Из каких компонентов состоит модель коммуникации гарольда лассуэлла отправитель сообщение получатель

Обновлено: 04.07.2024

ВМодель Лассуэллаэто модель коммуникации, предложенная в 1948 году Гарольдом Лассуэллом (1902-1978), профессором Йельского университета. Эта модель пытается определить коммуникацию, рассматривая следующие переменные: кто общался, что сказал, по какому каналу это было передано, кому это было адресовано и какой результат был произведен.

Несмотря на то, что это одна из первых моделей, которая занимается темой общения, она также считается одной из самых влиятельных. Охарактеризуйте процесс коммуникации как линейный и односторонний. Организация этой модели заложила основы для научного исследования процесса коммуникации.

Таким образом, появилось несколько дисциплин, посвященных изучению каждого из компонентов, описанных Лассуэллом: анализ контроля (кто), содержания (что), среды (как), аудитории (для кого) и эффекта. (произведен эффект).

Что такое модель Лассуэлла?

Хотя сначала Лассуэлл разработал свою модель для анализа средств массовой информации, сегодня его система также используется для анализа межличностного или группового общения.

Эффективное общение

В принципе, основной задачей этого мыслителя было изучение процесса так называемого эффективного общения. Поэтому он сосредоточился на различных элементах коммуникации и на том, как изменение некоторых переменных повлияло на эффект, который имел этот процесс.

Поскольку модель изначально не учитывала реакцию получателя, эта классификация обычно классифицируется в рамках моделей, которые рассматривают связь однонаправленным образом.

В своем анализе СМИ Лассуэлл также сосредоточился на проблеме пропаганды и ее мотивах.

Причины для СМИ общаться

По его словам, СМИ общаются по трем причинам:

Наблюдение за окружающей средой

В выпусках новостей и информационных выпусках основное внимание уделяется событиям, происходящим во всем мире.

Соотношение компонентов общества

Вместо того чтобы сообщать факты объективно, средства массовой информации интерпретируют окружающую реальность и передают ее, отфильтрованной их собственными мыслями и убеждениями.

Передача культуры от поколения к поколению

Зрители собирают информацию, передаваемую СМИ, и интерпретируют ее на основе своего собственного фильтра.

Таким образом, Лассуэлл считал, что СМИ имеют возможность влиять на то, как их зрители видят мир. Его модель была разработана для изучения влияния каждого из компонентов коммуникации на передачу информации этими средствами массовой информации.

Элементы модели Лассуэлла

Модель Лассуэлла фокусируется на анализе пяти основных элементов коммуникации: отправителя, контента, носителя, получателя и результата.

Передатчик

Содержание

Средняя

Получатель

В конкретном случае со СМИ понимание характеристик приемника имеет жизненно важное значение и осуществляется в процессе изучения аудитории.

Эффект или результат

Лассуэлл особенно интересовался этим элементом коммуникации, поскольку он хотел изучить влияние средств массовой информации на население в целом.

Достоинства и недостатки модели

Эта модель изучения коммуникации была одной из наиболее часто используемых с тех пор, как она была впервые предложена, но она также получила много критики. Ниже мы увидим некоторые из его наиболее важных преимуществ и недостатков.

Преимущество

- Это простая и понятная модель, поскольку она не перегружает процесс коммуникации и фокусируется на его самых основных элементах.

- Это была первая модель, которая фокусировалась на эффекте, производимом определенным типом общения, и изучала его эффекты.

Недостатки

- Не упоминается обратная связь от приемника, которая была включена в более современные и сложные модели связи.

- Не упоминается шум, который представляет собой любой элемент связи (обычно часть канала), который может помешать процессу передачи информации.

- Это линейная модель коммуникации, которая может быть проблемой при изучении обмена информацией, в котором получатель и отправитель постоянно обмениваются ролями.

Компоненты коммуникационной модели Лассуелла

Модель коммуникации Лассуелла включает 5 элементов, которые используются в качестве инструмента анализа для оценки процесса коммуникации. Элементы – это вопросы, которые нужно задать, чтобы получить ответы и поддерживать коммуникацию.

Объяснение элементов модели Лассуелла

Объяснение модели коммуникации Лассуелла

Модель Лассуелла была разработана для изучения медиа-пропаганды стран и предприятий того времени политическими силами. Только богатые люди имели такие средства связи, как телевизоры и радиоприемники. Она должна была показать культуру масс-медиа.

Лассуелл также внедрил в науку концепцию эффективного процесса коммуникации. Он говорил о связи между презентацией факта и эффектом, который она порождает. Использование идеи обязательного эффекта делает модель Лассуелл нелинейной, что условно противоречит ее названию. Однако стоит заметить, что эффект также можно рассматривать в качестве обратной связи.

Недостатки и критика модели Лассуелла

Модель также подвергается критике за то, что она очень обобщенная, упрощенная и касается только самых традиционных тем. Говорят, что ее разрабатывали для пропаганды, поскольку она больше ориентирована на конечный результат и обычно используется для убеждения широких масс через СМИ.

Эта деловая игра научит игроков убеждать и влиять на кого-либо в любой социальной ситуации Узнайте детали


Модель коммуникации Лассуэлла — презентация в PowerPoint

Если вы бизнес-тренер и планируете использовать эту мини-лекцию в своих тренингах, то:

  1. Рекомендуем прочитать статью о том как сделать свою мини-лекцию живой и интересной.
  2. Скачайте презентацию в формате PowerPoint для визуальной поддержки вашей мини-лекции.

Премиальный контент

Ссылка на скачивание этой презентации и другой премиальный контент доступны подписчикам платных тарифов. Оформите платную подписку на сайте “Технология тренинга” и получите полный доступ к 13 готовым тренингам, 256 слайдам, 112 минилекциям, 619 упражнениям, 41 видео и т.д. Это совсем не дорого.

Её основоположником считают Г.Лассуэлла. Коммуникация – это, с одной стороны, система, а с другой – и действие, и взаимодействие, и процесс. Для каждой коммуникации строится своя модель.

В соответствии с этой структурой Лассуэлл выделяет следующие разделы исследования коммуникации, каждый из которых представляет ответ на соответствующий вопрос:

анализ получателей, являющийся жизненно важным для результативной коммуникации;




Данная модель выражает бихевиористский подход к коммуникации как к простому воздействию коммуникатора на реципиента, который выступает объектом, так или иначе реагирующим на полученную информацию.

Таким образом, формула коммуникативного процесса Г. Лассуэлла представляет собой одновременно и модель исследования коммуникативного процесса, и развернутый план собственно коммуникативного действия. Вместе с тем она обладает существенным недостатком - она монологична, в ее конфигурацию не входит обратная связь, благодаря которой мы рассматриваем коммуникацию не однонаправленной и не "саму по себе", а как двусторонний процесс и в ее отношении к социальному, культурному, экономическому, политическому и иному контексту. В первую очередь это важно для массовой коммуникации, особенно в кризисных ситуациях общественной жизни, актуализирующих деятельность СМИ и ее интерпретацию в массовом сознании.


23. Модель коммуникации К. Шеннона и У. Уивера.

Достаточно долгое время в лингвистике пользовались слегка расширенной моделью, перекочевавшей из математики и кибернетики, моделью коммуникации, предложенной американским математиком Клодом Шенноном (его имя в значительно большей степени известно, чем имя его соотечественника Уоррена Уивера, Warren Weaver) в конце 40-х годов. Эта модель сыграла значительную роль в развитии многих наук, связанных с обменом информацией, хотя сейчас ее уже можно считать ограниченной.

Помимо этих терминов, Шеннон ввел еще понятия шума (в дальнейшем это стали связывать с понятием энтропии и, наоборот, негэнтропии) и избыточности.

Статичность модели Шеннона была восполнена понятием обратной связи (feedback). Это понятие позволяло сделать модель более близкой к реальности человеческого взаимодействия в коммуникации. Его введение было связано с проникновением идей кибернетики, в частности одноименной работы Норберта Винера (Norbert Wiener, 1894-1964), ‘отца’ этой науки. Модель стала более динамичной. Для того, чтобы модель коммуникации в большей степени соответствовала потребностям в других областях, помимо телеграфной, выдвигались и другие динамические теории коммуникации. Например, психологом Теодором М. Нькомом (Theodore M. Newcomb) была разработана более подвижная модель коммуникации, отражавшая взаимодействие участников коммуникативного акта, в особенности в отношении их когнитивного, эмоционального и артистического аспекта.

Одноступенчатая модель коммуникации.

Её основоположником считают Г.Лассуэлла. Коммуникация – это, с одной стороны, система, а с другой – и действие, и взаимодействие, и процесс. Для каждой коммуникации строится своя модель.

В соответствии с этой структурой Лассуэлл выделяет следующие разделы исследования коммуникации, каждый из которых представляет ответ на соответствующий вопрос:

анализ получателей, являющийся жизненно важным для результативной коммуникации;

Данная модель выражает бихевиористский подход к коммуникации как к простому воздействию коммуникатора на реципиента, который выступает объектом, так или иначе реагирующим на полученную информацию.

Таким образом, формула коммуникативного процесса Г. Лассуэлла представляет собой одновременно и модель исследования коммуникативного процесса, и развернутый план собственно коммуникативного действия. Вместе с тем она обладает существенным недостатком - она монологична, в ее конфигурацию не входит обратная связь, благодаря которой мы рассматриваем коммуникацию не однонаправленной и не "саму по себе", а как двусторонний процесс и в ее отношении к социальному, культурному, экономическому, политическому и иному контексту. В первую очередь это важно для массовой коммуникации, особенно в кризисных ситуациях общественной жизни, актуализирующих деятельность СМИ и ее интерпретацию в массовом сознании.


23. Модель коммуникации К. Шеннона и У. Уивера.

Достаточно долгое время в лингвистике пользовались слегка расширенной моделью, перекочевавшей из математики и кибернетики, моделью коммуникации, предложенной американским математиком Клодом Шенноном (его имя в значительно большей степени известно, чем имя его соотечественника Уоррена Уивера, Warren Weaver) в конце 40-х годов. Эта модель сыграла значительную роль в развитии многих наук, связанных с обменом информацией, хотя сейчас ее уже можно считать ограниченной.

Помимо этих терминов, Шеннон ввел еще понятия шума (в дальнейшем это стали связывать с понятием энтропии и, наоборот, негэнтропии) и избыточности.

Статичность модели Шеннона была восполнена понятием обратной связи (feedback). Это понятие позволяло сделать модель более близкой к реальности человеческого взаимодействия в коммуникации. Его введение было связано с проникновением идей кибернетики, в частности одноименной работы Норберта Винера (Norbert Wiener, 1894-1964), ‘отца’ этой науки. Модель стала более динамичной. Для того, чтобы модель коммуникации в большей степени соответствовала потребностям в других областях, помимо телеграфной, выдвигались и другие динамические теории коммуникации. Например, психологом Теодором М. Нькомом (Theodore M. Newcomb) была разработана более подвижная модель коммуникации, отражавшая взаимодействие участников коммуникативного акта, в особенности в отношении их когнитивного, эмоционального и артистического аспекта.

Модель Лассвелла это модель общения, предложенная в 1948 году Гарольдом Лассвеллом, профессором Йельского университета. Эта модель пытается определить коммуникацию, сосредотачиваясь на следующих переменных: кто сообщал, что было сказано, по какому каналу он был сообщен, кому он адресован и что вызвало коммуникацию.

Эта модель, несмотря на то, что она является одной из первых, решивших проблему коммуникации, также считается одной из самых влиятельных. Описывает процесс общения как линейный и однонаправленный. Организация этой модели заложила основы научного исследования коммуникационного процесса.


Таким образом, появилось несколько дисциплин, которые исследуют каждый из компонентов, описанных Лассвеллом: контроль (кто), контент (что), медиа (как), анализ аудитории (кто) и анализ эффектов (эффект произведен).

  • 1 Что такое модель Лассвелла??
    • 1.1 Эффективное общение
    • 1.2 Причины общения СМИ
    • 2.1 Эмитент
    • 2.2 Содержание
    • 2.3 Средний
    • 2.4 Приемник
    • 2.5 Результат
    • 3.1 Преимущества
    • 3.2 Недостатки

    Что такое модель Лассвелла??

    Хотя сначала Лассвелл разработал свою модель для анализа средств массовой информации, в настоящее время его система также используется для анализа межличностного или группового общения..

    Эффективное общение

    В принципе, основной задачей этого мыслителя было изучение процесса так называемого эффективного общения. Поэтому он сосредоточился на различных элементах коммуникации и на том, как изменение некоторых переменных влияет на эффект, который вызвал этот процесс..

    Поскольку модель изначально не учитывала реакцию получателя, эта классификация обычно классифицируется в моделях, которые рассматривают связь в однонаправленном виде..

    В своем анализе средств массовой информации Лассвелл также сосредоточился на теме пропаганды и мотивах, стоящих за ней..

    Причины общения СМИ

    По его словам, СМИ общаются по трем причинам:

    Наблюдение за окружающей средой

    Выпуски новостей и новостные программы посвящены освещению событий, происходящих по всему миру..

    Соотношение компонентов общества

    Вместо того, чтобы объективно рассказывать факты, средства массовой информации интерпретируют окружающую их действительность и передают ее, отфильтрованную своими собственными мыслями и убеждениями..

    Передача культуры между разными поколениями

    Зрители собирают информацию, передаваемую средствами массовой информации, и интерпретируют ее в соответствии со своим собственным фильтром..

    Таким образом, Лассвелл считал, что средства массовой информации способны влиять на то, как его зрители смотрят на мир. Его модель была разработана для изучения влияния каждого из компонентов коммуникации на передачу информации этими средствами..

    Элементы модели Lasswell

    Модель Лассвелла фокусируется на анализе пяти основных элементов коммуникации: отправитель, контент, среда, получатель и результат.

    передатчик

    Излучатель в модели Лассвелла является субъектом, который генерирует коммуникативные стимулы. Его намерение состоит в том, чтобы произвести определенный ответ в приемнике, поэтому считается, что он имеет намеренный характер. Это элемент "кто".

    содержание

    средство

    приемник

    В конкретном случае средств массовой информации понимание характеристик приемника имеет жизненно важное значение и осуществляется в процессе изучения аудитории..

    результат

    Лассвелл был особенно обеспокоен этим элементом коммуникации, так как он хотел изучить влияние средств массовой информации на население в целом..

    Преимущества и недостатки модели

    Эта модель изучения коммуникации была одной из наиболее используемых с момента ее появления, но она также получила много критики. Далее мы увидим некоторые из его наиболее важных преимуществ и недостатков.

    выгода

    - Это простая и понятная модель, так как она не перезаряжает коммуникационный процесс и фокусируется на его основных элементах..

    - Это была первая модель, которая сфокусировалась на эффекте определенного типа коммуникации и изучила его эффекты.

    недостатки

    - Получатель не упомянул обратную связь, которая была включена в более современные и сложные модели связи..

    - Не упоминается шум, который является каким-либо элементом коммуникации (обычно частью канала), который может препятствовать процессу передачи информации..

    - Это линейная модель связи, которая может быть проблемой для изучения обмена информацией, в которой получатель и эмитент постоянно обмениваются ролями.

    Читайте также: