Информационные технологии в домашней экономике сообщение

Обновлено: 04.07.2024

Современный период развития цивилизованного общества характеризует процесс информатизации.

Информатизация общества - это глобальный социальный процесс, особенность которого состоит в том, что доминирующим видом деятельности в сфере общественного производства является сбор, накопление, продуцирование, обработка, хранение, передача и использование информации, осуществляемые на основе современных средств микропроцессорной и вычислительной техники, а также на базе разнообразных средств информационного обмена. Информатизация общества обеспечивает:

·активное использование постоянно расширяющегося интеллектуального потенциала общества, сконцентрированного в печатном фонде, и научной, производственной и других видах деятельности его членов;

·интеграцию информационных технологий в научные и производственные виды деятельности, инициирующую развитие всех сфер общественного производства, интеллектуализацию трудовой деятельности;

·высокий уровень информационного обслуживания, доступность любого члена общества к источникам достоверной информации, визуализацию представляемой информации, существенность используемых данных.

Применение открытых информационных систем, рассчитанных на использование всего массива информации, доступной в данный момент обществу в определенной его сфере, позволяет усовершенствовать механизмы управления общественным устройством, способствует гуманизации и демократизации общества, повышает уровень благосостояния его членов. Процессы, происходящие в связи с информатизацией общества, способствуют не только ускорению научно-технического прогресса, интеллектуализации всех видов человеческой деятельности, но и созданию качественно новой информационной среды социума, обеспечивающей развитие творческого потенциала индивида.

Одно из направлений процесса информатизации современного общества является информатизация образования - процесс обеспечения сферы образования методологией и практикой разработки и оптимального использования современных или, как их принято называть, новых информационных технологий, ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения, воспитания.

Процесс информатизации так же затронул и экономические отрасли. Их радикальное усовершенствование и приспособление к современным условиям стало возможным благодаря массовому использованию новейшей компьютерной и телекоммуникационной техники, формирование на ее основе высокоэффективных информационно-управленческих технологий. Средства и методы прикладной информатики используются в менеджменте и маркетинге. Новые технологии, основанные на компьютерной технике, требуют радикальных изменений организационных структур менеджмента, его регламента, кадрового потенциала, системы документации, фиксирования и передачи информации.

Новые информационные технологии значительно расширяют возможности использования информационных ресурсов в различных отраслях промышленности, а так же в образовании.

Актуальность данной темы заключается в том, что давно уже существует практика в использовании информационных технологий в домашней среде, что в свою очередь является неотъемлемой частью в функционировании дома - как системы.

Объектом исследования являются информационные технологии, которые используются в домашней среде.

Цель работы: узнать особенности информационных технологий и их значение в функционировании дома.

В соответствии с целью исследования в работе поставлены следующие задачи теоретического и прикладного характера:

1.Дать определение понятию информационная технология, изучить историю становления информационных технологий;

2.Выявить и изучить основные виды информационных технологий, как вообще, так и в домашней среде;

.Узнать о новых современных информационных технологиях, которые появились в области домашней среды;

4.Провести анализ достоинство и недостатков информационных технологий.

В данной работе использовано множество литературных источников, посвященных изучению информационных технологий в различных областях.

Трофимов В.В. в своем учебнике "Информационные технологии в экономике и управлении" освещает такие положения как: все аспекты базовых и сетевых технологий, разноуровневые информационные системы, специфика применения современных информационных технологий, в том числе в банковской сфере, где основная роль отводится современным методам обеспечения информационной безопасности, а также принципы, примеры и особенности применения информационных технологий в маркетинге, менеджменте, бухгалтерском учете и т.д. Кроме того, в нем содержится дополнительный материал, поясняющий современное состояние дел в области информационных технологий, а также перспективы их развития.

Макаровой Н.В. в учебнике "Информатика" рассмотрены разделы информатики, определяющие базовый уровень подготовки специалистов: основы информационной культуры, современные технологические средства и программный инструментарий новых информационных технологий (системное и практическое обеспечение, инструментарий создания программных продуктов).

Рагулин П. Г. в своём учебнике "Информационные технологии" рассматривает теоретические проблемы организации и построения информационных технологий, практические аспекты информационных технологий.

Данная курсовая работа состоит из Введения, основной части, которая состоит из двух глав. В первой главе рассматривается как таковое "понятие информационная технология", особенности развития информационных технологий, сущность понятия "информационное общество". Во второй главе идет анализ информационных технологий в домашней среде, а именно рассматриваются основные и современные технологии и недостатки и достоинства этих технологий. Далее идет заключение и список используемой литературы. И в конце прилагается к тексту несколько приложений в виде диаграмм и таблицы.

1. Понятие информационной технологии

Технология - это комплекс научных и инженерных знаний, реализованных в приемах труда, наборах материальных, технических, энергетических, трудовых факторов производства, способах их соединения для создания продукта или услуги, отвечающих определенным требованиям. Поэтому технология неразрывно связана с машинизацией производственного или непроизводственного, прежде всего, управленческого процесса. Управленческие технологии основываются на применении компьютеров и телекоммуникационной техники.

Согласно определению, информационная технология - это комплекс взаимосвязанных, научных, технологических, инженерных дисциплин, изучающих методы эффективной организации труда людей, занятых обработкой и хранением информации; вычислительную технику и методы организации и взаимодействия с людьми и производственным оборудованием, их практические приложения, а также связанные со всем этим социальные, экономические и культурные проблемы. Сами информационные технологии требуют сложной подготовки, больших первоначальных затрат и наукоемкой техники. Их введение должно начинаться с создания математического обеспечения, формирования информационных потоков в системах подготовки специалистов. [7;268]

1.1 Основные этапы развития информационных технологий

Трудно назвать другую сферу человеческой деятельности, которая развивалась бы столь стремительно и порождала бы такое разнообразие проблем, как информатизация и компьютеризация общества. История развития информационных технологий характеризуется быстрым изменением концептуальных представлений, технических средств, методов и сфер применения.

Еще десять лет назад бесспорным казался лозунг "Программирование - вторая грамотность", под которым подразумевалось умение каждого образованного человека создавать алгоритмы и программировать в своей предметной области на языках FORTRAN, BASIC и т.д. В современных реалиях весьма актуальным для большинства людей стало не столько программирование (в старом смысле слова), сколько умение пользоваться информационными технологиями. Проникновение компьютеров во все сферы жизни общества убеждает в том, что культура общения с компьютером становится частью общей культуры человека - термины "Word", "Excel", "Internet" стали такими же обыденными, как "телефон" или "шахматы" [14;4].

Цель : Ознакомление учащихся с информационными технологиями в домашней экономике.

Расширить умения и навыки, и навыки по использованию информационных технологий в домашнем хозяйстве.

Научить создавать и обрабатывать табличные расчеты с помощью программы МО Excel.

Развивать у учащихся экономическое мышление, внимание.

Воспитывать ИКТ культуру.

Тип урока: комбинированный

Методы: словесный, наглядный, практический.

Оборудование : компьютерный класс; презентация к уроку.,

Межпредметная связь: информатика, экономика,

Я слышу – я забываю

Я вижу – я запоминаю

Я делаю – я понимаю

I. Повторение пройденного материала.

II Подвести учащихся к формулированию, темы и цели урока.

Учитель. У многих из вас в семье имеется компьютер. Для чего вы его используете?

« Чтоб копейка рубль сберегла,

как этот стишок соотносится к нашему уроку?

Дети называют , тему и цель урока.

Учитель корректирует тему и цель урока.

Какую цель вы поставите на данном уроке? Чему хотели бы научиться?

Научиться создавать и обрабатывать табличные расчеты с помощью программы МО Excel.

II. Изложение программного материала.

Рассказ учителя о программа Х L с применением презентации.

Рассказ учителя с использование презентации об электронной таблице.

• Электронная таблица является универсальным средством, чтобы произвести любые табличные расчеты.

Что такое электронная таблица? (Книга) (Рабочая таблица.)

Электронная таблица (или прямоугольная сетка) содержит:

Пересечения столбцов и строк содержат определенные данные и называются ячейкой.

• Адреса ячеек образуются путем соединения индекса столбца и номера строчки.

Например: индекс столбца - С и номер строки - 3 обозначаются адресом ячейки СЗ.

Каждая ячейка может содержать:

А как можно использовать компьютер в домашней экономики?

( использование компьютера для облегчения работы в домашнем хозяйстве.)

Давайте рассмотрим вариант использования компьютера для расчета любимого блюда.

При проведении таких расчетов удобно пользоваться программами, которые называются электронными таблицами.

Составим таблицу по образцу, представленному в таблице 1.

Эн.ценность, ккал в 100г

1. Ввести данные в таблицу.

2. Применив функцию автосуммирования в столбце В выяснить вес продукта на выходе.

3. Для подсчета значений в столбце D ввести формулу.

Например, для ячейки D 2 = С 2 /100*В 2

Аналогично рассчитывается эн. ценность для каждого ингредиента.

4. Применив функцию автосуммирования в столбце D можно получить значение общей энергетической ценности всего пирога.

5. Для расчета стоимости в столбце F ввести формулу

Например, для ячейки F 2 =Е 2 /1000*В 2

Аналогично рассчитывается и стоимость каждого ингредиента.

6. Применив функцию автосуммирования в столбце F выяснить общую стоимость пирога.

7. Сравните выполненную вами работу на компьютере с образцом заполнения, представленным в таблице 2.

Эн.ценность, ккал в 100г

Обращение к эпиграфу урока.

Физминутка. Укрепление для мышц глаз

III. Практическая работа.

Выполнение задания на компьютере.

- Где пригодятся полученные знания и практические навыки?

Домашнее задание: Произвести расчёт потребительской корзины ( продуктовую часть) на неделю для своей семьи.

Примерный перечень блюд

Продукты: 500 г капусты, 2 яблока, 2 моркови, 1 луковица, 50 г сахарного песка, уксус, соль, перец по вкусу.

Приготовление: мелко нашинкуйте капусту. Положите в кастрюлю с толстым дном. Добавьте туда уксус, соль и поставьте на огонь. Нагревая, непрерывно помешивайте, пока капуста не осядет на дно. Затем сцедите сок, остудите и добавьте очищенные и нашинкованные морковь, лук, яблоки, сахар и перец.

Продукты: 2 яйца, 2-3 картофелины, 150-200 г сыра, 5-6 зубцов чеснока,1 свежая морковь, 50 г грецких орехов, 300 г майонеза.

1 -и слой - 2-3 вареные картофелины натереть на крупной терке, залить майонезом.

2-й слой - белки яиц натереть на крупной терке, залить майонезом.

3-й слои - сыр натереть на крупной терке, залить майонезом.

4-й слой - измельченный чеснок.

5-й слой - 1 свежую морковь натереть на терке, залить майонезом.

6-й слой - яичные желтки порубить или натереть на терке, залить майонезом.

7-й слой - грецкие орехи порезать или потереть на средней терке, ничем не заливать.

1 свежий огурец и 200 г копченой колбасы режем соломкой, шинкуем 300 г свежей капусты, солим и заправляем майонезом.

Борщ с капустой и картофелем

В кипящий бульон (или воду) кладут нашинкованную свежую капусту, добавляют картофель, нарезанный брусочками, и варят 10—15 мин. После этого кладут пассерованные овощи, подготовленную свеклу и варят борщ до готовности. За 5—10 мин до окончания варки добавляют сахар, соль, специи.

Квашеную капусту тушат и вводят в борщ со свеклой. Борщ заправляют белым соусом или мучной пассеровкой, разведенкой бульоном или водой.

На 320г свеклы — 160г свежей или 120 г квашеной капусты, 160 г картофеля, 80 г моркови, корень петрушки, 80 г лука репчатого, 60 г томата-пюре, 40 г жира, 20 г сахара, уксус.

Суп грибной с ушками

50 гсухих белых грибов, 2 луковицы, 1 морковь, 3 стакана муки, 1яйцо, 1 стакан воды, соль и перец по вкусу. 100 г масла.

Сварить грибы до мягкости. Бульон процедить через полотняную тряпочку, положенную на дуршлаг. Грибы промыть в проточной воде. Луковицу и морковь мелко порезать, положить в маленькую кастрюльку, добавить 50 г масла, влить 1 стакан воды, закрыть крышкой. Тушить на слабом огне до тех пор, пока жидкость не выпарится и морковь не будет мягкой. Положить готовые коренья в бульон, посолить и прокипятить его. Вторую луковицу мелко порубить и обжарить на оставшемся масле до светло-желтого цвета, туда же положить мелко нарубленные грибы, хорошо поперчить, посолить и обжарить вместе с луком. Подлить немного бульона, чтобы фарш был сочным. Приготовить тесто, хорошо его вымесить, тонко раскатать, порезать ножом на квадратики. Положить на каждый квадратик немного грибного фарша, соединив два противоположных угла теста и защипав края (должна получиться форма ушков). За 15 мин до подачи супа опустить ушки в горячий бульон и сварить. Готовые ушки всплывут наверх. Этот суп можно подавать со сметаной.

Печеный картофель, фаршированный сыром

10 одинаковых картофелин, 150 г масла сливочного, 3 желтка, 100 г сыра тертого, 1 стакан сметаны.

Картофель хорошо вымыть холодной водой из-под крана, натереть солью, положить на сковороду и испечь в духовке до готовности. У готового горячего картофеля срезать верхушки, вынуть весь мякиш, протереть через дуршлаг, смешать с маслом, сыром, желтками и сметаной. Посолить, поперчить по вкусу и всей этой массой нафаршировать пустые клубни картофеля, посыпать тертым сыром и запечь в духовом шкафу.

3 яйца, 200 г масла сливочного или маргарина (или же 1 стакан растительного масла, лучше кукурузного), 2 стакана сахара, 1 стакан густого (засахаренного) варенья, 2 стакана кефира или простокваши, по 1чайной ложке корицы, гвоздики, бадьяна (толченых), 1 чайная ложка соды питьевой, примерно 4 стакана муки

Яйца растереть с сахаром, добавить масло, варенье, толченые специи, кислое молоко. Всыпать соду и муку (муки всыпать столько, сколько необходимо для получения массы, похожей по консистенции на густую манную кашу). Приготовить форму (выстлать дно ее промасленным листом пергамента, хорошо смазать маслом всю форму и посыпать мукой), выложить в нее тесто, заполнив только 3/4 формы, так как при выпечке тесто сильно поднимается. Испечь кекс в духовке на слабом огне.

Орехово-шоколадное печенье 100 г муки, 4 яичных белка, 250 г сахара, 300 г молотого ядра грецкого ореха, 3 ложи какао, тертая лимонная цедра, молотая гвоздика и корица.

Яичные белки вместе с сахаром взбить в пену, добавить остальные продукты (по рецепту) и хорошо вымесить. Из готовой массы сформовать шарики, уложить их на противень, смазанный маслом и посыпанный мукой, и выпекать при средней температуре.


Основной целью данной статьи является раскрытие роли вычислительной техники и информационных технологий в развитии экономики.

Актуальность данной темы заключается в том, что на сегодняшний день IT-продукты занимают важное место в экономическом развитии. На данный момент нередко можно услышать такие термины, как виртуальная либо информационная экономика. Передовые IT-продукты в экономике используют в целях действенной компьютерной обработки информационных ресурсов и их передачи за маленький промежуток времени.

Ключевые слова: информационные технологии, современная экономика, информационная экономика, технологический уклад, экономический цикл

Появление и развитие информационных технологий оказывает огромное влияние на мировую экономику. ИТ в экономике — это серия действий над информацией для достижения благоприятных результатов. В последние годы индустрия информационных технологий и средств обработки данных стала важной отраслью экономики. Таким образом, информационные технологии являются производительной силой, оказывающей значительное влияние на экономический рост.

Интенсивный процесс развития информационно-коммуникационной среды открыл новые возможности для социально-экономической сферы человеческой деятельности. В результате родилась новая концепция информационной экономики . В информационной экономике хозяйственная деятельность заключается главным образом в повышении эффективности всех других форм производства за счет производства и применения информационных технологий и накопленной информации, что позволяет достичь новых и более высоких темпов экономического роста и создать больше информационного богатства. Пределом является скорость обработки больших объемов информации и способность преобразовывать ее в научные знания. Информационная экономика основана на обмене сведениями, инновационном предпринимательстве и более активном использовании информационного потенциала общества. В результате эффективность производства веществ выше, чем в индустриальных обществах.

Отличительной особенностью современной экономики является переход от индустриальной экономики к постиндустриальной экономике, основанной на автоматическом производстве. В связи с этим значительно возрос процент компьютеризированной рабочей силы. Рынок высокотехнологичных услуг развивается наиболее динамично в рыночной структуре мировой экономики. Процесс глобализации и интеграции оптимизируется за счет компьютеризации мировой экономики и национальной экономики.

Развитие форм и методов управления промышленностью в конце 19 — начале 20 века объективно определило процесс формирования крупных предприятий и увеличение числа государственных органов управления экономикой. В рамках организации инновационной деятельности был создан отдел исследований и разработок. Это был период, когда академически образованные ученые и инженеры начали систематически использоваться в промышленности, а создание национальных научно-исследовательских институтов и лабораторий дало новый импульс развитию высших учебных заведений.

Почему в процессе экономического развития существуют некоторые фазы подъема и некоторые фазы затяжной рецессии? Многие ученые, изучающие этот вопрос, придерживаются разных точек зрения. В то же время большинство не уделяет достаточного внимания проблеме цикличности экономики.

В первой четверти двадцатого века отечественный ученый Н. Д. Кондратьев разработал теорию экономических циклов.

Экономический цикл — это ряд явлений, в которых уровень экономической активности повышается или понижается в течение нескольких лет. Эти явления отличаются друг от друга следующими параметрами: продолжительностью и интенсивностью.

Изменения в цикле происходят по мере исчерпания возможностей существующих технологий. В результате этого необходимо появление новых технических методов.

Технологические уклады — это комплекс приобретенных и инновационных технологий, специализирующихся на развитии экономики, технологий и производства на определенном уровне.

В настоящее время мир находится в конце 5-го технологического этапа: потребительская экономика, экономика услуг и финансовые технологии. Ядро пятого технического уклада состоит из электронной промышленности, компьютерных технологий, программного обеспечения, связи, робототехники, производства и обработки газа, а также ИТ. Основными техническими факторами являются компьютеры, микроэлектронные компоненты и информационные технологии. Появление компьютеров, мобильных телефонов и Интернета ознаменовало поворотный момент в развитии этой модели. Переход на новый технологический уровень производства начался в 1980 году. Впервые продажи компьютеров в США превысили продажи автомобилей.

Сейчас осуществляется переход в шестую стадию. На этом этапе упор делается на разработку и применение наукоемких технологий, которые называются высокими технологиями. Это путь, на котором доминируют информационные технологии, искусственный интеллект, новые материалы, генная инженерия. Самое главное, что эти технологии объединены. Нынешний технологический лидер станет будущим экономическим лидером.

Согласно системному анализу процесса циклического развития современной мировой рыночной экономики, ее основной тенденцией является превращение науки в основные производительные силы общества под воздействием научно — технической революции и технического прогресса. Поэтому управление внедрением новейших достижений науки и техники в производство имеет важнейшее значение для стратегической конкурентоспособности экономики и интегрированной бизнес-структуры страны или региона.

Основой для развития информационных технологий стала интернет-экономика, которая качественно повлияла на методы экономической деятельности и привнесла новые методы и технологии производства и распределения продукции.

Глобализация и комплексное развитие индустриальной экономики создают огромные возможности для бизнеса. Информационные технологии и информационные системы обеспечивают мобильный доступ и анализ для удовлетворения потребностей торговли и управления бизнесом в разных странах и на разных континентах. Глобальные системы связи и управления обеспечивают потребителей информацией о продукции, ее качестве и ценах, а также позволяют им торговать и размещать заказы 24 часа в сутки, 7 дней в неделю, где бы они ни имели доступ к сети.

Корпоративные ИТ-отделы стремительно выходят на первый план. В 1990-е годы за этим стояли 3 фактора.

  1. Требования бизнеса оказывают все большее давление на аналитические и ИТ-отделы, чтобы увеличить их вклад в общий итоговый результат компании;
  2. Парадигма вычислений, в которую большие компьютеры и мощные центры обработки данных вкладывают огромные объемы труда, исчезает и заменяется новой парадигмой распределенных вычислений (сетей и кластеров), которая приносит новые ИТ.
  3. Переход от технологии к потребителю требует психологической реорганизации управления, и для того, чтобы объединить бизнес-и информационные стратегии, необходимо сформировать новое поле стратегического планирования развития ИТ-компаний.

Производственные процессы и продукты изменяются под влиянием информационных технологий. Суть этого сводится к следующему.

— во-первых, продукция многих современных отраслей промышленности становится все более информационно-интенсивной и требует для своего производства все меньше обычного сырья и энергии. В дополнение к этому увеличение квалифицированной рабочей силы привело к тому, что высокотехнологичная промышленность развивалась вблизи ключевых рынков, а не находятся в поисках новых ресурсов.

— цель производства состоит не в том, чтобы производить большие количества стандартных продуктов, а в том, чтобы производить индивидуальные продукты небольшими партиями и реализовывать это посредством гибкого производства.

— в-третьих, с глобализацией рынка конкуренция за новизну и качество стала более важной, а современные производственные процессы стали более инновационными.

Подводя итоги, можно сказать, что новые информационные технологии являются важнейшей причиной формирования рыночной инфраструктуры в мировой экономике.

  1. Прудский В. Г., Красильников Д. Г. Переход к постиндустриальной экономике и развитие западно-уральской научной школы управления.
  2. Д. В. Захарченко. Влияние интернет-технологий на развитие информационно-знаниевых коммуникаций в современной экономике.
  3. Архипова З. В., Пархомов В. А. Информационные технологии в экономике. Издательство БГУЭП, 2003. — 184 с.
  4. Трофимов, В. В. Информационные системы и технологии в экономике и управлении. Издательство Юрайт, 2012. — 521 с.

Основные термины (генерируются автоматически): информационная экономика, мировая экономика, ВВП России, индустриальная экономика, развитие экономики, современная экономика, человеческая деятельность, экономический рост, экономический цикл, экономическое развитие.

Читайте также: