Хлеб в годы войны 2 класс сообщение

Обновлено: 05.07.2024

Август 1941 года. Немцы неистово рвутся к Ленинграду. Ленинградцы строят баррикады на улицах, готовясь, если понадобится , к уличным боям.

Блокада Ленинграда Что такое блокада? Из окруженного города нельзя выехать ни на поезде, ни на машине. Все пути к нему на суше захвачены фашистами.

8 сентября 1941 года кольцо вокруг города замкнулось. В блокадном Ленинграде оставалось 2,9 миллионов жителей

В ноябре 1941 года рабочие получали 250 граммов хлеба в день, а дети, иждивенцы и служащие – по 125 граммов

В бессильной злобе немцы целыми днями обстреливают город… Рушатся дома, гибнут мирные люди. В Ленинграде всё ещё много детей.

27 января 1944 года Ленинград салютовал 24 залпами из 324 Орудий в честь полной ликвидации вражеской блокады- разгрома немцев под Ленинградом.

Полгорода лежит в земле сырой Неугасима память поколений И память тех, кого так свято чтим, Давайте люди, встанем на мгновенье И в скорби постоим и помолчим…

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою страну, за свой народ.

  1. Познакомить ребят с понятием блокада;
  2. Познакомить со страшным периодом в жизни нашей страны на основе поэтического творчества;
  3. Пробудить в детях чувство сострадания и гордости за стойкость своего народа в период блокады Ленинграда и на протяжении всей Великой Отечественной войны с помощью музыкальных произведений и поэтической литературы.

22 июня 1941 года на рассвете войска фашистской Германии вероломно, без предупреждения напали на нашу Родину. Началась Великая Отечественная война советского народа против фашистских захватчиков. ( 1 слайд)

Была война, прошла война,
Над полем боя тишина.
Но по стране, по тишине,
Идут легенды о войне.

Июнь! Клонился к вечеру закат.
И белой ночью разливалось море.
И раздавался звонкий смех ребят.
НЕ знающих, не ведающих горя
Июнь! Тогда еще не знали
Со школьных вечеров к Неве шагая.
Что завтра будет первый день войны,
А кончится лишь в 45-м в мае.
И песня над рекой лилась Невой,
Мы шли на встречу утру и смеялись,
НЕ знали мы еще тогда с тобой.
Что с детством мы и с юностью прощались.

Фашисты говорили, что Москва – это сердце России, а Ленинград её душа. Как человек не может жить без души, так и страна потеряет свой боевой дух, когда лишится Ленинграда. Поэтому один из основных ударов они направили на Ленинград с целью стереть его с лица земли.( 2 слайд) (3 слайд)

Для осуществления этого варварского замысла гитлеровского командования бросило к городу огромные силы - более 40 отборных дивизий, 1000 танков, 1500 самолетов. ( 4 слайд)

Но фашисты глубоко просчитались. Все жители мужественно обороняли свой город.(5 слайд)

Ленинград! Для всех людей на планете этот город стал символом стойкости, мужества, самоотверженной любви к Родине, удивительной силы духа русского народа.

Несмотря на героизм наших воинов и отвагу партизан, благодаря перевесу в технике и живой силе в сентябре 1941 года врагу удалось подойти в плотную к Ленинграду и окружить его.

Началась блокада. ( 6 слайд)

Начались страшные дни Ленинграда. Фашисты не прекращали бомбить и обстреливать Ленинград. Не только ленинградским домам наносили они урон. Бомбы и снаряды падали в мосты, обрывали электрические провода, выводили из строя водопровод, разрушали насосные станции. (7 слайд) Гитлеровское командование приступило к осуществлению своего кровавого замысла - уничтожению города и его населения. (8 слайд)

В перерывах между обстрелами, бомбежками и радиопередачами по Ленинградскому радио транслировался равномерный, четкий как приказ стук метронома. Вот так он работает (звучит стук метронома).

Жители не выключали радио круглые сутки. Стук метронома напоминал им ритмичные удары сердца города - звучит радио, значит, город живет и борется. На защиту города поднялись все его жители. В короткий срок был превращен в город - крепость.(10 слайд)

Ударили сильные морозы. Застыл, замерз, остановился ленинградский водопровод. Страшная беда нависла над городом. Заводам нужна вода. Больницам нужна вода. Город спасала река Нева. Здесь в невском льду, прорубили проруби. С самого утра тянулись сюда ленинградцы. Шли с ведрами, с кувшинами, с бидонами, с кастрюлями, с чайниками. Шли цепочками, один за другим. Старики здесь, старухи, женщины, дети. Нескончаем людской поток.(11 слайд)

Не было топлива. Не было электричества. Рабочие-мостовики начинали чинить мосты. Рабочие-электрики быстро восстанавливали повреждения на линиях электропередач. Рабочие-водопроводчики быстро меняли повреждённые трубы, быстро восстанавливали насосные станции. Но фашисты продолжали безжалостно обстреливать Ленинград. Посылали на город снаряды огромной мощности, и всё снова выходило из строя.

Начался голод . Голод косит ленинградцев. В городе не хватало продовольствия.

20 ноября 1941 года норма выдачи хлеба в Ленинграде достигла своего минимума: рабочим выдавалось 250 граммов хлеба в день, всем остальным – 125 граммов. 125 граммов – это кусочек хлеба размером со спичечный коробок…и это была норма на весь день. Это было трудно назвать хлебом. (12 слайд)

Это была тёмно-коричневая липкая масса, отдававшая горечью. Она на 40 процентов состояла из различных примесей, в число которых входила целлюлоза, получаемая из древесины.

Представьте хлебную карточку - бумажный листочек, расчерченный на квадратики. За пять таких квадратиков выдавался дневной паёк – сто двадцать пять граммов хлеба. 250 граммов выдавали по карточкам рабочим. При утере карточка не возобновлялась. (13 слайд)

В Музее истории Ленинграда (Санкт-Петербурга) хранится чёрствый, потемневший не от времени, а тёмный с самого своего появления на свет ломоть хлеба. И сухарём-то его не назовёшь, хоть и высох кусок. Обычный хлеб не так сохнет и не так черствеет. (14 слайд)

Голодная смерть косила людей.(15 слайд). Весь мир знает историю семьи 11-летней ленинградской девочки Тани Савичевой. Кто же они, Савичевы, жившие на 2-ой линии Васильевского острова в доме № 13? Это была обычная большая ленинградская семья. Женя, старшая сестра Тани, работала в конструкторском бюро на Невском машиностроительном заводе. Лека, то есть Леонид, брат Тани, работал строгальщиком на судостроительном заводе. Дядя Вася и дядя Леша, братья Таниного отца, работали в книжном магазине. Мать Тани Мария Игнатьевна и бабушка Евдокия Григорьевна домовничали. Большая дружная семья Савичевых погибла на Васильевском острове. Блокада отняла у девочки родных и сиротой. Об этом стало известно из дневника, который вела Таня Савичева (16 слайд).

  • "Женя умерла 28 декабря в 12.00 ч. утра 1941 года"
  • "Бабушка умерла 25 января в 3 ч. дня 1942 года"
  • "Лека умер 17 марта в 5 ч. утра 1942 года"
  • "Дядя Вася умер в 2 ч. ночи 14 апреля 1942 года"
  • "Дядя Леша умер 10 мая в 4 ч. дня 1942 года"
  • "Мама умерла 13 мая в 7 ч. 30 мин. утра 1942 года"
  • "Савичевы умерли"
  • "Умерли все"
  • "Осталась одна Таня"(17 слайд)

При первой же возможности Таня Савичеву вывезли с детским домом в Горьковскую область. Но истощение и стресс сломали ее, и она вскоре умерла. 19 мая на могиле Тани был поставлен памятник. В школе №35 города Санкт-Петербурга, где до войны она училась, открыт посвященный ей музей.

В осажденном городе работали 39 школ. В школах и бомбоубежищах стоял такой мороз, что замерзали чернила. Ученики сидели в пальто, шапках и рукавицах. Руки мерзли, а мел выскакивал из пальцев.

Давайте с вами попробуем выполнить задание. Представьте, вы находитесь в Лениграде в далеком 1944 году. Вам передали сигнал. Воспользуясь азбукой Морзе, попробуйте перевести послание и понять его.

Если вы правильно все сделаете, мы все узнаем, что же везут в Ленинград.

"Дорогой жизни шел к нам хлеб,
Дорогой жизни многих к многим.
Еще не знают на земле
Страшней и радостней дороги".

Фашисты постоянно атаковали и обстреливали Ленинград. С суши, с моря, с воздуха. Бросали на город даже морские мины. Фашисты думали, что голодные, мёрзнущие люди перессорятся между собой из-за куска хлеба, из-за полена дров, перестанут защищать город и, в конце концов, сдадутся. Но гитлеровцы просчитались. Люди, переживающие блокаду, не потеряли человечности, доверия и уважения друг к другу.

Осаждённый город продолжал жить. В Ленинграде работали фабрики и заводы, работали театры и музеи. В первую блокадную зиму в городе работало 39 школ. Местом учёбы стали и некоторые бомбоубежища. В жутких условиях, когда не хватало еды, воды, дров, тепла и одежды, многие ленинградские дети учились. Многие шатались от голода, сильно болели. Случалось, что ученики умирали – не только дома, на улице по дороге в школу, но и прямо в классе.

Девчушка руку протянула

И головой – на край стола.

Сначала думали – уснула

А оказалось – умерла.

Никто
Не обронил ни слова,
Лишь хрипло,
Сквозь метельный стон,
Учитель, выдавил, что снова
Уроки -
После похорон.

Люди умирали у станков. Умирали на улицах. Ночью ложились спать и не просыпались.

Ленинградские мальчишки и девчонки создавали тимуровские команды и помогали взрослым в борьбе против фашистов. Они дежурили на крышах и тушили зажигательные бомбы. Они работали в госпиталях: мыли полы, кормили раненых, давали им лекарства. Они обходили квартиры, помогали ослабевшим от голода ленинградцам выкупать хлеб по хлебным карточкам, приносили им воду с Невы и дрова. В двенадцать-пятнадцать лет они становились станочниками, сборщиками, выпускали боеприпасы и оружие для фронта. Они рыли окопы и работали на первых ленинградских огородах. А ведь сами они едва держались на ногах от голода. (22 слайд)

27 января 1944 года блокада Ленинграда была окончательно снята. Город праздновал своё освобождение. (23 слайд)

За своё освобождение Ленинград заплатил дорогой ценой. 650 тысяч ленинградцев погибло от голода. Более 500 тысяч солдат погибли под Ленинградом, защищая город и участвуя в прорыве блокады.

Безгранична наша скорбь о погибших в блокаду. Но силу, а не слабость рождает она. Силу восхищения подвигом ленинградцев. Благодарность людям, отдавшим свою жизнь во имя нашей.(26 слайд)

В городе Ленинграде тоже есть место, куда можно прийти и почтить память погибших во время Великой Отечественной войны. Это Вечный огонь – символ памяти и скорби. (27 слайд)

Давайте почтим светлую память жителей Ленинграда, отстоявших его и не доживших до наших дней, минутой молчания.(28 слайд)

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам


Описание презентации по отдельным слайдам:


Цель проекта: узнать состав, приготовление и значение хлеба во время Великой.

Цель проекта: узнать состав, приготовление и значение хлеба во время Великой Отечественной войны. Объект исследования: хлеб войны. Гипотеза: военный хлеб отличается от современного хлеба.

Задачи: • расширить знания о значении хлеба во время Великой Отечественной в.

Методы: Изучение источников информации по теме исследования. Выпечка военног.

Методы: Изучение источников информации по теме исследования. Выпечка военного хлеба на практике. 3. Анкетирование.

Что такое хлеб? Хлеб - это объединяющее название для группы продуктов питания.

Что такое хлеб? Хлеб - это объединяющее название для группы продуктов питания, приготавливаемых путём выпечки, паровой обработки или жарки теста, состоящего, как минимум, из муки и воды.

Слово хлеб происходит от праславянской формы хлѣбъ. Имеет общее происхождение.

Состав хлеба сегодня: злаковая мука; вода; дрожжи; соль; масло; различные спе.

Состав хлеба сегодня: злаковая мука; вода; дрожжи; соль; масло; различные специи.

Хлеб военного времени

Хлеб военного времени

У войны был свой хлеб. Небогатый, отмеренный хлебной карточкой. Хлеб суровый.

У войны был свой хлеб. Небогатый, отмеренный хлебной карточкой. Хлеб суровый, но ещё более необходимый, чем в мирное время. И если сейчас, в год 70-летия Победы в Великой Отечественной войне, так важно писать о её ветеранах или о тружениках тыла, то не менее важно вспомнить и о том, как в те годы обстояло дело с хлебом. Лучшее – фронту, а для себя в тылу пекли лепёшки с добавлением лебеды или мёрзлой прошлогодней картошки, хорошего, настоящего хлеба почти не видели.

“Помню темный, вязкий, маленький, кусочек хлеба. Только один кусочек. На всех.

“Помню темный, вязкий, маленький, кусочек хлеба. Только один кусочек. На всех – взрослых и детей. И мама медленно режет его на одинаковые кубики. Помню, как я на коленках ползала по полу в надежде, найти хоть какую-нибудь крошку хлеба. Помню свою бабушку, старенькую, худенькую. Она часто отдавала нам, детям, свой паек. И эта память все годы жжет мое сердце ненавистью к войне.

Хлеба, заработанного в колхозе, при самой строгой экономии хватало на 2-3 мес.

Хлеба, заработанного в колхозе, при самой строгой экономии хватало на 2-3 месяца. Дети направлялись на сбор колосков пшеницы, ржи, ячменя на колхозных полях. Дневная норма была очень высокая, и для того чтобы выполнить норму, приходилось работать весь световой день. Весной собирали на полях гнилую картошку, пекли из неё лепёшки.


Хлеб войны: * фронтовой, * тыловой, блокадный, хлеб концлагерей, хлеб оккупир.

Хлеб войны: * фронтовой, * тыловой, блокадный, хлеб концлагерей, хлеб оккупированных районов




Хлеб тыловой и фронтовой По заданию правительства было налажено производство.

Блокадный Ленинград Был хлеб всегда в почете на Руси – Ее просторов главное б.

Блокадный Ленинград Был хлеб всегда в почете на Руси – Ее просторов главное богатство, Его ты хочешь цену знать? – Спроси. Тебе ответить могут ленинградцы! В. Суслов.

С июля 1941 года были введены хлебные карточки. Как дороги были эти карточки.

С июля 1941 года были введены хлебные карточки. Как дороги были эти карточки! Потерять их – трагедия, страх, что хлеба больше не будет, и ты умрешь голодной смертью! Хлебные карточки


 Снимаем пробу военного хлеба

Снимаем пробу военного хлеба

Анкетирование

Отличается ли хлеб, который вы едите сейчас, от хлеба, который пекли во врем.

Отличается ли хлеб, который вы едите сейчас, от хлеба, который пекли во время войны? Что во время Великой Отечественной войны ценилось наравне с оружием, и было дороже золота? Из чего пекли хлеб во время войны? Если дома остаётся несвежий хлеб, что вы с ним делаете? Результаты анкетирования

Результаты исследования: Хлеб – продукт удивительный, содержит белки, углевод.

Результаты исследования: Хлеб – продукт удивительный, содержит белки, углеводы, витамины, минеральные соли, органические кислоты, которые необходимы каждому человеку. Даже черствый он не теряет своих свойств. Хлеб появляется благодаря нелегкому труду людей 120 профессий – агрономов, трактористов, комбайнеров, мукомолов, кондитеров, пекарей и многих других. Очень важно знать цену хлеба и беречь его. Нужно помнить о хлебе войны, сколько подвигов совершали люди во имя хлеба! Состав хлеба в годы Великой Отечественной войны был совсем другой, но люди дорожили каждой крошкой хлеба, ценили и берегли его. О хлебе написаны песни, стихи, пословицы.

Предательство Бросили буханку прямо в мусор, Бросили и все – какой вопрос. Хл.

. Изменяется жизнь, а хлеб-батюшка, хлеб-кормилец остается самой большой ценн.

. Изменяется жизнь, а хлеб-батюшка, хлеб-кормилец остается самой большой ценностью. Хлеб - посол мира и дружбы между народами. С хлебом провожали на фронт. С хлебом встречали вернувшихся с войны. Хлебом поминали тех, кто уже никогда не вернется. У каждого свой хлеб. Каждый по-своему помнит, воспринимает и ценит его. Но есть для всех без исключения одно общее: хлеб - это жизнь

Кто ценит хлеб – тот ценит жизнь.

Кто ценит хлеб – тот ценит жизнь.

Краткое описание документа:

Каждый день, все люди на Земном шаре, едят хлеб. Без него не обходится ни завтрак, ни обед, ни ужин. Булочки, коржики, баранки, батоны, печенье – все это хлеб.

А были годы, когда люди голодали, и далеко не каждый день видели хлеб. Так было в годы Великой Отечественной войны. Хоть и давно закончилась эта война, но всю жизнь люди, пережившие те страшные голодные военные годы, помнят о том, какой ценой доставался им этот хлеб. Мы решили узнать, каким был хлеб войны, из чего его пекли, какое значение он имел во время войны.

Мы считаем, что выбранная нами тема очень актуальна, особенно сегодня, так как в этом году наша страна отмечает 70 лет со Дня победы в ВОВ. Все люди нашей страны должны помнить о военных годах, о цене хлеба в то время. Мы должны помнить и заботиться о людях, переживших войну. Зная это, мы будем больше ценить то, что нам кажется обычным сейчас: мир и хлеб.

Перед собой мы поставили цель: узнать состав, приготовление и значение хлеба во время Великой Отечественной войны.

Мы выдвинули гипотезу: военный хлеб отличался от современного хлеба.

Для достижения цели и проверки гипотезы, мы выделили следующие задачи:

· расширить знания о значении хлеба во время Великой Отечественной войны;

Нажмите, чтобы узнать подробности

Существуют понятия, ценность которых не вызывает ни у кого сомнений. Это вода, земля, солнце, воздух и, конечно же, хлеб.

2 сл. Хлеб - самая древняя еда человека. "Хлеб да соль!" - говорил по обычаю русский человек, приветствуя всех за столом.

3-6 сл. Нередко можно увидеть недоеденный, а то и целый кусок хлеба или булочку, небрежно брошенные на пол учениками. Большинство из них не знают истинную цену хлеба, насколько он был дорог в годы Великой Отечественной войны, как он спасал жизнь людям, как тяжело доставался кусок хлеба людям на фронте, в глубоком тылу, в блокадном Ленинграде.

7 сл. У войны был свой хлеб. Небогатый,отмеренный хлебной карточкой. И если сейчас, в год 70-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне, так важно писать о её ветеранах, то не менее важно вспомнить и о том, как в те годы обстояло дело с хлебом.

Гипотеза нашей работы: Мы предположили, что военный хлеб по своему составу был мало похож на наш современный хлеб.

Цель нашей работы:

- сохранение исторической памяти, изучение состава и значения хлеба во время войны.

-расширить знания о значении хлеба во время войны;

-узнать состав и испечь хлеб военного времени;
- создать сборник рецептов хлеба военного времени;

-доказать, что хлеб войны отличался от современного хлеба;

-выяснить, как относились к хлебу во время войны через воспоминания людей военного времени;

- изучить и внедрить литературу в проектную работу;

- обобщить полученные результаты.

Основная часть

11-13 сл. Мы со своей учительницей Гулией Расиховной искали материал по нашей теме в музее, в архиве, посетили детскую и центральную библиотеку.

В классе был проведен опрос об отношении к хлебу наших учеников и их родителей.

Результаты проведённого исследования на основе составленной анкеты:

1. Все учащиеся нашего класса любят хлеб.

2. Употребляют его несколько раз в день.

3. Белый хлеб является наиболее любимым у ребят.

4. Больше половины ребят считает, что хлеб является полезным продуктом.

5. Несколько человек признались в том, что они не доедают кусочки хлеба.

6. К сожалению, есть родители, которые не беседуют со своими детьми о ценности хлеба.

Мы считаем, что все люди нашей страны не должны, не имеют права терять историческую память о военных годах, о цене хлеба в то время.

14 сл. Хлеб войны

Я помню хлеб, военный, горький.

Он весь почти из лебеды.

В нем в каждой корке, в каждой крошке

Был горький вкус людской беды.

За годы войны колхозы и совхозы дали Родине много хлеба. Это были в основном женщины, им помогали дети. Женщины научились водить тракторы и комбайны.

17-22 сл. Труженики сельского хозяйства делали всё, чтобы обеспечить фронт и тыл продуктами питания, отказывая себе в самом необходимом. Голодно было везде. Через 26 дней после начала войны страна перешла на карточную систему.

Почему Россия устояла на краю пропасти и победила? Что помогло ей прийти к Великой Победе?

Немалая заслуга в этом людей, которые обеспечивали наших солдат, жителей оккупированных и блокадных территорий продовольствием, в первую очередь, хлебом и сухарями. Всюду продолжали работать хлебозаводы. У горячей печи стояли по 12-14 часов. Заменив ушедших на фронт мужчин, трудились женщины. И стремление у всех было выстоять, помочь солдатам своим трудом, своим хлебом победить, одолеть врага.

23-24 сл. Часто случалось так, что доставить хлеб в нужное место было просто не возможно. И тогда прямо на местах, где шли бои, сами солдаты выпекали хлеб в самодельных печах, которые делали из глины или кирпича.

Почему так сложно было с мукой?

Фашисты не случайно напали на нашу Родину в сорок первом в конце июня, когда все хлебные поля набирали силу. Первый удар был нанесен именно по хлебу. Горели поля пшеницы и ржи. Часто немцы ходили по дворам и отбирали весь хлеб, муку и зерно.

25-37 сл. Мы собрали воспоминания жителей нашего города, родных и сделали электронную книгу памяти о хлебе военного времени.

38 -41 сл. В разных точках нашей страны, в военные годы хлеб готовили по разным рецептам.

В состав блокадных буханок входило:

10–12% — это мука ржаная обойная, остальное – жмых, шрот, смётки муки с оборудования и пола, выбойка из мешков, пищевая целлюлоза, хвоя.

Ровно 125 г – дневная норма святого черного блокадного хлеба.

отжимки сахарной свеклы – 40%, отруби – 30%, древесные опилки – 20%, целлюлозная мука из листьев или соломы – 10%.

В годы войны ржаной муки было мало, и при выпекании хлеба для бойцов Сталинградского фронта широко использовалась ячменная мука. Особенно вкусными с применением ячменной муки получались сорта хлеба, приготовляемые на закваске.

Картофель варили, очищали, пропускали через мясорубку. Выкладывали массу на доску, посыпанную отрубями, охлаждали. Добавляли соль, быстро замешивали тесто и помещали его в смазанные жиром формы, которые ставили в духовку.

Кукурузная лепёшка

- Кукурузная мука – 200 г.

- Обойный клей – 100г.

Хлеб из овса и лузги ячменя

- Лузга ячменя – 2 ст л.

Ржаной хлеб

- Древесные опилки – 100 г.

44-52 сл. В Санкт-Петербурге создан музей хлеба, здесь представлены разные виды хлеба, в том числе и военный.

Мы сравнили рецепты современного хлеба и хлеба войны, вот что у нас получилось.

Нажмите, чтобы узнать подробности

На рассвете 22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. Долгие 4 года до 9 мая 1945 года наши деды и прадеды боролись за освобождение Родины от фашизма. Они делали это ради будущих поколений, ради нас. Давайте навсегда сохраним память об этой справедливой войне.

1. В первый день войны им было по 17-20 лет. Из каждых 100 ребят этого возраста, ушедших на фронт, 97 не вернулись назад. 97 из 100! Вот она, война!
2. Война - это 1725 разрушенных и сожженных городов и посёлков, свыше 70 тысяч сёл и деревень в нашей стране. Война - это 32 тысячи взорванных заводов и фабрик, 65 тысяч километров железнодорожных путей.

5. Война… Война началась на границе нашей страны и первый удар приняла Брестскя крепость. От Бреста до Москвы - 1000 км, от Москвы до Берлина – 1600 км. Итого: 2600 км - это если считать по прямой.

6. Кажется мало, правда? Самолётом примерно 4 часа, а вот перебежками и по-пластунски - 4 года- 1418 дней.

7. Люди погибали, не щадили своей жизни, шли на смерть, чтобы прогнать фашистов с нашей земли. 28 Панфиловцев, так назвали бойцов в честь командира. Они не пропустили к Москве ни один из 50 с лишним вражеских танков. "Велика Россия, а отступать некуда. Позади Москва". Защищая столицу, почти все бойцы погибли, но они подбили 50 фашистских танков.

8. Белорусская деревня Хатынь. Это было так: 22 марта 1943 года небольшую деревню Хатынь окружили немцы. Солдаты врывались в крестьянские хаты и выбрасывали людей на улицу. Жителей сгоняли в сарай. В нём становилось всё теснее и теснее. Матери пытались успокоить детей, но сами не могли сдержать слёз. В Хатыни было немало многодетных семей. Например, у Барановских - 9 детей. У Новицких - 7. А 19-летняя Вера Яскевич на руках качала семинедельного сына. В сарай прикладами затолкали стариков. Каратели, так называли немцев обложили сарай соломой, облили бензином и подожгли. Их сжигали живыми. Многие пытались вырваться из огня. Тщетно! Эсэсовцы хладнокровно, без промаха расстреливали их из автоматов. Для 149 жителей Хатыни этот день стал последним. Мученическую смерть приняли 75 детей. Вот она война.

4. Война - это 20 часов у станка в день. Это урожай, выросший на солёной от пота земле. Это кровавые мозоли на ладонях таких же девчонок и мальчишек, как вы.

В дыму ленинградское небо,

Но горше смертельных ран

Тяжелого хлеба, блокадного хлеба

Сто двадцать пять грамм.

Блокадный хлеб со слезой пополам.

Кто ел его, о нем не забывает.

3. Война - это 900 дней и ночей блокадного Ленинграда. Это 125 граммов хлеба в сутки. Это тонны бомб и снарядов, падающих на мирных людей.
Вспоминает Галина Павловна Вишневская – оперная певица (Отрывок из книги “Галина”).

“Началась блокада… Всего только несколько месяцев прошло с начала войны, а город уже голодал. Все меньше и меньше продуктов стали выдавать по карточкам. 20 ноября 1941 г. рацион хлеба дошел до 125 граммов иждивенцам и 250 граммов рабочим. Крупы выдавали 300 г, масла – 100 г в месяц. Потом пришло время, когда уже не выдавали ничего, кроме хлеба. Да и эти 125 г, от которых зависела жизнь, были не хлебом, а липким черным месивом, сделанном из мучных отходов, мокрым и расплывающимся в руках. Каждый растягивал свой кусок насколько мог…

Дорога жизни - единственная военно-стратегическая транспортная магистраль, проходившая через Ладожское озеро и связывавшая в сентябре 1941 - марте 1943 гг. осаждённый немецко-фашистскими войсками Ленинград со страной. Так трудно жили люди в Ленинграде.

В нашем районе люди во время войны тоже очень трудно жили. Много работали, делая снаряды для фронта.

И также питались очень скудно. Т.к. все уходило на фронт.

Военный хлеб
Я помню хлеб. Он черен был и липок —
Ржаной муки был грубоват помол.
Но расцветали лица от улыбок,
Когда буханку ставили на стол.
Военный хлеб. Он к щам годился постным,
Раскрошенный, он был неплох с кваском.
Он вяз в зубах, приклеивался к деснам.
Его мы отделяли языком.
Он кислым был,
ведь он был с отрубями,
Не поручусь, что был без лебеды.
И все ж с ладони жадными губами
Я крошки подбирал после еды.
Я неизменно
с острым интересом
И с сердцем замирающим следил
За грозным, хладнокровным хлеборезом.
Он резал хлеб!
Он черный хлеб делил!
Я восторгался им, прямым и честным.
Он резал грубо, просто, без затей,
Горелой коркой,
как в угле древесном,
Испачкавшись — почти что до локтей.
На нем рубаха взмокла холстяная.
Он был велик в восторге трудовом.
Он резал хлеб,
усталости не зная,
Лица не вытирая рукавом!

С июля 1941 года были введены хлебные карточки. Для экономии стали выпускать в основном хлеб из ржаной муки.

Рецепты военного хлеба

  1. Хлеб войны на одну десятую состоял из картошки и отрубей (Отруби, побочный продукт мукомольного производства. Состоит из оболочек зерна и остатков неотсортированной муки. В зависимости от вида перерабатываемого зерна О. бывают: пшеничные, ржаные, ячменные, рисовыеОтруби, побочный продукт мукомольного производства. Состоит из оболочек зерна и остатков неотсортированной муки. В зависимости от вида перерабатываемого зерна О. бывают: пшеничные, ржаные, ячменные, рисовыеОтруби, побочный продукт мукомольного производства. Состоит из оболочек зерна и остатков неотсортированной муки. В зависимости от вида перерабатываемого зерна О. бывают: пшеничные, ржаные, ячменные, рисовыепобочный продукт мукомольного производства. Состоит из оболочек зерна и остатков неотсортированной муки. В зависимости от вида перерабатываемого зерна О. бывают: пшеничные, ржаные, ячменные, рисовые, гречишные).

Блокадный хлеб: 10–12% — это мука ржаная обойная( самый крупный помол муки), остальное – жмых (то, что остаётся от растения после выжимки из него сока или масла. Например:Из семечек получают подсолнечное масло, а жмых отдают скоту.), шрот(измельченные семена), сметки муки с оборудования и пола, выбойка из мешков, пищевая целлюлоза, хвоя.

  1. отжимки сахарной свеклы – 40%,
    отруби – 30%,
    древесные опилки – 20%,
    целлюлозная мука из листьев или соломы – 10%.

Свекла, картофель и картофельные очистки, лебеда.

Стандартная буханка на 63% состояла из ржаной муки, на 4% — из льняного жмыха, на 8% — из овсяной муки, на 4% — из соевой муки, на 12% — из солодовой муки. Остальное составляли еще более незначительные примеси.

Добавляли мякину, отруби, высушенные и размолотые в самодельных жерновах солому и сено (или труху от сена), древесную кору, стебли молодых лип. Хлеб в те времена выпекали без соли — ее не было.

Хлеб - посол мира и дружбы между народами. Изменяется жизнь, а хлеб-батюшка, хлеб-кормилец остается самой большой ценностью.

С хлебом провожали на фронт. С хлебом встречали вернувшихся с войны. Хлебом поминали тех, кто уже никогда не вернется. У каждого свой хлеб. Каждый по-своему помнит, воспринимает и ценит его. Но есть для всех без исключения одно общее: хлеб - это жизнь.

Я не была участницей войны,
Но по рассказам бабушки и деда,
Хотев лишь мира, хлеба, тишины,
Сражаясь, наш народ ковал Победу.
Я не была участницей войны.
Я, к счастью, родилась спустя полвека,
Но боль тех лет, добавив в волос седины,
Коснулась каждого родного человека.
…И будет долгим эхо той войны.

Сальникова Катя. 10 лет.

Читайте также: