Иван павлович похитонов сообщение

Обновлено: 05.07.2024

27 января 1850 (деревня Матреновка Херсонской губернии) — 12 декабря 1923 (Брюссель)

Родился в семье помещика, отставного артиллерийского офицера. Систематического художественного образования не получил. Окончил частный пансионат Гумберта в Елизаветграде, затем учился в Кадетском корпусе в Полтаве и реальной гимназии в Николаеве. В 1868 поступил в Петровско-Разумовскую земледельческую и лесную гимназию в Москве, но годом позже был исключен за участие в народовольческом кружке и выслан в родовое имение Матреновка, где в течение года находился под надзором полиции.

В 1870 переехал в Одессу, поступил на естественный факультет Новороссийского университета. Учился у И. И. Мечникова, увлекся зоологией и орнитологией. В 1870-е служил контролером касс Одесского госбанка, позднее оставил службу, став управляющим в имении отца. Параллельно самостоятельно занимался рисунком и акварелью.

В 1871 с матерью и сестрой побывал в Европе, впервые принял участие в художественной выставке в Женеве, где его акварельные пейзажи имели успех. В 1876 переехал в Италию, в 1877 поселился в Париже, целиком посвятив себя искусству. Вошел в парижское Общество взаимного вспомоществования русских художников, сблизился в В. Д. Поленовым, М. М. Антокольским, В. В. Стасовым, а также с французскими живописцами Э. Мейссонье и Ж. Бастьен-Лепажем. Некоторое время совершенствовал свое мастерство в студии Э. Карьера. В 1881 получил правительственный заказ на девять панно, изображающих места сражений русских войск в Болгарии в 1877–1878. В 1904 за эту работу был избран действительным членом ИАХ по батальной живописи.

С 1876 регулярно экспонировал свои работы в парижских салонах. Получил благожелательную критику, быстро снискав репутацию первоклассного пейзажиста. Произведения Похитонова были чрезвычайно востребованы на художественном рынке, свидетельством чего служит беспрецедентный контракт с известным маршаном Ж. Пти. По нему Похитонов вплоть до своего столетия должен был получать тысячу франков ежемесячно и шестьдесят пять процентов от стоимости проданных картин. Однако финансовые затруднения заставили Пти расторгнуть договор через 10 лет.

С 1893 постоянно жил в Бельгии, в пригороде Льежа Брессау. Много путешествовал по Италии, Франции, России. Регулярно присылал картины на выставки в Россию, участвовал в выставках Московского общества любителей художеств. В 1895 был принят в ТПХВ. В 1900 получил серебряную медаль Салона изящных искусств в Париже.

В 1925 в Льеже состоялась его мемориальная выставка. В 1963 выставка произведений Похитонова прошла в Государственной Третьяковской галерее.

Основную часть творческого наследия художника составляют миниатюрные пейзажи, выполненные маленькой кисточкой на дощечках красного или лимонного дерева, обработанных и загрунтованных по особой технологии. Работал в основном на пленэре, наиболее распространенным мотивами его картин-миниатюр были виды Парижа и его окрестностей, Льежа, морские пейзажи Франции, сельские виды Белоруссии. В своих произведениях, всегда построенных на сочетании тончайших оттенков цвета, органично соединил приемы барбизонцев, поклонником которых он являлся, и традиции русской пейзажной школы. Обращался также к жанру натюрморта и портрету.

Творчество Похитонова представлено во многих частных и музейных собраниях, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, ГМИИ им. А. С. Пушкина, Научно-исследовательском музее Российской Академии художеств и других.

Похитонов Иван Павлович

27 января 1850 года в семье отставного военного и сербской переселенки родился сын. Это был Иван Павлович Похитонов. Детство вместе с родителями — Павлом Даниловичем и Варварой Алексеевной (в девичестве Белич) он прожил в родовом имении Матреновка, в Херсонской губернии.

Родители — Варвара Алексеевна и Павел Данилович

Родители — Варвара Алексеевна и Павел Данилович

Специального художественного образования Иван не получил, однако тяга к искусству проснулась в нем с самого детства. К рисованию он обратил свой взор во время учебы в частном пансионате Гумберта (с 1861 по 1867), расположенного в Екатеринославле. В это время он копировал работы старых живописцев, старался воссоздать их технику.

С сестрой Анастасией (начало 1870-ых)

С сестрой Анастасией (начало 1870-ых)

После пансионата Иван обучался в Кадетском корпусе в Полтаве, а завершил пансионское обучение в реальной гимназии в Николаеве. В 1868 году он отправился в Москву, где поступил в Петровско-Разумовскую земледельческую и лесную академию. Однако, проучившись там всего год, был отчислен за участие в народовольческом кружке С.Г. Нечаева. Вплоть до 1870 года юноша находился в поместье Матреновка под надзором полиции.

Иван Похитонов в 1880 году

Иван Похитонов в 1880 году

Краткая биография

Иван Похитонов (портрет Н.Д. Кузнецова)

Иван Похитонов (портрет Н.Д. Кузнецова)

Личная жизнь

Будучи в Париже Иван Павлович Похитонов познакомился с Матильдой Константиновной Вульферт. Она была феминисткой. В октябре (18 по новому, 30 по старому стилю) 1882 года молодые люди поженились в Черновцах. Пара ненадолго отправилась в Финляндию в гости к родителям Матильды, после чего вернулась в Париж. В браке у Ивана и Матильды родилось трое детей. Семья разорвала свой союз в 1891 году.

Первая жена — Матильда Вульферт

Первая жена — Матильда Вульферт

После развода Иван Похитонов сошелся с младшей сестрой Матильды – Евгенией Вульферт. Влюбленные не стали оформлять отношения официально, а жили гражданским браком. У Ивана и Евгении родился сын, они назвали его Борисом (Вульферт). Некоторое время семья провела в Италии, а именно, на протяжении 8 месяцев они жили вблизи Неаполя у подножия вулкана Везувия в небольшом городке под названием Торре-дель-Греко. В 1894 чета Похитоновых переехала в Брессу.

Со второй женой Евгенией и сыном Борисом (1897 г.)

Со второй женой Евгенией и сыном Борисом (1897 г.)

К сожалению, никто из потомков Ивана Павловича Похитонова не унаследовал его выдающегося таланта. Однако, они воистину стали хранителями великого наследия и приложили много усилий для популяризации творчества своего предка. Аллегро Шапюи-Маркевич – правнучка Ивана Павловича приняла активное участие в выставке, посвященной 170-летию со дня рождения прадеда, проходившей с 31 октября 2019 года по 9 февраля 2020 года в Третьяковской галерее.

Вывод

Творения Ивана Павловича, как правило, небольших размеров, написаны на деревянных дощечках. При создании шедевров художник пользовался тончайшими кистями, скальпелями, мастихинами и даже рыбьими костями. Писались картины через лупы, сдвоенные очки и увеличительные стекла.

Большая часть работ художника была утеряна во время Второй мировой войны. Однако, сохранившиеся работы отыскали по крупицам его потомки. Отрадно, что творчество российского иммигранта потихоньку выходит из тени, не затерявшись без следа в запутанных лабиринтах истории.

42707507_2127115340870944_483571579037417472_n5c6e8c865811f.jpg

Выпуск 311. Похитонов Иван Павлович(1850-1923).

Пейзажи И. П. Похитонова высоко ценили все крупные русские художники второй половины XIX — начала XX века: И. Н. Крамской, И. Е. Репин, В. Д. Поленов, К. А. Савицкий, В. М. Васнецов, В. А. Серов и др.

Но широкой известности в России у него не было и нет до сих пор. Зато во Франции его знают намного лучше. Он выставлял свои работы в Салоне, и о степени его успеха говорит тот факт, что парижские торговцы картинами наперебой предлагали Похитонову заключить контракт на самых выгодных условиях.

115c6e8d35189b1.jpg

pg_1Dhb_GRRNkaAwIpyqHVhx8T_CWQgV7W6T_NyJuGhbNecUv_HKjqAvvvl5ydEXI2LMbwzIFlmykogS3DsIt_QJjkEyDXO_xzSfAfHhsdJMuMe_JFZmogIPuylmTb4Y1Jn4VjLUyd33eY_cyg_USw.jpg

9705035c6ea07db6713.jpg

325037.jpg

55c6ea39e3534e.jpg

9pohitonov.jpg

15c6ea6b277c37.jpg

pg_1Dhb_GRRNkaAwIpyqHVhx8T_CWQgV7W6T_NyJuGhbNecUv_HKjqAvvvl5ydEXI2LMbwzIFlmykogS3DsIt_QJjkEyDXO_xzSfAfHhsdJMuMe_JFZmogIPuylmTb4Y1Jn4VjLUyd33eY_cyg_USw5c6ea7d80088f.jpg

135c6eac4098667.jpg

125c6eab6f2a6d7.jpg

fad6f4e614a212e80c67249a666d2b09autor_id.jpg

145c6ead94cb84a.jpg

155c6eae2961fd9.jpg

165c6eaea1050d3.jpg

205c6eb54bd1999.jpg

215c6eb5f935806.jpg

175c6eafde91f68.jpg

175c6eb19573b46.jpg

185c6eb2861f014.jpg

195c6eb435b7682.jpg

225c6eb87fa845e.jpg

235c6eb9586637d.jpg

45c6ebcad0f063.jpg

255c6ebae631c68.jpg

35c6ebb4bb4611.jpg

275c6ebd629ad45.jpg

355c6ebf5fc65bb.jpg

365c6ec0193cdac.jpg

415c6ec2ea0ccfd.jpg

25c6ed5de8db2e.jpg

415c6ec600483be.jpg

vezuvij.jpg

405c6ec3e405824.jpg

425c6ec70940293.jpg

435c6ec77e4874c.jpg

445c6ec8a77ad82.jpg

455c6ec93fdb345.jpg

135c6ecc63d3c3b.jpg

На протяжении всей творческой жизни, живя в России, на Украине, в Минской губернии, во Франции и в Бельгии, Похитонов создавал картины с охотничьими мотивами. С эмоциональной полнотой в них выразилась душа художника, страстного охотника, влюбленного в природу.

125c6ed3c75809f.jpg

105c6ed796f283d.jpg

145c6ed9f0e545f.jpg

115c6ed86ea0f26.jpg

125c6ed951872ba.jpg

155c6edb47017dd.jpg

165c6edbd1cf7a2.jpg

175c6edd28efd9c.jpg

25c6edddb44c07.jpg

205c6edec3ede7e.jpg

Внимание! Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна! © Copyright: Студия-И, 2019


18+ © 2013—2022. Студия-И. Копирование материалов только с разрешения правообладателя.

Произведения искусства, защищенные авторским правом, размещены на сайте исключительно для просмотра. Изображения таких произведений запрещается копировать, печатать и воспроизводить в каком-либо виде, поскольку эти действия могут быть расценены как нарушение авторских прав.

Политика конфиденциальности — в соответствии с действующим законодательством.

ФЕШИН НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ (1881-1955). Из коллекции Козьмодемьянского художественно-исторического музе.

НОРМАТИВНАЯ БАЗА О НЕЗАКОННОСТИ QR- КОДОВ. ВАЖНО РАСПРОСТРАНИТЬ 1. По всем выявленным фактам т.

-Метки

-Рубрики

-Поиск по дневнику

-Друзья

-Сообщества

-Статистика



01. The Walloon village of Jupille 1912
oil on panel
20.5 x 26cm



02. Торро дель Греко 1891
дерево масло
16 х 23 см
Кировский областной художественный музей им. В. М. и А. М. Васнецовых

К сожалению, творчество этого самобытного русского художника пребывает в настоящее время в тени. А в современное Ивану Павловичу Похитонову время его картины высоко оценивались как большими художниками, так и любителями живописи. В восторге от творчества И. П. Похитонова был хорошо знавший его И. С. Тургенев.

Лишь после двадцати пяти лет самобытный художник-самоучка решил стать профессиональным живописцем. Из-за слабых легких И.П. Похитонов не мог зимовать в России. Поэтому подолгу жил во Франции и Бельгии, приезжая на родину в летние месяцы.

Его первые, небольшие по размерам, написанные маслом на дереве картины, выставленные в 1882 году на международной выставке в Париже, принесли художнику известность. Он сразу же получает заказ от самого императора Александра III написать места боевой славы русской армии в русско-турецкой войне 1877—1878 годов. Выполнял он и другие заказы самодержца-мецената. В 1905 и 1906 годах И. П. Похитонов гостил в Ясной Поляне у великого Л. Н. Толстого. П. М. Третьяков приобрел более двадцати работ художника.

Мастерство написания изящных и выверенных пейзажей И. П. Похитонова подтверждает мнение И. Крамского, И. Репина, Н. Ге о том, что для самобытного художника систематическое, в определенных рамках художественное образование не всегда благо, ибо оно может нивелировать дар, данный мастеру природой.

Биография художника в журнале Третьяковская галерея



03. Снег в По. 1890
Дерево, масло
18 x 26 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва



04. Лес близ Торро дель Греко 1890
дерево, масло
16,2 х 14,8 см
Севастопольский художественный музей им. М. П. Крошицкого



05. Садовник 1900
холст масло



06. Тру-Луэт. Зимний день. Унавоженное поле под снегом. 1894
Дерево, масло
14.2 х 21.3



07. The pond at Jupille 1907-1913
oil on panel
19 x 26 cm



08. The artist painting on the beach at La Panne 1895
oil on panel
14.5 x 17.5 cm



09. Везувий начало 1890-х дерево, масло 11,8 х 28,8 см Государственная Третьяковская галерея, Москва



10. Dans le jardin 1904



11. Duck Hunters on a Lake 1885
oil on panel
15 x 25 cm



12. Toiling in the field
oil on panel
17.8 х 26.7 cm



13. В степной полосе 1882
Нижегородский государственный художественный музей



14. Весна. Пейзаж с двумя фигурами



15. Въезд в имение Жабовщина Минской губернии. 1900-е



16. Въезд. Ясная Поляна 1905 дерево, масло



17. Зимний пейзаж. Жабовщина



18. Зимой. Жабовщизна



19. Зимний пейзаж



24. Крестьяне в поле 1887
дерево масло
13,5 х 17



25. Ла-Панн. Берег моря



26. Ла-Панн. В лугах



27. Ла-Панн. Окраина



28. На пляже 1890-е
oil on panel
18.9 × 32.6 cm
Private collection, Otar Margania, Moscow



29. Нини в кресле сидит [империи] 1913
pencil and oil on panel
11 × 6.4 cm



30. Нормандия. Вид на Сиверен-Вандр



31. Осенний пейзаж



32. Оттепель (Русская зима)



33. Охота в лесу 1879
Холст, масло
56 х 40,5



34. Охота на болотах
Керамика, роспись
33 x 33 см
Частное собрание



35. Портрет Л. Н.Толстого на террасе. 1905
Дерево, масло
12 x 10 см
Государственный Русский музей, С.-Петербург



36. Портрет Марфуши 1916
Дерево, масло
15 х 11,5



37. После захода солнца. Барбизон 1889



38. Прачки 1880—1885
Дерево, масло
13,3 х 17,3



39. Рыбачий домик в Ла-Панн



41. Тру-Луэт змой 1894
Дерево, масло
12.1 х 28



42. Тру-Луэт. Осенний вечер 1895
Дерево, масло
13.8 х 17.2



43. Тру-Луэт. Осенний вечер. 1895
Дерево, масло
13.8 х 17.2



44. Уголок нашего сада
Дерево, масло
17 x 9 см
Частное собрание



45. Улица на юге Франции
Доска, масло
11 x 17 см
Частное собрание



46. Усадьба
Дерево, масло
15,8 x 26,8



47. Художник на берегу



48. Охотник зимой 1890
дерево, масло
19,1 х 14,5 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва



49. Пригород Парижа



51. Тру-Луэт. Зима. Вид из квартиры художника 1895
Дерево, масло
25 х 18.5



52. Яблони в саду в Жупелле
Дерево, масло
15 x 9 см
Частное собрание



53. Тургенев И. С. 1882



54. Эффект снега



55. Château du Huras à Gélos, près de Pau 1887
oil on panel
14.6 × 36.2 cm



56. Clairière sous la neige, Minsk 1911



57. Effet de neige, Sous-bois à Pau 1889



58. L'étang sous un ciel de pluie
oil on cardboard
11.5 × 18.4 cm



59. Nikolai Dmitriyevich Kuznetsov (1850–1929)
Портрет художника Ивана Павловича Похитонова 1882
oil on canvas
30.2 × 32.7 cm
Tretyakov Gallery, Moscow



60. Репин Илья Ефимович
Портрет художника Ивана Павловича Похитонова 1882
Холст, масло
64,5 × 53,5 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва

Магия работ Ивана Павловича заключается в сохранении их тональной целостности при множестве цветов, использованных при создании. Конечно, свежесть композиций, дополненная богатством текстуры и усиленная разнообразием техники мазков играет свою большую роль. Но истинное волшебство Похитонова заключается именно в работе с красочным пространством. Кажется, мастер нашёл свой собственный выход из старой как мир проблемы.

Дело в том, дорогой читатель, что в силу объективных факторов у живописцев нет шансов потягаться с красотой окружающего мира по части богатства красок. Бирюзу волн и лазурит небес, сходящихся у горизонта, человечеству никогда не превзойти.

Похитонов восхитителен в своём умении обращаться к двум упомянутым выше приёмам. Отсюда — неповторимые световоздушные перспективы его полотен. Их эмоциональная свежесть и кажущаяся неосведомлённому человеку таинственной, почти что мистической невозможность окинуть всю его работу одним взглядом. Составить одно общее впечатление. Эти картины — вообще не про осознание. Они — про безмятежность и светлый фатализм, перед лицом непознаваемости мира, в котором мы живём и неотъемлемой частью которого являемся. Да и вообще: мастер, способный подружить глубину перспективы реалистического пейзажа с глубиной импрессионистского нарратива — это гений.

Читайте также: