Художественный образ россии сообщение

Обновлено: 28.06.2024

Получается, что и А.А. Блок, и М.Ю. Лермонтов, и И.А. Бунин реалистично описывают Россию, не пытаясь приукрасить существующую действительность и не пытаясь обмануть своих читателей. Поэты не отрицают наличия отрицательных черт и недостатков, однако они показывают и положительные черты и достоинства, которые и являются основой для любви к России. Все три автора указывают на нищету и бедность России, на другие проблемы внутри страны, однако все описанные недостатки не становятся причинами для нелюбви лирических героев к Родине.

В стихотворениях и у А.А. Блока, и у М.Ю. Лермонтова, и у И.А. Бунина четко прослеживается авторская любовь к Родине, несмотря ни на что. Однако каждый поэт эту любовь выражает по-своему, акцентируя читательское внимание на конкретных образах и мыслях. У каждого лирического героя свои основания для любви к Родине.

От основания государственности до Второй мировой - художников всегда интересовали знаковые события в стране. Вот несколько шедевров русской живописи, написанных на исторические темы.

1. Виктор Васнецов. Призвание варягов (1909)

Эта картина была специально написана для школьных пособий по истории. Сюжет - основание русского государства. По самой распространенной теории, разобщенные племена славян не могли выбрать единого правителя и призвали варягов управлять ими, чтобы вместе более эффективно защищаться от вражеских набегов. Так на Русь прибыл князь Рюрик с братьями.

2. Виктор Васнецов. Крещение Руси (1890)

Эта картина - копия монументальной росписи-фрески, которую Васнецов выполнил во Владимирском соборе в Киеве. В ее центре - князь Владимир, крестивший Русь и ныне почитаемый святым в православии. На переднем плане изображено крещение первых киевлян в реке Днепр.

3. Василий Суриков. Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем (1895)

Одно из самых важных событий XVI века - завоевание Сибири казаком Ермаком и его отрядом. На картине показано сражение казаков с войском сибирского хана.

4. Илья Репин. Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года (1883-85)

Одна из самых известных исторических картин рассказывает о популярной версии гибели наследника Ивана Грозного. Историки разнятся во мнениях, как это произошло, но благодаря Репину в народном сознании закрепилось мнение, что русский царь во время ссоры случайно ударил посохом своего сына. Гибель царевича впоследствии привела к окончанию династии Рюриковичей и Смутному времени в России.

5. Василий Суриков. Утро стрелецкой казни (1881)

Это масштабное полотно повествует о казни 1300 стрельцов из московских привилегированных полков. Так Петр I в начале своего царствования расправился с зачинщиками стрелецкого бунта 1698 года и показал свою самодержавную силу.

6. Валентин Серов. Петр I (1907)

На этой картине изображено строительство Петербурга и Петр, державно шагающий по болотам, на которых он велел построить город. Его свита не успевает за его уверенным волевым шагом.

7. Николай Ге. Пётр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе (1871)

Крестьянское восстание (1773-75) под предводительством Емельян Пугачев было самым масштабным в истории России. Казак Пугачев выдал себя за умершего императора Петра III и собрал целую армию. На картине он сам вершит суд - художник написал несколько версий сюжета, так как не мог определиться с образом Пугачева и отношением к нему - то ли это злодей, то ли герой и удалой казак.

9. Василий Верещагин. Наполеон на Бородинских высотах (1897)

Одно из важнейших событий в истории России - отмена крепостного права. Манифест, посвященный именно этому, читают крестьяне, а точнее слушают, как читает единственный грамотный среди них.

11. Валентин Серов. Коронация. Миропомазание Николая II в Успенском соборе. (1897)

12. Исаак Бродский. Выступление В. И. Ленина на митинге рабочих Путиловского завода в мае 1917 года (1929)

Революция 1917 года была одним из краеугольных моментов российской истории. Бродский писал много сюжетов из жизни Владимира Ленина, в этой картине советский художник подчеркивает единение Ленина с народом.

13. Михаил Соколов. Арест Временного правительства (1933)

14. Сергей Герасимов. Мать партизана (1943-50)

Второй мировой войне посвящено множество полотен советской живописи. Помимо масштабных батальных полотен, художники изображали и героизм простых людей. На этой картине Герасимов показал собирательный образ всех матерей, которые смотрят на врага печатью страдания на лице, однако, с гордо поднятой головой.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Образ России в произведениях русских писателей (материалы к урокам в 9-11 классах)

Россия…В этом слове – масштабность и глубина. Это слово рождает в моём сознании бесконечное множество образов: белые березовые рощи, задумчивые ивы, снежное раздолье, могучие ели, сосны, бревенчатые избы, вековечный простор полей.… А ещё - красивые русские люди…

Обращение к теме Родины традиционно для русской литературы, многие писатели, поэты обращаются к ней в своем творчестве. Безусловно, образ России у каждого автора, свой, индивидуальный, в чём-то даже уникальный. Это объясняется стилистической манерой писателя и эпохой, которая всегда налагает свою печать на творчество художника.

Особенно остро звучит тема Родины в переломные, критические для страны времена. (тезис)

Основная часть

С отрадой, многим незнакомой,
Я вижу полное гумно,
Избу, покрытую соломой,
С резными ставнями окно;
И в праздник, вечером росистым,
Смотреть до полночи готов
На пляску с топаньем и свистом

Под говор пьяных мужичков.

Читая стихотворение, понимаешь, что, в сознании Лермонтова образ родины как бы двоится: это образ народа и неразрывно связанный с ним образ природы:

Оба стихотворения выражают противоречивые чувства поэта. Он любит народ России и её природу, но не приемлет власть и законы. Он категорически не хочет, чтобы она и дальше продолжала быть страной рабов.

Лермонтовская идея любви-ненависти получит дальнейшее развитие в творчестве Гоголя. Герои “Ревизора”, “Мертвых душ” - это персонажи, которые могут вызывать только чувство неприязни, хотя и являются нашими соотечественниками. Не они составляют гордость России, ее душу, ее будущее. Этим “мертвым душам” противопоставлен образ Руси как птицы-тройки. В данном метафорическом образе выражена и любовь Гоголя к Родине, и его вера в ее великое будущее. Гоголю не ясны пути дальнейшего развития России. Он пишет: “Русь, куда ж несешься ты? дай ответ. Не дает ответа.” Но в одном он был убежден — в будущем величии русского народа.

Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать –
В Россию можно только верить.

Россия для поэта - воплощение таинственной русской души. В каждом слове этого стихотворения отражается нерушимая вера поэта в особое предназначение России. Именно эта удивительная таинственная русская душа, по мнению Тютчева, является залогом дальнейшего успеха и процветания нашей родины. Он верит, что русский народ не погрязнет в несвободе и преодолеет самые сложные условия и обстоятельства.

Не меньшим беспокойством за судьбу России и чувством пламенной любви к ней как пронизано творчество Николая Алексеевича Некрасова.

Не небесам чужой Отчизны —

Родина-мать! Я душою смирился,

Любящим сердцем к тебе возвратился.

Абсолютно иной, но не менее интересный образ родины рисует другой русский поэт Сергей Есенин. Тема России — одна из главных в его лирике. Есенин вырос в рязанской глубинке, среди необъятных русских просторов, полей и лугов. Именно поэтому тема России в его творчестве неразрывно связана с темой природы. В своих стихотворениях Есенин одухотворяет её. Он сливается с ней, вживается в её сущность. Природа у Есенина не является просто застывшим пейзажем. Она живет, действует, реагирует на судьбы людей и происходящие события. Природа является любимой героиней поэта:

Тычусь в берега.

Церквами у прясел

К всенощной зовёт.

В какой-то мере продолжением есенинского творчества, на мой взгляд, является лирика русского поэта второй половины ХХ века Николая Рубцова. Он, как и Есенин, акцентирует внимание на описании красоты природы России, признается в любви этим красотам:

Люблю твою, Россия, старину,
Твои леса, погосты и молитвы,
Люблю твои избушки и цветы,
И небеса, горящие от зноя,
И шепот ив у омутной воды,
Люблю навек, до вечного покоя.

Тема, к счастью, не исчерпана и вряд ли может быть исчерпана. Современные поэты и писатели не обходят её стороной. Какой мощный и выпуклый образ создан, например, в песне Юрия Шевчука:

Родина.
Еду я на родину,
Пусть кричат -- уродина,
А она нам нравится,
Хоть и не красавица,
К сволочи доверчива,
Ну, а к нам -- тра-ля-ля -ля.

Безусловно, данное эссе не может претендовать на полный охват того, что есть на тему России в русской литературе. В данной работе предпринята попытка обозначить наиболее существенные тенденции в изображении родной страны в творчестве русских писателей.

Образ России всегда занимал особое
место в изобразительном искусстве.
Россия святая, необъятная,
непобедимая представлена в
живописных полотнах, в графике,
скульптуре, народном искусстве,
архитектуре.

Мы попытались выполнить
репродукции работ известных
художников. Они помогают
увидеть красоту и необъятность
просторов великой России,
рождают чувство гордости за свое
отечество.

4. Россия необъятная

В очарованье русского пейзажа
Есть подлинная радость, но она
Открыта не для каждого и даже
Не каждому художнику видна.
Николай Заболоцкий
Россия необъятная
Душа России через образы природы

8. Посад. Эскиз

11. Россия святая

Здесь тёплое поле наполнено рожью,
Здесь плещутся зори в ладонях лугов.
Сюда златокрылые ангелы Божьи
По лучикам света сошли с облаков.
И землю водою святой оросили,
И синий простор осенили крестом.
И нет у нас Родины, кроме России —
Здесь мама, здесь храм, здесь отеческий дом.
П.А.Синявский
Россия святая
Святая Русь в архитектуре и живописи

14. Россия непобедимая

Но я пою и славлю ныне
не твой ромашковый покой,
а славлю Русь, как героиню,
как землю, гордости людской.
С.А.Васильев
Россия непобедимая
Образ России в скульптуре и живописи

Читайте также: