Иван сусанин сообщение 4 класс музыка

Обновлено: 30.06.2024

Опера М.И. Глинки (1804-1857) "Иван Сусанин" ("Жизнь за царя") вызывает у многих поколений слушателей чувство сопричастности к истории своего народа. В ней раскрывается величие души Ивана Сусанина - гражданина, преданного Родине, отца, любящего свою семью. Эти человеческие качества и сегодня значимы для каждого из нас.

Драматургия оперы основана на конфликтном противостоянии двух сил, развитии контрастных музыкальных тем: русской песенности и польской танцевально-инструментальной музыки.

Действие происходит осенью 1612 и зимой 1613 годов.

Опера состоит из четырех действий и эпилога.

В опере М.Глинки "Иван Сусанин" борьба русского народа и польских завоевателей выражена яркими музыкальными образами. Н.В. Гоголь писал: ". Слышишь, где говорит русский и где поляк: у одного дышит раздольный мотив русской песни, у другого опрометчивый мотив польской мазурки. "

2-е действие оперы переносит нас на бал в старинный замок польского короля Сигизмунда III, в котором раскрывается обобщенный образ польских завоевателей, предвкушающих победу. Здесь беспечно пирует надменная, уверенная в своей победе шляхта. Полонез и мазурка становятся символами воинственного начала.

4-е действие оперы переносит нас в заснеженный зимний лес, по которому бредут поляки, ведомые Сусаниным.

Послушай фрагменты оперы из 2 и 4 действия в исполнении артистов Большого театра (запись 1979 года).

42:45 - Полонез (Лей вина! Пей до дна! Добычу нам дает война!)

46:52 - Краковяк

58:10 - Мазурка

2:09:20 - Сцена в лесу и хор поляков ("Устали мы, продрогли мы, нет сил идти")

2:13:20 - Предсмертная ария Сусанина ("Чуют правду! Смерть близка!", "Ты взойдёшь, моя заря")


Научные доклады

Музыкальное произведение с первых аккордов переносит слушателя в 1612 – 1613 года. Поляки уже изгнаны из Москвы, только отдельные отряды бродят по стране в поисках Михаила Романова. И вот один из отрядов врага забредает в костромскую губернию, село Домнина. Они обратились к крестьянину Ивану Сусанину, чтобы он стал их проводником на пути в монастырь, куда по слухам собирался идти наследник русского престола. Сусанин согласился сопровождать поляков, однако завел их в самую гущу леса, где располагались непроходимые болота. Враги пытали и избивали крестьянина и, в конце концов, убили его. Он стал настоящим героем для целого поколения.

Композитор М. Глинка долго искал подходящий сюжет для своей оперы. Однажды, будучи в гостях у В. Жуковского, он поведал о своих планах. И хозяин дома предложил ему взять за основу героический подвиг Ивана Сусанина. Глинка настолько увлекся предложенной идеей, что с большим вдохновением взялся за ее написание в 1834 году. Опера была закончена в 1836 году и первые репетиции стали проходить в Александринском театре. Премьеру произведения приурочили к грандиозному открытию Большого театра в Петербурге.

Успех оперы был ошеломляющим. Колоритная и яркая музыка, героический сюжет, величественный финал и прекрасный хор произвели незабываемое впечатление на зрителей. Многочисленные сцены и сюжеты органично дополняли друг друга, придавая опере трогательности и драматизма.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

12 - М. Глинка. Ответ Сусанина полякам..mp3

2 встреча сусанина и поляков.mp3

3 ответ сусанина полякам.mp3

4 подкуп Сусанина.mp3

5 сцена прощания сусанина с Антонидой.mp3

Выбранный для просмотра документ 21-22 урок иван сусанин 03.ppt

*

Описание презентации по отдельным слайдам:

*















*

Презентацию разработала: Учитель музыки МАОУ лицея №21 Г. Иваново ТАРАСОВА НА.

Презентацию разработала: Учитель музыки МАОУ лицея №21 Г. Иваново ТАРАСОВА НАДЕЖДА НИКОЛАЕВНА

Выбранный для просмотра документ 21-22 урок.docx

Муниципальное автономное образовательное учреждение

ЛИЦЕЙ №21 г. Иваново

учитель музыки Тарасова Надежда Николаевна

Танцы: полонез, мазурка. Музыкальная драматургия.

Сегодня мы окажемся в музыкальном театре.

Опера рассказывает о подвиге костромского крестьянина Ивана Осиповича Сусанина, совершенном в начале 1613 года. В это время Россия была оккупирована польскими войсками, и один из военных отрядов отправился под Кострому, чтобы захватить в плен 16-летнего Михаила Романова, которого народ хотел избрать новым русским царем. Отряд поляков пришел в деревню Домнино, где Сусанин был старостой. Но Сусанин, которого поляки пытались сделать своим проводником, завел захватчиков в глухой лес и погубил их, погибнув при этом сам.


Слайд №3. Первое действие оперы показывает село Домнино и его жителей.

Слайд №4. А во втором действии мы переносимся в замок польского короля Сигизмунда. Рыцари и шляхтичи (польская знать) кичатся своей силой, мечтают о полном завоевании Руси и о богатой добыче. В торжественном полонезе горделиво проходят пары. К звукам оркестра присоединяются голоса пирующих.

Характер этих людей М.И.Глинка показывает в танцах.

Какие особенности музыки подчеркивают хвастливую уверенность завоевателей Руси?

(музыка звучит уверенными, громкими аккордами, ритм пунктирный, диапазон музыки широкий, размашисты, горделивые, воинственные, грозные, заносчивые, высокомерные поляки)

Почему для изображения темы польского вторжения М.И.Глинка выбрал полонез?

Потому что характер этого танца – гордый, своенравный, заносчивый, и он в наибольшей степени может изобразить картину польского вторжения.

Давайте послушаем мазурку, которая тоже звучит на балу. Слайд №5.

Способна ли мазурка показать характер польского вторжения?

3 действие оперы возвращает нас в село Домнино, где Иван Сусанин со своими детьми – Антонидой и Ваней.

Послушаем, как напевно и задушевно звучит речь Сусанина: Слайд №6.

1. ЗВУЧИТ ПЕСНЯ СУСАНИНА

Что внезапно нарушает покой в семье Сусанина? Слайд №7 .

2. ЗВУЧИТ СЦЕНА ВСТРЕЧИ СУСАНИНА С ПОЛЯКАМИ

Какая уже знакомая мелодия вторгается, которая рисует образ поляков?

(ответы – предположения ребят)

Звуки полонеза снова рисуют поляков.

Что и как отвечает Сусанин полякам? Слайд №8 .

3. ЗВУЧИТ ОТВЕТ СУСАНИНА ПОЛЯКАМ

(ответы – предположения ребят)

Что происходит дальше? Слайд №9

4. ЗВУЧИТ СЦЕНА ПОДКУПА СУСАНИНА

(ответы – предположения ребят)

Решив завести вражеский отряд в лесную непроходимую глушь и предупредить ополченцев о грозящей опасности, Сусанин прощается с Антонидой. Слайд №10.

Какие чувства передаёт сцена?

5. ЗВУЧИТ СЦЕНА ПРОЩАНИЯ С ДОЧЕРЬЮ

«Не плачь, не плачь, возлюблено чадо!
Дай Бог тебе счастливо жить с семьёй! – так обращается Сусанин к дочери.

4 действие происходит в лесу. Давайте послушаем сцену, действие которой происходит именно в густом, непроходимом лесу, занесённом снегом. Слайд №11.

Узнали ли вы мазурку, звучащую в оркестре? (интонации знакомы)

Почему она так изменилась? (потому что тут поляки уже не такие смелые и бодрые, как на балу, они устали, сомневаются – слышна интонация плача)

Что осталось неизменным? (пунктирный ритм)

Поляки останавливаются на ночлег. Сусанин остаётся один. И звучит его предсмертная ария, которую мы слушали в 3 классе. Давайте вспомним её.

К кому обращается Сусанин в арии?

О ком вспоминает?

С кем прощается?

ЗВУЧИТ ПРЕДСМЕРТНАЯ АРИЯ СУСАНИНА

(звучит ария мужественно, сдержанно, трагично, суровые и скорбные краски, вспоминает детей)

После скорбных размышлений и мольбы к Господу подкрепить его в смертный час Сусанин вспоминает о семье. Он мысленно прощается с Антонидой, Собинину поручает заботу о ней, сокрушается о Ване.

Сусанин осматривается: все кругом спят. Он тоже ложится. Вьюга усиливается. Поляки просыпаются, буря затихает. Но теперь им становится ясно, что Сусанин нарочно завёл их в эту глушь.

Площадь перед московским Кремлём. Москва празднует победу русского войска, освободившего страну от врага. Здесь же Ваня, Антонида и Собинин. Под звон колоколов народ чествует память Ивана Сусанина, пожертвовавшего жизнью за Родину, и окружает вниманием его осиротевшую семью.

Послушаем хор и подпоём.

Какой поступок его прославил? (он отдал свою жизнь, заведя врага в непроходимые леса)

Какие музыкальные номера дали характеристику полякам? (танцы Полонез и Мазурка)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация для дистанционного обучения учеников 4-х классов.

Урок музыки в 4 классе.

Учитель: Алексеева Н.И.

Театр оперы и балета - это знакомое сочетание слов.

писал Н.В. Гоголь

Полонез

Это польский народный танец. Название танца произошло от наименования жителей Мазовии — мазуров, у которых впервые появился этот танец. Музыкальный размер — 3/4 или 3/8, темп быстрый.

  • Второе действие оперы переносят нас на бал старинный замок польского короля. В торжественном полонезе горделиво проходят пары. К звукам оркестр присоединяется голоса пирующих.

Для этого вам нужно перейти по ссылке:

Для этого вам нужно перейти по ссылке:

  • III действие оперы возвращает нас в село Домнино, где Иван Сусанин живёт со своими детьми - Антонидой и Ваней.

Но вот что-то нарушает покой в семье крестьянина.

Поляки решают купить Сусанина он делает вид что соблазненный щедрой платой за измену:

Сусанин оказывается не так прост. Он решает завести вражеский отряд в лесной непроходимую глушь и предупредить ополченцев о грозящей опасности, Сусанин прощается со своей дочерью и говорит ей:

«Не плачь, не плачь, возлюбленные чада!

Ария Ивана Сусанина

Арией называют сольную партию героя в опере или оперетте. С помощью арии герой может рассказать о своих мыслях и переживаниях, поделиться со зрителем самым сокровенным, признаться в любви, рассказать о себе и так далее. Ария исполняется только одним вокалистом, а его пение сопровождается игрой оркестра. Сравнить оперную арию можно с монологом в любом литературном произведении. Любая опера построена в основном на ариях и диалогах героев, лишь небольшая часть произведения исполняется хором и оркестром.

Читайте также: