Используя информацию учебника и дополнительные материалы составьте сообщение заметку для газеты

Обновлено: 05.07.2024

Гипермаркет знаний>>Русский язык>>Русский язык 9 класс>>Русский язык: Урок развития речи. Составление заметки в газету

Заметка в газету

Человеку для ориентации в мире нужна всесторонняя информация. Она помогает ему узнавать о существовании каких-либо явлений, оценивать их значимость, определять возможные варианты собственных действий.

Заметка — краткое изложение или описание какого-либо явления, события, человека, проблемы. К заметке предъявляются следующие требования: оперативность, актуальность, точность, краткость, ясность изложения.

Заметка бывает двух видов: информационная и оценочно-информационная.

Вдыхать или не вдыхать?
Замеры, проведённые в десяти школах, показали следующее. В классе стандартной площадью (50 кв. м), где находится около 30 детей и учитель, при закрытых форточках и двери уже через 20 минут концентрация углекислого газа увеличивается в 4 раза по сравнению с содержанием его в атмосфере, т. е. вне помещения. К концу же 45-минутного урока концентрация достигает 0,3 %, т. е. увеличивается в 8 раз.
(По материалам периодических изданий)

Оценочно-информационная заметка — это заметка, в которой не только описан факт (что произошло? где? когда? почему? как?), но и даётся оценка этого факта. Оценка представляет собой отношение журналиста к описанному в заметке явлению или предмету. Поэтому структура оценочно-информационной заметки выглядит более сложной. Журналист не только описывает явление или событие, но и напоминает аудитории общеизвестную истину. Общезначимое суждение может находиться или в начале заметки, или в конце. Таким образом, если к данной выше заметке добавить комментарий по поводу общеизвестных истин о необходимости проветривать помещение, о пользе свежего воздуха и т. п., заметка приобретёт оценочно-информационный характер.

Чтобы привлечь внимание читателя к заметке, автор часто даёт ей интригующий заголовок либо во вступительном предложении-зачине использует необычную фразу, часто полемического характера.

1. Анализ учебного материала

І. Определите вид заметки, ответ аргументируйте. Укажите основные структурные элементы заметки.

ІІ. Проанализируйте вступительное предложение. Как вы думаете, почему такую фразу выбрал автор в качестве зачина к заметке. Озаглавьте заметку и спишите её.

Более 170 лет назад, 5 февраля 1836 года, родился Иван Дмитриевич Сытин.

Он начинал 15-летним приказчиком в книжной лавке купца-старообрядца Шарапова. Через десять лет открыл собственное дело и приступил к выпуску лубочных картинок.

К 1914 году на книжном рынке каждая четвёртая книга выпускалась Сытиным: массовые тиражи книг известных писателей, газеты, журналы, словари и энциклопедии.

2. Сочинение по аналогии

Используя известные вам биографические факты, напишите заметку оценочно-информационного характера о великом украинском поэте и просветителе Тарасе Шевченко.

І. Переведите текст на русский язык.

ІІ. Используя материалы перевода, составьте заметку оценочно-информационного характера. Для этого напишите зачин и заключение-комментарий. Запишите заметку.

С л о в а р ь:
Віддавати належне (укр.) — (рус.) отдавать должное.
Доброчинність (укр.) — (рус.) порядочность, добропорядочность.

4. Сочинение по опорным словам

Напишите оценочно-информационную заметку о каком-либо музыкальном концерте, используя опорные слова.

Слушает. ощущает. внимает. представляет. привлеч. сбереч. настеж. напроч. сплош. певуч. блестящ. могуч. хорош. тиш. дрож. полноч. скипач. трубач. бельэтаж. с плеч. много афиш. клавиш.. .

5. Домашнее задание

Вариант 1. Подберите заметки двух видов: информационную и оценочно-информационную. Одну заметку спишите. Укажите её вид. Вторую заметку устно проанализируйте и принесите на урок для работы в группе.

Вариант 2. Напишите заметку любого вида о каком-либо событии, которое произошло в вашем классе, школе, городе.

Вариант 3. Подберите в газетах или журналах 7-8 интересных заголовков статей. Проанализируйте, как в них отражена тема заметки, которую вы написали. Заголовки статей запишите.

6. Работа в группах

І. Прочитайте подобранные в домашнем задании (упражнение 5) заголовки заметок. Участники группы по названию определяют тему заметки.

ІІ. Зачитайте в группах подобранные из периодической печати или написанные вами заметки. Определите их вид. Укажите основные структурные элементы.

А.Н.Рудяков, Т.Я. Фролова. Русский язык 9 класс

Отослано читателями из интернет-сайтов


Электронные издания бесплатно, русский язык 9 класс всё для учителя и ученика в подговке к урокам, скачать учебники по русскому языку бесплатно, открытый урок русского языка, онлайн рефераты, домашняя работа, вопросы и ответы

Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку, напишите нам.

Если вы хотите увидеть другие корректировки и пожелания к урокам, смотрите здесь - Образовательный форум.

Вы узнаете, что такое заметка, а также какими признаками и структурой она обладает в журналистике.

Разберем основные ее виды и правила написания.

Еще будет много подробных примеров и описаний.

Заметка, как информационный жанр журналистики

Что такое заметка?

Что такое заметка и какие у нее особенности

Признаки заметки:

Структура заметки

Вот как выглядит структура заметки:

  1. Заголовок
  2. Подзаголовок (не всегда может встречаться)
  3. Лид (введение) — первый абзац с кратким содержанием текста
  4. Основной текст

Как написать заметку

Как правильно написать заметку в газету или на сайт в интернете

Вы не спрашиваете у читателя!

Да и он сам не хочет, чтобы у него что-то спрашивали. Если человек взялся за вашу заметку, то скорее всего он ищет ответы на свои вопросы. Поэтому вопросительный знак здесь будет не уместен.

Иногда авторы дополнительно могут использовать и подзаголовок. Он более широко освещает тему.

На лид обращайте большое внимание. Он информирует более торопливых читателей, которые может не будут целиком читать вашу заметку. Они смотрят только по первому абзацу и понимают, интересно им это или нет.

Здесь давайте конкретные ответы на вопросы: что, где и когда произошло. Это будет своего рода введением.

Новостные заметки на главной странице Яндекса

Яндекс заметки на главной странице

На главных страницах крупных порталов (Яндекс, к примеру) есть новостные заметки. Но даже прямо в заголовках иногда дают ответы на вопросы.

Если перейти на такую новость, то можно увидеть страницу со всеми источниками этой информации. Дальше просто открываете ту, которая вас заинтересовала.

В ленте новостей Яндекса можно увидеть очень много хороших примеров заголовков и лидов. Обязательно их посмотрите.

Основной текст заметки должен отвечать на вопросы: что, кто, где, когда. В новостных заметках не отвечают на вопросы: как, почему, отчего и так далее.

Здесь мы не расширяем внимание читателя. Мы должны просто кратко донести информацию до человека, который куда-то спешит. Ведь ему нет дела до больших статей.

Если, читая ваш текст можно понять, какая его часть каким блоком заметки является, то данная работа удалась.

Виды заметки

Давайте рассмотрим основные виды заметки:

Поджанры

Ниже идут поджанры, которые могут использоваться разными видами заметок. Здесь для каждого я дам описание и некоторые примеры.

Событийная заметка

В событийной (новостной) заметке предметом отображения являются различные события или положения дел. Здесь наблюдается строгий ответ на то, что, где и когда произошло.

Визуальный пример новостной заметки в информационном жанре журналистике

Пример новостной заметки в газете

В конце можно использовать информацию о прошлых и грядущих событиях.

Анонс

Пример информационной заметки в качества анонса будущих событий

Пример анонса предстоящих концертов

Указывается время и место будущего события. Далее сжато излагается сама его суть.

Аннотация

Аннотация — это основной и первоначальный источник информации о статье или книге. И чем грамотнее и точнее вы напишите аннотацию, тем больше вероятности, что кто-нибудь захочет прочитать весь текст статьи.

Вы можете потратить много времени на проведение исследований и интерпретацию результатов. Но указав в аннотации 2 — 3 общих предложения, есть риск, что статью так никто и не прочтет.

Предметом отображения в данном жанре журналистики выступает определенное, уже состоявшееся информационное явление. Прежде всего, это книги и статьи.

Цель заключается не столько, чтобы известить аудиторию о существовании какого-либо нового издания, сколько в том, чтобы описать кратко его качества.

Пример аннотации в информационном жанре журналистики

Пример заметки в виде аннотации

Аннотация включает в себя характеристику основной темы, проблемы объекта, цели исследования, основные методы, результаты исследования и выводы. Здесь указывают, что нового несет в себе материал по сравнению с другими.

Поэтому информация должна быть информативной, оригинальной, содержательной, структурированной и компактной. Объем как правило, от 150 до 250 слов.

Удобнее всего писать структурированную аннотацию по структурированной статье. При этом нужно выбирать из каждого раздела статьи только самые важные сведения. Они в совокупности должны составлять полное представление об информации, изложенной в статье.

В аннотацию не включают ссылки на источники из полного текста. Также не желательно использование аббревиатур и сокращений. Но если вам просто необходимо использовать какую-то аббревиатуру, тогда не забудьте раскрыть ее смысл в самой аннотации.

Мини-рецензия

Мини-рецензия представляет собой оценочную, иногда рекламную заметку. Ее предметом выступает какое-то информационное явление (книга, кинофильм, пьеса и так далее).

Цель публикации данного типа заключается в том, чтобы сообщить читателю о впечатлении, полученном ее автором в ходе знакомства с отображаемым предметом. При этом мнение автора не обосновывается какими-то доказательствами, а представляет собой простое изложение эмоций.

Здесь не важен анализ. Здесь важны только отношения автора, его мнение и оценка. Повествование обычно идет от первого лица.

Мини-рецензия в виде небольшой заметки на кинопоиске

Пример мини-рецензии на кинопоиске

Блиц-портрет

Эта разновидность заметки, где можно найти краткие сведения о человеке. Тут дается первичное представление о личности.

Чаще всего блиц-портрет не является каким-то отдельным жанром. Он сопровождает большой материал, где выдается отдельной отмеченной врезкой. Например, краткая информация о том, где родился человек, чем занимался и так далее.

Мини-обозрение

Здесь сравнивается какая-то совокупность событий. Критерием этого сравнения выступает какой-то общий признак.

Например, эти события могли произойти в одно и тоже время. Или же они могли быть посвящены одной определенной тематике.

Мини-история

В основе мини-истории лежит определенная интрига. Очень часто такие короткие исторические заметки публикуют женские журналы. В них рассказывают о профессиональных, любовных или семейных приключениях.

Мини-совет

Основным содержанием мини-совета является программная информация. Это то, как нужно что-то сделать. Своего рода, алгоритм действий для достижения результата.

Пример заметки в виде мини-совета из журнала

Пример мини-совета

Пример заметки в газете

Давайте на конкретном примере из газеты посмотрим, как пишется событийная заметка и какова ее структура.

Пример событийной заметке в информационном жанре журналистики

Событийная заметка в газете

В заголовке мы видим, что уже сообщена главная новость. В лиде (первом абзаце) идет пояснение с ответом на вопросы: что, где и когда.

Что случилось? Путин подписал указ, согласно которому зрители должны регистрироваться. Когда это случилось? 15 ноября 2013 года. Где это случилось? В данном случае это не актуальный вопрос поскольку и так понятно, что в Кремле. Поэтому уточнения тут нет.

Смотрите, если человек пробегается только по заголовку и лиду, то он уже получает достаточную информацию. А если он захочет подробности, то продолжает читать текст дальше.

В основном тексте заметки автор не дает каких-либо оценок данному событию. Он никак это не комментирует. Человек просто дает нам информацию. Значит это информационный вид, выполненный в новостном поджанре.

Единственное, где есть проявление личности и оценки автора, так это самый последний абзац. Но это сделано не навязчиво. Автор просто информирует нас. Никаких оценок тут нет. Только факты.

Плохой пример заметки

Давайте рассмотрим второй простой пример событийной заметки. Здесь есть все типичные ошибки, присущие данному жанру.

Пример неправильной новостной заметки с различными ошибками

Грубые ошибки в заметке

Дальше идет введение (лид).

Тут тоже не понятно, что, где и когда случилось. Во-первых, первая фраза абсолютна банальна. Что ежегодно умирают сотни людей, это не статистика. Это все абстрактно. А нужно более точные цифры. Например, 2 765 человек.

Дальше в третьем абзаце идет пояснение. Само событие освещено только в этом абзаце. Но опять же не понятно, что это за закон, когда он принят был и так далее.

Чуть ниже за ним идет абсолютно неуместный комментарий специалиста. Такое частенько встречается, когда привлекают непонятно кого, для того чтобы человек прокомментировал.

Во-первых, какое отношение врач аллерголог имеет к данной ситуации? Наверное, никакого.

Во-вторых, даже если это врач по специальности, то кто это. В первом примере заметки это был глава УФМС. То есть то лицо, которое будет отвечать за исполнение закона на территории Сочи.

Если бы во втором примере был хотя бы глава Минздрава Краснодарского края, то другой вопрос. А так это просто частное лицо, которое имеет диплом врача. Его притащили за уши буквально в эту заметку.

Сам комментарий никак не освещает сути события. Он не несет никакой новой информации. Нет никаких фактов.

Конец заметки очень пафосный, не конкретный и не информативный.

В общем, это пример того, как нельзя писать заметку. Запомните, что автор не высказывает свое мнение. Он не пытается показать себя. Здесь мы только информируем.

Приемы компоновки информации

Также нужно убирать оценочные выражения. Например, авторитетный, новейший, супер качественный и так далее. Помним, что оценка автора в данном жанре никому не интересна.

Еще удаляйте бытовые штампы. Например, на каждом шагу, волшебным образом, в конце концов. Это также не несет в себе никакого смысла и информативности.

Также удаляйте штампы иробюрократизма. Такие слова очень трудны для восприятия. Они никак не сделают вашу заметку более легкой.

Формализм не просто враг понимания и легкости текста. Он нарушает заботу о читателе. Например, при отключении воды на подъездах развешивают объявления.

Как формализм портит всю заметку

Да никакой! Такой принцип также будет плох и для заметки. Поэтому лучше написать по-другому. Думая о пользе для читателя, мы должны понять, с какой проблемой он столкнулся.

В нашем примере, это отключение горячей воды. Людям приходится туго без нее. Но мы можем сказать читателю в этой же заметке, что ЖКХ наоборот, о нас заботиться.

Во-первых, они выбрали самый удобный период, когда человеку проще прожить без горячей воды. Во-вторых, если летом не будет проведен ремонт, то зимой может случиться авария. Тогда будет намного хуже.

И вот прочитав такое, человек уже понимает, это даже хорошо, что сейчас ему две недели придется пожить без горячей воды. Таким образом, мы сделали пользу и сформировали понимание.

Теперь вы знаете, как правильно сделать заметку. Помните, что можно использовать различные ее виды (простые и более расширенные). Также старайтесь больше обращать внимание на примеры образцов написания. Это потом хорошо помогает на практике.

Как написать заметку в газету в публицистическом стиле: виды и примеры текстов заметок

Что такое заметка и ее отличительные черты

Главная функция заметки — это дать ответы на вопросы что?, где? и когда?

Отличительные черты информационной заметки:

  • достоверность факта,
  • новизна,
  • краткость,
  • актуальность,
  • минимум подробностей,
  • употребление общеизвестных терминов (биржа, сделка, курс валют, теневой рынок, брокер, файл),
  • использование общеупотребительной и общественно-политической лексики,
  • употребление слов и речевых оборотов, характерных для официального-делового стиля (осуществляют деятельность, за отчетный период, принимая во внимание),
  • преобладание существительных,
  • предложения чаще всего сложные.

Заметка относится к публицистическому стилю речи, который используется в средствах массовой информации (СМИ): телевидение, Интернет, газеты, журналы, радио.

Пример заметки в публицистическом стиле:

Задачи, которые выполняет информационная заметка

Главной задачей информационной заметки, точно также, как и других текстов, относящихся к публицистическому стилю, является предоставление информации о каком-то социально значимом событии. Кроме этого, заметка может содержать предположения, гипотезы, прогнозы, рекомендации, нормативную и оценочную информацию.

В задачу заметки не входит детальный анализ события.

Главное — это проинформировать массового адресата о событии, которое произошло или только произойдет в будущем. Если новость необходимо осветить более подробно, тогда журналист может указать источник информации, добавить цитаты и привести статистические данные.

Как написать информационную заметку: структура заметки и принцип написания

  1. Основная часть текста — описание события, детали, доказательства, фотографии, цитаты и т.д.:
  1. Заключительная часть — дополнительная информация, похожие, интересные материалы, журналистская оценка. Данная часть не является обязательной:

Структура информационной заметки

В заметке автор, как правило, рассказывает читателю:

  • О событии — что произошло?
  • О времени — когда?
  • О месте — где?
  • Об участниках — кто?
  • Об обстоятельствах — как?
  • Об источнике информации — откуда известно?
  • О прогнозируемом развитии события — что произойдет дальше?

На какие вопросы журналист даст ответы в тексте информационной заметке и количество этих вопросов будут зависеть от объема информации, которым он владеет, и от цели заметки. Эти вопросы могут выстраиваться в самом разнообразном порядке, на усмотрение автора.

При написании заметки важно учитывать еще один момент — нужно ли связать освещаемое событие с другим событием, которое уже известно широкой аудитории. В таком случае, структура заметки будет более сложной, потому что необходимо не только рассказать о произошедшем событии, но и связать этот факт с уже имеющейся информацией.

Как написать информационную заметку в публицистическом стиле: виды заметок и их примеры

Перед тем, как приступить к написанию заметки, необходимо определиться, в каком жанре вам необходимо писать, и какой вид заметки подходит конкретно для данного освещаемого события.

Чтобы вы смогли быстро сориентироваться и не ошибиться с выбором, далее в статье рассмотрим виды заметок с наглядными примерами.

Итак, выделяют следующие разновидности заметок:

Пример событийной заметки:

Основная цель анонса дать краткую, но объективную информацию о времени и главных сторонах запланированного события, о наиболее важных его предпосылках и этапах.

Аннотация — заметка об изданных книгах, статьях, с целью дать краткое описание их основных качеств.

Мини-рецензия — рецензент кратко, лаконично и без лишних отступлений дает аргументированную оценку произведению.

Блиц-портрет — заметка с краткими сведениями о человеке с целью дать аудитории первичное представление о его личности:

Мини-совет — заметка, в которой автор дает определенный набор действий, которые могут привести читателя к получению желаемого результата. Например: советы по ведению хозяйства, по улучшению здоровья и физической формы, избавлению от вредных привычек и др.

Чаще всего автором заметки в стиле мини-совет является специалист в какой-то сфере деятельности.

Мини-история — заметка о взаимоотношениях людей. Для такого типа заметки характерен небольшой объем текста и наличие фотографий.

Пример заметки в стиле мини-истории:

Мини-обозрение — заметка о нескольких событиях, которые объединены тематикой или временем, в течение которого произошли.

Заключение

Теперь, когда вы владеете всей необходимой информацией о заметках в публицистическом стиле, можете смело приступать к работе. И пусть из-под вашего пера выйдет отличная заметка с полезной и интересной информацией для читателя.

P. S.: Понравилась статья? Поделитесь ссылкой в социальных сетях! Спасибо.

  • Палитра стилей. Учебное пособие по стилистике русского языка для иностранцев. Авторы: Нина Афанасьева, Татьяна Попова
  • Стратегии литературного редактирования. Авторы: Зуева Т. А., Иванова Е. Н.
  • Русский язык и культура речи. Авторы: Татьяна Балыхина, Михаил Рыбаков, Марина Лысякова
  • Жанры периодической печати: учебное пособие. Автор: Александр Алексеевич Тертычный

Last updated on 27.11.2021

Post navigation

Previous Post

Как сказать начальнику об увольнении: что говорить, как себя вести и что нельзя делать при увольнении, пример заявления

Next Post

Как правильно попросить у начальника повышения зарплаты: 8 шагов и пример того, как это можно сделать письменно

Читайте также: