Исторические источники по изучению нового времени 7 класс сообщение

Обновлено: 30.06.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Глава 1. Великие географические открытия. Урок 1. Что такое Новое время

Гудзишевская Нина Валентиновна

Цель: выяснить, какой и почему период истории человечества называется Новой историей.

· сформировать представление о Новой истории как самобытном, закономерном периоде исторического пути человечества, его роли и связи с современным эиапом развития;

· выяснить основные этапы, события, явления и процессы Нового времени;

· развивать умения временной и пространственной локализации Нового времени; навыки анализа различной исторической информации, определения вида исторического источника, степени его достоверности;

· развивать умения формулировать аргументированное мнение по проблемам урока, участия в дискуссии.

Тип урока: урок изучения нового материала с применением технологии развития критического мышления, здоровье сберегающих технологий, ИКТ.

1.Организационный момент. Приветствие, проверка готовности учащихся к уроку.

2.Мотивационно-целевой этап.

Перед вами лента времени. Вспомните и расположите в хронологической последовательности исторические эпохи (ответы учащихся).

Анимация: появление надписей на ленте времени.

Задание: вспомните основные события, процессы, исторических личностей изученных исторических эпох, запишите 2-3 к каждой из них (обсуждение задания)

Первобытность: эволюция человека и общества; расселение людей; неолитическая революция (что такое неолитическая революция? – переход от присваивающего хозяйства к производящему).

Древний мир: возникновение древних цивилизаций, государств, письменности, законов, начало Великого переселения народов (Назовите последствия Великого переселения народов – падение Рима, гибель античной цивилизации).

Средневековье: появление средневековых государств, распространение христианства, появление ислама, средневековые войны.

Слайд 3. Формулировка цели и задач урока.

Исторический период, сменивший эпоху Средних веков, мыслители XV в., современники эпохи, назвали Новая история.

· жизнь людей настолько отличалась от предшествующих периодов истории, что сами современники осознали эти перемены

3.Изучение нового материала.

Слайд 4. Запись темы урока в тетрадь.

2. Новое время – путь в современность.

3. Источники истории Нового времени.

Какие изменения в жизни общества заставили выдающихся мыслителей того времени назвать этот период Новым временем?

Задание: стр. 4, п.1. Выясните, кто и почему назвал эпоху, начавшуюся на рубеже XIV – XV вв. новым, на ленте времени отметьте хронологические рамки эпохи (проверка выполнения задания).

Слайд 7. Обобщение учителя:

Причины появления термина «Новое время:

· возрождение идеалов Античности

· начало Нового времени – Великие географические открытия

Слайд 8. Новое время – путь в современность.

Эпоха Нового времени – сложный и противоречивый период, в нем сочетались новации и пережитки прошлого. Роль и место этого периода в истории человечества в том, что многие достижения современности были заложены именно в Новое время.

В данной категории Вы можете найти важнейшие документы, регламентирующие работу нашего методического объединения и учителей истории и обществознания.

В данном разделе наши учителя истории и обществознания обмениваются опытом конструирования рабочих программ и календарно-тематического планирования по истории

В данном разделе наши учителя истории и обществознания обмениваются опытом конструирования рабочих программ и календарно-тематического планирования по обществознанию

Здесь Вы можете найти электронные версии учебников по истории России и Всемирной истории издательства "Просвещение" и учебники "Обществознание", автор - Боголюбов Л.Н.

В этом разделе Вы найдете практически все необходимые исторические карты (полноразмерные, интерактивные и др.).

В данной категории представлены различные исторические источники, работа с которыми позволит разнообразить учебный процесс и повысить эффективность усвоения учебного материала.

В данной категории Вы найдете различные интерактивные задания по курсам истории. Для работы с ними Вам нужен только мультимедийный проигрыватель

В данном разделе Вы можете найти учебное видео для уроков истории для любого курса мировой и отечественной истории.

В данный раздел включено большое количество песен и мелодий, которые можно использовать на уроках истории в разных классах.

В данной категории Вы можете найти самые популярные пособия и типовые экзаменационные задания для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ.

В данной категории представлены методические материалы (конспекты уроков, внеурочных мероприятий, презентации и др.), посвященные тематике Великой Отечественной войны.

Различные олимпиады для подготовки к Всероссийской олимпиаде школьников по истории, обществознанию и праву

В данном разделе размещены материалы для подготовки обучающихся к региональным и всероссийским проверочным работам по истории и обществознанию

В данном разделе будут размещаться материалы, связанные с преподаванием курса "Основы духовно-нравственной культуры народов России" в 5 классе

1. Количественный рост исторических источников

■ Источник-действительность

В новое время в сравнении с предшествующим периодом появляется огромное количество исторических источников. Это вполне очевидное качество имеет системообразующее значение, Т. е. во многом определяет и другие свойства рас-

сматриваемого корпуса исторических источников. Разберемся в причинах и следствиях этого явления.

Необходимо отметить лучшую сохранность документов нового времени, прежде всего в России. Ведь в силу разных причин в России гораздо меньше, чем в европейских странах, осталось от средневековья исторических источников. Крупномасштабное преобразование государственного аппарата в правление Петра I, ликвидация системы приказов и, как следствие этого, необходимость организации хранения документов вне системы делопроизводства приводят к созданию архивной службы, что положительным образом сказывается на сохранности исторических источников. Значительно улучшается сохранность исторических источников также потому, что в новое время многие исторические источники уже в момент своего создания предназначались для публикации (тиражирования).

Но главное не в этом. В первую очередь речь должна идти не о лучшей сохранности исторических источников, а о качественном сдвиге в их порождении.

Почему же в рассматриваемый период возрастает потребность в документировании?

1. Индивидуализация человека, эмансипация человеческой личности расширяют круг авторов исторических источников. Кроме того, растет грамотность, поскольку это явление производное.

2. Стремление эмансипированной личности к созданию вторичных социальных связей ведет к тому, что исторические источники начинают порождаться не только в государственной (и церковной) сфере, как это было до сих пор, но и в личностной и общественной. Увеличение мобильности населения ведет к увеличению количества эпистолярных источников, поддерживающих как межличностную, так и деловую коммуникацию.

3.Кроме того, что возникают новые области порождения исторических источников, увеличивается их количество и в государственной сфере. Это также во многом обусловлено новым характером законотворчества и взаимоотношениями между личностью и государством. Превращение закона в единственный источник права и убежденность в том, что законы могут переустроить жизнь государства и повлиять на формирование личности, заставляют принимать законы на основе анализа информации о состоянии тех или иных сторон жизни общества и государства. Помимо этого, расхождение обычая и закона заставляет особо заботиться о публикации законодательных актов и о контроле за их эффективностью, что приводит к возрастанию количества делопроизводственных источников3.

■ Историк-источник

Рост количества исторических источников создает совершенно новую познавательную ситуацию. Исследователь уже не в состоянии изучить все источники, имеющие отношение к сколь-либо значимой теме или проблеме. Он вынужден целенаправленно отбирать их в соответствии с поставленной исследовательской проблемой, со сформированной для ее решения гипотезой, что заставляет его более четко осмысливать проблему и формулировать исследовательскую гипотезу.

Одновременно количественный рост источников заставляет поднять проблему выборочного исследования. При этом надо четко осознавать, что выборочный метод - особый'метод исследования, корректно работающий только на математико-стати-стической основе. Важно различать подбор примеров, иллюстрирующих то или иное положение, и построение выборки, ко-

хорая позволяет распространить полученные результаты на все аналогичные явления (генеральную совокупность).

Необходимо учитывать сферу возникновения исторических источников нового и новейшего времени: личностная, общественная, государственная. Тогда без труда обнаружится, что, например, русские газеты возникали не только позже европейских, но и, в отличие от них, в государственной, а не в общественной сфере.

2. Упрощение содержания отдельно взятого документа

■ Источник-действительность

Рост количества источников, особенно в сфере делопроизводства, приводит к упрощению содержания отдельно взятого документа, что сопровождается формализацией этого содержания4, а также усложнением системы источников на уровне вида и разновидности.

Указанные тенденции можно отметить не только в делопроизводстве, но и в законодательстве. Неслучайно в третьем Полном собрании законов Российской империи публикуются не все законодательные акты - в ряде случаев указывается лишь название документа сепаратного законодательства. Наиболее значительна формализация в статистике.

Упрощается содержание и одного отдельно взятого повествовательного источника. К концу XIX в. вполне очевидна дифференциация периодической печати по таким критериям: общественно-политическая направленность, ориентация на различные сословные, профессиональные, половозрастные группы.

Как бы это ни казалось странно, такие же процессы прослеживаются и в мемуаристике. На рубеже Х I Х-ХХ вв. мемуары все чаще посвящаются отдельным событиям или выдающимся современникам мемуариста. Относительно реже встречаются неспешные повествования обо всех памятных для автора событиях.

■ Историк-источник

Вполне очевидно, что упрощение содержания отдельного источника и усложнение внутривидовой структуры создает дополнительные сложности при формировании источни-°вой базы исследования. Репрезентативная основа историче-

ского труда должна структурно воспроизводить нарастающую сложность корпуса источников. Например, невозможно изучать газету XIX- XX вв., выражающую то или иное общественное умонастроение, не зная всего спектра мнений, существующих в периодике.

Второе, не менее важное, следствие рассматриваемого явления - увеличение объема скрытой (латентной) информации. Такую информацию называют еще структурной, потому что она может быть выявлена при анализе структуры корпуса источников, взаимосвязей между их элементами. Например, если в формулярном списке происходившего из крестьян городничего г. Колы написано, что он имел чин V класса Табели о рангах, то, естественно, это будет информация об одном, отдельно взятом конкретном факте. Это то, что можно непосредственно прочитать в историческом источнике. Но даже если будет установлена достоверность этой информации, невозможно установить, сколь типична или уникальна такая карьера. Если же проанализировать несколько сотен формулярных списков, то можно выяснить, каким образом от социального происхождения чиновника зависели ранг чина, имущественное положение чиновника и т. д. Традиционным методом извлечения латентной (скрытой) или структурной информации является построение таблицы, но существуют и другие методы - количественные (математические) или формализованные. Чаще всего для анализа зависимостей используют такие методы математической статистики, как корреляционный и регрессионный анализ.

3. Увеличение количества разновидностей исторических источников

■ Источник-действительность

Количественный рост исторических источников и упрощение содержания отдельного документа приводят к увеличению числа разновидностей внутри видов. На протяжении всего рассматриваемого периода новые и ранее существовавшие виды делятся на разновидности. Следует иметь в виду, что новых разновидностей возникает явно больше, чем исчезает исчерпавших себя форм. Это приводит к постоянному усложнению структуры корпуса исторических источников.

Увеличение разновидностей в наибольшей степени проявляется в делопроизводственной документации, учетных материалах, актовых источниках.

■ Историк-источник

Вполне очевидно, что историку, работающему с источниками нового времени, приходится строже подходить к определению видовой природы источника, учитывая его принадлежность к той или иной разновидности внутри вида.

Дифференциация видов исторических источников по разным параметрам открывает более широкие возможности для их систематизации, а значит и для выявления структурной информации. Исследователь получает дополнительные возможности анализировать информацию путем составления разнообразных (в том числе и комбинаторных) таблиц и применения методов математической статистики.

Вторая исследовательская проблема связана с разработкой принципов группировки разновидностей и выработки методов анализа групп. В качестве примера такой группы видов и разновидностей можно назвать массовые источники, активно разрабатываемые в отечественной историографии в последние 20-30 лет5.

4. Публикация и тиражирование исторических источников

■ Источник-действительность

Может быть, самой существенной особенностью исторических источников нового времени является то, что большинство их видов уже в момент создания были предназначены для публикации6. Так, с начала XVIII в. обязательно публикуются законодательные акты7. Такие наиболее характерные для корпуса исторических источников нового времени виды, как периодическая печать, эссеистика, мемуаристика, создавались именно Для публикации.

И если для периодической печати расчет на публикацию очевиден и постоянен, то имманентно присущее мемуаристу стремление к обнародованию своих воспоминаний развивается и служит одним из критериев эволюции мемуаристики8.

Начинают систематически издаваться сводные статистические данные. В начале XX в. публиковался и такой источник, как стенографические отчеты Государственной думы.

На протяжении XVIII-XIX вв. укреплялась взаимосвязь видов исторических источников. При обзоре основных видов исторических источников нового времени мы увидим, сколь тесно связаны законодательство и статистика, периодическая печать и публицистика, мемуаристка и периодическая печать, эпистолярные источники и художественная литература. Механизм взаимосвязи видов различен, однако отметим, что зачастую один вид мог влиять на другой именно потому, что в новое и новейшее время многие исторические источники изначально предназначались для публикации.

■ Историк-источник

Синхронная публикация (непосредственно после создания) исторических источников создает принципиально новые условия их сохранности, что возвращает нас к началу нашего анализа - количественному росту не только создаваемых источников, но и сохранившихся от созданного.

Изучая источник, историк должен отчетливо осознавать ту информационную среду, в которой творил автор источника, должен пытаться выявить не только непосредственные источники текста, но и существовавший информационный континуум. Например, европейские мемуаристы уже в XVII в. имели возможность включить свои мемуары в историографический контекст (знакомясь с публикациями исторических сочинений, начиная с античных, и с произведениями других мемуаристов) и поэтому часто рассматривали их как историю настоящего (Contemporary History); русские же мемуаристы даже в XVIII в. писали мемуары-автобиографии изолированно друг от друга.

Историку при исследовании обстоятельств создания источника также следует обратить внимание на то, предназначался ли данный источник для публикации и в какой среде он должен был бытовать, т. е. расчет на публикацию включается в систему целей создания источника. При этом необходимо помнить, что авторы, создавая произведение, в разной степени учитывали дальнейшее бытование. Интенсивность и направленность учета потенциальной аудитории зависели как от личности автора, так я от видовой принадлежности создаваемого произведения.

Необходимо подчеркнуть и взаимосвязь между отдельными свойствами корпуса исторических источников. Количественный рост исторических источников во многом обусловливает упро

щение содержания одного отдельно взятого документа, нацеленность его на реализацию лишь одной функции, что, в свою очередь, порождает, как минимум, два следствия: увеличение количества разновидностей источников каждого вида и рост объема латентной информации внутри комплекса источников.

Отметим также, что многие особенности анализа источников нового времени, вытекающие из их природы, существенны и для предшествующего периода. Историк-медиевист, изучая летопись или агиографическое произведение, должен максимально осмыслить исходную гипотезу или задать себе вопрос, например, о бытовании данного источника. При исследовании проблематики нового времени эти методические требования должны быть очень четко осознаны, без чего невозможно сколь-либо существенное исследование.

Как мы установили, целесообразно начинать сравнительное иссле­дование с выявления общих характеристик сопоставляемых феноменов.

6 Заметим, что разграничение это чисто аналитическое. Исторический источ­ник — это не только то, что создано человеком прошлого, но и то, что осмыслено в качестве такового современным исследователем.

/. Количественный рост исторических источников

Человеку свойственно не замечать очевидного. А самым важным свойством корпуса исторических источников нового времени в срав­нении с предшествующим периодом является их огромный количе­ственный рост. Разберемся в его причинах и следствиях.

Отметим несомненно лучшую сохранность документов нового вре­мени. Особенно это относится к России. Ведь в силу разных причин корпус исторических источников, оставшихся от средневековья, в России значительно меньше, чем в европейских странах. Крупномас­штабное преобразование государственного аппарата в правление Пет­ра I, ликвидация системы приказов и как следствие этого необходи­мость организации специального хранения документов вне системы делопроизводства приводит к созданию архивной службы, что сказы­вается на сохранности исторических источников. Значительно улуч­шается сохранность исторических источников из-за того, что в новое время многие исторические источники уже в момент своего создания предназначены для публикации (тиражирования).

Но главное не в этом. В первую очередь речь должна идти не о лучшей сохранности исторических источников, а о качественном сдвиге в их порождении.

Почему же возрастает потребность в документировании?

1. Индивидуализация человека, эмансипация человеческой лич­ности при переходе от средних веков к новому времени расширяют круг авторов исторических источников. Мы здесь не останавливаемся на таком очевидном факторе, как рост грамотности, поскольку он является производным от рассмотренного обстоятельства.

2. Стремление эмансипированной личности к созданию вторич­ных социальных связей ведет к тому, что исторические источники начинают порождаться не только в государственной (и церковной) сфере, как это было до сих пор, но и в личностной и общественной. О возникновении новых видов исторических источников речь шла в предыдущей главе. Отметим здесь лишь то, что увеличение мобильно­сти населения ведет к увеличению числа эпистолярных источников, направленных на поддержание как межличностной, так и деловой коммуникации.

3. Кроме возникновения новых сфер порождения исторических источников, увеличивается их количество и в государственной сфере. 234

Что также во многом обусловлено новым характером законотворче­ства и взаимоотношений между личностью и государством. Превра­щение закона в единственный источник права и убежденность в том, что путем законотворчества можно переустроить жизнь государства и повлиять на формирование личности, заставляют принимать законы на основе анализа информации о состоянии тех или иных сторон жиз­ни общества и государства. С другой стороны, расхождение обычая и закона вынуждает специально заботиться о публикации законодатель­ства и о контроле за его эффективностью. Все это приводит к увеличе­нию числа делопроизводственных источников 7 .

Рост количества исторических источников создает совершенно новую познавательную ситуацию. Исследователь уже не в состоянии изучить все источники, имеющие отношение к сколь-либо значимой теме или проблеме. Он вынужден целенаправленно отбирать истори­ческие источники в соответствии со своей исследовательской гипоте­зой, что заставляет более четко ее сформулировать.

7 Здесь мы не обсуждаем специально вопрос о том, что первично: усложнение государственного аппарата или увеличение документооборота. Отметим лишь, что, на наш взгляд, распространенное убеждение, что усложнившийся государствен­ный аппарат порождает огромное количество бумаг, основано на подмене причи­ны следствием. Мы согласны с Б. Г. Литваком в том, что потребность в обмене информацией, а значит, и в документировании ведет к усложнению государствен­ного аппарата.

Итак, при работе с большими массивами источников историк всегда получает ответ на тот вопрос, который поставил, и он лишен возможности переспрашивать свои источники в процессе исследова­ния. Можно сравнить общение историка-медиевиста с историческими источниками с интервью, а историка нового времени — с социологи­ческим опросом.

Кроме того, количественный рост источников заставляет поста­вить проблему выборочного исследования. И здесь важно понять, что выборочный метод — это особый метод исследования, корректно рабо­тающий только на математико-статистической основе. Важно различать подбор примеров, иллюстрирующих то или иное положение, и постро­ение выборки, которая позволяет распространить полученные резуль­таты на все аналогичные явления (генеральную совокупность).

Для исторических источников нового и новейшего времени необ­ходимо учитывать сферу возникновения: личностная, общественная, государственная. Тогда мы легко увидим, что, например, русские га­зеты возникают не только позже европейских, но и в отличие от них в государственной, а не в общественной сфере.

Выделим и чисто эвристический аспект данной проблемы. Рассмат­ривая эволюцию видов источников периода средневековья, можно и нужно ориентироваться на наиболее заметные памятники, такие как Повесть временных лет, Русская правда и т.д. В силу огромного количе­ственного роста источников в новое и новейшее время такой подход невозможен. Необходимо выстроить модель вида и проследить его эво­люцию, привлекая отдельные памятники в качестве иллюстраций.

Исторические источники





1. Что такое исторический источник.

Чтобы составить представление об историческом факте событии историк исследует, изучает, анализирует исторические источники.

Исторические источники - все объекты, непосредственно отражающие исторический процесс и дающие возможность изучать прошлое человеческого общества, т. е. все созданное человеком, а также результаты его взаимодействия с окружающей средой; предметы материальной культуры, памятники письменности, обычаи, обряды и др.

Количество исторических источников безгранично, но число сохранившихся от различных исторических периодов неодинаково. Чем ближе исторический период к нашему времени, тем больше количество исторических источников.

2. Виды исторических источников

Существует несколько видов исторических источников. Два из них: вещественные и письменные – являются основными.

Дадим краткую характеристику этим источникам.

Подумайте, какие достоинства и недостатки есть у каждого из этих исторических источников.

Вещественные источники

К ним относятся созданные человеком нужные ему вещи или сооружения, захоронения, включая останки умерших людей, даже кости съеденных животных и остатки костра; их исследованием занимается тесно связанная с историей наука археология , поэтому вещественные источники иногда называют археологическими . Вещественные источники дают основной массив информации о событиях произошедших до появления письменности, дополняют письменные источники. Однако не могут позволить полностью описать историческое событие.


Письменные источники

К ним относятся деловые документы, письма, межгосударственные договоры, научные труды, религиозные записи и книги, летописи, хроники, письма, дневники и другие, написанные или напечатанные тексты. Эти источники позволяют историку ответить на основные вопросы для описания исторического факта.


Более подробно об этих источниках мы поговорим на следующих занятиях

Антропологические источники

Антропология – наука о происхождении человека. Это останки людей (то, что осталось от их тел), сохранившиеся с древних времён до наших дней. Исследуя их можно попытаться воссоздать облик человека. Так М.М. Герасимовым по окаменевшему черепу был восстановлен облик первобытного мальчика и реконструированы образы русских князей Ярослава Мудрого и Андрея Боголюбского.


Устные источники


Этнографические источники


Источники нового времени

Это фотографии, аудиозаписи, кинохроника, видео, телевизионные передачи. Появились они в середине 19 -20 веке. Особенностью этого вида источников является непосредственная фиксация какого-либо события, подлинные лица исторических личностей. Так на приведенном внизу видеоотрывке из кинохроники 1917 года мы видим генерала Корнилова и сопровождающих его офицеров .

Природно-географические источники

К ним относятся природные и географические объекты (горы, равнины, реки и др.) связанные с какими либо произошедшими событиями.


Гора Олимп. По мифам место жительства греческих богов.

Художественно-изобразительные источники

Изображенные на картинах, миниатюрах, гравюрах исторические события, портреты исторических личностей, условия жизни людей, виды и др. Однако уровень достоверности этих источников не слишком высок - часто изображения сделаны намного позднее, чем произошедшее событие, жившая историческая личность.


3. Всем ли источникам можно верить.

Основными задачами историка при работе с историческими источниками является установление времени их появления (датировка источника), а так же их подлинности, достоверности.

К сожалению не всем источникам можно доверять. Почему?

Многие древние писатели сообщали о том, чего не видели собственными глазами, передавали слухи, услышанные от других и не всегда правдивые. Они хотели как можно лучше, точно и полно описать события, но не могли этого сделать. Это вынужденные ошибки.


Изображения существ, живших по рассказам древних путешественников в далеких странах.

Ошибаться могут и ученые: неверный перевод фразы или слова может исказить смысл, какого либо документа; неверная датировка находки – привести к неправильному определению времени, когда произошло событие.

Имя Генриха Шлимана известно многим. Он отыскал знаменитые в древности города Трою и Микены, провел там раскопки. Находки, сделанные Шлиманом, поразили весь мир. Однако Шлиман не имел археологического образования и поэтому совершил множество грубейших научных ошибок, в частности неверно датировал находки.


Генрих Шлиман. Раскопки Генрихом Шлиманом Трои

Но кроме ошибок существуют и умышленные подделки, фальсификации.

В прошлом богатые люди, чтобы прославить свой род, выдумывали себе героических предков, которые будто бы совершали в древнюю пору великие подвиги.

Правители приказывали удалять из документов, хроник и летописей факты их не устраивающие, записывать события в выгодном им свете.

Лже-ученые, чтобы прославиться и/или разбогатеть; некоторые представители власти и даже церкви, чтобы утвердить и навязать людям свои взгляды, идеологию – шли раннее и идут сегодня на создание подделок, умышленное искажение фактов и документов.


Все это приводит к искажению истории, мешает честным ученым.

Запомните

  • Нельзя изучить историю по художественным и мультипликационным фильмам, и уж тем более комиксам.
  • Нужно критически относиться к описаниям исторических событий в литературных произведениях, картинах художников, даже если автор - современник события.
  • Не всегда исторические реконструкции могут быть правильными.
  • Не всему, что написано в газетах, популярных журналах можно верить.
  • Для того чтобы верно составить представление об историческом факте историк не может довольствоваться ОДНИМ источником.

А теперь давайте проверим, как вы ответили на вопрос о достоинствах и недостатках исторических источников.

Читайте также: