Искусство западной европы 20 века сообщение

Обновлено: 30.06.2024

В 20 веке искусство приобретает совершенно особый характер, обусловленный глубочайшими переворотами в политической, экономической и общественной жизни целого ряда стран. Реалистическое искусство в этот период развивалось под знаком борьбы против всего реакционного, отмирающего. многих художников прогрессивных реалистических и демократических традиций. В реалистическом искусстве этого периода ясно проявляются две основные линии, зачастую переплетающиеся между собой. Первую из этих линий представляет социально-критическое направление, непосредственно выражающее антибуржуазные идеи и солидарность художников с революционной борьбой рабочего класса. Вторую линию образует искусство художников, воспевающих красоту реального мира, выражающих здоровое, жизнеутверждающее мировоззрение, гуманистическую веру в человека.

Против реалистического искусства при поддержке господствующих классов в буржуазных странах выступил ряд модернистских художественных групп и течений начала 20 века. В их идейно-творческих позициях получают свое завершение стилизаторские и декадентские тенденции, наметившиеся в искусстве последних десятилетий прошлого столетия. Особенно оживились эти группировки в годы после первой мировой войны.

Основное понятие сюрреализма, сюрреальность — совмещение сна и реальности. Для этого сюрреалисты предлагали абсурдное, противоречивое сочетание натуралистических образов посредством коллажа Первейшей целью сюрреалистов было духовное возвышение и отделение духа от материального. Одними из важнейших ценностей являлись свобода, а также иррациональность. Хаотичность образов порой уступала место их большей продуманности, и сюрреальность становилась не просто самоцелью, но обдуманным методом высказывания идей, стремящихся разорвать обыденные представления (зрелые работы классика сюрреализма Рене Магритта).В сюрреализме работал Сальвадор Дали

Реалистическое направление проявилось в западноевропейской скульптуре первой половины 20 века не менее ярко, чем в живописи. Можно сказать, что в монументальной пластике, предназначенной для всенародного обозрения в виде памятников, поставленных на городских площадях, перевес реалистического метода сохраняется незыблемо до конца второй мировой войны. В начале века французские мастера занимают ведущее положение и оказывают большое влияние на пластику других стран. В начале века французские мастера занимают ведущее положение и оказывают большое влияние на пластику других стран.

К 1945 г. мировым лидером авангарда в архитектуре являлись США, куда в 20—30-х гг. эмигрировали виднейшие европейские зодчие довоенного периода, в том числе Вальтер Гропиус и Людвиг Мис ван дер Роэ. Главным направлением развития европейской архитектуры тех лет стало градостроительство. Разрушения Второй мировой войны дали архитекторам возможность воплотить в жизнь принципиально новый тип города. XX столетие ярко выражено в творчестве таких мастеров, как Корбюзье, Райт, Пикассо, Шагал, Матисс, и целого ряда других.

Наступление фашизма с начала 30-х годов вызывало активную реакцию со стороны демократически настроенных художников. В этот период возникла Международная ассоциация художников, объединявшая значительное число деятелей искусства в своих отделениях в различных странах. Характерным примером демократического художественного движения тех лет может служить деятельность английских прогрессивных художественных групп. В Англии в начале 30-х годов было организовано отделение Международной ассоциации художников. Во главе английской ассоциации стояли художники-коммунисты — Клиффорд-Роу, Грэм Белл (1910—1949) и Джеймс Босуэлл (р. 1906).

Европейское искусство второй половины 20 века.

Эклектика в сфере современной культуры вызревала в ходе всей европейской истории ХХ века. Уже в начале столетия культура перестает быть комфортным пространством. В одной точке сосредоточиваются все духовные начала: Восток и Запад, африканская, азиатская, европейская культуры сталкиваются друг с другом и усиливают процессы ассимиляции тех художественных явлений, которые еще недавно отличались чистотой. Смещение различных духовных пластов постоянно увеличивается и ставит человека на грань хаоса, начала бытия. Человек начинает ощущать, что только он сам отвечает за свое бытие.

В середине века испуганное человечество начинает пятиться назад. Целый ряд процессов характеризует этот возврат. И как следствие этого культура уходит от диалога. Отражение этих явлений находит полное выражение в искусстве постмодернизма.

Возникновение постмодернистских тенденций в культуре связано с осознанием ограниченности социального прогресса и боязнью общества, что результаты этого прогресса поставят под угрозу уничтожения само время и пространство культуры. Постмодернизм как бы должен установить пределы вмешательства человека в процессы развития природы, общества и культуры.

Постмодернизм пришел в европейскую культуру на волне студенческой революции 1968 года и стал реакцией на искусство, которое к концу ХХ века вкусило уже все прелести общества потребления. Он попытался привнести в безыдейное к тому времени общество новую сверхидею: сегодня подлинного художника в мире окружают враги. Постмодерн насыщает его революционным потенциалом, создавая новую художественно-революционную ситуацию, изобретая новую цивилизацию. Таким образом постмодерн достаточно органично вписывается в концепцию эстетического бунтарства.

Концептуа́льное иску́сство, концептуали́зм — литературно-художественное направление постмодернизма, оформившееся в конце 60-х — начале 70-х годов ХХ века в Америке и Европе. В концептуализме концепция произведения важнее его физического выражения, цель искусства — в передаче идеи. Концептуальные объекты могут существовать в виде фраз, текстов, схем, графиков, чертежей, фотографий, аудио- и видео- материалов. Объектом искусства может стать любой предмет, явление, процесс, поскольку концептуальное искусство представляет собой чистый художественный жест. Концептуальное искусство обращается не к эмоциональному восприятию, а к интеллектуальному осмыслению увиденного.

Андегра́унд совокупность творческих направлений в современном искусстве, противопоставляющихся массовой культуре, мейнстриму или не поддерживающих классические пути, не имеющих изначальной, сознательно выбранной, коммерческой направленности.Для андеграунда характерны разрыв с господствующей идеологией, игнорирование стилистических и языковых ограничений, отказ от общепринятых ценностей, норм, от социальных и художественных традиций, нередко эпатаж публики, бунтарство. Термин начал употребляться во второй половине XX века

Хай-тек— стиль в архитектуре и дизайне, зародившийся в недрах позднего модернизма в 1970-х и нашедший широкое применение в 1980-х. Главные теоретики и практики хай-тека (по большей части практики, в отличие от архитекторов деконструктивизма и постмодернизма) в основном англичане — Норман Фостер, Ричард Роджерс, Николас Гримшоу, на каком-то этапе своего творчества Джеймс Стирлинг и итальянец Ренцо Пиано. Основные черты: Использование прямых линий и форм, Широкое применение стекла, пластика, металла, Использование функциональных элементов:лифты, лестницы, системы вентиляции и другие, вынесенных наружу здания, Децентрированное освещение, создающее эффект просторного, хорошо освещённого помещения, Широкое использование серебристо-металлического цвета.

Ар-деко́ -— течение в декоративном искусстве первой половины XX века, проявившееся в архитектуре, моде и живописи. Представляло собой синтез модерна и неоклассицизма. Отличительные черты — строгая закономерность, этнические геометрические узоры, роскошь, шик, дорогие, современные материалы (слоновая кость, крокодиловая кожа, алюминий, редкие породы дерева, серебро). В США, Нидерландах, Франции и некоторых других странах ар-деко постепенно эволюционировал в сторону функционализма.

Морис Вламинк. Вид на Сену.


Морис Вламинк. Вид на Сену.

А. Матисс. Красная комната. 1908. ГЭ


А. Матисс. Красная комната. 1908. ГЭ

А.Матисс. Танец. 1910.ГЭ.


А.Матисс. Танец. 1910.ГЭ.

Во время французского фовизма (1905) в Германии образуется художественная организация МОСТ, возникло течение экспрессионизм. Э.Л.Кирхнер, .

Э.Л.Кирхнер. Красная башня в Галле.


Э.Л.Кирхнер. Красная башня в Галле.
1915. Музей, Эссен.

Кубизм

П.Пикассо (1881 - 1973). Не входит в течение модернизм, т.к. творчество очень широкого диапазона, относится к нему только как создатель кубизма.
Первый период творчества – голубой.

П.Пикассо, Брак


Второй – розовый. Девочка на шаре. 1905. ГМИИ.

Протокубизм (сезанизм). Авиньонские девы.

П.Пикассо. Портрет А.Воллара.1911. ГМИИ.


Аналитический кубизм
П.Пикассо. Портрет А.Воллара.1911. ГМИИ.

П. Пикассо. Герника. 1937. Мадрид.


П. Пикассо. Герника. 1937. Мадрид.

Абстракционизм – беспредметное искусство.

Композиция VI. 1913. ГЭ.


Композиция VI. 1913. ГЭ.

В.Кандинский. Небесно-голубое.


В.Кандинский. Небесно-голубое. 1940. Центр Помпиду.

Дж.Поллок. Композиция №1 (фрагмент).


Дж.Поллок. Композиция №1 (фрагмент). 1948. МаМА.

Сюрреализм - искусство "сверхреального".

Сальвадор Дали. Постоянство памяти.


Сальвадор Дали. Постоянство памяти. 1931. МоМА, Нью-Йорк

Сальвадор Дали. Христос св. Иоанна на кресте. 1951.


Сальвадор Дали. Христос св. Иоанна на кресте. 1951. Глазго, США.

Поп-арт – популярное искусство

Возник в США в середине 1950х годов в противовес абстракционизму как возврат от беспредметного искусства к реальности (1956).

Э.Уорхол. Мэрилин. 1976. Шелкография.


Э.Уорхол. Мэрилин. 1976. Шелкография.

Формирование промышленной цивилизации оказало огромное влияние на европейское искусство. Как никогда раньше, оно находилось в тесной связи с общественной жизнью, духовными и материальными запросами людей. В условиях растущей взаимозависимости народов художественные течения и достижения культуры быстро распространялись по всему миру.

Живопись

Романтизм и реализм с особенной силой проявились в живописи. Многие признаки романтизма были в творчестве испанского художника Франсиско Гойи (1746— 1828). Благодаря таланту и трудолюбию сын бедного ремесленника стал великим живописцем. Его творчество составило целую эпоху в истории европейского искусства. Великолепны художественные портреты испанских женщин. Они написаны с любовью и восхищением. Чувство собственного достоинства, гордость и жизнелюбие мы читаем на лицах героинь, независимо от их социального происхождения.

Не перестает удивлять смелость, с которой Гойя, придворный живописец, изобразил групповой портрет королевской семьи. Перед нами не властелины или вершители судеб страны, а вполне обыкновенные, даже заурядные люди. О повороте Гойи к реализму свидетельствуют и его картины, посвященные героической борьбе испанского народа против армии Наполеона.

Карл IV и его семья. Ф. Гойя. Слева (в тени) художник изобразил самого себя


Карл IV и его семья. Ф. Гойя. Слева (в тени) художник изобразил самого себя

В последней трети XIX в. Франция становится лидером в развитии европейского искусства. Именно во французской живописи зародился импрессионизм (от фр. impression — впечатление). Новое течение стало событием европейского значения. Художники-импрессионисты стремились передать на полотне сиюминутные впечатления от постоянных и едва уловимых перемен в состоянии природы и человека.

Читающая женщина. К. Коро (1796—1875). Известный французский художник особенно интересовался игрой света, был предшественником импрессионистов. В то же время на его творчестве лежит печать реализма


Читающая женщина. К. Коро (1796—1875). Известный французский художник особенно интересовался игрой света, был предшественником импрессионистов.
В то же время на его творчестве лежит печать реализма

Импрессионисты осуществили настоящую революцию в технике живописи. Они, как правило, работали на открытом воздухе. Цвета и свет в их творчестве играли гораздо большую роль, нежели сам рисунок. Выдающимися художниками-импрессионистами были Огюст Ренуар, Клод Моне, Эдгар Дега. Импрессионизм оказал огромное влияние на таких великих мастеров кисти, как Винсент Ван Гог, Поль Сезан, Поль Гоген.

Впечатление. Восход солнца, 1882. Клод Моне (1840—1926)


Впечатление. Восход солнца, 1882.
Клод Моне (1840—1926) часто писал одни и те же объекты в различное время дня, чтобы исследовать влияние освещения на цвет и форму

Подсолнухи в вазе. В. Ван Гог (1853—1890)


Подсолнухи в вазе. В. Ван Гог (1853—1890)

Деревенская церковь. В. Ван Гог


Деревенская церковь. В. Ван Гог

Иа Орана Мария. П. Гоген (1848—1903)


Иа Орана Мария. П. Гоген (1848—1903). Неудовлетворенность художника европейским образом жизни заставила его покинуть Францию и жить на Таити.
Местные художественные традиции, многоцветье окружающего мира оказали огромное влияние на формирование его художественного стиля

Розовое и зеленое. Э. Дега (1834—1917)


Розовое и зеленое. Э. Дега (1834—1917)


Девушка с мандолиной, 1910. Пабло Пикассо (1881—1973).
Испанский живописец, работавший во Франции. Уже в десять лет был художником, а в шестнадцать лет состоялась его первая выставка. Проложил путь кубизму — революционному направлению в искусстве XX в. Кубисты отказались от изображения пространства, воздушной перспективы. Предметы и человеческие фигуры превращаются у них в сочетание разнообразных (прямых, вогнутых и выгнутых) геометрических линий и плоскостей. Кубисты говорили, что они пишут не как видят, а как знают

Зонтики. О. Ренуар


Зонтики. О. Ренуар

Музыка

В музыке не происходило столь значительных изменений, как в других видах искусства. Но и она подверглась влиянию индустриальной цивилизации, национально-освободительных и революционных движений, которые сотрясали Европу на протяжении всего столетия. В XIX в. музыка вышла за пределы дворцов вельмож и церковных храмов. Она становилась более светской и более доступной для широких слоев населения. Развитие издательского дела способствовало быстрому печатанию нот и распространению музыкальных произведений. В это же время создавались новые и совершенствовались старые музыкальные инструменты. Пианино стало неотъемлемой и обыденной вещью в доме европейского буржуа.

Музыканты-романтики черпали вдохновение в народных песенных мотивах и танцевальных ритмах. Часто обращались в своем творчестве к литературным произведениям — Шекспира, Гёте, Шиллера. Некоторые из них проявляли склонность к созданию гигантских оркестровых произведений, чего и в помине не было в XVIII в. Но это стремление так отвечало мощной поступи индустриальной цивилизации! Французский композитор Гектор Берлиоз особенно поражал грандиозностью своих замыслов. Так, он написал сочинение для оркестра, состоящего из 465 музыкальных инструментов, включая 120 виолончелей, 37 басовых, 30 пианино и 30 арф.

Никколо Паганини (1782—1840). Итальянский скрипач и композитор


Никколо Паганини (1782—1840). Итальянский скрипач и композитор.
Обладал такой виртуозной техникой, что ходили слухи, будто бы не иначе как сам дьявол обучил его игре на скрипке. В середине музыкального исполнения скрипач мог порвать три струны и продолжать играть столь же выразительно на единственной оставшейся струне

Джузеппе Верди (1813—1901)


Джузеппе Верди (1813—1901)

Людвиг ван Бетховен (1770—1827)


Людвиг ван Бетховен (1770—1827)

Фредерик Шопен (1810—1849)


Фредерик Шопен (1810—1849)

В XIX в. многие европейские страны дали миру великих композиторов и музыкантов. В Австрии и Германии национальную и мировую культуру обогатили Франц Шуберт и Рихард Вагнер, в Польше — Фредерик Шопен, в Венгрии — Ференц Лист, в Италии — Джоакино Россини и Джузеппе Верди, в Чехии — Бедржих Сметана, в Норвегии — Эдвард Григ, в России — Глинка, Римский Корсаков, Бородин, Мусоргский и Чайковский.

С 20-х гг. XIX в. в Европе начинается увлечение новым танцем — вальсом.


С 20-х гг. XIX в. в Европе начинается увлечение новым танцем — вальсом. Вальс возник в Австрии и в Германии в конце XVIII в., произошел от австрийского лендлера — традиционного крестьянского танца

Архитектура

Развитие индустриальной цивилизации оказало огромное воздействие на европейскую архитектуру. Научно-технические достижения способствовали нововведениям. В XIX в. намного быстрее строились крупные здания государственного и общественного значения. С в строительстве стали применяться новые материалы, особенно железо и сталь. С развитием фабричного производства, железнодорожного транспорта и больших городов появляются новые типы сооружений — вокзалы, стальные мосты, банки, крупные магазины, здания выставок, новые театры, музеи, библиотеки.

Архитектура в XIX в. отличалась разнообразием стилей, монументальностью, своим практическим назначением.

Фасад здания Парижской оперы. Построено в 1861 —1867 гг


Фасад здания Парижской оперы. Построено в 1861 —1867 гг. Выражает эклектическое направление, вдохновлено эпохой Ренессанса и барокко

По своему настроению европейское искусство конца XIX — начала XX в. было контрастным. С одной стороны, оптимизм и бьющая через край радость бытия. С другой стороны, неверие в созидательные возможности человека. И в этом не следует искать противоречия. Искусство лишь отражало по-своему то, что происходило в реальном мире. Глаза поэтов, писателей и художников были острее и зорче. Они видели то, чего не видели и не могли видеть другие.

ЭТО ИНТЕРЕСНО ЗНАТЬ

Использованная литература:
В. С. Кошелев, И.В.Оржеховский, В.И.Синица / Всемирная история Нового времени XIX - нач. XX в., 1998.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Основные противоречия эпохи и ее культура.

Мировоззренческие поиски мыслителей ХХ века.

Место науки в научно-технической революции.

Ведущие художественные направления ХХ века.

Конфликт между высоким искусством и массовой культурой как основа художественной жизни второй половины ХХ века.

Основные противоречия эпохи и ее культура.

XX столетие — самое динамичное в истории человеческой цивилизации, что не могло не отразиться на всем характере его культуры.

Общая характеристика XX в.: торжество науки, человеческого интеллекта, эпоха социальных бурь, потрясений, парадоксов. Современное общество, формируя высокие идеалы любви к человеку, равенства, свободы, демократии, одновременно породило упрощенное понимание этих ценностей, поэтому процессы, происходящие в современной культуре, столь разносторонни.

Поскольку XX в. - век быстро меняющихся социальных систем, динамических культурных процессов, давать однозначные оценки развитию культуры этого периода очень рискованно и можно выделить лишь некоторые характерные особенности.

В истории культуры XX в. можно выделить три периода:

1) начало XX в — 1917 г. (острая динамика социально-политических процессов, многообразие художественных форм, стилей, философских концепций);

2) 20—30 гг. (коренная перестройка, некоторая стабилизация культурной динамики, образование новой формы культуры — социалистической),

3) послевоенные 40-е гг. — вся вторая половина XX в. (время формирования региональных культур, подъем национального самосознания, возникновение международных движений, бурное развитие техники, появление новых передовых технологий, активное освоение территорий, слияние науки с производством, смена научных парадигм, формирование нового мировоззрения).

Духовная и материальная культура XX в. — это продолжение социокультурных процессов века XIX, который не оправдал надежд человечества и породил новый кризис и потрясения: противоречия, накопившиеся внутри общества, не могли решаться ходом естественных исторических изменений. В конце XIX в. произошли необратимые изменения, касающиеся нового понимания человека, его отношения к миру, нового языка искусства. Пример такого нового отношения дала французская живопись, которая стала не только активно темпераментной, но окрашенной субъективными переживаниями человека: появляется импрессионизм, главная цель которого — запечатлеть мгновение жизни.

Сложилось противоречивое сознание, затронувшее важнейший элемент мировоззрения, — вопрос о закономерностях в природной и социальной действительности. Поэтому и происходит всплеск иррационализма, мистики, возникают новые религиозные течения. В начале XX в. философская, художественная и литературная мысль были тесно связаны (особенно в России). Это объясняется тем, что в основе развития и философии и художественной культуры был кризис общественного сознания. На этой теоретической основе и сложился декаданс.

Мировоззренческие поиски мыслителей ХХ века.

В XX в. выдвигается целый ряд смелых и новых идей, удачно конкурирующих со старой "классической" философской системой. Это, во-первых, идея изучения жизни отдельного человека и важности ее анализа, примата изучения жизни индивида над исследованием больших человеческих общностей (классов, народов, наций, этносов и т. д.). Во-вторых, это движение от идеи свободного и разумного человека, способного кардинально переделать природу и общество и себя лично, к человеку, жестко детерминированному экономикой, политикой, религией и пр. В-третьих, сознание и разум отдельного человека и общественное сознание не понимаются теперь как независимая структура. В-четвертых, активно проводится идея двух не пересекающихся линий человеческого знания - научного и философского, имеющих своим конечным продуктом "научную истину" и "философскую правду". Соответственно, оптимистические взгляды "классической" западной философии продолжаются в идеях "технотронного" "постиндустриального" общества.

Возникают принципиально новые философские картины мира и стили мышления; например, социально-экологический тип мышления и картина мира, определяющие современную науку и культуру. С середины 50-х гг. XX в. проблемы развития человечества в связи с бурной научно-технической революцией начали разрабатываться в мировом масштабе.

Философы и социологи рассматривают мировоззренческий, социальный и технологический аспекты культуры как единое целое, показывая их неразрывное единство и взаимодействие. Так, немецкий социолог и философ М. Вебер в своей знаменитой работе "Протестантская этика и дух капитализма" убедительно показал роль протестантской Реформации и религиозного учения кальвинизма в становлении рационалистического духа капитализма и других основных ценностных установок данного общества. Результатом этого синтеза, по Веберу, явились следующие основные ценности западной культуры:

1) динамизм, ориентация на новизну;

2) утверждение достоинства и уважения к человеческой личности;

3) индивидуализм, установка на автономность личности;

5) идеалы свободы, равенства, терпимости;

6) уважение к частной собственности.

Место науки в научно-технической революции.

Наука в эпоху НТР превратилась в очень сложный комплекс знаний. Наряду с этим она образует обширную сферу человеческой деятельности; научных работников в мире - 5-6 млн. человек, т. е. 9/10 научных работников, когда-либо живших на Земле,- наши современники. Особенно возросли связи науки с производством, которое становится более наукоемким . Однако различия в этом между экономически развитыми и развивающимися странами очень велики.

Техника и технология воплощают в себе научные знания и открытия. Основная цель использования новой техники и технологии - повышение эффективности производства, производительности труда.

В последнее время наряду с главной - трудосберегающей - функцией техники и технологии все большую роль начинают приобретать ее ресурсосберегающая и природоохранительная функции.

В условиях НТР развитие техники и технологии происходит двумя путями.

Эволюционный путь заключается в дальнейшем совершенствовании уже известной техники и технологии - в увеличении мощности (производительности) машин и оборудования, в росте грузоподъемности транспортных средств.

Революционный путь заключается в переходе к принципиально новой технике и технологии. Пожалуй, наиболее яркое выражение он находит в производстве электронной техники. Действительно, раньше говорили о "веке текстиля", "веке стали", "веке автомобиля", а теперь - о "веке микроэлектроники". Не случайно ту "вторую волну" НТР, которая началась в 70-х гг., часто именуют микроэлектронной революцией. Ее называют также микропроцессорной революцией, так как изобретение микропроцессора в истории человечества можно сравнить разве что с изобретением колеса, печатного станка, паровой машины или электричества.

Огромное значение имеет и прорыв к новым технологиям .

В машиностроении это переход от механических способов обработки металлов к немеханическим - электрохимическим, плазменным, лазерным, радиационным, ультразвуковым, вакуумным и др. В металлургии это применение самых прогрессивных способов получения чугуна, стали и проката, в сельском хозяйстве - бесплужное земледелие, так называемая нулевая обработка почвы, в сфере коммуникаций - радиорелейная, оптиковолоконная связь, телефаксы, электронная почта, пейджинговая и сотовая связь и др.

Ведущие художественные направления ХХ века.

Определение "модернистское" вполне уместно и по отношению к современному зданию, - если по своему виду и по намерениям автора оно соответствует традиционному представлению о модернизме.

Конфликт между высоким искусством и массовой культурой как основа художественной жизни второй половины ХХ века.

Одним из признаков подлинной культуры являются неоднородность и богатство ее проявлений, основанные на национально-этнической и сословно-классовой ориентации, то в ХХ веке врагами культурной “полифонии’ оказались процессы стандартизации в повседневной жизни. Происходящие изменения, заметные даже невооруженным взглядом, способствовали поколению массовой культуры, т. е. популярной или поп-культуры, индустрии развлечений, коммерческой, потребительской культуры.

Одна из причин возникновения “массовой культуры” . проявление у значительного слоя населения избытка свободного времени, ‘досуга’, обусловленного высоким уровнем автоматизации производственного процесса.

Особенно важным каналом общей стандартизации культура за последнее десятилетие стали кино, телевидение и спорт.

Для выполнения своей функции - снятия сильных производственных стрессов - “массовая’ культура’ должна быть как минимум развлекательной, обращенной к людям с недостаточно развитым интеллектуальным началом. Она во многом эксплуатирует такие сферы человеческой психики, как подсознание и инстинкты. Всему этому соответствует и преобладающая тематика “массовой культуры”: такие повседневные стороны жизни людей как любовь, семья, секс, карьера, преступность и насилие, приключения, ужасы и т.м.

Феномен “массовой культуры” с точки зрения его роли в развитии современной цивилизации оценивается учеными далеко не однозначно. В зависимости от тяготения к элитарному или популистскому образу мышления культурологи склонны считать его или чем-то вроде социальной патологии, симптомом вырождения общества, или, наоборот, важным фактором его здоровья и внутренней стабильности.

Список литературы:

Культурология. Под ред. Г.В. Драч. – Ростов/н Дон: Феникс, 2000.

Мамонов С.П. Основы культурологи. – М.: Бек, 1996.

Самосознание европейской культуры ХХ века. Сборник статей, М.: Просвещение, 1991.

Читайте также: