Искусство в религиозной культуре христианства сообщение 4 класс

Обновлено: 05.07.2024

Христианство называется богооткровенной религией, или религией откровения, потому что в его основании утверждается откровение Бога, открывающего себя и свою волю субъекту (пророку, святому, а порой и обычному человеку) как абсолютную истину.

Одной из особенностей христианства является то, что оно – единственная религия, которая говорит не только о том, что должен делать человек и какие жертвы он должен приносить Богу, но и о том, какую жертву совершил Бог для человека и ради человека.

Природный материал, в котором существует скульптура и живопись, будь то скульптурный образ античного бога или православная икона, кроме иллюзорной или мистической идеи, заключенной в этом образе-символе, несет на себе груз того материала, в котором этот образ живет.

Искусство иконописи

Именно с принятием христианства на Русь пришли и новые для нее виды монументальной живописи – мозаика и фреска, а также станковая живопись – иконопись. Монументальная живопись призвана не только украсить храм, но еще в большей степени должна была максимально, просто и лаконично раскрыть перед молящимся основные положения христианского вероучения – о Боге как о Творце и Судье мира, Христе как спасителе человечества, пути спасения для людей, единстве небесной и земной церкви.

Не всегда и не всеми икона воспринималась как предмет искусства, для верующих эстетическое начало иконы целиком подчинено культовому, религиозному значению.

Сегодня икону часто воспринимают как одну из характерных особенностей православного искусства. Перед иконами молятся, совершают поклоны, но при этом верующие кланяются не самому изображению, а тому, кто на иконе запечатлен, - Иисусу Христу, Богоматери, святым.

Таким образом, если следовать логике Флоренского, иконописец наилучшим образом выполнит свою задачу, если он изолирует себя целиком от окружающего мира и будет в молитвах и постах ждать мистического откровения и воплощать его в религиозных ликах иконы. Требования, предъявляемые к иконописи П. Флоренским, не являются чем-то специфичным. По существу, они были и остаются официальной точкой зрения православной церкви.

Из высказываний православных богословов явствует, что эстетическая сторона икон и других произведений культового искусства рассматривалась церковью как неглавная, подчиненная задачам чисто религиозным.

Иконопись – это церковное искусство, которое исполняется строго по христианской догматике (церковному канону).

Остановимся на содержании иконописного канона, т. е. на содержании тех норм и требований, которые предъявлялись церковью к иконописи.

Иконографический канон сформировался в Византии и воплощал в себе ряд существенных особенностей христианского миросозерцания. Целью византийского культового искусства было не изображение окружающего мира, а постижение художественными средствами сверхъестественного мира, существование которого утверждало христианство. Отсюда несколько главных канонических требований к иконографии.

Во-вторых, поскольку сверхъестественный мир, согласно христианскому вероучению, — это мир вечный, неизменяемый, постоянный, фигуры библейских персонажей и святых на иконе должны изображаться неподвижными, статичными. «Неподвижность антропоморфических образов в византийской живописи воплощала в себе момент глубочайшей религиозности. В глазах византийца человек был неподвижен тогда, когда он был преисполнен сверхчеловеческим, божественным содержанием, когда он так или иначе включался в покой божественной жизни" 1 .

В-третьих, поскольку задачей византийского иконописца было постижение вечной метафизической сущности вещей, икона предъявляла специфические требования к отображению пространства и времени. Предметы изображались не такими, какими их может видеть человек в данный момент из определенной пространственной точки, а такими, какими представлялись они иконописцу с точки зрения их сущности.

Размеры изображенных на иконе фигур определяются не их пространственным положением (в таком случае более далекие фигуры должны изображаться меньшими), а лишь их религиозным значением. Поэтому фигура Христа всегда по размерам превосходит апостолов или пророков и т. п.

Консерватизм византийской живописи, ее строгая приверженность иконографическим образцам также имели свое церковное, богословское объяснение и обоснование. Поскольку целью иконы было не воспроизведение реального и изменчивого мира, а постижение вечных и непреходящих сверхъестественных сущностей, то естественно, что требовалось строгое следование церковным канонам, которые могли обеспечить постижение этих сущностей. Постоянство и неизменность божественного мира требовали, по мнению церкви, столь же постоянных и неизменных средств его изображения.

Задачу возбуждения религиозных чувств и пропаганды христианского вероучения изображения в церквах могли выполнить лишь в том случае, если живописцы строго следовали церковному канону. Об этом постоянно заботилась церковь, формулируя в решениях соборов свои правила написания икон.

Литературно-религиозные памятники

Ветхий Завет – первая часть Библии, рассматриваемая иудаизмом и христианством, как Священное Писание, — содержит 39 книг, признаваемых каноническими. Кроме того, в Ветхом Завете имеется еще 11 книг, которые не признаны каноническими (Товит, Юдифь, Иисус сын Сирахов, Маккавеи).

Первоначальный текст Нового Завета – на древнегреческом языке. Новый Завет — это часть Библии, почитаемая в качестве священного писания христианами. Название связано с учением о новом договоре Бога с людьми через Иисуса Христа, включает 27 книг: Евангелия (от Матфея, Марка, Луки, Иоанна), Деяния апостолов, 21 Послание апостолов, Откровения Иоанна Богослова, Апокалипсис. Содержание текста Библии многообразно и весьма разнородно. Отдельные ее части были написаны в разное время, они появлялись постепенно на протяжении целого тысячелетия. Первоначальный текст Ветхого Завета был написан на древнееврейском языке (очень немногие фрагменты -на арамейском

Библия, как впрочем, и другие религиозные памятники, по-разному оценивается людьми с разной мировоззренческой ориентацией: одни считают их священными, другие полагают, что это замечательные культурно — исторические памятники, созданные людьми в определенных исторических условиях. В любом случае следует признать, что они сложны, многослойны, многоаспектны, в них содержится огромнейший познавательный материал.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

ОРКСЭ. Уроки 14-15 Тема: Искусство в религиозной культуре Выполнила: учитель.

Описание презентации по отдельным слайдам:

ОРКСЭ. Уроки 14-15 Тема: Искусство в религиозной культуре Выполнила: учитель.

ОРКСЭ. Уроки 14-15 Тема: Искусство в религиозной культуре Выполнила: учитель начальных классов Драчкова О.Ю. Р.п. Красный Яр, Любинского района,Омской области

Искусство в религиозной культуре христианства При входе в храм или молитвенны.

Искусство в религиозной культуре христианства При входе в храм или молитвенный дом любой религии мы часто обращаем внимание на прекрасные предметы, которые находятся в этом священном месте. В большинстве случаев предметы искусства, находящиеся здесь, связаны с учетом той религии, в храме которой мы находимся. Искусству часто придаётся особый религиозный смысл.

Искусство в религиозной культуре христианства В основе христианства лежит уве.

Искусство в религиозной культуре христианства Это одна из самых сильнейших ик.

Искусство в религиозной культуре христианства Икона Божьей Матери. Богородица.

Искусство в религиозной культуре христианства Икона Божьей Матери. Богородица утешает, молится за всех, кто оступился, призывает прикоснуться к неиссякаемому роднику духовной радости. Назначение этой святой мощи трудно переоценить.

Искусство в религиозной культуре христианства ГЕОРГИЙ ПОБЕДОНОСЕЦ Покровитель.

Искусство в религиозной культуре христианства ГЕОРГИЙ ПОБЕДОНОСЕЦ Покровитель Москвы. Ему молятся те, у кого работа связана с оружием, риском для жизни, а также спортсмены и предприниматели, открывающие свое дело.

Искусство в религиозной культуре христианства НИКОЛАЙ УГОДНИК ЧУДОТВОРЕЦ Защи.

Искусство в религиозной культуре христианства НИКОЛАЙ УГОДНИК ЧУДОТВОРЕЦ Защитник от нужды и нищеты. Если его лик находится в вашем доме, то он заботится, чтобы в семье был достаток, бережет от нужды. Ему поклоняются все путешествующие, летчики, водители, моряки и все, кто почитает этого святого.

Искусство в религиозной культуре христианства ТРОИЦА Молитвенное обращение к.

Искусство в религиозной культуре христианства КАЗАНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ З.

Искусство в религиозной культуре христианства Господь Вседержитель Богородица.

Искусство в религиозной культуре христианства Господь Вседержитель Богородица Умиление

Искусство в религиозной культуре Ислама Ислам не рекомендует изображать людей.

Искусство в религиозной культуре Ислама Ислам не рекомендует изображать людей и животных. При этом мусульмане огромное значение придают Священному Писанию – Корану. Поэтому среди них большое развитие получило искусство – каллиграфии. Оно берёт своё начало в представлении о том, что Коран является прямой речью Бога. Его слова, запечатлённые на бумаге или на чём-нибудь ином, конечно же, должны быть и внешне прекрасны. Считается, что каллиграф превосходит всех остальных художников, поскольку он изображает в наилучшем виде Божье Слово. Иногда каллиграфы, несмотря на запрет изображения, так передают на бумаге некоторые фразы, что они принимают вид склонившегося в молитве человека или же храброго льва.

Искусство в религиозной культуре Ислама

Искусство в религиозной культуре Ислама

Искусство в религиозной культуре Ислама

Искусство в религиозной культуре Ислама

Искусство в религиозной культуре Ислама

Искусство в религиозной культуре Ислама

Искусство в религиозной культуре Ислама У мусульман в силу особенностей их ре.

Искусство в религиозной культуре Ислама У мусульман в силу особенностей их религии очень популярным стало декоративное искусство, умение создания орнаментов. В исламе развилось искусство арабесок – сложных орнаментов, состоящих из бесконечно повторяющихся и перекликающихся друг с другом геометрических фигур, узоров, напоминающих животных, растений. Как правило, очень богатыми узорами украшены многие элементы убранства мечетей, мусульманских религиозных школ и других зданий.

Арабеска



Арабеска

Искусство в религиозной культуре Иудаизма Центр иудейской религиозной жизни -.

Искусство в религиозной культуре Иудаизма Центр иудейской религиозной жизни - это синагога, а главная святыня любой синагоги – это свиток Священного Писания, Торы. Поэтому В иудаизме особое развитие получили те виды художественного творчества, которые связанные с украшением синагоги и священных предметов иудаизма.

Искусство в религиозной культуре Иудаизма На стержни, которые держат в синаго.

Искусство в религиозной культуре Иудаизма На стержни, которые держат в синагогах свиток, надевается корона Торы – в знак того, что именно Писание – владыка народа. Вместе с короной или вместо неё на стержни иногда надеваются роскошные навершия, напоминающие о плодах райского дерева.

Искусство в религиозной культуре Иудаизма Свиток одевается в специальные расш.

Искусство в религиозной культуре Иудаизма Свиток одевается в специальные расшитые одежды, которые опоясываются поясом. В качестве закладки, помогающей сразу найти необходимое для чтения место, служит щиток из драгоценных металлов. При чтении нельзя водить рукой по тексту, поэтому используются специальные указки.

Искусство в религиозной культуре Иудаизма Синагогу украшают разнообразные све.

Искусство в религиозной культуре Иудаизма Синагогу украшают разнообразные светильники, здесь стоит и семисвечник – минора, напоминающий о семисвечнике разрушенного Иерусалимского храма. Не только в синагоге, но и дома ритуальные предметы используются во время встречи важнейших праздников иудеев. Для празднования субботы необходимы подсвечники, бокал, сосуды для благовоний. В каждом доме есть особая лампа с восьмью фитилями, которая зажигается во время празднования Хануки, и серебряная коробочка-ларец для хранения лимончика-этрога в период праздника Суккот.

Искусство в религиозной культуре Буддизма В буддизме важнейшую роль играют из.

Искусство в религиозной культуре Буддизма В буддизме важнейшую роль играют изображения Будды. Существует три вида этих изображений: Будда в образе учителя – сидящий с приподнятой правой рукой,

Искусство в религиозной культуре Буддизма Будда торжествующий – сидящий с опу.

Искусство в религиозной культуре Буддизма Все детали скульптур, картин подчин.

Создание мандалы

Мандала из цветного песка

Мандала из цветного песка

http://img-fotki.yandex.ru/get/5214/28257045.695/0_731b9_85d6a91_XL.jpg шнуро.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс повышения квалификации

Основы религиозных культур и светской этики

  • Сейчас обучается 853 человека из 76 регионов


Курс повышения квалификации

Основы религиозных культур и светской этики: проблемы и перспективы преподавания в начальной школе

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 607 801 материал в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация разработана для учащихся 4 класса, к урокам (14-15) по ОРКСЭ, модуль Основы мировых религиозных культур и светской этики. Тема урока: Искусство в религиозной культуре.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Дидактическая цель урока: создать условия для осознания и осмысления нового материала.

Цели по содержанию урока:

1. Дать детям представление о том, что в большинстве случаев предметы искусства, находящиеся в священных сооружениях разных религий, связаны с данными религиями; познакомить учащихся с предметами искусства, встречающимися в церкви и мечети.

2. Развивать коммуникативные навыки, формировать умение работать в группе.

3. Воспитывать потребность к расширению своего кругозора.

Технология: развивающего обучения, деятельного подхода, ИКТ.

Методы обучения: работа с книгой, рассказ, фронтальная беседа, работа с дидактическим материалом, демонстрация, практическая работа.

Основы религиозных культур и светской этики Модуль: Основы мировых религиозных культур Тема урока: Искусство в религиозной культуре

Основы религиозных культур и светской этики

Основы мировых религиозных культур

Искусство в религиозной культуре

Найдите соответствие между понятием слова и его определением: это правила, нормы, обычаи, проведение праздников, встречи гостей Родина Культура это мысли и поступки человека, убеждённого в том, что человеческий разум в нашем мире не одинок Религия это место, где человек родился, живёт со своими родителями, друзьями

Найдите соответствие между понятием слова и его определением:

это правила, нормы, обычаи, проведение праздников, встречи гостей

это мысли и поступки человека, убеждённого в том, что человеческий разум в нашем мире не одинок

это место, где человек родился, живёт со своими родителями, друзьями

ИСКУССТВО В РЕЛИГИОЗНОЙ КУЛЬТУРЕ

ИСКУССТВО В РЕЛИГИОЗНОЙ КУЛЬТУРЕ

Что такое искусство? искусство - особый способ познания и отражения действительности, одна из форм общественного сознания и часть духовной культуры человека, многообразный результат творческой деятельности всех поколений.

Что такое искусство?

искусство - особый способ познания и отражения действительности, одна из форм общественного сознания и часть духовной культуры человека, многообразный результат творческой деятельности всех поколений.

Какова роль искусства в религиозной культуре?

Какова роль искусства в религиозной культуре?

Религиозное искусство, понимаемое в широком смысле, включает в себя те произведения, в которых художественными средствами выражены религиозные идеи и устремления, т. е. произведения, имеющие религиозную направленность, прививающие людям мысль о всемогуществе божества, о необходимости поклоняться ему и соблюдать его заповеди.

Религиозное искусство, понимаемое в широком смысле, включает в себя те произведения, в которых художественными средствами выражены религиозные идеи и устремления, т. е. произведения, имеющие религиозную направленность, прививающие людям мысль о всемогуществе божества, о необходимости поклоняться ему и соблюдать его заповеди.

Искусство в религиозной культуре христианства

Искусство в религиозной культуре христианства

Что такое икона? Какие иконы вы знаете?

Что такое икона? Какие иконы вы знаете?

предмет поклонения - живописное изображение Бога, святого или святых.

Толковый словарь Ожегова.

Казанской Божьей Матери

ФРЕСКА (стенопись) - способ живописи по сырой, особой штукатурке. Толковый словарь Даля.

ФРЕСКА (стенопись) - способ живописи по сырой, особой штукатурке.

Толковый словарь Даля.

Иконы Божьей Матери Особое место в душе и сознании православного христианина занимает Божия. Матерь Богоматерь — наша Заступница, Покровительница и Утешительница. В России выявлено более 470 именований Икон Божией Матери. Самые известные из них: Икона Казанской Божией Матери Семистрельная икона Божией Матери Икона Владимирской Божией Матери Иверская икона Божией Матери Феодоровская икона Божией Матери

Иконы Божьей Матери

  • Особое место в душе и сознании православного христианина занимает Божия. Матерь Богоматерь — наша Заступница, Покровительница и Утешительница.
  • В России выявлено более 470 именований Икон Божией Матери.

Самые известные из них:

  • Икона Казанской Божией Матери
  • Семистрельная икона Божией Матери
  • Икона Владимирской Божией Матери
  • Иверская икона Божией Матери
  • Феодоровская икона Божией Матери

Икона Казанской Божией Матери

Икона Казанской Божией Матери

Семистрельная икона Божьей Матери

Семистрельная икона Божьей Матери

Феодоровская икона Божией Матери

Разные иконы

Ислам

Искусство в религиозной культуре ислама

Искусство в религиозной культуре ислама

  • Ислам – религия, в которой запрещается скульптурное изображение живых существ, значит, выход из создавшегося положения был один – найти вид искусства, который бы компенсировал запреты . Орнамент в Исламе очень разнообразен по форме, цвету и содержанию. Он многозначен и глубок по своей сути. Ибо в основе его лежат символы и знаки. В исламском орнаменте выделяют два стиля: геометрический – гирих, и растительный – ислими. Гирих (перс.) – узел, это сложный геометрический орнамент, составленный из стилизованных в прямоугольные и полигональные фигуры линий. В большинстве случаев используется для внешнего оформления мечетей и книг в крупном издании.

Искусство каллиграфии в исламе

Каллиграфия – искусство чистописания.

Толковый словарь Ушакова.

Каллиграфия в исламе

Каллиграфия в исламе

Искусство арабесок в исламе

Искусство арабесок в исламе

Арабески - сложный орнамент из геометрических фигур и стилизованных листьев, цветов и т.п.

Толковый словарь Ушакова.

Арабеска - орнамент

Формы искусства, характерные для традиционных религий России православие ислам иконы каллиграфия арабеска

Формы искусства, характерные для традиционных религий России

православие

каллиграфия

Искусство в религиозной культуре Иудаизма и Буддизма Урок 2

Искусство в религиозной культуре

Иудаизма и Буддизма

Искусство в религиозной культуре иудаизма Главная святыня иудеев - ТОРА. Поэтому ее украшению уделяется много внимания. Также синагогу украшают светильники, главный из которых - МЕНОРА.

Искусство в религиозной культуре иудаизма

Главная святыня иудеев - ТОРА. Поэтому ее украшению уделяется много внимания. Также синагогу украшают светильники, главный из которых - МЕНОРА.

который, согласно Библии,

находился в Скинии

Собрания во время

скитания евреев по пустыне,

а затем и в Иерусалимском

храме, вплоть до

разрушения Второго Храма.

Корона Торы – украшение на свитке Торы в виде позолоченной или посеребренной короны с гранатами и колокольчиками.

украшение на свитке

БУДДИЗМ

Искусство в религиозной культуре буддизма

Искусство в религиозной культуре буддизма

Будда в образе Учителя

Будда в образе Учителя

Ступа- надгробный памятник

Ступа- надгробный памятник

пагода по Ожегову: Пагода - Буддийский или индуистский храм, хранилище религиозных реликвий.

по Ожегову: Пагода - Буддийский или индуистский храм, хранилище религиозных реликвий.

храмы

алтарь

Священные барабаны

Мантры- священные писания ( изречения Будды)

Мантры- священные писания ( изречения Будды)


Божества- покровители буддизма

Божества- покровители буддизма

Мандала- модель вселенной, . является объектом поклонения.

Мандала- модель вселенной, . является объектом поклонения.


мандала

мандала

Что значит

Что значит "мандала"?

Приведем несколько толкований этого термина.

Ма́ндала — сакральное схематическое изображение либо конструкция, используемая в буддийских и индуистских религиозных практиках.

Мандалы являются символами для медитации с орнаментальным узором, чаще всего включающим формы круга, треугольника, квадрата, лепестков лотоса. При сосредоточении на них благодаря особой структуре происходит соответствующая настройка сознания, которая способствует открытию тех или иных способностей человека или осознанию непередаваемых при помощи логики основных элементов мироздания, которые могут послужить достижению целей.

Мандалы — это особые священные рисунки, являющиеся своего рода визуальной молитвой.

Мандала — это санскритское слово, означающее круг, центр, полигон, единство. В переводе с тибетского означает центр круга со внешними стенами и окружающей средой. Традиционно ее обозначают кругом — символом космоса и природы, и квадратом — символом Земли и мира, созданного человеком.

Мандала – это символ колеса жизни и смерти, космических процессов существования, планет и звезд, земных сезонов и галактических циклов. Она представляет собой проявление определенного поля.

Христианство в искусстве сыграло значительную роль, ведь со времени его возникновения было написано великое множество икон, а также мозаик на религиозную тему. История христианства насчитывает более чем две тысячи лет, при этом оно является одним из трех мировых религий. Оно имело огромное влияние на мировоззрение человека, за все это время строилось несметное количество церквей и храмов во всем мире. Для их украшения работали многие великие художники, поэтому смело можно сказать, что религия и искусство здесь очень сильно переплелись.

Искусство на Западе

На самом деле распространение христианства происходило в различных условиях на Востоке и на Западе, поэтому и в искусстве наблюдались определенные различия. Например, христианство в искусстве иконы и мозаики в Западной Европе имело более реалистичный характер, художники там предпочитали придавать своим творениям максимальную степень правдивости.

христианство в искусстве

Подобное привело к тому, что появился совершенно новый вид искусства – арт нова. Он характеризуется тем, что икона постепенно становилась полноценной картиной, но с религиозным сюжетом, ведь иконописцы рассказывали о евангельской истории, пытаясь точно отобразить все, даже самые мелкие детали.

Арт нова и Ян ван Эйк

Течение арт нова также коснулось искусства Востока Европы, где написание икон и мозаик приобрело интуитивный и религиозно-мистический оттенок. Подобное произошло в Нидерландах в 15 веке. Первый живописец, который решил изобразить картину, не имеющую никакого отношения к религии, был Ян ван Эйк – он создал портрет четы Арнольфини.

религия и искусство

На самом деле это был настоящий прорыв того времени, ведь люди впервые были изображены в повседневной для них обстановке без какого-либо религиозного подтекста. До этого же времени разъединение таких понятий, как религия и искусство, представлялось невозможным. Но тем не менее, если присмотреться к символам, которые изображены на картине, то можно наблюдать присутствие Святого духа в мельчайших деталях интерьера. Например, на люстре днем из всех свечей была зажжена только одна – именно это свидетельствует о его мистическо-таинственном присутствии в комнате молодоженов Арнольфини.

Символизм в иконах и мозаике

Роль христианства в искусстве нельзя недооценивать, ведь именно оно сформировало целую культуру прошлых веков и повлияло на мировосприятие обыкновенного человека. При этом стиль написания икон и мозаик несколько своеобразен, и разобраться во всех деталях было бы невозможно, если бы не понятие психологии и особенностей той культуры.

христианство в искусстве иконы и мозаики

Символика подчас многослойна и достаточно сложна для понимания, ведь она рассчитана в первую очередь на то, чтобы зритель ее активно воспринимал. Иконография – христианство в искусстве - полностью пропитана символами, которые не так просто дешифровать, их стоит понять на интуитивном уровне.

Расшифровка символов

Например, если говорить о числах, то число 7 означает символ завершенности, а также законченности действия. Ведь существует семь нот, семь смертных грехов, семь дней недели или же семь добродетелей.

Значение цветов в иконах и мозаиках

Если говорить о цветах, которые используются при написании икон, то синий цвет является символом всего духовного, величия, непостижимости тайны и глубины откровения. Золотой цвет всегда символизировал сияние Божественной славы, которая снизошла на всех святых. Именно поэтому золотой цвет имеет фон иконы, сияние вокруг Иисуса, которое освещает всех его окружающих, нимб святых либо же одежда у Богородицы, а также у Иисуса. Это, по мнению живописцев, самым удачным образом подчеркивает их святость и то, что они принадлежат к миру непоколебимых и вечных ценностей.

растения символы христианства в искусстве

Христианство в искусстве придало и желтому цвету определенное символическое значение – он означает высшую власть ангелов. Некоторые исследователи придерживаются мнения, что он просто является заменой золотого.

Полной противоположностью белому цвету является черный, поэтому и его значение также противоположно – это максимальная отдаленность от Господа, причастность к аду, либо же черный цвет может символизировать тоску, уныние и горе.

Голубым цветом художники пытались передать чистоту, а также праведность, поэтому его еще называли цветом Богородицы.

Красным цветом всегда изображали кого-либо, кто имеет власть и огромное могущество. Красный является царским цветом, поэтому именно таким был написан плащ Архангела Михаила, который считался предводителем небесного воинства, а также Святого Георгия, который был победителем змея. Но подобный символ имел не одно значение, поэтому мог означать еще и мученичество либо искупительную кровь.

Нередко встречался и зеленый цвет в написанных иконах, ведь он является и по сегодняшний день символом вечной жизни, вечного цветения. Кроме всего прочего он приписывается цвету Святого Духа.

Жестикуляция в иконах

Все живописцы уделяли особое внимание жестикуляции главных героев их икон и мозаик. Христианство в искусстве – обсуждение этой темы заняло у специалистов достаточно много времени, поэтому затрагивались не только цвета, которые используются, но и жесты, их духовный и сакральный смысл.

Например, если рука прижата к груди, то это всегда означало сердечное сопереживание. Если ее поднимали вверх, то это было молчаливое требование или же призыв к покаянию. Если же рука изображалась протянутой вперед, при этом с раскрытой ладонью, то это своеобразный знак повиновения, а также покорности. Если же руки протягивали вперед и немного приподнимали, то это могло быть молением о мире, о помощи, либо жестом просьбы.

Если же обе руки прижимались к щекам, то это означало, что человек испытывает печаль и скорбь. Подобные жесты являются самыми распространенным, но, конечно же, существует и масса других, которые описать подчас достаточно сложно даже опытным специалистам.

роль христианства в искусстве

Христианство в искусстве очень щепетильно относилось даже к предметам, которые изображали в руках героев икон. Например, апостол Павел чаще всего изображался с Евангелием в руках. Намного реже его изображали с мечом в руках, который символизировал Божие Слово. Для Петра характерно то, что его изображали с ключами в руках от царства Божия. Растения - символы христианства в искусстве - также встречаются достаточно часто, так, мучеников изображали с пальмовой ветвью, ведь она является символом принадлежности к Небесному Царству. Пророки же обычно держат в руках свитки со своими пророчествами.

Язык иконы

Искусство с точки зрения христианства является "продолжением" Евангелия. Все жесты, предметы и цвета, которые изображены на иконе, соединяются в непередаваемую гамму энергии, которую она излучает. Это своеобразный язык иконы, с помощью которого к нам обращаются мастера прошлого, пытаясь заставить заглянуть в глубину человеческой души и задуматься над мистическим смыслом христианской веры. Издревле считалось, что глаза – это зеркало души, поэтому художники этим активно пользовались.

христианство в искусстве обсуждение

Чтобы сделать своих персонажей более выразительными они специально искривляли пропорции лика, делая глаза больше, чем должно быть. По их мнению, подобное сделает акцент на глазах, и зрителю будет казаться, что они более проникновенные.

Изменения в изображении лика святых

Уже начиная с 15 века, в Рублевские времена, подобная практика прекратилась. Но, несмотря на то что глаза уже изображались мастерами не такими большими и томными, им все равно уделялось достаточно много времени и внимания. Кроме всего прочего появилось несколько нововведений. Например, Феофан Грек изображал святых на своих иконах с пустыми глазницами, либо же просто с закрытыми глазами. Именно таким образом он пытался показать, что взоры святых всегда направлены не на мирское бытие, а на созерцание высшего мира, на внутреннюю молитву, они как будто осознают божественную истину.

Фигуры святых на иконах и мозаиках

Каждый человек, смотря на иконы, отмечал про себя то, что святые казались какими-то очень легкими, они будто парили в воздухе. Подобный эффект достигался художниками благодаря тому, что они изображали фигуры святых менее плотно, чем всех окружающих, они рисовали их немногослойно, при этом специально удлиняли и вытягивали.

христианство и антихристианство в искусстве

Подобный прием создавал у зрителя впечатление легкости и отсутствия телесности тел святых, преодолевалась их объемность. По задумке это приводило к тому, что они будто парят над землей, и подобное должно быть прямым выражением их преображенного состояния, а также одухотворенности.

Фон иконы и его значение

Несмотря на то что центральную часть картины всегда занимал человек, немаловажным также является и фон, который изображен позади него. Как правило, художники и туда пытались вложить какой-либо свой смысл, тем самым подталкивая ценителей искусства к долгим размышлениям о тайне, которую они хотели им передать.

Наиболее часто изображались горы, палаты, разнообразные деревья, которые в общей композиции формируют живописный пейзаж. Если окунуться с головой в символическую нагрузку всего этого, то горы обозначают сложный и тернистый путь человека к Господу Богу. На самом деле отдельно изображенным деревьям придавали второстепенное значение. Но, тем не менее, дуб, который достаточно часто изображался, всегда являлся символом вечной жизни. Виноградная лоза и чаша на фоне считались символами искупительной жертвы Иисуса Христа, а вот голубь – это символ Святого Духа.

Формирование символизма христианства

Многие верующие утверждают, что таинства самого христианства были созданы из всепоглощающего хаоса язычества. Именно поэтому искусство христианства так и не смогло получить какой-то однородной формы. Оно как будто было создано из множества мельчайших кусочков. Некоторые символы были взяты еще из языческой веры, из исламского искусства. Поэтому сейчас средневековые шедевры классифицировать можно не только по таким параметрам как Восточная и Западная Европа, но и по многим другим. Изобразительное искусство того времени никаким образом не смогло отказаться от наследия античности, постепенно превращая его в нечто совершенно новое. Источники теологической традиции сакрального образа должны были навсегда потеряться для нас в истории, во мраке доконстантиновой эпохи. Среди прототипов, которые имеют непосредственное отношение к подобной традиции, называют образ Христа на Плащанице или же на Мандилионе, который потерялся в Константинополе во время разграбления его крестоносцами. Не менее важным образом является образ Богоматери, который приписывается Святому Луке. Подлинность подобных образов вызывает огромное сомнение, но, тем не менее, ими успешно пользуются в течение многих веков. Иисус и Богородица изображаются так, как это было описано в многочисленных трудах мучеников прошлых веков – именно в этом христианство и антихристианство в искусстве похожи.

Читайте также: