Индия в 15 16 веках сообщение

Обновлено: 02.07.2024

Индия очень загадочная и красивая страна. Располагается это государство на полуострове Индостан южноазиатского региона.

В 1947 году произошло разделение этой страны на два отдельных доминиона Великобританией. С тех пор образованы два самостоятельных государства – Индия и Пакистан.

  • Доминионом называется отдельное государство, подчиняющееся монархической власти Великобритании, имеющее право принимать собственные независимые решения.

Границы Индии сейчас меньше, чем в исторические времена. Благодаря этому государство оказалось изолированным от других стран. С трех сторон Индию окружают хребты Гималаев, высочайшая вершина которых гора Канченджанга 8856 метров высотой. А с четвертой находится Индийский океан, Аравийское море, Бенгальский залив.

Это сильно повлияло на индийскую культуру, способствовало формированию очень самобытной цивилизации и ментальности.

  • Самобытный – своеобразный, оригинальный, незаурядный.
  • Ментальность – набор отличительных особенностей, объединяющих людей в основном по национальному признаку.

Территории Индии принадлежат несколько островов в Индийском океане. Самыми большими являются Андаманские, Никобарские и Лаккадивские острова. Вместе с островами площадь государства составляет 287 590 квадратных километра.

Известнейшие реки государства Инд и Ганг и самые длинные в стране. Инд 3180 километров длиной, Ганг 2700 километров.

Город Нью-Дели столица Индии с середины XVII века.

Народов в стране проживает очень много. Только Хинди и Английский языки имеют в Индии статус государственных, а еще 21 язык является официальным.

У каждого народа свои культурные обычаи, обряды, легенды и мифы. Отсюда же разнообразие религий и их направлений. Все-таки большинство населения страны исповедует Индуизм, помимо которого официально проповедуются Буддизм, Сикхизм, Христианство, Джайнизм, Ислам.

Индийская цивилизация, еще ее называют Харрапской, считается одной из древнейших и находится на третьем месте после Египта и Месопотамии. Эта древняя этническая культура пала в 1500 году до нашей эры от рук захватчиков. Предположительно это были Арии. Письменность ее не расшифрована археологами до сих пор.

2500–1900 годы до нашей эры ознаменовали начало индийской цивилизации вокруг городов Хараппа, Дхалавира и Мохенджо–Даро. Это была территория запада страны.

Через пять столетий в Индии приобретает массовый характер религия Индуизм. Тогда же начали появляться первые касты – жрецы, воины и свободные крестьяне. Впоследствии добавились еще касты слуг и торговцев. Вообще, кастовая система плотно укоренилась с тех пор в индийской культуре. Как бы неоднозначно и даже критически ни относились к ней многие страны и государства.

К V веку до нашей эры к основной религии добавилась новая, Джайнизм, основателем которой стал Махавира. В это время страна уже включала в свой состав 16 отдельных государств.

Через столетие, в IV веке до нашей эры государств в Индии убавилось за счет объединения нескольких из них. Но оставшиеся государства не ладили между собой, и политическая раздробленность страны стала поводом для ее захвата.

В 326 году до нашей эры Александр Македонский вошел в Индию. Но дальше долины реки Ганг пройти не удалось. Оставшиеся в стране гарнизоны полностью ассимилировались местным населением.

Ассимиляция в этнографическом понимании означает полное принятие ментальности другого народа. То есть расовые отличительные черты, культура и традиции народа Индии были полностью переняты греками.

До 320 года власть в стране делили две слабые династии Маурьев и Шунгов с различными племенами и кланами. Но потом начался период расцвета под династией Гуптов, которая объединила государство в империю.

Средневековье

Объединение страны началось только с приходом к власти в 606 году Харшавардхана и продолжалось его правление вплоть до 646 года. Но достойных преемников у него не оказалось, и трон переходил из рук в руки, способствуя политическому развалу страны.

Этой ситуацией воспользовались арабские завоеватели под предводительством Мухаммеда-ибн-касима. Мусульмане не стремились менять политический уклад Индии, довольствовались исключительно грабежом. Они первые организовали собственные поселения в стране, имеющие свою систему правления, не такую, как у индийцев.

Делийский султанат

Эпоха султаната правила пятью династиями: 1206–1287 Гулямы, 1290–1320 Хилджи, 1320–1414 Туглаки, 1414–1451 Сайиды, 1451–1526 Лоды. Вся внутренняя политика султанатов плохо контролировалась и сообщалась между собой, носила характер исключительно захватнический.

Новая индийская история

Открытие морского пути в индию положило начало эпохи европейцев. Первыми были португальцы в 1498 году во главе с Васко да Гамма. Контролировалась новыми пришельцами исключительно береговая линия. Потом, в 1595 году территория была передана голландцам, и в 1664 году французам.

В 1856 году британские завоеватели установили свою власть в государстве. Но жители страны не желали мириться со своим незавидным положением угнетенных и рабов. Постоянно вспыхивающие восстания не давали англичанам расслабиться. Джавахарлал Неру, Винаяка Дамодар Саваркар, Махатма Ганди. Все это предводители повстанческих отрядов и организаций, выступающих за освобождение Индии.

15 августа1947 года Индии была предоставлена признанная Великобританией полная независимость. Официально государство разделилось на индуистскую и мусульманскую Индию. Это деление проходило с тяжелыми кровопролитиями, и мусульманские регионы отошли Пакистану. По сей день Кашмир является территорией, не принадлежащей ни одной из религиозных Индий.

В 1947 году премьер-министром Индии стал Джавахарлал Неру, и в 1950 году уже была принята конституция страны. Вплоть до 1990 годов страной правили два клана – Неру и Ганди. Далее, Индия находилась под управлением коалиционного правительства.

Коалиционное правительство. При многопартийной системе парламента партии объединяются в коалиции для получения большинства голосов в парламенте или для улучшения координации управления страной в чрезвычайных ситуациях.

В Индии XVI-XVII веков (империи Великих Моголов) сохранялись все признаки аграрного об­щества.

Население

Впрочем, главным для жителей Индии было деление не на народы, а на касты — замкнутые группы людей, наследующие свои профессии, права и обязанности. Каждая сельская и городская профессия была от­дельной кастой, и всего их насчитывалось около 400. Переход из касты в касту и даже браки между людьми разных каст были строго запре­щены. В начале Нового времени в Индии около 15 миллионов человек обитало в городах и 85 миллионов — в деревнях.

Хозяйство

Каждая индийская деревня представляла собой одну соседскую об­щину. Земледельцы сообща делили землю под семейные поля, вместе платили 1/6 урожая сборщикам государственных налогов, вместе кор­мили ремесленников, которые обеспечивали общинников орудиями, посудой и одеждой. Главными орудиями индийского земледельца про­должали оставаться деревянный плуг с железным однозубым лемехом и лопата. Индийские крестьяне держали много коров (которые счита­лись священными животными, и их нельзя было убивать) и могли обильно удобрять пашню навозом. Они умели орошать землю или, на­оборот, отводить от нее лишнюю воду. Используя многополье, индийцы постоянно чередовали посадку зерновых культур и травянистых расте­ний. Все эти приемы в условиях теплого климата и плодородных земель позволяли выращивать по два-три урожая в год.

Территория государства Гуптов

Несколько столетий многочисленные индийские княжества существовали, подчиняясь лишь сложившимся издревле местным законам, защищенные от завоевателей безводными пустынями на западе, уходящими в небо хребтами Гималаев на севере, чащобами джунглей на востоке, а также водами Индийского океана, омывающими вдающийся далеко на юг обширный полуостров Индостан. С середины VII в. в Индию стали время от времени вторгаться войска Арабского Халифата, стремившиеся на всей земле установить исламский закон. Состоявшие в основном из уроженцев пустынных регионов: арабов, иранцев, тюрков, войска Халифата без особых затруднений преодолевали пустыни в окрестностях реки Инд. Однако им трудно было сражаться с высокопрофессиональным воинством раджей, укомплектованном боевыми слонами. Индийские воины были не только вооружены искусно сделанным оружием, но и отличались исключительным упорством в битве: будучи военными по рождению, они были убеждены, что от того, как они исполнят свой долг перед раджой, счастливой или несчастной станет их будущая жизнь. Веря в переселение душ, они не боялись смерти. Только к XI в., когда сам Арабский Халифат уже фактически распался, мусульмане научились эффективно противостоять боевой тактике индийцев. Государство Газневидов в Афганистане, Средней Азии и Восточном Иране, управляемое эмирами из тюркского племени кайы, в этот период захватило Пенджаб — область на северо-западе Индии, по которой протекают пять священных для индусов рек. В первой половине XI в. эмир Махмуд Газневи совершил семнадцать военных походов на Индию, в одном из которых захватил 57 тыс. рабов и 350 боевых слонов. Раджи, за долгие столетия после распада государства Гуптов привыкшие ни на кого не оглядываться в своей политике, не могли собрать против могущественной Газневидской державы единой коалиции. Многочисленные армии эмиров легко разбивали их скромные войска, захватывали их роскошные города и дворцы, увозили на северо-запад возы золота и серебра. В конце XI — начале XII вв. эмир Масуд перенес столицу государства в западно-индийский город Лахор. К концу XII в. держава Газневидов сама впала в сильную феодальную раздробленность; разбогатевшие вассалы чувствовали силу и влияние и переставали повиноваться верховным эмирам. В 1186 г. умер последний ее правитель Хосров-Малик, и она окончательно распалась. Вскоре Лахор был захвачен быстро расширявшей свои пределы другой центрально-азиатской державы — Гуридского султаната, основанного в 1148 г. таджиками (персоязычными оседлыми жителями Центральной Азии). В 1193 г. гуридский султан Мухаммад захватил Дели — крупный индийский город, а затем завоевал почти всю Северную Индию. В 1206 г. гуридский наместник Кутбу-д-Дин Айбек — туркмен из среднеазиатского племени халадж, провозгласил индийские мусульманские владения независимым государством. В 1214 г. султан Шамсу-д-Дин Илтутмиш перенес столицу в Дели. Поэтому в историографию первое мусульманское государство, целиком располагавшееся на территории Индии, вошло под названием Делийского султаната. Первые правители новой державы отражали вторжения на ее территорию войск Монгольской империи с северо-запада и индусов-раджпутов с юга. Затем вплоть до середины XIV в. влияние и могущество Делийского султаната все возрастало. Султаны отвоевывали у раджей новые территории. Султан Мухаммад-шах ибн Туглак с войском доходил до города Мадурай на самом юге полуострова Индостан. Там ему удалось установить мусульманское правление, но в связи с удаленностью от Дели местные правители фактически вышли из подчинения верховного и образовали самостоятельный Мадурайский султанат.

что такое тадж махал

К тому времени в ряде мест на побережье Южной Азии обосновались прибывавшие сюда по проложенному в конце XV в. Васко да Гамой морскому пути португальские торговцы. Одним из таких португальских опорных пунктов был город Хугли в Бенгалии (северо-восток региона). Туда Джахан в 1632 г. повел свою армию. Город был взят после трех дней осады, уцелевшие португальцы попали Джахану в плен. Затем Джахан водил войска на северо-запад, где, воюя с Сефевидским Ираном, присоединил к своей державе афганский город Кандагар и таджикские Балх и Бадахшан. А затем на юг, где его войска завоевали большинство Деканских султанатов. В 1646 г. распалась Виджаянагарская империя — бывший основной геополитический противник мусульман в регионе. Однако с конца 70-х гг. XVII в. Джахан все чаще терпит поражение от войск Сефевидов. В 1647 г. держава Великих Моголов потеряла Балх, а через два года — Кандагар. тяжелый урон государству нанесла длительная засуха, в результате которой миллионы людей умерло от голода. В 1658 г. Джахан тяжело заболел, и его четыре сына, не дожидаясь, пока он умрет, начали междоусобную борьбу за власть. Победу одержал третий сын Аурангзеб (Аламгир), принудивший тяжело больного отца отречься от престола и заточивший его в собственных покоях, где Джахан и умер в 1666 г. Его тело положили в Тадж-Махал, где уже покоилась его любимая супруга.

Аурангзеб, правивший до 1707 г., стал известен как ревностный поборник исламского строя, непримиримо воевавший с противоречившими Исламу культурными и политическими новшествами, появившимися при его предшественниках. Он вновь ввел джизью для немусульман, а также запретил занятия живописью, музыкой, танцами (это не позволяется исламской традицией). Будучи правителем решительным и жестким, он сумел присоединить к державе новые территории, и в его правление она разраслась до наибольших размеров. Однако из-за недовольства уже привыкших к подданическому равноправию индусов сильно расшаталась ее внутренняя стабильность. Особенно тяжелым испытанием для Аурангзеба и его армии стало восстание индусского народа маратхов во главе с вождем Шиваджи в начале XVIII в. Попытки подавить его оказались безуспешными, и маратхи образовали свое независимое государство на территории Декана. Вышли из повиновения Аурангзеба и раджпуты, которых поддержал его собственный сын. После смерти Аурангзеба держава Великих Моголов погрузилась в тяжелые феодальные смуты и стала быстро распадаться. Эмиры отдельных провинций враждовали между собой, возводили на престол послушных себе марионеточных правителей. В 1739 г. в Индию вторглись войска иранского Надир-шаха, которые почти два месяца грабили Дели. Во второй половине XVIII в. распадавшаяся держава потерпела сокрушительное поражение от государства маратхов, от которого уже не оправилась, хотя некоторое время правителями некоторых ее провинций считались номинально представители династии. В этот период, желая усилить свое влияние за счет поддержки вытеснивших португальцев с индийского рынка британцев, многие индийские феодалы способствуют возникновению в Индии британских опорных пунктов. Вмешиваясь в феодальные войны, британцы установили свой протекторат над одними владениями, а другие полностью подчинил собственной власти. В 1803 г. британской армией было разгромлено государство маратхов. Постепенно вся Индия в той или иной степени переходит под британское владычество. В ее истории начинается долгий период британского господства. Британцы, чья метрополия находилась очень далеко за морями и океанами, не ассимилировались среди населения земли, которой завладели, как это прежде бывало со многими захватывавшими Индию народами, и не стремились создавать на ее территории отдельного, независимого государства. Индия превратилась в источник сырья для бурно развивавшейся в те годы британской промышленности.

Бабур умер в 1530 г. Он разделил владения между сыновьями, отдал Индию любимцу — Хумаюну и завещал остальным братьям подчиняться ему. Но наследники и не думали выполнять волю отца. Против Хумаюна объединились братья и мусульманские феодалы из Бенгалии и Бихара. Разбитый в двух сражениях, бездарный и безвольный Хумаюн бежал в Синд, а затем в Иран. Власть на целые 15 лет (1540— 1555) перешла в руки афганских феодалов из рода Сур. Лишь в 1555 г. Хумаюн смог вернуться на делийский престол, но вскоре умер.

Акбар и его реформы

В 1556 г. тринадцатилетним подростком на трон взошел сын Хумаюна Акбар (1542—1605), ставший подлинным основателем империи и величайшим реформатором в истории средневековой Индии. Унаследовав от отца лишь несколько разоренных войной полунезависимых провинций, Акбар смог, где военной силой, где дипломатическими путями расширить свои владения во много раз, присоединив к ним богатейшие области Гуджарата, Бенгалии, Центральной Индии и Кашмира, а также земли деканских султанатов Берара и Ахмад-нагара. Гордых и воинственных раджпутских князей, вечных возмутителей спокойствия, он превратил в своих верных союзников, породнившись с наиболее могущественными их кланами, и раджпутская кавалерия стала основой могольской армии.

Акбар осуществил ряд реформ, призванных создать на месте рыхлого, неуправляемого образования, каким была унаследованная им Могольская империя, сильное централизованное государство. Административная реформа разделила империю на провинции во главе с наместниками, которым подчинялась четкая структура налогового и судебного аппарата. Была введена единая для всей империи система мер и весов, а также календарь, причем, что крайне важно, этот календарь был основан не на догматах ислама или индуизма, а на последних достижениях астрономической науки, в том числе на трудах великого среднеазиатского астронома Улугбека.

Религиозная политика Акбара вызывала недовольство мусульманских феодалов и консервативной части духовенства. Они напрямую обвиняли падишаха в ереси, поднимая народ на восстания против него. На их стороне был сын и наследник Акбара Джахангир (правил с 1605 по 1627 г.): взойдя на трон, он свел на нет многие начинания отца. Слабовольный и бездарный политик, хотя и не лишенный других талантов (известно, что Джахангир был тонким ценителем искусств, особенно живописи, сам хорошо рисовал), он передал бразды правления своей любимой жене Нур Джахан. Эта энергичная, умная и властолюбивая женщина была фактическим правителем страны. При Джахангире могольские войска окончательно покорили Ахмаднагар, а вот их попытка вторгнуться в княжество Ассам на востоке Индии окончилась поражением.

Аграрный строй Могольской империи XVI—XVIII вв.

Основой экономики Могольской империи, как и других средневековых государств Индии, было сельское хозяйство. В нем было занято до 80—85% населения, которое, по подсчетам ученых, составляло к 1600 г. около 150 млн чел. Сфера обрабатываемой земли постоянно расширялась, и в ряде регионов (например — Индо-Гангская низменность, Панджаб, восточная часть Гуджарата, Андхра, страна тамилов) путешественникам, по их словам, приходилось проезжать через сплошное поле, где был обработан каждый клочок земли, и одна деревня почти переходила в другую. Однако, такие территории, отличавшиеся высокой плотностью населения и интенсивностью сельского хозяйства, соседствовали с горами, густыми джунглями, пустынями, где относительно редкое население занималось скотоводством, примитивным земледелием. Многие районы были заселены племенами, сохранявшими первобытный образ жизни. Обилие невозделанных земель позволяло крестьянам, если войны и гнет делали их жизнь невыносимой, забрасывать старые деревни и переселяться на новые земли. Освоение новых земель обычно поощряло и государство, предоставляя налоговые льготы.

Главной формой налогообложения был мал (или харадж) — земельная рента-налог, которую полноправные общинники платили либо государству, если земля входила в фонд халиса, либо феодальному держателю. Этот налог, который при Акбаре стали взимать в денежной форме, был крайне тяжелым, поскольку в отдельные годы составлял даже половину

Читайте также: