Информация теоретический факт сообщение практический результат
Обновлено: 19.04.2024
Теория ЕГЭ по обществознанию на тему: "Научное познание: методы научного познания, его уровни, особенности, формы и виды." из раздела кодификатора (1.11 Наука. Основные особенности научного мышления. Естественные и социально-гуманитарные науки)
Содержание:
- 6-06-2020, 01:37
- ЕГЭ по обществознанию / Человек и общество ЕГЭ
- pushkin
- 77 276
- 0
↑ Научное познание. Особенности научного познания
Наука направлена на изучение окружающего мира, действительности, исследование природных процессов и явлений, выявление закономерностей. Целью научного познания является объективная истина, те. истина, которая не зависит от интересов и воли познающего.
Научное познание — особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о природе, человеке и обществе.
Особенности научного познания:
- стремление к получению достоверных знаний;
- строгая доказанность научных фактов;
- рациональность, связанная с непротиворечивостью, доказательностью и системностью;
- проверяемость;
- большая система научных знаний, которая изложена в определенных терминах, понятиях, теориях и гипотезах;
- отражение существенных свойства и объективных законов;
- формирование в ходе профессиональной деятельности ученых, осуществляемой с помощью специфических методов;
- использование специальных материальных средств, таких как приборы, инструменты и другое научное оборудование.
Научное познание универсально в том смысле, что может сделать предметом исследования любой феномен, может изучать всё в человеческом мире - будь то деятельность сознания, психика или же хозяйственная деятельность человека. Однако всё, что наука делает своим предметом, она исследует со стороны закономерностей и причин.
Научное познание имеет свои уровни, формы и методы.
↑ Уровни и формы научного познания
Научное познание также состоит из двух уровней - эмпирического и теоретического, которые в своей основе зависят от научных фактов.
Эмпирический или практический уровень (выявление объективных фактов, как правило, со стороны их очевидных связей).
Формы научного познания:
Научный факт (от лат. — сделанное, совершившееся) — отражение объективного факта в человеческом сознании, т. е. описание посредством некоторого языка.
Эмпирический закон — объективная, существенная, конкретно-всеобщая, повторяющаяся, устойчивая связь между явлениями и процессами.
Теоретический уровень (выявление фундаментальных закономерностей, обнаружение за видимыми проявлениями скрытых внутренних связей и отношений)
Формы научного познания:
Проблема — осознанная формулировка вопросов, возникающих в ходе познания и требующих ответа (бывают теоретические и практические).
Научная проблема выражается в наличии противоположных позиций в объяснении каких-либо явлений, объектов, процессов и требует адекватной научной теории для её разрешения.
Гипотеза — это научное предположение о каких-либо свойствах, качествах объекта, характеристиках и закономерностях процессов или явлений окружающего мира.
- превращаются в теории
- уточняются и конкретизируются
- отбрасываются как заблуждения
- Исходные основания: фундаментальные понятия, принципы, законы, аксиомы, ценностные факторы и т.п.
- Идеализированный объект данной теории.
- Логика и методология, применяемые для построения теории.
- Совокупность законов и утверждений, выведенных из теории.
- Ключевой элемент любой теории — закон, поэтому её можно рассматривать как систему законов.
↑ Методы научного познания
Методы научного познания: наблюдение, эксперимент, измерение, классификация, систематизация, описание, сравнение.
Универсальные: анализ и синтез, дедукция и индукция, аналогия, моделирование, абстрагирование, идеализация.
Метод (от гр. — путь исследования) понимается как орудие, средство познания. В методе познания объективная закономерность превращается в правило действия субъекта (исследователя).
Характеристики научного метода: строгость и объективность.
Среди эмпирических методов научного познания большую роль играют наблюдение и эксперимент.
Наблюдение - целенаправленный и постоянный контроль исследуемого объекта, при этом объект может быть как элементом живой, так и неживой природы.
С помощью метода наблюдения познаются и открываются новые факты об окружающем мире. Эти факты образуют первичную научную информацию, которая впоследствии помогает объяснить многие процессы и явления, происходящие в природе. Результаты данного метода будут зависеть не только от познаваемого объекта, но и от уровня знаний и опыта исследующего.
Эксперимент - это метод научного познания, при котором исследователь создает при помощи научного оборудования искусственную среду или ситуацию, тем самым воздействуя на объект, для определения и выявления необходимых качеств, характеристик или свойств данного объекта.
Эксперимент представляет собой довольно глубокий, комплексный, действенный и результативный практический метод познания. Его отличительными особенностями является то, что исследователь способен изменить ход эксперимента, его условия, а при необходимости и остановить его. Различают естественный эксперимент (происходит в естественных условиях) и лабораторный (происходит в искусственных условиях).
Любой эксперимент может быть проведен как с натуральным, естественным объектом, так и с его макетом, искусственным заменителем. В основном это происходит тогда, когда изучение объекта в его естественной среде невозможно по какой-либо причине, как, например, исследование атмосферных явлений, комет и мн. др. Создание таких моделей называется моделированием.
Моделирование — воспроизведение характеристик некоторого объекта на другом объекте (модели), специально созданном для их изучения. Потребность в моделировании возникает тогда, когда исследование непосредственно самого объекта невозможно, затруднительно, дорого, требует слишком длительного времени и т. п.
Измерение — это исследование, которое заключается в определении числового значения качеств, свойств и характеристик объекта, путем сравнения его с общепринятым стандартом или единицей измерения, таких как, метр, грамм, литр и т п.
Все результаты, полученные в ходе эксперимента, наблюдения и измерений записываются с помощью знаковых символов, формул, схем, диаграмм, таблиц - этот метод получил название научного описания .
С помощью него составляются научные картины мира, теории, гипотезы - это своеобразный научный язык. Далее все описания синтезируются в теорию.
К универсальным методам научного познания относятся анализ и синтез.
Анализ - процесс мысленного или фактического разложения целого на составные части.
Синтез - процесс мысленного или фактического воссоединения целого из частей.
Познание не может сделать действительного шага вперёд, только анализируя или только синтезируя. Анализ предшествует синтезу, но и сам возможен только на основе результатов проделанной синтетической деятельности; связь анализа и синтеза — органическая, внутренне необходимая.
Неразрывно связаны между собой методы индукции и дедукции, которые обусловливают друг друга в процессе познания.
Индукция - путь опытного изучения явлений, в ходе которого от отдельных фактов совершается переход к общим положениям. Отдельные факты как бы наводят на общее положение.
Дедукция - доказательство или выведение утверждения (следствия) из одного или нескольких других утверждений (посылок) на основе законов логики, носящее достоверный характер.
Универсальным методом научного познания является аналогия — сходство нетождественных объектов в некоторых сторонах, качествах, отношениях. В современной науке развитой областью систематического применения аналогии выступает так называемая теория подобия, широко используемая в моделировании.
Абстракция (от лат. — отвлечение) — один из универсальных методов познания, заключающийся в мысленном отвлечении от ряда свойств предметов и отношений между ними и выделении какого-либо свойства или отношения. В качестве результатов процесса абстрагирования выступают различные понятия и категории.
К теоретическим методам научного познания принадлежит единство исторического и логического.
Исторический и логический методы тесно связаны между собой. Исторический метод без логического слеп, а логический без изучения реальной истории беспредметен.
Чтобы мысленно воспроизвести объект в его целостности, используют теоретический метод научного познания, получивший название восхождения от конкретного к абстрактному.
Формализация (от лат. — вид, образ) — уточнение содержания познания, осуществляемое посредством того, что изучаемые объекты, явления, процессы сопоставляются с некоторыми материальными конструкциями, позволяющими выявлять и фиксировать существенные и закономерные стороны рассматриваемых объектов.
Математизация — использование различных способов измерения, позволяющих приписывать материальным объектам и их свойствам определённые числа, а затем вместо трудоёмкой работы с объектами действовать с числами по определённым математическим правилам. Только единство всех методов современного научного познания обеспечивает их объективную истинность и возрастающее влияние на научно-технический прогресс.
Внимание! Все тесты в этом разделе разработаны пользователями сайта для собственного использования. Администрация сайта не проверяет возможные ошибки, которые могут встретиться в тестах.
Список вопросов теста
Вопрос 1
Непрерывным называют сигнал:
- принимающий конечное число определённых значений
- непрерывно изменяющийся во времени
- несущий текстовую информацию
- несущий какую-либо информацию
Вопрос 2
Дискретным называют сигнал:
- принимающий конечное число определённых значений
- непрерывно изменяющийся во времени
- который можно декодировать
- несущий какую-либо информацию
Вопрос 3
Информацию, не зависящую от личного мнеция или суждения, называют:
- понятной
- актуальной
- объективной
- полезной
Вопрос 4
Поисковой системой НЕ является:
- FireFox
- Rambler
- Яндекс
Вопрос 5
В какой строке единицы измерения информации расположены по возрастанию?
- гигабайт, мегабайт, килобайт, байт, бит
- бит, байт, мегабайт, килобайт, гигабайт
- байт, бит, килобайт, мегабайт, гигабайт
- бит, байт, килобайт, мегабайт, гигабайт
Вопрос 6
Информационные процессы — это:
- процессы строительства зданий и сооружений
- процессы производства электроэнергии
- процессы сбора, хранения, обработки, поиска и передачи информации
- процессы химической и механической очистки воды
Вопрос 7
В какой строке верно представлена схема передачи информации?
- источник → кодирующее устройство → декодирующее устройство → приёмник
- источник → кодирующее устройство → канал связи → декодирующее устройство → приёмник
- источник → кодирующее устройство → помехи → декодирующее устройство → приёмник
- источник → декодирующее устройство → канал связи → кодирующее устройство → приёмник
Вопрос 8
По способу восприятия человеком различают следующие виды информации:
- текстовую, числовую, графическую, табличную и пр
- научную, социальную, политическую, экономическую, религиозную и пр.
- обыденную, производственную, техническую, управленческую
- визуальную, аудиальную, тактильную, обонятельную, вкусовую
Вопрос 9
Таблица символов состоит из 8 столбцов и 4 строк. Какое количество битов потребуется для кодирования одного символа?
Вопрос 10
Дискретизация информации - это:
- физический процесс, изменяющийся во времени
- количественная характеристика сигнала
- процесс преобразования информации из непрерывной формы в дискретную
- процесс преобразования информации из дискретной формы в непрерывную
Вопрос 11
Выберите верное утверждение:
Вопрос 12
В каком списке перечислены равные объемы информации:
- 0.01 Килобайт, 32 байт, 512 бит
- 0.1 Мегабайт, 100 Килобайт, 256 бит
- 0.25 Килобайт, 256 байт, 2048 бит
Вопрос 13
Представление любой информации в памяти любого компьютера всегда:
- Точное
- Непрерывное
- Дискретное
Вопрос 14
- буквы
- дорожные знаки
- цифры
- нотные знаки
Вопрос 15
Выберите верное продолжение фразы "1 бит принят за . "
Вопрос 16
С помощью двоичного кода может быть представлена любая информация, а также изображения и звуки. Это означает .
- мощность алфавита
- универсальность равномерного кодирования
- универсальность двоичного кодирования
- уникальность двоичного кодирования
Вопрос 17
Для шифровки букв используются коды: а – 22, е – 20, к –10, л – 12, о –02, п – 01. Какое слово зашифровано как 01021220?
Результаты практического исследования — это итог научно-исследовательской деятельности. Их представляют в виде конкретных качественных или количественных показателей. Оформляют результаты в таблицы и диаграммы. В статье рассказываем как проанализировать, описать результаты исследования, выявить их практическую значимость.
Как проанализировать и описать результаты практического исследования обновлено: 29 октября, 2021 автором: Научные Статьи.Ру
Виды результатов практического исследования
Результаты практического исследования — конкретные значения и показатели, которые можно описать.
- по времени фиксирования: итоговые, промежуточные, текущие;
- по факту преднамеренности: планируемые и незапланированные;
- по отношению к целям: соответствующие полно или частично и несоответствующие поставленным целям и задачам;
- в зависимости от субъекта: непосредственные и опосредованные, прямые и косвенные;
- по качеству: позитивные и негативные;
- по степени значимости: значимые и незначимые
Нужна помощь в написании работы?
Написание учебной работы за 1 день от 100 рублей. Посмотрите отзывы наших клиентов и узнайте стоимость вашей работы.
Разница между результатами практического исследования и выводами
Результаты объективны (указываются в практической части работы), а выводы — субъективны (описываются в заключении). Часто два этих понятия путают.
Результаты практического исследования — конкретные значения и показатели, которые получил исследователь. Это факты, которые необходимо зафиксировать.
Выводы по итогам практического исследования — это объяснение результатов, собственные размышления автора. Выводы по одному и тому же результату могут сильно различаться у разных авторов. Так как на выводы влияет мировоззрение автора, эпоха, страна в которой он живет и тд. Имея на руках точные результаты, можно изменить выводы.
Пример вывода
На основе теоретического анализа были выделены три подхода к осуществлению стратегического энергоменеджмента на промышленном предприятии: технократический, системный и инновационный. Каждый из указанных подходов обладает своими преимуществами и ориентирован на различное использование производственно-технических и интеллектуальных ресурсов развития. Подходы являются основой для реализации отдельных функциональных стратегий, отражающих процессы закупки энергоресурсов, их потребления по источникам и контроля энергоэффективности на всех уровнях.
Анализ результатов исследования
Анализируя результаты практического исследования, автор сравнивает их с уже имеющимися в науке. Важно учитывать тут не только итоговые результаты, но и промежуточные.
В ходе анализа могут обнаружиться ошибки или результаты, которые противоречат друг другу (объяснять эти ошибки и противоречия автор будет в выводах). Часто такое бывает, когда использовались разные методы исследования.
Выбор методов анализа результатов зависит от конкретной дисциплины:
- статистические методы анализа;
- описание корреляционных связей между изучаемыми переменными;
- корреляционный, дисперсионный или факторный анализ для проверки исследовательских гипотез.
Для обработки массивных данных полевых исследований используются специальные программы — Vortex, SPSS, Statistica. Но для обработки результатов исследования в небольших работах, например, в курсовой, достаточно будет и обработки в Exsel.
Пример анализа
Для реализации подобного мероприятия необходимо предложить алгоритм выработки ключевых показателей, с помощью которых будет измеряться энергоэффективность человеческого капитала. Предложенный нами алгоритм (рисунок 3.6) включает последовательную выработку ключевых показателей энергоэффективности с соблюдением требования сохранения качества продукта (процент извлечения, выход годного, химический состав и иные показатели качества) на выходе и сокращением удельных норм расхода ТЭР всех видов.
Практическая значимость результатов исследования
Практическая значимость — это ответ на вопрос, как можно использовать полученные результаты на практике.
Чем выше практическая значимость результатов исследования, тем выше ценность работы. У докторской диссертации практическая значимость будет выше, чем у курсовой работы.
Описание практической значимости должно быть конкретным. Нужно емко и понятно объяснить, в какой отрасли, кому и каким образом помогут результаты исследования.
У вас должны быть доказательства и аргументы, которые наглядно показывают важность и преимущества вашего исследования перед аналогичными.
И самое главное, нужно доказать, что предлагаемый вами способ действительно даст результат и решит проблему. Сделать это можно, например, проведя сравнительный анализ ситуации “до” и “после”.
Пример практической значимости
Практическая значимость исследования подтверждается определением набора практических рекомендаций по совершенствованию внутренней системы энергетического менеджмента в части энергоанализа, планирования ресурсов и управления энергоэффективным человеческим капиталом. В работе приведены показатели эффективности, которые могут дополнить существующую систему ключевых энергоиндикаторов и выявить роль человеческого капитала предприятия в энергосбережении.
Описание результатов исследования
Научные и практические результаты исследования описывают в краткой и понятной форме в виде таблиц, графиков, диаграмм и схем.
Важно! Все результаты практического исследования описываются только в самой работе. В приложение их не выносят.
И только если размер и объем графического материала слишком большой, его выносят в приложение. А в самом тексте дают на него ссылку.
Оформление таблиц
Название таблицы пишется в начале с указанием порядкового номера, выравнивается справа.
Обязательно нужно указать единицы измерения числовых данных. Если они общие для всей таблицы, то их указывают в заголовке (через запятую от названия или в скобках). Если в таблице встречаются разные единицы, их прописывают в заголовке нужной графы или строки
Требования к таблицам:
- Таблицы должны быть компактными. Лучше несколько маленьких таблиц, чем одна большая.
- Нумерацию указывают справа перед таблицей.
- Названия строк и граф должны быть емкими и без сокращений.
- Если отдельные графы повторяются или содержат одни и те же термины, несут одинаковый смысл, их указывают под одним заголовком.
- В одной графе все цифры должны быть одинаково точны. Для этого можно округлить их до целого числа или 1-2 цифры после запятой.
- Одна клетка таблицы должна вмещать одно число.
- Таблица не должна содержать пустых клеток.
- Если в таблице есть примечания, их набирают шрифтом по размеру на 1-2 значения меньше
Оформление графических материалов
Рисунок подписывается снизу с указанием порядкового номера, подпись и рисунок выравниваются по середине.
Любая приведенная в графических материалах информация должна быть описана в основном тексте
Требования к иллюстрациям:
- Название изображений, графиков и диаграмм помещают под материалом.
- Единицы измерения и названия смысловых осей всегда указываются.
- Условные обозначения обязательны.
- Если графический материал сопровождается большим количеством текста, его выносят в приложении. Например, анкеты, опросники, рисунки испытуемых.
Вывод
Исследование не считается завершенным, пока не описаны и не проанализированы его результаты. Результаты практического исследования — значения, которые получил и зафиксировал автор. Выводы на основе исследования — объяснение результатов автором, его собственные рассуждения.
Как проанализировать и описать результаты практического исследования обновлено: 29 октября, 2021 автором: Научные Статьи.Ру
Научная работа любого аттестационного уровня является структурировано подаваемым материалом, оформляемым по целому ряду нормативных требований, выдвигаемых по ГОСТ или в методических рекомендациях учебного заведения. Одним из таких требований является наличие в курсовой или дипломной работе обоснованного описания теоретической и практической значимости проводимого исследования.
Описание этих параметров должно присутствовать во введении курсовой и дипломной работ, а также в текстовой части защищаемых проектов. Оба понятия (теоретическая и практическая значимость) вытекают из новизны тех результатов, что были получены в ходе исследования. Рассмотрим детальнее, какова должна быть содержательная часть этих элементов в тексте введения научной работы (с примерами).
Теоретическая значимость исследования
В данном моменте курсовой или дипломной работы необходимо раскрыть теоретическое значение (применимость) исследования. Указав на то, как именно можно применять полученные в работе результаты, автор автоматически повышает их ценность и работы в целом. Только высокий теоретический уровень подтверждает грамотность и самостоятельность приводимых рассуждений.
Фактически в этом разделе введения студент отвечает на вопрос о том, с какой целью написана работа. Также теоретическая обоснованность позволяет:
- внедрять полученные результаты в практический аспект;
- выдвигать научно подтвержденные доказательства всех выводов, полученных в ходе исследования;
- вести спор относительно общей гипотезы работы, а также, взглядов и идей, что возникли параллельно.
Соответственно наращивание теоретической значимости ведёт к увеличению степени важности практической части.
Теоретическая значимость научной работы может заключаться в следующем:
- максимально глубокое освещение проблемного вопроса;
- формирование стимула для развития базы данных в конкретной сфере;
- выявление новых сторон рассмотрения исследуемой проблемы;
- экспериментальное подтверждение теоретической информации;
- доказательство возможности использования теоретических выводов при оптимизации практической части;
- создание вклада в деятельность конкретной сферы с целью реформирования всей её теоретической базы.
Приоритетное построение описания должно сразу же указывать на пользу, что будет получена человеком, обществом, окружающей средой и т.д. Это позволит обобщить информацию и сфокусировать внимание того, кто читает работу или слушает докладчика, на наиболее важных ей частях.
Практическая значимость исследования
Данный аспект научной работы является не менее важным наравне с теоретической базой, наработанной в ходе исследования. Именно эта часть введения и автореферата, прилагаемого к основной текстовой части, указывает на практическую применимость основной части результатов исследования. Всего двух-трёх предложений будет достаточно для указания сфер и отраслей, где могут быть внедрены полученные сведения.
Характер содержательной части практической значимости научной работы зависит от её типологии:
- завершение неоконченного исследования (чужого или собственного);
- разработка новой методологии;
- наполнение базы знаний по конкретному вопросу совершенно новыми сведениями;
- доказательство перспектив продвижения в исследовании отрасли;
- формирование материальной базы для дальнейшего рассмотрения проблемы в больших масштабах;
- численное подтверждение эффективности инновационной разработки;
- решение конкретной задачи.
Так, к примеру, в гуманитарных исследованиях могут быть разработаны различные методики и способы с последующим их внедрением в деятельность профильных организаций. Подтверждением может служить акт внедрения, оформленный по всем нормативным требованиям, а также:
- заключения;
- справки;
- методические указания;
- рекомендательные письма;
- нормативные акты и т.д.
Все эти бумажные подтверждения выдаются государственными органами, либо сами результаты работы оформляются в качестве нормативной документации, положений, правил, методик, инструкций и т.д. Существуют справки, выдаваемые учебным заведением, если практическая значимость подтверждается научной литературой, используемой в этом учреждении.
Дополнить такие документы можно сведениями об эффективности использования результатов исследования. В таком случае у автора будет не только подтверждение о внедрении, но и информация, описывающая результаты полученные от этой процедуры.
Примеры теоретической и практической значимости
Сфера
Практическая значимость
1. Получено более обширное представление о характере предрасположенности дошкольников к дисграфии из числа тех, что имеют недоразвитие речи или не имеют речевых патологий.
Читайте также: