Идиллия обломовки и идеалы обломова сообщение

Обновлено: 30.06.2024

Жизнь в Обломовке протекает тихо, спокойно и предсказуемо. В этой местности не бывает грабежей, убийств и т.д.:

". Тишина и невозмутимое спокойствие царствуют и в нравах людей в том краю. Ни грабежей, ни убийств, никаких страшных случайностей не бывало там; ни сильные страсти, ни отважные предприятия не волновали их. "

И хозяева, и крестьяне в Обломовке являются настоящими домоседами. Обломовцам нравится сидеть дома, а не "шататься" где-то:

". Крестьяне в известное время возили хлеб на ближайшую пристань к Волге да раз в год ездили некоторые на ярмарку, и более никаких сношений ни с кем не имели. "

Жители Обломовки не любят что-либо ремонтировать вовремя и откладывают ремонт до последнего. В результате этого господский дом и другие постройки в Обломовке выглядят старыми и запущенными:

". родительский дом, с покривившимися набок воротами, с севшей на середине деревянной кровлей, на которой рос нежный зеленый мох, с шатающимся крыльцом, разными пристройками и настройками и с запущенным садом. "

". Забота о пище была первая и главная жизненная забота в Обломовке. Какие телята утучнялись там к годовым праздникам! Какая птица воспитывалась. "

Один из обязательных пунктов в распрядке дня обломовцев - это послеобеденный сон. Плотно пообедав, обломовцы дружно укладывается спать:

". Они сносили труд как наказание, наложенное еще на праотцев наших, но любить не могли, и где был случай, всегда от него избавлялись, находя это возможным и должным. "

Образ жизни в Обломовке однообразен и скучен. Но обломовцам нравится эта монотонность. Каждый день здесь похож на предыдущий:

". Их загрызет тоска, если завтра не будет похоже на сегодня, а послезавтра на завтра. Зачем им разнообразие, перемены, случайности, на которые напрашиваются другие? Пусть же другие и расхлебывают эту чашу, а им, обломовцам, ни до чего и дела нет. "

". Они никогда не смущали себя никакими туманными умственными или нравственными вопросами: оттого всегда и цвели здоровьем и весельем, оттого там жили долго. "

Это было описание жизни в Обломовке в романе "Обломов" Гончарова: образ жизни обломовцев, распорядок дня жителей.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Составитель: Ермакова Ольга Баировна

Тема: Идеал и идиллия (Обломовка и Выборгская сторона. Сон Обломова как ключ к характеру героя)

Цель урока: помочь учащимся осмыслить образ главного героя с нравственной точки зрения; развивать навыки анализа текста.

Комментарий для учителя: необходимо заранее подготовить соответствующие закладки в тексте произведения.

«И Илюша…лелеемый, как экзотический цветок…рос медленно и вяло.

Слово учителя. Запись темы урока и эпиграфа.

Скажите, если у вас идеалы? И что для вас идиллия? Давайте постараемся создать сегодня на уроке атмосферу идиллии.

Обратите внимание на слайд, вам даны дефиниции этих слов, а с какой точки зрения мы будем рассматривать эти слова в рамках нашего урока?

Идеал ( от лат . idealis , греч . idea — образ , идея ) —

1 ) в общеупотребительном смысле:
а ) высшая степень ценного или наилучшее , завершенное состояние к .- л . явления ,
б ) индивидуально принятый стандарт ( признаваемый образец ) ч .- л ., как правило , касающийся личных качеств или способностей ;
— 2 ) в строгом этическом смысле:
а ) в теоретическом плане наиболее общее , универсальное и , как правило , абсолютное нравственное представление ( о благом и должном ),
б ) в нормативном плане - совершенство в отношениях между людьми или — в форме общественного И . такое устроение общества , которое обеспечивает это совершенство ,
в ) высший образец нравственной личности .

1) жизнь простая, полная мира, любви и нежности, без тяжелых забот и борьбы; 2) картина, на которой изображается сцена мирной, счастливой жизни из быта поселян, далеких будто бы от забот и борьбы; 3)поэтическое произведение в этом же роде, когда действительность прикраивается и даже искажается в угоду чувствительности и сентиментальному прекраснодушию.

Аналитическое чтение главы 9 части 1 (образы сна и смерти; покоя и тишины). Комментированное чтение.

Давайте начнем с пейзажа.

Первейшие жизненные потребности обломовцев – еда и сон .

Гончаров, чтобы изобразить лень и апатию во всей её широте и закоренелости, опирается на язык как первоэлемент литературы. В целях воспроизведения однообразной, спокойной, сонной жизни обломовцев, использует пространные конструкции , характеризующиеся замедленным ритмом , предполагающие перечисление однородных членов предложения . В качестве примера прочитаем .

- Отношение обломовцев к труду . Труд воспринимали как наказание : избавление от которого возможно и должно. Жители очень боятся хлопот, волнений, перемен. Бездействие и безделие здесь возведены в культ.

- Как обломовцы воспринимают время и пространство ? Эта обессмысленность узаконена традиционным повторением такой жизни из поколения в поколение. Не разум, а традиция, привычка, - главный аргумент в этом мире, иррациональном по существу. Пространство Обломовки ограничено, оно не связано с другим миром. Конечно, обломовцы знали, что в 80-ти верстах о них находится губернский город, но редко ездили туда, знали и о Саратове. И о Москве, Петербурге .

Идиллическим обломовцам вместе с тем присущи мягкость, сердечность и благодаря этому человечность.

Строго ограниченное пространство живёт по своим вековечным традициям, ритуалам. Любовь, рождение, брак, труд, смерть – вся жизнь Обломовки сводится к этому кругу и так же неизменна, как смена времён года.

- Любовь в Обломовке носит совсем иной хар – р, чем в реальном мире, она не может стать каким-то переворотом в душевной жизни человека, она не противостоит другим сторонам жизни. Любовь-страсть противопоказана миру обломовцев.

- В состав обломовщины входит у Гончарова безграничная любовь и ласка , которыми с детства окружён и взлелеян Илья Ильич.

- Обряды, обычаи обломовцев . Кажется, вся жизнь их состоит только из одних обрядов и ритуальных праздников. Отсчёт времени ведут по праздникам или по семейным событиям. То, что для обыкновенного человека считается вполне естественным, здесь возведено в ранг мистического бытия – обломовцы смотрят на мир как на таинство, святость . Отсюда особое отношение к времени суток: вечернее время особо опасное, послеобеденное время сна обладает могущественной силой, которая управляет жизнью людей. Есть здесь и таинственные места - овраг, например. Отпуская Илюшу гулять с няней, мать строго наказывала .

Создание таблицы в тетрадях:

Цитаты из текста, отображающие параллели между изображением Обломовки и жизни Обломова на Выборгской стороне (хозяйственные хлопоты, культ еды, сближение отношения Агафьи Матвеевны к Обломову и мифического материнского чувства к маленькому Илье из сна).

Выводы по таблице.

Какова роль Пшеницыной в жизни Обломова?

Илья – сила божья, крепость Господня (но имя женственное, его носитель – человек мягкий).

Агафья – хорошая, мудрая.

Матвей – дар Божий, дарованный Господом.

Какова связь между Пшеницыной и Обломовым?

Отсылка к эпиграфу.

Вырос герой Гончарова в Обломовке, родовом имении. Оно предстаёт перед читателем в воспоминаниях Ильи Ильича, становится героем его снов, один из которых подробно описан в романе.

Читаемое в разделе:

Роман И.А.Гончарова периодически вызывает то бурный интерес, то ярое неприятие читателей. Однако даже 160 лет спустя после выхода этой книги в свет её.

Перед тем, как была проведена значимая для России реформа 1861, после которой крестьяне наконец-то получили свободу, в обществе изменились настроения.

Ранее опубликованные в разделе:

Роман И.А.Гончарова периодически вызывает то бурный интерес, то ярое неприятие читателей. Однако даже 160 лет спустя после выхода этой книги в свет её.

Новые материалы раздела:

Перед тем, как была проведена значимая для России реформа 1861, после которой крестьяне наконец-то получили свободу, в обществе изменились.

Символичны часы в доме Обломовых; их бой очень странный: « в эту минуту в комнате раздалось в одно время как будто ворчанье собаки и шипенье кошки, когда они собираются броситься друг на друга. Это загудели часы.

В Обломовке не любят ничего менять и испытывают страх перед новым, незнакомым. Не чинили галерею – и часть её наконец обрушилась и задавила наседку с цыплятами, чуть было не погибла и дворовая — Аксинья. Один из крестьян предпочитает карабкаться к двери избы по обвалившемуся склону, но ни за что не переставит дверь и крыльцо. Крестьяне панически боятся упавшего при дороге обессилевшего странника, полагая, что это принявшее человеческий облик чудище. Это ли отрадная идиллия?

—Эй, Игнашка? Что несешь, дурак? — спросит он идущего по двору человека.

—Несу ножи точить в людскую, — отвечает тот, не взглянув на барина.

—Ну неси, неси; да хорошенько, смотри, наточи!

Потом остановит бабу:

—Эй, баба! Баба! Куда ходила?

—В погреб, батюшка, — говорила она, останавливаясь и, прикрыв глаза рукой, глядела на окно, — молока к столу достать.

В мире Обломовки новая информация пугает, а коммуникация затруднена, она вязнет в этом киселеобразном сонном пространстве. Хозяева как-то получили письма от соседа Филиппа Матвеича Радищева с просьбой прислать ему рецепт пива (и Обломовы-родители, и их гости почитали Радищева давно умершим — никаких известий о нём долгое время не было). Письмо распечатали на только на четвертый день, до этого были в панике, ответ Илья Иванович начал писать через несколько недель, да так и не написал. Писание письма — событие исключительное, тягостное и почти трагическое: «В доме воцарилась глубокая тишина; людям не велено было топать и шуметь. “Барин пишет!” — говорили все таким робко-почтительным голосом, каким говорят, когда в доме есть покойник.

Господа Обломовы и их гости смеются весело, радостно, но у читателя, как и у самого сочинителя, их беззаботное веселье должно вызвать только саркастическую ухмылку.

Что же можно сказать о жизни Обломовки, нарисованной в сне гончаровского персонажа? Пусть в Обломовке очень редки смерти и почти нет треволнений, пускай крепкими и здоровыми растут дети, а родители их смеются так же безмятежно, как боги на Олимпе. Пусть в миросозерцании обломовцев воплощены кардинальные свойства русской души… Если это идиллия, то по крайней мере не менее пародийная, чем серьезная, не менее уродливая, чем поэтичная.

Правда, Юрий Лощиц, вероятно, соотносит мир Обломовки не с Китаем и с Японией, а с Ликейскими островами: «Ликейские острова на карте путешествия Гончарова — место знаменательное, почти символ. В каждом путешественнике, будь то древние Одиссей и Эней, средневековые паломники или трезвые литераторы и ученые нового времени, теплится вера в реальность “блаженных островов” — затерянного, забытого всеми, но целого и доныне пристанища, где не сеют, не жнут, не страдают, ни старятся… Такое место должно существовать не только в подтверждение легенд и сказок человечества, но и как укор остальному миру, как доказательство того, что человек способен жить свято и безгрешно, даже не прилагая к тому никаких усилий. Цивилизация обещает создание земного блаженства с помощью воздействия на весь природный мир. Она обещает предоставить человеку разнообразнейшие удобства, комфорт телесный и духовный. Но почти каждый практический шаг в этом направлении, как бы ни был впечатляющ, неминуемо приносит новые страдания, болезни. Может быть, цивилизация — не более как хитроумная пародия на древнее предание о блаженной жизни? Но тогда Ликейские острова должны торчать у нее бельмом на глазу. Ибо уголок этот — самая настоящая антицивилизация, полярная противоположность “гуманного” европеизма. Итак, выстоят “блаженные острова” или их ждет участь всего Востока?

Красивые мужчины и безобразные женщины словно олицетворяют два лика Ликейских островов — идиллический и уродливый.

Читайте также: