Гонки на колесницах сообщение

Обновлено: 07.07.2024

Пожалуй, самым древним и уж точно самым популярным видом спорта в Риме были состязания на колесницах. Целые состояния выигрывались и проигрывались на тотализаторах ипподрома. Победы приносили успешным возничим большие богатства и огромные земельные угодья, в то время как неудачники обрекали себя на всеобщее презрение или погибали под колесами стремительно несущихся колесниц победителей. Римляне считали состязания на колесницах исключительно собственным изобретением. Однако первые римляне ничего не знали ни о колесницах, ни уже тем более о гонках.

Согласно дошедшим до нас письменным источникам, в молодом государстве не было колесниц. Воины сражались либо в пешем порядке, либо верхом на лошадях, а о колесницах нет ни единого упоминания. Самая древняя колесница, обнаруженная в центральной части Италии, была найдена в гробнице в Риголини и датирована приблизительно 650 г. до н. э. Судя по всему, это средство передвижения пришло из Греции, где колесницы перестали быть боевыми машинами тремя столетиями раньше и использовались только для различных церемоний или когда командиру нужно было быстро добраться до поля битвы. В Италии колесницы появились именно для проведения церемониалов: первые римляне использовали их во время триумфальных процессий.


Рим. Состязания на колесницах. Четыре команды, или фракции, возничих (Красные, Синие, Зеленые и Белые) неистово поддерживаются зрителями. На этом изображении побеждают Красные.

Идея устраивать гонки между легковесными колесницами родилась в Италии в VI веке до н. э., однако, возникла ли эта идея в самом Риме или пришла из какой-нибудь провинции, мы не знаем. На территории Центральной Италии гонки на лошадях и на колесницах устраивались в честь богов плодородия. Ромул, основатель Рима, организовал лошадиные скачки в честь бога Конса, покровителя урожая.

Другие состязания устраивались в честь Сегесты, богини прорастающих посевов, или Цересы, богини зерновых культур. Первоначальное религиозное значение гонок было утрачено. Дата, когда гонки на лошадях заменили гонками на колесницах во время церемоний, также неизвестна.

Сначала колесницы, лошади и возничие предоставлялись римскими всадниками, знатным сословием, в которое входили граждане богатые, но не имеющие аристократического происхождения. Участие в состязаниях было священным долгом, так как это обеспечивало дальнейшее процветание и благополучие города. Позднее людей стали больше интересовать выигрыши, поэтому они начали нанимать профессиональных возничих или покупать их, если те были рабами. К тому времени, когда в письменных источниках появилось первое подробное описание состязаний на колесницах, независимые возничие и владельцы команд были вытеснены двумя самыми крупными и богатыми командами, или фракциями, которым соответствовали определенные цвета: Белыми и Красными. Приблизительно в 30 году до н. э. была создана фракция Зеленых, а еще через какое-то время фракция Синих. В 80-х годах н. э. император Домициан создал еще две фракции — Пурпурных и Золотых — однако эти команды не смогли завоевать расположения римлян и вскоре исчезли.

Каждая фракция имела в своем распоряжении собственные конюшни, расположенные к северу от Рима, на Марсовом поле, некогда площадке для военных учений, где они содержали лошадей и колесницы между состязаниями в Циркусе. За пределами Рима располагались также племенные фермы, где разводили лошадей, и тренировочные плацы, где лошади и возничие изучали и оттачивали мастерство. Существовали также и клубы, где поклонники той или иной фракции собирались и обсуждали состязания, возничих или лошадей. В таких клубах комнаты, предназначенные для знатных граждан, были украшены красивыми мозаиками, настенной живописью и дорогой мебелью; помещения же, в которых собирались свободные граждане и рабы, отличались менее роскошной обстановкой.

Взрослые мужчины падали в обморок, если их команда проигрывала гонку, выкрикивали советы возничим, которые тот не в силах был услышать, и ругательства в адрес своих соперников. Когда участники гонки приближались к финишной черте, на трибунах между фанатами соперничающих команд могли вспыхивать драки или зрители, наоборот, могли стоять молча, ошеломленные поражением или победой своей команды.

Те немногие, кто в день состязаний находились за пределами Циркуса Максимуса, могли понять, что происходит на арене ипподрома, по доносящимся с трибун крикам и песням сотен тысяч человек. Во II веке н. э. богатый почитатель Зеленых начал сажать в клетки диких птиц и красить их головы в зеленый цвет. Если его команда выигрывала гонку, птиц выпускали на волю, и каждый, кто видел их, понимал, что сегодня победу празднуют Зеленые.

Чужестранцы не могли понять ни столь отчаянную преданность римлян фракциям, ни их неутолимое желание знать все об их возничих и лошадях. Сегодня, в век футбольных фан-клубов и глянцевых журналов, рассказывающих о жизни знаменитостей, возможно, легче понять мотивы такого поведения римлян.

В центре всего этого восхищения, ажиотажа и слухов было то, что происходило в цирке. Колесницы, задействованные в состязаниях, отличались от колесниц, используемых для других целей. Церемониальные колесницы были большими тяжелыми махинами, украшенными позолоченными изображениями и способными перевозить одновременно несколько человек. Гоночные колесницы были максимально упрощены и на высокой скорости могли перевозить только одного человека.

Колеса были небольшими, около 46 см в диаметре, и сделаны из насаженного на шесть или восемь спиц деревянного обода, укрепленного металлической шиной. Колеса свободно вращались на зафиксированной оси, выполненной из единого куска древесины. Колеса надевались по обе стороны оси, длиной і м 52 см, которая присоединялась к дышлу колесницы, идущему прямо к лошадям.

В месте соединения оси со стволом находилась деревянная платформа, размером 60 на 45 см, на которой стоял возничий. От передней части платформы шло вверх деревянное кольцо, которое достигало возничему до уровня талии. Внешняя сторона кольца была обернута кожей или тканью, выкрашенной в цвет фракции. Все это обеспечивало колесницу широкой колесной базой и низким центром тяжести, что позволяло добиться большей устойчивости и маневренности на крутых поворотах арены Циркуса. Тормозов, конечно же, не было. Чтобы увеличить или снизить скорость, возничий полагался исключительно на свое мастерство и лошадей.

Дышло колесницы шло вверх под углом от передней части колесницы и доходило лошадям до уровня лопаток. Лошади по обе стороны от дышла были облачены в простую упряжь, состоящую из опоясывающей живот подпруги и стяжного хомута. Упряжь была присоединена к короткой деревянной перекладине-ярму, которая прикреплялась к дышлу и лежала на холках лошадей. Дополнительные лошади были облачены в такую же упряжь и присоединены к дышлу с помощью перекладины.

Гоночные колесницы должны были быть очень легкими, поэтому для их строительства применялись новейшие технологии и достижения. По всей империи собирали и привозили в Рим лучших умельцев, постоянно искали лучшие строительные материалы. Считается, что гоночная колесница весила всего 25 кг — невероятно мало для транспортного средства, изготовленного до изобретения современных полимеров. Учитывая, что состязания проходили на ровных поверхностях, столь легкий вес не мог притормозить несущихся во весь опор лошадей.

Все гоночные колесницы строились по единому образцу. Конечно, в разных состязаниях использовались разные типы колесниц, но в основном они отличались друг от друга не устройством, а количеством запряженных лошадей. Самым распространенным типом была квадрига — колесница, запряженная четверкой лошадей в один ряд, с двумя лошадьми по обе стороны от дышла. Не менее популярным типом была бига, запряженная двойкой лошадей. Бига двигалась немного медленней, но в то же время отличалась большей маневренностью. Управляя бигой, возничий мог продемонстрировать зрителям все свое мастерство. Трига, или колесница, запряженная тройкой лошадей, использовалась только во время священных гонок, устраиваемых в честь Цересы, богини плодородия и зерновых, и никогда не использовалась в спортивных состязаниях.

Имеются письменные свидетельства существования сеииг и октоиг, запряженных соответственно шестеркой и восьмеркой лошадей. Тем не менее стартовые ворота и дорожки Циркуса были слишком малы для таких колесниц и их использовали крайне редко. Состязания, вероятно, начинались перед стартовыми воротами, используемым для квадриг. Известно по меньшей мере об одном состязании, в котором приняли участие колесницы, запряженные двадцатью лошадьми каждая. Такие колесницы были слишком неповоротливыми для состязаний на скорость и, скорее всего, предназначались для того, чтобы показать мастерство возничего, а не хороший спортивный результат.

Первое время колесницы возили домашние лошади местного происхождения, которые выставлялись друг против друга в спортивных состязаниях или использовались в религиозных церемониях. Прошло много времени, прежде чем лошадей, идеально подходящих для состязаний на колесницах, стали разводить специально, а к тому моменту, когда фракции захватили в свои руки контроль над этим видом спорта, коневодство уже было крупной самостоятельной индустрией.

Изучив скелеты лошадей, извлеченных из этих могил, и тщательно проанализировав прекрасно исполненные скульптуры, изображающие состязания на колесницах, современные коневоды смогли дать четкое описание скаковых лошадей Древнего Рима. Они были несколько ниже современных верховых лошадей: высота в холке составляла всего около 137 см, но для античного мира они являлись одними из крупнейших представителей рода. Это были довольно-таки стые жеребцы, с относительно короткими ногами и крупными корпусами, по сравнению с современными верховыми лошадьми. В силу своего телосложения они плохо прыгали, но превосходно бегали, что и требовалось для состязаний на колесницах. Пожалуй, среди современных пород они ближе всего к андалузским лошадям.

Лошади могли становиться настоящими объектами поклонения. Поэт Марциал, умерший в 104 году н. э., был фаворитом при дворах императоров Домициана и Тита и вращался в высших кругах римского общества.

Возничими были рабы, вольноотпущенники и плебеи. Как правило, большинство из них начинали свою карьеру в качестве рабов или служащих фракций. В начале они работали конюхами или помощниками конюхов и учились водить колесницу на загородных племенных фермах, где дрессировали лошадей. Некоторые возничие приезжали во фракции из провинций, будучи уже мастерами своего дела, но таких было немного.

Техника вождения значительно отличалась от обычной. Возничие не стояли в колесницах с кнутом в одной руке и вожжами — в другой. Вместо этого возничий обматывал вожжи вокруг тела. Затем он занимал позицию на колеснице, упираясь ногами в деревянное кольцо спереди. Одной рукой он крепко держался за это колесо, а другой рукой управлял кнутом. Чтобы пришпорить коней, возничий наклонялся вперед, ослабляя тем самым поводья. Чтобы притормозить, отклонялся назад и натягивал поводья. Чтобы заставить лошадей повернуть в сторону, аврига наклонялся в ту или иную сторону. Только в самых чрезвычайных обстоятельствах возничий убирал руку с деревянного кольца и брался за поводья, так как одно неловкое движение могло привести к потере равновесия и падению с колесницы.

Конечно, во время таких эпизодов возничие рисковали получить серьезные травмы. Для защиты они надевали маленькие круглые шлемы, изготовленные из многослойной толстой кожи, которые крепились ремешком на подбородке. Тело было защищено толстым кожаным доспехом, а конечности — стегаными щитками, обернутыми кожей.

Обвязывая поводья вокруг тела, возничий получал контроль над лошадьми, но в то же время в случае падения мог погибнуть под колесами. Поэтому в костюмах всех возничих были спрятаны короткие изогнутые ножи, чтобы они могли перерезать поводья и освободиться.

Некоторые могильные камни, увековечившие возничих, сохранились до наших дней. Они позволили получить некоторую информацию о людях и их спортивных достижениях. Например, Гай Аппулей Диокл ушел из гонок в возрасте сорока двух лет. Он проработал возничим более двух десятилетий, и за свою долгую карьеру выиграл не меньше 1462 гонок и принял участие в немыслимом количестве состязаний — в 4257.

Менее успешным оказался аврига, на могильном камне которого было написано:

Достижения отдельно взятых возничих показывают определенную закономерность. Как и Полиник, они выступали за разные команды, однако большинство побед было одержано за одну конкретную команду. Вероятно, на заре своей карьеры возничий мог беспрепятственно переходить из одной команды в другую, но как только он начинал приносить победы, он оставался в одной команде до конца своих дней. Крайне редко возничие, находясь на пике своей карьеры, переходили из одной фракции в другую. Тем не менее такое случалось, так как известны случаи, когда знаменитые возничие избивались на улице фанатами фракции, из которой ушли.

Некоторые возничие, так же как и многие современные звезды спорта, становились фантастически богатыми людьми. За победу в крупных состязаниях, проходящих во время великих праздников в Циркус Максимус в Риме, выплачивали огромные призовые.

В среднем за каждую гонку платили по 20 тысяч сестерций, а за победу в особо престижных соревнованиях — по 60 тысяч сестерций. Для сравнения: недельная зарплата солдата, служащего в римском легионе, составляла 20 сестерций, и большинство жителей Рима получали приблизительно такие же деньги. Конечно, возничие отдавали внушительную часть призовых в казну фракции — на содержание лошадей и колесниц, но даже это не мешало успешному возничему стать очень богатым человеком.

Сами состязания проходили согласно установленным правилам. Сначала фракции бросали жребий, выясняя, какие стартовые ворота займет та или иная команда. После этого лошадей запрягали в колесницы и вели на стартовую позицию.

Вергилий так писал о начале состязаний: «Видели ли вы когда-нибудь, как колесницы вылетают из ворот и в бешеном темпе несутся по ипподрому, когда молодые возничие полны надежд, а страх, некогда сковывавший бьющиеся сердца, отступает? Вот они взмахивают кнутом и наклоняются вперед, ослабляя поводья; бешено крутятся раскаленные колеса.

Вся дистанция, а это было семь кругов вокруг Циркуса Максимуса, равнялась приблизительно 4 км 800 м. Гонки продолжались около десяти минут, следовательно, средняя скорость колесниц составляла 34 км/ч. Это крайне медленно для скачущей во весь опор лошади: все дело в том, что возничим приходилось снижать скорость на поворотах и вновь разгоняться на прямой.

После завершения состязаний проигравшие команды тихо покидали Циркус, а победитель подъезжал к подиуму, где сидел президентствующий магистрат. Там, возле подиума, возничий получал пальмовую ветвь и призовые деньги. Затем колесница украшалась лавровыми венками, и победитель делал круг почета. Совершив этот ритуал, возничий покидал ипподром.

Существует, тем не менее, один момент, который до сих пор остается загадкой. На многих мозаиках, посвященных состязаниям на колесницах, изображены всадники, скачущие рядом с колесницами. Эти люди, так же как и возничие, были одеты в защитные доспехи и туники цвета их фракций. На некоторых из них рядом с фигурами этих всадников написано их название — гортаторы. Каждую колесницу сопровождал один такой всадник, независимо от того, сколько колесниц принимало участие в гонке. К сожалению, ни в одном письменном источнике нет упоминания о них. Кем они были и какую функцию выполняли, неизвестно.



Гонки на колесницах были любимым римским видом спорта и социально-политическим событием. На одном из ипподромов империи произошло одно из самых страшных массовых убийств в истории, повлёкших за собой тяжёлые последствия. О том, что же на самом деле стало причиной трагедии – далее в статье.

Для древних римлян не было ничего более сенсационного, чем гонки на колесницах. Большие арены, расположенные в крупных имперских городах, были местами ярких зрелищ, организованных императорами, чтобы повысить свою популярность и престиж среди народа. Погонщики колесниц буквально притягивали и гипнотизировали зрителей демонстрацией смелого мужества, умелого управления лошадьми и тактической изобретательности, когда они стремились к победе с помощью сочетания скорости, силы и риска.

Зрелищные гонки на колесницах. \ Фото: wordpress.com.

Счастливый победитель мог превратиться в суперзвезду, завоевав славу и немалое состояние. Но грандиозные ипподромы были не просто спортивными аренами. Самые известные из них, Большой цирк в Риме и Ипподром в Константинополе, были общественными и политическими сердцами двух имперских столиц. Это были места, где простые люди имели редкую возможность увидеть своего императора и, что более важно, вступить в дискуссию с ним. В VI веке в Константинополе одна из таких дискуссий привела к конфликту, повлёкшему за собой ужасную резню, известную как бунт Ника.

1. Гонки на колесницах: Эволюция

Гонки на колесницах на ипподроме, Александр фон Вагнер, 1882 год. \ Фото: pinterest.fr.

Первая колесница появилась в бронзовом веке как средство ведения войны. Лёгкие и маневренные, они были самым мощным подразделением в армиях древних империй, таких как Египет, Ассирия или Персия. Греки, а позже и римляне, не использовали колесницы в бою, полагаясь вместо этого на пехоту. Однако колесницы сохранили особое место в их культуре. Боги мчали по небу огненные колесницы, в то время как земные правители и первосвященники использовали их в религиозных и триумфальных процессиях. В итоге, эти внушительные транспортные средства завоевали популярность на спортивных мероприятиях.

Для древних греков гонки на колесницах были важной частью Олимпийских игр. Колесницы на двух лошадях (бига) и четырёх лошадях (квадрига), ведомые колесничими-любителями, мчались по ипподрому, и в одной гонке участвовало до шестидесяти колесниц. Это делало гонки на колесницах опасными. В одном из документально подтверждённых событий сообщалось о крушении до сорока колесниц. Сам термин для крушения – науфрагия (кораблекрушение) напоминает об опасностях и ужасах этого вида спорта. Позже гонки на колесницах появились в Италии, где они были приняты этрусками примерно в VI веке до нашей эры. Римляне, разделявшие этрусскую потребность в скорости, превратили гонки на колесницах в массовое зрелище.

Фрагмент: Саркофаг с изображением гонок на колесницах, ок. 130-192 гг. н. э. \ Фото: ancientrome.ru.

В императорском Риме гонки стали профессиональным видом спорта, а звёздные наездники и команды финансировались частными владельцами и муниципалитетами. Большинство спортсменов были рабами, которые могли заработать свою свободу, славу и состояние, выиграв в гонках. Все колесничие принадлежали к одной из четырёх основных цирковых фракций: Синие, Зелёные, Белые и Красные (названные в честь цветов, которые носили как спортсмены, так и болельщики). Как и у современных профессиональных футбольных команд, у фракций были орды фанатичных последователей, включая самого императора. Колесничие могли менять фракции, но фанаты - нет. Плиний младший, писавший в первом веке нашей эры, критиковал эту пристрастность и одержимость римлян играми. Важность гонок на колесницах в Римской империи ещё больше подчёркивалась грандиозными аренами, на которых проходили игры.

2. Спортивные арены

Большой цирк в Риме, Вивиано Кодацци и Доменико Гарджуло, ок. 1638 г. \ Фото: museodelprado.es.

Из-за огромной популярности этого вида спорта ипподром (названный цирком из-за его овальной или круглой формы) можно было найти во всех крупных городах, разбросанных по всей Римской империи. Самым большим и важным из них был Большой цирк в Риме. Первоначально это была просто плоская песчаная дорожка, но постепенно она превратилась в грандиозное здание в стиле стадиона с центральным разделителем (spina) и множеством сопутствующих конструкций, а также двухъярусной платформой для сидения. Большой цирк был самым большим и самым дорогим зданием в столице. На пике своего развития, в I веке н. э., он мог вместить не менее ста пятидесяти тысяч зрителей (для сравнения, максимальная вместимость Колизея составляла пятьдесят тысяч зрителей).

Обелиск Феодосия, 390 год н. э. \ Фото: wattpad.com.

И Большой цирк, и Ипподром были более чем грандиозными спортивными сооружениями.
Будучи крупнейшими зданиями в столице, они были огромным источником занятости, нанимая спортсменов, менеджеров, тренеров лошадей, музыкантов, акробатов, уборщиков для песка и продавцов. Более того, эти великолепные стадионы были центрами общественной и политической жизни городов. Там люди могли общаться со своим императором и хорошим местом для правителя, чтобы укрепить свою позицию.

Грандиозные арены были высшими символами имперской власти. Помимо памятников колесничим и их лошадям, спина была заполнена статуями богов, героев и императоров. Большой цирк и Ипподром украшали величественные древние обелиски, привезённые из далекого Египта. В Константинополе тщательно подобранные произведения искусства, такие как Ромул и Рем с волчицей и Змеиная колонна из Дельф, подчёркивали главный статус города.

Большой Цирк (Циркус Максимус) в Риме, реконструкция. \ Фото: twitter.com.

Второй важной спортивной ареной в империи был Ипподром в Константинополе. Построенный императором Септимием Севером в III веке нашей эры (когда город был известен как Византия), он получил свою окончательную форму сто лет спустя, при Константине Великом. Следуя обычной прямоугольной форме, с овальным концом, Ипподром был самым большим зданием в Константинополе и вторым по величине стадионом после Большого цирка. В нём могли разместиться от тридцати до шестидесяти тысяч человек.

3. День на скачках

Деталь мозаики, изображающая скачки в Большом цирке. \ Фото: visitmuseum.gencat.cat.

Первоначально гонки на колесницах проводились только на религиозных праздниках, но начиная с поздней республики они стали проводиться и в нерабочие дни. В таких случаях игры спонсировались видными римскими сановниками, включая самого императора. В отличие от современных спортивных мероприятий, вход на зрелище был бесплатным для простых людей и бедных. У элиты были места получше, но все слои общества - рабы и аристократы, мужчины и женщины собирались в одном месте, чтобы насладиться зрелищем.

Воистину, это было яркое и захватывающее дух зрелище. Самое пышное из всех мероприятий – императорские игры, проходившие в столице, включали в себя до двадцати четырёх гонок на колесницах в день. За один день пробегало больше тысячи лошадей.

Гонка на колесницах, Ульпиано Чеки. \ Фото: pixels.com.

Лёгкая деревянная колесница, запряжённая четырьмя лошадьми и управляемая человеком, привязанным за пояс к поводьям и управляемым своим весом, представляла собой захватывающее зрелище. Колесничий должен был бы пройти семь кругов, огибая повороты на опасно высоких скоростях, избегая других колесниц и постоянно присутствующей опасности аварии, увечий, а часто и смерти. Неудивительно, что гонки на колесницах создавали безумную атмосферу острых ощущений и волнения.

Гонки на колесницах. \ Фото: google.com.

Гонки на колесницах были видом спорта, в котором участвовали как спортсмены, так и зрители. Во время скачек огромная толпа ревела на колесничих, что создавало какофонию, буквально сводящую с ума. Выбежать на поле, чтобы прервать игру, звучит довольно банально по сравнению с тем, чтобы выбросить на трассу усыпанные гвоздями таблички с проклятиями в попытке вывести из строя соперников своих чемпионов. Грязные трюки поощрялись одержимостью и азартом как со стороны спортсменов, так и со зрителей, которые могли выиграть или проиграть внушительное состояние, делая ставки на своих фаворитов.

4. Колесничие: Суперзвёзды древнего мира

Мозаика с изображением возничего, принадлежащего белым, первая половина 3-го века н. э. \ Фото: museonazionaleromano.beniculturali.it.

Мозаика с изображением возничего, принадлежащего белым, первая половина 3-го века н. э. \ Фото: museonazionaleromano.beniculturali.it.

Гонки на колесницах были чрезвычайно опасным видом спорта. Древние источники наполнены записями о знаменитых гонщиках, павших на трассе во время шоу. Даже за пределами поля саботаж был обычным делом. Однако, если вознице посчастливилось выиграть, он мог получить приличную сумму денег. Если возничий пережил много гонок, он становился древней суперзвездой, соперничающей с сенаторами в богатстве, и живым богом, вдохновляющим легионы его поклонников.

Аппулей Диокл. \ Фото: linkiesta.it.

Величайшим колесничим древнего мира и самым богатым спортсменом когда-либо был Гай Аппулей Диокл, живший во втором веке нашей эры. Диокл выиграл 1462 из 4257 гонок и, что более важно, вышел на пенсию в добром здравии, что было редкостью в этом опасном виде спорта. Когда он ушёл в отставку, общий выигрыш Диокла составил почти тридцать шесть миллионов сестерциев, сумму, достаточную для того, чтобы прокормить весь город Рим в течение года или заплатить римской армии в разгар её расцвета в течение пятой части года (неофициальная оценка сегодня эквивалентна пятнадцати миллиардам долларов). Неудивительно, что его слава опозорила популярность императора. Флавий Скорп (Скорпиус) был ещё одним знаменитым колесничим, чья блестящая карьера из 2 048 побед была прервана катастрофой, когда ему было всего двадцать шесть лет.

Памятник Порфирию, воздвигнутый фракцией Зелёных на Ипподроме, 6 век н. э. \ Фото: thehistoryofbyzantium.com.

Самые знаменитые колесничие были удостоены памятников, воздвигнутых на хребте после их смерти. Этого не было в случае с Порфирием, возничим, который участвовал в гонках в VI веке н. э. Порфирий продолжал участвовать в гонках в свои шестьдесят лет и является единственным известным колесничим, которому при жизни был воздан памятник. В его честь на ипподроме было воздвигнуто семь памятников. Порфирий также является единственным известным возничим, который участвовал в гонках за противоположные цирковые фракции (Синие и Зелёные) в один и тот же день и победил в обоих случаях. Его слава и популярность были так велики, что обе фракции чтили его памятниками.

5. Восстание Ника

Панно, на котором изображён возничий с всадниками, одетыми в цвета цирковых фракций, начало 4-го века н. э. \ Фото: afsb.org.

Политическое измерение гонок на колесницах ещё больше возросло в поздней империи, поскольку императоры проводили большую часть времени в своей новой столице, Константинополе. Ипподром был напрямую соединён с Большим дворцом, и правитель руководил скачками из специально спроектированной частной ложи (кафизма).

Мозаика с изображением императора Юстиниана и его свиты, 6 век н. э. \ Фото: pinterest.ru.

Политическая роль цирковых фракций также возросла, когда люди скандировали свои требования во время соревнований, в то время как соперничество сине-зелёных часто могло перерасти в бандитскую войну и уличное насилие. Один из таких инцидентов привёл к худшим массовым убийствам в истории гонок на колесницах, известных как бунт Ника.

Обычно это было приветствие, адресованное вознице, но теперь оно превратилось в боевой клич против императора. Последовало пять дней насилия и грабежей, пока город горел. Осаждённый во дворце, Юстиниан попытался урезонить народ и потерпел неудачу. Что ещё хуже, некоторые сенаторы, которые не любили императора, воспользовались хаосом, чтобы установить своего кандидата на трон.

По словам Прокопия, ситуация была настолько отчаянной, что Юстиниан планировал бежать из города, но его отговорила жена, императрица Феодора. Наконец, его генералы разработали план восстановления порядка и установления контроля над городом. Осмелев, Юстиниан послал на Ипподром свои войска, которые быстро расправились с собравшейся толпой, оставив на полу арены до тридцати тысяч человек, как Зелёных, так и Синих. Отныне Синие и Зелёные сохранят только церемониальную роль.

6. Влияние гонок на колесницах

Сцена из фильма Бен-Гур, 1959 год. \ Фото: m.newspim.com.

Лошади Святого Марка, также известные как Триумфальная квадрига, 2-й или 3-й век нашей эры. \ Фото: yandex.ua.

Лошади Святого Марка, также известные как Триумфальная квадрига, 2-й или 3-й век нашей эры. \ Фото: yandex.ua.

Гонки на колесницах были видом спорта, не похожим ни на какой другой в римском мире. Это было захватывающее зрелище, которое привлекало все социальные классы, от рабов до самого императора. Большие арены, такие как Большой цирк или Ипподром, были центрами общественной жизни и источниками удовольствия для людей, которые горячо поддерживали свои любимые фракции. Опытные колесничие преодолевали множество опасностей, и в случае успеха они могли превратиться в суперзвёзд, соперничающих со славой императора. Но гонки на колесницах были не просто спортом. Они играли важную роль в политической жизни империи, предоставляя ему редкую возможность общаться со своим народом. Гонки также служили источником отвлечения внимания, предотвращая потенциальные беспорядки. По иронии судьбы, это была одна из игр, которая вызвала худший бунт в истории империи и положила конец гонкам на колесницах.

А в следующей статье можно узнать о том, какие тайны хранит самая древняя ротонда в Греции и почему её называют малым пантеоном.

Вкратце. Лошади всегда играли огромную роль в жизни античного мира. Запряженные в колесницу, они позволяли не только перемещаться в пространстве быстрее и с большим комфортом, но и эффективнее вести военные действия, защищать свою территорию. Быть самым умелым возничим и иметь самых быстрых лошадей было крайне почетно у древнегреческой знати. В Древнем Риме популярность гонок на колесницах приобрела общенациональный масштаб, а сами гонки стали делом государственной значимости.


Гонки на колесницах. Картина Жана Леона Жерома. 1876 год Art Institute of Chicago


Фрагмент древнеримской мозаики с изображением гонки на колесницах. II век н. э. Lugdunum (Musée gallo-romain de Fourvière)

В Древнем Риме колесничные бега стали популярны не только среди знати, но и у простого населения, в том числе рабов, которых начали допускать на трибуны. С III века состязания, проходившие в цирках — так назывались арены для конных забегов, — стали самыми посещаемыми мероприятиями. Гладиаторские бои, которые напрасно называют самым модным развлечением Древнего Рима, начали проводить намного позже, а закончили — намного раньше Первое упоминание о гладиаторских боях в Древнем Риме датировано 264 годом до нашей эры. В первой половине IV века негативного отношения христианской Церкви к этим мероприятиям бои постепенно начали сходить на нет. . Колизей вмещал гораздо меньше людей, чем Большой цирк (Circus Maximus), в который помещалось сначала около 150 тысяч зрителей, а потом 260 тысяч, это было самое огромное строение в Древнем Риме. Для сравнения: вместимость Колизея, по разным оценкам, от 45 до 55 тысяч зрителей.

Если в Древней Греции гонки на колесницах носили скорее любительский характер, то в Древнем Риме они фактически стали профессиональным спортом. Соревно­вались уже не отдельные экипажи, а команды, или партии. Как у совре­мен­ных клубов, у них был богатый владелец и генеральный менеджер, управляв­ший несколькими сотнями сотрудников. Эти объединения появились во II веке до нашей эры, вероятнее всего, после Второй Пунической войны Вторая Пуническая война (218–201 до н. э.) — военный конфликт между двумя коалици­ями, во главе которых стояли Рим и Карфа­ген, за гегемонию в Средиземноморье. . У каждой команды был свой цвет — в него одевались возничие и болель­щики. Основных партий было четыре: зеленые, синие, красные и белые. До сих пор неизвест­но, по какому принципу болельщики выбирали, кого поддерживать, зато мы знаем, что среди участников были консулы и императоры. В роли возничего выступал сам Нерон. Ради его участия Олимпийские игры перенесли с 65 года на 67-й. Нерон управлял колесницей, запряженной десяткой лошадей. Во время гонки он упал, не сумев добраться до финиша, но его все равно провозгласили победителем.


Панафинейская амфора с изображением квадриги. Чернофигурная вазопись. Афины, 340–339 годы до н. э. © Dave & Margie Hill / CC BY-SA 2.0 / Getty Villa

Источники IV века свидетельствуют о том, что гонки на колесницах прово­ди­лись в Риме 66 дней в году, причем в каждый день было по 24 гонки. Мы не зна­­ем, насколько регулярно устраивались эти заезды в других городах, однако их гео­графия была очень обширна: соревнования устраивали и в Север­ной Африке, и в Каппадокии, и на Сицилии.


Гонки на колесницах. Картина Александра фон Вагнера. Около 1882 года Manchester Art Gallery

Возничими становились в основном рабы (в том числе бывшие) и ино­стран­цы — в случае успеха они могли со временем получить свободу и стать знаме­нитостями, близкими к императору. Вместе с известностью приходили день­ги — некоторые гонщики к концу карьеры были богаче сенаторов. До конца карьеры доживали далеко не все. Несмотря на то что в Древнем Риме, в отли­чие от Греции, в цирке устанавливался разделительный барьер, скорость заездов была такая, что возничий, выходя на старт, никогда не мог быть уверен, что переживет гонку.

В Большом цирке каждая гонка обычно состояла из семи кругов (примерно пять километров), участники преодолевали это расстояние за восемь-девять минут. Средняя скорость колесниц — максимально облегченных — составляла около 35 км/ч. На прямых участках трассы (от старта и до первого поворота) они могли достигать 75 км/ч. Аварии были обыден­ностью — зрители их и боялись, и ждали. Особенно часто они случались в районе поворотов. На то, чтобы убрать обломки колесниц и жертв аварий, у сотрудников цирка было меньше минуты.

После разделения Римской империи на Восточную и Западную в 395 году гонки на колесницах пользовались популярностью. Распро­странение христианства как государственной религии в Византии привело к постепенному вытеснению и запрету большинства любимых римлянами развлечений, но гонок на колесницах это, как ни странно, не коснулось. Константин I, перенеся столицу из Рима в Константинополь, почти сразу приказал расширить местный ипподром — гонки проводили тут до XI века, если не дольше. Во время Четвертого крестового похода 1202–1204 годов, закончившегося разорением Константинополя, Великий ипподром был разрушен. На средиземноморских территориях гонки на колесницах перестали проводить раньше — в VI–VII веках.

Древний Рим за 20 минут © Arzamas

article12916.jpg

Самым богатым спортсменом в современном мире считается Майкл Джордан, американский баскетболист: сумма, которую он заработал за свои 55 лет, составляет примерно $1,85 млрд. Сюда входят и зарплаты, и премии, и рекламные контракты — словом, всё, что приносит Джордану доход. Но баскетболист не может претендовать на звание самого высокооплачиваемого спортсмена всех времен, и сумма, которую он заработал, покажется смехотворной по сравнению с состоянием античного колесничего — в переводе на современные деньги это более $15 млрд по курсу 2010 года! Древнеримского спортсмена звали Гай Аппулей Диокл.

История колесничных бегов

Сложно сказать, когда именно гонки на колесницах превратились в один из множества видов спорта: скорее всего, состязание — ровесник самого снаряда, то бишь колесниц. Наиболее популярным оно стало в Древней Греции, Римской империи и Византии: письменное упоминание о гонках встречается в гомеровской “Илиаде”, когда автор рассказывает о соревновании в честь павшего Патрокла.

Там проводилось довольно скромное состязание — всего один круг, а призом была рабыня и медный котелок на сдачу. Еще более раннее упоминание встречается в сюжетах, изображенных на керамических изделиях, найденных в Микенах. Легенды уносят нас еще дальше, рассказывая о царе Эномае, который устроил гонку, пообещав отдать победителю свою дочь в жены: считается, что с этого состязания начались первые Олимпиады.


По словам современников, это соревнование являлось столь же опасным, сколь зрелищным — до такой степени, что было единственным, для наблюдения за которым допускались женщины. Участники — как сами возничие, так и лошади — очень часто получали травмы, а то и погибали. Не обходилось и без ставок: колоссальное количество зрителей, и столько же мнений, вели к неизбежным спорам, и целые состояния ставились на кон.
В Олимпиадах существовало два вида гонок, отличие между которыми было лишь в количестве лошадей — две (“синорис”) или четыре (“тетрилон”): участие могли принимать до 60 колесниц одновременно, но такое количество набиралось довольно редко. Десять тысяч зрителей наблюдали за бешеной скачкой: она действительно была такой, потому что гоночная колесница должна быть легкой, и с нее убирали все “лишнее”, в частности, рессоры, так что тряска колесничему была обеспечена. Благо, для собственной безопасности он все равно стоял на ногах. Кстати, атлеты, представлявшие этот вид спорта, были единственными античными спортсменами, на которых имелась одежда. Тоже для безопасности: частые аварии и пыль из-под колес могли сделать смертельной любую гонку, и соревноваться обнаженным — значит, уменьшить свои шансы не то что на победу, но и на саму жизнь.


Для возничего опасной была вся гонка, от старта до финиша, а вот зрители ждали главного — прохождения поворотного столба в конце ипподрома. Разворот получался очень резким, и именно на этот участок приходилась львиная доля аварий — при условии, что колесница вообще сюда дошла, и не была сбита более наглым и беспринципным соперником. Такие вещи были под запретом, но поди разберись — кто там в клубах пыли на кого наехал, и кто кого столкнул на землю. Может показаться, что состязание несет в себе больше вреда, чем может выдержать один человек, но ведь победителей не судят? Тому, кто первым добрался до финиша, на Всеафинских играх полагалось 140 амфор оливкового масла — больше, чем колесничему могло понадобиться за всю его жизнь. Это был очень дорогой приз.

Что касается римлян, то здесь у истоков гонок стоят этруски (которые, видимо, сами “потянули” их у греков). Основным ипподромом был Большой цирк (600 метров в длину и 225 в ширину), рассчитанный на 150 тысяч зрителей.

В ходе гонки соперники обгоняли и “подрезали” друг друга, пытаясь столкнуть соседей в разделительный барьер, на котором располагались бронзовые фигурки, — их сбрасывали в ров с водой, когда участники преодолевали очередной круг. Постепенно тяга к прекрасному победила спортивный азарт: на барьере появилось такое количество украшений, что зрителям было попросту не рассмотреть происходящее по ту сторону барьера. Правда, официально считалось, что невозможность наблюдать за гонкой в течение короткого времени только подогревает интерес. Римляне сократили число кругов: в отличие от греческих соревнований, здесь колесница должна была пройти пять кругов, а не двенадцать, — это было сделано для увеличения ежедневного количества заездов.
Предпочтительнее прочих были “квадриги” — четверки лошадей, но желание возницы покрасоваться могло увеличить количество животных и до десяти.

Правда, толку от этого было мало. Кроме того, от греческих колесничих римляне отличались большим вниманием к собственной безопасности: тут вам не просто одежда, а вполне серьезные шлемы и защитные щитки. С собой — обязательный нож: это объясняла привычка римских гонщиков наматывать поводья на запястья, а не держать их в руках, как греческие “коллеги”. Если колесница переворачивалась, то лошади тащили за собой и транспортное средство, и незадачливого “водителя” — от неминуемой смерти его могло спасти только своевременное избавление от пут. Еще одно отличие — победитель.

В Греции колесница могла принадлежать одному человеку, а в гонке участвовал другой, однако в случае победы все награды доставались владельцу. Выигравший гонку возница в Риме, даже будь он последним рабом, получал заслуженные почести в виде небольшого денежного вознаграждения и лаврового венца. Это объясняет стремление многих рабов принять участие в гонках: череда выигрышей сулила долгожданную свободу, которую можно было выкупить за накопленные средства.
Конечно, при условии, что гонщик до нее доживет: редкий колесничий отмечал 35-40-летний день рождения. Один из самых знаменитых возничих, Скорп, провел более 2000 заездов — и прославился на всю Империю уже тем, что пережил их все. Он погиб на очередной гонке у поворотного столба, в возрасте 27 лет.


Частым посетителем Цирка был император, чей дворец располагался неподалеку. Но, если Цезарь обычно углублялся в чтение вследствие своего равнодушия к происходящему на ипподроме, то Нерон был ярым поклонником гонок. При нем начали формироваться гоночные клубы — объединения болельщиков. Изначально было две команды, “Белые” и “Красные” (“зима” и “лето” соответственно), позднее к ним добавились “Синие” и “Зеленые”, “Пурпурные” и “Золотые”, но время пощадило только вторую пару. На заре становления их можно сравнить с нынешними футбольными фанатами, но впоследствии клубы набрали серьезную силу, и начали принимать участие в политической жизни страны. Нерон лично поддерживал их финансами: это позволило командам заиметь собственные конюшни, где располагались лошади и колесницы, а также племенные фермы и плацы для тренировок. Гонщики команд не были “привязаны”, и могли свободно переходить из одной фракции в другую.

В Византии гонки почти полностью повторяли римские соревнования, разве что письменный учет всего и вся велся не так строго. “Синие” и “Зеленые” из фанатов превратились в натуральную мафию, устраивая бунт за бунтом. В итоге терпение властей лопнуло: в 532 году, при императоре Юстиниане, был подавлен крупнейший мятеж (восстание “Ника”), что стало переломным моментом не только в жизни команд, но и в самом существовании гонок на колесницах. Восстание “Ника” стало последней каплей: потасовка болельщиков на ипподроме переросла в бунт, более 35 тысяч мятежников были убиты, и после этого происшествия популярность гонок резко упала, а потом и вовсе сошла на “нет”.

Лучший из лучших

Несмотря на популярность этого вида спорта и на заработок возничих, который серьезно превышал доход во многих других профессиях, колесничие в глазах римлян были не самой достойной категорией населения, а потому и выборах не участвовали, и прилюдно с ними никто не стремился разговаривать. Основной контингент — плебеи, рабы, или вольноотпущенники.

Гай Аппулей Диокл родился в римской Лузитании в 104 году. Конюх из провинции, смел ли он мечтать о славе великолепного колесничего, соперника богов в скорости и ловкости? Уже в 18 лет он выступил на знаменитом ипподроме “Большой цирк”, поочередно защищая “белых” и “зеленых”, и определившись с собственной фракцией к 27 годам — с этого возраста он выступает за “красных”, до самого завершения карьеры — последнюю гонку Диокл провел в 42 года, немыслимый возраст для людей с такой “специализацией”!


Количество гонок впечатляет: 4257 заездов, на которые пришлось 1462 первых места. Кроме того, была 861 награда за второе место, 576 за третье и 1 за четвертое. Из общего количества заездов Диокл остался без награды 1357 раз. Это говорит о недюжинном таланте колесничего, и высоком уровне владения мастерством. В совокупности они позволили дожить Диоклу до “преклонного возраста” (для сравнения — Полиник погиб в 29 лет, Скорп — в 27, Крецент в 22, на их фоне Диокл выглядит настоящим стариком).

В общей сложности гонки принесли Диоклу почти 36 млн сестерциев: этой суммы хватило бы, чтобы два месяца платить жалованье всей римской армии. Или целый год кормить Рим хлебом. Удачливый возничий легко наживал состояние, с которым не могли сравниться остальные: так, например, гонка оплачивалась суммой от 20 до 60 тысяч сестерциев, в зависимости от ее значимости, а простой легионер получал еженедельное жалованье всего 20 сестерциев, как и большинство римлян. Даже несмотря на солидные отчисления, которые колесничий делал своей фракции, он все равно оставался чрезвычайно богатым человеком. О капитале самого Диокла, как и о части его биографии, можно узнать с памятника, воздвигнутого ему друзьями и поклонниками.

Читайте также: