Химия в средневековье сообщение

Обновлено: 02.07.2024

Содержание
Прикрепленные файлы: 1 файл

химия в средневековье.docx

Министерство образования и науки РФ

Московский государственный машиностроительный университет (МАМИ)

Курсовой проект по дисциплине

Тема: Химические знания в эпоху средневековья.

Выполнила 413006 Викулова Е.В.

Арабская и восточная алхимия…………………………………………..10

Наука как исторически развивающаяся система знаний о свойствах и отношениях изучаемых объектов, каковыми являются природа, человек и социокультурная среда его обитания, прошла такой же эволюционный путь, что и человечество – от простейших состояний к сложным.

Накопление донаучных рациональных знаний о природе началось еще в первобытную эпоху и эпоху первых цивилизаций Древнего Востока. Познавательная деятельность, духовное освоение мира – важнейшие обстоятельства, которые окончательно вырвали человека из-под влияния биологических факторов эволюции.

Таким образом, алхимия относится к современной химии так, как астрология к астрономии. Задачей средневековых алхимиков было приготовление двух таинственных веществ, с помощью которых можно было бы достичь желанного облагораживания (трансмутации) металлов. Наиболее важный из этих двух препаратов, который должен был обладать свойством превращать в золото не только серебро, но и такие, например, металлы, как свинец, ртуть и т. д., носил название философского камня, красного льва, великого эликсира (от араб. аль-иксир — философский камень). Он также именовался философским яйцом, красной тинктурой, панацеей и жизненным эликсиром. Это средство должно было не только облагораживать металлы, но и служить универсальным лекарством; раствор его, так называемый золотой напиток, должен был исцелять все болезни, омолаживать старое тело и удлинять жизнь. Другое таинственное средство, уже второстепенное по своим свойствам, носившее название белого льва, белой тинктуры, имело способность превращать в серебро все неблагородные металлы.

Хорошо отработанная система аналогий позволила алхимии до наших дней занимать одно из ведущих мест в модусе символического мышления, став универсальным языком современной литературы, театра, мистицизма.

В алхимии неразрывно соединились разнообразные проявления творческой деятельности средневекового человека. В связи с этим иносказательность многих алхимических трактатов может быть объяснена тем, что в них органически слились естественнонаучные и художественные представления о мире (таковы алхимические стихи классика английской литературы XIV века Дж. Чосера и т.д.). Кроме того, деятельность алхимика - ещё и философско-теологическое творчество, причём такое, в котором проявлялись как языческие, так и христианские её истоки. Именно поэтому оказалось так, что там, где алхимия христианизирована (белая магия), этот род деятельности легализуется христианской идеологией. Там же, где алхимия выступает в своём дохристианском качестве (чёрная магия), она признаётся неофициальным, а потому запретным делом. Это во многом объясняет трагическую участь некоторых европейских алхимиков (например, Роджера Бэкона, алхимика Александра Сетона Космополита и др.). Таким образом, в европейской алхимии могли сочетаться теоретик-экспериментатор и практик-ремесленник, поэт и художник, схоласт и мистик, теолог и философ, маг-чернокнижник и правоверный христианин. Такой взгляд на алхимию позволяет понять её как явление, сосредоточившее в себе многие особенности уклада древних, темных и средних веков.

Существовали греко- египетская, арабская и западно-европейская школы алхимии.

Колыбелью химии принято считать Александрийскую академию. Основанная Александром Македонским в 332 году до нашей эры новая столица Египта – Александрия – быстро стала крупнейшим торговым и культурным центром античного Средиземноморья. Птолемей Сотер, соратник Александра, ставший после смерти последнего царём Египта, основал Александрийскую академию, которая вместе с созданным при ней крупнейшим хранилищем античных рукописей – Александрийской библиотекой (около 700 000 рукописей) – просуществовала около тысячи лет (до VII века). С академией связаны имена таких выдающихся мыслителей античности, как Евклид, Архимед, Птолемей. Греки принесли в Египет свою натурфилософию, прежде всего учение Платона и Аристотеля. В самом Египте имелась высокоразвитая ремесленная химия, причём её существенное отличие от греческой заключалось в сосредоточении ремёсел вокруг храмов, прежде всего храмов египетского бога Тота. В храмах используемые рецептуры и технологические процессы тщательно записывались, сохранялись и оберегались от непосвящённых; в то же время они тесно связывались с астрологией и магическими обрядами. Практическими знаниями в Египте (в отличие от Греции), таким образом, обладали не только простые ремесленники – рабы и представители низших классов свободных людей, но и жрецы – достаточно образованные люди, занимающие высокое социальное положение.

Именно в Александрийской академии произошло соединение теории (античной натурфилософии) и практических знаний о веществах, их свойствах и превращениях; из этого соединения и зародилась новая наука – khemeia.

Само название химии обычно считается происходящим от древнего названия Египта – Кем или Хем – и, по-видимому, оно должно было означать нечто вроде "египетского искусства". В результате объединения практических знаний египетских жрецов и натурфилософии произошли два взаимообусловленных процесса:

1. Эллинизация "священного тайного искусства" египетских жрецов. Практические знания приобрели "теоретическую базу" в виде платовско-аристотелевского учения о четырёх элементах-стихиях.

2. Мистификация натурфилософии. В рациональную систему Аристотеля были привнесены посылки Пифагора о важнейшей роли числа и прочие мистические элементы, изначально совершенно нехарактерные для аристотелевской метафизики.

Родившаяся в Александрии алхимия сразу же обзавелась небесным покровителем – им стал египетский бог Тот– бог луны, мудрости, счета и письма, покровитель наук, писцов, священных книг, создатель календаря, аналог греческого Гермеса, вестника богов, бога торговли, обмана и т.п.

Тот-Гермес часто отождествляется с легендарным основателем алхимии Гермесом Трисмегистом, которому, по мнению алхимиков, люди обязаны существованием письменности, календаря, астрономии и пр. В Александрийской академии лаборатории "священного искусства" размещались в главном здании академии – храме Сераписа (храм жизни, смерти и исцеления). На протяжении всего своего существования алхимия оставалась наукой герметической – закрытой для непосвящённых. Основными объектами изучения александрийской алхимии являлись металлы; именно в александрийской алхимии сформировалась традиционная металлопланетная символика алхимии, в которой каждому из семи известных тогда металлов сопоставлялась соответствующая планета и день недели. Впрочем, в европейской алхимической традиции ртуть зачастую металлом не считалась, поскольку в Библии она не упомянута.

Важнейшие алхимические знаки.

Основой всех алхимических теорий является теория четырех элементов. Эта теория была подробна разработана греческими философами, такими как Платон и Аристотель. Согласно учению Платона Вселенная была создана Демиургом из одухотворенной Первичной материи. Из нее он создал четыре элемента: огонь, воду, воздух и землю. Аристотель добавил к четырем элементам пятый – квинтесенцию (эфир). Именно эти философы, по сути, и заложили фундамент того что принято называть алхимией.

В основные открытия химии в средние века это были, среди прочего, порох, серная кислота или водяная баня. Это не то время, когда открытий делается изобилие, поскольку большое влияние религии на общественную жизнь препятствовало проведению многих исследований, особенно в Европе. Фактически, большая часть новых идей была разработана в Китае или арабской культуре.

Химия определяется как наука, отвечающая за изучение различных компонентов материи, а также их превращений при взаимодействии друг с другом.

Это одна из фундаментальных наук о человеке, поскольку без нее невозможно было бы открыть подавляющее большинство лекарств.

Выдающиеся открытия химии в средние века

Для многих специалистов разговоры о химии в этот период довольно противоречивы. На самом деле изучается так называемая алхимия, которая смешивает эту науку с другими науками, такими как физика, металлургия или медицина. Точно так же в нем есть философские элементы, а в Европе он был связан с эзотерикой.

Алхимики хотели найти способ превратить любой металл в золото, преобразовав материю. Другие, как Парацельс, повлияли на его медицинскую сторону.

1- Порох

Порох был создан в Китае и не только для использования в качестве оружия. Как ни парадоксально, но его изобретение произошло при попытке изобрести эликсир бессмертия. Позднее писания IX века уже описывают его потенциал как взрывной элемент.

В Европу секрет пороха откроется лишь спустя некоторое время. Византийцы и арабы первыми представили его на континенте примерно в 1200 году нашей эры. Спустя полвека Роджер Бэкон описывает в одной из своих работ, как это сделать.

2- Водяная баня

Хотя это кажется незначительным открытием, правда в том, что это было большим изменением как в разработке некоторых лабораторных методов, так и в приготовлении пищи.

Легенда гласит, что его изобрела алхимик по имени Мария де Алехандрия (3 век), известная как Мария ла Джудия.

Сначала песок и зола использовались для повышения температуры емкости с водой, в которую помещали другую емкость с тем, что действительно хотелось нагреть. Сегодня он широко используется в технике выпечки.

3- Серная кислота

Серная кислота - одно из самых сильных и агрессивных химических соединений. Известно, что его изучал в VIII веке алхимик Джабир ибн Хайян, а столетие спустя другой арабский ученый, Ибн Закария ар-Рази, смог получить это вещество.

Европейцы, со своей стороны, назвали это соединение купоросом. Из-за его характеристик они считали его самым важным химическим соединением и пытались использовать его как философский камень.

4- Духи и дистилляции

Хотя это правда, что люди всегда использовали вещества для улучшения запаха своего тела, научный подход к их созданию не применялся до средневековья.

Именно Аль-Кинди, родившийся в 9 веке, написал первую книгу на эту тему: О химии парфюмерии и спиртов. В своей работе он описывает более сотни рецептов создания такого типа соединений, ароматических вод или заменителей некоторых лекарств.

5- Абсолютный алкоголь

Араб Джабир ибн Хайян был создателем так называемого абсолютного алкоголя, который сегодня называют этанолом. Это более чистая химия, чем алхимия, поскольку это смесь различных химических элементов.

Абсолютный спирт использовался и используется в фармацевтической промышленности. Это очень мощное дезинфицирующее средство, как и антифриз.

Зарождение алхимии в первые века нашей эры явилось результатом взаимодействия древнегреческой натурфилософии (учения Платона, Аристотеля и их последователей) с практическими знаниями древних ремесленников.

Одним из важных представлений средневековых философов было представление о степени совершенства объектов окружающего мира. Считалось, что каждый объект может существовать только в процессе бесконечного самосовершенствования.

К XIII в. широко распространилось представление о том, что первичная материя состоит из серы и ртути, но не одноименных веществ, а качественных принципов (т.е. носителей определенных свойств, которые они придают телам). При этом сера обычно связывалась с таким свойством, как горючесть, а ртуть олицетворяла собой летучее начало. Соотношение серы и ртути определяло индивидуальность каждого вещества, в том числе и металла. Таких представлений, высказанных еще в VIII в. арабским алхимиком Джабиром, придерживались знаменитые европейские алхимики XIII в. Альберт Великий, Роджер Бэкон, Арнольд из Виллановы, Раймонд Луллий и ряд ученых более позднего времени.




Нетождественность входящих в состав тел элементов-принципов ртути и серы одноименным веществам многократно подчеркивалась в средневековых сочинениях. Однако, само преобразование философской категории элемент-качество в элемент-принцип, а также оперирование очень многих алхимиков именно с соединениями ртути и серы свидетельствуют о том, что иногда элементы-принципы неосознанно воспринимались и как элементы-вещества. Этот факт отражает специфическую особенность алхимического мировоззрения, фактически принимавшего двойную сущность элемента: умозрительную и вещественную. В преобразовании аристотелевских элементов-качеств в алхимические элементы-принципы наметилось, пусть совсем незначительное, но тем не менее, заметное смещение акцента с очень абстрактных философских понятий о веществе в понятия, более подходящие для практических химических операций.

В XV в. в алхимических концепциях вещества появился третий элемент-принцип – соль. Этот элемент изначально рассматривался как посредник в соединении ртути и серы (его введение обычно приписывается немецкому монаху Василию Валентину).

По мнению многих историков химии, приверженность идее трансмутации сыграла определенную роль в непопулярности атомистических воззрений в средние века, поскольку идея о неизменности атомов исключала возможность алхимической трансмутации. Атомистические концепции практически не упоминались в средневековых сочинениях, а иногда, как отличные от поддерживаемого церковью учения Аристотеля, даже преследовались.

В литературе высказываются неоднозначные суждения о значении алхимии в истории науки: от признания ее по сути единственным руслом развития химических знаний в эпоху средневековья до отведения ей абсолютно негативной роли в истории научного познания.

Многие историки видят основное значение алхимии в ее своеобразном посредничестве между технологическим ремеслом и натурфилософским размышлением, в специфическом сближении в ней этих двух направлений человеческой деятельности. Это сближение в конечном счете проявилось в том, что в алхимическом мышлении наметилась важная особенность: одновременное размышление о веществе и оперирование с веществом.

Период средневековья обычно определяется хронологическими границами от III–IV в. до XVII в. Этот период характеризуется господством в большинстве стран феодального общественного строя и феодального способа производства.

При феодализме производители материальных ценностей, подобно рабам при рабовладельческом строе, находились в полной зависимости от господствующего класса — феодалов. Однако в отличие от рабов они частично пользовались свободой труда, имели в личном владении некоторые орудия и средства производства и в какой-то степени были заинтересованы в труде. Поэтому феодальный способ производства представляет собой более высокую ступень по сравнению с рабовладельческим.

Основой и источником развития химических и других научных и практических знаний в средние века, как и в древнем мире, было ремесленное производство. Техника средневекового ремесла базировалась на ручном труде с использованием примитивных орудий производства. Совершенствование способов производства происходило по-прежнему весьма медленно, главным образом путем накопления трудовых навыков. В период позднего феодализма возникла и получила развитие мануфактура, основанная на специализации ремесленников в производстве, на освоении и совершенствовании отдельных технологических операций.

Центрами ремесленного производства в средние века были города, сначала возникшие как военно-оборонительные сооружения, в дальнейшем служившие административными и религиозными центрами. Развитие ремесел, расширение торговли привели к росту экономического и политического значения городов, к увеличению влияния и роли ремесленников в общественно-экономической жизни. В то же время политическая раздробленность, даже в странах с однородным по национальности населением, была характерной чертой феодального экономического строя. Крупные государственные образования эпохи феодализма обычно оказывались непрочными и быстро распадались.

Особую роль в средние века играли религия и церковь. Высшее духовенство-христианское, мусульманское, буддийское и т. д. — полностью срослось с феодальной верхушкой общества. Римско-католическая церковь была крупнейшим феодалом, а ее представители — епископы, кардиналы и т. п. — владели городами, поместьями и замками. Крупными феодалами были также и многочисленные монастыри. Высшие власти римско-католической церкви (папство) добивались не только идеологического, но и политического господства в Европе и неоднократно вели войны за власть.

Огромное влияние на все стороны жизни оказывала религиозная идеология. Религиозные учения всех оттенков служили прежде всего для оправдания существовавших порядков угнетения народных масс. Духовное закабаление народа в средние века достигло высшего предела. Наука и ее идейные основы в эту эпоху также почти полностью подпали под влияние религиозной идеологии. Достижения науки древности, особенно материалистические натурфилософские учения древних греков, как несовместимые с религиозными догматами, были объявлены языческими и запретными. В результате жестоких преследований церковью ученых, отваживавшихся высказать материалистические идеи, в области развития науки наступил почти полный застой. В этих условиях создалась особо благоприятная почва для возникновения и процветания лженаук, таких, как магия, астрология, алхимия, представителями которых иногда оказывались и выдающиеся умы.

Однако нельзя сказать, что средние века ничего не дали для прогресса науки и техники. Те направления науки и техники, которые были тесно связаны с потребностями производства и общества, особенно с потребностями ремесленного производства, военного дела, мореплавания и т. д., оказались жизненными и получили заметное развитие. При этом борьба передовых ученых с религиозной идеологией и схоластикой отразилась на всей истории науки эпохи средневековья.

Средние века

Средние века Интриги святой Феодоры Одним из самых известных в истории властителей Византийской империи был Юстиниан I (483—565 гг., император с 527 г.). Придворное общество времен Юстиниана представляло собой эталон мира аристократических интриг, коварства и преступлений.

Возвышение папства: христианство в Средние века (XII–XIII века)

Возвышение папства: христианство в Средние века (XII–XIII века) После окончательного разрыва с восточной православной церковью в католической церкви было достигнуто догматическое единство; длительное время народные ереси, направленные против церковной иерархии,

4. СРЕДНИЕ ВЕКА

ХИМИЯ В ЕГИПТЕ В ЭЛЛИНИСТИЧЕСКИЙ ПЕРИОД. ДРЕВНЕЙШИЕ ЛИТЕРАТУРНЫЕ ХИМИЧЕСКИЕ ПАМЯТНИКИ

ХИМИЯ В ЕГИПТЕ В ЭЛЛИНИСТИЧЕСКИЙ ПЕРИОД. ДРЕВНЕЙШИЕ ЛИТЕРАТУРНЫЕ ХИМИЧЕСКИЕ ПАМЯТНИКИ В IV в. до н. э. Александр Македонский (356–323 гг.) предпринял военные походы и покорил Грецию, Персию и многие страны Азии и Африки. В 322 г. до н. э. он завоевал Египет и в следующем году

ХИМИЯ В РИМСКОЙ ИМПЕРИИ В ПЕРВЫЕ ВЕКА НОВОЙ ЭРЫ

ХИМИЯ В РИМСКОЙ ИМПЕРИИ В ПЕРВЫЕ ВЕКА НОВОЙ ЭРЫ Культура, сложившаяся в Египте в эллинистический период, получила широкое распространение в странах Средиземноморского бассейна в I в. до н. э. и, особенно, после завоевания Египта римлянами (30 г. до н. э.). В самом начале

ХИМИЯ И ХИМИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА В ИНДИИ И КИТАЕ В ПЕРВЫЕ ВЕКА НОВОЙ ЭРЫ

ХИМИЯ И ХИМИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА В ИНДИИ И КИТАЕ В ПЕРВЫЕ ВЕКА НОВОЙ ЭРЫ В странах Азии, почти не участвовавших в политических событиях, которые происходили на Западе, и экономически мало связанных с Западной Европой, развитие химических и химико-практических знаний в начале

III. ПЕРИОД ТЕХНИЧЕСКОЙ ХИМИИ И ИАТРОХИМИИ (ХИМИЯ В ЭПОХУ ВОЗРОЖДЕНИЯ)

III. ПЕРИОД ТЕХНИЧЕСКОЙ ХИМИИ И ИАТРОХИМИИ (ХИМИЯ В ЭПОХУ ВОЗРОЖДЕНИЯ) ЭПОХА ВОЗРОЖДЕНИЯ В ЕВРОПЕ Развитие ремесел и торговли, возвышение роли городов, а также политические события в Западной Европе в XII и XIII вв. повлекли за собой значительные перемены во всем укладе жизни

ХИМИЯ В РОССИИ В СЕРЕДИНЕ XVIII ВЕКА. М. В. ЛОМОНОСОВ

ХИМИЯ В РОССИИ В СЕРЕДИНЕ XVIII ВЕКА. М. В. ЛОМОНОСОВ В середине восемнадцатого столетия теория флогистона переживала период своего расцвета. Она стала общепризнанной во всех странах Европы.Признание флогистона в качестве основного агента химических процессов,

Читайте также: