История восстановления патриаршества в 1943 году сообщение

Обновлено: 05.07.2024

21.08.1943

Совместное Постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б). 21 августа 1943 г.

Уже в годы войны вопросам возрождения народного хозяйства уделялось не меньшее внимание, чем осуществлению военных операций на фронтах. Постановлением 1943 года предусматривалось и забота о детях, оставшихся без родителей.

Освобожденные города западных областей подчас являли жалкое зрелище: среди дымящихся руин и развалин бегали стайки беспризорников. Детских домов и приемников катастрофически не хватало. Для детей и подростков, потерявших на фронтах войны родителей, решено было организовать 9 военных суворовских училищ.

Юные суворовцы

Учащиеся ремесленного училища № 2 за формовкой изделий

Челябинск, 1943 г.

Белгород. Бой закончен.

5 августа 1943 г.

Участник трёх войн красноармеец П. Серов после ранения работает сапожником

12.08.1943

Директива Ставки ВГК № Ю165

Направления ударов, обозначенных в директиве, выводили наши войска в тыл вражеской группировки, создавая условия для ее окружения, а также давали возможность избежать ведения боевых действий в крупных населенных пунктах центральной части Донбасса. 23 августа войска Степного фронта освободили Харьков. Битва за Донбасс продолжилась…

Освобожденный Харьков.

У Театра имени Т. Г. Шевченко дворник Агафья Сенькова

23 - 25 августа 1943 г.

08.09.1943

Москвичи приветствуют духовных пастырей

12 сентября 1943 г.

Патриарший местоблюститель митрополит Московский и Коломенский Сергий (Страгородский) с епископами

Ульяновск. 14 октября 1942 г.

Митрополит Алексий (Симанский)

На архиерейском соборе.

Благодарственное письмо митрополитов И. Сталину

5 сентября 1943 г.

В ночь на 5 сентября 1943 г. в Кремле состоялась поистине историческая встреча И. Сталина и трех митрополитов РПЦ Сергия, Алексия и Николая. Сталин пообещал им помочь в том, чего не смогли сделать за два с лишним века русские цари: восстановить Патриаршество.

Было ли это со стороны Сталина тактическим компромиссом или прозорливым откровением - мы не знаем. Но Красная Армия приближалась к Европе, и православные народы получили символический сигнал из Москвы: Третий Рим жив! 8 сентября 1943 г. на архиерейский собор для избрания Патриарха прибыли духовные лица из разных регионов. Некоторые оказались в Москве накануне, возвращенные по приказу Сталина из ссылок и лагерей. 12 сентября на Патриарший престол взошел единодушно избранный собором митрополит Сергий.

Сопроводительное письмо наркома безопасности В. Меркулова

9 сентября 1943 г.

Митрополит Николай (Ярушевич)

13.09.1943

Чистильщики сапог

Винница. 1943 г.

Прощальное письмо из тюрьмы Ульяны Громовой

Прощайте, Мама,
Прощайте, Папа,
Прощайте, вся моя родня,
Прощай, мой брат любимый Еля,
Больше не увидишь ты меня.
Твои моторы во сне мне снятся,
Твой стан в глазах всегда стоит.
Мой брат любимый, я погибаю,
Крепче стой за Родину свою.

Молодогвардейцы готовились устроить вооруженное восстание в Краснодоне и присоединиться к наступающим частям Красной Армии. Однако незадолго до планируемого восстания организация была раскрыта. За несколько дней января гитлеровцы сбросили в шурф шахты глубиной 53 метра 71 молодогвардейца (часть живыми, часть расстрелянными). Кошевой, Шевцова, Остапенко, Огурцов, Субботин после зверских пыток были расстреляны в Гремучем лесу вблизи г. Ровеньки 9 февраля 1943 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13 сентября 1943 г. У. Громовой, И. Земнухову, О. Кошевому, С. Тюленину, Л. Шевцовой присвоено звание Героя Советского Союза.

Православная амнистия, или как Сталин возродил Церковь

Первый после восстановления патриаршества Святейший Патриарх Московский и всея России Тихон (Беллавин) и будущий первый Патриарх Московский и всея Руси Сергий (Страгородский), 1918 год

Первый после восстановления патриаршества Святейший Патриарх Московский и всея России Тихон (Беллавин) и будущий первый Патриарх Московский и всея Руси Сергий (Страгородский), 1918 год

Время воинствующих безбожников

После Октябрьской революции и объявленного большевиками курса на построение атеистического общества Русская православная церковь хоть и не была поставлена вне закона, но была лишена всякой защиты и поддержки. Стремление действующего патриарха Тихона остаться вне политической борьбы и его призывы к прекращению братоубийственной войны советское правительство расценило как отказ от сотрудничества. К тому же вскоре развернулась кампания по изъятию церковных ценностей, которые шли на закупку продовольствия для голодающих, — и это окончательно разрушило все надежды на достижение хоть какого-то согласия между официальной властью и Русской православной церковью.

В результате всех этих усилий советской власти к концу 1930-х годов Русская православная церковь была фактически поставлена на грань уничтожения. От нее удалось оторвать существенную часть прихожан, для которых открытая демонстрация своей веры стала опасной. Существенная часть иерархов и священников была арестована и осуждена под разными предлогами, а немалая часть храмов — закрыта или изъята в пользу государства. К 1941 году на территории СССР действовали порядка 3800 православных приходов всех ориентаций, из которых подавляющая часть — более 3300 — находилась на территориях, только что присоединенных к Советскому Союзу. К октябрю 1941 года в СССР осталось всего семеро официально действующих архиепископов; к тому же с 1925 года православная церковь в России не имела возможности избрать своего патриарха — был только местоблюститель, митрополит Московский и Коломенский Сергий (Страгородский). Именно ему выпало стать первым после патриарха Тихона новым Патриархом Московским и всея Руси — после встречи в Кремле в ночь с 4-го на 5 сентября 1943 года.

Капитан госбезопасности (это специальное звание соответствовало армейскому званию полковника) Георгий Карпов, конец 1930-х годов.

Капитан госбезопасности (это специальное звание соответствовало армейскому званию полковника) Георгий Карпов, конец 1930-х годов.

Окончательный вопрос о том, в какой момент представители и фактические высшие на тот момент иерархи Русской православной церкви придут на встречу в Кремль, был решен за несколько часов до разговора. Как отмечал в своей записке полковник Карпов, днем в субботу, 4 сентября 1943 года, его вызвали к Сталину, и тот распорядился позвонить митрополиту Сергию, пригласить его и двух его сподвижников на встречу. Дату ее тоже можно было выбирать: или ближайший поздний вечер, или любой последующий день в течение недели. Иерархи, которые наверняка уже были подготовлены к предстоящей встрече и обсудили между собой все возможные приобретения и потери, которые она сулила, не стали тянуть и согласились приехать в Кремль поздним вечером 4 сентября.

Члены Священного Синода, избранные на Архиерейском Соборе 8 сентября 1943 года. Снизу: митрополит Алексий (Симанский), митрополит Сергий (Страгородский), митрополит Николай (Ярушевич). Сверху: Алексий (Палицын), Архиепископ Сергий (Гришин), Архиепископ Иоанн (Соколов), протоиерей Николай Колчицкий

Члены Священного Синода, избранные на Архиерейском Соборе 8 сентября 1943 года. Снизу: митрополит Алексий (Симанский), митрополит Сергий (Страгородский), митрополит Николай (Ярушевич). Сверху: Алексий (Палицын), Архиепископ Сергий (Гришин), Архиепископ Иоанн (Соколов), протоиерей Николай Колчицкий

Вера или польза?

Историки церкви и исследователи советской истории до сих пор спорят о том, что стало причиной столь кардинальной смены отношения советской власти к Русской православной церкви. Вне всякого сомнения, церковь после начала Великой Отечественной войны проявила себя как сила, способная консолидировать общество и подвигнуть его на жертвенность в деле борьбы с фашизмом, — но одного этого было бы недостаточно. Считается, что аргументом в пользу изменения отношений государства с церковью могло стать и внешнеполитическое давление: накануне Тегеранской конференции Сталину требовалось сделать все, чтобы заручиться поддержкой союзников и иметь возможность выдвинуть им свои требования, а на Западе почти впрямую увязывали помощь СССР с решением вопроса о свободе совести в Советском Союзе. Возможно, сыграло роль и то обстоятельство, что во время оккупации на захваченной территории было открыто множество православных приходов, которые теперь, когда началось освобождение этих земель, невозможно было просто взять и снова закрыть, но при этом необходимо было легализовать их и удержать под контролем.

Участники Архиерейского Собора 8 сентября 1943 года митрополиты Алексий (Симанский), Сергий (Страгородский) и Николай (Ярушевич) в окружении архиереев Русской православной церкви

Участники Архиерейского Собора 8 сентября 1943 года митрополиты Алексий (Симанский), Сергий (Страгородский) и Николай (Ярушевич) в окружении архиереев Русской православной церкви

Скорее всего, при принятии решения о восстановлении более-менее нормальных отношений между государством и церковью сыграли роль все эти факторы (верующие, кроме того, полагают вероятным еще и вмешательство высших сил, которые, по их мнению, вполне могли вдохновить руководство СССР на такой шаг). Но вне зависимости от того, чем руководствовался Сталин во время встречи с церковными иерархами, она круто изменила всю дальнейшую судьбу Русской православной церкви.

Лучше, но не легче

Интронизация Патриарха Московского и всея Руси Сергия в Патриаршем Богоявленском соборе в Москве, 12 сентября 1943 года

Интронизация Патриарха Московского и всея Руси Сергия в Патриаршем Богоявленском соборе в Москве, 12 сентября 1943 года

И все-таки для большинства верующих в СССР события начала осени 1943 года стали символом прекращения гонений на церковь и начала возвращения России в лоно православия. Правда, потребовалось еще почти полвека, чтобы этот процесс пошел полным ходом, а порой и с перегибами, которые были ничуть не лучше атеистических перегибов середины 1920-х. Но точкой отсчета для возвращения Русской православной церкви ее значимой роли в российской истории стало 4 сентября 1943 года — накануне отдания праздника рождества Пресвятой Богородицы.

Смотрите также:

Рекомендуем

Выразить мнение

Заведующий кафедрой церковной истории СПбДА профессор протоиерей Георгий Митрофанов; доктор исторических наук

Решение об избрании патриарха, которое принималось в условиях государственного переворота и гражданской войны, не было безупречным и с процедурной точки зрения. В голосовании смогли принять участие меньшинство участников Собора, предварительно не были определены права и обязанности будущего патриарха.

Однако что понимать под христианским просвещением? Можно ли его напрямую связывать с увеличением числа дипломированных священнослужителей? Протоиерей Георгий Митрофанов считает, что просвещение несводимо к образованию. Главное, чего не хватает в современной церковной жизни, в том числе и в духовных школах, это изменение отношений между людьми. В церкви нужна проповедь не только словом, но и жизнью. С ним солидарен отец Георгий Кочетков, он связывает основную задачу христианского просвещения с изменением отношения к жизни, к человеку, к церкви, к обществу. Именно этой цели служит и подлинная катехизация, оглашение, в нормальном случае предшествующая духовному образованию, добавил он.

Подлинное просвещение, связанное с возвращением к евангельским основаниям церковной жизни, с усвоением и осмыслением разных пластов церковной традиции, способно возродить не только отдельного человека, но и целые сообщества людей, создать среду, в которой возможно преодоление болезней и постсоветской церкви, и постсоветского общества. Таков один из выводов, к которым пришли участники разговора.

От Советского Информбюро. Из оперативной сводки за 4 сентября 1943 года:

В течение 4 сентября наши войска в ДОНБАССЕ продолжали успешно развивать наступление и, продвинувшись вперёд от 15 до 25 километров, заняли свыше 90 населённых пунктов, в том числе город и крупный железнодорожный узел ДЕБАЛЬЦЕВО, город ЕНАКИЕВО, город и железнодорожный узел ГОРЛОВКА, город и крупный железнодорожный узел НИКИТОВКА, город и крупный железнодорожный узел ИЛОВАЙСК.


Кремлевская встреча

В те поздние часы Иосиф Сталин в первый и в последний раз в своей жизни принимал практически всю полноту священноначалия Русской Церкви (абсолютное большинство других иерархов на тот момент находились в тюрьмах, лагерях или уже в мученических венцах пред Престолом Божиим). В Московский Кремль, спустя четверть века после заселения сюда ленинского правительства и закрытия Успенского собора, вновь вступил Первоиерарх Русской Церкви – Местоблюститель Патриаршего престола Митрополит Московский и Коломенский Сергий (Страгородский). В сопровождении митрополитов Ленинградского Алексия (Симанского) и Киевского и Галицкого Николая (Ярушевича).

И тем не менее Русская Церковь оставалась в положении гонимой. Хотя на тех же оккупированных территориях нацисты, отнюдь не испытывающие симпатий к православному духовенству, в пропагандистских целях открыли немало закрытых большевиками приходов. Именно это ряд историков, включая доктора исторических наук Владимира Лаврова, считают главной причиной кремлевской встречи и последовавших за ней событий:

Думаю, главной причиной, которая заставила Сталина пойти навстречу Русской Православной Церкви, является то, что предстояло освобождать огромную территорию. А как быть с верующими на этой территории? Предстояло освобождение Восточной Европы от фашистов. Там как быть? Что, закрывать костелы?

Словом, немало. Особенно в сравнении с предшествующей четвертью века, когда Русская Церковь оказалась практически уничтоженной тем же самым советским руководством. Загнанной в катакомбы и единичные легальные приходы, лишенные даже такой малости, как традиция Крестных ходов и колокольного звона на Светлое Христово Воскресение – Пасху Господню.

Покаяние или перемирие?

Конечно же, ни Сталин, никто из его окружения в ту ночь не произнес ничего, хотя бы отдаленно напоминающее покаянные слова. Все было сухо, исключительно по делу, хотя и не без некоторой доброжелательности. Конечно, никто не может знать, что в это время творилось в сталинской душе, был ли хотя бы минимальный порыв к покаянию. Во всяком случае, из открытых исторических источников это никак не следует.

И тем не менее, былой богоборческий накал был значительно ослаблен. Так, один из ведущих специалистов по истории церковно-государственных отношений этого периода, доктор исторических наук Михаил Одинцов в интервью автору этих строк очень точно определил, чем стала эта сентябрьская встреча для Русской Церкви и ее священноначалия:

Подписывайтесь на канал "Царьград" в Яндекс.Дзен
и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Читайте также: