Греко византийское наследие сообщение

Обновлено: 05.07.2024

1. Церковь и государство

2. Восточные патриархаты

4. Арабское завоевание и иконоборчество

5. Миссионерство: обращение славян

6. Раскол между Востоком и Западом

7. Богословие и каноническое право

8. Богослужение и гимиография

III. Церковь и культура

1. Византийские представления об исламе

2. Литургия — ключ к душе Византии

3. Общество и культура в XIV столетии: религиозные проблемы

IV. Богословие

1. Святой Дух как Бог

2. Церковный регионализм: структуры общения или оправдание сепаратизма?

Научно-образовательный портал нравственно-духовного обучения
и воспитания


Шаповалов В.Ф


Каковы ваши традиции, откуда вы родом, где вы жи­вете. Как уживаетесь с глубинными, извечными про­блемами? Как вы работаете, веселитесь, воплощаете свой творческий дух в искусстве и литературе? Каковы свя­зующие и организующие принципы, удерживающие вашу цивилизацию от распада? Каким богам вы покло­няетесь, какие верования держат вас в узде или дают вам силу. Какие мечты, какие мифы вас вдохновляют, и какие страхи лишают вас сил? Что дает вам мужество для борьбы? Какие неурядицы грозят вам разладом, и какое чувство общности спаивает вас воедино?

Легко заметить, что применительно к сегодняшней России данные вопросы более чем актуальны. В новых условиях тема российской цивилизации имеет жизнен­ное значение. Если Россия – особая цивилизация, а не механическое сцепление индивидов и территорий, то в чем заключаются факторы ее единства?

Сегодняшний кризис самоидентификации преодолим, конечно, только на пути обращения к истокам. Именно поэтому в исследовании российской цивилизации на первый план выступает проблема наследия –определение того, с чего берет начало Россия как цивилизационное единство.

Уже сами по себе длительность и сложность процес­са влияния византийской культуры на Россию таковы, что побуждают внимательных исследователей выделять ряд последовательных его этапов или фаз. Подчеркивая волнообразный характер процесса. И. Экономцев, на­пример говорит о четырех эпохах Возрождения визан­тизма на Руси, последняя из которых относится автором ко второй половине XIX века.

Византийское наследие означало для России способ приобщения к культуре эллинизма, через нее – к исто­кам культуры латинского Запада, Ближнего Востока и Древнего Египта, а также к византизму в собственном смысле слова, формирующемуся с VII – IX веков. Нача­ло было положено деятельностью солунских братьев – Кирилла и Мефодия, справедливо почитаемых в каче­стве создателей единой славянской письменности. Од­нако дело не только в ней. Гораздо более важно, что дея­тельность св. братьев представляла собой первый гиган­тский шаг в передаче славянам всей суммы знаний, на­копленных Византией и полученных ею в наследство от античной цивилизации, в передаче ее исторического опыта, юридических и этических норм, духовных ценно­стей, художественных идеалов.

Вместе с тем специалисты видят также оборотную сторону культурных контактов с Византией. Они полага­ют, что именно культурное наследие Византии, усвоен­ное Россией, послужило причиной ее длительного эко­номического и технического отставания от Запада. Те­зис об изначальном отставании России у части русской интеллигенции XIX века был тесно связан с византийс­ким наследием. Однако объективные причины отстава­ния кроются скорее в российской истории, а не в типе культурного наследия. В связи с этим следует отказаться от абсолютизации непрерывности культурно-историчес­кого процесса и в полной мере учесть его прерывность. Прерывность же предполагает утрату культурного на­следия и связи с ним.

Представление о культурной истории как исключи­тельно преемственном процессе не выдерживает столк­новения с фактами. Классическим может служить об­рыв социальной памяти, происшедшей в 1917 – 1922 гг., когда из русской культуры выпал громадный по своему объему и значению пласт культурных достижений. Вообще всякий социальный катаклизм, независимо оттого, как он может быть оценен в целом – положительно или отрицательно – чреват культурными потерями. Дума­ется, и в настоящее время угроза социальной амнезии исключительно велика.

Особый интерес у отцов восточной церкви вызывала нравственная и духовная красота. В ней видели они ре­альные стимулы и пути к восхождению от обыденности и приземленности к высоким духовным идеалам. Что же касается материальной, чувственно воспринимаемой красоты, то отношение к ней в византийской культуре было двойственным. С одной стороны, они почитали ее как результат божественного творчества, а с другой — порицали как источник чувственных вожделений и гре­ховных помыслов. Такое понимание чувственной красо­ты воплотилось в византийской, а впоследствии в рус­ской иконе, гак же, как символика света и тьмы, с одной стороны, и символика цвета, где каждый из цветов имел свое значение,— с другой.

По замечанию Г. Федотова, в 1917–1922 гг. вместе с социально-политическим переворотом произошел гран­диозный культурный переворот, в результате которого на поверхность социальной жизни были вынесены пла­сты, характерные для более древнего периода русской истории, взамен более поздних. Европеизированная куль­тура верхних этажей социальной иерархии была заме­нена сохранившейся под ее покровом культурой народ­ных низов – средневековой по своему источнику и типу. По этой причине в советское время в обществе, в том числе на его верхних и средних этажах, господствую­щую роль все более стал играть тип личности, ранее рас­пространенный по преимуществу в низах.

Гост

ГОСТ

Основные достижения культуры Византии

Византия – восточная часть Римской империи, отделившаяся от нее в 395 году после смерти императора Феодосия I и образовавшая самостоятельное государство.

После падения Западной римской империи в 476 году, Византия существовала на протяжении почти тысячелетия вплоть до 1453 года.

Культурное наследие Византии тесно связано с античным наследием римской империи, однако, особенности расположения государства, наличие тесных торговых связей с восточными государствами привели к тому, что изобразительное искусство, архитектура Византии испытали сильное влияние Востока.

В истории культуры Византийской империи может быть выделено два основных периода:

  • ранний – V – VIII века;
  • поздний - IX-XV века.

Для раннего периода развития византийской культуры характерно постепенное изменение эстетических и художественных представлений под влиянием восточной традиции, которая проникала не только в сферу философии, искусства, но и в политику, верования. Это привело к тому, что к середине XVI века в Восточной римской империи была сформирована собственная, отличающаяся от западной идентичность.

Характерные черты культурного наследия Византии определялись влиянием религиозности на все стороны жизни общества. благодаря синтезу традиционных античных и заимствованных восточных влияний сложился особый тип архитектуры и иконописи.

Особенности византийской культуры:

  • эклектичность;
  • духовность;
  • отражение в искусстве сакральных и культовых мотивов.

Христианство определяло не только нравственные, но и эстетические ценности.

Готовые работы на аналогичную тему

Особое значение культурное наследие Византии имело для Древнерусского государства. Одним из результатов христианизации Руси стало распространение художественной и архитектурной традиции византийского толка.

Архитектурное наследие Византии

Специфика архитектурного наследия Византии обусловлена изменение роли храмов в отправлении культа.

В античной традиции храм представлялся обителью почитаемого бога, поэтому свободный вход внутрь был разрешён только жрецам. Культовые церемонии проводились на специальных площадках перед храмом. Поэтому основное внимание уделялось внешнему виду сооружений, фасады украшались колоннами, одновременно выполняющими конструктивную и декоративную функции, скульптурами.

У христиан храм – это место, где верующие собираются для вознесения молитвы. Поэтому при сравнительно простом фасаде, внутреннее убранство культовых сооружений Византии поражает пышностью.

Отличительная черта архитектурного стиля Византии – крестово-купольные храмы вместо традиционной для Древнего Рима базиликального типа.

Крестово-купольным называется храм прямоугольной формы, внутреннее пространство которого разделено на девять ячеек при помощи четырёх столбов. Перекрытие образовано цилиндрическими сводами, расположенными в форме креста, центральную ячейку венчает барабан с куполом.

Для облицовки зданий применяется специальный кирпич – плинфа – украшенный различными узорами.

Стены храмов украшались монументальной живописью и мозаикой. В отличие от архитектуры романского стиля не получили широкого распространения витражи и практика украшения фасада скульптурными изображениями и барельефами.

К культурному наследию Византии относится Собор Святой Софии в Стамбуле (Константинополь), который после арабского завоевания Византии в 1453 году был перестроен в мечеть Айя-София.

Рисунок 1. Собор Святой Софии (Айя-София). Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Памятник внесен в список культурного наследия Юнеско.

Начиная с 1934 года в Айя Софии запрещено проводить мусульманское богослужение. В 2018 году Конституционный суд Турции окончательно закрепил за культурным памятником статус музея.

К памятникам культурного наследия Византии относится расположенный на Кипре византийский замок и крепость Пафос. Сооружение носило оборонительный характер.

В список памятников культуры всемирного значения ЮНЕСКО внесены девять церквей, расположенных в районе Троодоса (Кипр). Они также относятся к культурному наследию Византии и были построены в X- XII веках. Их внешний вид отличается от традиционных канонов византийской архитектуры, но внутреннее убранство, фрески выполнены в типично византийской манере.

Небольшое количество архитектурных памятников культурного наследия Византии объясняется тем, что большая часть их были уничтожены или перестроены в период Османской империи.

Художественное наследие Византии

Художественные традиции византийской иконографии и мозаики оказали влияние на ряд национальных культур, в том числе России и Италии.

В истории изобразительного искусства Византии принято выделять два периода:

  • доиконоборческий;
  • постиконоборческий.

На начальном этапе византийская иконография сохраняла основные черты античности, однако, потребность в выражении христианских догматов языком живописи приводит к появлению нового изобразительного языка.

Иконописные изображения теряют черты индивидуальности и натурализм, присущие античному искусству. Для византийской иконографии характерен символизм, каждому жесту и цвету соответствовало определённое значение.

Отличительной особенностью художественного наследия Византии является широкое применение мозаики при украшении как светских, так и церковных помещений. Использование смальты – стекла, покрытого тонким слоем золота – позволяло византийским мастерам создавать наполненную светом, одухотворённую графику.

Художественное наследие Византии по большей части было уничтожено после того, как государство оказалось под властью Османской империи.

Константинос первый

Основателем Константинополя (Византия) считается император Константин, который в 330 г. перенес туда столицу могущественной Римской империи. Греция являлась ее восточной провинцией вплоть до 395 г. После смерти римского императора Феодосия государство окончательно распалось на Западную и Восточную части. Этот период истории Греции стал называться византийским, а сама страна – Византией.

Три периода Византии

1-ый период (4 – середина 7 в.)

Почти четыре столетия Византия, как преемница Римской империи, сохраняла величие мировой державы. Ее внутренняя политика основывалась на изживании античных рабовладельческих порядков, главной основой которых был полис. В 7 столетии кардинальные изменения привели к упадку полиса-муниципии и ознаменовало собой начало эпохи средневековья.

2-ой период (середина 7 – начало 13 в.)

Византия становится преимущественно греческой, а впоследствии, начиная с 11 в. – греко-славянской страной. Этот период характеризуется постоянными войнами, которые привели к территориальным потерям. Несмотря на это, Византия того периода является могущественной державой в Средиземноморье. В это время активно формируется феодализм.

3-ий период (начало 13 – середина 15 в.)

Начало третьего периода сопряжено с латинским завоеванием крестоносцев и дроблением Византийской империи на небольшие отдельные государства. Пятидесятилетние войны с латинянами закончились временным и неполным воссоединением греческих территорий. Но это не вернуло былое могущество Византийского государства. Византия была покинута союзниками и страдала от внутренних смут. При этом страна вступила в неравную и оказавшуюся безнадежной борьбу с Османской империей. К середине 15 в. схватка с могучей державой закончилась для Византии трагически. Этот последний исторический период сопровождало полное разложение феодальных порядков.

Становление империи

Первые годы Греция испытывала очень тяжелый период в составе Византийской империи. Вождь вестготов король Аларих в 396 г. разграбил и сравнял с землей многие ее города, и лишь через год был изгнан, оставив после себя одни руины. Но все же положение Византии было лучше по сравнению с Западной Римской империей, которую полностью захватили и разрушили варвары.

Общественное развитие

Благодаря относительной стабильности, которая существовала в первый период истории Византии, долгое время сохранялись античные, в том числе и рабовладельческие традиции. Сам греческий полис все еще являлся системообразующим в общественной жизни. Государственными языками были латинский и греческий. Греческим городам на Балканском полуострове отводилась ведущая роль в культурной и политической жизни страны. Но затем, многие греческие города с течением времени стали терять былое политическое значение и вес. Постепенно изживался рабовладельческий строй. Наступление феодального строя привело к активной централизации власти и массовому исходу населения в деревни из городов. Поначалу Афины еще достаточно долго привлекали своими знаменитыми школами учащихся, но постепенно центром культурной и образовательной жизни Византии стал Константинополь.

Первый и второй период истории Византии стал вершиной развития державы. Именно она продолжала определять все направления международной политики средиземноморья вплоть до 12 в. Мастерство византийских ремесленников было известно на весь мир, а торговля и обширные связи переживали небывалый расцвет. Благодаря развитию науки и искусств, византийский двор поражал весь мир своим великолепием. Во времена правления македонской династии произошло значимое событие для развития плодотворных отношений с Западной Европой. Принцесса Феофана в 972 г. выйдя замуж за Оттона I, императора Римской империи, увезла многих ученых с собой. Но тормозящим фактором являлась централизация власти. Именно поэтому не развивались должным образом регионы, а ремесло не переходило в мануфактурную прогрессивную стадию.

Религия и культура

Развитие христианства стало самым ярким событием византийского периода. Активное развитие новой религии стало вытеснять языческие обычаи, часто путем ассимиляции. Православная вера стала прочнее входить в жизнь людей и постепенно стала государственной. Главными приверженцами православия стали греки – самая многочисленная этническая группа. Отличительная особенность западной (римской) церкви состояла в полной независимости от государства. Но в Византии союз церкви и светской власти был регламентирован законами. Особый союз православной церкви, господствующих классов империи, императорского двора, аристократии Константинополя пропагандировал использовать все лучшее из того, что дала человечеству античная культура.

В силу этого, большинство христианских богословов, писателей, проповедников перестали довольствоваться простотой евангельских учений и широко заимствовали греко-римского наследия пластичность и утонченность философской прозы, неоплатоническую диалектику с ее филигранными методами, логические принципы Аристотеля, красноречивую античную риторику и практический психологизм.

Таким образом, подспудно происходила реабилитация специфики классического образования и влияние античной литературы на духовную (религиозную жизнь). В школах изучали не только Библию, но и Гомера. Именно этот ранневизантийский период стал расцветом христианской ученой литературы, в которой соединились черты утонченности, изящности форм и содержание глубокого спиритуализма.

Влияние византийской богословско-патристической литературы было настолько огромным, что явилось причиной формирования богословско-философской концепции во всей Западной Европе в раннем средневековье. Почти все сферы культурной и политической жизни характеризовались выдающимися результатами.Но религиозная жизнь Византии не всегда была гладкой, к сожалению, часто ее раздирали конфликты между различными христианскими течениями. Например, иконоборческое движение и политический кризис сотрясали Византию на протяжении 8 и 9 вв.

Захват крестоносцами в четвертом Крестовом походе Константинополя произошел в 1204 г. Так, произошло основание Латинской империи, которая просуществовала всего 57 лет. В 1259 г. царем Никеи Михаилом VIII Палеологом Константинополь был захвачен, и Латинская империя прекратила свое существование.

Кризис века и крушение империи

Начавшийся в 12 в. кризис постепенно привел к крушению Византийскую империю. Отсутствие модернизации отношений в обществе и пренебрежение реформами государственного строя стало причиной гибели некогда могущественной сверхдержавы. Государство перестало контролировать свои обширные территории. Греция, хоть и относилась формально к Византии, в действительности стала терять с ней связь, страдая от постоянных набегов иноземцев.

Константинополь не смог противостоять могучей Османской империи и был ею захвачен 29 мая 1453 г. Это печальное событие стало концом истории величайшей империи на земле и началом печально известного турецко-османского ига Греции.

Читайте также: