И с бах полифония и фуга сообщение

Обновлено: 18.05.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное бюджетное учреждение

Преподаватель Слободскова О.А.

Работа над полифоническими произведениями является неотъемлемой частью обучения фортепианному исполнительскому искусству. Воспитание полифонического мышления, полифонического слуха, способности дифференцированно воспринимать, а значит слышать и воспроизводить на инструменте несколько сочетающихся друг с другом в одновременном развитии звуковых линий – один из важнейших и наиболее сложных разделов музыкального воспитания.

Работа над полифонией – труднейший раздел в воспитании музыканта. Ведь фортепианная музыка вся полифонична в широком смысле слова. Полифонические фрагменты вплетены в ткань почти любого музыкального произведения, а зачастую лежат в основе фактуры. Поэтому так важно подвести ученика к восприятию полифонической музыки, пробудить интерес к работе над ней, воспитать способность слышать полифоническое звучание. Если ученик не приобрёл достаточных навыков в исполнении полифонической музыки, т.е. не умеет прослушать и воспроизвести несколько мелодических линий, его игра никогда не будет полноценной в художественном отношении.

Равнодушие учеников к работе над полифонической музыкой известна всем педагогам ДМШ. Как часто начинающие музыканты воспринимают полифонию как скучные и трудные упражнения двумя руками! В результате сухое, безжизненное исполнение. Работа эта трудная, требует многолетней, систематической работы, большого педагогического терпения, времени. Начинать нужно уже с первых шагов обучения, закладывать основы полифонического слышания, которое развивается, как известно, постепенно.

Жизнь и творчество И.С.Баха неразрывно связаны с протестанским хоралом и его вероисповеданию, и по деятельности в качестве церковного музыканта. Он постоянно работал с хоралом в самых разных жанрах. Вполне закономерно, что протестанский хорал стал неотъемлемой составной частью музыкального языка Баха. На основании изучения кантатно-ораториального творчества композитора, выявления аналогий и мотивных связей этих произведений с его клавирными и инструментальными сочинениями, использования в них хоральных цитат и музыкально-риторических фигур, Б.Л.Яворский разработал систему музыкальных символов Баха. Вот некоторые из них:

Быстрые восходящие и нисходящие движения выражали полет ангелов;

Короткие, быстрые, размашистые обрывающиеся фигуры изображали ликование;

Такие же, но не слишком быстрые фигуры – спокойное довольство;

Скачки вниз на большие интервалы – септимы, ноны – старческую немощь. Октава же считается признаком спокойствия, благополучия.

Ровный хроматизм из 5-7 звуков – острую печаль, боль;

Спускающиеся вниз по два звука – тихую печаль, достойное горе;

Трелеподобное движение – веселие, смех.

Как видим, музыкальные символы и хоральные мелодии имеют ясное смысловое содержание. Их прочтение позволяет дешифровать нотный текст, наполнить его духовной программой. Истинная музыка всегда програмна, ее программа – отражение процесса невидимой жизн духа. Отсюда можно сделать вывод о том, ка важно познакомить учащегося с этой музыкальной символикой для того, чтобы более глубоко понять смысл баховского гениального творения.

Произведения старинного полифонического стиля построены на развитии одного художественного образа, на многократных повторениях темы – этого ядра, в котором заложена вся форма пьесы. Смысл и характерное содержание тем этого стиля направлены на формообразование. Поэтому темы требуют от исполнителя в первую очередь работы мысли, которая должна быть устремлена к постижению, как ритмической структуры темы, так и интеовальной, что крайне важно для уяснения ее сути. Отсюда следует, что внимание ученика к теме должно быть приковано ещё до начала разбора пьесы. Такой подход в корне меняет отношение учащегося к инвенциям, так как основывается на конкретных знаниях, проедварительном и тщательном анализесамой темы и ее преобразований в произведении.

При работе над произведениями И.С.Баха очень важны такие этапы:

Артикуляция – точное, ясное произнесение мелодии;

Аппликатура – подчиняется артикуляции, и направлена на выявление выпуклости и отчетливости мотивных образований.

Внимание учащегося должно быть приковано к теме. Анализируя ее, прослеживая ее многократные превращения, ученик решает своего рода умственную задачу. Активная работа мысли обязательно вызовет и соответствующий приток эмоций – таково неизбежное следствие любого. Пусть даже самого элементарного творческого усилия. Ученик анализирует тему самостоятельно или с помощью педагога, определяет ее границы и характер. Основной метод работы над темой – работать в медленном темпе, каждый мотив, даже субмотив, отдельно, чтобы прочувствовать и осмысленно передать всю глубину интонационной выразительности. Определенное время нужно отвести для упражнения, в котором ученик исполняет сначала только тему (в обоих голосах), а педагог противосложение, потом наоборот. Но любое упраднение не должно превратиться в бессмысленное проигрывание. Необходимо направлять внимание ученика на интонирование темы и противосложения. Запоминание наизусть каждого голоса совершенно обязательно, так как работа над полифонией есть, прежде всего, работа над одноголосной мелодической линией, насыщенной своей особой внутренней жизнью, в которую нужно влиться, прочувствовать, и только после этого приступить к соединеню голосов.

Двумя вертикальными черточками;

Знаком staccato на ноте перед цезурой.

На первых же уроках педагог должен проследить вместе с учеником развитие темы, все ее превращения в каждом голосе. Весьма существенный момент в исполнении баховской полифонии – это аппликатура. Правильный выбор пальцев – очень важное условие грамотного, выразительного исполнения. Она должна быть направлена на выявление выпуклости и отчетливости мотивных образований. Правильное решение этого вопроса подсказывает исполнительская традиция эпохи И.С.баха, когда артикуляция была главным средством выразительности.

Список использованной литературы:

Калинина Н.П. Клавирная музыка в музыкальной школе. М., 2006

Носина В.Б. Символика музыки И.С.Баха. М., 2006

В творчестве Баха полифония достигла наивысшего совершенства. Им написаны маленькие прелюдии, фуги, 2-х и 3-х-голосные инвенции.

Бах также написал много музыки для органа, который был его любимым инструментом.

2. Развитие жанра романса в русской музыке

Видное место занимают романсы и песни в творчестве Даргомыжского, Бородина, Мусоргского, Чайковского.

3. Оперна творчість українських композиторів

Опера - це жанр, який об'єднує в собі спів (сольний, ансамблевий, хоровий), інструментальну музику, сценічну гру, образотворче мистецтво (костюми, грим, освітлення; художнє оформлення спектаклю).

Основи європейського музично-театрального мистецтва коріняться в давньому народно-театральному дійстві (в Італії - комедія дель арте, в Росії – театр Петрушка'', на Україні -вертеп). Опера зародилась в Італії. Перші твори були написані на античні сюжети. Остаточно опера формується у творчості видатного італійського композитора Клаудіо Монтеверді.

Вже через півторастоліття після виникнення опера стала найпопулярнішим жанром.

Великим майстром оперного мистецтва був В.А Моцарт. Його вершинні опери - "Весілля Фігаро", "Дон Жуан", "Чарівна флейта". . • • .и.

Українська опера формується в другій половині XIX століття. Перші класичні зразки пов'язані з іменами С. Гулака-Артемовського ("Запорожець за Дунаєм", 1862) і М Лисенка ("Наталка Полтавка", 1889 і "Тарас Бульба", 1890).

Тематика опери може бути різноманітною. Це історичні події, картини побуту, переживания людини та її внутрішній світ тощо.

Розкрити зміст опери допомагає текст, який є основою вокальних номерів. Цей текст називається лібретто, його створює поет, драматург чи сам композитор.

Художні образи композитор створює засобами музичної виразності. Серед них - яскрава мелодія, гармонія, різнобарвна оркестровка, своєрідна ритміка. Важливу роль відіграє й вибір музичних форм для окремих номерів, сцен, актів. Сольні номери мають такі назви: арія, аріозо, арієтта (мала за розмірами арія), каватина, романс.

В опері широко застосовуються речитативи ( музична декламація). Вони..з'єднують арії, ансамблі, хори.

Поряд з сольними партіями в опері є ансамблі, хори, балетні номери.

Дуже вагома в опері роль оркестру. Він не лише супроводжує спів, а й доповнює його, збагачує. Оркестру доручаються і самостійні номери: увертюра, антракти до окремих дій, епізоди, вступи до арій.

Увертюра - це досить розгорнутий завершений оркестровий номер, який виконується ще до відкриття завіси. В ній композитор сконцентровано відтворює основні музичні думки опери.

Антракт - це невеликий за розмірами оркестровий вступ до дії.

Характерна риса комічної опери - розмовні діалоги. Ця опера відіграла значну роль в історії українського оперного мистецтва. Тут виведено яскраві народні типи, узагальнено кращі риси українського народу.

1. Творчество Ф. Шопена

Фридерик Шопен - великий польский композитор и пианист. Он обогатил музыку новым содержанием, ввел новые приемы пианистического исполнительства. Его творчество совпадает с эпохой романтизма, для которой характерен жанр миниатюры.

Сочинял Шопен исключительно для фортепиано. Его музыка признана бала еще при жизни, и в наши дни проходят конкурсы имени Шопена.

Основные произведения: мазурки, полонезы, вальсы, ноктюрны, прелюдии, этюды, экспромты, сонаты, баллады, скерцо, фантазии, концерты.

Шопен значительно расширил выразительные возможности многих жанров (таких как мазурка, полонез, этюд, вальс и др.), превратив их в концертные произведения.

2. Опера-сказка в творчестве русских композиторов

В опере часто изображается природа. Иногда образы природы имеют иносказательный смысл - они олицетворяют собой справедливость и закономерность жизненных явлений.

Состоит опера из пролога и четырех действий.

3. Творчість Л. Ревуцького

Лев Миколайович Ревуцький увійшов в історію української радянської музичної культури як видатний композитор, педагог, учений і музично-громадський діяч. Його творчий шлях розпочався ще в дожовтневі роки, хоч остаточне становлення його як митця відбулося значно пізніше, у 20-ті роки.

Для формування індивідуального стилю Ревуцького велике значення мала його тривала й серйозна праця з народною піснею. Композитор обробляє народні пісні переважно для

Одного голосу з супроводом фортепіано.

Цикл "Сонечко" з'явився 1925 року. Сюди увійшли 20 різних за характером і жанровою приналежністю пісень: кілька веснянок (Вийди, вийди, сонечко", "Подоляночка", "Іди, іди, дощику"), ліричних ("Прилетіла перепілонька"), танцювальних (Диби-диби), колискових ("Котику сіренький", "Ой ходить сон"), ігрових ("Ой єсть в лісі калина", "Ой вийся, хмелю).

Новим етапом мистецького сходження стала Симфонія № 2.

Своєрідність твору полягає у тому, що весь його тематичний матеріал запозичено з фольклору. Композитор використав 7 пісень: у І частині - "Ой весна, .весниця", "Ой не жаль мені", у II частині - "Ой Микито, Микито", "Ой там в полі сосна", "У Києві на ринку", у III частині - "А ми просо сіяли", "При долині мак".

Мелодії цих народних пісень стали "зерном" образності, відправною точкою, імпульсом для розвитку.

Симфонія №2 стала першим класичним зразком симфонічного жанру в українській радянській музиці.

Кращим твором 40-х років є кантата-поема "Хустина" (за твором Т.Шевченка). Музичні образи виростають з фольклорних джерел, притому композитор не цитує народних мелодій, а творить оригінальну тканину - мелодику, ритміку, гармонію, фактуру - у фольклорному дусі.

"Хустина" - одночастинний твір. Тут є хорові, сольні та оркестрові епізоди.

Своєю поемою-кантатою Ревуцький розвинув принципи кантатного жанру, розроблені Лисенком та Стеценком. Він трактує цей жанр в лірико-драматичному плані (кантати класиків мали переважно урочистий характер).

Творчий доробок Л.М. Ревуцького не дуже великий, але вагомий. Кращі твори композитора увійшли в золотий фонд нашої культури.

Полифония в творчестве Баха занимала весомое место. Полифония (греч.) - вид многоголосия, где каждый голос важен и ведет свою мелодию. Важное средство развития полифонии – имитация (латинск.) – подражание, т.е. повторение мелодии в другом голосе (инструменте).
Список жанров и музыкальных форм, в которых многоголосие служит неотъемлемой частью: вариации на основе полифонии, канон, инвенции, фуга, фугетта.

Инвенция – слово означающее выдумку, изобретение. Бах написал для своих сыновей 15 2х и 15 3х голосных инвенций.

В основе каждой инвенции – короткая, выразительная тема. С начала произведения она звучит одноголосно, затем ее имитирует другой голос. Первый голос при этом не замолкает, а продолжает движение. Такое продолжение мелодии называется противосложением. В разделах, где тема не проводится называются интермедиями (с латинского между).


Пример: Инвенция До мажор №1.


Другой тип имитации: следующий голос повторяет и тему и противосложение. Такая имитация называется канонической.

Пример: Инвенция Фа мажор №8

ХТК

В каждом томе по 24 прелюдии и фуги, расположенных по полутонам: первые прелюдия и фуга в тональности до мажор, вторые — в до миноре, третьи — в до-диез мажоре и так далее, заканчивая все си минором. Таким образом 2х частные циклы, которые образуют прелюдия и фуга охватывают все мажорные и минорные тональности.

Прелюдия и фуга пишется в одинаковых тональностях им имеют тонкие внутренние связи. Цикл исполняется вместе. Части контрастируют между собой. Прелюдии имеют импровизационный характер. Фуги – строго полифонические. Фуга имеет 3х частную форму: экспозиция, разработка, реприза. Обычно фуга начинается с темы проходящей в одном голосе. Фуги бывают 2,3,4 голосные. Основной прием развития – имитация. В фуге есть противосложения и интермедии. Встречаются фуги на две и даже 3 темы.

Пример: Прелюдия и фуга До мажор.



Органное творчество

Токката и фуга ре минор (слушай) - одно из наиболее популярных его сочинений. Произведение предположительно написано в Арнштадте в период между 1703 и 1707 г. Особенностью полифонического цикла является непрерывность развития музыкального материала (без перерыва между токкатой и фугой). Форма состоит из трёх частей: токкаты, фуги и коды. Последняя, перекликаясь с токкатой, образует тематическую арку.

Токката состоит из контрастных по темпу и фактуре эпизодов, оканчивающихся каденциям. Токката импровизационна. Бах отводит ей роль вступления. Она монументальна и грандиозна.



Фуга является четырехголосной. Тема фуги написана в технике скрытой полифонии. Тема фуги развёрнутое построение, выражающее некую самостоятельную мысль. Строение фуги: экспозиция, разработка, реприза. Кода представляет собой несколько импровизационных контрастных эпизодов (техника развития заимствована из токкаты).


Гендель Георг Фридрих (1685—1759), немецкий композитор.

Эпо́ха Просвеще́ния. КЛАССИЦИЗМ. ВЕНСКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ШКОЛА

Эпо́ха Просвеще́ния — эпоха, связанная с развитием научной, философской и общественной мысли.

Йозеф Гайдн (1732-1809)


- австрийский композитор, представитель венской классической школы, один из основоположников жанра симфонии и струнного квартета, внес вклад в развитие жанра сонаты для клавира. Создатель мелодии, впоследствии лёгшей в основу гимнов Германии и Австро-Венгрии. Сын каретного мастера Франц Йозеф Гайдн родился 31 марта 1732 в местечке Рорау, недалеко от границы с Венгрией. Родители, серьёзно увлекавшиеся вокалом и любительским музицированием, обнаружили в мальчике музыкальные способности и в 1737 году привезли в город Хайнбург-на-Дунае, где Йозеф стал учиться хоровому пению и музыке. В 1740 году его заметил Георг фон Рейттер, директор капеллы венского Собора Святого Стефана. Рейттер взял мальчика в капеллу, и тот в течение девяти лет (с 1740 по 1749 годы) пел в хоре (в том числе несколько лет — вместе со своими младшими братьями) собора святого Стефана в Вене, где обучался также игре на инструментах.

Свободный музыкант
В 1790 году, после смерти Миклоша Эстерхази, его сын, не будучи любителем музыки, распустил оркестр. В 1791 году Гайдн получил контракт на работу в Англии. Две поездки в Лондон (1791—1792 и 1794—1795) дали толчек к появлению 12 Лондонских симфонии, расширили кругозор и упрочили славу и рост популярности Гайдна. В 1791 году Йозефу Гайдну присуждена степень почётного доктора Оксфордского университета. По этому случаю была исполнена написанная ещё до поездки в Англию симфония № 92, получившая название Оксфордской. Возвращаясь из первой поездки в Лондон в 1792 году и проезжая через Бонн, Гайдн познакомился с молодым Бетховеном и взял его в ученики.

Гайдн пробовал свои силы во всех родах музыкального сочинения, однако в области инструментальной музыки он справедливо считается одним из крупнейших композиторов второй половины XVIII и начала XIX веков.

Как признается гениальность или талантливость того или иного музыкального произведения?

Что такое гений и что такое талант их авторов?

Что такое вдохновение композитора? Как оно приходит?

Чем одарены композиторы?

Предшествует ли развитию одаренности в музыке какое-то особенное событие в жизни человека? Чем грозит композитору наличие у него дара? Навязчивая идея и аффективное расстройство обязательны, чтобы одаренность композитора смогла раскрыться?

Зачем рождаются композиторы?

Их гениальное искусство - только для избранных? Ведь понимать гениальную музыку как язык могут или одаренные музыканты или такие любители, для которых тайны музыки как будто открыты самим Богом. И все же концертные залы и оперные театры наполнены людьми. Многие из них не понимают музыки так, как хотел бы написавший ее композитор. Но все же их манит непостижимая тайна музыки. Музыка притягивает людей своим эмоциональным воздействием, как гипнозом.

Немецкий композитор и органист, непревзойденный мастер полифонии. Философская глубина содержания и высокий этический смысл произведений Баха поставили его творчество в ряд шедевров мировой культуры.

Французский композитор, дирижер, музыкальный писатель. Создатель жанра романтической программной симфонии. Стремился к театрализации симфонического жанра.

Русский композитор,(один из создателей русской классической симфонии) и ученый-химик (с 1864 г.профессор), общественный деятель.

Немецкий композитор, пианист и дирижер.

Австрийский композитор и педагог: один из крупнейших симфонистов 2-й половины XIX века. Написал 11 симфоний. Прославился как органист-импровизатор.

Австрийский композитор и музыкальный критик. Представитель позднего романтизма. Работал главным образом в жанре песни-романса.

Австрийский композитор, представитель венской классической школы, один из основоположников таких музыкальных жанров, как симфония и струнный квартет.

Американский композитор и пианист. В творчестве использовал элементы джаза и афро-американского музыкального фольклора.

Русский композитор, основоположник национальной композиторской школы.

Австрийский композитор, реформатор оперной музыки. Сочинил свыше 40 опер.

Американский пианист и композитор.

Русский композитор и пианист. Ввел в музыку цвет, то есть впервые в истории использовал светомузыку.

Русский композитор, дирижёр, педагог, музыкально-общественный деятель, музыкальный журналист.

Польский композитор и пианист-виртуоз, педагог.Автор многочисленных произведений для фортепиано. Крупнейший представитель польского музыкального искусства. По-новому истолковал многие жанры.

Читайте также: