Иван сусанин князь игорь сообщение о любом герое

Обновлено: 06.07.2024

Яркий эпизод расправы над крестьянином, заманившим польский отряд в непроходимые болота, стал последним проявлением смутного времени – таким и остался в народной памяти. Смута – это и гражданская война, и безвластие, и предательство правящих кругов, и озверение народа, и разгул самозванчества, и бесчинства завоевателей… Иван Сусанин отдал жизнь во имя прекращения этой беды.

Яркий эпизод расправы над крестьянином, заманившим польский отряд в непроходимые болота, стал последним проявлением смутного времени – таким и остался в народной памяти. Смута – это и гражданская война, и безвластие, и предательство правящих кругов, и озверение народа, и разгул самозванчества, и бесчинства завоевателей… Иван Сусанин отдал жизнь во имя прекращения этой беды.

Об Иване Сусанине, его подвиге и значении этой истории для российской государственности рассказывает Арсений Замостянов.

Подвиг Ивана Сусанина

С царя Михаила Фёдоровича началось трёхсотлетнее правление династии Романовых – и случилось это после лихого, позорного десятилетия смуты.

Иван Сусанин. Подвиг

Официальная версия

Как было дело? Обратимся к официальной версии – на которой воспитывали всех Романовых.

В феврале 1613-го польский отряд рыскал по костромскому краю в поисках Михаила Романова и его матери, инокини Марфы. Они намеревались пленить или уничтожить реального русского претендента на московский престол. А, может быть, хотели захватить его, чтобы требовать выкупа. По легенде, которая передавалась из поколения в поколение в домнинском приходе, будущий царь, узнав о приближении поляков, бежал из села Домнина и оказался на выселках, в доме Сусанина. Крестьянин попотчевал его хлебом и квасом и укрыл в овинной яме, забросав её головешками и горелой ветошью.

Поляки налетели на дом Сусанина и принялись пытать старика. Он Михаила не выдал. Найти его с собаками полякам не удалось: головешки перебивали человеческий запах. Охмелевшие враги изрубили Сусанина – и ускакали прочь. Михаил и выбрался из укрытия и, в сопровождении крестьян, отправился в Ипатьевский монастырь.

Более известна другая трактовка событий. Неподалёку от Домнина поляки встретили сельского старосту Ивана Сусанина и приказали ему показать дорогу до села. Сусанин успел послать в Домнино своего зятя – Богдана Сабинина – с указанием снаряжать Михаила Романова в Ипатьевский монастырь. А сам повёл поляков в противоположную сторону – на болота. Его пытали и казнили – но именно подвиг Сусанина позволил Михаилу невредимым добраться до Ипатьевского.

Похоронили Сусанина сначала в родном селе, а через несколько лет перенесли прах в Ипатьевский монастырь – который стал символом спасения династии. Правда, эту версию частенько подвергают сомнению – есть несколько предположительных могил Ивана Сусанина. А десять лет назад археологи (не в первый и, наверное, не в последний раз) обнаружили место гибели Сусанина…

Иван Сусанин

Словом, тайна окутанная секретом. Даже день памяти героя не установлен. Наиболее вероятная дата подвига и гибели – февраль 1613-го, 400 лет назад… До революции почести спасителю первого царственного Романова приносили 11 сентября, в праздник Усекновения главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Совершалось особое заупокойное поминовение народного героя. Эта традиция возродилась в ХХI веке.

История символическая, притчевая, таинственная.

Почему же легенда об Иване Сусанине оказалась необходимой?

Дело не только в том, что сельский староста стал образцом жертвенной, самозабвенной преданности государю. Яркий (хотя и загадочный) эпизод расправы над крестьянином, заманившим польский отряд в непроходимые болота, стал последним проявлением смутного времени – таким и остался в народной памяти. Смута – это и гражданская война, и безвластие, и предательство правящих кругов, и озверение народа, и разгул самозванчества, и бесчинства завоевателей… Иван Сусанин отдал жизнь во имя прекращения этой беды.

Скептики всплеснут руками: да не мог он думать о таких материях, как спасение государственности или национальный суверенитет… В лучшем случае крестьянин проявил вассальную преданность.

Михаил Федорович Романов. История про Ивана Сусанина

Михаил Федорович Романов

В 1619-м году, во время паломнического путешествия, царь Михаил Фёдорович вспомнил зиму 1613-го. Скорее всего, именно тогда, по горячим следам событий, ему рассказали о погибшем крестьянине. Русские самодержцы часто совершали поездки по монастырям – но Михаил Фёдорович избрал для благодарственной молитвы Троице-Макарьевский монастырь, что на речке Унже. Эта обитель связана с трудами преподобного Макария Желтоводского. Святой старец жил 95 лет, умер в 1444-м – и побывал в татарском плену, в ещё не покорённой Казани. Ему (ещё до канонизации, которая прошла как раз в годы правления Михаила Фёдоровича) молились о спасении пленённых. Отец царя, патриарх Филарет, был освобождён из плена живым и невредимым – и Романовы видели в этом покровительство желтоводского старца. Есть версия, что и в феврале 1613-го, когда Иван Сусанин погубил польский отряд, Марфа и Михаил направлялись на Унжу, в Троице-Макарьевский монастырь.

Иван Сусанин. Троице-Макарьевский монастырь, что на речке Унже

Троице-Макарьевский монастырь, что на речке Унже

Подвиг Сусанина предотвратил разграбление монастыря и пленение будущего царя. Царь, поклонившись мощам преподобного Макария, решил наградить родственников павшего героя. Тогда-то и составил государь жалованную грамоту зятю Ивана Сусанина – Богдану Собинину. Это единственный документ, свидетельствующий о подвиге! Не забудем: эти строки написаны через шесть лет после февральских событий 1613-го, когда память о них ещё не выветрилась:

“Божией милостью, мы, великий государь, царь и великий князь Михайло Федорович, всея Русии самодержец, по нашему царскому милосердию, а по совету и прошению матери нашея, государыни, великия старицы инокини Марфы Ивановны, пожаловали есма Костромского уезда, нашего села Домнина, крестьянина Богдашка Собинина, за службу к нам и за кровь, и за терпение тестя его Ивана Сусанина: как мы, великий государь, царь и великий князь Михайло Федорович всея Руси в прошлом 121 (то есть, в 1613-м от Рождества Христова!) году были на Костроме, и в те поры приходили в Костромской уезд польские и литовские люди, а тестя его, Богдашкова, Ивана Сусанина в те поры литовские люди изымали и его пытали великими, немерными пытками и пытали у него где в те поры мы, великий государь, царь и великий князь Михайло Федорович всея Русии были, и он Иван, ведая про нас, великого государя, где мы в те поры были, терпя от тех польских и литовских людей немерные пытки, про нас, великого государя, тем польским и литовским людям, где мы в те поры были, не сказал, а польские и литовские люди замучили его до смерти.

И мы, великий государь, царь и великий князь Михайло Федорович всея Русии пожаловали его, Богдашка, за тестя его Ивана Сусанина к нам службу и за кровь в Костромском уезде нашего дворцового села Домнина половину деревни Деревнищ, на чем он, Богдашка, ныне живет, полторы чети выти земли велели обелить с тое полу-деревни, с полторы чети выти на нем, на Богдашке, и на детях его, и на внучатах, и на правнучатах наших никаких податей и кормов, и подвод, и наметных всяких столовых и хлебных запасов, и в городовые поделки, и в мостовщину, и в иныя ни какия подати имати с них не велели; велели им тое полдеревни во всем обелить и детям их, и внучатам, и во весь род неподвижно. А будет то наше село Домнино в который монастырь и в отдаче будет, тое полдеревни Деревнищ, полторы чети выти земли ни в который монастырь с тем селом отдавать не велели, велели по нашему царскому жалованью владеть ему, Богдашке Собинину, и детям его, и внучатам, и в род их во веки неподвижно. Дана сия наша царская жалованная грамота в Москве лета 7128 (от Рождества Христова – 1619) ноября в 30 день”.

Иван Сусанин: мученический венец

С тех пор об Иване Сусанине Россия не забывала.

Строки эти незабываемы:

Конечно, Сусанин не ведал, что в Москве принято соборное решение о призвании на царство Михаила Фёдоровича. Как ни трудно в это поверить, не было в те годы, ни радио, ни интернета. Но можно предположить, что до мудрого крестьянина дошли толки о том, что этот юный боярин – наш будущий самодержец. И он ощущал высокое значение подвига – спасти юношу, не пропустить в Домнино врага, с молитвой отдать жизнь за других…
Славна героями русская земля. У многих подвигов – крестьянские корни. А первым в народной памяти остался Сусанин – он был (надеюсь, что и остаётся!) примером для потомков. Он ещё послужит Отечеству: герои, павшие за Родину, не умирают. Не стоит село без праведника – и без легенд и мифов.


История культуры Героические образы в музыке

Санникова Ю.

Героика – важная тема в творчестве многих отечественных и зарубежных композиторов. Можно сказать, что наряду с любовной темой, героическая тема является наиболее распросраненной в музыке. Для любого сюжетного музыкального произведения характерно наличие героя (и часто антигероя), а следовательно, перед автором стоит задача по созданию его художественного образа.

Героические образы очень характерны для исторической темы, композитор создает их, опираясь на мотивы патриотизма, жертвы за Родину, воинского и человеческого подвига. И поскольку история любой страны не испытывает недостатка в герях, основной пласт национальной музыкальной культуры посвящен именно им.

Героическая тема всегда привлекала внимание русских композиторов, в творчестве некоторых из них она стала основной. Свержение монголо-татарского ига, Отечественная война 1812 года, Революция 1917 года, Гражданская и Великая Отечественная войны оставили неизгладимый след в русской музыке, каждое из этих событий имеет своих героев. Многие из этих героев, вернее их образов, нашли воплощение в произведениях отечественных авторов. Зарубежные композиторы также посвятили немало произведений героям, сражавшимся за свое отечество.

Александр Невский. Современная икона

Александр Невский. Современная икона

Памятник И. Сусанину в Костроме. Возведен в 1967 г.

Памятник И. Сусанину в Костроме. Возведен в 1967 г.

В творчестве зарубежных композиторов также выведено множество героических образов, к героике в разное время обращались Бетховен, Моцарт, Лист.

История самого Ивана Сусанина перекликается с реалиями войны с Наполеоном, в эпоху которой жил и творил композитор. Как следует из легенды (некоторые историки убеждены, что на самом деле подвиг Сусанина вымышлен), Сусанин, не побоявшись за свою жизнь, завел в лес отряд польских интервентов, где они и сгинули. Вместе с врагами погиб и сам Сусанин. В своей опере Глинка рисует многомерный образ героя, коим и предстает перед нами крепостной крестьянин Иван Сусанин. Характерной приметой этого образа служит колокольный звон, который сопровождает его арию. Звон символизирует победу народа над иноземными захватчиками, именно колокола на Руси созывали народ на совет и сообщали о знаменательных событиях. Так Глинка связал образ героя с образом колокольного набата.

Чувство городости, возникающее при прослушивании оперы Глинки, несомненно, было авторской задумкой. Для этого композитор использовал всю богатую палитру музыкальных выразительных средств и, в частности, мелодии похожие на народные песни. Перед смертью Сусанин поет о том, что ему страшно умирать, но он не видит другого выхода, кроме как погибнуть за Родину, но не уступить ее врагу. Даже ценой страшных мучений (враги пытают его, чтобы он указал им путь из чащи) Сусанин не предает своих.

Иван Сусанин. Худ. К. Маковский, 1914 г., Частная коллекция

Иван Сусанин. Худ. К. Маковский, 1914 г., Частная коллекция

Иван Сусанин. Худ. М. Нестеров, 1884. Башкирский государственный художественный музей им. М.В.Нестерова, Уфа

Иван Сусанин. Худ. М. Нестеров, 1884. Башкирский государственный художественный музей им. М.В.Нестерова, Уфа

Сцена из истории Стрелецкого бунта. Иван Нарышкин попадает в руки мятежников. Худ. А. Корзухин, 1882 г. Частное собрание

Сцена из истории Стрелецкого бунта. Иван Нарышкин попадает в руки мятежников. Худ. А. Корзухин, 1882 г. Частное собрание

Портрет князя М. И. Кутузова. Худ. Р. Волков

Портрет князя М. И. Кутузова. Худ. Р. Волков

Необходимым условием значительности воплощаемых композитором героических образов является историзм авторского мышления. В героических музыкальных произведениях прослеживается связь времен от искорки народного духа, вспыхнувшей в далеком прошлом, утверждавшей необходимость борьбы за себя, свой род, свою нацию, до самоотверженной борьбы за освобождение народов Европы от фашизма в Великой Отечественной войне, за всеобщий мир на Земле для всех народов – в наше время. Появление каждого сочинения – оперы, симфонии, кантаты – всегда обусловлено потребностями своей эпохи. Или как говорят, у каждой эпохи свой герой. Но важно то, что совсем без героев ни одна эпоха существовать не может.


Князь Игорь, главный герой “Слова о полку Игореве” – реальное историческое лицо, новгород-северский князь Игорь Святославич. Создатель произведения был его современником. В образе этого князя он стремился показать губительные для Руси последствия междоусобиц и единоличных действий.

Описание героя

Игорь Святославич – второстепенный удельный князь, к моменту начала похода находящийся в самом расцвете сил (34 года). Он является типичным представителем феодальной эпохи. Главное желание князя – достигнуть личной славы.

Игорь Святославич – очень храбрый и мужественный человек, что было одним из главных качеств правителя. В своем понимании он, безусловно, любит родину и намерен защищать ее от врагов до последней капли крови. В то же время Игорь Святославич является очень плохим и недальновидным политиком. Желание прославиться затмевает в его душе необходимость совместных действий в войне против половцев. Затевая поход вопреки воле Святослава и практически в одиночку (с братом, сыном и племянником), он действует согласно феодальной формуле: “мы собе, а ты собе”.

Князь Игорь. Иллюстрация П. Скотарь

Мечты о воинской славе и честолюбивые замыслы Игоря Святославича ярко проявляются в его словах: “Лучше ведь зарубленным быть, чем плененным”, “хочу… копье преломить на краю поля Половецкого… испить шлемом Дона”.

Очень важное качество Игоря Святославича, выгодно отличающее его от большинства князей – равнодушие к богатству. Одержав победу над передовым половецким отрядом, он в качестве личной добычи забирает лишь вражеские боевые знаки: “красный стяг, белую хоругвь, красную челку, серебряное древко”. Это трофеи для него гораздо важнее всех “драгоценностей половецких”.

Роль героя в произведении

Главная задача автора “Слова…” – призвать всех древнерусских князей к объединению. Исходя из этого, он придает очень большое значение неудачному походу князя Игоря Святославича.

Новгород-северский князь олицетворяет собой главные причины, препятствующие объединению Руси. Игорь Святославич – храбрый и отважный воин, но этого недостаточно. Яркий пример – организованный им поход.

Кадр из фильма-оперы “Князь Игорь”. 1969

Выступая против половцев, Игорь Святославич действует в общерусских интересах, но руководит им не патриотизм, а желание добиться личной славы. Этим объясняется затяжное противостояние Руси кочевникам. Как только какому-нибудь князю удается объединить под своими знаменами крупные силы, половцы терпят сокрушительное поражение.

На примере Игоря Святославича автор стремится наглядно показать острую необходимость совместных действий против врага.

Развитие героя по мере сюжета

Автор практически не касается духовного становления своего главного героя, однако по мере развития сюжета оно легко просматривается. В начале похода Игорь Святославич настроен очень решительно и игнорирует все зловещие предзнаменования. Его боевой дух значительно возрастает после первой победы и захвата половецких знамен.

Оказавшись в окружении численно превосходящих сил половцев, Игорь Святославич, вероятно, впервые задумывается о последствиях своего необдуманного поступка. Поражение и пленение наносит серьезный удар по его честолюбию.


Бегство Игоря из плена. Иллюстрация Р. Белоусова

Тот факт, что Игорь Святославич не смиряется с пленом, а “мыслью поля мерит от великого Дона до малого Донца” – свидетельство его горячего желания вернуться на родину и продолжить борьбу.

Отношение автора к герою

Отношение автора к главному герою двойственное. В начале произведения он, отдавая дань уважения отваге Игоря Святославича (“поострил свое сердце мужеством”), решительно осуждает его за обреченный на поражение поход и ослушание Святославу Всеволодовичу.

Тяжелое поражение русского войска автор ставит в прямую вину Игорю Святославичу и его брату. Хуже всего, что это привело к очередному всплеску набегов половцев: “застонал… Киев от горя, а Чернигов от напастей”.

“Золотое слово” Святослава Всеволодовича отражает четкую авторскую позицию по отношению к походу Игоря Святославича с братом: “Рано начали вы Половецкой земле досаждать мечами, а себе славы искать”. Воинская доблесть и храбрость князей не принесли никакой пользы Руси.

Одновременно с осуждением у автора невольно прорывается жалостное чувство к несчастному князю: “пересел из седла золотого в седло рабское”, “соколам [Игорю с братом] крыльица подсекли саблями поганых”, “два солнца померкли” и т. д.

При всем своем неблагоразумии Игорь Святославич, по убеждению автора, нужен Русской земле, как один из ее главных защитников. Поэтому его удачный побег приводит к всеобщему ликованию: “Села рады, города веселы”.

Прототипы

Реальный прототип главного героя “Слова…” – малозначительный новгород-северский князь Игорь Святославич (1151-1202 гг.). Какое-то время воевал в союзе с половцами против Мономаховичей. Был сватом своему будущему противнику (сын Игоря Святославича был помолвлен с дочерью хана Кончака). В 1180 г. Игорь Святославич потерпел поражение от Рюрика Ростиславича, после чего примкнул к антиполовецкой коалиции.

Князь Игорь Святославич. Иллюстрация И. Глазунова

В 1184 г. из-за гололедицы Игорь Святославич опоздал присоединиться к объединенному походу нескольких князей под руководством Святослава Всеволодовича против половцев. Это могло вызвать подозрения в симпатии к бывшим союзникам и стало косвенной причиной того, что Игорь Святославич предпринял новый поход в одиночку.

Поход начался 23 апреля 1185 г. С Игорем отправились: его брат Всеволод, сын и племянник. Автор “Слова…” точно передает события: победа в первом столкновении, окружение, три дня упорных боев, поражение и пленение Игоря и его родственников.

В плену Игорь Святославич пользовался относительной свободой, занимался ястребиной охотой и даже вызвал к себе священника. Вскоре, однако, прошел слух о скорой казни всех русских пленников. Игорь Святославич бежал при помощи крещеного половца Лавра и через одиннадцать дней достиг русских пределов.

Игорь Святославич действительно задумался о необходимости совместных действий и в 1191 г. организовал поход нескольких князей против половцев, закончившийся, впрочем, неудачно.

Экранизации героя

В 1969 г. на советские экраны вышел фильм-опера “Князь Игорь”, снятый по сюжету “Слова о полку Игореве”. Главную роль сыграл артист театра на Таганке – Б. А. Хмельницкий.

Борис Алексеевич к этому времени уже снялся в нескольких картинах и был известен советским зрителям. Режиссер Р. Тихомиров сделал удачный выбор. Критики высоко оценили блестящее исполнение Хмельницким роли Игоря Святославича – воинственного решительного князя.

Интересно отметить, что для съемок Борису Алексеевичу пришлось отпустить бороду. Именно в этом образе он впоследствии вошел в историю советского и российского кино.

Герой за пределами произведения

В 1989 г. был открыт памятник Игорю Святославичу в Новгород-Северском.

В 2003 г. состоялось открытие памятника знаменитому князю и литературному герою на месте предполагаемого начала похода 1185 г. под Луганском.

Задачи:

  1. Учить составлять музыкальные портреты героев на основе их интонационных характеристик, выявлять драматургию их взаимоотношений; накопление музыкально-слухового опыта, эмоционально-смыслового словаря.
  2. Развивать навыки анализа музыкального произведения, определяя его форму, основные средства музыкальной выразительности; развивать ассоциативное мышление, устанавливая интонационно-образные связи с ранее изученными произведениями.
  3. Воспитывать интерес к русской классической музыке, к истории своей страны, патриотизм.

Музыкальный материал: Ария князя Игоря II д, Ария хана Кончака II д, Песня Галицкого I д,1 к.

Ход урока

Перед первым уроком по разбору оперы учащиеся получают задание:

  • Пользуясь учебником письменно в тетради дать общую характеристику оперы по плану:
  1. Место оперы в творчестве. Значение.
  2. История создания. Сценическая судьба.
  3. Сюжет. Либретто. Идея.
  4. Жанр.
  5. Драматургия. Композиция.
  • Прочитать либретто оперы.

Начать урок с проверки письменного домашнего задания.

Учитель. Дома вы читали либретто оперы, и заполняли таблицу. Назовите, пожалуйста, главных героев оперы? Наша задача на сегодняшнем уроке проанализировать музыкальные образы Князя Игоря, Хана Кончака и Князя Галицкого.

Кто из героев оперы изображен на той или иной иллюстрации?

Вот видите, даже ещё не слушая оперу, в общих чертах, мы уже можем составить представление о характере и внешнем виде героя. А какими изобразил их А.П. Бородин? Давайте послушаем.

Ария князя Игоря. II д.

Учитель. В этой арии наиболее полно и всесторонне обрисован главный герой оперы.

Учитель. Постарайтесь определить, как композитор характеризует князя? (Обратите внимание на характер вступления, лад, тесситуру инструментов в сопровождении, фактуру.)

Если ария будет не одночастной, то каждые новый раздел обозначьте (поднять руку).

Ученики. Вступление вводит в состояние глубокого раздумья. Струнные звучат в низкой тесситуре, фактура плотная, аккордовая, голоса развиваются в расходящемся движении, а бас спускается вниз по хроматическим звукам. Композитор характеризует Игоря как человека вдумчивого, совестливого. Он мужественный патриот и в тоже время очень любящий супруг.

(В группах проф. ориентированных возможно сравнение с оркестровым вступлением к арии Сусанина в IV действии. Схожее душевное состояние героев, аналогичные приемы изложения музыкального материала позволяют сделать вывод о духовной общности героев.)

Учитель. Сколько разделов получилось в арии, как вы считаете, в какой форме она написана? (Если учащиеся затрудняются, то пояснить, что начинается и заканчивается ария речитативным вступлением и заключением, тогда они без труда определяют сложную трехчастную форму).

По ходу разбора арии на доске (дети в тетради) нарисовать таблицу-схему музыкальной формы.

Анализ частей арии и их значение.

Учитель. В чем драматургическое значение каждой части? (Слушаем каждый раздел отдельно и следим по нотам.)

Во время разбора ответить на вопросы: (в скобках даются предполагаемые ответы учеников)

  • Какой тембр голоса у героя? (баритон (высокий бас))
  • Какие интонации пронизывают речитатив? (героические, мужественные, лирические)
  • Каково настроение героя? (мрачное)
  • Какие элементы музыкальной речи способствуют его выражению? (минорный лад, медленный темп)
  • В чем особенность интонаций в окончании фраз? (нисходящие – удрученное состояние героя)
  • О чем размышляет герой? (Находясь в плену, Игорь не может примириться со своим поражением. Он раздумывает о битве, готов к ней вновь; стремится к свободе, чтобы доказать любовь к родине, к Ярославне.)

Средний раздел арии.

  • Послушайте внимательно и посмотрите в ноты, какой вид минора мы слышим в этом разделе? (фригийский лад, пониженнаяIIступень, до-бемоль, при тонике си- бемоль)
  • Зачем композитор использует его? Какой эмоциональный оттенок дает фригийский лад? (Усиливается мрачное, тягостное впечатление)
  • И так, в какой форме написана ария князя Игоря? (В сложной трехчастной форме (АВА) с речитативным вступлением и заключением)

Эта ария - музыкальный портрет главного героя оперы, выражающий его разнообразные черты.

Перед вторым прослушиванием раздать таблицу для комплексного анализа образов:

герой

Хан Кончак

Князь Игорь

Князь Галицкий

тип голоса

интонации

характер

тип контраста

Вопрос перед слушанием:

Ученики. Эпизоды тягостных переживаний обрамляют всю арию. Но ее середину составляют светлые разделы, в них-то и выражена сущность образа князя.

Учитель. Зачем Бородин подчеркивает противоречие между героическими усилиями Игоря и его нынешним бедственным положением?

Ученики. Слушатель верит, что Игорь встанет на путь борьбы, спасет Русь от недруга. Т.Е. создаются предпосылки дальнейшего развития действия.

Ария хана Кончака. IIд

Учитель. Давайте вспомним, какой контраст лежит в основе драматургии данной оперы?

Ученики. Противопоставление образов русского народа и половцев.

Вопрос перед слушанием:

Учитель. Слушаем и обозначаем каждый новый раздел (поднять руку). Помечаем их границы в нотном тексте.

После прослушивания ученики отмечают разделы:

Учитель. Т.е. мы можем сказать, что ария состоит из нескольких разнохарактерных эпизодов.

При помощи каких средств автор очерчивает границы разделов? Меняется ли образ Кончака в разных разделах?

Слушание фрагментов, работа с нотным текстом.

Ученики. В речитативной попевке ощущается воинственность, энергия и властность.

Учитель. Обратите внимании на сопровождение, какова его роль в разделе?

Ученики. На первый план выступает не речитативность мелодии, а изобразительные моменты в оркестровой партии, воссоздающие эпизод скачки.

В следующем разделе хан проявляет искреннее уважение к Игорю. В мелодии появляются интонации, близкие восточным лирическим напевам. Учитель. Какие качества в этом разделе мы находим у хана Кончака, какие средства музыкальной выразительности нам в этом помогают? Обратите внимание на ритм, тембр.

Ученики. Вкрадчивость, горделивость, упругость движений Кончака подчеркнута остинатной ритмической триольной фигурой, звучащей в исполнении барабанчика.

Вопрос перед слушанием:

Учитель. Каким предстает перед нами образ хана Кончака?

Учитель. Ведь и образ князя Игоря тоже многогранен. Как вы думаете, зачем композитор представляет этих героев такими разнообразными?

Ученики. Кончак и Игорь представлены в опере как достойные противники.

Песня Галицкого. Iд. 1к.

Учитель. Вы читали либретто и знаете, что в опере присутствуют и другие мужские роли. Сейчас вы прослушаете вступление к сольному номеру одного из главных мужских персонажей. Сделайте предположение кому из героев оно принадлежит. Аргументируйте свой ответ.

Вопрос перед слушанием:

Учитель. Определить форму песни Галицкого, в чем контраст частей.

Ученики. Песня Галицкого написана в трехчастной форме.

Учитель. Охарактеризуйте развитие мелодии в вокальной партии.

Ученики. Мелодия начинается с квинтового скачка с последующим волнообразным распевом слога, поддерживается резкими акцентами.

Учитель. Что происходит в третьей части?

Вопрос перед слушанием:

Учитель. При повторном прослушивании обратите внимание на партию оркестра в третьей части, какая тема в ней звучит? С какой целью?

Учитель. Мы слушали музыкальную характеристику князя Игоря и хана Кончака, они находятся в разных лагерях, они враги и соответственно их характеристики контрастны. А вот князь Галицкий и князь Игорь принадлежат русскому лагерю, сравните их образы.

Ученики. Характеристики этих героев контрастны.

Учитель. С какой целью Бородин создает этот контраст?

Ученики. Галицкий выступает контрастом князю Игорю, подчеркивая его позитивный образ. И еще композитор показывает противоречия, существующие в лагере русских.

Учитель. Интонация – зерно музыкального образа, сравните интонации Галицкого и князя Игоря.

Закрепление:

Учитель. Давайте проверим наши записи в таблице по анализу образов. (Дети зачитывают записи вслух, поправляют их)

  • Сопоставление,
  • Оттеняющий,
  • Противопоставление.

В каком взаимодействии находятся образы Кончака – Князя Игоря, Князя Игоря – Князя Галицкого? (записать в таблицу)


Иван Сусанин – национальный герой России, простой крестьянин деревни Домнино. Прославился тем, что спас царя Михаила Романова от смерти, увел в сторону польско-литовский отряд, имевший целью уничтожить российского царя.

Всему миру известен подвиг Ивана Сусанина, совершенный им более четырех сотен лет назад. В те смутные времена, когда русский народ находился под угрозой порабощения, обычный костромской крестьянин не пожалел своей жизни и отдал ее за независимость родины. Личность Ивана Сусанина вызывает искреннее уважение народа, вне зависимости от того, как относилась к его памяти история. Нужно сказать, что официальное отношение к герою менялось неоднократно. Несмотря на это, его образ стал неотъемлемой частью искусства, культуры и фольклёра, он стал плотью и кровью русского народа. Он стал привычным до такой степени, что стерлась трагичность самой личности Сусанина. А образ его трагичен, и не только от того, что умер мученической смертью, а тем отношением, которое сложилось к нему после гибели. Главная роль в этом вопросе отводится политике, потому что ни один исторический персонаж после смерти не был в роли жертвы политических спекуляций так, как Сусанин, ни в дореволюционное время, ни после него.

Смутные времена

Прежде чем рассматривать личность и подвиг Сусанина, необходимо освежить в памяти тот исторический период, когда жил национальный герой. Шла первая половина 16-го столетия, Россия охвачена многочисленными природными, классовыми и религиозными катаклизмами. Это было время голодомора 1601-1603-го годов, престол захватил самозванец Василий Шуйский, в 1609 году на русские земли вторглись поляки, в 1611-м поднялось ополчение, и еще много других факторов, повлиявших на ход событий.

Портрет Ивана Сусанина

Неизвестно, как эти события отразились на самом Сусанине и его родных и близких. Однако это был тот исторический отрезок времени, когда жил национальный герой. Война подобралась к его дому тогда, когда все решили, что она уже на исходе.

Личность Ивана Сусанина

До наших дней биография Ивана Сусанина не дошла, да и кто тогда записывал исторические факты рождения и личной жизни простых крестьян. Никаких сведений о его родных и близких не сохранились. Известно только, что у него была дочь, которая носила имя Антонида, непривычное для уха современного человека. Она стала женой крестьянина Богдана Сабинина, и в этом браке родила двух сыновей – Константина и Даниила. Точная дата рождения мальчиков тоже не установлена.

Ни одной записи касающейся жены Сусанина найти не удалось. Историки предполагают, что в то время, когда Иван совершал свой подвиг, она умерла. На тот момент дочери Антониде было шестнадцать лет. Поэтому когда возникает вопрос о возрасте самого Сусанина, то ученые говорят, что он уже подошел к зрелому возрасту, и было ему от 32 до 40 лет.

Читайте также: