Инициатор отправляющий сообщение это коммуникант

Обновлено: 05.07.2024

Необходимо отдавать себе отчет, что именно адресанту коммуникативный акт обязан своим возникновением. Мысль эта тривиальна, но ее обсуждение необходимо для того, чтобы составить представление о том, до какой степени значителен сам факт инициации коммуникативного акта.

Под подготовительными условиями мы будем понимать следующее:

1. Совокупность обстоятельств на момент начала коммуникации, делающих ее возможной.

2. Соответствие / несоответствие требованиям конвенциональности.

Под подготовительными условиями необходимо понимать набор обстоятельств, делающих коммуникативный акт возможным. Набор этих обстоятельств следующий:

1) потребность или желание адресата инициировать коммуникативный акт;

2) готовность адресанта к речевому действию (наличие некоторой коммуникативной стратегии);

3) понимание адресатом мотива адресанта;

4) идентификация адресатом мотива адресата в качестве достаточного основания для начала коммуникативного акта;

5) единство коммуникантов во взгляде на предстоящий коммуникативный акт;

6) обозначение (или осознание) коммуникантами момента начала речевого взаимодействия.

Нарушение условия 5: Коммуникативный акт не состоится. Разговор, для которого есть все основания так и не начнется.

Все вышесказанное имеет универсальный характер и применимо для всехкоммуникативных актов.

Применительно для некоторых частных случаев речевого взаимодействия в качестве подготовительных условий могут быть рассмотрены следующие дополнительные условия:

условия истинности информации,

условия соответствующего психологического состояния собеседников.




Второе условие – конвенциональный характер коммуникативных актов.

Под конвенцией понимаются принятые в данном обществе (и регламентируемые данным обществом) формы взаимодействия, в том числе и речевого.

Вопрос конвенциональности речевого взаимодействия до конца не решен. Существуют открытые проблемы, типа:

- все ли коммуникативные акты, в которые мы вступаем, имеют конвенциональную природу (т.е. могут быть расписаны как определенный регламент);

- в одинаковой ли степени конвенциональны различные типы коммуникативных актов.

Для нас же, не смотря на существующие вопросы, главное осознать:

2) что коммуникативные акты, ориентированные на конвенции разных видов, конвенциональны в разной степени, кроме того, участники коммуникации по-разному смотрят на роль конвенции (от полного ее принятия, до полного ее игнорирования), выбирая разные конвенциональные модели к одним и тем же речевым актам.

Можно ли представить себе такое лицо, которое бы было наделено абсолютной властью обращаться к речевой ситуации любого типа, открывая любой, желательный ему,коммуникативный акт? Едва ли.

Даже полководец (при жесткой армейской субординации) может послать солдата на верную смерть, но не может заставить его жениться на собаке.

Можно сказать, что конвенциональность подразумевает соотношение потребности (желания), начать тот или иной коммуникативный акт с самой возможностью коммуникативного акта подобного типа.

Таким образом, тривиальное суждение о том, что адресант – это тот человек, которому коммуникативный акт обязан своим возникновением, привело нас к некоторым серьезным законам коммуникации: правилам инициации коммуникативного акта, ответственность за исполнение которых несет адресант, и нарушение указанных правил ведет к коммуникативным просчетам.

Правила инициации адресантом коммуникативного акта можно представить в трех моделях.

Модель 1. От меня не ждут инициации никакого коммуникативного акта.

Модель 2. От меня ждут инициации данного коммуникативного акта.

Модель 3. От меня ждут инициации другого коммуникативного акта.

Необходимо отдавать себе отчет, что именно адресанту коммуникативный акт обязан своим возникновением. Мысль эта тривиальна, но ее обсуждение необходимо для того, чтобы составить представление о том, до какой степени значителен сам факт инициации коммуникативного акта.

Под подготовительными условиями мы будем понимать следующее:

1. Совокупность обстоятельств на момент начала коммуникации, делающих ее возможной.

2. Соответствие / несоответствие требованиям конвенциональности.

Под подготовительными условиями необходимо понимать набор обстоятельств, делающих коммуникативный акт возможным. Набор этих обстоятельств следующий:

1) потребность или желание адресата инициировать коммуникативный акт;

2) готовность адресанта к речевому действию (наличие некоторой коммуникативной стратегии);

3) понимание адресатом мотива адресанта;

4) идентификация адресатом мотива адресата в качестве достаточного основания для начала коммуникативного акта;

5) единство коммуникантов во взгляде на предстоящий коммуникативный акт;

6) обозначение (или осознание) коммуникантами момента начала речевого взаимодействия.

Нарушение условия 5: Коммуникативный акт не состоится. Разговор, для которого есть все основания так и не начнется.

Все вышесказанное имеет универсальный характер и применимо для всехкоммуникативных актов.

Применительно для некоторых частных случаев речевого взаимодействия в качестве подготовительных условий могут быть рассмотрены следующие дополнительные условия:

условия истинности информации,

условия соответствующего психологического состояния собеседников.

Второе условие – конвенциональный характер коммуникативных актов.

Под конвенцией понимаются принятые в данном обществе (и регламентируемые данным обществом) формы взаимодействия, в том числе и речевого.

Вопрос конвенциональности речевого взаимодействия до конца не решен. Существуют открытые проблемы, типа:

- все ли коммуникативные акты, в которые мы вступаем, имеют конвенциональную природу (т.е. могут быть расписаны как определенный регламент);

- в одинаковой ли степени конвенциональны различные типы коммуникативных актов.

Для нас же, не смотря на существующие вопросы, главное осознать:

2) что коммуникативные акты, ориентированные на конвенции разных видов, конвенциональны в разной степени, кроме того, участники коммуникации по-разному смотрят на роль конвенции (от полного ее принятия, до полного ее игнорирования), выбирая разные конвенциональные модели к одним и тем же речевым актам.

Можно ли представить себе такое лицо, которое бы было наделено абсолютной властью обращаться к речевой ситуации любого типа, открывая любой, желательный ему,коммуникативный акт? Едва ли.

Даже полководец (при жесткой армейской субординации) может послать солдата на верную смерть, но не может заставить его жениться на собаке.

Можно сказать, что конвенциональность подразумевает соотношение потребности (желания), начать тот или иной коммуникативный акт с самой возможностью коммуникативного акта подобного типа.

Таким образом, тривиальное суждение о том, что адресант – это тот человек, которому коммуникативный акт обязан своим возникновением, привело нас к некоторым серьезным законам коммуникации: правилам инициации коммуникативного акта, ответственность за исполнение которых несет адресант, и нарушение указанных правил ведет к коммуникативным просчетам.

Правила инициации адресантом коммуникативного акта можно представить в трех моделях.

Наиболее активной стороной коммуникации является коммуникатор-это человек, который хочет передать какую-либо информацию получателю, он заинтересован в передаче информации и прилагает для этого определенные усилия независимо от сферы, в которой происходит общение.

Коммуникатор - инициатор коммуникативных связей, - это человек (или группа лиц), влияющий на окружающих (партнера) адресно и целесообразно, подбирая действия, слова, интонации и формулировки, для того чтобы получить нужную реакцию или ответ.

- человек-коммуникатор входит в общение, имея свои, определенные и заранее сформулированные цели;

- человеку-коммуникатору нужен результат, и когда этот результат можно получить с помощью открытого и прямого взаимодействия, человек-коммуникатор будет действовать прямо и открыто. Если более эффективно в конкретной ситуации действовать более скрыто, используя обходные пути, Человек-коммуникатор пойдет обходными путями. Ничего личного - просто эффективность;

- человек-коммуникатор готов к тому, что его партнер будет действовать так же, и подобные скрытые действия, хотя и по определению являются манипуляциями, так не квалифицируются. Просто - профессиональные приемы.

Η. Н. Богомолова предлагает целостную социально-психологическую модель коммуникатора, в которой выделяются два ряда характерных коммуникативных отношений:

Коммуникатор - аудитория.

Каждый ряд отношений включает свой набор характеристик коммуникатора, которые можно разбить на пять смыслообразующих факторов:

1) компетентность - определяет уровень знаний и умений коммуникатора, насколько хорошо и грамотно он разбирается в обсуждаемых вопросах (у коммуникатора может быть высокий, средний и низкий уровни компетентности);

2) искренность - демонстрируемая, возможно и неискренняя, вера коммуникатора в то, что он говорит, декларируемая убежденность в своей позиции;

4) знание и уважение аудитории - определяет, насколько хорошо коммуникатор знает особенности аудитории, уровень ее притязаний, потребностей и увлечений;

5) коммуникабельность - умение вести плодотворную беседу, приятно общаться, располагать к себе собеседника, создавать доброжелательную атмосферу взаимодействия.

Важными факторами общения с конкретным коммуникатором являются его престижность, надежность, доверительность.

Выделяются типы коммуникаторов:

Люди престижа - те, кто определяют содержание и каналы передачи информации. Как правило, они транслируют такие качества, как статусность, официальность, или, наоборот, независимость, самостоятельность;

Лидер мнений (ключевой коммуникатор) - член общества, к мнению которого прислушивается большинство.

Среди наиболее распространенных типов профессионалов-коммуникаторов можно назвать следующие: специалист по связям с общественностью; имиджмейкер; пресс-секретарь; специалист по рекламе и т.д.

Коммуникант; типы коммуникантов.

2. Мобильный коммуникант - легко входит в разговор, переходит с темы на тему, говорит много, интересно и с удовольствием, не теряется в незнакомой ситуации общения, увлекается в процессе разговора настолько, что иногда следует возвращать его к теме разговора;

4. Интровертный коммуникант не стремится овладеть инициативой в процессе общения, характеризуется застенчивостью и скромностью, ощущает скованность в неожиданной ситуации. При общении с такой личностью следует постоянно осуществлять фатическую функцию, при вербальном и невербальном общении, не перебивать.

Общение, коммуникация осуществляется, как правило, с целью передать кому-либо заинтересованному определенные сведения, известные вам, но новые для собеседника факты, некие знания. Именно так – знания, сведения, факты – трактуется информация. Однако такое определение отражает только самый поверхностный слой этого понятия.

Для передачи информации необходимо наличие двух или более участников. Их взаимоотношения строятся по принципу отражения. В результате информационного взаимодействия отдельные свойства, качества, стороны одного объекта заимствуются другим, и этот другой несет в себе, в своей структуре следы воздействия. Таким образом осуществляется движение информации.

Субъекты, участвующие в информационном обмене, имеют разную природу, уровень развития, структуру, содержание. В силу этого отражение не может быть абсолютно тождественным и адекватным, таким, чтобы каждому элементу отражаемого объекта соответствовал элемент отражения, и наоборот.

Информация может быть охарактеризована с различных точек зрения. Наиболее важно для информационного обмена в социуме выделение пяти видов информации в соответствии с органами чувств человека:

Ø визуальная (зрительная),

Ø аудиальная (звуковая),

Значительную часть информации (более 90%), актуальной для общения в социуме, человек получает и распространяет через зрительный и слуховой каналы.

Любой исследуемый объект может быть охарактеризован с точки зрения его свойств. Свойства информации, отличающие ее от других материальных объектов, делятся на две группы: 1) атрибутивные и 2) ценностные.

Атрибутивные свойства присущи самому объекту, проявляются в любой ситуации и не зависят от человека, его воли и желания:

· способность информации множить разнообразие окружающего мира, а также путем образования информационных связей упорядочить это многообразие, приводя к качественной определенности;

· неотрывность материального носителя и языковая природа информации;

· дискретность информации – свойство передаваться, храниться и использоваться по частям;

· избыточность – свойство информации многократно дублироваться в структуре материального носителя, гарантирующее устойчивость информации и надежность ее передачи;

· рассеяние – способность информации к хаотичному, неконтролируемому распространению во времени и пространстве, в силу чего затрудняется ее использование. Это свойство отражает стремление информации расширить поле своего влияния;

· концентрация – сужение поля возможного распространения информации, ограничение ее распространения различного рода рамками. Одновременно оно характеризует способность путем отражения в структуре материального носителя накапливаться и сохраняться во времени.

Ценностные свойства информации определяют ее полезность для человека (полезна, бесполезна, вредна) и характеризуются такими понятиями, как полнота и достоверность.

Полнота информации определяется степенью адекватности воспроизведения информации в материальном носителе. Полной мы считаем информацию, которая содержит совокупность всех сторон объекта, дает наиболее адекватную его характеристику, позволяет вычленить главное и отсечь несущественное.

Механизм распространения информации затруднен из-за специфических свойств ее распространения в материальном мире и психофизиологических особенностей ее восприятия человеком. Изначально препятствием являются пространство и время.

Пространственная и временная ограниченность преодолевается на уровне конкретного индивида. Эволюционно сформировался человеческий мозг, в структуре нервных связей которого фиксируются образы воспринимаемой информации, а передвигаясь в пространстве и распространяя информацию, человек сам выступает в качестве ее материального носителя.

Непременным условием фиксации информации является ее кодирование, которое понимается как специально выработанная система правил (приемов) записи информации.

Основные понятия кодирования – это знак, код и язык, с помощью которых информация фиксируется и передается во времени и пространстве.

Знак – это минимальная значащая единица в системе языка, обладающая материальной (чувственно воспринимаемой) оболочкой и значением.

Код – это набор знаков, упорядоченных в соответствии с определенными правилами того или иного языка.

Любой язык предназначен для общения, то есть для передачи информации. В этой связи любой язык представляет собой семиотическую (знаковую) систему, где каждый знак наделен определенным значением, а их упорядоченное соотношение служит для формирования и передачи мысли.

Наиболее понятным для нас является используемый для передачи информации естественный язык, сформировавшийся в ранние периоды развития социума, когда человек осознал необходимость общения и попытался найти пути и средства обмена информацией.

Любой национальный язык рассматривается как развивающаяся, открытая система, подверженная различным изменениям. Декларируемая универсальность языка ограничена, поскольку в определенных ситуациях использование естественного языка затруднено, ограничено или вообще невозможно. Это определило необходимость создания специальных систем для обмена информацией, которые получили название искусственных языков (искусственных знаковых систем).

0. Умение влиять на точку зрения или поведение других людей ценилось еще в глубокой древности. Война всех против всех разрушает общество. Для нейтрального сосуществования с окружающими требуется хоть иногда в чем-то с ними соглашаться. Языки, храмы, литература, искусство, деньги и т.д. – результаты такого согласия. Достигается оно коммуникацией.

В общем плане коммуникацию можно представить как передачу того или иного содержания от одного сознания (массового или индивидуального) к другому. Коммуникация — это процесс обмена информацией, пересылка сведений от точки передачи отправления к точке приема без изменения последовательности или структуры содержания.

Коммуникация ориентирована на достижение, сохранение или обновление консенсуса как основного фактора солидарности и стабильности общества. Коммуникация является неотъемлемой частью системы действий: лишь достигая понимания относительно ситуации действия, субъекты могут адекватно действовать. Понимание представляет собой механизм координации действий, в значительной степени опирающийся на многоуровневую систему знаний.

Консенсус (лат. consensus – согласие) – согласованное мнение.

Дискурс — логически целостная, опосредованная, социально обусловленная единица коммуникации. В теории коммуникации дискурс — это социальный процесс, в который включен текст.



Адресант (коммуникатор) — инициатор коммуникации, осуществляет определенные, запланированные коммуникативные подходы.

Цель и задачи коммуникации / предмет коммуникации / контекст коммуникации / функции коммуникации.

Канал коммуникации (личный, опосредованный).

Обратная связь / эффективность коммуникации.

В задачи специалиста по связям с общественностью входит:

- определять цели коммуникации,

- заботиться о преодолении информационных барьеров с целью повышения эффективности коммуникации (в частности, решить эту проблему помогает знание основ журналистики),

Предмет коммуникации — это та часть внутреннего или внешнего мира реципиента, на которую коммуникатор воздействует.

а) сначала воспринимается,

б) затем интерпретируется, осмысливается

в) и только после этого оно может быть принято или нет,

то предметом любого коммуникативного воздействия является, в первую очередь, духовно-психологическая сфера человека, а затем – его поведение, состояние или отношение. Духовно-психологическая сфера человека наиболее подвержена изменениям и уязвима. Она чаще всего используется в коммуникации как посредник для изменения его эмоционального, познавательного, поведенческого аспектов. Это означает, что одной и той же коммуникативной цели можно добиться, воздействуя на разные духовно-психологические стороны человека, а одни и те же формы воздействия на разных людей приводят иногда к противоположным результатам. Исходя из этого, коммуникативное воздействие на человека должно быть индивидуальным и адекватным той части его психологического мира, через которую коммуникатор стремится достигнуть своей цели. Процесс коммуникации требует от его инициатора знания своей целевой аудитории. Это позволяет прогнозировать степень достижения поставленных перед конкретным коммуникативным актом целей.

2. Технология коммуникации

1) отбор информации; бывает случайным или целенаправленным, выборочным или сплошным, запрограммированным или инициативным;

3. Проблема понимания

Коммуникационное понимание, по Л.Н. Фе­ дотовой, имеет три формы:

4. Формы коммуникационного действия по А.В. Соколову

Подражание - одна из древнейших форм восприятия информации, используемая высшими животными и птицами; некоторые ученые считают источником подражания стадный инстинкт. Под подражанием понимается воспроизведение реципиентом движений, действий, повадок коммуникатора. При подражании активную роль играет реципиент, а ком­муникатор – пассивный объект для подражания.

Подражание может быть:

- произвольным (имитацией) – используется при школьном обучении, овладении технологиями, мастерством;

- непроизвольным (бессознательным); это главный метод первичной социализации детей дошкольного возраста.

В общественной жизни посредством подражания про­исходит распространение модных новаций, популярных идей и веяний. Благодаря подражанию, из по­коления к поколению передаются традиции, обычаи, стереотипы поведения.

Управление – коммуникационное действие, при котором коммуникатор рассматривает реципиента как средство достижения своих целей, как объект управления. Между коммуникатором и реципиентом устанавливаются субъект-объектные отношения. Управление отличается от диалога тем, что субъект имеет право монолога, а реципиент не может дискутировать с коммуника­тором, он может только сообщать о своей реакции по каналу обратной связи, а тот при желании может ее учитывать. Управленческий монолог может быть:

- в форме приказа (коммуникатор имеет властные полномочия, признаваемые реципиентом);

- в форме внушения, когда используется принудительная сила слова за счёт многократного повторения одного и того же монолога (реклама, пропаганда, проповедь);

- в форме убеждения, апеллирующего не к подсознательным мотивам, как при внушении, а к разуму и здравому смыслу при помощи логически выстроенной аргументации.

(Особой формой внушения является психоз, который стихийно возникает в массах людей. Заражение характеризуется эмоциональным накалом и агрессивностью. Его источниками могут быть ритуальные танцы, музыкальные ритмы, религиозный экстаз, спортивный азарт, ораторское мастерство. По-видимому, при этом типе коммуникации большую роль играют бессознательные побуждения.)

Формы коммуника­ционных действий могут включать различное содержание, и вместе с тем, один и тот же смысл может передаваться в двух или даже в трех формах, например, обучать чему-либо можно путем показа (подражание), путем инструктирования (управление) или путем диалогического объяснения.

Коммуникативная ситуация имеет определенную структуру. Она состоит из следующих компонентов:

1) Участникикоммуникативной ситуации:

2) Код коммуникативной ситуации. Это тональность или настроение коммуникативной ситуации (официальная – нейтральная – дружеская). Это тот язык или его разновидность (диалект, сленг, стиль), который используют участники данного коммуникативного акта для создания определенного настроения.

5) Важнейшим структурным компонентом любой коммуникативной ситуации является обратная связь. Реакция слушающих на высказывание говорящего по сути составляет цементирующий момент общения, ее отсутствие приводит к разрушению коммуникации. Более того, реакция со стороны слушателя в виде явно выраженного интереса к говорящему составляет общий фон, на котором только и может развертываться разговор. При отсутствии такого интереса общение становится тяжелым и прерывается.

6) К психологическим структурным компонентам акта коммуникативной ситуации следует в первую очередь отнести намерение и цель, т.е. мотивационную составляющую, которая определяет, что, зачем и почему хочет сказать автор высказывания.

Коммуникативное намерение (коммуникативная интенция) – желание вступить в общение с другим лицом.

В коммуникативной ситуации обычно различают два вида целей, которые может преследовать говорящий – ближайшую, непосредственно выражаемую говорящим, и более отдаленную, долговременную, нередко воспринимаемую как целевой подтекст. Тот и другой вид целей имеет много разновидностей. Основными разновидностями ближайшей цели общения являются:

· получение информации, в том числе оценочной; выяснение позиций; поддержка мнения; развитие темы; разъяснение; критика (так называемая интеллектуальная цель);

· поддержка или отталкивание партнера, развитие или прекращение коммуникации (цель, связанная с установлением характера отношений);

· побуждение к действию;

· изменение эмоционального состояния партнера.

Долговременные цели говорящего выясняются и понимаются по общему характеру разговора благодаря более глубокому знанию данного человека, по непроизвольным проявлениям (вербальным или невербальным). Часто они более или менее тщательно скрываются людьми, порой принимаются меры к их маскировке.

Составляющие коммуникативной ситуации – ситуативные переменные. Изменение значений каждой из этих переменных ведет к изменению коммуникативной ситуации и, следовательно, к варьированию средств, используемых участниками ситуации, и их коммуникативного поведения в целом.

Основные этапы развития астрономии. Гипотеза Лапласа: С точки зрения гипотезы Лапласа, это совершенно непонятно.

Обряды и обрядовый фольклор: составляли словесно-музыкальные, дра­матические, игровые, хореографические жанры, которые.

Читайте также: