Хмельницкий николай иванович сообщение

Обновлено: 18.05.2024

1818 год – начал служить в канцелярии

1829 год - назначен смоленским гражданским губернатором.

1837 год - переведен на должность гражданского губернатора в Архангельск.

Волынская, В. А. Хмельницкий Николай Иванович / В. А. Волынская // Поморская энциклопедия. В 5 т. Т. 1. История Архангельского Севера / гл. ред. В. Н. Булатов; сост. А. А. Куратов; Помор. гос. Ун-т им. М. В. Ломоносова [и др.]. — Архангельск, 2001. — С. 283–284.

Ивинский, А. Д. Хмельницкий Николай Иванович / А. Д. Ивинский // Большая Российская энциклопедия: в 30 т. — Москва, 2017. — Т. 34. — С. 106.

Среди руководителей Смоленщины не было более противоречивой фигуры, чем потомок грозного запорожского гетмана.

В 1824 году он стал чиновником для особых поручений при министерстве внутренних дел. На этом посту он объездил множество губерний и проявил себя весьма толково. Отчего и возникла идея поставить его на губернаторство в один из самых сложных регионов империи.

В 1812 году Смоленск был практически полностью разрушен и к 1829 году не успел полностью восстановиться

В 1812 году Смоленск был практически полностью разрушен и к 1829 году не успел полностью восстановиться

Когда Николай Иванович обнаружил себя смоленским губернатором, дела в Смоленске шли весьма печально. Город всё ещё не пришёл в себя после разгрома войсками Наполеона и местами до сих пор лежал в руинах. Хмельницкий принялся за дело с изрядным энтузиазмом.

Он привёл город в приличный вид, для чего выбил в Петербурге ссуду в миллион рублей. Уже в 1830 году на месте плац-парадной площади он разбил всем ныне известный сад Блонье. А в следующем году открыл первую в губернии публичную библиотеку. В 1834 году стараниями Хмельницкого в Смоленске прошла первая в истории Российской империи губернская выставка мануфактурных и ремесленных изделий в целях привлечения в регион инвестиций. Он же переделал Молоховские ворота на месте современной площади Победы и совместил башню с надвратной церковью по образу и подобию Днепровских ворот.

Неженатый, бездетный и легкомысленный Хмельницкий вызывал самый живой интерес среди барышень из смоленского дворянства. Они старательно прогуливались по Блонье на виду у губернаторской резиденции — ныне музыкальная школа — в самых модных парижских нарядах. И не менее старательно ухаживали каждая за своей клумбой. Увы для них — всё было впустую. Николай Иванович продолжал заводить множество интрижек разной степени тяжести, но узами Гименея опутать себя так никому и не дал.

Самые модные парижские платья смоленских девиц на выданье так и не убедили Хмельницкого связать себя узами законного брака

Самые модные парижские платья смоленских девиц на выданье так и не убедили Хмельницкого связать себя узами законного брака

Зато губернатор Хмельницкий проявил себя в качестве отчаянного защитника прав крестьян и раскольников. Невзирая на ярость помещиков и служителей церкви, в большинстве конфликтов простолюдинов и власть имущих он вставал на сторону первых. Тем он заслужил популярность в народе, рукоплескания прогрессивной общественности, и ненависть по крайней мере части элит Смоленской губернии.

Красная башня на Соболева только похожа на башню крепости. Её возвели в 1830 годы при губернаторе Хмельницком и распилили при этом совершенно неприличные суммы

Красная башня на Соболева только похожа на башню крепости. Её возвели в 1830 годы при губернаторе Хмельницком и распилили при этом совершенно неприличные суммы

Это переполнило чашу терпения императора Николая I. В 1837 году его сначала на несколько месяцев перевели губернатором в Архангельск, а затем арестовали и посадили в Петропавловскую крепость. Император рассмотрел материалы дела и счёл самого Хмельницкого виновным разве что в излишней легкомысленности и доверчивости к подрядчикам. Николай Иванович был оправдан и даже получил орден святого Владимира 2-й степени.

Петропавловская крепость подкосила здоровье Хмельницкого. О его смерти большинство смолян искренне горевали.

Петропавловская крепость подкосила здоровье Хмельницкого. О его смерти большинство смолян искренне горевали.

Несмотря на так и оставшиеся вопросы к грандиозному казнокрадству во время его правления губернией, в памяти смолян Хмельницкий остался одним из лучших губернаторов за всю историю: за восстановление города, защиту крестьян от произвола, развитие культуры и экономики, а также корректное и уважительное отношение к людям вне зависимости от их социального статуса.


Николай Иванович Хмельницкий, русский драматический писатель, прямой потомок знаменитого гетмана Богдана Хмельницкого и сын доктора философии Кенигсбергского университета Ивана Парфеньевича Хмельницкого, родился 11 августа 1789 года в Петербурге. Первоначальное воспитание свое он получил дома, под руководством известного литератора Эмина, а продолжал и окончил его в Горном корпусе.

Службу свою начал он в 1808 году в Иностранной коллегии переводчиком, но в том же году был командирован для иностранной переписки к главнокомандующему финляндской армией Буксгевдену.

По возвращении в Петербург, он, в 1811 году, перешел в Министерство юстиции. Затем, в 1812 году вступил в ряды петербургского ополчения, откуда был взят в адъютанты сначала к начальнику ополчения, генералу Кутузову, а потом к его преемнику, барону Меллеру-Закомельскому.

В кампанию 1813 года он состоял при генерале Оппермане, и, в чине подполковника, принимал участие в сражениях под Дрезденом и Лейпцигом, а также в блокадах Магдебурга и Гамбурга. Награжденный орденами Святого Владимира 4 класса с бантом и Святой Анны 2 степени, Хмельницкий, в продолжение кампании 1814 года занимался только дипломатической перепиской, а по окончании войны с французами, состоял при графе Милорадовиче, а после назначения последнего петербургским генерал-губернатором занял должность правителя его канцелярии.

В 1829 году Хмельницкий, уже имевший чин действительного статского советника назначен был Смоленским гражданским губернатором. Найдя, по приезде своем в Смоленск, что город еще не оправился от постигших его бедствий в 1812 году, он исходатайствовал ему ссуду в миллион рублей ассигнациями, что дало средства к сооружению в Смоленске новой церкви Благовещения, устройству публичного сада, снесению гребня соборной горы, улучшению мостовых, городской полиции и пожарной команды.

Кроме того, Николай Иванович, не упускавший ничего из вида, первый из губернаторов обратил внимание на мануфактурную и ремесленную промышленность — и первая губернская выставка мануфактурных изделий была в Смоленске.

В 1837 году Хмельницкий был пожалован орденом Святой Анны 1 степени, и, вслед за тем, переведен из Смоленска в Архангельск, где оставался недолго, так как расстроенное здоровье побудило его просить об отставке.

Если Хмельницкий и не обладал талантом самостоятельным, тем не менее, он навсегда сохранил за собой почетное место в ряду немногих писателей, положивших основание русскому театру. Все пьесы Хмельницкого, за исключением весьма немногих, есть переводы и переделки с французского, но, благодаря таланту Николая Ивановича — переводы прекрасные, вполне достойные оригинала, а переделки — всегда удачные, часто далеко превосходящие подлинник.

Если, не будучи писателем оригинальным, он не создал ни одного истинно народного типа, то по легкости, благозвучию и юмористической бойкости стиха, он более всех остальных русских драматических писателей приближается к Грибоедову.

Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.


Хмельницкий Николай Иванович (1.VIII.1789, Петербург – 3.IХ.1846, Петербург), потомок гетмана Украины Богдана Хмельницкого, известный драматург.
Родился в семье доктора философии (Кенигсбергский университет). Служил в министерствах иностранных дел, юстиции, внутренних дел. С 1812 г. - адъютант начальника Петербургского ополчения, участвовал в заграничном походе 1813-14 гг. В конце 10 - начале 20-х гг. – правитель канцелярии военного губернатора Петербурга М.А. Милорадовича.
С февраля 1829 г. по июль 1837 г.– смоленский губернатор. На этом посту Хмельницкий проявил большую заботу о развитии хозяйства и культуры Смоленска и губернии, благоустройстве губернского центра; в 1830 г. разбил городской сад Блонье на месте прежнего плацпарадного участка; в 1831 г. открыл публичную библиотеку, устроил в 1834 г. выставку мануфактурных и ремесленных изделий – первую губернскую выставку в России. Под его руководством были составлены статистические описания городов и нескольких уездов Смоленской губернии и агрономическая карта губернии. Началось строительство шоссе Смоленск – Москва. Сооружена церковь Благовещения под Молоховскими воротами в крепостной стене.
Начатое по инициативе Хмельницкого строительство обходилось дорого, сопровождалось хищениями, казнокрадством, взяточничеством. Хмельницкий был обвинен в попустительстве казнокрадом. Указом Николая I от 6 июля 1837 г. Х. был переведен в Архангельск. В начале 1838 г. заключен в Петропавловскую крепость (освобожден по личному указанию Николая I).
По словам биографа Х. Н.А. Добротворского, за сравнительно короткий срок своего губернаторства Хмельницкий "сделал для г. Смоленска и губернии чуть ли не больше, чем каждый из остальных губернаторов, состоявших в этой должности иногда по 10-15 лет".
Перу Хмельницкого принадлежат юмористические стихи и проза, исторические пьесы, переводы и переделки произведений французских драматургов (Мольера, Реньяра, Детуша и др.), но особой популярностью современников пользовались его светские развлекательные комедии. Драматургия Хмельницкого 1810-20-х гг. принадлежит к кругу литературных явлений, создавших почву для появления комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума". Одно время Хмельницкий сотрудничал с Грибоедовым и Шаховским, совместно они работали над комедией "Своя семья, или Замужняя невеста" (1817 г.). В пьесах Хмельницкого "Говорун", "Воздушные замки", "Светский случай", "Нерешительный, или Семь пятниц на неделе" занимательность фабулы сочетается с тонкостью наблюдений нравописателя, меткостью характеристик персонажей. Главные достоинства комедий Хмельницкого – афористичность языка, живость диалога, выразительность стиха, передающего непринужденность интонаций разговорной речи. Важен вклад Хмельницкого в развитие русского водевиля первой трети ХIХ в. Водевили "Карантин", "Бабушкины попугаи", "Актеры между собою", "Нет худа без добра", "Новая шалость" и другие завоевали автору успех и известность у зрителя. Лестно отзывался о драматургии Хмельницкого А.С. Пушкин. Отдельные удачные детали и сюжетные положения заимствовали в пьесах Хмельницкого, развивали, обыгрывали в своих произведениях Грибоедов, Пушкин, Гоголь.


Лит.: Исторический вестник, 1889. – ХII; Репертуар и Пантеон, издаваемые В. Межевичем. – Т. 13. – СПб, 1846.


Д.И. Будаев, Г.Н. Ермоленко

Соч.: Театр Николая Хмельницкого: В 2 т.-- Спб., 1829--1830; Соч. // Полн. собр. соч. рус. авторов: В 3 т.-- Спб., 1849; Стихотворная комедия конца XVIII -- начала XIX в. / Вступ. ст. и примеч. М. О. Янковского.-- М.; Л., 1964.
Лит.: Добротворский Н. А. Н. И. Хмельницкий // Исторический вестник.-- 1889.-- Т. 38; Жихарев С. П. Записки современника.-- М.; Л., 1955; Коробкина Н. И. Н. И. Хмельницкий // Ежегодник Императорских театров. Сезон 1895--1896 гг.--Спб., 1896.-- Кн. 1; История русского драматического театра: В 7 т.-- М., 1977.-- Т. 2--3.

Источник: "Русские писатели". Биобиблиографический словарь.
Том 2. М--Я. Под редакцией П. А. Николаева.
М., "Просвещение", 1990
OCR Бычков М. Н.

Читайте также: