Институты международного сотрудничества сообщение

Обновлено: 28.06.2024

Наиболее известными многонациональными организациями являются следующие: Организация Объединенных Наций (ООН). Ее основные цели — поддерживать международный мир и безопасность, развивать дружественные связи между странами, организовывать сотрудничество стран в решении международных проблем, выполнять функции центрального органа по координации усилий разных стран в названных областях.

В ООН имеется Секретариат, Генеральная Ассамблея, Совет безопасности, Экономический и Социальный советы. ООН имеет несколько ведомств, занимающихся проблемами межнациональных корпораций, включая Комиссию по транснациональным корпорациям и Конференцию по торговле и развитию. Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) создана с целью содействия экономическому и социальному благополучию ее членов. В ее составе — 24 страны; имеется более 200 комитетов, занимающихся экономическими проблемами. Организация стран — экспортеров нефти (ОПЕК) смогла установить контроль за ценами и объемом производства в силу высокого спроса на нефть. />Европейское экономическое сообщество (ЕЭС) обеспечило экономическую интеграцию европейских стран со свободным движением ресурсов, гармонизацию политики во всех сферах и единство внешних таможенных тарифов. Теперь эта организация именуется Европейский союз (ЕС) и осуществляет более широкое сотрудничество, чем только экономическое. Основой успеха ЕС является равновесие между общими и национальными интересами, контролируемое и корректируемое четырьмя основными институтами: Комиссией ЕС (разрабатывает и проводит в жизнь политику ЕС), Советам министров (принимает политические решения), Европейским парламентом (формирует предложения для Комиссии ЕС) и Судам (апелляционный суд, действующий в рамках законодательства ЕС). Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН) характеризуется большими различиями стран по признаку эконо

мической мощи, которые пытаются сотрудничать во многих сферах, включая промышленность и торговлю.

Лига арабских государств. Это больше политическая организация, цель которой — упрочивать связи и координировать политику стран-членов (22 ближневосточные и североафриканские страны).

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ Назовите основные мотивы, побуждающие фирмы осуществлять международный бизнес. Охарактеризуйте основные виды международного бизнеса. Какими факторами характеризуется внешняя среда международного бизнеса? Охарактеризуйте наиболее распространенные концепции международной торговли. Что такое “иностранная валюта” и как работают валютные рынки? Охарактеризуйте международную денежную систему. Опишите цель и принципы работы международных банков и основных многонациональных институтов международного сотрудничества.

1. Дэниелс Дж., Радеба Л. Международный бизнес: внешняя среда и деловые операции: Пер. с англ. — 6-е изд. — М.: Дело ЛТД, 1994.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕСТ НА МАКИАВЕЛЛИЗМ[††]

В основе авторитарных типов руководства лежит так называемый макиавеллизм. Этот стиль руководства назван в честь Никколо Макиавелли, который в 1532 г. в книге “Монарх” выдвинул идею, что правителю не нужно беспокоиться при выборе средств, ведущих к необходимым конечным результатам, поскольку “цель оправдывает средства”.

В США разработано множество тестов для определения склонности различных типов руководителей к макиавеллизму. В этих тестах люди делятся на категории: “высокая степень макиавеллизма” и “низкая степень макиавеллизма”. Приведем один из таких тестов.


В условиях всемирной глобализации, интеграции экономик, унификации законодательств и стирания границ между странами уже невозможно принимать решения единолично. Необходимо согласовывать намерения по разным вопросам с остальными участниками мирового сообщества. Наряду с государствами, важными членами мировой политики являются международные организации. Конфликты между группами людей и странами, террористические группировки, изменения климата, геополитика, разработка арктического шельфа, исчезновение редких видов животных – это далеко не полный список вопросов, которые требуют их участия. Противостоять новым вызовам современности возможно только общими усилиями.

Определение

участие в международных организациях

Международная организация является добровольным союзом государств-участников, создаваемым для сотрудничества в сферах экономики, политики, культуры, экологии, безопасности. Вся их деятельность основывается на международных договорах. Характер взаимодействия может быть как межгосударственным, так и негосударственным, на уровне общественных объединений.

Признаки

В основе любой международной организации лежат минимум шесть основных признаков:

  • Любая организация должна быть создана и действовать в соответствии с международными стандартами права. Обычно, при создании подобного объединения все члены-государства подписывают международную конвенцию, протокол или соглашение, которое гарантирует выполнение всех обязательств, взятых на себя участниками.
  • Деятельность международных организаций регламентируется ее Уставом, в котором обозначаются цели, задачи, принципы, структура объединения. Положения Устава не должны противоречить нормам международного права.

международные организации стран

  • Наличие прав и обязанностей всех участников. Обычно они равны для любого члена объединения. Также они не должны отменять самостоятельные права участников. Суверенитет государства не может попираться. Права международных организаций определяют статус объединения, регламентируют вопросы их создания и деятельность.
  • Постоянная или регулярная деятельность, сессии, совещания между членами для урегулирования международных вопросов.
  • Принятие решений простым большинством голосов участников организации или посредством консенсуса. Окончательные решения фиксируются на бумаге и подписываются всеми участниками.
  • Наличие штаб-квартиры и органов управления. Не редко в качестве последнего выступает Председатель организации. Председательствуют участники по очереди, ограниченный временной промежуток.

Классификация

международные организации

Какие международные организации существуют? Все объединения подразделяются в зависимости от нескольких критериев.

Межправительственные. Создаются на основе соглашения между правительствами стран-участниц. Членами являются государства, интересы которых в организации представляют государственные служащие

Неправительственные. Отношения в этих объединениях не регламентированы правительственными соглашениями. Членом может стать любая страна, согласная с целями и задачами организации. Ярким примером является Международная торговая палата

  • отраслевые - это организации, интересы которых не выходят за рамки определенной сферы, например, экологии или экономики;
  • профессиональные - это объединения специалистов одной отрасли, к таким организациям относятся Международное Содружество адвокатов или Международная Федерация бухгалтеров;
  • проблемные - организации, призванные решать общие глобальные и региональные проблемы,в эту категорию чаще всего попадают объединения по урегулированию конфликтов, такие как Совет Безопасности ООН и т. д.

Универсальные. Круг вопросов, рассматриваемых организацией, не ограничивается одной сферой жизни. Государства-участники вправе вносить на рассмотрение любые вопросы. Ярким примером является ООН

Всемирные - мировые международные организации, в состав которых могут входить любые страны, вне зависимости от географического месторасположения. Чаще всего эти объединения имеют большое количество участников. Примеры: Всемирная организация здравоохранения, Всемирная метеорологическая организация

Межрегиональные - это содружества государств в пределах нескольких регионов, объединенных общей идеей или проблемой. К таковым можно причислить Организацию исламского сотрудничества

Региональные - организации, включающие в свой состав государства одного региона для решения внутренних вопросов. Примером может служить СНГ (Содружество Независимых Государств) или Совет государств Балтийского моря

Формальные - это объединения, в которых встречи участников носят формальный характер. То есть каждому участнику отведена своя роль, все встречи документируются, отношения между членами обезличены. Такие организации имеют аппарат управления и свои властные органы. Примером является ОПЕК (Организация стран - экспортеров нефти)

Неформальные - организации, взаимодействие в которых носит неформальный характер на постоянной основе. К ним относятся такие гиганты, как Большая двадцатка и Парижский клуб стран-кредиторов

Одна организация может подходить сразу под несколько критериев.

Список ключевых международных организаций

По данным 2017 года, в мире насчитывается 103 всемирные организации. Некоторые из них являются постоянно действующими, другие собираются для сессий.

Африканский союз

международная организация государств

Это международная межправительственная организация, в состав которой входит 55 государств-участников. Главной целью объединения является всестороннее сотрудничество и развитие африканских государств и народов. В сферу интересов входит экономика, торговля, безопасность, образование, здравоохранение, сохранение дикой природы, защита прав человека и многое другое.

Азиатско-Тихоокеанское экономическое содружество

Международная региональная организация, сферой интересов которой служат экономика и торговля в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Объединение выступает инициатором создания беспрепятственной и свободной торговли между странами-участницами.

Андское сообщество наций

Международное региональное объединение стран Южной Америки. Имеет социально-экономическую направленность. Члены сообщества выступают за интеграцию государств Латинской Америки.

Совет Арктики

международной организацией является

В это международное содружество входит восемь государств. Его целью является сохранение природы в арктическом регионе, минимизация ущерба, наносимого природе во время разработки шельфов.

Ассоциация стран Юго-Восточной Азии

Это международная организация государств Юго-Восточной Азии. Круг вопросов, рассматриваемых объединением, не ограничен, но основная проблематика касается создания зон торговли. В состав входит 10 стран. В 2006 году между Россией и Ассоциацией подписана декларация, позволяющая сотрудничать государствам в рамках проводимых Ассоциацией встреч.

Банк международных расчетов

деятельность международных организаций

Это финансовая организация. Ее целью является укрепление сотрудничества между Центробанками разных стран и упрощение международных расчетов.

Всемирная ассоциация операторов атомных электростанций

Организация, членами которой выступают страны, эксплуатирующие атомные станции. Цель и миссия организации заключается в создании условий безопасного использования атомной энергии, повышении безопасности атомных электростанций.

Всемирная торговая организация

Многосторонняя международная организация, страны-члены которой являются участниками Генерального соглашения по тарифам и торговле. Призвана создать условия для либерализации торговли участников. Одна из самых многочисленных организаций, в ее состав входит 164 члена.

Международное агентство по атомной энергии

Организация, целью которой является способствование безопасному использованию атомной энергии. Также агентство препятствует распространению атомного оружия.

какие бывают международные организации

Организация объединенных наций – объединение, созданное после Второй мировой войны 50 странами-участницами для поддержания мира и безопасности на планете. На данный момент ООН является самой влиятельной организацией в мире. Кроме поддержания мира ООН теперь занимается широким кругом глобальных проблем. Какие международные организации входят в ООН? Всего насчитывается 16 учреждений. В состав организации входят такие специализированные международные объединения:

  1. Всемирная метеорологическая организация – орган ООН, в компетенцию которого входят вопросы метеорологии, глобального потепления и взаимодействие атмосферы с мировым океаном.
  2. Всемирная организация по здравоохранению – учреждение ООН, призванное решать международные проблемы в сфере здравоохранения населения Земли. Организация активно способствует повышению уровня медицинских услуг, гигиены, вакцинации населения в мире. В состав структуры входит 194 страны.
  3. Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры, более известная под аббревиатурой ЮНЕСКО. Объединение занимается вопросами образования и устранения неграмотности, дискриминации в образовании, изучением разных культур и социальной сферы жизни человечества. ЮНЕСКО активно участвует в борьбе с гендерным неравенством, играет огромную роль в решении широкого круга проблем Африканского континента.
  4. ЮНИСЕФ, или Международный чрезвычайный детский фонд ООН занимается всесторонней помощью институту материнства и детства. Среди основных целей фонда снижение детской смертности, снижение летальных исходов у беременных женщин, продвижение начального образования среди детей.
  5. Международная организация труда – специальное учреждение ООН, отвечающее за вопросы регулирования трудовых отношений как внутри стран, так и на международном рынке труда.

Участие России в глобальных организациях

право международных организаций

Российская Федерация принимает активное участие в жизни мирового сообщества и является постоянным членом большого количества всемирных организаций, рассмотрим основные из них:

Telegram
Facebook
Instagram
Twitter
Vkontakte
RSS
Yandex.Dzen

SPIN РИНЦ: 6872-5326
ORCID: 0000-0003-3267-0335
ResearcherID: E-9365-2014
Scopus AuthorID: 56322540000

Международные институты – самое значительное достижение ХХ века, которое сейчас становится его пережитком. Как, впрочем, и большинство институтов на национальном уровне, также созданных в эпоху индустриализации, от начала которой нас отделяет уже почти 150 лет.

Главные причины в том, что за несколько десятилетий процветания институты, во-первых, не смогли преодолеть фатальную зависимость от баланса сил своих участников, а во-вторых, в случае своей успешности они развивали коллективный эгоизм, существенно превосходящий тот, на который способны отдельные государства.


Попытки сохранить международные институты в существующем виде могут лишь ещё больше дискредитировать саму идею систематического сотрудничества государств по решению наиболее важных и представляющих угрозу для всех проблем.


Драматические события 2020 г. привлекли всеобщее внимание к вопросу о международных институтах, поскольку их роль и место в ответах на важнейшие вызовы безопасности оказалась ничтожной – и глобально, и регионально. Этот диагноз в равной степени относится к Организации Объединённых Наций, парализованной принципиальным разногласиями между её лидерами, Европейскому союзу или Всемирной организации здравоохранения. Мы можем долго настаивать, что альтернативы этим и остальным институтам нет. Но такие утверждения основаны на опыте решения важных проблем середины прошлого столетия или, что еще более распространено, связаны с отсутствием пока признаваемых альтернатив институционализации международной политики.

Однако любая практика хороша до тех пор, пока следование ей не начинает создавать больше проблем, чем позитивных результатов. В таком случае сотрудничество государств в рамках институтов сохраняет, конечно, функцию сокращения транзакционных издержек. Более того, в полном соответствии с логикой либерального институционализма, они повышают, хотя и незначительно, взаимосвязанность государств и относительную предсказуемость их намерений. Но чем больше институты не успевают за динамикой внутреннего баланса сил, тем острее неудовлетворённость участников.

Изменение баланса сил внутри европейской интеграции после объединения Германии оказалось настолько масштабным, что его последствия не могут компенсировать никакие частные выгоды, получаемые от проекта более слабыми странами-участницами. И речь не о маленьких и незначительных государствах. Первый в истории интеграции пример выхода из неё (Великобритания) связан именно с тем, что базовые интересы и ценности страны оказалось невозможно обеспечить в рамках института Европейского союза. Резкий сдвиг силовых возможностей в пользу Китая и реакция на это со стороны США привёл к параличу, например, Всемирной организации здравоохранения.

Однако при нарастании разнообразия факторов силы в международных делах, а точнее – сфер, где государства вступают между собой в силовые отношения, торг между главными участниками становится постоянным и повсеместным. Более того, к нему присоединяются меньшие по возможностям державы, и остановить их, не прибегая к массированному силовому воздействию уже невозможно.


Каждый из пяти постоянных членов Совета Безопасности ООН может за несколько минут решить проблему присутствия в международной политике, например, Турции или Северной Кореи.


Однако в современном многообразном контексте их сила теряет уже не только наступательные, но и оборонительные возможности в отношении их собственных интересов и ценностей. В результате ООН, конечно, уберегает нас от ада всеобщего ядерного конфликта, но даже главенствующие в них страны-олигархи и их коллективный орган не способны остановить конкретный кровопролитный конфликт на Южном Кавказе или движение Пхеньяна к собственному ядерному потенциалу. Принцип баланса сил, лежащий в основе глобального института безопасности, уже не просто ведёт к его дезорганизации в результате торга основных участников между собой, но и просто лишает ООН всякого практического смысла. В свою очередь отказ от этого принципа немедленно вернёт ООН к состоянию Лиги Наций, последствия чего для международной безопасности хорошо известны.


Политика Евросоюза в отношении соседей, будь то Россия, Турция или США, за последние тридцать лет содержит огромное количество примеров эгоистического поведения.


Несмотря на то, что в отдельных случаях страны – члены ЕС на индивидуальном уровне были готовы учитывать интересы партнёра, они неизбежно подчинялись его воле, действуя в рамках коллектива. Их моральные или даже корыстные интересы буквально парализованы.

Углублённое региональное сотрудничество не является убедительным ответом на распад системы управления миром в глобальном масштабе. Более того, чем сильнее такое сотрудничество, тем больше проблем для международной безопасности оно создаёт, когда осуществляется в рамках традиционных институтов-коллективов.

В силу неизбежности двух описанных выше вызовов международные институты сейчас – часть не решения, а проблемы глобального порядка. На внутриобщественном уровне в период пандемии коронавируса мы видели удивительные примеры взаимодействия людей вне институтов – взаимная поддержка, создание новых сетей применительно к конкретным проблемам, с которыми сталкивается человек. Эти формы не стали возвращением к архаике – семейным ценностям или мафиозно-сетевой организации в обществе.

Институты, которые помогли сгладить последствия индустриализации и разрушения традиционного общества в Европе во второй половине XIX – начале XX века, оттесняются новыми формами взаимодействия людей. В международной политике институты, которые мы знаем, также стали ответом на вызовы всеобщего и убийственного характера войны. Но сейчас мир государств сталкивается с новыми вызовами и обладает новыми возможностями. Поэтому на смену существующим институтам через двадцать-тридцать лет также придут организационные формы, которые мы пока даже не можем представить.

Главными в мировой политике являются те, кто победил в последней большой войне. После следующей большой войны, может быть, появится другой список стран-победителей. Но её, скорее всего, не будет. Значит ли это, что ООН сохранится в своём нынешнем виде? Или она будет меняться? Или вообще исчезнет? Об этом поговорили на последнем лектории СВОП с Тимофеем Бордачёвым.

Telegram
Facebook
Instagram
Twitter
Vkontakte
RSS
Yandex.Dzen

SPIN РИНЦ: 6872-5326
ORCID: 0000-0003-3267-0335
ResearcherID: E-9365-2014
Scopus AuthorID: 56322540000

Международные институты – самое значительное достижение ХХ века, которое сейчас становится его пережитком. Как, впрочем, и большинство институтов на национальном уровне, также созданных в эпоху индустриализации, от начала которой нас отделяет уже почти 150 лет.

Главные причины в том, что за несколько десятилетий процветания институты, во-первых, не смогли преодолеть фатальную зависимость от баланса сил своих участников, а во-вторых, в случае своей успешности они развивали коллективный эгоизм, существенно превосходящий тот, на который способны отдельные государства.


Попытки сохранить международные институты в существующем виде могут лишь ещё больше дискредитировать саму идею систематического сотрудничества государств по решению наиболее важных и представляющих угрозу для всех проблем.


Драматические события 2020 г. привлекли всеобщее внимание к вопросу о международных институтах, поскольку их роль и место в ответах на важнейшие вызовы безопасности оказалась ничтожной – и глобально, и регионально. Этот диагноз в равной степени относится к Организации Объединённых Наций, парализованной принципиальным разногласиями между её лидерами, Европейскому союзу или Всемирной организации здравоохранения. Мы можем долго настаивать, что альтернативы этим и остальным институтам нет. Но такие утверждения основаны на опыте решения важных проблем середины прошлого столетия или, что еще более распространено, связаны с отсутствием пока признаваемых альтернатив институционализации международной политики.

Однако любая практика хороша до тех пор, пока следование ей не начинает создавать больше проблем, чем позитивных результатов. В таком случае сотрудничество государств в рамках институтов сохраняет, конечно, функцию сокращения транзакционных издержек. Более того, в полном соответствии с логикой либерального институционализма, они повышают, хотя и незначительно, взаимосвязанность государств и относительную предсказуемость их намерений. Но чем больше институты не успевают за динамикой внутреннего баланса сил, тем острее неудовлетворённость участников.

Изменение баланса сил внутри европейской интеграции после объединения Германии оказалось настолько масштабным, что его последствия не могут компенсировать никакие частные выгоды, получаемые от проекта более слабыми странами-участницами. И речь не о маленьких и незначительных государствах. Первый в истории интеграции пример выхода из неё (Великобритания) связан именно с тем, что базовые интересы и ценности страны оказалось невозможно обеспечить в рамках института Европейского союза. Резкий сдвиг силовых возможностей в пользу Китая и реакция на это со стороны США привёл к параличу, например, Всемирной организации здравоохранения.

Однако при нарастании разнообразия факторов силы в международных делах, а точнее – сфер, где государства вступают между собой в силовые отношения, торг между главными участниками становится постоянным и повсеместным. Более того, к нему присоединяются меньшие по возможностям державы, и остановить их, не прибегая к массированному силовому воздействию уже невозможно.


Каждый из пяти постоянных членов Совета Безопасности ООН может за несколько минут решить проблему присутствия в международной политике, например, Турции или Северной Кореи.


Однако в современном многообразном контексте их сила теряет уже не только наступательные, но и оборонительные возможности в отношении их собственных интересов и ценностей. В результате ООН, конечно, уберегает нас от ада всеобщего ядерного конфликта, но даже главенствующие в них страны-олигархи и их коллективный орган не способны остановить конкретный кровопролитный конфликт на Южном Кавказе или движение Пхеньяна к собственному ядерному потенциалу. Принцип баланса сил, лежащий в основе глобального института безопасности, уже не просто ведёт к его дезорганизации в результате торга основных участников между собой, но и просто лишает ООН всякого практического смысла. В свою очередь отказ от этого принципа немедленно вернёт ООН к состоянию Лиги Наций, последствия чего для международной безопасности хорошо известны.


Политика Евросоюза в отношении соседей, будь то Россия, Турция или США, за последние тридцать лет содержит огромное количество примеров эгоистического поведения.


Несмотря на то, что в отдельных случаях страны – члены ЕС на индивидуальном уровне были готовы учитывать интересы партнёра, они неизбежно подчинялись его воле, действуя в рамках коллектива. Их моральные или даже корыстные интересы буквально парализованы.

Углублённое региональное сотрудничество не является убедительным ответом на распад системы управления миром в глобальном масштабе. Более того, чем сильнее такое сотрудничество, тем больше проблем для международной безопасности оно создаёт, когда осуществляется в рамках традиционных институтов-коллективов.

В силу неизбежности двух описанных выше вызовов международные институты сейчас – часть не решения, а проблемы глобального порядка. На внутриобщественном уровне в период пандемии коронавируса мы видели удивительные примеры взаимодействия людей вне институтов – взаимная поддержка, создание новых сетей применительно к конкретным проблемам, с которыми сталкивается человек. Эти формы не стали возвращением к архаике – семейным ценностям или мафиозно-сетевой организации в обществе.

Институты, которые помогли сгладить последствия индустриализации и разрушения традиционного общества в Европе во второй половине XIX – начале XX века, оттесняются новыми формами взаимодействия людей. В международной политике институты, которые мы знаем, также стали ответом на вызовы всеобщего и убийственного характера войны. Но сейчас мир государств сталкивается с новыми вызовами и обладает новыми возможностями. Поэтому на смену существующим институтам через двадцать-тридцать лет также придут организационные формы, которые мы пока даже не можем представить.

Главными в мировой политике являются те, кто победил в последней большой войне. После следующей большой войны, может быть, появится другой список стран-победителей. Но её, скорее всего, не будет. Значит ли это, что ООН сохранится в своём нынешнем виде? Или она будет меняться? Или вообще исчезнет? Об этом поговорили на последнем лектории СВОП с Тимофеем Бордачёвым.

Читайте также: