Хакасия в 16 веке сообщение

Обновлено: 04.07.2024

Республика Хакасия с древних веков до XVI в.

Республика Хакасия в XVII-XVIII вв.

Монгольский период в истории Хакасии характеризуется громадными людскими потерями, упадком культуры, феодальной раздробленностью. После разрушения Хакасского государства разрозненные феодальные княжества на территории Хакасии так и не смогли создать прочный единый союз в силу внешних и внутренних причин. Определенная стабильность произошла лишь к началу ХVII в., когда сформировались четыре феодальных улуса (княжества) Алтысарский, Алтырский, Езерский и Тубинский. Правили улусами князья из господствующего рода кыргыз.
Процесс вхождения Хакасии в состав России был длительным, противоречивым.
В марте 1707 года царь Петр I подписал Указ о сооружении острога в Хакасии, который был построен за пятнадцать дней, с 4 по 18 августа 1707 года. Этот год и является годом вхождения Хакасии в состав России. Для окончательного закрепления Хакасии в составе России на ее южной границе в 1718 году построили еще один острог -Саянский.
Территория Хакасии интересовала царскую власть прежде всего своими богатствами. Еще при Петре I Д.Г.Мессершмидт сделал первые описания природы Хакасии и ее полезных ископаемых. Это способствовало развитию здесь промышленности. К началу 30-х годов ХVIII века были открыты многие медные месторождения: Сырское, Майнское, Базинское, где организуется промышленная добыча руды. В 1740 году строится два завода: Луганский медеплавильный и Ирбинский железоделательный.
Для обеспечения сырьем металлургических заводов в 30-40-е годы ХVIII века разрабатываются рудники Карышский и Заступовский на р. Белый Июс, Ербинский на реке Ерба, Аскизский, Базинский,Сырский и Таштыпский на реке Абакан, Майнский и Уйский на реке Енисей.

Республика Хакасия в XIX в.

Республика Хакасия в XX в.

Документы, взятые из Архива Академии наук, носят такой же характер. Здесь в основном хранятся материалы из портфелей Миллера, который, будучи в Сибири, собирал их из различных архивов сибирских городов.

Весь архивный материал данного сборника подобран историком А. Абдыкалыковым, посвятившего проблеме изучения енисейских кыргызов всю свою жизнь. Предисловие, Введение и Приложения написаны заведующим Лабораторией этнографии НИС Хакасского гос. университета им. Н. Ф. Катанова академиком, д. и. н. В. Я. Бутанаевым. [7] Кроме того им выявлены документы начала XVIII в. (№ № 58, 59, 63-70), собранные из различных архивохранилищ России.

Авторы признательны Н. И. Копкоевой за предоставленную возможность ознакомиться с небольшой частью личного архива ее супруга, историка К. Г. Копкоева, три документа из которого (№ 57, 61, 62) используются нами. Авторы также выражают благодарность красноярскому историку Г. Ф. Быконе за консультации и помощь в подготовке этой книги. [9]

ИСТОРИЯ ПРИСОЕДИНЕНИЯ ХАКАСИИ К РОССИИ

Енисейские кыргызы, создавшие в раннем средневековье свое государство, просуществовали в долине Среднего Енисея как господствующий этнос около двух тысяч лет вплоть до начала XVIII в.

Число кыргызских князей было невелико. В четырех улусах их насчитывалось в разное время от 50-100 до 300 человек. Беги были между собой в родственных отношениях. Например, князь Алтысарского улуса Табун Кочебаев был братом Ишей Мергена. Его сын Талбак Табунов возглавлял Исарский улус и, соответственно, был двоюродным братом знаменитого Иренака Ишеева. Алтысарский князь Шанды Сенчикенев, троюродный брат Иренака, в конце XVII в. выступал как глава Тубинского улуса. Некоторые беги роднились с монгольскими и джунгарскими ханами. Алтысарский князь Кочебай, отец Табуна, был женат на княгине Абахай, сестре джунгарского Карагулы тайши. Алтырский Таин Ирка (Тай Мирке), согласно данным фольклора, был женат на дочери монгольского хана и т. д.

Военное преимущество кыргызов давало им возможность держать киштымов в повиновении. Благодаря служилому сословию батыров киргызские беги сохраняли свою власть над улусными людьми и осуществляли необходимую мобилизацию населения.

Киштымы располагали собственными средствами производства и эксплуатировались как путем внеэкономического, так и экономического принуждения. Причем через дань у них присваивался весь прибавочный продукт производства и оставлялся только необходимый для прожиточного минимума. В целом институт киштымства как данничество представляет собой особый примитивный тип эксплуатации, который, однако по своей сути стоит ближе к раннеклассовым или раннефеодальным отношениям.

Привлечение жителей Хакасии для отбывания воинской повинности неоднократно практиковалось джунгарами. В 1687 г. контайша Галдан Бошокту-хан велел привести к нему две тысячи кыргызов для оказания военной помощи. После окончания боевых действий они были отпущены обратно.

Среди хакасов насчитывается более 50 различных фамилий, относящихся к сеоку кыргыз. Некоторые из них восходят к именам известных бегов и чайзанов начала XVIII в. Так, вероятно, Чабыновы являются потомками Чагуна, сына знаменитого бега Еренака. Алтысарский чайзан Улагач с небольшим числом улусных людей от угона скрылся на Июсах. Он стал родоначальником фамилии Улагашевых. Фамилия Курагиных происходит от Кураги, сына тубинского князя Шанды; Тогунаевых — от Тоганая, сына Шанды; Арыштаевых — от алтысарского князя Ороштая Сенчикенева; Колягиных — от чайзана Голеги и т. д. Как видим, частично кыргызская аристократия сумела избежать угона.

Основная масса уведенных кыргызов была поселена за Иртышом по р. Эмель, Они составили отдельный оток [23] (кочевые) численностью в четыре тысячи кибиток, который возглавлялись четырьмя чайзанами. До середины XVIII в. оток кыргызов, вместе с отоками угнанных телеутов (4000 кибиток) и мингатов (3000 кибиток), оставались среди 24 отоков Джунгарии.

В 1758 г. небольшие группы угнанных жителей Хонгорая вместе с остатками джунгаров попали на Волгу. В [24] Калмыкии, среди различных улусов имеются следующие аймаки и подразделения хонгорахин, дувахин, кэргуд, зод и другие, которые соответствуют хакасским этнонимам: Хонгорай, туба, хыргыс, чода и др.

Оставшиеся на территории Джунгарии кыргызы в дальнейшем стали называться калмак кыргызами. Немногочисленные потомки их до сих пор сохранились по р. Эмель в Эмель-Гольском монгольском автономном районе уезда Дурбулжен Синьцзяна.

Трагические события 1703 г. предопределили судьбу этнополитического объединения Хонгорай. Его население оказалось разбросанным от Волги до Маньчжурии. Незначительное количество оставшихся кыргызов и их киштымов не смогли остоять ни политическую самостоятельность, ни социальную структуру своей государственности.

Согласно хакасским историческим преданиям бельтыры вошли в состав России при чайзане Мияигасе, сыне Моолаха. Письменные документы подтверждают силу народной Намят. В 1727 г., во время заключения Буринского трактата, возглавлял бельтыров башлык Миягаш Моголаков.

Итак, процесс присоединения Хакасии к России, начавшийся еще в XVII в., официально завершился Буринским трактатом, Кяхтинского мира в 1727 г. После присоединения Хакасии к России се территория была разделена между Кузнецким, Томским и Красноярским уездами. Оставшиеся разрозненные группы кыргызов и их кыштымов объединились в различные волости и землицы, созданные сибирской администрацией.

В 1758 г., когда, в связи с разгромом Джунгарии, Цинская армия вторглась на Алтай, на Хонгорайском участке русско-китайской границы царское правительство разместило казацкие гарнизоны. На месте бывших хакасских караулов были образованы казачьи станицы и форпосты. — Таштып, Арбаты, Монок, Кебеж. С 1758 г., когда пограничную службу стали нести казаки, произошло окончательное закрепление Хакасии за Российским государством.


Кызласов Л.Р.

Государства Южной Сибири в XVI-XVIII вв.

Южная Сибирь - сложная природная взаимосвязь горных хребтов и долин, прорезанных нисходящими ледниками, речными потоками и озерами, - расчленяется на три больших географических и историко-политических региона: Хакасско-Минусинскую котловину с прилегающими к ней долинами Чулыма и Ангары на севере, Тувинскую котловину и близлежащие районы Северо-Западной Монголии на юге, а также Горный и Степной Алтай на западе. Политические границы до появления русских здесь менялись мало - каждый из этих трех регионов был к XVI в. заселен аборигенами, среди которых численно и политически преобладали различные тюркоязычные группы. Они создали в этих областях собственные государства, разделенные на территориальные уделы или "княжества". Подчиненным населением в них являлись обитавшие преимущественно в таежной зоне малочисленные разноэтничные по составу племена данников, потюркски называвшиеся кыштымами. Это были сохранявшиеся с глубокой древности аборигены, говорившие прежде на южносамодийских, кетскоенисейских или угорских диалектах, в той или иной степени отюреченные или еще двуязычные. Господство монголоязычных государств, захвативших Саяно-Алтайское нагорье в XIII в., к XV в. значительно уменьшилось и едва ли не сошло на нет.

Письменных источников для характеристики этого периода явно недостаточно. В последней четверти XVI в., когда описания Южной Сибири появляются в источниках вновь, мы обнаруживаем четыре силы, вступившие в отчаянную борьбу за обширные здешние земли, богатые не только драгоценной пушниной, но и продуктами земледелия, скотоводства и развитого железоделательно-го производства. Первая - это местная тюркоязычная знать, противостоявшая внешним захватчикам. Вторая - широкомасштабно наступавшие с запада сначала славяноязычные казачьи отряды под командованием атамана Ермака (1582-1585 гг.), а затем - сменившие их войска воевод Мос-ковской Руси. Экспансию начал царь Иван IV Грозный (умер весной 1584 г.), а продолжил его сын Федор Иванович. В 1601 г., когда погиб хан Кучум, Сибирское ханство в Западной Сибири прекратило свое существование, русские войска вышли на границы Южной Сибири. Одновременно на Саяно-Алтайское нагорье и прилегающие степные пространства стали нападать войска двух монголоязычных феодальных государств: державы халхасских Алтынханов (с юго-востока) и Джунгарского ханства ойратских (калмыкских) князей (с юго-запада). Для местного южносибирского населения вторая половина XVI, XVII и начало XVIII века явились временем тяжкой борьбы за сохранение самостоятельности. Независимость отстаивалась порой в жестоких боях и невыносимых условиях постоянных опасностей.

С XVIII в. две южносибирских области из трех - Хакасия (1718 г.) и Алтай (1756-1758 гг.) - вошли в состав России, и дальнейшая их история во всем совпадает с основными путями ее развития.

Наиболее значимым и мощным образованием в Южной Сибири дорусской поры было Хакасское государство. Его западная граница начиналась от Оби, в устье Чулыма, в районе будущего Томска выходила на левый берег великой сибирской реки, проходила на юг по Салаирскому кряжу и по бассейну Бии достигала верховьев Абакана. Северные окраины государства проходили по водоразделам рек Чулыма и Кети и, пересекая Енисей выше устья Ангары, достигали до реки Чуны, которая служила восточным рубежом, устремлявшимся к югу по реке Уде. С юга страну ограничивали Западносаянские хребты (с выходом к юго-востоку в долину Бий-Хема). Сердцевиной являлась территория Хакасско-Минусинской котловины, залегающей в долине Среднего Енисея и Абакана, между хребтами Западного и Восточного Саяна, Абаканского хребта и Кузнецкого Алатау. Это были коренные земли древнего, мощного и высококультурного феодального Хакасского государства, с I в.до н.э. управлявшегося аристократическим родом Хыргыс, по имени которого российские власти называли его "Киргизской землей".

Население государства было пестрым и многоязычным (Долгих Б.О., 1960; Кызласов Л.Р., 1959). Его составляли аборигены трех совершенно различных языковых семей. Наиболее древние корни имели, пожалуй, кетоязычные народы бассейна Енисея: аринцы, асаны, коты, яринцы и байкотовцы. К дотюркскому населению восходили самодийские народы Восточных и Западных Саян: кашинцы, камасинцы, карагасы, моторы, саянцы. И те, и другие были таёжниками. Степные долины издавна занимали тюркоязычные народы: собственно хакасы (сложившиеся в основном из качинцев, кызыльцев, сагаев и бельтир), мелесы, еуштинцы, абинцы, шорцы, кумандинцы, тубалары, челканцы.

Население страны было многочисленным, но для 30-х гг. XVII в. в податную часть мужского состава входили 10 тысяч, а князей-кыргызов - полторы тысячи человек. Исповедовались сохранявшиеся с VIII-XIV вв. поздние формы манихейской религии, в которые органично включался шаманизм. Попытки утверждения джунгарами калмыцкого ламаизма успехов не имели. При главенстве в степных частях страны скотоводства, а в горно-таежных - охоты, хозяйство в целом было комплексным: существовали пахотное земледелие (выращивали пшеницу, ячмень, гречиху), горное дело и металлургия (особенно развитые на правом берегу Енисея и в Кузнецкой котловине), торговля, профессиональная армия, система крепостей. Значительный экономический потенциал в соединении с развитым государственным управлением создавал ту мощь, которая явственно проявившуюся в длительной борьбе с завоевателями (Кызласов Л.Р., Копкоев Г.К., 1993; Кызласов Л.Р., 1996).

Сопоставим факты. Для полного разгрома Сибирского ханства хана Кучума русскому казацко-стрелецкому воинству понадобилось всего 16 лет - с 1582 по 1598 г. Первый бой российских войск с хакасскими произошел на северной границе страны в 1596 г. при сооружении Кунгопского острога на реке Кеть. Строительство Саянского острога на южной границе, ознаменовавшее полное при-соединение Хакасии к России, датируется 1718 годом. Таким образом, чтобы завоевать древнее Хакасское ("Киргизское") государство, потребовалось уже более 120 лет.

Невозможность скорой победы заставила русское правительство перейти к постепенному присоединению окраинных северных земель Хакасского государства. Уже с конца XVI в. казаки начали огораживать его границы цепью деревянных крепостей-острогов с постоянными гарнизонами, пушками, ручным "огненным боем", запасами вооружения и продовольствия. В 1596 г. на реке Кети был поставлен Кунгопский острог (в 1602 г. перестроенный в Кетский), в 1604 г. - Томский, в 1618 - Маковский на реке Кети и Кузнецкий на Верхней Томи, в 1619 - Енисейский, в 1621 - Мелецкий на Среднем Чулыме, в 1628 - Красноярский на Среднем Енисее, Братский и Рыбенский на реке Ангаре, в 1636 - Канский и в 1646 г. - Удинский острог на реке Уде.

Джунгары и монголы также продолжали налеты с юга. Кроме регулярной дани пушниной, они забирали скот (коров, овец, лошадей), угоняли население, брали заложников, принуждали к воинской повинности. В 1667 г. Джунгарское ханство (население которого превышало полмиллиона человек) сокрушило державу Алтынханов и усилило борьбу за Южную Сибирь, введя там своих наместников. В ответ российские власти постарались прикрыть восточную и южную стороны. В 1675 г. в 200 км южнее Красноярска был сооружен Караульный острог, в 1697 г. на северо-западе - Каштакский. Однако сердце Хакасии оставалось недоступным - шесть раз возводился и погибал острог на Чулыме, не удались попытки поставить крепости в устьях Тубы и Абакана. В 1678 г. упорно сопротивлявшийся завоевателям глава государства князь Иренек даже впервые получил от России признание суверенной равноправности "Киргизской земли". Перелом в затяжной русско-хакасской войне начался после гибели князя Иренека с сыном и 300 хакасскими воинами в бою против халхаских монголов в 1687 г. В 1692 г. последовал казачий разгром правобережного Тубинского княжества - в бою погибло 700 хакасских воинов. Трагическим стал 1703 год, когда джунгары угнали с родины около трех тысяч хакасов. Среди захваченных оказалось особенно много князей и правителей из числа царствующего рода Хыргыс, чиновников до того исправно действовавшего государственного аппарата. Началась агония Хакасского государства, правящая династия которого просуществовала с середины I в.до н.э. до 1703 г., т.е. около 1750 лет.

Уже в период царствования на Руси царя-реформатора Петра I по его указам в 1707 г. были сооружены на Среднем Енисее Абаканский острог, в 1716 г. - острог на озере Косогол (Хувсугул) и, наконец, близ выхода Енисея из Западного Саянского хребта в 1718 г. - последний Саянский острог. По мирному соглашению хакасы стали данниками (кыштымами) Белого царя Петра Великого. Это означало, что российское правительство взяло на себя всю полноту ответственности за жизнь, права, земли, имущество и дальнейшую судьбу хакасского народа.

Горный Алтай и прилегавшие к нему с запада верхнеобские степи от озера Чаны на северо-западе до Абаканского хребта и Кузнецкого Алатау на востоке в русских архивных документах называются "Телеутской землицей". В XVI - начале XVIII вв. она управлялась самобытной династией алтайских телеутов (с XVII вв. имевшей ветви Абаковичей и Мачиковичей), в подчинении у которой находились другие тюркоязычные народы: тарские, барабинские, чатские татары, телесы, орчаки и керзалы Западной Тувы, а временами и попадавшие в двойное подданство от телеутов и хакасских кыргызов еуштинцы, кумандинцы, челканцы, тубалары. Телеуты, называемые также теленгетами или белыми калмыками, были многочисленным народом: по проведенным подсчетам в середине XVII в. их насчитывалось 10 тыс., а для середины XVIII в. - более 20 тыс. человек (Уманский А.П., 1980). Основными занятиями являлись скотоводство, земледелие (сеяли ячмень и просо), железо-делательное производство и, конечно же, охота, рыболовство, собирательство и различные домашние промыслы. Идеология была, повидимому, манихейско-шаманистской.

Телеутское государство почти 100 лет противостояло жестокому натиску русских военных сил с севера и джунгарских полчищ с юга. В течение всего XVII в. телеуты ни джунгарским, ни русским властям податей не платили и заложников не давали. Они то вступали с Россией в военный союз, участвуя в походах против Хакасии (1615, 1621, 1622 и др. годы), то, не получая помощи против джунгар, противостояли принуждениям и захватам, обращая оружие против казаков. К 80-м годам государство было совершенно обескровлено. Этому способствовала вспыхнувшая в 1688 г. халхасскоойратская война, продолжавшаяся до 1697 гг. (Златкин И.Я., 1964).

В XV-XVI вв. ойраты занимали самую западную часть Монголии от линии озеро Зайсан - г. Ка-рашар на западе и до хребта Хангай на востоке. В конце XVI в. они начали продвигаться на север на Верхнюю Обь. Около 1614 г. с барабинских и кузнецких татар ойраты уже стали взимать дань продуктами земледелия, охоты и железоделательного производства. Они объявили себя собственниками соляных озер по Среднему и Верхнему Иртышу. К концу первой четверти XVII в. князья Западной Монголии приняли буддизм-ламаизм (1616 г.). Часть ойратов (торгоуты) в середине 30-х годов XVII в. вышла через опустевшую Ногайскую степь к Волге. Возникшее в 1635 г. Джунгарское ханство главным своим противником на востоке видело державу халхасских Алтынханов, в постоянные войны с которыми втягивалось и все подвластное обоим государствам население Южной Сибири. Полное подчинение телеутов Джунгарии относится к первой четверти XVIII в. Кровавая междоусобица ойратских феодалов, начавшаяся после 1745 г., и последовавшая вслед за нею манчжурская агрессия, переросшая в 1756 г. в истребительную войну 400-тысячной армии против джунгарского населения, привели искавших спасения телеутов к принятию российского подданства.

Юго-восточный этнополитический регион объединял Тувинскую котловину (к югу от Западного Саянского хребта) и котловину Больших озер Западной Монголии вплоть до хребта Монгольский Алтай на юге. Земли по обе стороны хребта Танну-Ола издревле были заселены тюркскими народами, которые помонгольски обобщенно назывались урянхайцами. В Северо-Западной Монголии тюркоязычное население жило смешанно с монгольскими племенами. Всюду основными занятиями были степное скотоводство и охота, в высокогорье - разведение яков и северных оленей; земле-делие и собирательство играли подсобную роль. Существовали домашние промыслы и металло-обработка.

С XIII в. население региона так и оставалось под властью монгольских феодалов. В XVI в. оно было в подчинении у халхасских правителей, среди которых выделялся тумэтский Алтынхан (1507-1582 гг.). По его имени часть Монголии между озерами Косогол (Хубсугул) и Убса (Убсунур) в русских источниках именовалась державой Алтынханов. В конце XVI и в течение трех четвертей XVII в. она играла заметную роль в истории Южной Сибири: постоянно боролась с западными монголамиойратами, Хакасской и Телеутской державами, противодействовала русскому продвижению (в результате которого с конца 50-х гг. XVII в. Россией были подчинены восточные тувинцы). Основателем государства Алтынханов стал Шолой Убашихунтайджи (1567-1627 гг.) (Шастина Н.П., 1949)2. Затем наследственно царствовали еще два Алтын-хана: Бадма Эрдени-хунтайджи (конец 20-х годов - 1657 г.) и Лубсан-сайн Эринчин-хунтайджи (1657-1696 гг.). Зависимость населения от владыки была полной: собирались натуральные подати (пушниной и скотом, прочим имуществом), исполнялись гужевая и воинская повинности, власть распространялась на жизнь подданных. Большинство населения было шаманистами, но государственной религией являлся ламаизм.

С 1679 г., после разгрома и пленения в 1667 г. Лубсана ойратским ханом Сенге, последний Ал-тын-хан сошел со сцены истории. Тюркское население Тувы осталось предоставленным само себе. Но в 1688 г. оно было покорено джунгарами. Война, которую в 1756 г. начал против Джунгарского государства Китай, находившийся под управлением манчжурской династии Цин, закончилась в 1759 г. победой Китайской империи. Новое завоевание сопровождалось неслыханной жестокостью по отношению к мирному населению, большой кровью. В Джунгарии из 600 тыс. человек в живых осталось лишь 30-40 тысяч. Большинство калмыков и подчиненного им тюркоязычного населения разбегалось в разные стороны. Этим воспользовались две оставшиеся на южных границах Сибири силы: Русская и Китайская империи.

Если в 1701 г. на Енисее к югу от Красноярска не было ни одного русского селения, если в 1710 г. калмыками был уничтожен русский острог, поставленный между алтайскими реками Бией и Катунью, то в первые 15-20 лет XVIII в. вся прииртышская долина и присаянская часть долины Среднего Енисея были присоединены к России. В это время началась вольная русская крестьянская (в том числе и старообрядческая) колонизация верховьев рек Тобола, Иртыша и Енисея. В 1728 г. общие границы Российской империи с Цинским Китаем были юридически оформлены Буриинским и Кях-тинским мирными договорами.

Так закончилось Средневековье и началась Новая история народов Южной Сибири.

Тип урока: Урок изучения нового материала.

Цель: рассмотреть особенности социально-экономического и политического развития Хакасии в XVI в.

Личностно значимая проблема: Каковы были особенности развития территории Хакасско-Минусинской котловины накануне присоединения к России?

Планируемые результаты:

  • Предметные: учащиеся научатся: характеризовать свои потребности и способности; проявлять личностные свойства в основных видах деятельности. Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; анализировать схемы и таблицы; высказывать собственное мнение, суждения, делать сложные обобщения, давать характеристику историческому периоду.

Метапредметные УУД:

  • Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между объектами. Познакомить с особенностями социально-экономического и политического развития Хакасско-минусинской котловины в 16 в. Совершенствование учебно-познавательных компетентностей учащихся; формирование опыта творческой деятельности.
  • Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером. Развитие коммуникативных способностей учащихся.
  • Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия. Развитие умения анализировать и систематизировать материал, работать с информацией.
  • Личностные УУД: Сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/ неуспешности учебной деятельности.

План урока:

1. Территория и население

2. Устройство и управление

3. Занятия населения. Торговля

Ход урока

Учитель приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку. Сообщает, что сегодня изучая новый материал, мы будем работать в группах. Предлагает учащимся разделиться на 5 групп.

Учитель: На территории современной Хакасии еще в древности проживали различные племена, здесь во многом происходили те же процессы, что и в Российском государстве 16 века. В начале 17 века началось присоединение Хакасии к Российскому государству. Тема нашего урока: Хакасия в 16 веке (учащиеся определяют тему урока, ставят проблему урока)

Проблема урока: Каковы были особенности развития территории Хакасско-Минусинской котловины накануне присоединения к России?

Объяснение учителя: Территория Хакасии в 16 веке на юге доходила до Саянского горного хребта; на севере — до современных городов Томска, Ачинска и Красноярска.

На востоке граница шла по Восточным Саянам; на западе по рекам Кия и Урюп. В 16 веке здесь существовало 4 княжества: Алтырское княжество; Тубинское княжество; Езерское княжество; Алтысарское княжество.

Чтобы рассмотреть особенности устройства государств, занятия жителей, устройство и управление мы будем работать в группах, и заполнять таблицу и составлять схему.

Читайте также: