Художественные особенности прозы герцена сообщение

Обновлено: 19.05.2024

Ключевые слова: А. И. Герцен, публицистика, история журналистики, метафора, контраст, публицистические приемы, художественный образ.

Похоже, сам характер Герцена способствовал именно публицистическому, а не беллетристическому направлению его ис — кусства. Ему явно не интересны, даже не любопытны каждоднев — ные, бытовые подробности, которые заполняют человеческую,

в которых сделаны определенные акценты и предполагаются обоб — щения. Если Герцен пишет о чьем-то характере и привычках (на — пример, об В. А. Энгельсоне и его жене), то показывает на его при — мере целое поколение душевно неуравновешенных и неспособных к организованной деятельности людей; если говорит о российском крестьянском быте, то в сравнении с бытом крестьянства европей — ского, а следовательно – для иллюстрации идеи о народе и разви — тии революционных идей. Даже единичную и интимную историю собственной семейной драмы Герцену удается представить как борьбу европейского мещанства с идеалами несбывшегося нового мира, революции. Эпизод о сибирских крестьянах, оставляющих на ночь у домов еду для беглых каторжников, представлен не сам по себе, а для характеристики русского народа и последующего срав — нения этого обычая со схожим (но лишенным той социальной зна — чимости) обычаем у швейцарских горцев.

Собеседника посвящают в интимные и трагические подробнос — ти личной жизни автора. Ему доверяют и признают за ним право

Впрочем, подобные косвенные описания для Герцена нехарак- терны: чаще всего его портреты не допускают многозначных трак — товок. Так, деятели освободительного движения – Мадзини, Гари — бальди – положительны, величественны и красивы. Чиновничий люд часто уродлив, некоторые же персонажи – явное достояние кунсткамеры (губернатор Вятки Тюфяев).

Такая особенность светского разговора, как каламбуры и пара — доксы, тоже превращена в эффективный публицистический прием:

написана в ситуации второго (не менее мучительного, чем первый) любовного треугольника между Герценом, Н. П. Огаревым и Н. А. Тучковой, женой последнего.

Естественно, особое место занимает образ самого Герцена, его

« начальная ячейка, зародыши истории, едва заметные, едва су-

Герцен – виртуоз публицистического текста, и его сочинения, в которых для современного читателя часто отсутствует разительная злободневность, тем не менее остаются злободневными. Пусть не в строго фактологическом, но в общеидейном смысле.

Александр Иванович Герцен (1812 - 1870) – псевдоним Искандер.

Богатейшее литературное наследие Герцена может рассматриваться во многих аспектах - литературно-художественном, социально-политическом, философском. Философские идеи и взгляды мыслителя содержатся не только в его собственно философских сочинениях, но и в публицистических статьях, дневниках, письмах, а также в художественных произведениях.

Вслед за славянофилами Герцен поэтизирует сохраненный в русской крестьянской среде общинный дух взаимной любви и бескорыстной помощи ближнему и видит в нем альтернативу распространенному на Западе эгоистическому торгашескому духу буржуазного накопительства.

Александр Иванович Герцен (1812—1870), революционер, философ, публицист, издатель, писатель, оставил глубокий, неизгладимый след в истории русской литературы и общественной мысли XIXв. Родился Герцен в Москве, в грозном и славном 1812 году. Умер во Франции, накануне Парижской Коммуны.

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

Своеобразие индивидуального стиля Герцена, место и значение в русской литературе

Своеобразие индивидуального стиля Герцена, место и значение в русской литературе

Своеобразие индивидуального стиля Герцена, место и значение в русской литературе

1. Александр Иванович Герцен как писатель явился продолжателем гражданских мотивов в русской литературе, преемником декабристов. Путь его литературного развития шел от революционной романтики к критическому реализму.

Отказываясь от романтических сюжетов, преодолевая склонность к мистицизму, обращается к реальной действительности.

Ранние опыты подготовили его к большой повествовательной прозе (Петров, Т.1, С. 507-509).

Они, как и подобные им люди в жизни, имели и способности, и желание активного действия, но ничего не сделали. И в основном не потому, что были избалованы дворянским воспитанием (на это указывали пришедшие им на смену революционеры-демократы), и не потому, что крепостнический строй был еще довольно сильным, а передовое еще очень слабым. Причина их колебаний, сомнений, разочарований и вытекавшего отсюда бездействия крылась в неизбежной неустойчивости и непоследовательности самой дворянской революционности, никогда не обладавшей принципиальным и последовательным демократизмом и объективно склонной к компромиссу.

В романе автор затронул много важных вопросов: проблему семьи и брака, положение женщин в обществе, проблему воспитания, жизнь русской интеллигенции. И решает их в свете идей гуманизма и свободы. Пафос – антикрепостнический, пронизывающий все произведение.

Крепостническому миру противопоставлена прежде всего Любовь Круциферская: по словам Тургенева первая женщина в русской литературе, поступающая как человек сильный и самостоятельный. В ней рано пробуждается сознание своей социальной обособленности в помещичьем доме Негрова. Она рождена от крестьянки, чувствует любовь к крестьянам, к природе сельской, целыми часами прислушивается к народным песням. Перенесшая немало оскорблений, всегда настороженная, чуждая барской среде, она не принимала никакого участия во всем ее окружавшем. Однако под внешней холодностью в ее душе пылал огонь смутных, но благородных стремлений. Когда в доме Негрова появляется учитель Дмитрий, она сразу почувствовала глубокую симпатию к нему, который, как и она, не мог выносить произвола и грубости ее родных. С этим чувством к нему у нее соединилась надежда выбраться из этой среды и найти свое счастье.

Надежды героини оказались иллюзорными. Бельтов был действительно человеком богатого духовного и нравственного содержания, в котором отразились типические черты идейного искания передовой дворянской молодежи после разгрома декабристов. Воспитывался на идеях просветительной философии 18 в., читал Байрона и всю романтическую литературу, знакомился с утопическими социалистическими теориями через гувернера-женевца. Его трагедия заключалась в том, что он не мог и ему некуда было приложить свои богатые задатки и познания. Разочаровавшись в чиновничьей карьере, он выходит в отставку, потом безуспешно пытался заняться медициной, обратился к искусству, но и занятии по живописи забросил, и уехал в чужие края искать новых впечатлений. По возвращении в свое имение думает о гражданской деятельности, но и здесь терпит неудачу. В этой лихорадочной смене одного занятия другим выражалась жажда исторически важного дела, но жизнь его не давала, а мечты и стремления сталкивались с трудностями и препятствиями, оказавшимися непреодолимыми.

Образ Бельтова воплощал протест против укоренившихся крепостнических порядков, губивших все живое, прогрессивное, потому что его судьба неудачно сложилась в этих условиях, он сам оказался отравленным ядом паразитического мира. По мнению Петрова, было бы неправильно видеть в Бельтове образ положительного героя Герцена. Бельтов не понял трагической судьбы Любоньки, не разгадал ее высоких стремлений к свободной и творческой жизни. Он требовал любви для себя, упоения личным счастьем. Круциферская оказалась выше его и не пошла за ним.

Роман завершается трагедией: Любонька, сломленная нравственными муками, после отъезда Бельтова замыкается в свой внутренний мир, чтобы унести в могилу затаенные мечты и любовь.

Роман был оригинальным и новым не только по богатству идей и образов, но и по художественной манере. Беспощадная ирония – основной прием его сатиры. Он направлял ее авторским замечанием, обращением к читателю, смелыми сравнениями и намеками.

Сарказм и едкая ирония сливаются в романе с мягким лиризмом: описание любви Круциферского к Любаньке, эпизод первой их встречи в саду, сцена объяснения Бельтова с Любонькой. Волнующим лиризмом проникнуты последние страницы романа, изображающие безнадежно больную Любоньку и неотступно находившуюся при ней мать Бельтова.

Своеобразно композиционное построение романа: произведение Герцена собственно не роман, а ряд биографий, связанных в одно целое (Петров, Т.1, С. 509-512).

Вопросы и задания:

1.Что характеризует ранее творчество А. Герцена? Преемником кого он выступал?

3. Какова связь героя романа Герцена с героями Грибоедова, Пушкина, Лермонтова? Раскройте суть понятия образ «лишнего человека.

4. Какие вопросы были затронуты в романе?

5.Что легло в основу сюжета? Дайте характеристику героям. Какова оценка образа Бельтова Чернышевским и Добролюбовым?

6. Можно ли считать Бельтова положительным героем? Что воплощал образ Бельтова?

7.Какова художественная манера писателя?

8. В чем своеобразие композиции романа?

1.Петров С.М. История русской литературы 19 в. (1 половина). – М.: Просвещение, 1973. – 576 с.

Здесь Вы можете ознакомиться и скачать Сочинение на тему Художественное творчество Л.И. Герцена.

Если материал и наш сайт сочинений Вам понравились - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок!


Сочинение на тему Художественное творчество Л.И. Герцена Стр. 1

Сочинение на тему Художественное творчество Л.И. Герцена Стр. 2

Сочинение на тему Художественное творчество Л.И. Герцена Стр. 3

Читайте также: