Храм кайласанатха в эллоре сообщение

Обновлено: 05.07.2024

Эллора находится в 26 километрах от Аурангабада (штат Махараштра) и, кроме храма, известна своими пещерами, которые были созданы в промежуток между 450 и 800 годом. Их общая протяженность — более полутора километров.
Смена религиозных настроений, тесное переплетение сменяющих друг друга буддизма, индуизма, а также джайнизма - всё это нашло отображение в комплексе из 34 пещер: самые ранние пещеры являются буддийскими, потом строятся индуистские храмы (под них же переделываются и некоторые предыдущие), а напоследок - пять джайнских.

Файлы: 1 файл

храм Кайласанатха.doc

Эллора, архитектура храма Кайласанатха

Эллора находится в 26 километрах от Аурангабада (штат Махараштра) и, кроме храма, известна своими пещерами, которые были созданы в промежуток между 450 и 800 годом. Их общая протяженность — более полутора километров.

Смена религиозных настроений, тесное переплетение сменяющих друг друга буддизма, индуизма, а также джайнизма - всё это нашло отображение в комплексе из 34 пещер: самые ранние пещеры являются буддийскими, потом строятся индуистские храмы (под них же переделываются и некоторые предыдущие), а напоследок - пять джайнских.


Центральным сооружением Эллоры является огромный храм Кайласанатха. Храм высечен как скульптура, из монолитной скалы.

Начало строительства приходится на время правления Дантидурга (733—753) из династии Раштракутов, а закончилось при Кришнарадже I(756—772).

Скалу обтесывали сверху вниз, причем строительные леса не применялись. На высекание Кайласанатхи и пояса окружающих его пещер затрачено огромное количество труда и времени. Однако это не значит, что работа по высеканию всего комплекса производилась непрерывно в течение двух-трех столетий. Храм начат и окончен в 8 столетии. Архитекторы считают, что выемка скального грунта вокруг будущего монолитного здания требует все же меньше времени, чем выломка камня из карьера, его обтесывание и кладка, при этом еще приходится тратить усилия на доставку готовых блоков к месту строительства. Пещеры ("лена", "гумпха") высекались кайлом и отделывались зубилом. Но основная масса камня откалывалась при помощи деревянных пробок: их вбивали в ряды вертикальных отверстий и напитывали водой. Дерево разбухало, заставляло камень трескаться и отделяться большими глыбами 1 .

Композиция храмового комплекса

Храмовый комплекс состоит из нескольких отдельно расположенных частей: входных ворот, святилища быка Найди, главного здания храма и окружающих двор келий и пещерных помещений. Основное здание комплекса расположено по оси с запада на восток. Ввиду непреодолимых трудностей, связанных с расположением горы, строителям пришлось отступить от требований канона, расположив вход с западной, а не с восточной стороны.

Главное здание храма представляет собой в плане прямоугольник размером около 30 X 50 м, по бокам которого через определенные интервалы выдаются боковые крылья, несущие на себе выступающие части верхних этажей. Нижняя часть храма представляет из себя цоколь высотой 8 метров, в центре которого находятся монументальные изваяния слонов и львов высотой около 3 метров, служащие в качестве основания для верхней части храма.


Над этим монументальным цоколем возвышается массив храма, увенчанный величественной сужающейся кверху трехъярусной башней. Вокруг основания башни идет широкая платформа, также высеченная из скалы, по сторонам и углам которой расположено шесть небольших башен, примерно повторяющих формы главного храмового здания.

Внутреннее помещение главного храма состоит из небольшого святилища и обширного близкого к квадрату колонного зала размером около 18 X 22 м. Четыре группы квадратных пилонов, расположенных в каждом углу зала, образуют крестообразную в плане форму . Небольшой вестибюль соединяет колонный зал с внутренним святилищем.

Между входным сооружением и главным храмовым зданием расположен традиционный для храмов, посвященных Шиве, павильон с изображением священного быка Найди. Он соединен с ними мостами и также возвышается на монолитном богато украшенном скульптурой цоколе. По его обеим сторонам стоят два квадратных в сечении монолитных столба, богато украшенных скульптурными изображениями трезубца и других символов Шивы 2 .

Прямоугольный двор храма, опоясанный изнутри рядами ниш со статуями божеств, включает выделенное шикхарой (пирамидальным завершением) главное святилище и многоколонный зал для молящихся 3 .

В плане Кайласанатха примерно равен афинскому Парфенону, а по высоте превышает последний в полтора раза.

Кайласанатха представляет то течение в многообразном искусстве Индии, которое характеризуется слиянием архитектуры и скульптуры, воплощающее философские идеи, мифологию и древнеиндийский эпос.

Храм Кайласанатха относится к памятником Деканской империи, управлявшейся династией Раштракутов, и типичным образцом южноиндийской, так называемой дравидийской архитектуры, созданным на северной границе ее распространения.

Неся на себе черты стиля предшествующих построек, храм Кайласанатха отошел от обычной техники создания храмов-монолитов. Он не оформлен из отдельно стоящей скалы, что было бы несравненно легче, чем высекать его в массиве горы путем выемки горных пород вокруг огромного рва. Ров этот образует двор, в центре которого и возвышается храм. Таким образом, сохраняя старые традиции южной и деканской архитектуры, комплекс Кайласанатхи представляет собой уже наземный храм, и в сохранившейся его скульптуре мы видим появление новых черт, знаменующих развитие средневекового искусства. 4

Чтобы добиться идеального сходства, храм покрыли белой штукатуркой, имитирующей заснеженные вершины горы.

Раньше храм назывался "Ранга-махал", что означает "цветная обитель". Первоначально Кайласанатха, вероятно, был покрыт полированной штукатуркой "чунам" и расписан красками. Известно, что краска возобновлялась в 1258 и в 1463 годах. В 18 веке Гаутамбай - жена маратхского правителя Индора Мальхаррао Холькара распорядилась очистить храм и вновь раскрасить. В помещении мантапам сохранилась древняя живопись, что и отражено в названии "Ранга-махал".

Декоративное убранство зданий храмового комплекса Кайласанатха, подобно пещерным храмам 8 в. в Эллоре, характеризуется доминирующей ролью скульптуры, которая в виде орнаментальных фризов, сюжетных рельефов или отдельных фигур заполняет наружные поверхности зданий, подчеркивая ритмичное чередование вертикальных и горизонтальных членений.

Показан один из напряженных моментов повествования о похищении Ситы, жены Рамы, демоном Раваной. Легенда рассказывает, что в то время, как злой демон Равана отвлек Раму охотой, подослав ему золотую лань, произошло похищение Ситы. Тогда вдогонку за похитителем была послана могучая птица Джатаю, попытавшаяся напасть на Равану и спасти Ситу. Изображен момент, когда птица коснулась клювом ноги Раваны, парящего высоко в небе со своей летящей колесницей. Полуобернувшаяся гибкая фигура демона решена чрезвычайно пластично и полна плавного движения. Фигура Ситы не сохранилась.

Живопись играла сравнительно второстепенную роль во внутренней отделке храма. Сохранившиеся фрагменты ее свидетельствуют об усилении в ней черт схематизма и условности. Традиции монументальной живописи, тесно связанные с буддизмом, замирают.

В целом храм Кайласанатха представляет собой замечательное и неповторимое архитектурное сооружение не только в индийском зодчестве, но и во всей мировой архитектуре. Возможность возникновения подобного храма связана как с многовековым развитием, так и с тем особым значением, которое имело в Индии пещерное строительство. Лишь в переломный момент, в период кризиса пещерного зодчества и начала развития более крупного наземного каменного строительства, мог быть создан столь крупный скальный храм. Суммируя длительный опыт пещерного зодчества, храм Кайласанатха знаменует собой также отказ от этого опыта. Технические неудобства и специфические трудности скальной архитектуры, зависимость от определенного рельефа местности, структуры скал и т. п. — все это препятствовало широкой практике скального строительства. Именно поэтому храм Кайласанатха остался единственным в своем роде оригинальным опытом столь крупного скального храма.

1 Тюляев С.И. Храм Кайласанатха в Элуре / С.И. Тюляев //Сокровища искусства

2 Всеобщая история искусств. Том 2, книга вторая' \\Под общей редакцией Б.В.Веймарна и Ю.Д.Колпинского - Москва: Государственное издательство 'Искусство', 1961

4 Тюляев С.И. Храм Кайласанатха в Элуре / С.И. Тюляев //Сокровища искусства

И вот пришло время снова отправится в путь.На этот раз дорога лежала из штата Гоа в штат Махараштра, там в мусульманских районах,недалеко от города Ауранграбад, притаился пещерный комплекс Эллора!

Добираться пришлось несколько дней так как ,в силу вступили индийские дороги и трафик, общее расстояние (туда обратно) составило более 1000 км.

Храм Кайласанатха в Эллоре является непревзойденным шедевром и одним из самых впечатляющих архитектурных сооружений. Это самый крупный в мире монолитный комплекс, высеченный из единой скалы огромных размеров.

С начала я бы хотел привести вам официальную версию строительства этого ,поистине грандиозного сооружения. Текст взят из Википедии

Храм Кайласанатха высечен в монолитной, одиноко стоящей скале, скальный массив при строительстве храма обтёсывался сверху вниз, без применения строительных лесов. Расположен в центре вырубленного в скале двора длиной 58 м и шириной 51 м, уходящего в глубь скалы на 33 метра. Длина самого храма 55 м, а ширина 36 метров, площадь занимаемой поверхности 1980 м². Первоначально весь храм был покрыт белой штукатуркой, что своеобразно выделяло его на фоне скал, и назывался Ранга Махал.

Но приблизившись к нему в плотную, и как следует разглядев,поразился детальностью рисунков на стенах храма. Буквально на каждый сантиметр поверхности приходился свой рисунок, а сам храм при этом был просто огромен! Вырезать такое из цельной скалы,пользуясь только медным зубилом ,как гласит официальная история, мне кажется просто невозможным. Тем более делая это на протяжении 150 лет.

Ну то есть представляете себе ,сели люди на скалу и начали сверху вниз выдалбливать и так 150 лет,серьёзно ? Каким нужно обладать архитектурным мышлением,чтобы создать такой грандиозный проект?

А так же всегда иметь множество высоко-классных специалистов в обработки камня. Которые в свою очередь должны заниматься этой работай на протяжении всей жизни. И так а сколько же таких человеческих жизней понадобилось на постройку (по времени),учитывая ,что еще 150-300 лет назад, крестьянин доживший до 50ти уже считался глубоким старцем. И только с развитием медицины, фармоцептикии гигиены ,мы имеем современную продолжительность жизни.

Предлагаю более детально взглянуть и на другие пещерные залы комплекса Эллора.

Кайлаш (Кайласанатха) - Бесконечность Вселенной.


Индийская деревня Эллора прославилась на весь мир своим многоэтажным пещерным комплексом храмов. Самым грандиозным и невероятным из всех пещерных сооружений Эллоры является, бесспорно, Кайлаш (или Кайласанатха) - самая большая в мире монолитная структура, высеченная в скале.

Таинственный скальный храм Кайлаш.

В Эллоре сегодня можно найти древние индуистские святилища (17 пещер в центре), буддийские (12 пещер) и джайнистские (5 пещер на севере). Индуисткие храмы и святилища - самые старые из них. Джайнизм возник из индуизма и он также древнее, чем буддизм. Джайны первыми переняли индуистский архитектурный метод построения храмов в виде символической горы. Кто вырезал эти пещерные храмы — неизвестно. Может, это были и не джайны с индусами, а основные пещеры Эллоры были созданы в незапамятные времена. Недавно было обнаружено, что первоначально храм был полностью покрыт белой штукатуркой.

Храм из далёкого прошлого.

Это уже не узнает никто, но можно сказать наверняка, что божественность привлекала джайнов и буддистов. Именно поэтому, когда их религии произошли от индуизма, в них начало придаваться большое значение религиозным символам и фигурам. Это прекрасно видно по храму Кайлаш, который полностью покрыт очень сложной резьбой. Что особо интересно, до сих пор почти ничего не известно о происхождении и создателях храма Кайлаш. Ученые не нашли никаких дат и даже малейших следов описания конструкции.

Кайлаш (Кайласанатха) - храм с тысячелетней историей.

Одни эксперты утверждают, что он был вырезан в скале сотни лет назад, другие же утверждают, что храму уже исполнились тысячи лет, просто в него были внесены изменения буддистскими и джайнистскими монахами. Надписи, сохранившиеся на стенах очень старые и практически разрушились из-за времени. Сегодня их прочесть и дешифрировать практически невозможно. Как утверждают местные жители, грандиозность храма передает бесконечность Вселенной и он был благословлен индуистскими мудрецами и гуру.

Грандиозный храм Кайлаш (Кайласанатха).

Кайлаш был настолько незыблем, что даже несколько попыток захватчиков падишаха Аурангзеба сломать храмовые колонны и осквернить "божественную структуру" привели лишь к дальнейшему истреблению моголов. Были нанесены лишь незначительные повреждения скульптурам слонов. Храм Кайлаш фактически был не построен – вся структура была высечена из одного гигантского куска скалы, причем скальный массив при строительстве храма обтесывался сверху вниз, без применения строительных лесов.

Храм, уходящий в скалы..

Храм размером 55х36 метра (общей площадью 1980 м²) расположен в центре вырубленного в скале двора размером 58 х 51 метра и уходящего в глубь скалы на 33 метра. Нижняя часть храма представляет собой пьедестал высотой 8 метров, на котором стоят 3-метровые изваяния слонов и львов. Также храм Кайлаш примечателен тем, что он буквально весь покрыт очень сложной каменной резьбой. Что примечательно, размер этого скального храма в два раза больше (и в полтора раза выше) знаменитого Парфенона в Афинах.

Храм, который строили полтора века.

Было подсчитано, что для его постройки понадобилось извлечь 200 000 тонн горной породы. Ученые предполагают, что понадобилось 7000 рабочих и 150 лет, чтобы завершить проект. Стоит отметить, что все 34 пещеры Эллоры - не естественного происхождения, они все были вырезаны индусами вручную из монолитной скалы. Хотя, как уже было сказано выше, никто точно не знает, когда был создан пещерный комплекс, обычно принято считать, что он был создан между пятым и десятым веками нашей эры. Правда, до сих пор непонятно, как это было сделано, поскольку в то время не было технологий, которые позволяли это.

Кайлаш (Кайласанатха) - невероятный артефакт из прошлого.

Гипотетически, если подобный храм строили сегодня, то понадобилось бы, по крайней мере, 10 крупнейших горнопроходческих 10-тонных машин JCB. Причем, если бы они в идеальных условиях выкапывали 1000 тонн скальной породы каждая, то один процесс извлечения горной породы занял бы около 200 дней непрерывной работы. Точность, с которой можно было бы совершать подобную обработку камня, недостижима даже при современных технологиях. Таким образом, потребовался бы ручной труд, чтобы буквально по сантиметру вырезать храм, поэтому время на создание подобного храма с нуля даже сложно представить.

Один из самых таинственных зрамов на планете.

Дополнительной таинственности храму Кайлаш придают таинственные узкие отверстия, которые повсеместно встречаются в храме на уровне 1 метра от пола, или даже ниже. Если это делали люди, то непонятны 3 вопроса: для чего нужны эти отверстия, почему их делали так низко и как из делали (ведь они очень узкие и края их поразительно ровные). Повторение подобного подвига, даже с использованием современных технологий практически невозможно, но древние индусские мудрецы сумели сделать настоящее чудо благодаря своим духовным силам, упорству и преданности своей вере.

Храм Кайласанатха в Эллоре является непревзойденным шедевром и одним из самых впечатляющих архитектурных сооружений.

Это самый крупный в мире монолитный комплекс, высеченный из единой скалы огромных размеров.

Храм строился на протяжении 150 лет, в его сооружении участвовало 7 тысяч человек. Храм Кайласанатха поистине грандиозен. Он занимает площадь в два раза превышающую площадь Парфенона в Афинах, по высоте превосходит его в полтора раза. При его строительстве было выдолблено 200 тысяч тонн горной породы. Храм посвящен богу Шиве, он представляет гору Кайласа — обитель Шивы в Гималаях. Прямоугольный двор храма, опоясанный изнутри рядами ниш со статуями божеств, включает выделенное шикхарой (пирамидальным завершением) главное святилище и многоколонный зал для молящихся.

1. Кайласанатха — скальный индуистский храм, является центральным сооружением комплекса пещерных храмов в Эллоре, уникален по своей величине и мощи.

2. Храм Кайласанатха расположен в центре вырубленного в скале двора длиной 58 м и шириной 51 м, уходящего в глубь скалы на 33 метра. Длина самого храма 55 м, а ширина 36 метров, площадь занимаемой поверхности 1980 м².

3. Нижняя часть храма представляет из себя цоколь высотой 8 метров, в центре которого находятся монументальные изваяния слонов и львов высотой около 3 метров, служащие в качестве основания для верхней части храма.

4. Сверху донизу храм покрыт каменной резьбой, выполненной с большим искусством. Утверждается, что первоначально храм был целиком покрыт штукатуркой белого цвета, что своеобразно выделяло его на фоне темных скал, а назывался он Ранга Махал.

5. Вместо традиционного вырубленного в скале подземного зала, как например мы это видели в церкви Лалибелы, храм Кайласанатха воплотил в себе сразу два направления в индийском зодчестве. В нем одновременно слились пещерный и наземный храмы.

6. Индийские туристки осматривают храм.

7. Строители Кайласанатха вначале отделили необходимый массив скальной породы тремя траншеями и начали вырубать храм с верхних этажей, постепенно углубляясь до цоколя (нижняя, несколько выступающая часть здания).

8. Одновременно с вырубкой наружных форм создавалось скульптурное убранство храма. Кайласанатха состоит из нескольких отдельных частей: входные ворота, святилище быка Нанди (символ бога Шивы), зал для молящихся и святилище бога Шивы, окруженное пятью небольшими кельями.

9. Фреска в храме.

10. Основное здание сориентировано по оси точно с запада на восток. Из-за непреодолимых трудностей, связанных с положением горы, древним строителям пришлось отступиться от требований канона, сделав вход с западной стороны, а не с восточной.

12. Храмы Эллоры открыты с рассвета до заката (кроме понедельника или вторника). Стоимость посещения комплекса 250 рупий. *Ближайший город к пещерам Эллоры — Аурангабад (42 км), там есть аэропорт и можно заказать экскурсии в Эллору и Аджанту.

Эллора — одно из самых значимых мест южной части Индии. В течение нескольких веков его посещают паломники разных конфессий. И неудивительно, ведь здесь расположено большое количество храмов. Особое место занимает самый удивительный из них – храм Кайласанатха. Он не был построен в прямом смысле этого слова. Он был вырезан в гигантском базальтовом монолите.

Если посетить храм до восхода солнца, то можно увидеть, как первые лучи освещают камни. Пока на храм не налетела орда туристов, можно насладиться тишиной и декорированными стенами, на которых изображены ведические божества. Львы и слоны, сделанные из камня, подчеркивают магию этого места. Оно буквально пропитано мистикой!

Храм является одним из многих в Эллоре

Кайласанатха

Это единственный в своем роде и абсолютно неповторимый храм

Кайласанатха

Кайласанатха

Кайласанатха

Храм Кайласанатха не был построен в обычном смысле этого слова. Он был вырезан из целого куска базальтовой скалы и находится на Деканском плоскогорье, недалеко от деревни, которая сейчас называется Эллора.

Храм выполнен из цельной базальтовой породы. Он опускается сверху вниз на 50 метров

Кайласанатха

Кайласанатха

Кайласанатха

Ничего из того, что находится в храме, не было туда принесено извне. Все было создано из базальтовой породы. Все сделано из одного материала, что есть напоминанием о религиозной символике храма. Естественно, что с течением времени что-то в храме и вокруг него изменилось, но осталось главное – все берет начало из единого целого.

Символика присутствует в каждом уолке храма, и она очень отчетливая

Кайласанатха

Кайласанатха

В Эллоре есть множество храмов, построенных один рядом с другим. 34 храма открыты для посещения, но ни один из них не похож на Кайласанатха. Некоторые храмы созданы горизонтально в пещерах. В них только один вход. Храм Кайласанатха вырезан сверху вниз на глубину примерно 50 метров.

Кайласанатха

Кайласанатха

Кайласанатха

Кайласанатха

Индусский король хотел построить храм в честь горы Кайлас, резиденции Бога Шивы. Строительство велось между 757 г н.э. и 783 г.н.э. Когда храм был построен, его окрасили в белый цвет, чтобы казалось, что это снег, покрывающий гору Кайлас круглый год. По оценкам специалистов, было удалено 300 тысяч тонн породы. Поэтому некоторые ученые ставят под сомнение даты начала и окончания работ.>

Об уникальном строительстве храма существует много историй и легенд

Кайласанатха

Кайласанатха

Кайласанатха

Кайласанатха

Кайласанатха

Кайласанатха

Кайласанатха

Одна из них гласит, что король был очень болен, и его жена попросила Бога Шиву излечить его. За это она построит в его честь храм и будет поститься до тех пор, пока будет длиться его строительство. Рабочий заверил королеву, что построит храм всего за семь дней. Уверяют, что ему это удалось…

Читайте также: