Информационный жанр журналистики краткое сообщение в котором излагается какой либо факт

Обновлено: 03.05.2024

Заметка – наиболее распространенный информационный жанр, основной элемент бюллетеней (выпусков) новостей.

Видеосюжеты можно условно разделить на две разновидности.

Вторую разновидность можно назвать сценарной, или авторской. Здесь более ощутимо участие журналиста во всем творческо-производственном процессе и его влияние на качество информации. Автор подбирает достойный экрана факт, заранее продумывает характер съемки и монтажа. От молодого журналиста (студента-практиканта, стажера, новичка в штате творческого коллектива) потребуют представить сценарный план, в котором излагается краткое содержание (тема, идея, фактический материал сюжета), изобразительное решение, обычно поэпизодно. Такой видеосюжет представляет собой, по сути дела, мини-репортаж.

Таким образом, журналистская работа при подготовке авторского сюжета состоит из таких этапов: выбор и утверждение темы, изучение объекта съемки и создание сценарного плана, участие в съемке, монтаже и написании текста.

Отчет

Отчет может выйти в эфир и без журналистских комментариев. Так поступают в тех случаях, когда необходимо продемонстрировать непредвзятость в освещении события.

В этом случае жанровые особенности отчета полностью совпадают с некомментированным репортажем (об этом подробнее ниже). Нередко отчетом также называют прямую трансляцию того или иного официального события.

Выступление (монолог в кадре)

Выступление – это скорее не жанр, а метод, при помощи которого автор может донести до зрителя практически любую информацию.

Выступление может сопровождаться показом кинокадров, фотографий, графических материалов, документов; если выступление происходит за пределами студии, может быть использован показ окружающей обстановки, ландшафта, однако основным содержанием выступления всегда служит монолог человека, который стремится донести до телезрителей не только конкретную информацию, но и свое отношение к ней.

Основные требования к композиции выступления: сначала определить тему, ввести слушателя в круг обсуждаемых вопросов (вступление), затем познакомить его с основными фактами, доказательствами (основная часть) и сделать краткие и точные выводы из сказанного (заключение).

На телевидении выделяют три основные формы выступлений в кадре:

– текстовое выступление, написанное самим выступающим и отредактированное телевизионным редактором;

– тезисное выступление, где заранее обозначена тема, основной ход мысли, кратко прокомментированы центральные вопросы, которые намеревается затронуть выступающий. Таким образом, тезисы – это своеобразный сценарный план, определяющий содержание выступления и характер сопутствующего показа (фотографии, карты, схемы, макеты и пр.);

– импровизированное выступление, где предварительно обозначены лишь тема и продолжительность (хронометраж) выступления.

Видеосюжеты можно условно разделить на две разновидности.

Закадровый текст официального сюжета читает ведущий информационной программы (или диктор). Закадровый текст авторского сюжета обычно до эфира записывает автор-журналист; тембр голоса подчеркивает своеобразие данного информационного материала.

Отчет

Выступление (монолог в кадре)

Выступление – одна из форм ораторского искусства, известного с древнейших времен и по-прежнему остающегося могущественным средством воздействия на общественное мнение.

Основные требования к композиции выступления: сначала определить тему, ввести слушателя в круг обсуждаемых вопросов (вступление), затем познакомить его с основными фактами, доказательствами (основная часть) и сделать краткие и точные выводы из сказанного (заключение). Понятно, что составные части выступления должны быть соразмерными.

В любом случае тележурналисту, которому либо самому предстоит выступать в кадре, либо готовить к этому других людей, неплохо хотя бы в самом общем виде познакомиться с основными риторическими операциями (членимость речи, соотносимость текста с его материалом, избыточность текста, редукция – сведение сложного к простому и пр.) и типами риторических фигур (метафора, метонимия, синекдоха, синонимия, гиперболизация, эвфемизм и т.д.).

К числу чисто технических приемов произнесения выступления относятся дикция, правила литературного произношения, логическое чтение сложных периодов (логическая пауза и логическое ударение).

На телевидении выделяют три основные формы выступлений в кадре:

текстовое выступление, написанное самим выступающим и отредактированное телевизионным редактором;

тезисное выступление, где заранее обозначена тема, основной ход мысли, кратко прокомментированы центральные вопросы, которые намеревается затронуть выступающий.;

импровизированное выступление, где предварительно обозначены лишь тема и продолжительность (хронометраж) выступления.

В чистом виде выступление в кадре, т. е. монолог человека на экране, предпочитается другим формам телевизионных передач в тех случаях, когда личность выступающего, его мнение представляют общественный интерес. Такие передачи нередко носят официальный характер: обращение президента к народу, заявление лидера парламентской фракции, выступление общественного деятеля. В этих случаях важна точность формулировок, поэтому такие выступления произносятся по заранее написанному тексту. Это не значит, что человек на экране говорит, не отрываясь от бумаги. Умелое использование телесуфлера создает иллюзию прямого обращения выступающего к телеаудитории.

Основное условие успешного выступления в кадре – умение публично думать, говорить просто о сложном, убедить зрителя, сделав это ненавязчиво, без излишней дидактики – легко, живо, артистично. Ведь зритель оценивает не только то, что говорит выступающий, но и то, как он говорит, каков он сам. Впечатление от личности говорящего люди склонны переносить на предмет разговора. Так что, как видим, действенность выступления в кадре зависит от многих элементов, освоить которые и понять необходимо каждому телевизионному журналисту.

Интервью

Интервью (от англ, interview – буквально встреча, беседа) – жанр публицистики, представляющий собой разговор журналиста с социально значимой личностью по актуальным вопросам.

Итак, интервью для журналиста – это, с одной стороны, способ получения информации путем непосредственного общения с человеком, владеющим этой информацией; а с другой – публицистический жанр в форме беседы, диалога, в котором журналист на экране с помощью системы вопросов помогает интервьюируемому (источнику информации) как можно полнее, логически последовательно раскрыть заданную тему в процессе телевизионной передачи.

Правила формулирования вопросов: задавая вопрос, нужно избегать многозначных понятий; основные вопросы следует формулировать в лаконичной, четкой фразе, так как длинный вопрос интервьюируемый может не запомнить и в результате ответить на часть вопроса (как правило, последнюю); вопрос лучше формулировать, не называя альтернативы, чтобы собеседнику не надо было лишь ограничиться выбором между двумя вариантами ответа.

Интервьюируемые традиционно делятся на три категории:

1) политические и государственные деятели, специалисты и другие люди, обладающие специфическими знаниями в какой-то конкретной области; их интервьюируют, чтобы узнать о чем-нибудь;

2) знаменитости, которых интервьюируют для того, чтобы подробности их жизни и деятельности стали достоянием широкой публики;

3) обыкновенные люди, с которыми мы встречаемся дома, на улице, на службе; у них берут интервью, чтобы выяснить общественное мнение о том или ином событии.

Типология интервью в зависимости от их цели

Протокольное интервью проводится для получения официальных разъяснений по вопросам внутренней и внешней политики государства. Интервьюируемый – соответственно официальное лицо высокого ранга. Журналист задает вопросы, нередко заранее согласованные, композиционно никак не связанные. Что-либо переспрашивать, уточнять не принято. Официальное лицо дает официальные ответы. Журналист не вправе отвлекать своей персоной и своими рассуждениями внимание аудитории.

Интервью-портрет – особая разновидность телевизионного интервью с целью по возможности всестороннего раскрытия личности собеседника. Нередко выступает как составная часть экранного очерка. Портретное интервью так же отличается от выступления человека в телехронике, как фотография на паспорт от произведения фотохудожника, запечатлевшего то же лицо. Такой телевизионный портрет многомерен. Человек в интервью может говорить не о себе, но в этом тоже отразится его личность, система взглядов и ценностей, которыми он руководствуется.

Проблемное интервью (или дискуссия). Ставит задачу выявить различные точки зрения или пути решения социально значимой проблемы.Здесь предполагаются иная тональность разговора, открытая публичность, явное присутствие телекамеры. Если в портретном интервью (да и в других разновидностях тоже) журналист – добытчик разного рода сведений, то в проблемном он нередко заявляет и о своей точке зрения. Позиция журналиста в этом случае служит неким активизирующим началом совместного поиска истины, предпринимаемого в интересах общества, на глазах у телезрителей, в соответствии с демократическими принципами обсуждения важных вопросов, касающихся всех и каждого.

Репортаж

Мы уже знаем, что репортажность – имманентное (внутренне присущее), природное свойство телевидения. Соответственно репортаж – наиболее распространенный, действенный, ведущий жанр тележурналистики.

Репортаж – жанр журналистики, оперативно сообщающий для печати, радио, телевидения о каком-либо событии, очевидцем или участником которого является корреспондент. В репортаже на первый план выходит личностное восприятие события, явления, отбор фактов автором репортажа, что не противоречит объективности этого информационного жанра.

По способу трансляции различают прямой репортаж и фиксированный. Прямой репортаж транслируется в эфир в момент совершения действия и осуществляется при помощи передвижной телевизионной станции (ПТС). Невозможность показать событие в момент его свершения или в его реальном временном объеме требует его фиксации.

Особенности звукового сопровождения позволяют говорить о двух разновидностях телерепортажа: синхронный (термин возник во время появления на телевидении синхронных камер, позволяющих одновременно фиксировать изображение и звук, а следовательно, обеспечить на экране совпадение произносимых слов и артикуляции говорящего человека) – это репортаж, содержащий естественные шумы и речь участников, и немой (так говорят практики, имея в виду отсутствие звукового сопровождения с места событий).

К типологическим особенностям репортажей относится и деление их на событийные, тематические и постановочные. В первом случае речь идет о показе реального события, протекающего независимо от репортера, задача которого – по возможности точно и достаточно подробно проинформировать об этом. В тематическом репортаже автор-журналист подбирает объект показа и происходящие на нем события в соответствии с избранной темой, заданной идеей телевизионного произведения. Наконец, в условно называемом постановочном репортаже журналист откровенно выступает организатором события.

2. Жанры аналитической публицистики

Комментарий

Комментарий (от лат. commentarius – толкование) – одна из форм оперативного аналитического материала, разъясняющего смысл актуального общественно-политического события, документа и т. п.

Обозрение

Обозрение – один из традиционных, устойчивых жанров аналитической публицистики. Оно строго фактологично, факты рассматриваются в их взаимодействии. Предмет данного жанра – общественные события, а цель – предъявление зрителям причинно-следственных связей (порой скрытых, трудно уловимых), выявление их значения и тенденций дальнейшего развития.

Кроме обозрения монологического характера появились обозрения-диалоги, в которых обозреватель со своими компетентными собеседниками обсуждает главные события в той или иной области общественной жизни – здесь обозрение, по сути, превращается в беседу. Используются зрелищные возможности телеэкрана: документальные кадры, фотодокументы и т. п. Они органично сочетаются с устной речью и представляют собой не столько иллюстрацию, сколько материал, на котором обозреватель строит свои выводы и обобщения.

Беседа

Дискуссия

Дискуссия (от лат. discussio – исследование, рассмотрение, обсуждение) – жанр, притягательный для телеэкрана, ибо демонстрирует процесс живой мысли, ее рождение, развитие и движение к цели, происходящее на глазах у зрителей. Предмет спора должен отвечать тем требованиям, которые приводились выше применительно к интервью-анкете: тема достаточно дискуссионна, предполагает, по крайней мере, несколько вариантов возможного ее решения, она понятна зрителям настолько, что они могут чувствовать себя арбитрами. Наконец, предмет дискуссии, безусловно, должен быть общеинтересным, социально значимым.

Ток-шоу

Ток-шоу - разговорное зрелище, разговорное представление.

Интенсивная экспансия жанра практически на всех телеканалах – свидетельство открытости миру и одно из следствий коммерциализации наших СМИ, борьбы за массового зрителя (как потребителя рекламы) любой ценой.

Пресс-конференция

Пресс-конференция – разновидность интервью с большим числом интервьюеров, задающих вопросы одному или нескольким хорошо осведомленным в какой-то области лицам.

Телевизионная пресс-конференция, требующая, как и каждая студийная передача, режиссерского монтажа, обычно не подвергается сокращениям или идет в прямой эфир. Пресс-конференция обладает определенными устоявшимися традициями, правилами, которые каждый ее участник должен знать и неукоснительно соблюдать.

Ведущий пресс-конференцию представляет ее участников и предоставляет им слово для краткого заявления. Задавать вопрос можно только в том случае, если председательствующий предоставил вам слово. Если зал радиофицирован, дождитесь, пока вам подадут микрофон. Прежде всего, следует представиться: назвать себя и орган массовой информации, который вы представляете. Затем четко, ясно, лаконично формулируется вопрос, желательно один. Вступать в полемику с отвечающим не принято.

Вы узнаете, что такое заметка, а также какими признаками и структурой она обладает в журналистике.

Разберем основные ее виды и правила написания.

Еще будет много подробных примеров и описаний.

Заметка, как информационный жанр журналистики

Что такое заметка?

Что такое заметка и какие у нее особенности

Признаки заметки:

Структура заметки

Вот как выглядит структура заметки:

  1. Заголовок
  2. Подзаголовок (не всегда может встречаться)
  3. Лид (введение) — первый абзац с кратким содержанием текста
  4. Основной текст

Как написать заметку

Как правильно написать заметку в газету или на сайт в интернете

Вы не спрашиваете у читателя!

Да и он сам не хочет, чтобы у него что-то спрашивали. Если человек взялся за вашу заметку, то скорее всего он ищет ответы на свои вопросы. Поэтому вопросительный знак здесь будет не уместен.

Иногда авторы дополнительно могут использовать и подзаголовок. Он более широко освещает тему.

На лид обращайте большое внимание. Он информирует более торопливых читателей, которые может не будут целиком читать вашу заметку. Они смотрят только по первому абзацу и понимают, интересно им это или нет.

Здесь давайте конкретные ответы на вопросы: что, где и когда произошло. Это будет своего рода введением.

Новостные заметки на главной странице Яндекса

Яндекс заметки на главной странице

На главных страницах крупных порталов (Яндекс, к примеру) есть новостные заметки. Но даже прямо в заголовках иногда дают ответы на вопросы.

Если перейти на такую новость, то можно увидеть страницу со всеми источниками этой информации. Дальше просто открываете ту, которая вас заинтересовала.

В ленте новостей Яндекса можно увидеть очень много хороших примеров заголовков и лидов. Обязательно их посмотрите.

Основной текст заметки должен отвечать на вопросы: что, кто, где, когда. В новостных заметках не отвечают на вопросы: как, почему, отчего и так далее.

Здесь мы не расширяем внимание читателя. Мы должны просто кратко донести информацию до человека, который куда-то спешит. Ведь ему нет дела до больших статей.

Если, читая ваш текст можно понять, какая его часть каким блоком заметки является, то данная работа удалась.

Виды заметки

Давайте рассмотрим основные виды заметки:

Поджанры

Ниже идут поджанры, которые могут использоваться разными видами заметок. Здесь для каждого я дам описание и некоторые примеры.

Событийная заметка

В событийной (новостной) заметке предметом отображения являются различные события или положения дел. Здесь наблюдается строгий ответ на то, что, где и когда произошло.

Визуальный пример новостной заметки в информационном жанре журналистике

Пример новостной заметки в газете

В конце можно использовать информацию о прошлых и грядущих событиях.

Анонс

Пример информационной заметки в качества анонса будущих событий

Пример анонса предстоящих концертов

Указывается время и место будущего события. Далее сжато излагается сама его суть.

Аннотация

Аннотация — это основной и первоначальный источник информации о статье или книге. И чем грамотнее и точнее вы напишите аннотацию, тем больше вероятности, что кто-нибудь захочет прочитать весь текст статьи.

Вы можете потратить много времени на проведение исследований и интерпретацию результатов. Но указав в аннотации 2 — 3 общих предложения, есть риск, что статью так никто и не прочтет.

Предметом отображения в данном жанре журналистики выступает определенное, уже состоявшееся информационное явление. Прежде всего, это книги и статьи.

Цель заключается не столько, чтобы известить аудиторию о существовании какого-либо нового издания, сколько в том, чтобы описать кратко его качества.

Пример аннотации в информационном жанре журналистики

Пример заметки в виде аннотации

Аннотация включает в себя характеристику основной темы, проблемы объекта, цели исследования, основные методы, результаты исследования и выводы. Здесь указывают, что нового несет в себе материал по сравнению с другими.

Поэтому информация должна быть информативной, оригинальной, содержательной, структурированной и компактной. Объем как правило, от 150 до 250 слов.

Удобнее всего писать структурированную аннотацию по структурированной статье. При этом нужно выбирать из каждого раздела статьи только самые важные сведения. Они в совокупности должны составлять полное представление об информации, изложенной в статье.

В аннотацию не включают ссылки на источники из полного текста. Также не желательно использование аббревиатур и сокращений. Но если вам просто необходимо использовать какую-то аббревиатуру, тогда не забудьте раскрыть ее смысл в самой аннотации.

Мини-рецензия

Мини-рецензия представляет собой оценочную, иногда рекламную заметку. Ее предметом выступает какое-то информационное явление (книга, кинофильм, пьеса и так далее).

Цель публикации данного типа заключается в том, чтобы сообщить читателю о впечатлении, полученном ее автором в ходе знакомства с отображаемым предметом. При этом мнение автора не обосновывается какими-то доказательствами, а представляет собой простое изложение эмоций.

Здесь не важен анализ. Здесь важны только отношения автора, его мнение и оценка. Повествование обычно идет от первого лица.

Мини-рецензия в виде небольшой заметки на кинопоиске

Пример мини-рецензии на кинопоиске

Блиц-портрет

Эта разновидность заметки, где можно найти краткие сведения о человеке. Тут дается первичное представление о личности.

Чаще всего блиц-портрет не является каким-то отдельным жанром. Он сопровождает большой материал, где выдается отдельной отмеченной врезкой. Например, краткая информация о том, где родился человек, чем занимался и так далее.

Мини-обозрение

Здесь сравнивается какая-то совокупность событий. Критерием этого сравнения выступает какой-то общий признак.

Например, эти события могли произойти в одно и тоже время. Или же они могли быть посвящены одной определенной тематике.

Мини-история

В основе мини-истории лежит определенная интрига. Очень часто такие короткие исторические заметки публикуют женские журналы. В них рассказывают о профессиональных, любовных или семейных приключениях.

Мини-совет

Основным содержанием мини-совета является программная информация. Это то, как нужно что-то сделать. Своего рода, алгоритм действий для достижения результата.

Пример заметки в виде мини-совета из журнала

Пример мини-совета

Пример заметки в газете

Давайте на конкретном примере из газеты посмотрим, как пишется событийная заметка и какова ее структура.

Пример событийной заметке в информационном жанре журналистики

Событийная заметка в газете

В заголовке мы видим, что уже сообщена главная новость. В лиде (первом абзаце) идет пояснение с ответом на вопросы: что, где и когда.

Что случилось? Путин подписал указ, согласно которому зрители должны регистрироваться. Когда это случилось? 15 ноября 2013 года. Где это случилось? В данном случае это не актуальный вопрос поскольку и так понятно, что в Кремле. Поэтому уточнения тут нет.

Смотрите, если человек пробегается только по заголовку и лиду, то он уже получает достаточную информацию. А если он захочет подробности, то продолжает читать текст дальше.

В основном тексте заметки автор не дает каких-либо оценок данному событию. Он никак это не комментирует. Человек просто дает нам информацию. Значит это информационный вид, выполненный в новостном поджанре.

Единственное, где есть проявление личности и оценки автора, так это самый последний абзац. Но это сделано не навязчиво. Автор просто информирует нас. Никаких оценок тут нет. Только факты.

Плохой пример заметки

Давайте рассмотрим второй простой пример событийной заметки. Здесь есть все типичные ошибки, присущие данному жанру.

Пример неправильной новостной заметки с различными ошибками

Грубые ошибки в заметке

Дальше идет введение (лид).

Тут тоже не понятно, что, где и когда случилось. Во-первых, первая фраза абсолютна банальна. Что ежегодно умирают сотни людей, это не статистика. Это все абстрактно. А нужно более точные цифры. Например, 2 765 человек.

Дальше в третьем абзаце идет пояснение. Само событие освещено только в этом абзаце. Но опять же не понятно, что это за закон, когда он принят был и так далее.

Чуть ниже за ним идет абсолютно неуместный комментарий специалиста. Такое частенько встречается, когда привлекают непонятно кого, для того чтобы человек прокомментировал.

Во-первых, какое отношение врач аллерголог имеет к данной ситуации? Наверное, никакого.

Во-вторых, даже если это врач по специальности, то кто это. В первом примере заметки это был глава УФМС. То есть то лицо, которое будет отвечать за исполнение закона на территории Сочи.

Если бы во втором примере был хотя бы глава Минздрава Краснодарского края, то другой вопрос. А так это просто частное лицо, которое имеет диплом врача. Его притащили за уши буквально в эту заметку.

Сам комментарий никак не освещает сути события. Он не несет никакой новой информации. Нет никаких фактов.

Конец заметки очень пафосный, не конкретный и не информативный.

В общем, это пример того, как нельзя писать заметку. Запомните, что автор не высказывает свое мнение. Он не пытается показать себя. Здесь мы только информируем.

Приемы компоновки информации

Также нужно убирать оценочные выражения. Например, авторитетный, новейший, супер качественный и так далее. Помним, что оценка автора в данном жанре никому не интересна.

Еще удаляйте бытовые штампы. Например, на каждом шагу, волшебным образом, в конце концов. Это также не несет в себе никакого смысла и информативности.

Также удаляйте штампы иробюрократизма. Такие слова очень трудны для восприятия. Они никак не сделают вашу заметку более легкой.

Формализм не просто враг понимания и легкости текста. Он нарушает заботу о читателе. Например, при отключении воды на подъездах развешивают объявления.

Как формализм портит всю заметку

Да никакой! Такой принцип также будет плох и для заметки. Поэтому лучше написать по-другому. Думая о пользе для читателя, мы должны понять, с какой проблемой он столкнулся.

В нашем примере, это отключение горячей воды. Людям приходится туго без нее. Но мы можем сказать читателю в этой же заметке, что ЖКХ наоборот, о нас заботиться.

Во-первых, они выбрали самый удобный период, когда человеку проще прожить без горячей воды. Во-вторых, если летом не будет проведен ремонт, то зимой может случиться авария. Тогда будет намного хуже.

И вот прочитав такое, человек уже понимает, это даже хорошо, что сейчас ему две недели придется пожить без горячей воды. Таким образом, мы сделали пользу и сформировали понимание.

Теперь вы знаете, как правильно сделать заметку. Помните, что можно использовать различные ее виды (простые и более расширенные). Также старайтесь больше обращать внимание на примеры образцов написания. Это потом хорошо помогает на практике.

В современной журналистике, с появлением большого количества каналов распространения информации, возникло большое количество самых различных информационных жанров, каждый из которых нужен для того, чтобы более чётко, в зависимости от особенности ситуации, донести нужную информацию до людей. Каждый из жанров содержит в себе свои исключительные черты, которые определяют форму повествования текста.

Заметка

заметка

Классическая заметка состоит, в среднем, из 25-45 слов, из неё читатель может узнать только самую суть события. Если журналист хочет, чтобы у его читателя возникли какие-либо позитивные эмоции от прочтения, то заметка является не самым лучшим выбором для подачи материала.

Интервью

интервью

Интервью – беседа с каким-либо лицом, представляющим интерес для аудитории. В последнее время данный жанр в журналистике начал популяризироваться. Интервью предполагает ответы (развернутые или неразвернутые) на заранее подготовленные журналистом вопросы. Подробнее о сути, видах и признаках жанра Вы можете узнать из этой статьи.

Вопросы для интервью представляют наибольшую важность для успеха журналисткой работы. Вопросы должны быть краткими, развернутыми, их нужно задавать по одному. Их не принято обсуждать заранее. Все они должны следовать логическому подходу к освещению события или явления: Что? Где? Когда? В информационном интервью важно не раскрытие героя, а факт из первых рук. Человек выступает источником информации о произошедшем событии. Например, пожарный рассказывает о том, как протекает тушение пожара.

Репортаж

репортаж

Репортаж – направлен на освещение какого-либо события. Чаще всего происходит в прямом эфире, и все комментарии журналиста даются, непосредственно, во время освещаемого явления.

Стоит заметить, что репортаж часто проводится вместе с видеоматериалом, для того чтобы зритель сам смог глазами увидеть все происходящие события.

Подробнее о признаках, видах и сути этого жанра мы уже написали здесь.

Беседа

беседа

Беседа – жанр похож на интервью, однако в беседе оба участника принимают непосредственное участие в разговоре. Если интервью предполагает под собой, в классическом понимании, форму вопрос-ответ, то беседа – обмен информацией между собеседниками в процессе обсуждения какого-либо вопроса.

Сейчас многие интервью смешаны с беседой, журналист и задаёт вопросы и сам общается с гостем на заданную тему, такая форма позволяет наиболее полным образом раскрыть саму сущность обсуждаемого вопроса.

Отчет

отчет

Отчёт – обзорный жанр журналистики, представляет собой выжимку из какого-либо массового мероприятия. Главная задача журналиста в отчёте – точно передать информацию, суть происходящего на конференции, собрании, съезде и т.д.

Информационные жанры журналистики: виды, особенности, функции и примеры

Основная функция информационных жанров — это информирование о социально-значимых и актуальных фактах и событиях.

Для сбора и анализа информации используются такие методы, как интервью, наблюдение, работа с документами.

Событие — центральный элемент информационных жанров журналистики

В информационных жанрах журналистики центральным элементом выступает событие.

Под событиями подразумеваются те процессы, которые происходят в социуме ежедневно и даже ежесекундно, и вызывают определенные изменения и перемены.

В каждом из информационных жанров событие обычно представлено по-разному. В заметке преобладает простая констатация фактов. В интервью событие представляет собой рассказ от лица собеседника журналиста. В репортаже проявляется личностное отношение к событию. А в отчете передается его основная суть.

Информационные жанры: особенности и признаки

К особенностям и основным признакам информационных жанров журналистики относятся:

Особенность информационных жанров заключается в том, что несмотря на общие признаки и черты, каждый из них отличается не только по объему, но и по методам представления фактов, и, конечно, по своему целевому назначению.

Информационные жанры журналистики: заметка

Главные черты: достоверность факта, новизна, краткость.

Основной задачей информационной заметки, точно также, как и других текстов, относящихся к публицистическому стилю, является предоставление информации о каком-то социально-значимом событии.

В задачу заметки не входит детальный анализ события. Главное — это проинформировать массового адресата о событии, которое произошло или только произойдет в будущем. Если новость необходимо осветить более подробно, тогда журналист может указать источник информации, добавить цитаты и привести статистические данные.

Виды заметок:

  1. Блиц-портрет — краткие сведения о человеке с целью дать аудитории первичное представление о его личности.
  2. Мини-совет — заметка, в которой автор дает определенный набор действий, которые могут привести читателя к получению желаемого результата. Например: советы по ведению хозяйства, по улучшению здоровья и физической формы, избавлению от вредных привычек и др. Чаще всего автором заметки в стиле мини-совет является специалист в какой-то сфере деятельности.
  1. Мини-история — заметка о взаимоотношениях людей. Для такого типа заметки характерен небольшой объем текста и наличие фотографий.
  2. Мини-обозрение — заметка о нескольких событиях, которые объединены тематикой или временем, в течение которого произошли.

Информационные жанры публицистического стиля речи: репортаж

Характерные черты репортажа:

  • оперативность,
  • объективное освещение событий,
  • репортер является очевидцем или участником происходящего.

Примеры репортажа: телевизионный репортаж (прямая трансляция с места событий), репортаж в печатных СМИ после сбора и обработки информации.

Интервью — получение информации в ходе разговора интервьюера (журналиста) с собеседником.

Можно говорить об информационном интервью только в том случае, когда журналист сообщает аудитории исключительно о тех сведениях, которые он получил от своего собеседника, не пытаясь их как-то комментировать.

В таком интервью очень ясно прослеживаются вопросы журналиста что?, где?, когда? и полученные на них ответы от интервьюируемого.

Цель журналиста: проинформировать читателей о предмете своего интереса, но не анализировать этот предмет и не давать ему оценки.

Примеры: информационное интервью для сбора актуальных данных о произошедшей авиакатастрофе (например, опрос очевидцев).

Блиц-опрос

К разновидностям информационного интервью можно отнести и блиц-опрос.

Блиц-опрос — один из самых распространенных видов интервью. Заключается в том, что несколько человек отвечают на один и тот же вопрос (иногда несколько вопросов), который касается какого-то недавно произошедшего актуального события или явления.

В зависимости от темы опроса в нем участвуют представители одной или разных социальных групп.

Информационный жанр: отчет

Примеры: отчет о военных действиях, отчет о результатах собрания, о конференции, о правительственном или судебном заседании, отчет-коммюнике о международных переговорах.

В отчет могут быть включены не только мнения и суждения людей по какому-то вопросу, но и их дискуссии, споры, реплики, а также комментарии самого автора.

Отчет относится как к информационным жанрам журналистики, так и к аналитическим.

Все зависит от того, какая задача стоит перед журналистом. Если необходимо провести авторский анализ какого-то мероприятия, допустим, с комментариями и личным мнением, тогда имеем дело с аналитическим отчетом.

Но, если журналисту необходимо проинформировать общественность о любом мероприятии, кратко сообщить о произошедшем, в строгой последовательности описать развитие действия, тогда перед автором стоит задача — написать информационный отчет.

  • Жанры печатных и электронных СМИ. Учебник для вузов. Ким Максим Николаевич, ‎Пак Екатерина Максимовна · 2019
  • Жанры периодической печати: учебное пособие. Александр Алексеевич Тертычный.

P. S.: Понравилась статья? Поделитесь ссылкой в социальных сетях, спасибо!

Читайте также: