Храм святого владимира астрахань сообщение

Обновлено: 17.05.2024

Собор св. князя Владимира в г. Астрахань

Описание Собора св. князя Владимира в г. Астрахань

8 июня 1888 года Городская Дума под председательством городского головы В.М. Лазаревского приняла решение о строительстве храма-памятника в честь 1000-летия крещения Руси в 6-м участке города Астрахани, где в то время проживало около 11000 православных жителей и был только один небольшой Иоанно-Златоустовский храм. Была составлена особая строительная комиссия, состоящая из гласных Городской Думы, которая избрала место для строительства храма на берегу Затона. Этим местом стал обширный пустырь, расположенный в самом центре 6-го участка, построенный на котором храм должен был быть виден всем его жителям. Ещё одно обстоятельство способствовало выбору места. Храм возводился на самой границе русской и татарской слобод. Татарская слобода Царев, начинавшаяся от этого пустыря и тянувшаяся вдоль берега Затона до самой речки Царев, представляла из себя обширный сплошной массив мусульман, где имелось около десятка мечетей. В целях миссионерских, для приобщения татар-мусульман к православию или хотя бы для ознакомления их с православным богослужением, невольными зрителями которого они становились часто в дни торжественных празднеств, когда совершались крестные ходы или водосвятные молебны вне храма, решено было устроить эту церковь.

Собор св. князя Владимира в г. Астрахань

Знаменательным было то, что храм строился в честь князя Владимира, обратившего Русь из тьмы язычества в веру Христову, тем самым подразумевалось, что этот святой призывался на помощь православным астраханским миссионерам в их нелёгком деле обращения иноверцев в православие.

15 июля 1888 года, в день празднования памяти святого равноапостольного князя Владимира и день, когда по решению Святейшего Синода отмечалось торжественное событие 900-летия Крещёния Руси, в Астрахани из всех церквей был совершён крестный ход на избранное для строительства нового храма место. Здесь Астраханским епископом Евгением (Шерешиловым) было совершено молебствие с водосвятием и освящёнием места.

Но работы по строительству храма начались только в 1895 году. Целый ряд обстоятельств были помехой в этом деле. Несмотря на то, что сбор пожертвований на строительство храма был разрешён астраханским губернатором князем Вяземским ещё 13 декабря 1888 года, деньги поступали очень медленно и их не хватало, чтобы начать работы. 1891 год был неурожайным для российской экономики, а в 1892 году в Астрахани свирепствовала эпидемия холеры, и поэтому в эти годы ни о каком строительстве не могло быть и речи. Только 1893 год принёс некоторое облегчение. 31 мая 1893 года на заседании комиссии было решено немедленно начать подготовительные земляные работы, а к осени произвести закупку материалов и приступить к закладке храма. Но опять осуществлению этого намерения помешали ряд обстоятельств.

5 марта 1895 года было положено начало сооружению храма, по случаю чего ректором семинарии отцом Константином Ястребовым, в сослужении городского духовенства, был отслужен молебен. Место под храм было значительно возвышенно, укреплено дубовыми сваями, и через четыре месяца началась закладка фундамента. 18 июня астраханским епископом Митрофаном (Невским) был отслужен молебен по случаю закладки фундамента. В фундамент была заложена памятная доска с описанием обстоятельств, приведших к сооружению этого храма.

Собор святого Владимира – один из храмов Астрахани, являющийся её символом и главным культовым строением для прихожан православной конфессии. Выстроенный в псевдовизантийском стиле на рубеже XIX–XX столетий, в советский период храм был закрыт и использовался не по назначению. Возвращён верующим в 1990-х годах и в настоящее время является действующим кафедральным собором Астраханской и Енотаевской епархии.

Немного истории

Судьбоносным для всей Древней Руси стало крещение в православную веру её народов великим киевским князем Владимиром Святославичем в 988 году. Со временем христианство, как единственная государственная религия, распространилось по всем подвластным князю Владимиру землям, а трудности, связанные с неприятием отдельными народами новой веры, остались в прошлом. Началось возведение храмов, основание монастырей, появились первые подвижники земли Русской, нёсшие Слово Божье находившимся во мраке язычества племенам.

Шли века, менялись правители, создавались и распадались княжества, образовалась мощная Российская империя, а вера православная, принятая в далёком X столетии князем Владимиром Святославичем, полностью утвердилась и озаряла благочестием души простолюдинов и вельмож.

Русские цари, а позднее российские императоры придавали огромное значение почитанию христианских святынь и вносили богатые пожертвования на строительство церквей и обустройство обителей. Но самым грандиозным событием в жизни православной Российской империи стало празднование в 1888 году 900-летия Крещения Руси, припавшее на период правления императора Александра III. Во многих крупных городах империи к этой знаменательной дате началось строительство новых храмов во имя святого равноапостольного князя Владимира. Исключением в этом плане не стала и Астрахань – южный форпост России.

В начале июня 1888 года на собрании Городской Думы Астрахани было принято решение о возведении в городе храма-памятника во имя святого князя Владимира. Стоит отметить, что в конце XIX столетия в этом многонациональном городе мирно сосуществовали представители разных народов и религиозных конфессий, имевшие в каждом из шести участков Астрахани свои культовые святыни – православные и католические храмы, мусульманские мечети, лютеранские кирхи.

Новый православный храм было решено выстроить в юго-западной части города на берегу Адмиралтейского (в настоящее время Приволжского) затона на обширном пустыре, являвшемся своеобразной границей между русской и татарской слободами. В слободе Царёв, где проживали татары, было около десятка мусульманских мечетей, а в русской слободе, насчитывающей без малого 11 тысяч православных христиан, в то время действовала только одна церковь во имя Иоанна Златоуста. Строительством православного храма в мусульманской части города городские власти преследовали цель не только увеличить количество православных храмов в городе, но и, как минимум, познакомить представителей другой конфессии с христианскими обрядами, а как максимум – распространить христианство среди татар, которые, становясь невольными свидетелями крестных ходов, молебнов и церковных празднеств, постепенно и сами бы обратились в православную веру.

Празднование 900-летия Крещения Руси в Астрахани ознаменовалось торжественным освящением места будущего храма, которому предшествовал крестный ход. 15 июля 1888 года, в день празднования памяти святого князя Владимира, изо всех православных церквей города священники и прихожане направились к пустырю, где после водосвятного молебна чин освящения места совершил епископ Астраханский и Енотаевский Евгений (Шерешилов).

Строительство собора и его дальнейшая судьба

В том же, 1888 году, при Городской Думе была создана комиссия, в которую вошли представители власти и астраханского купечества, и объявлен конкурс на лучший проект храма, в котором приняли участие 9 архитекторов, представивших свои проекты. Комиссия отметила три проекта, но лучшей была признана работа гражданских инженеров из Санкт-Петербурга – В. Косякова и Н. Икавитца. Руководителем работ был назначен городской архитектор Павел Иванович Коржинский.

Тогда же начался сбор денег на постройку храма, но достаточную сумму быстро собрать не удалось (к 1890 году было собрано лишь 15 тысяч рублей). Из-за отсутствия средств, неурожая (1891 год), эпидемии холеры в городе (1892 год) начало работ откладывалось на неопределённый срок, поэтому астраханские купцы обратились к тогдашнему губернатору Н. Н. Тевяшёву с просьбой начать строительные работы, присовокупив к прошению достаточно большую сумму денег для покупки необходимых материалов. Купцы аргументировали свою просьбу тем, что с самых первых лет христианства на Руси во время постройки храмов каждый вносил посильную лепту, и начав строительство даже с малым количеством средств, горожане начнут активнее жертвовать на это богоугодное дело.

Подготовительные работы начались лишь в начале марта 1895 года, когда на месте будущего храма ректором Астраханской духовной семинарии протоиереем Капитоном (Ястребовым) в сослужении православных городских священников был отслужен торжественный молебен. Строительные работы начались с укрепления дубовыми сваями места под фундамент, для чего предварительно сделали небольшую насыпь. В июне 1895 года после совершённого епископом Астраханским Митрофаном (Невским) молебна в закладывавшийся фундамент поместили памятную доску с текстом, указывающим на приведшие к строительству храма причины.

Возведение собора продолжалось целых семь лет и было завершено в 1902 году, когда Астраханская епархия отмечала 300-летний юбилей с года своего основания. На торжество освящения нового храма был приглашён настоятель Андреевского собора Кронштадта протоиерей Иоанн Сергиев (Кронштадтский), который 15 июля 1902 года вместе с епископом Астраханским и Енотаевским Георгием (Орловым) в сослужении протоиереев православных храмов города совершил торжественный молебен. Несмотря на изнуряющую жару, прилегающая к храму территория и все соседние улицы были заполнены народом, а извозчики и трамваи не успевали подвозить к храму всех желающих.

Величественный собор, ставший одним из самых крупных городских строений, был выстроен только на пожертвования горожан, которые помогали как деньгами, так и материалами. Общая же сумма, истраченная на строительство Владимирского собора, которую озвучил приглашённый на праздничный обед Астраханский Городской Голова Иван Николаевич Плотников, оказалась равной 300 тысячам рублей.

Следующее посещение о. Иоанном Кронштадтским Астрахани состоялось в сентябре 1903 года, когда епископом Астраханским Георгием (Орловым) был освящён во имя святителя Николая Чудотворца правый придел храма. А в ноябре следующего, 1904 года, во имя святителя Алексия, митрополита Московского, епископом Георгием был освящён левый придел храма. Первым настоятелем храма был назначен протоиерей Иоанно-Златоустовской церкви Павел Васильковский.

В октябре 1905 года при Владимирском соборе в память о Высочайшем Манифесте об усовершенствовании государственного порядка (17 октября 1905 года), было учреждено общество хоругвеносцев, в обязанности членов которого входило ношение икон и хоругвей на крестных ходах, поддержание порядка во время праздничных богослужений, оказание помощи престарелым и убогим, проживающим в городских домах призрения, учреждение при соборе благотворительных организаций.

Владимирский собор после Октябрьской революции и в наши дни

Следующая попытка снести Владимирский собор была предпринята в начале 1960-х годов, но на защиту храма снова стали татары. Окружив плотным кольцом здание, они трое суток жгли костры, не подпуская к нему рабочих, а одна женщина, если верить городской легенде, даже забралась на купол и привязала себя верёвками к кресту в знак протеста. Властям пришлось уступить и в 1967 году здание Владимирского собора было переоборудовано под автовокзал. Интерьер храма был обезображен – появились междуэтажные перекрытия, разграничившие помещение на отдельные зоны, некоторые проёмы были заложены, росписи закрашены, а на местах бывших алтарей устроены туалеты. Интересно, что с храмовой живописью связана ещё одна легенда. Согласно ей росписи закрашивались несколько раз, но образы святых всё равно проступали под слоями краски. Тогда поступило распоряжение выжечь святые лики паяльными лампами и смонтировать под куполом удерживаемые металлическими конструкциями бетонные плиты. В знак оправдания местных властей стоит сказать, что само здание, хотя и было переоборудовано, но в целом хорошо сохранилось.

Возвратить соборный храм верующим – такое пожелание ещё в 1992 году высказал посетивший город Святейший Патриарх Алексий II, но тогда это осуществить не получилось. Несколько лет между руководством Астраханской епархии и городскими властями велись переговоры о возвращении храма в лоно церкви, но вопрос оставался открытым в связи с размещением в здании городского автовокзала. Лишь в январе 1998 года была создана специальная комиссия при Астраханской областной администрации, занявшаяся восстановлением Владимирского собора как памятника истории и культуры. Специально созданным Фондом реставрации храма начался сбор средств, а уже в следующем, 1999 году, когда автовокзал обустроился в помещении на Привокзальной площади, освободив для верующих храм, в нём начались ремонтно-реставрационные работы.

28 июля (15 июля по старому стилю) 1999 года от Иоанно-Златоустовской церкви, как и более столетия назад, к Владимирскому собору двинулся крестный ход и на купола храма и колокольни были подняты освящённые митрополитом Ионой (Карпухиным) кресты.

Спустя два года, 28 июля 2001 года, в день памяти святого равноапостольного князя Владимира, в истории обновлённого храма произошло ещё одно важно событие – были освящены и установлены на колокольню новые колокола, отлитые на пожертвования областного и городского руководства и предпринимателей, причём по благословению епископа Ионы каждый колокол получил имя жертвователя.

По завершению всех ремонтных работ в октябре 2002 года Владимирский собор был наново освящён (на торжествах присутствовал владыка Алексий II) и сейчас в нём, как и прежде, совершаются богослужения и отправляются церковные требы. В настоящее время храм имеет статус кафедрального собора Московского архиерейского подворья, а его причт состоит из настоятеля (протоиерея), четырёх иереев и двух диаконов.

Архитектура и внутреннее убранство собора

По своей архитектуре расположенный в центре площади Владимирский собор представляет собой классический пример византийской купольной базилики. Массивное 50-метровое в высоту кирпичное здание на мощном подклете с четырёх сторон обрамляют полукруглые глубокие ниши (экседры), перекрытые полукуполами, дополняют квадрат храма перекрытые крестовым сводом угловые пристройки, расположенные значительно ниже экседр. Рустовка фасадов гармонично переплетается с рустовкой экседр, порталов и массивного светового барабана, на котором покоится шлемовидная, увенчанная крестом глава. С востока к храму примкнула полукруглая апсида, с запада – двухъярусная колокольня с такой же шлемовидной главой.

К сожалению, сведений о внутреннем убранстве не сохранилось, только известно, что перед освящением в алтарях собора были установлены деревянные иконостасы, которые планировалось заменить мраморными, но была ли произведена замена, неизвестно. Так же обстоят дела и с росписями храма – автор их неизвестен, хотя бытует версия, что изображения Божьей Матери и Господа Вседержителя в алтарной апсиде храма написаны одним из учеников художника Михаила Нестерова, но никаких документальных подтверждений этому нет.

В советское время иконостасы и росписи были утрачены, но после ремонтных работ в соборе был смонтирован новый иконостас, в котором установили семь больших икон, выписанных епископом Ионой из Москвы.

История астраханского Храма Святого Владимира

Появление храма в честь Святого Равноапостольного Великого князя Владимира в Астрахани было связано с очень знаменательным событием в истории Российского государства - 900-летием со дня Крещения Руси. Памятником, по мысли жителей города, должен был стать храм, названный по имени крестившего Русь святого князя Владимира.

Работы по строительству храма начались только в 1895 году. Целый ряд обстоятельств был помехой в этом деле. Несмотря на то, что сбор пожертвований на строительство храма был разрешён астраханским губернатором князем Вяземским ещё 13 декабря 1888 года, деньги поступали очень медленно и их не хватало, чтобы начать работы.

1891 год был неурожайным для российской экономики, а в 1892 году в Астрахани свирепствовала эпидемия холеры, и поэтому в эти годы ни о каком строительстве не могло быть и речи. Только 1893 год принёс некоторое облегчение.

31 мая 1893 года на заседании комиссии было решено немедленно начать подготовительные земляные работы, а к осени произвести закупку материалов и приступить к закладке храма. Но опять осуществлению этого намерения помешал ряд обстоятельств.

5 марта 1895 года было положено начало сооружению храма, по случаю чего ректором семинарии отцом Константином Ястребовым, в сослужении городского духовенства, был отслужен молебен.

Место под храм было значительно возвышенно, укреплено дубовыми сваями, и через четыре месяца началась закладка фундамента. С этого времени строительство шло без остановки. Поток пожертвований со стороны астраханцев лился не переставая. Сооружение храма стало поистине общегородским, общенародным делом.

15 июля 1902 года состоялось освящение храма. Хотя дата приходилась на понедельник, но день этот был праздничным для астраханцев. Задолго до начала богослужения целые вереницы народа потянулись по улицам к храму Святого Владимира. Извозчики и трамваи беспрерывно подвозили массы людей, обширная площадь, на которой был воздвигнут храм, сплошь была занята многотысячной толпой.

Вокруг храма в ограде, на валах по Затону, на окрестных улицах, на заборах, на крышах - всюду был народ, собравшийся на празднике освящения храма. И вся эта масса народа, несмотря на июльский зной, выстояла под палящими лучами солнца до конца богослужения.

После революционных событий 1917 года Князь-Владимирский храм претерпел немало бедствий. Во время мартовского восстания рабочих в 1919 году этот храм оказался в самом эпицентре боевых действий. Орудия боевых судов Волжско-Каспийской военной флотилии в упор расстреливали храм, отчего он подвергся немалым разрушениям. А в 1936 году храм хулиганским методом был захвачен обновленцами, а в 1939 году закрыт советскими властями.

Князь-Владимирский храм чудом уцелел от уничтожения. В Астрахани бытует легенда: «Когда храм был закрыт, то власти приняли решение о его сломе. Люди, жившие рядом с храмом, в слободе Царев, глубоко возмутились этим. Большинство из них принимало участие в строительстве храма как каменщики или в каких-либо других работах.

К храму подогнали специальную технику для взрыва. Но верующие астраханцы возмутились этими замыслами. Одна из прежних прихожанок этого храма забралась на самый высокий купол и привязала себя к кресту. Взрыв на время отложили, но ненадолго. Новую попытку взорвать храм, как и в 30-х годах, снова отбили жившее рядом население разного вероисповедания.

Они окружили церковь живым кольцом и трое суток сидели и жгли костры. Встретив такой отпор, городские власти отступили. А в 1967 году было вынесено решение о переоборудовании Князь-Владимирского храма под автовокзал.

17 апреля 1997 года храм было решено восстановить. Следствием этого начался сбор пожертвований от различных организаций, предприятий и учреждений города и области.

Несмотря на все переломные моменты, которые пережил этот удивительный храм, сегодня он является уникальной достопримечательностью нашего города.


Собор. Действует.
Престолы: Владимира равноапостольного
Архитектурные стили: Эклектика, Псевдовизантийский стиль
Год постройки: Между 1895 и 1902.
Архитектор: В.А. Косяков, Н.Э. Икавитц
Ссылки:
Адрес: г. Астрахань, ул. Епишева, д. 4
Координаты: 46.339203, 48.016015


вид с северо-запада
uchazdneg
16 марта 2011


вид с запада
uchazdneg
16 марта 2011

Собор Владимира равноапостольного - Астрахань - Астрахань, город - Астраханская область


Михаил Владимиров
27 сентября 2021

Собор Владимира равноапостольного - Астрахань - Астрахань, город - Астраханская область


!
28 августа 2010

Собор Владимира равноапостольного - Астрахань - Астрахань, город - Астраханская область


!
28 августа 2010

Собор Владимира равноапостольного - Астрахань - Астрахань, город - Астраханская область


!
28 августа 2010

Собор Владимира равноапостольного - Астрахань - Астрахань, город - Астраханская область


Собор Владимира равноапостольного
Юлия
4 октября 2006

Собор Владимира равноапостольного - Астрахань - Астрахань, город - Астраханская область


Дмитрий Васильков
10 августа 2005

Собор Владимира равноапостольного - Астрахань - Астрахань, город - Астраханская область


Образ князя Владимира
Михаил Владимиров
27 сентября 2021

Собор Владимира равноапостольного - Астрахань - Астрахань, город - Астраханская область


Илга Гондарева
8 октября 2010

Собор Владимира равноапостольного - Астрахань - Астрахань, город - Астраханская область


Илга Гондарева
8 октября 2010

Собор Владимира равноапостольного - Астрахань - Астрахань, город - Астраханская область


Илга Гондарева
8 октября 2010

Собор Владимира равноапостольного - Астрахань - Астрахань, город - Астраханская область


Илга Гондарева
8 октября 2010

Собор Владимира равноапостольного - Астрахань - Астрахань, город - Астраханская область


Лемясев Владимир
13 августа 2009

Собор Владимира равноапостольного - Астрахань - Астрахань, город - Астраханская область


Валерия Бочкарева
7 августа 2007

Собор Владимира равноапостольного - Астрахань - Астрахань, город - Астраханская область


Собор Владимира равноапостольного
Юлия
4 октября 2006

Собор Владимира равноапостольного - Астрахань - Астрахань, город - Астраханская область


Фото из журнала "Иллюстрированное Всемирное Обозрение".
Андрей Агафонов
1 января 1902

Собор Владимира равноапостольного - Астрахань - Астрахань, город - Астраханская область


Рис. из журнала "Строитель"
Андрей Агафонов
1 января 1896

Карта и ближайшие объекты

Статьи

8 июня 1888 года Городская Дума под председательством городского головы В.М. Лазаревского приняла решение о строительстве храма-памятника в честь 1000-летия крещения Руси в 6-м участке города Астрахани, где в то время проживало около 11000 православных жителей и был только один небольшой Иоанно-Златоустовский храм. Была составлена особая строительная комиссия, состоящая из гласных Городской Думы, которая избрала место для строительства храма на берегу Затона. Этим местом стал обширный пустырь, расположенный в самом центре 6-го участка, построенный на котором храм должен был быть виден всем его жителям. Храм возводился на самой границе русской и татарской слобод. Татарская слобода Царев, начинавшаяся от этого пустыря и тянувшаяся вдоль берега Затона до самой речки Царев, представляла из себя обширный сплошной массив мусульман, где имелось около десятка мечетей. В целях миссионерских, для приобщения татар-мусульман к православию или хотя бы для ознакомления их с православным богослужением, невольными зрителями которого они становились часто в дни торжественных празднеств, когда совершались крестные ходы или водосвятные молебны вне храма, решено было устроить эту церковь.

31 мая 1893 года на заседании комиссии было решено немедленно начать подготовительные земляные работы, а к осени произвести закупку материалов и приступить к закладке храма. Но опять осуществлению этого намерения помешали ряд обстоятельств. Постоянные задержки с началом строительства вызвали в среде астраханского купечества обеспокоенность. Некоторые из них обратились к астраханскому губернатору генерал-лейтенанту Н.Н. Тевяшёву с ходатайством о содействии к скорейшему осуществлению общего желания возвести храм. К своему ходатайству они присоединили крупные пожертвования.

Все работы производились под надзором городского архитектора Коржинского и продожались около семи лет. К 1902 году старанием членов строительной комиссии все основные работы по строительству храма в честь Святого Равноапостольного князя Владимира были завершены. 1902 год был годом, когда отмечался 300-летний юбилей основания Астраханской епархии, и поэтому все члены строительной комиссии желали приурочить торжества освящения храма именно к этой дате. Специально для участия в этих торжествах членами комиссии купцами Г.С. Куликовым и С.Р. Носковым был приглашён в Астрахань отец Иоанн Кронштадтский.

Храм построен в подражание стилю древних византийских храмов, очень хорошо выдержанном как в общем, так и в деталях. По первоначальному проекту храм не имел боковых алтарей, но впоследствии, по рекомендации строительной комиссии, архитектором П.И. Коржинским в проект были внесены изменения. Внутренняя роспись храма была выполнена по эскизам ученика известного русского художника Нестерова-Лепёшкина. Наиболее замечательными были полотна: Бога Саваофа и Богоматери в алтарной апсиде. При освящении храма во всех трёх алтарях были установлены временные деревянные иконостасы, изготовленные астраханским мастером Д.И. Шепелёвым. Шли переговоры об установлении петербургским академиком В.Д. Фартусовым мраморных, с мозаикой, иконостасов, но чем они закончились неизвестно.

После революционных событий 1917 года Князь-Владимирский храм претерпел немало бедствий. Во время мартовского восстания рабочих в 1919 году этот храм оказался в самом эпицентре боевых действий. Орудия боевых судов Волжско-Каспийской военной флотилии в упор расстреливали храм, отчего он подвергся немалым разрушениям. В 1923 году Князь-Владимирский храм чуть было не перешёл в руки обновленцев. Настоятель храма о. Иоанн Великанов начал служить по новому стилю, в то время как второй священник о. Всеволод Виноградов остался верен православию. Верующие не пускали настоятеля в храм, и вскоре он понял свою ошибку, вернувшись в лоно Православной Церкви. В марте 1924 года Астраханский архиепископ Фаддей (Успенский) сделал Князь-Владимирский храм своим собором. Это было вызвано тем, что как и Успенский собор, так и большинство других важнейших астраханских храмов были захвачены обновленцами. Долгое время Князь-Владимирский храм продолжал выполнять функции кафедрального собора, занимая самое видное место среди оставшихся у православных церквей. Но в 1936 году и этот храм хулиганским методом был захвачен обновленцами, а в 1939 году закрыт советскими властями.

Долгим был путь возрождения Князь-Владимирского храма. Ещё Святейшим Патриархом Алексием II при посещении им в октябре 1992 года г. Астрахани было высказано горячее пожелание о возвращении храма Православной Церкви. Руководство Астраханской епархии вело долгие и трудные переговоры с городской администрацией. Но всё упиралось в невозможность быстрого переноса размещавшегося в храме автовокзала. Первые сдвиги в этом деле наметились в канун намечавшегося 440-летнего юбилея города Астрахани. 17 апреля 1997 года городской Совет поддержал инициативу своего депутата Б.И. Борисенко, согласившись с его предложением о восстановлении храма во имя Святого князя Владимира. Следствием этого стало создание Фонда реставрации собора Святого князя Владимира, который и был утверждён постановлением мэра г. Астрахани И.А. Безрукавникова от 19 декабря 1997 года. 29 января 1998 года постановлением Главы Администрации Астраханской области А.П. Гужвина была создана комиссия по воссозданию памятника истории и культуры – ансамбля церкви во имя Святого Равноапостольного князя Владимира. Председателем комиссии стал сам астраханский губернатор А.П. Гужвин, а его сопредседателем – Преосвящённый Иона (Карпухин), епископ Астраханский и Енотаевский. 24 февраля созданная комиссия, теперь уже на губернском уровне, приняла окончательное решение о восстановлении Князь-Владимирского храма и о переносе автовокзала, который было решено временно разместить в старом здании железнодорожного вокзала.

Шло время, наступил 1998 год, а сроки переноса автовокзала всё сдвигались. В канун намечающегося торжества 2000-летия Рождества Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа Святейший Патриарх Алексий II благословил проведение Крестного хода по водам рек Волги, Днепра и Западной Двины, протекающих по территориям братских славянских стран России, Украины и Белоруссии. Это событие подтолкнуло в итоге долго длившееся дело с переносом автовокзала, который 27 июля 1999 года официально покидал своё прежнее место прописки и перебирался на Привокзальную площадь. 26 июля 1999 года Крестный ход прибыл в Астрахань, а 28 июля его участники вместе со множеством православных астраханцев направились единым Крестным ходом от Иоанно-Златоустовского храма к храму Святого князя Владимира. Здесь Преосвященнейший епископ Иона совершил освящёние крестов, которые в тот же день установили на куполе и на колокольне храма.

Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)

Статью добавил(а): Александр Качалин, 19 апреля 2017

Авторы проекта: гражданские инженеры Косяков В.А. и Икавитц И.Э., арх. Коржинский П.И., строитель Соколов А.Г. Архитектурный стиль: Византийский.

После революции в соборе продолжались службы, в 1923 году храм чуть было не перешёл в руки обновленцев. В марте 1924 года Астраханский архиепископ Фаддей (Успенский) сделал Князь-Владимирский храм своим собором. Это было вызвано тем, что как и Успенский собор, так и большинство других важнейших астраханских храмов, были захвачены обновленцами. Долгое время Князь-Владимирский храм продолжал выполнять функции кафедрального собора, занимая самое видное место среди оставшихся православных церквей. Но в 1936 году церковь все-таки была захвачена обновленцами. Храм был закрыт в 1939 году и было решено его снести, но он избежал этой участи. В 1960-х годах была предпринята вторая попытка сноса храма, но астраханцы снова были возмущены этими замыслами. Существует легенда, о том, что на купол собора забралась женщина и привязала себя к кресту, а живущие рядом татары окружили церковь живым кольцом и трое суток сидели и жгли костры, не допуская никого к храму. В результате чего городские власти изменили свое решение. В 1967 году было вынесено решение о переоборудовании собора под помещение городского автовокзала. В нем были устроены междуэтажные перекрытия, внутреннее пространство разгорожено на отдельные помещения, а часть проёмов заложена. В остальном здание хорошо сохранило свой первоначальный вид. После 1990 года храм еще долгое время выполнял функции городского автовокзала, только в 1999 году автовокзал перенесли на площадь перед железнодорожным вокзалом, а собор был возвращен Церкви.

Читайте также: