены на класс крупных землевладельцев, являвшихся вместе с тем крупными рабовладельцами, и класс мелких производителей (крестьяне, ремесленники), зажиточные слои которых также пользовались рабским трудом и являлись рабовладельцами. Жрецы, игравшие большую роль в эпоху рабства, по своему положению примыкали к классу крупных земельных сообществ.

Зарождение медицины происходит в первых рабовладельческих государствах Древнего Востока – Египте, Китае, Индии, странах Передней Азии.

В течение длительного времени в рабовладельческом периоде медицинская деятельность была тесно связана с религией, культом, храмами.
Этот период в истории медицины носит название жреческой (храмовой) медицины.

Медицина в Китае.

Китайцы делили организм человека на две противоположные силы – здоровье и болезнь.

Существовали анатомические и физиологические представления. Китайцы знали, что сокращение сердца является причиной движения крови. В китайских анатомических рисунках наряду с правильными изображениями одних частей имелись ошибочные изображения других. Анатомические атласы, многократно перерисованные на протяжении веков, дошли до нашего времени. Из них видно, что в диагностике большое внимание уделялось пульсу. Различалось много видов пульса, в зависимости от характера болезни, конституции больного, времени года, часа дня и др. О пульсе было написано много исследований. Китайские врачеватели сматривали язык и естественные отверстия организма больного -ноздри, уши, глаза, рот, выделения - кал и мочу. Моча исследовалась на вкус: устанавливали ее кислый и сладкий вкус и выставлялся диагноз. При исследовании мочи часто различались пробы: утренняя, дневная, вечерняя, ночная.

В Китае существовало государственное медицинское учреждение. Его основным назначением было обслуживание императорского двора.Однако на деле функции его были шире и включали различные вопросы медицинского дела, например, эпидемии. Широкое распространение в Китае имела вариоляция(аналог современной вакцинации) в целях предохранения от заболевания оспой: в ноздри здоровым людям вводили высушенный гной оспенных образований больного.

Основным методом лечения считалось лечение противоположным, т.е. жар лечили холодом и наоборот. Обязательной была изоляция больных при лечении проказы, оспы и др. Разработаны были приемы массажа.

Китайская медицина применяла многие лекарственные вещества растительного, животного и минерального происхождения. Из лекарств растительного происхождения особое место занимал женьшень, применявшийся при различных болезнях (туберкулез, малокровие, лихорадочные заболевания и др.). Применялись лимонник, камфара, ревень, имбирь, индийская конопля, почки бамбука, чай, лук, чеснок, смолы, аконит и т. д. Из лекарств животного происхождения применялись панты – рога молодого пятнистого оленя, мускус, печень, костный мозг; особенно ценились внутренние органы и кровь тигра. Как кровоостанавливающее средство применялся костный клей (желатин). В ходу были и разнообразные минеральные вещества – ртуть, сурьма, железо, сера, магнезия.

Долгое время китайская медицина развивалась изолированно от других культур.

Медицина в Индии

По законам Ману врач за неудачное лечение подлежал штрафу, размер которого определялся кастовым положением больного (чем выше положение больного, тем крупнее штраф). Здоровье считалось результатом нормального сочетания трех начал организма: газообразного, слизи и желчи. Три этих начала считались связанными с основными элементами или стихиями природы.

Сильную сторону медицины в древней Индии составляли элементы гигиены. В законах Ману многонаписано о гигиене: о влиянии климата и времен года на здоровье, чистоте в жилище, правилах личной гигиены, гимнастике, питании, умеренности в пище, раннем вставании, гигиене рта, купании, опрятности в одежде, стрижке волос и ногтей. Законы Ману осуждали пресыщение, ограничивали употребление мяса и рекомендовали свежую растительную пищу, а также молоко и мед. Обращалось внимание на чистоту посуды. Тщательно были разработаны правила ухода за телом: чистка зубов щетками и порошками, купание, растирание тела, смена одежды и др. Остатки пищи, грязную воду, мочу, кал предлагалось относить далеко от дома. Гигиенические предписания относились в первую очередь к привилегированным кастам, в меньшей степени к подчиненным им и совершенно не имели в виду рабов.

Причинами болезней признавался не только гнев богов, но также изменение климата и погоды, нарушение диеты, правил личной гигиены. Врач опрашивал больного, осматривал его, ощупывал, обращал внимание на цвет и температуру кожи, состояние языка, исследовал цвет и запах отделений.

В Аюрведе описаны признаки более 150 остры" и хронических, общих и местных болезней мозга, сердца, живота, мочевых и половых органов, суставов и других частей тела. Наряду с диетическими советами, рекомендацией массажа и ванн описано 760 лекарственных растений. Применялись средства животного происхождения (молоко, сало, мозг, желчь). Из минеральных веществ наиболее часто использовалась ртуть. В индийской медицине лекарства распределялись по их действию. Были известны потогонные, рвотные, слабительные, мочегонные, наркотические и возбуждающие средства, которые применялись в различных формах (порошки, пилюли, настои, настойки, отвары, мази, втирания, окуривание, вдыхание, обливание). При назначении лекарств учитывались времена года, погода, телосложение больного, его темперамент, пол, возраст, характер болезни. В Аюрведе описано более 120 хирургических инструментов.

Медицина в Месопотамии (междуречье).

Древнейшие государства Месопотамии - Шумер, Вавилония, Ассирия – это территория нынешних Сирии и Ирака.

В конце III и начале II тыс. до н. э. началось возвышение Вавилонского государства. Позднее, в I тыс. до н. э., в северо-восточной части Месопотамии, выдвинулась Ассирия. Из этих государств главное место в хозяйственном и культурном развитии, в частности в медицине, принадлежало Вавилону. Дошедшие до нас многочисленные памятники говорят о медицине в Древних рабовладельческих государствах, существовавших в Двуречье Ганга и Ефрата, за 20-17 веков до н.э.. Модель печени с указанием названия ее частей.

Вавилон духов (благодетельных и злых, богов и дьяволов), а направляются в своем течении влиянием небесных светил Болезнь всегда представлялась как нечто постороннее, как следствие проникновения в тело болезненных демонов. Такие представления о болезни обусловливали и лечебные мероприятия; чтобы излечить больного, следует прежде всего изгнать демона , вызвавшего болезнь. Широко были распространены амулеты, талисманы, дощечки с молитвами и заклинаниями у дверей жилища, идолы добрых духов; они должны были отпугивать злого демона. При лечении применялись символические приемы: ощипывание луковицы, разматывание клубка шерсти, рассыпание зерен хлеба и сметание их опять в кучу, сковывание больного и освобождение от оков, распутывание от узлов. Лепились и сжигались фигурки демонов. Большую роль играло гадание по внутренностям животных, в частности рассматривание печени жертвенных животных (главным образом овец). До нашего времени дошли глиняные и бронзовые модели печени, разделенные чертами на части; на каждой части имеется текст, служащий руководством к предсказанию по состоянию данной части печени. По таким моделям печени обучались будущие жрецы-врачи в принадлежавших государству медицинских школах, которые существовали в Вавилоне.

Наряду с мистическими представлениями и магическими действиями медицина Вавилона и Ассирии признавала и рационалистические причины здоровья и болезни и применяла средства народной эмпирической медицины . Вавилонские врачи приготовляли отвары из растений, давали их больным внутрь, делали мази для наружного применения, натирания, назначали ванны и обливания, ставили кровососные банки и проводили кровопускание.

Для изгнания демонов в ассирийской медицине (как и в вавилонской более позднего периода) часто употреблялись вещества, вызывающие отвращение (кал людей и животных, противные по вкусу лекарства и т. п.). Считалось, что противное больному должно быть противно и засевшему в нем демону.

У ассирийцев медицина тесно связывалась с астрологией: при прогнозе большое значение придавалось положению светил и специальному астрологическому календарю (счастливые и несчастные числа для начала лечения, операции, родов и пр.). С расположением светил связывалось возникновение и ход эпидемий, часто поражавших все страны Древнего Востока. Ассиро-вавилонская астрология перешла затем в обиход других народов и в последующие эпохи занимала большое место, в частности в медицине.

Медицина в Древнем Египте

Культура Древнего Египта оставила глубокий след в истории мировой культуры. Древние греки и римляне, также как народы Ближнего Востока и Африки, многое почерпнули из литературы, искусства и науки Египта. Наряду с математическими, астрономическими, географическими знаниями, древние египтяне обладали познаниями в области медицины. Приемы врачевания зародились в Египте за 4000 лет до н. э. Медицина в Египте находилась в руках жрецов. Врачи Египта пользовались высокой репутацией. Постепенно с накоплением опыта за 2000 лет до н. э. в Египте развилась довольно большая врачебная специализация. У египтян были врачи-хирурги, врачи-интернисты; среди хирургов различались врачи, занимавшиеся операциями на глазах, лечением и пломбированием зубов.

Уже в период так называемого древнего царства (III тыс. до н. э.) египтяне достигли значительных успехов в медицине.

Источниками наших сведений о медицине в Египте, как и о древнеегипетской культуре в целом, являются иероглифические надписи на саркофагах, пирамидах и других строениях и в первую очередь папирусы.

От Древнего Египта до нашего времени дошли медицинские папирусы - сборники с описаниями различных заболеваний, симптомов болезней, с указаниями приемов распознавания и лечения, с перечнями рецептов. Из сохранившихся папирусов самым старым является Кахунский, посвященный женским болезням и написанный около 1850 г. до н. э. За 1550 лет до н. э. были составлены два самых обширных по размеру медицинских папируса: папирус Смита, найденный в Луксоре, посвященный хирургии, лечению ран и анатомии, и папирус Эберса, найденный в Фивах, посвященный заболеваниям по частям тела. Написанный около 1450--1350 гг. до н. э. папирус Бругша трактует о здоровье матери и ребенка, о болезнях детей и является самым древним документом по педиатрии. Содержание папирусов является итогом многочисленных наблюдений, копией и переделкой ранее существовавших медицинских документов, не дошедших до нас.

Понятия о причине возникновения болезней жрецами связывались с религиозными верованиями: болезни – это следствие вселения демона, они возникают по воле богов. Наряду с этим египтяне признавали и естественные причины болезней.

Согласно верованиям египтян, душа человека продолжает существовать после его смерти, однако лишь при условии сохранения тела, в которое она могла бы вселиться. В целях предохранения трупов от разложения применялось бальзамирование. Этому способствовало приобретение знаний в области анатомии. Знания об анатомии человеческого тела египтяне получали из практики бальзамирования трупов – обычай, связанный с заупокойным культом: представления о загробной жизни вызвали стремление сохранить тело от разрушения.

Бальзамирование – способы предохранения трупов от разложения для чего труп обрабатывали веществами, предотвращающими гниение. Бальзамирование было известно уже в Ассирии и Персии, но наибольшего искусства в этом деле достигли древние египтяне.

Мумификация - процесс создания мумии из тела умершего человека (животного).

Бальзамирование не носило широкого характера, распространялось только на привилегированную верхушку царей (фараонов), жрецов, наиболее состоятельных людей. Ряд анатомических терминов, употреблявшихся в Древнем Египте, свидетельствует о знании некоторых органов, например, мозга, печени, сердца, сосудов.

Описание симптомов болезней было разработано довольно подробно. В папирусах описаны кишечные болезни, болезни дыхательных путей, кровотечения, кожные болезни, слоновая болезнь, глазные болезни, тяжелые изнурительные лихорадки. Ряд отраслей лечебной медицины был рассчитан на удовлетворение повышенных запросов состоятельных людей. Сюда относится массаж, водолечение, применение дорогих лекарств с весьма сложной рецептурой и т. п.

Элементы санитарии и благоустройства, обнаруженные археологами при изучении развалин древнеегипетских городов, также встречались только во дворцах и кварталах знати и не распространялись на поселения и жилища других слоев населения.

Со времен первой династии (более 3000 лет до н. э.) в городах Мемфисе, Гелиополисе, Саисе при храмах существовали школы для подготовки врачей. За 600 лет до н. э. эти школы стали принимать учеников-иностранцев. В Египте часто изучали медицину греки.

Медицина, как наука, начала свое развитие в странах древнего Востока. Каждая цивилизация древнего Востока имела свою медицину и выработала свои методы и способы борьбы с недугом и лечения людей.

Медицина Древнего Египта, например, оказала большое влияние на медицину греков, евреев и арабов.

Древнейшая из медицинских систем - индийская – дала миру йогу и Аюрведу. Аюрведа (IX – III в. до н. э.) представляла собой огромную энциклопедию медицинских знаний, где причинами болезней признавались не только гнев богов, но и изменения климата, нарушения диеты, правил личной гигиены. В Аюрведе описаны признаки 150 болезней, 760 лекарственных растений и продуктов животного происхождения. При назначении их учитывали время года, тип телосложения больного, пол, возраст, характер болезни.

В современном мире медицина играет очень важную роль! Научное изучение ее наследия имеет большое значение для развития современной научной медицины. В настоящее время медициной взяты за основу выработанные еще в древности методы наблюдения за больным и диагностика заболевания по анализам, симптомам больного. Как и тогда, так и сейчас существенное значение в происхождении заболеваний придается образу жизни человека и роли окружающей среды, прежде всего климату. Современной медициной продолжено изучение болезней и методов их лечения с применением тактики индивидуального подхода к больному.

Мне понравилась эта тема тем, что при помощи изучения соответствующей литературы мною были получены знания и представление о медицине древнего Востока, источниках, методах лечения и ее существенной роли и огромном значении для современной медицины.

Список использованной литературы и интернет-источников:

1. История Древнего Востока: учебник для вузов. / Под ред. В.И. Кузищина. – М.: Высш. шк., 2003. – 473 с.
2. Кузьмин М.К. История медицины: Очерки. –М., 1979. – 195 с.

3. Шамякина Т. Культура Месопотамии // Родное слово, 1998. – № 1. – С. 118–129.
4. Лисицин Ю.П. История медицины. Учебник для медицинских вузов. – М.: Издательство Гэотар Мед, 2005. – 402 с.

Под влиянием взгядов крупных перипатетиков Востока (Аль-Фараби, Беруни, Ибн Сины) у Баласагына формируется пантеистический взгляд на окружающий мир. Ибо, по его глубокому убеждению, сотворенный богом мир существует и развивается самостоятельно по своим внутренним закономерностям.

Учение Баласагына о строении Вселенной имеет много общего с системой Аристотеля-Пталомея. Однако, исходя из достижений естественных наук своего времени, мыслитель отстаивает концепцию о шарообразности Земли, которая вращается вокруг своей оси. Продолжая традиции древних философов, он считал, что окружающая действительность состоит из четырех материальных тел (земля, воздух, вода и огонь), которые являются основой мира и жизни на земле. По его концепции 4 природных элемента не только качественно отличаются друг от друга, но и тесно связаны между собой. Отсюда он полагал, что земля занимает центральное место и лежит в основе четырех стихий. Наивный материализм Жусупа тесно связан с его стихийно-диалектическим воззрением. Он утверждал, что все явления природы и общества развиваются и изменяются закономерно.

Жусуп Баласагын прекрасно осознавал, что завоеванные области удержать силой оружия не удастся. Для чего необходим хорошо организованный государственный аппарат: достаточно сильный, чтобы противостоять постоянной угрозе внешних вторжений; достаточно гибкий, чтобы защищать интересы привилегированных слоев населения; достаточно подготовленный, чтобы упорядочить налоги и сборы внутри страны.

Взгляды мыслителя на общество и человека несет в себе глубокий гуманизм и насыщены рационалистическим подходом к осмыслению процессов, происходящих в обществе, признанием важной роли материальных факторов. Баласагын внес значительный вклад в разработку традиций реализма в мировоззрения прогрессивных мыслителей Средневековья.

Мировоззрение поэта явилось синтезом культурных достижений Востока и Запада XI века. Оно отразило в себе сильные и слабые стороны предшествующего ему периода. Пантеистическое учение, развиваемое мыслителем, насыщенное реалистическими идеями, рациональными подходами к явлениям социоприроды содержало в себе большие возможности для отрицания необъективных идей теологии и идеализма. Вместе с тем следует заметить, что в решении многих вопросов философской и социологической мысли он колебался, допускал немало ошибок и далеко не всегда был свободен от влияния теологии и мистики. Несмотря на ограниченный характер мировоззрения Жусупа Баласагына, его нравственная дидактика в целом весьма прогрессивна для того времени. Его поэма несла в себе основные черты народных представлений о морали, нормах и правилах поведения человека, характерных для прогрессивной эпохи не только средневековья, но и созвучных с современностью.

Политическое мышление Баласагына направлено на анализ социально-классовой структуры феодального общества. Глубокое знание общественных отношений в Караханидском государстве позволило мыслителю на основе двух критериев — по имущественному Цензу и по роду занятий — дифференцировать население общества. Поэт понимал, что в современном ему феодальном обществе существует имущественное неравенство между людьми, что общество по своей социально классовой структуре делится на крупных и средних баев, а также на бедняков. По роду занятий население делилось на дехкан, ремесленников, скотоводов, торговцев и др.

Мыслитель как гуманист осуждает деспотизм жадных ханов и глупых беков, которые жестоко эксплуатируют массы, попирая их достоинство и право, грабят их. Феодалы развязывают кровавые междоусобные войны, чтобы расширить свою удельную территорию, разоряют соседние народы, сжигают их города и деревни, превращают людей в рабов. Поэт-философ жалуется, сетует на свою эпоху, соя их достоинство и право, грабят их. Феодалы развязывают кровавые междоусобные войны, чтобы расширить свою удельную территорию, разоряют соседние народы, сжигают их города и деревни, превращают людей в рабов. Поэт-философ жалуется, сетует на свою эпоху, соя их достоинство и право, грабят их. Феодалы развязывают кровавые междоусобные войны, чтобы расширить свою удельную территорию, разоряют соседки. В этих целях, как уже говорилось, он осуждает жестокость эксплуатации крестьянских масс, скотоводов и ремесленников, призывает уменьшить подати, несколько смягчить угнетение трудящихся. Таким образом, мыслитель старается примирить имущих и неимущих. Он призывает сановников относиться к низшим слоям по совести и справедливо, а трудящихся поучает быть верными, преданными господствующему классу, чтобы таким образом достигнуть создания справедливого общества. Жусуп как идеолог эксплуататоров хорошо понимал, что бесчеловечный гнет трудовых слоев населения будет толкать их на различные смуты, подрывающие существующий порядок.

По мнению академика А.Кононова, возможно, что Жусуп Баласагын ощущал настоятельную необходимость в создании новой морально-этической основы для раздираемого неурядицами общества.

« Что ж так люди дурны?

Что ж отринут закон?

Что за век послан мне,

Где я жить осужден?

Как достойных возвысить,

А зло выгнать вон?

Добрый лад и закон —

Все утрачено сплошь.

Упорядочить на новой основе жизнь недавних кочевников во всех ее сферах, внести в не политико-правовую организацию, такое государственное управление, которое должно дать подвластному народу самое главное — закон.

«И, чтобы крепить свою власть год за годом,

Закон, а не силу поставь над народом.

Где беков надежный закон утвержден,

Страна там в поре благодатных времен.

Творцу похвалою я должен воздать,

Нельзя не удивиться прозрениям поэта древности, правота которого подтверждена временем. Именно благодаря политико-правовой мысли Баласагына в тюркоязычной литературе уже с XI века четко закреплено понимание того, что одно из главных условий преобразования государственно-правовых отношений — это верховенство в нем закона.

«Для блага закон, а не сила угодней,

В молитве пади перед дверью господней.

Закон укрепляй — и все бедствия канут,

Но подлинных путей преодоления социальных антагонизмов и создания гармоничных отношений между эксплуататорами и эксплуатируемыми мыслитель не видит. Он полагает, что единственным путем установления гармонических отношений между социальными группами и классами, утверждения социальной справедливости является выработка гуманного закона управления государством. Поэт писал:

«Где властен закон, там безбеден народ,

И в славе его имя живет.

Цветут при законе страна и весь мир,

Философ считал, что если государство будут возглавлять просвещенные ханы, опирающиеся в своей деятельности на науку, то они будут издавать справедливые законы и действовать на основе этих законов. Справедливость, подчеркивает Баласагын, -это необходимое нравственное качество главы государства. А это значит следует действовать на законном основании. По мнению поэта, правитель должен быть справедливым при соблюдении законов, в решении вопросов управления обществом, он не может в своих действиях разделять людей на рабов и беков, а обязан относиться к ним одинаково, как герой его поэмы — правитель Кюнтогды (символ справедливости), который говорит:

«По правде вершу все дела я привычно,

А бек или раб предо мной — безразлично.

И сын ли, чужой ли, родня ли, приятель,

Пришелец приспевший ли — кстати, некстати ль —

Они для меня по закону равны,

Жусуп делает Кюнтогды еще и символом законности. Только когда глава государства действует справедливо на основе закона, тогда возникает идеальное государство. Мыслитель считает, что справедливый властелин должен быть просвещенным, мудрым, он должен обладать разумом, знаниями и рассудком. Несмотря на то, что теория государства и просвещенности правителя Жусупа является идеалистической, а его идеи о справедливом обществе — утопическими, некоторые положения мыслителя были прогрессивными. Так, например, он, осуждая насилие, исходит из рационалистических идей о том, что разум человека активная сила и призывал правителей управлять государством, опираясь на успехи науки и просвещения, и т.д.

Махмуд Кашгари

Махмуд Кашгари (1029 — 1101), известный среднеазиатский филолог и тюрколог, родился в Барсахане , небольшом городке на берегу Иссык-Куля. Он принадлежал к высшим кругам караханидской знати. Отец его был эмиром , правителем этого города. Учился Махмуд сначало в Кашгаре (отсюда и прозвище Кашгари- Кашгарсикий ), потом — в Бухаре , Самарканде , Нишапуре, Багдаде.

Будущий создатель “ Словаря тюрских наречий ” (“Дивани лугат ат-тюрк ”) с детства проявлял интерес к языкам, фольклору и этнографии тюрских племен. В течении длительного времени он путешествовал по землям , населенным тюрками, старательно записывая слова , легенды, обычаи, загадки и пословицы. Он писал : “ Я затратил годы, чтобы объехать города , кишлаки и жайляу тюрков, туркмен, огузов, чигилов, ягма, киргизов, занимаясь сбором их языков, изучая произношение различных городов… Я занимался этим делом не потому, что не знал языки, а для того чтобы определить их особенности, тончайшие оттенки , касаюшеися значения и формы слов различных племен ”.

Впоследствии Махмуд Кашгари систематизировал собранный лингвистический, историчиский и этнографический материал. Так появился “ Словаря тюрских наречий ”, составленный в 1072-1074 годах и содержащий ценные сведения о жизни тюрских племен XI века. В отличии от многих современных ему среднеазиаских ученных Махмуд Кашгари написал свое сочинение не на арабском, а на тюрском языке.

В “Словаре тюрских наречий” представлены основные жанры тюркоязычного фольклора — обрядовые и лирические песни, героический эпос, исторические предания и легенды. Кроме того, в нем есть сведения и об анатомии , медицине, ветеринарии, астронамии, географии, этнографии и т.д.

“ Словарь тюрских наречий ” состоит из двух частей. В первой части своей работы Махмуд Кашгари расказывает о цели своей книги, преводит сведения о племенах и родах, говорящих на тюрских языках.

Во второй части его труда дается словарь тюрских наречий , приводятся крылатые выражения, образцы устного народного творчества.

“ Словарь тюрских наречий ” дошел до наших дней благодаря сирийцу Мохаммеду ибн Абубакиру, который переписал его через 200 лет после смерти Кашгари.Оригинал сочинения не сохранился.

Впервые “ Словарь тюрских наречий ” был опубликован Венгерской Академией наук в 1904 году , а в 1915-1917 годах в Стамбуле вышло в свет трехтомное издание этого труда по тюркологии, что явилось болшим событием в научном мире.

Самую точную характеристеку “ Словарю тюрских наречий ” дал сам Махмуд Кашгари. “Эту книгу, — писал ученый , — я составил в алфавитном порядке, украсил ее пословицами , саджами (рифмованная проза) , поговорками , стихами, раджазами (стихи воинственного содержания) и отрывками из прозы. Я облегчил трудное , разъяснил ценность для языковедов, фольклористов, литературоведов, историков.

Кожа Ахмет Яссауи

При жизни Мухаммеда ислам стремительно распространялся в мире. За считанные годы Коран стал оказывать на жизнь людей столь же сильное влияние, как Библия и Новый Завет. Однако после смерти пророка в рядах его последователей произошёл раскол. Одни стали требовать от других такого же толкования сур Корана, какое было у них. Появились течения. Стала литься кровь.

Достигнув 63 лет, он спустился в подземелье и уже не видел солнца. Он стал писать. Бумага — это последнее прибежище людей, постигнувших суть земной жизни. Здесь он и умер. Его перенесли и погребли невдалёке. Позже эмир Тимур, восхищавшийся глубиной ума поэта и подвигом его жизни, своими руками начертил проект мечети Яссауи. Так возникло это красивейшее творение рук средневековых мастеров — мечеть Ходжа Ахмеда Яссауи.

Мечеть — это память народа. Она возводится тем, кто сумел вызвать людское восхищение. Много веков назад осенней порой, простудившись, умерла по дороге к своему возлюбленному дочь поэта Айша. Над её могилой возвышается мавзолей, который и сегодня вызывает восторг людей. Святые предки нужны живым, чтобы их жизнь не превратилась в скотоподобное существование. Вот почему каждый, кто прикасается к стенам мечети Ходжа Ахмеда Яссауи, очеловечивается многократно. Паломники, запрокинув головы, всматриваются в купол мечети, который возвышается на высоте 39 метров и такой же глубиной фундамент. Огромный прямоугольник 50 на 50 метров имеет стены толщиной до трёх метров. Здесь много служебных помещений: библиотека, столовая, молитвенная комната, канцелярия… В центре зала возвышается тайказан, вместимостью три тысячи литров. В глубине мечети усыпальница Яссауи. Надгробие выполнено из тёмно-зелёного нефрита из Индии. Чуть поодаль от мечети пантеон, где покоятся тела многих казахских ханов. Кстати, здесь в свои молодые годы учился известный в Западном Казахстане молда и врачеватель Абдохалат, или Атеш-молда, как называли его в народе. Вот уже 6 столетий стоит мечеть, как символ человеческого гения. И пройдёт ещё столько и будет стоять, ибо на то воля второго пророка.

Уже давно укоренилось мнение, что де в этих краях царит культ выгоды. Однако это не так, ибо хозяин дома, где вы остановились на ночлег., примет у вас любую сумму, пусть то десять тенге или сто, ибо гость для него и бог, и судья. Примечательно, что человек с недобрым сердцем и нечистыми мыслями здесь виден сразу, так как в этой атмосфере братства такой человек проявляется как на лакмусовой бумажке. Другая особенность — это религиозная терпимость туркестанцев, интернационализм, как один из жизненных принципов. Возможно поэтому этот город смог продержаться полторы тысячи лет. Только вражда и недоверие сеет смерть и разрешение.

Яссауи призывал людей к умеренности, равновесию в желаниях. Так вот эти призывы великого поэта получили здесь, в Туркестане, понимание и поддержку. В здешних домах нет ни роскоши, ни излишества. Всё, что окружает человека, ему же и служит. Вещь для человека, а не человек для вещей. Одеваются туркестанцы просто и красиво. На улицах города нет женщин, одетых как портовые проститутки. Всё в меру. Женщина здесь — добропорядочная мать семейства, хранительница очага. Мужчина — хозяин и пожизненный президент. Отношения между ними равные, уважительные. Здесь ещё сохранились те традиционные отношения казахских семьях, которые были им характерны многие столетия. Пожив в этой среде некоторое время, начинаешь понимать , что здесь, у себя, мы живём без Яссауи в своих сердцах. Другая особенность здешней жизни — это совершенно равнодушное отношение к спиртным напиткам. Здесь не ставят на стол бутылку по поводу и без. На улицах Туркестана невозможно встретить пьяных стариков.

Уже прошло много столетий как нет Яссауи, но и сегодня Туркестан живёт так, как будто этот великий старец каждое утро обходит улицы города и постукивает посохом в окна домов с напоминанием о том, к чему он призывал их в своих проповедях много столетий назад. Старые истины так же прочны, как комоды наших бабушек. Всё лучшее в этом мире берёт начало в добром отношении людей друг к другу, в почитании памяти умерших, в бережном отношении к земле, воздуху, воде. Яссауи открыл и оставил эти истины нам в надежде на то, что каждый из нас найдёт дорогу к Храму.



За 1000 лет до рож­де­ния ис­ла­ма сре­до­то­чи­ем уче­нос­ти и про­све­ще­ния бы­ла Гре­ция, как и стра­ны, ока­зав­ши­е­ся под вли­я­ни­ем гре­ков. И в Рим­ской им­пе­рии она со­хра­ни­ла свою роль куль­тур­но­го цент­ра. Фи­ло­со­фы и ма­те­ма­ти­ки – Арис­то­тель, Пто­ле­мей, Ар­хи­мед – опи­сы­ва­ли устройст­во Все­лен­ной. Уче­ные, та­кие как Гип­по­крат и Га­лен, со­чи­ня­ли ме­ди­цин­ские трак­та­ты.

Их тру­ды со­би­ра­ли, хра­ни­ли и пе­ре­пи­сы­ва­ли гре­ки, рим­ля­не и ви­зан­тий­цы. Но мно­гих из них на ро­ди­не объ­яви­ли ере­ти­ка­ми, и они сбе­жа­ли в Пер­сию. Там, на Вос­то­ке, гре­чес­кая пре­муд­рость со­еди­ня­лась с ин­дий­ской и ки­тай­ской фи­ло­со­фи­ей, что бы под­нять­ся еще на бо­лее вы­со­кий уро­вень.

На­ши циф­ры ка­жут­ся нам чем-то са­мим со­бой ра­зу­ме­ю­щим­ся, но рим­ские циф­ры, счет­ная сис­те­ма Рим­ской им­пе­рии, бы­ли и со­всем дру­ги­ми, и весь­ма не­удоб­ны­ми. Сло­жить CIX и LIV, что­бы по­лу­чить CLXIII, на­мно­го труд­нее, не­же­ли к 109 при­ба­вить 54 и по­лу­чить 163! Эта за­ме­ча­тель­ная счет­ная сис­те­ма, ко­то­рой мы поль­зу­ем­ся и сей­час, раз­ви­та му­суль­ма­на­ми.

Му­суль­ма­не мно­го сде­ла­ли и в об­лас­ти аст­ро­но­мии, осо­бен­но изо­бре­тя та­кие ин­ст­ру­мен­ты как аст­ро­ля­бия, ко­то­рая сто­ла боль­шим под­спорь­ем в мор­ских пла­ва­ни­ях.

Сре­ди сред­не­ве­ко­вых араб­ских уче­ных бы­ло не­ма­ло блес­тя­щих мыс­ли­те­лей.

Ар – Ра­зи ( в Ев­ро­пе его на­зы­ва­ли Ра­зес) ле­чил боль­ных в боль­ни­це Баг­да­да в 900 го­ды и про­слыл у со­вре­мен­ни­ков луч­шим вра­чом в ми­ре. Он раз­ра­бо­тал не­сколь­ко но­вых и эф­фек­тив­ных спо­со­бов ле­че­ния бо­лез­ней и на­пи­сал об­шир­ную ме­ди­цин­скую эн­цик­ло­пе­дию.

Аль – Ма­су­ди жил в X век в Егип­те. Он за­ни­мал­ся ес­тест­воз­на­ни­ем и со­здал тру­ды по гео­гра­фии, гео­ло­гии и био­ло­гии, пред­ло­жил те­о­рию эво­лю­ции за 900 лет до Дар­ви­на. Он был ве­ли­ким пу­те­шест­вен­ни­ком и в 30-том­ной эн­цик­ло­пе­дии опи­сал все стра­ны, где он по­бы­вал.

1. Юсуф Баласагуни.
2. Махмуд Кашгари.
3. Кожа Ахмет Яссауи.

1. Юсуф Баласагуни.
Согласно имеющимся сведениям Жусуп родился в городе Баласагуни,
известном под именем Куз-Орду, месторасположение которого не установлено с
достаточной степенью достоверности. Предположительно этот город следует
искать в Семиречье, в ЧуйскоСогласно имеющимся сведениям Жусуп родился в
городе Баласагуни, известном под именем Куз-Орду, месторасположение
которого не установлено с достаточной степенью достоверности.
Предположительно этот город следует искать в Семиречье, в ЧуйскоСогласно
имеющимся сведениям Жусуп родился в городе Баласагуни, известном под именем
Куз-Орду, месторасположение которого не установлено с достаточной степенью
достоверности. Предположительно этот город следует искать в Семиречье, в
Чуйскокаясь наряду с философией и наукой, поэзией и политикой, игрой в
шахматы. Широко образованный, умудренный жизненным опытом, он прибыл в
Кашгар и здесь в течение восемнадцати месяцев напряженной работы написал
большое поэтическое произведение. По сведениям турецкого философа
Р.Р.Арата, автору к моменту завершения поэмы было около 54 лет. Если верить
этому, то Жусуп Баласагын родился в 1015-1016 гг. Знания, приумноженные его
собственными наблюдениями, послужили основой написания знаменитой поэмы.
Безусловно, Кутадгу Билиг есть значительное явление не только в жизни
народов Центральной Азии и Востока, но в целом и мировой культуры. Его
поэму нельзя отнести лишь к разряду энциклопедических работ, в ней освещено
множество проблем, касающихся естественных и гуманитарных наук: социально-
этические, общефилософские, эстетические, политические, правовые вопросы.
Философские взгляды.
Под влиянием взгядов крупных перипатетиков Востока (Аль-Фараби, Беруни,
Ибн Сины) у Баласагына формируется пантеистический взгляд на окружающий
мир. Ибо, по его глубокому убеждению, сотворенный богом мир существует и
развивается самостоятельно по своим внутренним закономерностям.
В политико-правовом контексте Кутадгу билим представляет собой
исключительную значимость как своеобразный кодекс этических норм и правил
поведения феодального общества. В его взглядах на модели мира и его
развитие содержится ряд материалистических идей, где мыслитель исследует
закономерности расположения и движения небесных тел и планет. Не случайно
Ж.Баласагын, изучая звездный мир, описывает 12 знаков зодиака.
Учение Баласагына о строении Вселенной имеет много общего с системой
Аристотеля-Пталомея. Однако, исходя из достижений естественных наук своего
времени, мыслитель отстаивает концепцию о шарообразности Земли, которая
вращается вокруг своей оси. Продолжая традиции древних философов, он
считал, что окружающая действительность состоит из четырех материальных тел
(земля, воздух, вода и огонь), которые являются основой мира и жизни на
земле. По его концепции 4 природных элемента не только качественно
отличаются друг от друга, но и тесно связаны между собой. Отсюда он
полагал, что земля занимает центральное место и лежит в основе четырех
стихий. Наивный материализм Жусупа тесно связан с его стихийно-
диалектическим воззрением. Он утверждал, что все явления природы и общества
развиваются и изменяются закономерно.
В области гносеологии философ выдвинул плодотворные идеи о
происхождении и сущности сознания, о роли разума и знания в жизни людей. В
теории познания поэта имеются материалистические тенденции. Как и другие
представители восточного перипатетизма, он выступает как рационалист и
рассматривает разум как творческую силу, инструмент познания существенных
связей предметов материального мира. По его концепции разум озаряет
человека светом знаний. В то время поэт не отрицал роли чувственного
восприятия в познании истины. Важно подчеркнуть, что мыслитель правильно
ставит вопрос о роли головного мозга в интеллектуальной деятельности
человека, и потому в Кутадгу Билиг поэт отразил стремление передовых
представителей общества изучать светские науки, свободно мыслить. В связи
с этим особое внимание своих современников Жусуп обращает на то, что
познание невозможно без знания: чтобы глубже познать мир необходимо
систематически пополнять свое образование и знания. Знания в деятельности
человека - это здоровье, свет души, мудрость, счастье и т.д.
Жусуп Баласагын прекрасно осознавал, что завоеванные области удержать
силой оружия не удастся. Для чего необходим хорошо организованный
государственный аппарат: достаточно сильный, чтобы противостоять постоянной
угрозе внешних вторжений; достаточно гибкий, чтобы защищать интересы
привилегированных слоев населения; достаточно подготовленный, чтобы
упорядочить налоги и сборы внутри страны.
Взгляды мыслителя на общество и человека несет в себе глубокий гуманизм
и насыщены рационалистическим подходом к осмыслению процессов, происходящих
в обществе, признанием важной роли материальных факторов. Баласагын внес
значительный вклад в разработку традиций реализма в мировоззрения
прогрессивных мыслителей Средневековья.
Мировоззрение поэта явилось синтезом культурных достижений Востока и
Запада XI века. Оно отразило в себе сильные и слабые стороны
предшествующего ему периода. Пантеистическое учение, развиваемое
мыслителем, насыщенное реалистическими идеями, рациональными подходами к
явлениям социоприроды содержало в себе большие возможности для отрицания
необъективных идей теологии и идеализма. Вместе с тем следует заметить, что
в решении многих вопросов философской и социологической мысли он колебался,
допускал немало ошибок и далеко не всегда был свободен от влияния теологии
и мистики. Несмотря на ограниченный характер мировоззрения Жусупа
Баласагына, его нравственная дидактика в целом весьма прогрессивна для того
времени. Его поэма несла в себе основные черты народных представлений о
морали, нормах и правилах поведения человека, характерных для прогрессивной
эпохи не только средневековья, но и созвучных с современностью.
Общественно-политические взгляды
Социально-политические взгляды Баласагын характеризуются своей
конкретностью, реалистичностью и стремлением улучшить и укрепить феодально-
крепостнические отношения и политическую настройку общества. В своей поэме
автор выражает свои размышления об исторически прогрессивных тенденциях,
изменениях в Караханидском обществе, свидетелем которых он был сам.
Мыслитель глубоко верил в возможность совершенствования общественной жизни
и управления государством. Опираясь на просвещение и науку. Эти идеи Жусупа
созвучны взглядам Аль-Фараби и Ибн-Сины. Он хорошо знал также Шахнаме
Фирдоуси, о чем свидетельствуют частые ссылки , упоминание имен героев
Фирдоуси в поэме Кутадгу Билиг и т.д. Но о прямом влиянии известного
персидско-таджикского поэта и других мыслителей на Жусупа говорить трудно.
Политическое мышление Баласагына направлено на анализ социально-
классовой структуры феодального общества. Глубокое знание общественных
отношений в Караханидском государстве позволило мыслителю на основе двух
критериев - по имущественному Цензу и по роду занятий - дифференцировать
население общества. Поэт понимал, что в современном ему феодальном обществе
существует имущественное неравенство между людьми, что общество по своей
социально классовой структуре делится на крупных и средних баев, а также на
бедняков. По роду занятий население делилось на дехкан, ремесленников,
скотоводов, торговцев и др.
Мыслитель рассматривает различные социальные группы с точки зрения их
роли в общественной жизни. В сочинении поэта каждой профессии посвящена
отдельная глава, в которой говорится о ее специфических особенностях.
Земледельцы, считает поэт, - нужные люди, так как они и питье, и питание
дают, скотоводы обеспечивают общество молочными продуктами, животными,
шерстью и т.д., все дива Вселенной - плод . мастерства ремесленников. Он
призывает всех членов общества дружить и с уважением относиться к людям
этих профессий, поскольку они кормят и одевают людей.
Мыслитель как гуманист осуждает деспотизм жадных ханов и глупых беков,
которые жестоко эксплуатируют массы, попирая их достоинство и право,
грабят их. Феодалы развязывают кровавые междоусобные войны, чтобы расширить
свою удельную территорию, разоряют соседние народы, сжигают их города и
деревни, превращают людей в рабов. Поэт-философ жалуется, сетует на свою
эпоху, соя их достоинство и право, грабят их. Феодалы развязывают кровавые
междоусобные войны, чтобы расширить свою удельную территорию, разоряют
соседние народы, сжигают их города и деревни, превращают людей в рабов.
Поэт-философ жалуется, сетует на свою эпоху, соя их достоинство и право,
грабят их. Феодалы развязывают кровавые междоусобные войны, чтобы расширить
свою удельную территорию, разоряют соседки. В этих целях, как уже
говорилось, он осуждает жестокость эксплуатации крестьянских масс,
скотоводов и ремесленников, призывает уменьшить подати, несколько смягчить
угнетение трудящихся. Таким образом, мыслитель старается примирить имущих и
неимущих. Он призывает сановников относиться к низшим слоям по совести и
справедливо, а трудящихся поучает быть верными, преданными господствующему
классу, чтобы таким образом достигнуть создания справедливого общества.
Жусуп как идеолог эксплуататоров хорошо понимал, что бесчеловечный гнет
трудовых слоев населения будет толкать их на различные смуты, подрывающие
существующий порядок.
По мнению академика А.Кононова, возможно, что Жусуп Баласагын ощущал
настоятельную необходимость в создании новой морально-этической основы для
раздираемого неурядицами общества.
Что ж так люди дурны?
Что ж отринут закон?
Что за век послан мне,
Где я жить осужден?
Как достойных возвысить,
А зло выгнать вон?
Добрый лад и закон -
Все утрачено сплошь.
Люди подлы, и где же добро ты найдешь!
Упорядочить на новой основе жизнь недавних кочевников во всех ее
сферах, внести в не политико-правовую организацию, такое государственное
управление, которое должно дать подвластному народу самое главное - закон.
И, чтобы крепить свою власть год за годом,
Закон, а не силу поставь над народом.
Где беков надежный закон утвержден,
Страна там в поре благодатных времен.
Творцу похвалою я должен воздать,
В законах народ обретет благодать.
Нельзя не удивиться прозрениям поэта древности, правота которого
подтверждена временем. Именно благодаря политико-правовой мысли Баласагына
в тюркоязычной литературе уже с XI века четко закреплено понимание того,
что одно из главных условий преобразования государственно-правовых
отношений - это верховенство в нем закона.
Для блага закон, а не сила угодней,
В молитве пади перед дверью господней.
Закон укрепляй - и все бедствия канут,
И поясом счастья ты будешь затянут.
Даже в небольших строках поэмы Кутадгу Билиг можно уловить важнейший,
существенный признак правового государства - господство закона.
Но подлинных путей преодоления социальных антагонизмов и создания
гармоничных отношений между эксплуататорами и эксплуатируемыми мыслитель не
видит. Он полагает, что единственным путем установления гармонических
отношений между социальными группами и классами, утверждения социальной
справедливости является выработка гуманного закона управления государством.
Поэт писал:
Где властен закон, там безбеден народ,
И в славе его имя живет.
Цветут при законе страна и весь мир,
При гнете - в загоне страна и весь мир.
Философ считал, что если государство будут возглавлять просвещенные
ханы, опирающиеся в своей деятельности на науку, то они будут издавать
справедливые законы и действовать на основе этих законов. Справедливость,
подчеркивает Баласагын, -это необходимое нравственное качество главы
государства. А это значит следует действовать на законном основании. По
мнению поэта, правитель должен быть справедливым при соблюдении законов, в
решении вопросов управления обществом, он не может в своих действиях
разделять людей на рабов и беков, а обязан относиться к ним одинаково, как
герой его поэмы - правитель Кюнтогды (символ справедливости), который
говорит:
По правде вершу все дела я привычно,
А бек или раб предо мной - безразлично.
И сын ли, чужой ли, родня ли, приятель,
Пришелец приспевший ли - кстати, некстати ль -
Они для меня по закону равны,
Я им не смягчу, ни прибавлю вины.
Жусуп делает Кюнтогды еще и символом законности. Только когда глава
государства действует справедливо на основе закона, тогда возникает
идеальное государство. Мыслитель считает, что справедливый властелин должен
быть просвещенным, мудрым, он должен обладать разумом, знаниями и
рассудком. Несмотря на то, что теория государства и просвещенности
правителя Жусупа является идеалистической, а его идеи о справедливом
обществе - утопическими, некоторые положения мыслителя были прогрессивными.
Так, например, он, осуждая насилие, исходит из рационалистических идей о
том, что разум человека активная сила и призывал правителей управлять
государством, опираясь на . продолжение

Читайте также: