Идейный смысл рассказа о грешниках сообщение
Обновлено: 17.05.2024
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Тема урока. Идейный смысл рассказов о грешниках
Цели урока: показать, как в поэме решается вопрос о путях выхода к свободе и счастью; как придает поэт смутному недовольству, зреющему в народе, остроту и силу социального звучания.
Не покорность тупая
Дружная сила нужна.
I. Проверка домашнего задания
1. Рассказать как решается в поэме основной вопрос: кому живется весело. на Руси?
2. Рассказать, какие типы крестьян показаны в поэме, почему?
3. Как меняется понимание счастья и счастливого у крестьян правдоискателей?
(Все три рассказа связаны единой темой греха. Даже холоп от тяжелой жизни, унижений способен на протест.)
III Анализ рассказов
— Почему возник и как разрешился конфликт между помещиком и крестьянином?
В зубы холопа примерного
Походя дул каблуком.
Люди холопского звания —
Сущие псы иногда:
Чем тяжелей наказания,
Тем им милей господа.
Яков таким объявился из младости,
Только и было у Якова радости:
Барина холить, беречь, ублажать.
Как ни просил за племянника дядя,
Барин соперника в рекруты сбыл.
… Неловко без Якова,
кто ни послужит — дурак, негодяй!
Злость — то давно накипела у всякого,
Благо есть случай: груби, вымещай!
Яков придумал страшную месть, жестокую: он кончил жизнь самоубийством на глазах у помещика. Протест Якова заставил помещика осознать свой грех:
Барин вернулся домой, причитая:
«Грешен я, грешен! Казните меня!)
— Почему старец решил рассказать пану свою тайну?
(В легенде идет речь о разбойнике Кудеяре и пане Глуховском. У Кудеяра, совершившего тяжкие грехи, пробудилась совесть, он раскаялся, и Бог к спасению путь ему указал:
Старцу в молитвенном бдении
Некий угодник предстал,
Рек: «Не без Божьего промысла
Выбрал ты дуб вековой,
Тем же ножом, что разбойничал,
Он рассказал свою тайну в поучении грешнику.)
— О чем свидетельствует ответ пана?
(Моральное воздействие оказывается тщетным. Совесть пана осталась глуха к призывам старца. В свою очередь знатный пан обращается с таким поучением:
Жить надо, старче, по-моему:
Сколько холопов гублю,
Мучу, пытаю и вешаю,
А поглядел бы, как сплю!
Слова эти вызывают бешеный гнев старца, и он убивает пана Глуховского.)
— Что толкнуло раскаявшегося разбойника на этот поступок?
(Гнев в душе грешника рожден сочувствием к тем крестьянам, которые терпели жестокие издевательства пана Глуховского.)
Только что пан окровавленный
Пал головой на седло.
Рухнуло древо громадное,
Эхо весь лес потрясло.
Рухнуло древо, скатилося
С инока бремя грехов!
— В чем идейный смысл легенды?
(Раскаявшийся грешник нашел свое спасение, встав на путь заступничества за народ. Расправа с тираном утверждается как единственно возможный путь разрешения непримиримого конфликта народа с угнетателями. Легенда утверждает моральное право народа на расправу с его врагами: Кудеяру за убийство жестокого угнетателя народа прощаются все грехи.)
— Кто герои рассказа? Чем отличается этот рассказ от первых рассказов?
(Перед нами вновь те же герои — барин и крестьянин. Но, в отличие от первых двух рассказов, здесь барин совершил добрый поступок:
Из цепей-крепей на свободушку
Восемь тысяч душ отпускается!
А человек из народа — крестьянский староста Глеб — предал своих земляков, загубил восемь тысяч душ крестьян. После смерти адмирала дальний родственник его:
. Все повыведал, насудил ему
Горы золота, выдал вольную.
Глеб — он жаден был — соблазняется:
Вновь звучит тема взаимоотношений угнетенного и угнетателя, но ставит она уже проблему крестьянского греха. Староста Глеб из-за жадности, ради собственной выгоды обрек своих земляков на муки рабство, стал виновником народного горя.)
Ой, мужик! мужик! ты грешнее всех,
И за то тебе вечно маяться!
IV. Итог урока. Выводы
Все три рассказа объединяет одна общая проблема: как сбросить цепи рабства и угнетения?
Итак, уяснив внутреннее единство трех рассказов, мы видим в центре поэмы проблему эпохи — вопрос о путях выхода крестьянской жизни к свободе и счастью.
Домашнее задание
2. Подготовиться к проверочной работе (по усмотрению учителя).
Такой финал притчи объясняется просто. Прощение получает тот, кто готов освобождать народ от ненавистных хозяев. В этом эпизоде автор на стороне убийцы. Да, он виновен в преступлениях, но нет прощения тому, кто мучает простой народ, кто несет зло, не понимает этого и не становится на путь раскаяния. Особенно виновны те, кто ненавидит народ. Ведь именно простые люди корни России, ее истоки, традиции. Нет им прощения. Поэтому многолетний грех помещиков не идет ни в какое сравнение с убийцами.
Из текста мы не видим, какие обстоятельства толкнули Кудеяра на преступный путь. Кстати, первоначальная редакция притчи звучала так:
Становится понятно, что именно жизнь под гнетом помещиков привела Кудеяра к разбойникам. Поэтому и совершает он убийство пана, потому что воспоминания тех дней слишком тяжелы, не может старец равнодушно относиться к такому человеку. И Некрасов в своей притче дарует разбойнику спасение, та как он совершает святое таинство. Смысл предельно ясен — только уничтожая старое, жестокое. крепостническое, возможно возрождение и обретение счастья.
Люди холопского звания
Сущие псы иногда:
Чем тяжелей наказания,
Тем им милей господа.
Не стерпел лишь, когда барин отдал в рекруты его племянника, увидев в нем соперника. Автор показывает, что конфликт, существующий между помещиком и крестьянином, нельзя решить мирным путем:
Как ни просил за племянника дядя,
Барин соперника в рекруты сбыл.
Настолько жесток помещичий произвол, что даже рабски преданный своему господину, потерявший человеческое достоинство Яков решается на месть. Месть жестокую, страшную:
Яков на сосну высокую прянул,
Вожжи в вершине ее укрепил,
Перекрестился, на солнышко глянул,
Голову в петлю — и ноги спустил.
Барин вернулся домой, причитая:
Услышав мольбы о прощении, бог указал путь к спасению: тем ножом, которым убивал, срезать дуб вековой. Спустя годы у этого дуба Кудеяра встречает пан Глуховский. Услышав историю старца, «пан усмехнулся:
Я уж не чаю давно,
В мире я чту только женщину,
Золото, честь и вино.
Жить нужно, старче, по-моему:
Сколько холопов гублю,
Мучу, пытаю и вешаю,
А поглядел бы, как сплю!
Отшельник, охваченный гневом, убивает пана. Что же заставило раскаявшегося в прежних убийствах разбойника снова взяться за нож? Его гнев был рожден сочувствием к крестьянам пана Глуховского, которые вынуждены терпеть издевательства своего хозяина. Вновь звучит тема жестокого обращения с крестьянами. Но решение этой проблемы уже иное. Убив пана, Кудеяр получает прощение:
Только что пан окровавленный
Пал головой на седло,
Рухнуло древо громадное,
Эхо весь лес потрясло.
Рухнуло древо, скати лося
С инока бремя грехов.
Раскаявшийся грешник нашел свое спасение, встав на путь заступничества за народ.
Такой концовкой автор утверждает моральное право народа на расправу с тираном, так как история раскаяния Кудеяра не оказывает влияния на Глуховско-го, его совесть остается глуха к призывам старца.
«Из цепей-крепей на свободушку
В этой главе рассматривается уже тема крестьянского греха. Староста Глеб ради собственной выгоды предает своих же земляков, обрекая их на рабство:
На десятки лет, до недавних дней
Восемь тысяч душ закрепил злодей,
С родом, с племенем; что народу-то!
Что народу-то! С камнем в воду-то!
Ой, мужик! Мужик! Ты грешнее всех,
И за то тебе вечно маяться!
Н. А. Некрасов, пытаясь ответить на вопрос, как сбросить цепи рабства и угнетения, — обращается к православной религии, приписывая христианской этике совсем другие черты, нежели официальная церковь. Автор не зовет прощать врагов, жить в страхе и покорности, а благословляет великий гнев человека, рожденный состраданием и сочувствием к угнетенным. Рассмотрев внутреннее единство всех трех глав, можно увидеть центральную проблему поэмы: пути выхода крестьян к свободе и счастью. В этих главах заключена главная мысль, которую автор хотел донести до читателя: за свободу и права необходимо бороться .
В стихотворных и творческих работах Николая Некрасова очень часто можно проследить и рассмотреть актуальные проблемы, на которые автор делал особый уклон. Конечно же, это проблемы общественные, те, которые живут среди простого народа и ежедневно угнетают обычного человека.
По мнению Некрасова, основной целью литературного творчества должна быть борьба за свободу и справедливость. Очень часто, стихотворения Николая Алексеевича наполнены настоящим отчаянием, безвыходным положением. Однако наперекор всему рифмованные строки оставляют в душах читателя надежду на лучшее.
В созданной поэме настолько много образов и сцен, что читателю легче размышлять над ними по отдельности.
Что же делает Кудеяр? Он начинает истреблять зло, и делает это своим методом – убийством. Он лишает жизни любовницу, а затем уходит молиться в монастырь. Там, перед ним появляется образ ангела, который предлагает разбойнику срезать окровавленным ножом великий дуб.
После этого все его грехи будут отпущены. Кудеяр принимается за работу. И во время своих стараний, мимо проезжает пан Глуховский. Об этом страшном человеке в народе ходили ужасные рассказы. И Кудеяр решается зарезать его и наказать лишением жизни. В тот же момент дуб падает, и бремя грехов покидает героя.
Еще один эпизод, который меняет взгляды крестьян на всепрощение, связан с Савелием. Он начинает оправдывать те злостные проступки разбойника, называя их искрой, которая может разгореться и в пламя.
Признаком грядущих перемен является и Григорий Добросклонов. Он, словно пришел в поэму из другого мира, из новой жизни. Он призывает всех стремиться к счастью и свободе, а не смиренно терпеть все происходящее.
По мнению автора поэмы – Николая Некрасова, жизнь народа и литература нераздельны. В литературе описаны все те потрясения и события, которые повлияли на судьбу народа, которые открыли простому человеку глаза на суровую действительность и призвали его к борьбе за свое счастье.
Читайте также: