Интерстеллар сообщение на азбуке морзе

Обновлено: 04.07.2024

Вы заметили, что я уделяю внимание космическим похождениям, но не трогаю ничего, что касается в фильме Земли? А это потому, что пока блестящие умы НАСА из команды фермера-астронавта, сверкая на всю Вселенную своим идиотизмом и профнепригодностью, по очереди грохали сами себя и друг друга, на Земле происходило примерно то же самое и одно и то же. Только градус идиотизма был, наверное, пониже. Исправляюсь.

Вообще следует разобрать, так сказать, зачин всего действа.

2021 год. За один год лютования ковидлы учёные только что этой заразе в анальное отверстие не заглянули. Да и то только потому, что его у ковидлы попросту не оказалось. А так - где какие белки располагаются, что делают, как и чем их отключить - почти всё раскопали и вакцин - даже полностью синтетических - понаделали. А вот через сорок лет - даже с учётом того, что прогресс развивается по степенной функции - что за " патоген " напал на все растения на планете, за десять лет определить не могут. Ни Китай, ни Россия, ни Индия, ни Европа в целом, ни даже Соединительные Штаты с их Монсантой - надежда человечества! - никто не смог. Вообще. Да? И в это вы предлагаете поверить?

За десять лет неведомый злобный патоген " выел " всю некультурную растительность на Земле. Деревья, кустарники, травы, мхи - вообще все, под корень. Иначе никак не объяснить постоянные пыльные бури. Но фермеры как-то умудрялись сохранять свои посевы пшеницы и кукурузы. Тут бы надо приглядеться к круговороту воды в природе, да ладно: и так уровень бреда ясен: только через десять лет зараза добралась до культурных растений. Нда? И в это вы тоже предлагаете поверить?

Доча фермера - та, которая воодушевляла его в полёте, во слезах посылая его в разные затейливые направления - приезжает в папин дом, где, как я понял, живёт его брат с семьёй. Доча ссорится с братом, тот бьёт морду какому-то доктору, доча, окрысившись, уезжает с побитым доктором и по пути, в порыве семейной ответственности, подпаливает брату кукурузу: " Так не доставайся же ты никому! "

Сильный ветер, сухота вокруг - она решила попироманить! Хрен с ней, с братовьей кукурузой, но чем другие-то фермеры перед дочей-пироманкой провинились? У них же тоже всё наверняка сгорит. Так и дома сгорят. Она чем думала? - Хотя, о чём это я.

А в это время фермер с дамочкой расселись по саморазмножившимся (я не шучу!) спейсшатлам и разошлись, как в море корабли: он по привычке решил погрузиться в пучину Гаргантюа (а чо, а вдруг там что-нибудь будет?), а ей - в другую сторону, то бишь, в сторону дохлой кукурузы (а чо, а вдруг там что-нибудь останется?). Главное - подальше от хоть и радужных, но недобрых единорогов.

Вообще скорость перемещения космических аппаратов в фильме просто ошеломляет. Вот они из инопланетной дыры вышли, и минуты через две оказались у Гаргантюа. Планеты Миллер не видать, и вдруг - раз! - она тут. С Миллера на Манна - фигак! - и без проблем, чёрная Гаргантюа даже и не видна. С Манна сбежали - и тут же у Гаргантюа. Фермер отстыковался - минуты не прошло, как его отпочковавшийся корабль проходит горизонт событий. На каких дебилов-зрителей это всё рассчитано. Не, не обижайтесь: по-другому тут не скажешь.

"Приближаюсь к горизонту событий. Левый борт уже уходит под него. Проходит сквозь него. Наблюдаю горизонт событий. Кромешная тьма."

- Фермер начал погружаться в чёрную дыру. Скажите, как он определил этот горизонт событий, причём с точностью до. метров трёх? Там фломастером было нарисовано, или как?

Ёшкин кот! Ты длину гравитационной волны вспомни! Какая турбулентность. Ты как её определил - " нарастает ", каким своим органом? Единорогом?

По алюминиевой (вспоминаем э-э-э. афроамериканца) обшивке корабля барабанят куски чего-то, совсем как дождь по железной крыше. Милые мои, ласковые - это я к сценаристу и режиссёру " научного шедевра ": на космических скоростях секунды через три того, что вы изобразили, от корабля фермера и его самого остался бы неэстетический дуршлаг, и фильм бы закончился. Но - нет: космические кирпичи никакого вреда алюминиевому броненосцу-спейсшатлу пока не наносят.

То есть до того он своим космическим броненосцем управлял. С выключившимися компьютерами. Видать, тросиками вручную за рули дёргал.

Наконец, куча каких-то плоских ошмётков чего-то, летевшая почему-то навстречу (!) броненосцу фермера, попала в двигатель, и он, естественно, в безвоздушном пространстве воспламенился. Это я излагаю сцену фильма, состоящего, как сказал уважаемый учёный, " из сплошной науки " 6-/. Явно единороги не только фермером со сценаристом занялись.

А в это время на земле, пока брат с о. торопевшими соседями-фермерами тушат подпалённую дочей кукурузу, та возвращается в папин дом, заходит в свою бывшую комнату и начинает ностальгировать. В смысле - ностальгировать!

Включившийся вовремя на фермерском корабле компьютер начинает сообщать: " Че-ло-век, та-бе. ", не 6-): " Катапультируйтесь! ", и фермер, дёрнув за две штуки у себя меж ног таки катапультируется. Ненуачо? В мягком скафандре, с запасом воздуха минут на пять - все шансы выжить в открытом космосе, чем в железном корабле - логика, блин!

Пролетевши без всяких повреждений сквозь рой плоских ошмётков, подпаливших его корабль (кстати, не показано, что с ним стало), фермер проваливается. нет, не в дыру Гаргантюа! - в какую-то длиннющую, собранную из профилей для гипсокартона шахту, освещённую светильниками типа " банник ". - Что-то это мне напоминает. полёт, полуосвещённый тоннель. Или же всё-таки какой-то радужный единорог пробрался на корабль фермера. Так и это мне что-то напоминает.

Зависнув в шахте неведомо где, фермер начинает оргазмически ахать и приникает к щели (молчать, поручик! 4-) - в стене шахты, в которую щель видит. дочу, но ещё не пироманку, а вполне приличную девочку! - Как-то он удачно чудом зацепился. Будучи возбуждён этим чудом, фермер начинает стучать по гипсокартону шахты, и в комнате у дочи с полки начинают падать вещи - а ты, блин, над ней в своё время издевался - папаня, панимаешь! Естественно, тут заорёшь. Не переставая оргазмически ахать, фермер начинает плавать в шахте, заглядывая в щели (молчать!) и стучать по гипсокартону кулаком, пытаясь достучаться до дочи.

И ему это удалось! Видите на кадре полоски? Оказывается, каждая полоска соответствует книге на полке дочи. И фермер с криком " Азбука Морзе! Точка-тире! " начинает давить на полоски, а книги на полке начинают выезжать из общего ряда.

Интересно: он чего хотел добиться? Он забыл, что эти барабашкины забавы пугали дочу до смерти? А, ну да, петля времени.

Черная дыра. Черная шахта. Универсальная машина, ВВС. А, да, что это я? Единорог, туда его в копыто.

Помните полоски? - А это уже не полоски, это - уже сами книги:

Магик! Полагаете? - Чистая наука. Потому как в этот момент фермера настигает. да вы не поверите: его боевой параллелепипед! И параллелепипед сообщает фермеру, что " Че-ло-век, та-бе. ", не 6-): " Купер, мы где-то в их пятом измерении. Они спасли нас. " - WTF, извините меня. Кроме того, трёхмерная гипсокартонная шахта была построена " ими " - теми, что построили и содержали в исправности чёрные дыры у Сатурна и Гаргантюа - внутри их пятимерной реальности, чтобы помочь фермеру " разобраться ". - В чём.

Это как? Ладно, из пятого измерения можно заглядывать в любые щели (поручик!) в любое время прошлого, пространственно перемещаясь в пятом измерении. Скажите, господа учёные, как это может что-то изменить в нашем совковом измерении третьем.

А. это. до того - как было? Не так?

Ну да, проникает. Дальше что? Ты как и чем на гравитационную волну воздействовать будешь - кулачком по гипсокартону стучать? Божественную Люси позовёшь, чтобы она за гиперструны подёргала?

Да, параллелепипед ещё собрал некие " квантовые данные ". Уж не знаю, что это и с чьих ушей он их собрал, но. Решил фермер передать своей ностальгирующей в это время доче - уже пироманке " координаты НАСА в виде бинарного кода ". И передал. Как? Да . знает, как. Вот так:

Я не зря дал ссылку на Люси, она так же своими руками всякие непотребства творила:

Помните в начале фильма сцену, когда фермер посмотрел на полосочки пыли на полу комнаты дочи, понял, что это - бинарный код, расшифровал его, и вся бодяга закрутилась? Так вот: фермер из трёхмерной гипсокартонной шахты, построенной в " ихнем " пятом измерении, поперекрывал поток пыли в прошлом земного третьего измерения пальцами так, что на полу комнаты дочи сложился этот бинарный код. Даже - даже! - если принять эту всю - даже не псевдонаучную, даже не антинаучную - не знаю, какую, галиматью, то. опять же, помните, в первой части я привёл координаты конкретного места в виде бинарного кода:

110100110011101001110001101000100110111111000110011110100111001110000110100110100110101110001

то бишь, это должно было располагаться в один ряд на полу. А теперь ответьте на вопрос: сколько конечностей нужно одновременно задействовать, чтобы указанную строчку изобразить в виде полосок пыли на полу? Я тут прикинул: потребуется то ли девять, то ли десять, а то и больше осьминогов. Боюсь, всех отростков тела фермера, включая единорога, для этого будет совершенно, катастрофически недостаточно.

Ну и сам способ модуляции потока пыли. Ладно, не буду мучить вас динамикой сыпучих сред. Если уж фермер своими пальцами воздействовал на поток пыли и мог перемещаться по гипсокартону в любое время в любое место, что ему мешало просто нацарапать доче на слое пыли всё, что он думает о режиссёре и сценаристе?

Далее следует уж совсем бредовый поток сознания фермера по поводу того, что

"У них есть доступ к бесконечности времени и пространства, но они не связаны ими, как мы, поэтому они не могут поймать конкретный момент времени и не могут общаться."

Эти " они " в конкретное время в двух разных конкретных точках пространства создали две чёрные дыры и поддерживают их многие годы в связаном и безопасном для окружения состоянии, и. " они не могут поймать "? Похоже, процесс саморазмножения пошёл и у радужных единорогов.

Ну а дальше начался совсем уж сон пьяной кукухи. Фермер безошибочно нашёл в шахте полосочку (они опять появились), соответствующую движению секундной стрелки часов, которые он подарил доче и которые лежали на полке в комнате, где доча ностальгировала. - Даже не стоит пытаться это осмыслить. Нашёл - и нашёл. Обычное дело. Ну и начал выстукивать точки-тире (помните - " Азбука Морзе! ") неких данных, сообщаемых ему параллелепипедом.

Соответственно, стрелка на часах начала дёргаться, доча обомлела и всё сразу поняла: папа передаёт ей действующую теорию времени-пространства. Записав теорию на лисы бумаги, доча несётся в НАСА и дважды разбрасывает теорию в монтажном цехе. Не спрашивайте как - так. Возможно, радужные единороги добрались и до Земли, до НАСА.

"Сработало?" - "Я думаю, да." - "Почему?" - "Потому что существа из пяти измерений закрывают гиперкуб."

То есть, " они " не способны " поймать конкретный момент времени ", но в конкретный момент времени определили, что доча фермера всё расшифровала правильно. - Вот такая загогулина, панимаешь.

Ещё большую загогулину представляет то, как параллелепипед умудрился перевести в азбуку Морзе спецсимволы формул: знак интеграла, корень какой-нибудь степени, да простые скобки - их в азбуке попросту нет. А также - а кто составил эти самые формулы: загадочные и бессмысленные "о ни ", фермерский параллелепипед? - Великая загадка есть это.

После завершения сеанса связи " ихний " гипсокуб начал разваливаться и исчезать, а фермер переместился из пучины Гаргантюа (хотя неизвестно, где он в этом кубе всё это время был) на ту сторону другой чёрной дыры, той, что была у Сатурна. Его, естественно, обнаружили (как? как. вы сопоставьте масштаб человеческого тела и размер чёрной дыры!) и привезли на одну из космических станций, куда его доча лет восемьдесят назад, после того, как получила от папы точки-тире, переселила остатки человечества.

Как я понял, станция представляет собой вращающийся вокруг своей продольной оси цилиндр внутренним диаметром метров. пятьсот. Наружный диаметр с учётом всех инженерных коммуникаций и " подземных " этажей - примерно метров пятьсот пятьдесят - шестьсот. Видимая внутренняя длина - пусть километра полтора. И вы хотите сказать, что на Земле, полностью лишённой растительности и промышленности, за исключением небольшой секретной базы НАТО, сумели построить, вывести на орбиту Сатурна и запустить в эксплуатацию по меньшей мере две такие станции до того, как все вымерли? Серьёзно?

Ладно. предохранитель здравого смысла уже давно дымится, а потому разбирать, откуда станция берёт ресурсы для работы, пожалуй, не буду.

В общем, после встречи с умирающей дочей фермеру возвращают отремонтированный параллелепипед, которого тоже поймали у Сатурна, и фермер с мыслью " а на кой я тут уже нужен " отправляется на поиски дамочки (забыли о ней?), которая, возможно, " обустраивает базу " на планете Эдмундса.

Судя по старому дизайну скафандра (у фермера скафандр уже другого дизайна) дамочка тогда до Земли и впрямь не добралась, но нашла-таки довольно каменистую планету Эдмундса (алюминиевый шильдик с именем очередного погибшего доктора просто умиляет: откуда дамочка его отодрала?) с вполне земной атмосферой и собрала из своего космического корабля вполне себе приличную виллу. Для 124 лет она вполне прилично выглядит. И, судя по её виду, всё это время вполне прилично питается, хотя, как помнится, запасов на корабле было только на несколько месяцев местного времени. - Святый дух?

На сём повествование фильма заканчивается. Уф!

Что могу сказать. С четвёртого раза состояние пациента только ухудшилось. Если до падения фермера в дыру фильм с какими-то неимоверно гигантскими допущениями ещё можно заподозрить в логичности, то дальше. Знаете что больше всего последующее мне напоминает? Фермер вылетел с корабля в открытый космос, и у него начал заканчиваться в скафандре воздух. Вот это как раз совершенно логично: с момента старта с планеты Манна фермер с дамочкой находились в закрытых скафандрах. Сделаем усилие и примем, что в скафандрах установлена аппаратура регенерации воздуха плюс некий аварийный запас. Даже в этом случае воздуха в скафандрах хватит не более чем на 3-4 часа. Выход с поверхности планеты до орбиты основного корабля - ну никак не меньше нескольких часов - показывается, вроде, не вселенная Звёздных войн. Пока они пристыковались к кораблю, пока отстыковались, пока фермера начало затягивать в дыру - воздух как раз и должен был заканчиваться. Так что всё следующее после катапультирования с корабля - предсмертные вследствие недостатка кислорода видения фермера. Вот в это можно поверить.

Мол, фермеру это всё привиделось в предсмертной галлюцинации, а на самом деле.

Фильм - предостережение: земляне, опомнитесь! Достаточно одного крошечного патогена, даже по маловероятной случайности выскочившего из ваших генетических лабораторий - та же Монсанто, а уж нынешний Ухань - вообще, привет! - чтобы убить всё живое на планете. А, как бы фильм заиграл?

А так. Фильм - унылое гуано. Да, редкими местами - красивая, но в целом - весьма затянутая свалка бредней, глупостей и малолетних фантазий, рассчитанная на прямоточный желудочно-кишечный тракт. Я не знаю и даже не могу предположить, почему Владимир Сурдин - на самом деле большой учёный и популяризатор науки - назвал этот фильм "сплошной наукой". Может, радужные единороги и в нашей галактике водятся?

Набор правил для зрителя

Правила Кристофера Нолана о путешествиях во времени

Как выясняется (см. ниже), путешествия назад во времени подчиняются законам квантовой гравитации, которые нам практически неизвестны, поэтому мы, физики, точно не знаем, что здесь допустимо, а что нет. Крис принял два решения относительно путешествий во времени; это и есть его набор правил:

Правило 1. Физические объекты и поля с тремя пространственными измерениями, такие как люди и лучи света, не могут перемещаться назад во времени из одного места нашей браны в другое, и то же касается информации, которую они переносят. Это недопустимо с точки зрения законов физики или действительного искривления пространства — времени — независимо от того, привязаны ли объекты к нашей бране или путешествуют в трехмерной грани тессеракта через балк с одного места нашей браны в другое. Так, в частности, Купер не может переместиться в собственное прошлое.

Правило 1 добавляет фильму драматичности. пока Купер задерживается возле Гаргантюа, Мерф становится все старше и старше. Поскольку возможности вернуться назад во времени нет, нарастает угроза, что Купер никогда уже не встретится с Мерф.

Правило 2 дает Куперу надежду, что с помощью гравитации он сможет передать квантовые данные назад во времени — передать юной Мерф, чтобы она решила уравнение профессора и эвакуировала человечество с Земли.

В тессеракте Купер действительно путешествует назад относительно времени нашей браны: из времени, в котором Мерф уже старая женщина, во время, когда ей всего десять лет. Он делает это в том смысле, что, глядя на одну из спален в тессеракте, видит Мерф десятилетней. Также он может передвигаться вперед и назад относительно времени нашей браны (времени в спальне) — в том смысле, что он может наблюдать Мерф в различные моменты времени в ее спальне, выбирая, в какую из спален заглянуть. Это не противоречит правилу 1, поскольку Купер не возвращается в нашу брану. Он остается снаружи ее, в трехмерной грани тессеракта, и видит Мерф благодаря лучам света, которые движутся вперед во времени, от Мерф к нему.

Но так же как он не может вернуться в нашу брану во времена десятилетней Мерф, Купер не может посылать Мерф лучи света — это нарушило бы правило 1. Свет может принести ей информацию из личного настоящего Купера, которое для нее является будущим, — информацию из времени, когда она уже старая женщина, информацию, которая в таком случае будет передана назад во времени из одного места нашей браны в другое. Поэтому между десятилетней Мерф и Купером в тессеракте должен быть своего рода односторонний пространственно-временной барьер, подобный зеркалу Гезелла или горизонту событий черной дыры: свет может идти от Мерф к Куперу, но не от Купера к Мерф.

В Кип-версии природа этого барьера проста: Купер в тессеракте всегда находится в будущем десятилетней Мерф. Свет может путешествовать из прошлого в будущее, от Мерф к нему, и не может путешествовать из будущего в прошлое, от него к Мерф.

Однако Купер выясняет, что гравитация способна преодолеть этот односторонний барьер. Гравитационные сигналы могут путешествовать назад во времени, от Купера к Мерф. Сначала мы видим, как Купер в отчаянии выталкивает книги с полки в спальне.

Чтобы объяснить этот эпизод, нужно рассказать еще немного о стержнях спален, как описали мне их Крис и Пол. Давайте остановимся на ближнем синеватом стержне, который я воспроизвел, опустив лишние подробности, на рис. 30.2. Вспомните, что этот стержень — это набор вертикальных сечений спальни Мерф, движущихся вперед во времени спальни по синей стрелке (направо).

Рис. 30.2. Мировая трубка книги в стержне спальни Мерф. Книга и мировая трубка на рисунке гораздо больше, чем должны быть в действительности (Мой набросок от руки.)

Каждый объект в комнате, например книга, — составляющая этого стержня. В сущности, у книги есть собственный стержень, двигающийся вперед во времени по синей стрелке — как составная часть стержня целой комнаты. На сленге физиков такой стержень называется мировой трубкой книги. А стержень каждой частицы вещества книги физики называют мировой линией этой частицы. Посему мировая трубка книги — это пучок мировых линий всех частиц, из которых книга состоит. Крис и Пол тоже взяли на вооружение эту терминологию. Тонкие линии, которые в фильме идут вдоль стержней, — это мировые линии частиц вещества в спальне Мерф.

Купер снова и снова бьет кулаком по мировой трубке книги, порождая гравитационную силу, которая путешествует назад во времени, к тому моменту в спальне Мерф, который Купер видит перед собой, и именно в тот момент гравитация толкает мировую трубку. В результате мировая трубка сдвигается — Купер воспринимает это движение как мгновенный отклик на свои действия. Движение становится волной, которая распространяется влево и вниз по трубке (рис. 30.2). Когда это движение достигает достаточной силы, книга падает с полки.

Путешествие во времени без балка: что я об этом (кажется) знаю

В 1987 году я с подачи Карла Сагана понял кое-что потрясающее о червоточинах. Если законы физики допускают существование червоточин, тогда теория относительности допускает их преобразование в машины времени. Отличный пример этого был открыт год спустя моим близким другом Игорем Новиковым из Москвы. Пример Игоря (рис. 30.3) показывает, что червоточина может превратиться в машину времени естественным путем, без помощи разумных существ.

Рис. 30.3. Червоточина как машина времени

На рис. 30.3 нижнее устье червоточины находится на орбите вокруг черной дыры, а верхнее — вдалеке от нее.

Поскольку черная дыра обладает сильным гравитационным притяжением, эйнштейновский закон искривления времени утверждает, что у нижнего устья червоточины время течет медленнее, чем у верхнего. Медленнее — относительно пути интенсивного гравитационного притяжения, который проходит через внешнюю Вселенную (фиолетовый пунктир). Будем считать, что это дало отставание в один час, то есть если сравнить показания часов во внешней Вселенной, то часы у нижнего устья будут показывать на час меньше, чем часы у верхнего. и дальше это отставание будет расти.

Поскольку внутри червоточины гравитационное притяжение крайне невелико, то, согласно эйнштейновскому закону искривления, время в верхнем устье червоточины течет с той же скоростью, что и в нижнем. Поэтому если сравнивать показания часов для пути сквозь червоточину, отставания не будет — часы будут синхронизированы.

Предположим, расстояние от устья до устья во внешней Вселенной мало настолько, что вы можете пройти его за пять минут по показаниям часов, ну а путь сквозь червоточину займет у вас минуту. В таком случае червоточина уже является машиной времени: вы покидаете верхнее устье по показаниям верхних часов в 2:00 и через внешнюю Вселенную движетесь к нижнему устью, прибыв туда в 2:05 по верхним часам и в 1:05 по нижним. Затем вы за одну минуту добираетесь по червоточине от нижнего ее устья до верхнего. Поскольку относительно пути сквозь червоточину часы сверху и снизу синхронизированы, вы прибудете к верхнему устью в 1:06 по показаниям и тех и других часов. Вы оказались в начальной точке своего путешествия на 54 минуты раньше своего же отбытия в 2:00 и встретили младшую версию самого себя.

Ранее, когда разница по времени между устьями была гораздо меньше, червоточина еще не была машиной времени. Но она стала ею в тот момент, когда нечто, двигаясь с максимально возможной скоростью — скоростью света, — смогло пройти ваш путь и вернуться назад к верхнему устью точно в момент своего отправления.

Если это нечто — квант света (фотон), то выходит, что мы начали с одного фотона, а теперь в начальном месте и в начальное время их уже два. после того как эти два фотона пройдут тот же путь, мы получим в том же месте и в то же время уже четыре фотона, затем восемь, затем шестнадцать. Сквозь червоточину течет крещендо энергии, и, возможно, гравитация этой энергии уничтожит червоточину в тот самый момент, когда она станет машиной времени.

Казалось бы, это несложно предотвратить, просто оградив червоточину от фотонов. Однако кое от чего отгородиться не выйдет — от сверхвысокочастотных квантовых флуктуаций света, флуктуаций, которые неизбежно существуют, согласно законам квантовой физики. В 1990 году Сунг Вон Ким (постдокторант из моей исследовательской группы) и я использовали законы квантовой физики, чтобы рассчитать, во что выльются эти флуктуации. Результатом оказался нарастающий взрыв (рис. 30.4). Сначала мы подумали, что силы такого взрыва недостаточно, чтобы уничтожить червоточину, и она станет машиной времени, несмотря на взрыв. Стивен Хокинг настаивал на обратном. Исход взрыва, сказал он, подчиняется законам квантовой гравитации. Только когда эти законы будут изучены, мы узнаем наверняка, возможны ли путешествия назад во времени.

Рис. 30.4. Квантовые флуктуации света, путешествуя по красному пути, нарастают, приводя к взрыву в тот момент, когда червоточина становится машиной времени

Многие исследователи в течение последних двадцати лет старались найти доказательство или опровержение этой гипотезы Хокинга. Итог, на мой взгляд, остается тем же, что и в начале девяностых, когда мы со Стивеном обсуждали этот вопрос: нас рассудят только законы квантовой гравитации.

Путешествие во времени через балк

Нам, физикам, законы теории относительности кажутся столь универсальными, что мы предполагаем, что они справедливы для балка не меньше, чем для нашей браны. Поэтому Лиза Рэндалл, Раман Сандрам и другие распространили законы Эйнштейна на балк нехитрым способом — добавив пространству одно измерение. Математически такое расширение выглядит просто и изящно, будто намекая, что физики на верном пути. В Кип-версии такое расширение служит исходным пунктом в вычислениях профессора Брэнда и в его попытках разобраться с гравитационными аномалиями.

Если такое умозрительное расширение корректно, тогда в балке время ведет себя в целом так же, как и в нашей бране. В частности, объекты и сигналы в балке, так же как и в бране, могут двигаться в локально замеренном времени (локальном времени балка) лишь в одном направлении — от прошлого к будущему. Они не могут двигаться во времени назад, оставаясь в тех же пространственных координатах. Если в балке путешествие назад во времени допустимо, этого можно достичь, лишь перемещаясь в пространстве балка и вернувшись до начала путешествия, но при этом всегда двигаясь вперед в локальном времени балка. Это аналог путешествия туда-обратно на рис. 30.3 для балка.

Вспомните, что тессеракт — это объект, грани которого обладают тремя пространственными измерениями, а его внутренняя часть — четырьмя. Эта внутренняя часть относится к балку. Все, что мы видим в сценах с тессерактом, происходит в его гранях: Купер, Мерф, спальня Мерф, стержни спальни, мировые трубки книг и часов — все это располагается в гранях тессеракта. Нам не показывают внутреннюю часть тессеракта, да мы и не сможем ее увидеть, поскольку свет распространяется лишь в трех измерениях, а не в четырех. Однако четвертое измерение доступно гравитации.

В Кип-версии, когда Купер видит книгу в спальне Мерф, это происходит благодаря лучам света, которые путешествуют по граням тессеракта (например, красный пунктирный луч на рис. 30.5). А когда Купер сдвигает мировую трубку книги или мировую трубку секундной стрелки, он порождает гравитационный сигнал (гравитационную волну в балке), которая по спирали уходит во внутреннюю, принадлежащую балку часть тессеракта (фиолетовая кривая на рис. 30.5). Сигнал распространяется вперед в локальном времени балка, но назад относительно времени спальни, прибывая раньше своего отправления. Этот сигнал и выталкивает книгу с полки или двигает секундную стрелку часов.

Рис. 30.5. Купер видит книгу, в частности, благодаря лучу света (красный пунктир) и воздействует на книгу с помощью гравитационного сигнала, который распространяется вдоль фиолетовой кривой. Одно из пространственных измерений браны здесь опущено

Прикасаясь к Брэнд через пятое измерение


Стыковка с разбитым Эндюранс

Первое появление

Когда

Интерстеллар – научно-фантастический фильм за авторством Кристофера Нолана. Однако, эта статья не о нём, а о связанном пикабушном меме Это из Интерстеллара.

Что это за мем?

Этот мем представляет собой вот такую конструкцию:

Кто-то: – Откуда это, что за фильм? (Про скриншот фильма, цитату или ещё что-то) +13

Кто-то2: – Интерстеллар. +2

Кто-то3: – Интерстеллар. -12

В последнее время все ответы такого типа стали топиться минусами, даже если искомый фильм и правда был Интерстелларом. Логика Пикабу, ага.

Что за хрень вы нагородили, я не понимат?

Внимание! Если вы не смотрели фильм, не читайте дальнейший текст! Или смиритесь с тем, что он вышел шесть лет назад и интернет полон спойлеров. Я предупредил.

В Интерстелларе есть много сцен, не похожих друг на друга; так, в одном и том же фильме есть:


1. Звук и диалоги.


2. Сюжет (внимание СПОЙЛЕР. — раскрытие всех деталей сюжета).

Недалёкое будущее. Концентрация азота в атмосфере необратимо растёт, что приводит к ухудшению климата и неминуемой гибели человечества. Фермер Купер, в прошлом пилот НАСА, ведёт хозяйство со своей семьёй в американской глубинке, страдая от неурожая и пыльных бурь. Его дочь Мёрф рассказывает о том, что её комнату посещает призрак и сбрасывает книги с полки. Купер, разобравшись, понимает, что аномальные явления не выдумка и даже обнаруживает вместе с дочерью в действиях призрака закономерности. Проанализировав их, он вычисляет координаты некоего объекта, оказавшегося секретным подразделением НАСА.




Купер пересекает горизонт событий и падает в чёрную дыру. Он катапультируется из разрушающегося корабля и через некоторое время его падение замедляется. По радиосвязи с Купером связывается ТАРС, который сообщает, что они попали в пятимерное пространство. Купер рассматривает нечто напоминающее развертку многомерного куба на трёхмерное пространство и видит юную Мёрф и события прошлого до отлёта. Купер предполагает, что таинственная сверхцивилизация — это человечество из будущего, преодолевшее границы бытия и пытающееся теперь помочь своим предкам преодолеть трудный этап развития.


Мёрф принимает полученный сигнал, и пятимерный куб схлопывается. Вскоре в лаборатории НАСА она торжественно заявляет о раскрытии проблемы, над которой бился профессор Бренд. Купер теряет сознание и приходит в себя на больничной койке. Оказывается, что его в скафандре и робота ТАРС выловили в космическом пространстве около Сатурна спустя много лет после того, как он покинул Землю, в возрасте 124 лет (с точки зрения земного наблюдателя).

Читайте также: