Информационное сообщение минфина рф от 11 января 2021 г ис аудит 37

Обновлено: 07.07.2024

Приводим основные тезисы.

Расширены возможности ведения бухгалтерского учета в упрощенном порядке

СМП и НКО получили право применять упрощенные способы ведения бухучета. Исключение — организации, бухотчетность которых подлежит обязательному аудиту.

Скорректирован перечень случаев обязательного аудита

Из данного перечня исчезло упоминание организаций в форме акционерного общества.

Освобождены от обязанности проводить годовую аудиторскую проверку:

  • СМП (кроме субъектов, определенных федеральными законами), у которых:
    • доход не превышает 800 млн руб. (прежние требования — 400 млн руб.);
    • сумма активов бухбаланса — не более 400 млн руб. (прежнее значение — 60 млн руб.);
    • соответствуют вышеуказанным ограничениям по доходам и активам (800 млн руб. и 400 млн руб.);
    • созданы в форме фонда, причем поступление имущества, в т. ч. денежных средств не превышает 3 млн руб.;
    • являются организациями потребкооперации, осуществляющими деятельность в соответствии с Законом РФ от 19.06.1992 N 3085-1.

    Нормы об обязательности проведения аудита в отношении отчетности отдельных категорий организаций установлены специальными федеральными законами (например, для банков — в ст. 42 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1, для НПФ — ст. 22 Федерального закона от 07.05.1998 N 75-ФЗ).

    Размещен перечень случаев обязательного аудита бухотчетности за 2020 год

    Увидеть его можно на сайте Минфина России. Всего в перечне 75 случаев обязательного аудита (для 2019 года было установлено 73 случая).

    • организациями по управлению правами на коллективной основе, получившими госаккредитацию (п. 60);
    • спецфондами, созданными в качестве юрлиц организацией по управлению правами на коллективной основе, получившей госаккредитацию (п. 61).

    Для каждого случая, включенного в минфиновский перечень, приведены:

    • соответствующая нормативка;
    • вид отчетности, подлежащей обязательной аудиторской проверке;
    • субъекты аудиторской деятельности, которые могут проводить обязательный аудит.

    Случаи обязательного аудита скомпонованы в 2 группы:

    Заметим, что опубликованный на сайте Минфина перечень не является НПА и носит чисто информационный характер.

    См. также:

    Помогла статья?

    Получите еще секретный бонус и полный доступ к справочной системе БухЭксперт8 на 14 дней бесплатно

    Похожие публикации

      Прохождение обязательного аудита – тема, которая может затронуть любую организацию.В Письме Минфина от 09.06.2021 N 03-03-06/1/45468 разъяснено, в каком.В Письме от 11.03.2019 N 03-04-05/15233 чиновники Минфина акцентировали внимание.В Письме от 30.03.2021 N 03-11-11/24078 Минфин разъяснил, может ли.

    Карточка публикации

    (4 оценок, среднее: 5,00 из 5)

    Данную публикацию можно обсудить в комментариях ниже.
    Обратите внимание! В комментариях наши кураторы не отвечают на вопросы по программам 1С и законодательству.
    Задать вопрос нашим специалистам можно по ссылке >>

    Добавить комментарий Отменить ответ

    Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.

    Вы можете задать еще вопросов

    Доступ к форме "Задать вопрос" возможен только при оформлении полной подписки на БухЭксперт8

    Нажимая кнопку "Задать вопрос", я соглашаюсь с
    регламентом БухЭксперт8.ру >>

    Практика применения ФСБУ 6, ФСБУ 26 в 1С - Часть 2

    6-НДФЛ в 1С за 2021 год

    Учетная политика – 2022

    Практика применения ФСБУ 6, ФСБУ 26 в 1С - Часть 1

    Отчетность за 2021 в 1С

    Самый сок по 6-НДФЛ в 1С. На примерах и с ответами на ваши вопросы.

    Благодарю Марину Аркадьевну Климову за прекрасный вебинар, как всегда всё свежее, актуальное, полезное и своевременное.

    Вступают в силу изменения в закон об аудиторской деятельности, внесенные Федеральным законом от 29 декабря 2020 г. N 476-ФЗ.

    Данные изменения предусматривают как корректировку самих случаев обязательного аудита, так и изложение этих случаев в новой редакции.

    Так, в частности, в перечне случаев проведения обязательного аудита отсутствует упоминание организаций, имеющих организационно-правовую форму акционерного общества.

    Кроме того, нормы об обязательности проведения аудита в отношении отчетности отдельных категорий юрлиц предусмотрены специальными федеральными законами (например, в отношении кредитных организаций - статьей 42 Федерального закона "О банках и банковской деятельности", в отношении НПФ - статьей 22 Федерального закона "О негосударственных пенсионных фондах").

    Освобождены от обязанности проводить аудит отчетности следующие организации:

    • субъекты малого предпринимательства, за исключением субъектов, определенных федеральными законами;
    • фонды, поступление имущества которых, в том числе денежных средств, за год, непосредственно предшествовавший отчетному году, не превышает 3 млн руб.;
    • организации потребкооперации.

    Также законом увеличиваются финансовые критерии, превышение пороговых значений которых является основанием для проведения обязательного аудита: по размеру выручки - с 400 до 800 млн рублей; по размеру активов бухгалтерского баланса - с 60 до 400 млн рублей.

    В частности, ведомство привело обобщенный список случаев обязательного аудита с учетом изменений, внесенных законом от 29.12.2020 № 476-ФЗ, который освободил от обязательного аудита верхнюю прослойку малого бизнеса и заодно изменил всю структуру статьи 5 закона об аудиторской деятельности. Напомним, что из нее теперь убраны те случаи, которые упоминаются в других законах. При этом остается отсылка на эти самые законы.

    • АО, УК акционерных инвестфондов – статья 88 закона об АО;
    • банков – статья 42 закона "О банках и банковской деятельности";
    • страховщиков – статья 29 закона "Об организации страхового дела в РФ";
    • клиринговых организаций – статья 5 закона "О клиринге, клиринговой деятельности и центральном контрагенте";
    • ОВЗ – статья 22 закона "О взаимном страховании";
    • организаторов торговли – статья 5 закона "Об организованных торгах";
    • НПФ, УК НПФ – статья 22 закона "О негосударственных пенсионных фондах";
    • акционерных инвестфондов, УК ПИФ – статья 50 закона "Об инвестиционных фондах";
    • организаций, представляющихя или раскрывающих годовую консолидированную отчетность – статья 5 закона "О консолидированной финансовой отчетности".

    Для обязательного аудита достаточно наличия лишь одного основания – например, если субъект малого бизнеса является АО, то отчетность подлежит обязательному аудиту.

    Также Минфин напомнил, что для аудита по критериям теперь используется такой показатель, как доход (подсчитываемый по правилам главы 25 НК), а не выручка, как прежде. При этом Минфин разъяснил, что в расчет принимаются доходы, полученные по всем видам деятельности и по всем налоговым режимам, за год, непосредственно предшествовавший отчетному году.

    Для тех, кто новым законом избавлен от обязательного аудита, сохранится обязанность его провести за 2020 год, если аудиторы уже начали свою работу до 1 января.


    Критерии обязательного аудита в 2021 году пересмотрены – это главное изменение закона 307 ФЗ. Новшества вступили в действие уже с 1 января 2021 года. Многие компании, чьи доходы и стоимость активов не превышают установленный правительством повышенный лимит, освобождаются от ежегодных проверок.

    Вы сможете задать вопросы в связи с изменениями в законодательстве, касаемо прохождения обязательных аудиторских проверок.

    Критерии обязательного аудита в 2021 году — что изменилось?

    Аудиторское заключение и Причины смены аудитора

    Аудиторская деятельность регулируется федеральным законом 307 ФЗ. Этим правовым актом установлены требования обязательных ежегодных проверок бухгалтерской отчетности. О ее соответствии реальному финансовому положению компании, специализированная организация должна высказать свое мнение по итогам контрольных мероприятий.

    Законом 307 ФЗ предусмотрено ежегодное прохождение аудита по итогам отчетного года. Статьей 5 этого нормативного акта определен перечень организаций, которые обязаны предоставить свою бухгалтерскую отчетность для проверки. За нарушение этих требований применяются финансовые санкции.

    Вы можете скачать с нашего сайта закон 307-ФЗ в редакции от 11.01.2021 по ссылке: Новая редакция закона 307-ФЗ

    Критерии обязательного аудита в 2020 году

    Критерии обязательного аудита в 2021 году значительно отличаются от требований закона 307 ФЗ до внесения в него изменений. Статья 5 этого нормативного акта полностью поменяла структуру. В 2020 году ежегодные проверки отчетности обязаны были проходить:

    В этот список также попадал Центральный банк РФ, политические партии при определенных условиях, СРО, организаторы азартных игр и лотерей, некоторые другие юридические лица.

    Критерии обязательного аудита в 2021 году

    Законодатели кардинально поменяли критерии обязательного аудита в 2021 году. Статья 5 полностью переработана. Теперь в ней указаны только 4 типа юридических лиц, для которых ежегодный аудит отчетности обязателен.

    1. Юридические лица, выпускающие ценные бумаги, допущенные к торгам на биржах.
    2. Компании, торгующие ценными бумагами на специальных площадках. В этот пункт законодатели также включили БКИ – бюро кредитных историй.
    3. Любые фонды, при поступлении денежных средств или иного имущества на сумму более 3 млн. рублей в год.

    Критерии обязательного аудита в 2021 году для организаций по выручке и стоимости активов отнесены в четвертый пункт. Теперь доходы за предыдущий отчетный период должны превысить 800 млн. Стоимость активов должна быть выше 400 млн.

    Как и в прошлых редакциях закона 307 ФЗ, превышение может быть по любому показателю – доходу или стоимости активов. Новые критерии обязательного аудита предусматривают определение выручки по правилам налогового учета.

    Законодатели увеличили критерии обязательного аудита в 2021 году по доходам в два раза. По стоимости активов почти в семь!

    В новой редакции из критериев проведения обязательного аудита исключены упоминания об организациях, проверки которых предусматриваются другими нормативными актами. Указано, что аудит проводится в случаях, предусмотренных федеральным законодательством.

    Разъяснения Минфина

    Критерии обязательного аудита в 2021 году

    В обновленной статье 5 закона 307 ФЗ из списка организаций, для которых аудит обязателен, полностью исчезло упоминание об акционерных обществах, кредитных учреждениях и некоторых других организациях. Однако, это не означает того, что эти юридические лица освобождаются от проверок.

    Кроме 307 ФЗ, требования о проведении аудита содержаться в некоторых федеральных законах. Так закон об АО обязывает ежегодно проходить проверку всем акционерным обществам. В этом нормативном акте нет упоминания о лимитах доходов или стоимости активов.

    Рекомендуем к прочтению: Требования по 115-ФЗ для банков, бухгалтеров и аудиторов. Суть закона и практика применения

    Подобная ситуация у банков, кредитных учреждений, организаций, публикующих сводную бухгалтерскую отчетность и некоторых других юридических лиц.

    Минфин выпустил разъяснения по тем организациям, которые были исключены из списка изменениями критериев обязательного аудита.

    Вы можете скачать документ ИС-аудит-37 с нашего сайта и ознакомиться с ним: ИС-аудит-37

    Также, вы можете ознакомиться с ИС-аудит-37 на официальном сайте Министерства Финансов РФ.

    В информационном письме Минфин разъясняет, что подсчет выручки для определения критерия обязательного аудита отчетности будет проводиться новым методом. Теперь используется расчет дохода по правилам налогового учета, указанным в гл. 25 НК.

    Финансовое ведомство также сообщает о тех случаях, когда проверки уже ведутся. Если организация освобождена от обязательного аудита, но контрольные процедуры начали проводиться до 01.01.2021 г., заключение за 2020 год необходимо.

    Несмотря на то, что повышенные лимиты введены законом с 1 января 2021, организации могут не проводить обязательный аудит за 2020 год и прошлые годы, если:

    • они еще не заключали договор на аудит за 2020 год и прошлые годы;
    • выручка и стоимость активов этих организаций не превышают новые критерии;
    • уже заключили договор на аудит за 2020 год, то сторонам договора необходимо выполнить все обязательства по договору.

    Причины изменений в законе 307-ФЗ

    Государство проводит политику поддержки малого бизнеса. Законодательство предоставляет различные преференции его субъектам. Одна из них – малые и средние предприятия могут сдавать упрощенную бухгалтерскую отчетность.

    Одним из критериев отнесения компании к малым предприятиям является доход, не превышающий размера 800 млн. в год. Своим постановлением Правительство РФ также определило, что это значение рассчитывается по правилам налогового учета.

    Кроме лимитов, в закон 307 ФЗ введено понятие дохода. До 2021 года использовался термин – выручка. Также введен подсчет этого значения по правилам законодательства о налогах и сборах.

    Приняв законопроект о критериях обязательного аудита, депутаты хотят освободить субъекты малого предпринимательства от ежегодных обязательных проверок отчетности. Это нововведение позволит компаниям уменьшить расходы на аудит.

    Однако, не все субъекты малого предпринимательства смогут воспользоваться увеличением критериев для обязательного аудита.

    Для кого действуют новые критерии обязательного аудита в 2021 году, согласно измененному закону 307-ФЗ?

    Раскрытие информации в пояснительной записке

    Критерии обязательного аудита в 2021 году действуют не для всех предприятий. В обновленной 5 главе 307 ФЗ есть отсылка на другие федеральные законы, согласно которым проведение ежегодного аудита обязательно.

    Акционерные общества (АО)

    В статье 88 Закона об акционерных обществах есть требование по проведению ежегодных проверок. Это значит, что для всех предприятий, имеющих организационно-правовую форму АО, ПАО, ЗАО, аудит обязателен. Не имеет значения величина дохода и стоимость активов.

    Общества с ограниченной ответственностью (ООО)

    Критерии обязательного аудита в 2021 году для ООО увеличены. Теперь общества с ограниченной ответственностью обязаны проходить ежегодную проверку только если доход за предыдущий год превысил 800 млн. рублей.

    Если этот показатель не больше лимита, но стоимость активов на 31 декабря прошедшего года превышает 400 млн. – аудит обязателен.

    Иные юридические лица

    В новой редакции закона нет упоминаний о кредитных учреждениях, страховых обществах, клиринговых компаниях, организаторах торгов и других юридических лицах, для которых проверки были обязательны.

    Это не означает, что критерии обязательного аудита в 2021 году освобождают их от контрольных процедур.

    Законодательство указывает, что проверки обязательны. Так кредитные учреждения и страховые компании проходят аудит на основании соответствующих федеральных законов.

    Рекомендуем к прочтению: Аудиторское заключение для организации: как получить и куда подавать? Всё об аудиторском заключении!

    Какие последствия повлекут измененные критерии обязательного аудита в 2021 году?

    Работа в офисе аудиторской компании

    Законодатели, утвердив повышение критериев для обязательного аудита, решили поддержать малый бизнес. Затраты на проведение проверок будут снижены. Экономится время, которое требуется работникам бухгалтерии для подготовки к контрольным мероприятиям.

    Для некоторых небольших компаний, суммы в 50 – 100 тысяч рублей, которые они тратили на обязательный аудит, существенны.

    Особенно это сказывается во время спада деловой активности при продолжающейся пандемии. Однако, такая экономия может привести к росту затрат на штрафные санкции.

    Влияние изменений на аудиторов и аудиторские компании

    Повышенные критерии обязательного аудита в 2021 году нанесут урон бизнесу. Доходы значительно понизятся. Многие компании, попавшие под лимиты освобождения, не будут заключать договоры на проведение проверок.

    Большинство клиентов аудиторских компаний составляли организации с такими доходами и стоимостью активов, которые соответствовали критериям для обязательной проверки. В связи с увеличением лимитов, количество таких заказчиков резко сократиться.

    Небольшие фирмы могут закрыться, высококлассные специалисты останутся без работы. Сделав подарок малому бизнесу, законодатели не подумали о нескольких десятках тысяч аттестованных аудиторов, чьи доходы могут резко упасть.

    Компании, освобожденные от аудита в 2021 году

    Диистанционная аудиторская проверка

    На первый взгляд, компании, для которых повышены критерии обязательного аудита, смогут сократить затраты на проведения проверок. Однако, в связи с такой экономией, могут наступить негативные последствия.

    Практика показывает, что почти 100% предприятий, впервые проходящих аудит, имеют ошибки в бухгалтерском и налоговом учете. Это значит, что при отсутствии аудита, нарушения законодательства может выявить ИФНС при выездной проверке.

    Ошибки в учете повлекут наложение финансовых санкций, которые могут быть в несколько раз больше, чем оплата за обязательную проверку. Вместо экономии может быть существенный убыток.

    По статистике, за одну выездную проверку сумма доначислений налогов и штрафных санкций, превышает 10 млн. рублей. Возможно, проведенный обязательный аудит позволит избежать их уплаты.

    Аудиторы не только подтверждают отчетность, но и консультируют работников бухгалтерии. Выявляют слабые сегменты учета. Делятся опытом, указывают на лучшее решение отдельных вопросов, связанных с финансами. Сотрудники предприятия получают дополнительную актуальную информацию по изменениям в законодательстве.

    После отказа от обязательного аудита, чтобы получить сопутствующие консультационные услуги, придется заключать дополнительный договор. В этом случае экономия на проведении проверки не оправдается.

    Изменившиеся критерии обязательного аудита в 2021 году вызывают критику не только у работников аудиторских организаций. Руководство небольших акционерных обществ, являющихся малыми предприятиями, указывает на необоснованное включение таких компаний в список юридических лиц, для которых проверка обязательна.

    Посетители оставляют отзывы о новшествах закона 307 ФЗ на сетевых ресурсах, посвященных аудиторской деятельности. Их мнения совпадают. Основные критерии обязательного аудита позволяют снизить затраты, однако экономия на проверках крайне сомнительна.

    Что вы думаете о новых критериях обязательного аудита? Поделитесь своим мнение в комментариях к публикации!

    Читайте также: