Ислам и буддизм сообщение

Обновлено: 05.07.2024

Во многих азиатских странах буддизм и ислам сосуществуют. Однако их взаимодействие не всегда полностью мирное. Тем не менее, у последователей обеих традиций общие проблемы, например проблемы окружающей среды, такие как загрязнение и глобальное потепление. Мотивируя людей разумно и сострадательно решать эти проблемы, буддизм и ислам предлагают разные стратегии. Знание о методах друг друга способствует взаимопониманию и взаимоуважению, благодаря которым буддизм и ислам смогут гармонично сотрудничать и справляться с современными проблемами.

  • Причинно-следственная связь
  • Связь между причиной и следствием
  • Выбор и свобода воли
  • Ответственность за принятое решение
  • Другие факторы, влияющие на принятие решений
  • Мотивация для решения глобальных проблем
  • Резюме

Методы, которые буддизм и ислам используют для решения глобальных проблем, опираются на их мировоззрение. Чтобы разобраться в этих методах, важно знать основные положения и допущения каждой из традиций.

Причинно-следственная связь Arrow down

Ислам

Ислам – теистическая религия. Бог создал вселенную, в которой есть определённый порядок и причинно-следственные законы.

Буддизм

Буддизм не теистичен, но это не значит, что он атеистичен и отрицает Бога. Буддизм просто не признаёт сотворение мира. Всё происходит без начала и конца в силу причин и следствий – и в материальном мире, и на уровне индивидуального и группового опыта. Никто не создавал причинно-следственную связь, это просто природа вещей.

Заключение

Обе системы признают причинно-следственную связь, а значит, согласятся, что для решения глобальных проблем нужно обнаружить и устранить (или хотя бы минимизировать) их причины.

Связь между причиной и следствием Arrow down

Ислам

То, что множество причин вызывает множество последствий, называется судьбой. Связь между причинами и следствиями была создана Богом, и причины приводят к определённым результатам по воле Бога.

Буддизм

Связь между множеством причин и множеством последствий существует лишь в силу зависимого возникновения; её никто не создавал. Другими словами, ни причины, ни следствия не существуют как таковые независимо и самодостаточно. Что-либо может быть причиной только потому, что существуют последствия этого.

Заключение

Обе системы согласны, что существуют определённые законы причинно-следственной связи и ничто не происходит случайно, без причин. Во вселенной есть порядок. Поэтому обе традиции согласятся, что глобальные проблемы можно решить, если предпринимать правильные шаги.

Выбор и свобода воли Arrow down

Ислам

Бог создал человека разумным. Разум – способность мыслить, в частности мыслить рационально и логически. Одна из характеристик разума – свобода воли, то есть способность принимать решения, например ходить в магазин с многоразовым пакетом из ткани или брать там одноразовые пластиковые пакеты. На уровне стран есть возможность сделать выбор, приняв решение в определённой степени уменьшить выброс парниковых газов.

У нас есть выбор, и принятые решения неизбежно приведут к определённым последствиям в соответствии с волей Бога. В этом смысле результат предопределён: он зависит от причинно-следственной связи, которую создал Бог. Однако наш выбор не предопределён. В этом смысле у нас есть свобода воли.

Буддизм

Среди умственных факторов, о которых говорится в буддизме, распознавание позволяет нам с уверенностью оценить то или иное действие. Оно сосредоточивается на возможных вариантах выбора и различает сильные и слабые стороны каждого варианта, их преимущества и недостатки. Именно благодаря распознаванию мы принимаем решение, что выбрать.

С другой стороны, этот умственный фактор можно назвать интеллектом или разумом. Он помогает нам чётко отличать правильное от неправильного, конструктивное от деструктивного, полезное от вредного и так далее. Он может быть правильным или неправильным. С помощью способности к распознаванию мы принимаем решение, что лучше использовать с точки зрения окружающей среды – матерчатые сумки или одноразовые пластиковые пакеты. Это касается и решения по поводу сокращения выбросов парниковых газов. У нашего решения будет определённый результат, по законам причинно-следственной связи.

С буддийской точки зрения карма – это компульсивность (навязчивость, неуправляемость) нашего поведения, из-за которой в своём поведении и в принятии решений мы следуем закрепившимся шаблонам. Но между моментом, когда нам хочется что-нибудь сделать, и моментом, когда мы принимаем решение это сделать, есть некоторое время, и мы можем использовать распознавание, чтобы решить, стоит ли следовать данному импульсу и повторять шаблон из прошлого. В этом смысле у нас есть свобода воли. Но как только мы совершили то или иное действие, вступают в силу законы причинно-следственной связи и результаты обязательно последуют.

Заключение

Обе системы согласны, что у нас есть свобода воли, благодаря которой мы выбираем, как поступить. У каждого человека есть способность принимать правильные решения, которые помогут решить проблемы и принесут наибольшую пользу в долгосрочной перспективе. Человеческий разум позволяет рационально отличать полезное от вредного. Это не значит, что все всегда принимают лучшие решения. Но у всех есть умственные способности, позволяющие принимать решения разумно. После того как решение было принято и претворено в жизнь, у него будут логичные последствия.

Ответственность за принятое решение Arrow down

Ислам

После зачатия ребёнка Бог посылает ангела, чтобы тот вдохнул божественный Дух в тело ребёнка, находящееся в утробе матери. Большинство мусульман считают, что божественный Дух, воплотившись, становится душой. Душа – это способность пользоваться разумом, чтобы принимать решения, и она несёт ответственность за свои решения.

Буддизм

Заключение

Обе системы согласны, что мы как личности принимаем собственные решения и несём за них ответственность. Соответственно, предпримем ли мы какие-либо шаги для решения глобальных проблем, например загрязнения окружающей среды, зависит от нас.

Другие факторы, влияющие на принятие решений Arrow down

Ислам

Создав человечество, Бог наделил его благими качествами, и любовь Бога к человечеству – это чувство близости к благим качествам, которые он создал. В то время как любовь человека к Богу – это стремление к достижению совершенства, которым он не обладает, но в котором нуждается. Это стремление проявляется в одной из основных форм поклонения Богу – во взращивании и воплощении благих качеств, которые дал нам Бог. Мы делаем это, работая над своим характером и служа Божьим созданиям ­­– живым существам. Тем самым мы выражаем свою веру и преданность воле Бога. Мы предаёмся божественной воле, действуя в соответствии с законами, которые создал Бог. Мы можем быть послушны Богу, следуя его законам, а можем нарушать их, и в зависимости от этого встретимся с теми или иными последствиями.

Также Бог дал человеку сердце – способность чувствовать эмоции, положительные и отрицательные. Если сердце исполнено сомнений в Боге, это делает его слепым, но вера укрепляет и наполняет его. Если наша сила воли и разум позволяют негативным эмоциям, возникающим от непослушания воле Бога, тронуть наше сердце, эти эмоции также влияют на нашу душу. Тогда нами движет чувство собственной важности, эгоизм и негативные эмоции и мы эгоцентрично следуем нашей личной воле, а не воле Бога. Таким образом, принимая решения с помощью разума, мы можем или руководствоваться эгоистичным, недальновидным самоволием, или предаться божественной воле и служить Божьим созданиям посредством наших способностей и благих качеств характера.

Буддизм

С безначальных времён в нашем потоке ума есть и положительные, и отрицательные эмоции: с одной стороны, заботливость, любовь, сострадание, щедрость, терпение, а с другой – самовлюблённость, эгоизм, жадность, привязанность, наивность. Выбор, который мы делаем с помощью распознавания, зависит от относительной силы различных эмоций. Более того, в каждый момент времени их относительная сила зависит от множества внешних и внутренних обстоятельств, например от того, что делают и говорят другие, от ценностей социума, от экономического давления, а также от нашего здоровья, образования, уровня стресса и занятости, и так далее. Таким образом, наши решения зависят от множества факторов.

Заключение

Обе системы согласны: если наш разум оказывается под влиянием отрицательных эмоций, эгоцентризма и жадности, мы принимаем наивные, нерациональные решения, пытаясь решать глобальные проблемы. Если мы с состраданием заботимся обо всём мире, наши решения будут рациональными, разумными и принесут долгосрочную пользу.

Мотивация для решения глобальных проблем Arrow down

Ислам

Когда мы развиваем чистую любовь, это не просто любовь к миру и к человечеству, а любовь к Богу, который дал нам благие качества. Таким образом, наша забота об окружающей среде – форма поклонения Богу посредством служения его созданиям.

Буддизм

Забота о благополучии всех существ основана на понимании того, что все в равной степени хотят быть счастливыми и не хотят проблем и страданий. Более того, все мы зависим друг от друга и от глобальной окружающей среды. Наши действия влияют на благополучие всех существ, а действия других – на наше. Таким образом, любовь – это пожелание, чтобы все существа были счастливы и обладали причинами счастья. Любовь мотивирует нас предпринимать активные действия, чтобы сделать счастливыми всех существ.

Заключение

И буддизм, и ислам учат людей заботиться о благополучии всех существ. Обе традиции подчёркивают важность вселенской любви и её воплощения в альтруистической деятельности.

Резюме Arrow down

Независимо от того, что мотивирует людей решать глобальные проблемы, основной смысл в том, что всем важно прилагать совместные усилия ради благополучия всего мира. Буддизм и ислам полностью согласны друг с другом в том, что эти усилия важны.

Буддизм и ислам: от конфликтов к диалогу

Широко известен факт, что в Калачакра-тантре рассказывается о мусульманах, которые в будущем обратят в свою веру почти все человечество. Оставшиеся в абсолютном меньшинстве буддисты будут пользоваться покровительством императора Шамбалы.

Спустя 1800 лет после возникновения ислама, мусульмане решатся на вторжение в Шамбалу, что приведет к апокалиптической битве, в которой мусульмане потерпят катастрофическое поражение. Значит ли это, что противостояние между буддистами и мусульманами глубоко укоренено в сознании буддистов и есть ли надежда на взаимопонимание и межконфессиональный диалог между двумя мировыми религиями?

Исторический опыт сосуществования

Впервые последователи буддизма и мусульманства столкнулись на территории Средней Азии, которая в IX веке попадает под владычество Омейядского и Аббасидского халифатов. До этого момента на территории современных Узбекистана, Кыргызстана, Туркменистана и Таджикистана процветал буддизм. Арабы-мусульмане разрешили местным буддистам исповедовать свою религию, однако обложили их особым налогом. Постепенно ислам полностью вытеснил буддизм с этих территорий.

Гораздо печальней была участь индийских буддистов, которые подверглись жестоким гонениям сначала со стороны Омейядов в VIII в., а потом тюркских захватчиков в XI веке. Разрушались буддийские монастыри, произведения буддийского искусства были безвозвратно утеряны, а буддисты или насильно обращались в ислам или уничтожались.

Мусульмане в Тибете

До сих пор мы говорили о ситуациях, в которых доминировали мусульмане. В Тибете XVII века ситуация была иной. В буддийский Тибет, которым управлял Далай-лама V, прибыла группа кашмирских мусульман. Им было позволено остаться и свободно исповедовать свою веру. Более того, Далай-лама даже наделил мусульман особыми привилегиями, дав им право фактической автономии в управлении внутренними делами общины по правилам шариата.

Мусульманская диаспора проживает в Лхасе до сих пор, и за несколько столетий сосуществования между мусульманами и буддистами не было каких-либо конфликтов.

Диаметрально противоположной была ситуация в Амдо, преимущественно тибетском регионе, входящем сегодня в состав китайских провинций Цинхай и Ганьсу. Здесь в XIX веке мусульмане из числа дунган и хуэйцев громили буддийские монастыри и убивали монахов.

%20%20~1.JPG

Калачакра-тантра: грянет ли шамбалинская война?

Идея о шамбалинской войне, описанная в Калачакра-тантре, распространена лишь в регионах тибето-монгольского буддизма. В других буддийских традициях она неизвестна. Существуют разные точки зрения на то, каковы истоки этой идеи, и идет ли речь о реальных событиях. Принято считать, что мусульманские сюжеты проникли в Калачакра-тантру после вторжений на полуостров Индостан мусульман-газневидов в XI веке.

Жестокое уничтожение буддийской цивилизации в Индии породило миф о неизбежной грядущей вендетте. В то же время, авторитетные буддийские комментаторы призывали не относиться к идее шамбалинской войне как к реальной перспективе военного противостояния между буддистами и мусульманами. Речь идет о внутренней борьбе со своими собственными страстями и аффектами.

%20%20~2.JPG

Мьянма: у проблемы – межэтнический характер

Наиболее известным в мире местом противостояния между буддистами и мусульманами стала Мьянма. Из 55 миллионов человек, проживающих в этой стране, порядка 800 тысяч составляет этническое и религиозное меньшинство – рохинджа. Представители этого народа исповедуют ислам и, по данным ООН, являются самым преследуемым меньшинством в мире.

Конфликт в Мьянме, однако, носит межэтнический характер и не задевает интересов других народов этой страны, исповедующих ислам.

Ладакх: конфликты из-за гуманитарной помощи

Буддисты в этом индийском регионе являются меньшинством. Ладакх входит в состав мусульманского штата Джамму и Кашмир, который к тому же является одним из центров политической нестабильности в Индии. Несмотря на то, что основная линия конфликта в Кашмире проходит между индуистским и мусульманским населением, буддисты также испытывают давление со стороны мусульманского большинства. Главным образом это касается гуманитарной помощи от международных организаций и государственных инвестиций.

Ладакх является популярным местом международного туризма, что привлекает сюда немалые средства. Это вызывает напряженность во взаимоотношениях ладакхцев с кашмирцами.

-%20%2~2.JPG

Отказаться от политики демонизации ислама

Его Святейшество Далай-лама уделяет пристальное внимание вопросам буддийско-мусульманского диалога. Он часто встречается с мусульманскими религиозными лидерами и призывает международное сообщество отказаться от политики демонизации ислама. По его мнению, действия террористов не должны определять имидж этой религии, а экстремистов можно найти в любой религии.

Христианство, ислам и буддизм как основы мировых религиозных культур


Религия, в той или иной форме, правит человечеством с момента его зарождения. Человек видел божественное в огне, в природных явлениях, на смену тотемизму, зороастризму и анимизму пришел буддизм, затем иудаизм, христианство и чуть позже – ислам. Религия неизменно сопряжена с властью, в большинстве стран церковь – это социальный институт, а государственная религия является основой культуры населения, она устанавливает нравственные и моральные устои общества. Основы мировых религиозных культур являются общеобразовательным предметом, лекции по нему читаются в школах и университетах.

В современном обществе существует огромное количество религиозных направлений, однако основными мировыми религиозными культурами являются три конфессии: буддизм, христианство и ислам. Буддизм правит миром в Азии, современный ислам распространяется, в основном, на страны Ближнего Востока и Северной Африки, а христианство, самая многочисленная конфессия, охватила Европу, Америку, Австралию и Южную Африку.

Буддизм

Буддизм является одной из самых спорных религий – исследователи называют ее философией, образованием, основой культурной традиции или этическим учением. В любом случае, трудно переоценить значение фигуры Будды в жизни Востока: буддизм стал основой формирования всей восточной культуры. Индия, Китай, Монголия, Тибет - в этих странах религия является образом жизни и стремлением в жизни каждого человека. Буддизм оставил глубокий отпечаток в менталитете восточных людей, наделив их величайшей жизненной мудростью и справедливостью. Буддистское течение входит в основы мировых религиозных культур.

Христианство

Христианство зародилось около двух тысяч лет назад в Палестине, в основе веры лежит фигура Иисуса Христа, его жизнь и учение. По христианскому канону Иисус – сын Божий, Бога и Святой дух в одном лице, создатель и спаситель человечества. Сегодня христианство – это самая многочисленная религия, присутствующая в разном виде абсолютно в каждой стране мира. Первой страной, официально признавшей христианство государственной религией, была Великая Армения, спустя несколько десятков лет оно охватило Великую Римскую империю.

Первыми от единого христианства откололись ассирийская (считающаяся самой древней христианской религией) и древневосточные церкви (армянская, сирийская, эфиопская и прочие) в 5 веке. Затем в 11 веке произошел великий раскол христианства на Римско-Католическую и Православную церковь с центром в Константинополе (современный Стамбул). Спустя пять веков, во времена Реформации, Католическая церковь снова раскололась: появилось англиканство, лютеранство, кальвинизм и другие конфессии. Сегодня структура христианства выглядит следующим образом: католицизм, православие, протестантизм, древневосточное православие.

В основе христианской религии лежит учение о единобожии и бессмертии человеческой души, созданной по образу и подобию Бога. Все христиане должны строго соблюдать заповеди, переданные человечеству через пророка Моисея: только соблюдая их, душа человека, покинувшая тело, сможет попасть в рай.

Христианство является сложнейшей конфессией с богатым культурным наследием, его догматы – это основы мировых религиозных культур. Древнейшие христианские святыни хранятся в храмах и соборах, в Ватикане и Иерусалиме. Глобальное распространение христианства на планете обусловлено следующими причинами: главными мировыми державами в века открытий и завоеваний являлись христианские, чаще всего католические, страны – Англия, Испания, Португалия, Франция. Колонизируя ту или иную землю, они провозглашали ее собственностью своей страны и устанавливали христианство официальной государственной религией. Местное население больше не могло поклоняться старым богам, несогласные с новым общественным строем подвергались наказаниям и смерти.

Под эгидой Великих крестовых походов происходило насаждение христианства на восточных землях. Вооружившись знаменем церкви и оружием, крестоносцы шли за золотом и землями, попутно распространяя свою веру среди побежденных, оправдывая убийства и разорения земель благой целью.

Христианство глубоко интегрировалось в культуру Запада и Европы, оно устанавливает нравственные идеалы, регламентирует и выстраивает образ жизни человека. Жизнь сводится к стремлению попасть в рай, а, значит, протекает в соответствии с заповедями и церковными устоями. В церквях заключаются браки, крестят новорожденных детей, к священнослужителям обращаются с исповедью.

Ислам

Ислам – самая молодая религия, он появился в 7 веке и его родоначальником является пророк Мухаммед, через него Аллах передал человечеству священную книгу Коран. Ислам является религией пятой части населения планеты, он зародился на Аравийском центром религии и паломничества для мусульман сегодня является город Мекка, запрещенный для посещения представителями иных конфессий.

Исламская культура строится вокруг почитания Аллаха и беспрекословного соблюдения тексту Корана. В мусульманских странах религия играет главенствующую роль в организации жизни человека и общества: соблюдение религиозных канонов является обязательным для каждого члена общества. В основе веры: почитание Аллаха, ангелов и пророков, вера в судный день и предопределение судьбы для каждого.

Цель ислама – это создание благочестивого и порядочного образа человека, что влечет создание здорового общества. Каждый член общества должен свято соблюдать все религиозные обряды, посты, своевременно совершать молитвы и отказываться от всего, что может нанести вред его душе. Отношения разрешаются только после официального заключения брака, Коран разрешает брать мужчине в жены до 4 женщин.

Исламская религия также является одной из самых быстрорастущих в мире: она вовлекает новых последователей, привлекая их высокими нравственными идеалами и четко сформированной для каждого человека ролью в обществе. Также процесс интеграции ислама в классических христианских странах обусловлен высоким уровнем миграции населения из ближневосточных стран.

Отдельная веха в истории религиозных культур – военные конфликты на фоне религии. Это самая древняя причина возникновения войны, и, к сожалению, самая распространенная. Нетерпимость отдельных конфессий к представителям другой веры приводит к кровопролитию, которое длится веками. Религия всегда была мощным оружием и невероятной силой, способной мотивировать разные народы на сражения, восстания и завоевания.


Когда дело доходит до некоторых из основных религий в мире, многие люди скептически относятся к ним или даже опасаются чего-то, о чем они мало знают. Здесь мы попытаемся покончить с некоторыми из наиболее распространенных заблуждений относительно двух самых распространенных религий в мире: ислама и буддизма.

1. Ислам сосредоточен на пяти столпах ислама, в то время как буддизм имеет две основные ветви, которые включают Тхераваду и Махаяну.

2. Ислам - это религия, которая считает Аллаха Богом, в то время как буддизм только вводил понятие Бога в свои поздние доктрины.

3. Ислам является доминирующей религией на Ближнем Востоке и в некоторых частях Азии, в то время как буддизм является доминирующей религией в Шри-Ланке и Юго-Восточной Азии.

Читайте также: