Идейный смысл рассказа о грешниках сообщение

Обновлено: 17.05.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема урока. Идейный смысл рассказов о грешниках

Цели урока: показать, как в поэме решается вопрос о путях выхода к свободе и счастью; как придает поэт смутному недовольству, зреющему в народе, остроту и силу социального звучания.

Не покорность тупая

Дружная сила нужна.

I. Проверка домашнего задания

1. Рассказать как решается в поэме основной вопрос: кому живется весело. на Руси?

2. Рассказать, какие типы крестьян показаны в поэме, почему?

3. Как меняется понимание счастья и счастливого у крестьян правдоискателей?

(Все три рассказа связаны единой темой греха. Даже холоп от тяжелой жизни, унижений способен на протест.)

III Анализ рассказов

— Почему возник и как разрешился конфликт между помещиком и крестьянином?

В зубы холопа примерного

Походя дул каблуком.

Люди холопского звания —

Сущие псы иногда:

Чем тяжелей наказания,

Тем им милей господа.

Яков таким объявился из младости,

Только и было у Якова радости:

Барина холить, беречь, ублажать.

Как ни просил за племянника дядя,

Барин соперника в рекруты сбыл.

… Неловко без Якова,

кто ни послужит — дурак, негодяй!

Злость — то давно накипела у всякого,

Благо есть случай: груби, вымещай!

Яков придумал страшную месть, жестокую: он кончил жизнь самоубийством на глазах у помещика. Протест Якова заставил помещика осознать свой грех:

Барин вернулся домой, причитая:

«Грешен я, грешен! Казните меня!)

— Почему старец решил рассказать пану свою тайну?

(В легенде идет речь о разбойнике Кудеяре и пане Глуховском. У Кудеяра, совершившего тяжкие грехи, пробудилась совесть, он раскаялся, и Бог к спасению путь ему указал:

Старцу в молитвенном бдении

Некий угодник предстал,

Рек: «Не без Божьего промысла

Выбрал ты дуб вековой,

Тем же ножом, что разбойничал,

Он рассказал свою тайну в поучении грешнику.)

— О чем свидетельствует ответ пана?

(Моральное воздействие оказывается тщетным. Совесть пана осталась глуха к призывам старца. В свою очередь знатный пан обращается с таким поучением:

Жить надо, старче, по-моему:

Сколько холопов гублю,

Мучу, пытаю и вешаю,

А поглядел бы, как сплю!

Слова эти вызывают бешеный гнев старца, и он убивает пана Глуховского.)

— Что толкнуло раскаявшегося разбойника на этот поступок?

(Гнев в душе грешника рожден сочувствием к тем крестьянам, которые терпели жестокие издевательства пана Глуховского.)

Только что пан окровавленный

Пал головой на седло.

Рухнуло древо громадное,

Эхо весь лес потрясло.

Рухнуло древо, скатилося

С инока бремя грехов!

— В чем идейный смысл легенды?

(Раскаявшийся грешник нашел свое спасение, встав на путь заступничества за народ. Расправа с тираном утверждается как единственно возможный путь разрешения непримиримого конфликта народа с угнетателями. Легенда утверждает моральное право народа на расправу с его врагами: Кудеяру за убийство жестокого угнетателя народа прощаются все грехи.)

— Кто герои рассказа? Чем отличается этот рассказ от первых рассказов?

(Перед нами вновь те же герои — барин и крестьянин. Но, в отличие от первых двух рассказов, здесь барин совершил добрый поступок:

Из цепей-крепей на свободушку

Восемь тысяч душ отпускается!

А человек из народа — крестьянский староста Глеб — предал своих земляков, загубил восемь тысяч душ крестьян. После смерти адмирала дальний родственник его:

. Все повыведал, насудил ему

Горы золота, выдал вольную.

Глеб — он жаден был — соблазняется:

Вновь звучит тема взаимоотношений угнетенного и угнетателя, но ставит она уже проблему крестьянского греха. Староста Глеб из-за жадности, ради собственной выгоды обрек своих земляков на муки рабство, стал виновником народного горя.)

Ой, мужик! мужик! ты грешнее всех,

И за то тебе вечно маяться!

IV. Итог урока. Выводы

Все три рассказа объединяет одна общая проблема: как сбросить цепи рабства и угнетения?

Итак, уяснив внутреннее единство трех рассказов, мы видим в центре поэмы проблему эпохи — вопрос о путях выхода крестьянской жизни к свободе и счастью.

Домашнее задание

2. Подготовиться к проверочной работе (по усмотрению учителя).

Такой финал притчи объясняется просто. Прощение получает тот, кто готов освобождать народ от ненавистных хозяев. В этом эпизоде автор на стороне убийцы. Да, он виновен в преступлениях, но нет прощения тому, кто мучает простой народ, кто несет зло, не понимает этого и не становится на путь раскаяния. Особенно виновны те, кто ненавидит народ. Ведь именно простые люди корни России, ее истоки, традиции. Нет им прощения. Поэтому многолетний грех помещиков не идет ни в какое сравнение с убийцами.

Из текста мы не видим, какие обстоятельства толкнули Кудеяра на преступный путь. Кстати, первоначальная редакция притчи звучала так:

Становится понятно, что именно жизнь под гнетом помещиков привела Кудеяра к разбойникам. Поэтому и совершает он убийство пана, потому что воспоминания тех дней слишком тяжелы, не может старец равнодушно относиться к такому человеку. И Некрасов в своей притче дарует разбойнику спасение, та как он совершает святое таинство. Смысл предельно ясен — только уничтожая старое, жестокое. крепостническое, возможно возрождение и обретение счастья.

Люди холопского звания

Сущие псы иногда:

Чем тяжелей наказания,

Тем им милей господа.

Не стерпел лишь, когда барин отдал в рекруты его племянника, увидев в нем соперника. Автор показы­вает, что конфликт, существующий между помещи­ком и крестьянином, нельзя решить мирным путем:

Как ни просил за племянника дядя,

Барин соперника в рекруты сбыл.

Настолько жесток помещичий произвол, что даже рабски преданный своему господину, потерявший че­ловеческое достоинство Яков решается на месть. Месть жестокую, страшную:

Яков на сосну высокую прянул,

Вожжи в вершине ее укрепил,

Перекрестился, на солнышко глянул,

Голову в петлю — и ноги спустил.

Барин вернулся домой, причитая:

Услышав мольбы о прощении, бог указал путь к спасению: тем ножом, которым убивал, срезать дуб вековой. Спустя годы у этого дуба Кудеяра встречает пан Глуховский. Услышав историю старца, «пан ус­мехнулся:

Я уж не чаю давно,

В мире я чту только женщину,

Золото, честь и вино.

Жить нужно, старче, по-моему:

Сколько холопов гублю,

Мучу, пытаю и вешаю,

А поглядел бы, как сплю!

Отшельник, охваченный гневом, убивает пана. Что же заставило раскаявшегося в прежних убийствах разбойника снова взяться за нож? Его гнев был рож­ден сочувствием к крестьянам пана Глуховского, ко­торые вынуждены терпеть издевательства своего хо­зяина. Вновь звучит тема жестокого обращения с кре­стьянами. Но решение этой проблемы уже иное. Убив пана, Кудеяр получает прощение:

Только что пан окровавленный

Пал головой на седло,

Рухнуло древо громадное,

Эхо весь лес потрясло.

Рухнуло древо, скати лося

С инока бремя грехов.

Раскаявшийся грешник нашел свое спасение, встав на путь заступничества за народ.

Такой концовкой автор утверждает моральное пра­во народа на расправу с тираном, так как история рас­каяния Кудеяра не оказывает влияния на Глуховско-го, его совесть остается глуха к призывам старца.

«Из цепей-крепей на свободушку

В этой главе рассматривается уже тема крестьян­ского греха. Староста Глеб ради собственной выгоды предает своих же земляков, обрекая их на рабство:

На десятки лет, до недавних дней

Восемь тысяч душ закрепил злодей,

С родом, с племенем; что народу-то!

Что народу-то! С камнем в воду-то!

Ой, мужик! Мужик! Ты грешнее всех,

И за то тебе вечно маяться!

Н. А. Некрасов, пытаясь ответить на вопрос, как сбросить цепи рабства и угнетения, — обращается к православной религии, приписывая христианской этике совсем другие черты, нежели официальная цер­ковь. Автор не зовет прощать врагов, жить в страхе и покорности, а благословляет великий гнев человека, рожденный состраданием и сочувствием к угнетен­ным. Рассмотрев внутреннее единство всех трех глав, можно увидеть центральную проблему поэмы: пути выхода крестьян к свободе и счастью. В этих главах за­ключена главная мысль, которую автор хотел донести до читателя: за свободу и права необходимо бороться .

В стихотворных и творческих работах Николая Некрасова очень часто можно проследить и рассмотреть актуальные проблемы, на которые автор делал особый уклон. Конечно же, это проблемы общественные, те, которые живут среди простого народа и ежедневно угнетают обычного человека.

По мнению Некрасова, основной целью литературного творчества должна быть борьба за свободу и справедливость. Очень часто, стихотворения Николая Алексеевича наполнены настоящим отчаянием, безвыходным положением. Однако наперекор всему рифмованные строки оставляют в душах читателя надежду на лучшее.

В созданной поэме настолько много образов и сцен, что читателю легче размышлять над ними по отдельности.

Что же делает Кудеяр? Он начинает истреблять зло, и делает это своим методом – убийством. Он лишает жизни любовницу, а затем уходит молиться в монастырь. Там, перед ним появляется образ ангела, который предлагает разбойнику срезать окровавленным ножом великий дуб.

После этого все его грехи будут отпущены. Кудеяр принимается за работу. И во время своих стараний, мимо проезжает пан Глуховский. Об этом страшном человеке в народе ходили ужасные рассказы. И Кудеяр решается зарезать его и наказать лишением жизни. В тот же момент дуб падает, и бремя грехов покидает героя.

Еще один эпизод, который меняет взгляды крестьян на всепрощение, связан с Савелием. Он начинает оправдывать те злостные проступки разбойника, называя их искрой, которая может разгореться и в пламя.

Признаком грядущих перемен является и Григорий Добросклонов. Он, словно пришел в поэму из другого мира, из новой жизни. Он призывает всех стремиться к счастью и свободе, а не смиренно терпеть все происходящее.

По мнению автора поэмы – Николая Некрасова, жизнь народа и литература нераздельны. В литературе описаны все те потрясения и события, которые повлияли на судьбу народа, которые открыли простому человеку глаза на суровую действительность и призвали его к борьбе за свое счастье.

Читайте также: