Гипермедиа сообщение педагогической тематики

Обновлено: 28.04.2024

Линейное и структурное представление мультимедиа-информации. Описание недостатков традиционного текста и преимущества гипертекста. Особенности разработки гипермедиа-ресурсов. Требования к структуре и содержанию учебного мультимедийного материала.

Рубрика Педагогика
Вид презентация
Язык русский
Дата добавления 09.09.2017
Размер файла 105,6 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

HTML-версии работы пока нет.
Cкачать архив работы можно перейдя по ссылке, которая находятся ниже.

Подобные документы

Дидактические возможности применения мультимедиа в учебном процессе общеобразовательной школы. Педагогический дизайн мультимедийного урока. Улучшение усвоения учебного материала. Развитие познавательной, эмоциональной и творческой активности учащихся.

курсовая работа [361,0 K], добавлен 25.03.2014

Принципы структурирования информации при использовании гипертекстовых технологий в классно-урочной форме обучения. Разработка учебного материала и система информационной деятельности учителя и ученика при изучении темы "Представление информации".

курсовая работа [2,0 M], добавлен 09.07.2012

Особенности развития восприятия в условиях информатизации образования. Мультимедиа-игры и образовательные Internet-ресурсы как дидактическое средство совершенствования процесса приема и преобразования информации у детей старшего дошкольного возраста.

дипломная работа [3,1 M], добавлен 26.08.2011

Понятие об игре и игровой деятельности в структуре учебного процесса. Дидактическое содержание игры. Психолого-педагогические особенности проведения игр. Использование дидактических игр при объяснении нового материала, закреплении знаний учащихся.

курсовая работа [539,2 K], добавлен 20.04.2011

Анализ учебной рабочей программы по дисциплине "Информатика". Учебный материал по теме "Форматирование текста в текстовом процессоре OO WRITER, проектирование урока. Методическая редукция учебного материала, выбор методов обучения и определение состава.

курсовая работа [3,6 M], добавлен 09.12.2010

Потенциал использования мультимедиа-технологий в образовании. Применение мультимедиа-технологий и продуктов мультимедиа в рамках учебного процесса: интерактивной доски, слайд-шоу, мультимедиа-презентаций, оценка эффективности их использования на уроке.

курсовая работа [73,3 K], добавлен 22.09.2012

Техническое оснащение в современной школе. Требования к средствам обучения. Кабинеты гуманитарных и естественнонаучных дисциплин. Мультимедиа как средство обучения. Требования по организации рабочего места учителя. Рабочее место преподавателя физики.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Статистические исследования за 2009 год показали, что 93 % пользователей сети Интернет являются молодыми людьми в возрастном промежутке от 18 до 29 лет. Как результат, в последнее время все больше находится сторонников использования Интернет. Все шире в различных учебных заведениях начинают использоваться Web и мультимедиа-технологии для организации учебного процесса. В свою очередь, мировые тенденции в развитии технологической базы обработки и предоставления информации как нельзя близко подводят нас к проблеме централизации, универсализации и увеличения эффективности образовательного процесса на местах преподавателей. Мультимедиа и гипермедиа-технологии позволяют с легкостью решать множество поставленных задач образования, в свою очередь, использование Web придает решениям гибкость, универсальность, простоту и наглядность. Соединив две технологии в единое целое, можно добиться многих успехов на образовательном поприще.

Исследование проблемы централизации, универсализации и увеличения эффективности образовательного процесса на местах преподавателей проводится путем постепенного внедрения тех или иных возможностей каждой из технологий, наблюдением за происходящими изменениями, как в учебном процессе, так и в успеваемости, что является следствием повышения эффективности работы преподавателей на местах.

Мультимедийные технологии обогащают процесс обучения, позволяют сделать обучение более эффективным, вовлекая в процесс восприятия учебной информации большинство чувственных компонент обучаемого.

Сегодня мультимедиа-технологии — это одно из перспективных направлений информатизации учебного процесса. В совершенствовании программного и методического обеспечения, материальной базы, а также в обязательном повышении квалификации преподавательского состава видится перспектива успешного применения современных информационных технологий в образовании.

Гипертекстовые и гипермедиа-технологии интегрируют в себе мощные распределенные образовательные ресурсы, они могут обеспечить среду формирования и проявления ключевых компетенций, к которым относятся в первую очередь информационная и коммуникативная. Мультимедиа и телекоммуникационные технологии открывают принципиально новые методические подходы в системе общего образования. Интерактивные технологии на основе мультимедиа позволят решить проблему "провинциализма” сельской школы как на базе Интернет-коммуникаций, так и за счет интерактивных СD – курсов и использования спутникового Интернета в школах.

Цель работы – охарактеризовать существующие на сегодняшний день в образовательной системе гипертекстовые и гипермедиа-технологии.

Работа состоит из введения, информативной части (два пункта), заключения и библиографии.

Новой формой нелинейной письменной коммуникации стал электронный (компьютеризированный) гипертекст. Традиционная книжная форма представления гипертекста требует колоссальных затрат труда, причем как от автора гипертекста, так и от его читателя. Вполне логично, что отсюда вытекает необходимость электронной формы представления гипертекста 2 .

Электронная форма гипертекста представляет собой собрание тек стовых элементов, выводимых на монитор, в которых выделенные слова или фрагменты указывают, к каким смежным по смыслу текстам можно перейти в данный момент. Сам переход осуществляется читате лем, сначала помечающим текст, к которому он хочет перейти, а затем вызывающим этот текст на экран. Электронный гипертекст пред ставляет собой единство двух сторон — смысловой и технологической.

Гипертекстовая форма, как одна из перспективных форм хранения, обработки и использования информации, в большей мере приспособлена к отражению мыслительной деятельности, чем традиционное представление информации. Полнотекстовая база данных, организованная на основе гипертекстовых связей, создает удобства в пользовании информацией (оперативный доступ, конкретный поиск и др.) и позволяет успешно подготовиться к учебным занятиям, различного рода заседаниям, выступлениям в печати как преподавателям, так и студентам.

В преподавании социально-гуманитарных дисциплин исключи тельно важна структура гипертекста типа гипертекста смеси , в которой на основе ассоциативных связей соединены те или иные блоки информации, представляющие собой узлы, элементы, внешние файлы или программы. Каждый из них может представляться в форме графических, звуковых, мультипликационных изображений, а также выполняемых подпрограмм. Они структурированы на основе головной иерархической структуры — остова сценария. Остов реализует основной (краткий) вариант сценария, рассчитанный на наиболее подготовлен ных обучаемых. Он содержит систему гипертекстовых связей, реализую щих расширение и дополнение информации сценария, включение текстовых и графических фрагментов, демонстрационных и другого типа программ. Информационное расширение сценария может распо лагаться как в файле остова сценария, так и в других файлах директории.

Для более подробного изложения материала используется гипертекстовая связь-расширение. Соответствующая этой плоскости информация располагается, как правило, в том же файле. Она выдается на экран дисплея по вызову через гипертекстовый вход. Расширение информации может иметь свои гипертекстовые связи, которые реализуются по тем же алгоритмам, что и связи остова сценария. Возврат на предыдущий уровень осуществляется либо окончанием данной гиперплоскости, либо по требованию обучаемого.

Аналогичным образом реализуется и связь-примечание , с той лишь разницей, что информация примечания не содержит в себе гипертекстовых связей. Возврат реализуется тем же образом.

Для вывода графических фрагментов, рисунков, отдельных уни кальных решений сценария используется внешняя связь . Она предпола гает наличие как содержательного фрагмента, так и средств его обработки (выполняемой программы). Выход на данную связь и возврат в точку вызова реализуется как вызов внешней программы.

Гипертекстовая организация сценария позволяет реализовать элек тронное учебное издание, адаптируя его как к уровню знаний обучаемых, так и к характеру процесса обучения. Вместе с тем она требует тщательной подготовки информационных кадров, так как приходится оперировать большим объемом материала, теоретически осмысливая его. И это не слу чайно, поскольку фактически речь идет о создании целой базы знаний.

Недостатки электронных гипертекстовых систем:

— у пользователя теряется ощущение собственного положения и дви жения в многомерном документе и появляется дополнительная умственная нагрузка для выбора оптимального пути изучения материала;

- чтобы ЭГС была эффективной для пользователя, электронное информационное пространство должно быть достаточно обширным, а применяемые технические средства — достаточно мощными;

создание ЭГС требует новых подходов к проблеме защиты авторского права: во-первых, это совместный труд большого числа специалистов (в том числе программистов); во-вторых, развитый аппарат ЭГС обеспечивает возможность непосредственного включения в данную систему текстов других авторов.

Из этого анализа следуют выводы:

существуют условия, при которых применение ЭГС нецелесообразно;

создание ЭГС невозможно без участия системных программистов, а ее эксплуатация — без специально организованной службы сопровождения и администрирования.

Особенности и достоинства электронных гипертекстов должны учитываться при проектировании структуры ЭОАС. Одним из вариантов построения информационной системы обеспечения учебного процесса, удовлетворяющей перечисленным требованиям, может быть следующий. Основу системы составляет совокупность информационных массивов, каждый из которых является отдельным функциональ но законченным фрагментом информационного обеспечения (разделом учебника, задачей, описанием лабораторной работы или его разделом и т.д. — в соответствии с традиционной классификацией). Каждый такой фрагмент должен быть организован таким образом, чтобы допускать управляемое логическое и техническое (программное) соединение с некоторой совокупностью других фрагментов.

Возможности и особенности, позволяющие гипертексту стать принципиально новой технологией получения знаний, заключаются, по мнению ряда авторов 5 , в следующем:

Во-вторых, гипертекст может возникать и как система взаимосвязей между мыслями, которые записываются индивидом в процессе мышления. При этом создается смысловое пространство, которое учащийся может пополнять знаниями, почерпнутыми из других источников. В результате получается пространство, насыщенное внутренними взаимосвязями, высокоорганизованное, и в нем наиболее глубоко и цельно формируется мышление учащегося. Ведь запись собственных и связанных с ними чужих мыслей позволяет двигаться в единой системе, осмысливать ее как единое целое. Это создает принципиально новую технологию интеллектуальной деятельности, освоив которую, учащийся сможет значительно развить свое мышление и культуру формирования и изложения мыслей.

В-четвертых, наблюдаемое по сравнению с линейными текстами ослабление авторского начала в гипертексте повышает его объективность, беспристрастность, что делает его прекрасным инструментом для получения образования. Гипертекст предполагает, что учащийся будет сам сопоставлять различные фрагменты, подвергать их собственному критическому осмыслению. Конечно, подобная деятельность требует от учащегося больших усилий, чем чтение линейного текста, где необходимо просто следовать за мыслью автора. Для достижения целостного взгляда на изучаемый предмет учащемуся приходится самостоятельно исследовать пространство гипертекста, искать наиболее содержательные пути освоения материала, что требует большого интеллектуального напряжения, в результате чего активным образом освоенный материал лучше удерживается в памяти, образуя более крепкий фундамент для дальнейшего образования.

Представляется полезным осмысление гипертекстовой формы изложения материала, поскольку ею владеют немногие гуманитарии, а развитие компьютерно-информационной культуры неизбежно способствует распространению именно такой формы репрезентации исторического знания.

Гипермедиа технологии - технологии, аналогичные гипертекстовым технологиям, однако отличные от них тем, что переход осуществляется не только с текстовых данных на текстовые данные, но и с текстовых данных на другие данные - графические, звуковые, видео и т.д.

С технологической точки зрения интегрировать аудиовизуальную информацию, представленную в различной форме (текст, графика, анимация, слайды, музыка, видео), позволяют специальные мультимедиа-операционные среды. Многокомпонентную мультимедиа-среду разделяют на три основных компонента: текстовая информация, аудио- и видеоряд.

Текстовая информация занимает небольшие объемы памяти и может быть размещена на разного рода носителях информации.

Аудиоряд включает в себя речь, музыку, аудиоэффекты (шум моря или шум дождя и пр.). Первая проблема использования высококачественных звуковых эффектов — информационная емкость. Для решения этой проблемы используются методы сжатия (компрессии) аудиоинформации.

Видеоряд характеризуется большим числом элементов и разделяется на статический и динамический видеоряды. Статический видеоряд включает в себя графику и фотографии. Графика может быть представлена в виде рисунков, схем и символов в графическом формате. Фотографии могут включать в себя не только цифровое фото, но и отсканированные рисунки и фотографии.

Динамический видеоряд может быть представлен обычным видео (24 кадра в секунду), разряженным видео (6. 12 кадров в секунду) и анимацией (последовательностью рисованных изображений). Использование технологии мультимедиа в учебном процессе предъявляет повышенные требования к разрешающей способности экрана. Вторая проблема — повышенные требования к объему памяти.

Итак, возросшая производительность и быстродействие персональных компьютеров позволяют создавать и использовать в учебном процессе мультимедийные программные системы и комплексы, объединяющие текст, звук, видеоизображение, графическое изображение и анимацию.

Гипермедиа технологии объединяют в себе как традиционную статическую визуальную информацию (текст, графику), так и динамическую информацию (речь, музыку, видеофрагменты, анимацию), обусловливая возможность одновременного воздействия на зрительные и слуховые органы чувств обучающихся, что позволяет создавать динамически развивающиеся образы в различных информационных представлениях (аудио и визуальном). Организация учебного процесса с использованием технологии мультимедиа позволяет передавать большие объемы информации, иллюстрировать излагаемый учебный материал видеоизображением, анимационными роликами с аудиосопровождением.

Выделим возможности гипермедиа технологии :

• визуализация учебной информации — способствует лучшему запоминанию и усвоению учебного материала;

• компьютерная анимация — привлекает внимание и усиливает эмоциональное восприятие информации;

• моделирование различных явлений и процессов — обеспечивает наглядность восприятия учебной информации;

• использование гипертекстовой технологии — упрощает процесс навигации и предоставляет возможность выбора индивидуальной траектории и темпа изучения материала;

• многооконность представления информации — обеспечивает возможность сравнения разной информации, предъявляемой в отдельных окнах на одном слайде;

• аудиосопровождение информации, представленной в текстовом или визуальном формате информации, — повышает эффективность восприятия материала;

• представление визуальной информации в цвете — является мощным средством психофизиологического и эмоционального воздействия на человека, а также эффективным средством приема и переработки зрительной информации;

• манипулирование информацией — способствует организации повторения учебной информации.

К дидактическим преимуществам использования технологии мультимедиа в обучении следует отнести следующие возможности мультимедийных обучающих систем и комплексов:

• моделирование сложных явлений и процессов, протекающих при высоких и низких температурах, в космическом пространстве;

• имитация работы сложноорганизованных систем и разнообразных объектов;

• одновременное представление на экране компьютера учебной видеоинформации с аудиосопровождением, резко повышающим эффективность восприятия комментариев к учебному материалу. Сочетание аудиокомментариев с видеоинформацией или анимацией дает возможность постепенно, шаг за шагом, разъяснять самые сложные явления, работу объектов; обеспечивает наглядное представление различных процессов.

Как показывают практика и специальные исследования, повышение эффективности обучения с использованием технологии мультимедиа достигается прежде всего за счет того, что педагог опирается на всю триаду восприятия: вижу, слышу, пишу

В статье рассматривается проблема формирования умения структурировать информацию на основе технологии гипермедиа в начальной школе на уроках информатики и ИКТ. В ней представлено подробное описание предметных, метапредметных и личностных результатов, которые достигаются за счет обучения технологии гипермедиа учеников начальной школы. Умение структурировать информацию целесообразно формировать при последовательном выполнении комплекса заданий на совершенствование следующих групп мыслительных операций: центрирования, группировки и реорганизации, от простых структур: главный объект, группа, таблица, схема к сложным – гипертекст и гипермедиа, для развития у младших школьников общеучебного умения учиться. Выделены принципы обучения технологии гипермедиа младшеклассников: иерархичности, спиралевидности, цикличности. Определен один из факторов – зашумленность, который необходимо учитывать в обучении и при работе с современной информационно-коммуникационной средой.


1. Вертгеймер М. Продуктивное мышление: Пер. с англ. / Общ. ред. С. Ф.Горбова, В. П. Зинченко. - М.: Прогресс, 1987. - 336 с.

3. Семенова З. В., Шарова А. Н. Проблема устранения формализма в знаниях по информатике у учащихся филологического профиля // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2009. - № 2. - С. 50-53.

4. Семенова З. В., Шарова А. Н. Реализация принципа разноаспектности в элективном курсе по информатике для учащихся филологического профиля // Информатика и образование. -2009.- № 8. - С. 124-126.

5. Семенова З. В., Кротов И. А. Проблемы формирования навыков эффективного использования социально значимых сервисов интернета // Информатика и образование. -2011.- № 2. - С. 20-23.

С развитием информационных технологий современный школьник имеет дело все чаще с гипертекстом и даже с гипермедиа, например, используя компьютеры смартфонов, коммуникаторов и т.д. Используемые при этом разнообразные программные средства: электронные дневники, энциклопедии, справочные системы, обучающие программы, а также контент веб-страниц, где информация расположена в основном не так, как в обычных книгах. Информационная среда, а также программные средства, реализующие информационно-коммуникационные технологии, устроены при помощи гипермедиа.

При обучении умению структурировать информацию необходимо учитывать особенность работы с гипермедиа. У младшеклассника только происходит становление произвольности познавательных процессов - памяти, внимания и т. д., зашумленность сказывается крайне негативно на развитии этих процессов. На фоне рекламы, баннеров, множества ссылок искомая информация не всегда заметна, и требуется огромная концентрация внимания для того, чтобы её отыскать. Крайне важно, чтобы школьник умел выделять главное и второстепенное и в таких условиях. Умение структурировать информацию - это владение совокупностью определенных мыслительных операций: группировки, центрирование, реорганизации [1].

Нами выделены несколько видов результатов структурирования информации. Ими могут быть текст, гипертекст и гипермедиа.

Обучающиеся в тексте могут выделять и формировать простые структуры: главный объект, группу, таблицу, схему и сложные - гипертекст и гипермедиа.

При переходе от простых ученик глубоко осваивает процесс структурирования. Процесс, в котором следующий результат структурирования информации основывается на предыдущем, и так на всех четырех этапах и на трех уровнях структурирования информации, составляет суть принципа иерархичности.

Задания, направленные на развитие умения структурирования информации, должны выполняться многократно и систематически в пределах каждого цикла обучения, так как это позволит развить и закрепить требуемое умение. Таким образом, обучение структурированию информации должно реализовываться в соответствии с принципом цикличности.

Использование текстового материала по информатике и другим предметам, с последующим постепенным увеличением объема, усложнением структуры будет способствовать более глубокому пониманию и более прочному закреплению умения структурировать информацию. При таком подходе ученик сможет всесторонне оценить материал для структурирования, а также полученные на предыдущих этапах информационные структуры. Объем материала для структурирования по информатике и другим предметам увеличивается к концу обучения, то есть обучение необходимо строить по спирали, что и составляет основу принципа спиралевидности.

Рассмотрим возможности технологии гипермедиа, для развития универсальных учебных действий. Технология гипермедиа может изучаться со 2 по 4 класс на уроках информатики. Количество заданий и занятий увеличивается от второго класса к четвертому.

Личностные результаты: ученик самостоятельно научится соблюдать этические нормы при работе с технологией гипермедиа, выделять нравственный её аспект.

В процессе обучения технологии гипермедиа при структурировании информации формируются такие метапредметные результаты, как: регулятивные - ставить учебные цели, планировать и соотносить по времени свои действия, осуществлять контроль, коррекцию и оценку при представлении текста во всех трех видах структурирования; познавательных УД: общеучебные УУД - выбор наиболее эффективных способов представления информации, логические УУД - анализ, синтез, обобщение, классификация при группировке, реорганизации и центрировании главных и второстепенных объектов, а также их существенных и несущественных признаков.

Предметные результаты изучения технологии гипермедиа отражены в содержании заданий, направленных на структурирование информации, и предполагают изучение следующих вопросов: главный и второстепенный объект, главный и второстепенный признак, типы связей, таблица, алфавитный указатель, информационная статья, заголовок информационной статьи, ссылки; ссылки для перехода от одной статьи к другой, знание требований к оформлению текста, графики, анимации, звуку и интерактивным элементам.

Далее приведем пример некоторых заданий, сформулированных в общем виде и направленных на формирования умения структурировать информацию (совершенствование и закрепление операций - центрирование, группировка, реорганизация) у младших школьников на основе технологии гипермедиа (таблица).

Пример заданий, направленных на формирования умения структурировать информацию

2 класс

Центрирование

Дан информационный материал. Выделить главные и второстепенные объекты, существенные и несущественные признаки объектов.

Дан гипертекст. Упорядочить объекты в группе, в схеме, таблице

Дан информационный материал. Озаглавить группу, схему, таблицу.

Группировка

Дан информационный материал. Дополнить группу, таблицу, схему из главных, второстепенных объектов, их существенных и несущественных признаков объектов.

Дан гипертекст. Дополнить группу, таблицу, схему.

Реорганизация

Дан информационный материал. Составить список из главных, второстепенных объектов, существенных и несущественных признаков объектов.

Дан информационный материал. Представить информацию в виде текста со сносками.

3 класс

Центрирование

Дан гипертекст. Определить тему гипертекст (о чём?).

Дан информационный материал. Выделить основной текст и дополнительный, который может быть представлен в виде одной или ссылок.

Дан гипертекст. Установить связи между информационной статьёй и ссылками.

Группировка

Дан гипермедиа. Дополнить информационную статью гипермедиа данными из списка, схемы, таблицы.

Дан гипермедиа. Найти лишнее в списке, таблице, схеме. Дан информационный материал. Дополнить список, схему, таблицу данными из одной или нескольких информационных статей гипермедиа.

Реорганизация

Дан гипертекст или гипермедиа. Составить его (её) схему.

Дан информационный материал. Сформировать одну или несколько информационных статей для гипертекста.

Дан гипермедиа зашумленностью. Отобрать информацию для одной, нескольких станицы гипермедиа.

4 класс

Центрирование

Дан информационный материал. Определить где основной текст, а где ссылки.

Дан гипермедиа. Определить его структуру, порядок следования страниц.

Дан гипертекст или гипермедиа, с информационной избыточностью, зашумленностью, разнообразными формами представления. Выделить главных, второстепенные объекты, существенные и несущественные признаки.

По заголовку, оглавлению гипермедиа подобрать объекты для одной или нескольких информационных статей.

Группировка

Дан информационный материал. Подобрать объекты для одной или нескольких информационных статей

Дан гипермедиа. Установить связи между текстом и ссылками.

Дан гипермедиа с информационной избыточностью, зашумленностью, разнообразными формами представления. Дополнить список, таблицу, схему, информационную статью.

Реорганизация

Дан информационный материал. Сформировать одну или несколько информационных статей для гипермедиа.

Словесно описать: список, таблицу, схему.

Даны несколько источников информации. Отобрать информацию для одной или нескольких информационных статей гипермедиа.

Дан информационный материал. Создать гипертекст, гипермедиа.

Таким образом, практика преподавания технологии гипермедиа свидетельствует о том, что разработанный комплекс заданий способствует развитию умения структурировать информацию у обучающихся начальной школы. Помогает школьникам учиться и развиваться в современной информационной среде.

Рецензенты:

В современном мире информационные технологии становятся основным средством достижения наиболее приоритетных образовательных целей. Новые информационные технологии (НИТ) в настоящее время непосредственно связаны с использованием компьютеров в процессе обучения. Компьютер является универсальным средством обучения, он позволяет формировать у учащихся не только знания, умения и навыки, но и развивать личность учащегося, удовлетворять её познавательные интересы. Средства НИТ обеспечивают неограниченные возможности для самостоятельной и совместной творческой деятельности учащихся и учителя.

Новые информационные технологии превращают обучение в увлекательный процесс, способствуют развитию исследовательских навыков учащихся, тренируют память, наблюдательность, сообразительность. Компьютер значительно расширяет возможности представления учебной информации. Применение цвета, графики, звука, современных средств видеотехники позволяет моделировать различные ситуации и среды. Это позволяет усилить мотивацию к учебе. Информационные технологии включают программированное обучение, интеллектуальное обучение, экспертные системы,гипертекст и мультимедиа, микромиры, имитационное обучение, демонстрации. Эти частные методики должны применяться в зависимости от учебных целей и учебных ситуаций.

Говорить о новой информационной технологии обучения можно только в том случае, если:

- она удовлетворяет основным принципам педагогической технологии (предварительное проектирование, воспроизводимость, целеобразования, целостность);

- она решает задачи, которые ранее в дидактике не были теоретически и/или практически решены;

- средством подготовки и передачи информации обучаемому является компьютер.

На занятиях с использованием компьютерных технологий происходит не пассивное усвоение информации, а активная ее переработка. Подобное образование носит комплексный характер и способствует формированию целостной системы знаний.

Наиболее распространенная форма внедрения информационных технологий в сферу образования – создание презентаций. В этих проектах создается анимированное представление материала (например, вращение трехмерной структуры химической формулы, оригинальное оформление и привязка кодов к управляющим элементам типа кнопок, управление движением отдельных объектов и др.).

Выполнение проектов по тематике различных предметов показывает неразрывную связь между ними. Эти проекты реализуются с использованием программы Macromedia Flash.

Способом применения информационных технологий в образовании является создание игровых программ, которые могут быть использованы с той же целью, что и тесты – проверка знаний.

С появлением компьютерных средств обучения интерес к лекционной форме занятий заметно вырос. Использование ЭВМ позволило сделать лекцию более привлекательной для учащихся. Выросла её информативная емкость, объяснение стало более красочным, наблюдение явлений и демонстрация опытов в полной мере дополнились методами моделирования.

Особенность лекции состоит в необходимости принятия мер для снижения психической нагрузки с одной стороны, и стимулирования актуализации внимания учащихся в течение длительного времени – с другой. Чтоб не возникало чрезмерного психического утомления, целесообразно планировать лекционное занятие, таким образом, чтобы в его ходе неоднократно модифицировались виды учебной деятельности, пассивные формы работы сменялись активными.

Применение информационных технологий в обучении определило принцип индивидуализации обучения. Каждый обучаемый следует индивидуальному ритму обучения. Через индивидуализацию обучения с помощью информационных технологий осуществляется переход к его дифференциации.

К наиболее часто используемым элементам ИКТ в учебном процессе относятся: электронные учебники и пособия, интерактивные доски, электронные энциклопедии и справочники, тренажеры и программы тестирования, образовательные ресурсы Интернета, DVD и CD диски с картинами и иллюстрациями, видео и аудиотехника, интерактивные карты и атласы, интерактивные конференции и конкурсы, материалы для дистанционного обучения,научно-исследовательские работы и проекты.

Мультимедиа - область компьютерной технологии, связанная с использованием информации, имеющей различное физическое представление и существующей на различных носителях.

Мультимедиа - это сумма технологий, позволяющих компьютеру вводить, обрабатывать, хранить, передавать и отображать такие типы данных, как текст, графика, анимация, оцифрованные неподвижные изображения, видео, звук, речь.

Мультимедиа средства - это комплекс аппаратных и программных средств, позволяющих человеку общаться с компьютером, используя самые разные, естественные для себя среды: звук, видео, графику, тексты, анимацию.

В последнее время создано много мультимедийных программных продуктов. Это и энциклопедии из самых разных областей жизни (история, искусство, география, биология, музыка) и обучающие программы (по иностранным языкам, физике, химии) и так далее.

Дети и взрослые могут использовать мультимедиа как эффективное средство обучения. Это как простые программы, способные научить ребенка распознавать цвета, так и высокоинтеллектуальные, обучающие иностранным языкам или математическим законам.

В широком смысле термин "мультимедиа" означает спектр информационных технологий, использующих различные программные и технические средства с целью наиболее эффективного воздействия на пользователя (ставшего одновременно и читателем, и слушателем, и зрителем).

Экспериментально установлено, что при устном изложении материала обучаемый за минуту воспринимает и способен переработать до одной тысячи условных единиц информации, а при "подключении" органов зрения до 100 тысяч таких единиц.

Мультимедиа может применяться в контексте самых различных стилей обучения и восприниматься самыми различными людьми: некоторые предпочитают учиться посредством чтения, другие - посредством восприятия на слух, третьи - посредством просмотра видео, и т.д.
Одними из наиболее современных мультимедиа-средств являются различные средства моделирования и средства, функционирование которых основано на технологиях, получивших название виртуальная реальность.
Виртуальная реальность - это мультимедиа-средства, предоставляющие звуковую, зрительную, тактильную, а также другие виды информации и создающие иллюзию вхождения и присутствия пользователя в стереоскопически представленном виртуальном пространстве, перемещения пользователя относительно объектов этого пространства в реальном времени.

Системы "виртуальной реальности" обеспечивают прямой "непосредственный" контакт человека со средой. В наиболее совершенных из них ученик может дотронуться рукой до объекта, существующего лишь в памяти компьютера, надев начиненную датчиками перчатку. В других случаях можно "перевернуть" изображенный на экране предмет и рассмотреть его с обратной стороны.

Гипертекстом называют Интернет, мультимедиа-энциклопедию, справочник, книгу с содержанием и предметным указателем, а также любой текст, в котором обнаруживаются какие-либо ссылки (указания) на другие фрагменты (гиперссылки).

Гипертекст предлагает новые возможности для доступа к большим и сложным источникам мультимедиа-информации. Вводится понятие гипермедиакак технологии представления информации разных типов, основанной на принципах гипертекста. В одном гипермедиа-ресурсе сочетаются и возможности перехода по гиперссылкам, и преимущества использования разнотипной информации.

Правила создания гиперссылок:

o гиперссылки в тексте должны быть выделены;

o должна просматриваться четкая логическая обусловленность каждого последующего шага в цепочке гиперссылок;

o в каждой главе (теме), параграфе и подпараграфе должны быть указатели гиперссылок, с помощью которых можно вернуться к началу темы (страницы), оглавлению, перейти к параграфу или подпараграфу, пункту или подпункту;

o гиперссылка в поле текста должна быть предельно короткой;

o количество гиперссылок в тексте определяется целями и задачами создания ЭСО, а также спецификой его содержания;

o гиперсылка в тексте должна быть максимально полезной, ставить ее стоит только в том случае, если она ведет на ресурс, тема которого затронута в тексте, но не раскрыта.

o не рекомендуется делать гиперссылки ссылки со слов "тут", "здесь" и т.п.;

Читайте также: