Герои малых народов россии сообщение

Обновлено: 19.05.2024

Мужественно сражались с врагом представители коренных народов Приамурья - нанайцы, ульчи, эвенки и другие. Прирожденные следопыты и охотники, на фронте они становились первоклассными снайперами и разведчиками. За подвиги на фронтах Великой Отечественной войны более 2 тысяч представителей коренных народов Дальнего Востока были награждены орденами и медалями.

До 1943 г. малочисленные народы Севера мобили­зации не подлежали.

В июне-июле 1941 г. на призывные пункты пришли добро­вольцы. Только за первые две недели войны добровольцами на фронт убыли 200 человек из нанайских сел, в том числе: Найхин — 22, Троицкое — 12, Дада — 18, Джари — 14, Сикачи-Алян —11, Болонь — 12. Примерно столько же добровольцев дал Ульчский район: Богородское — 19, Булава — 20, Монгол —11, Кагельма — 8, Ухта — 8. Из Комсомольского района ушли свыше 100 нанайцев, из Кур-Урмийского — 30 человек.

Накануне войны маленькая народность орочи насчитывала всего 600 человек. Естественно, ради сохранения этой национальности орочи не подлежали призыву на действительную военную службу, не говоря уже об отправке на фронт. И тем не менее орочи защищали нашу Родину наряду с русскими, украинцами, белоруса­ми. Только из села Усть-Орочи Ванинского района на фронт доб­ровольцами ушли 30 сынов орочского народа. На полях сражений смертью храбрых пали 14 человек.

В Сталинграде в составе 422-й дальневосточной дивизии (81 -и гвардейской с марта 1943 г.) было 82 представителя малочисленных народов Приамурья.

В героической обороне Ленинграда принимали участие 12 дальневосточных дивизий, в которых воевали представители ко­ренных малочисленных народов Севера: нанайцы, ульчи, удэгей­цы, орочи, эвены, эвенки, нивхи.

На Северо-Западном фронте мужественно сражались коман­дир взвода Иван Дигор, награжденный орденом Красной Звезды, и Иван Киле, удостоенный орденов Ленина и Красного Знамени.


Свыше 100 добровольцев отправил на фронт род Самаров, почти столько же — Ходжеров, Оненко, Киле, Пассаров, Гейкеров, Дигоров. Из нанайцев каждый седьмой ушедший на фронт носил фамилию Бельды.

Максима Пассара захоронили в самом центре поселка Городище. На обелиске так и записано – Герой Советского Союза. Высокое звание фронтовику присвоила народная молва. Только официально звезду Героя нанайский стрелок не получал. В 1943 году к этому званию его посмертно представило командование. Но документы на присвоение затерялись где-то между фронтом и тылом.

Указом Президента Российской Федерации за мужество и героизм, проявленные в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, старшему сержанту Максиму Александровичу Пассару присвоено звание Героя Российской Федерации (посмертно). Это произошло в феврале 2010 г. спустя 67 лет после его гибели.

Имя снайпера увековечено на Мамаевом кургане - его мемориальная плита стоит прямо у подножия Родины-матери. В Советском районе Волгограда в честь Пассара названа улица. На родине в поселке Найхин в его честь названы школа, Дом культуры. А имя Максим до сих пор самое популярное среди новорожденных мальчиков.

На За­падном фронте сражался стрелок Василий Пассар, награжденный орденами и медалями, на Калининском фронте погиб в декабре 1942 г. Иссара Ситувич Пассар.

Погибли, защищая столицу нашей Родины, артиллерист Гри­горий Самар, летчик Моисей Самар, пехотинцы Дмитрий и Иван Самар, а в Сталинградской битве — член Союза писателей СССР нанайский поэт Аким Самар. В одном из боев 422-й стрелковой дивизии под Сталинградом снайпер А. Самар в течение часа унич­тожил 16 фашистов.

25 представителей из нанайского рода Киле геройски сражались и пали смертью храбрых на полях Великой Отечественной войны. Бывший массовик клуба с. Болонь Иван Киле был удостоен высших наград — ордена Ленина и ордена Красного Знамени. Он воевал на Северо-Западном фронте. Здесь же героический подвиг совершил нанайский охотник Борис Киле. Окруженный фашис­тами, он взорвал гранату, уничтожив вместе с собой около десяти врагов.

Род Оненко отправил на фронт десятки своих сыновей, 21 человек погиб в бою в разные годы: в 1941 г., защищая Москву, — Георгий Усубисович, Иван Иванович, Турка; в 1942 г. под Ленин­градом, Воронежем и Сталинградом — Матука Чусумбович, Луга, Федор Васильевич; в 1943 г. — Александр Николаевич, Коча Григо­рьевич, Яков Семенович.

На фронт ушли из села Кондон (Солнечный район) 150 жи­телей, из них погибли 62 воина. Из села Булава (Ульчский район) в Великой Отечественной войне принимали участие 43 человека, пали смертью храбрых 16.

Два воина из Кондона дошли до Берлина. Иван Васильевич Дигор имеет медаль за взятие столицы фашистской Германии, а Михаил Иванович Самар погиб там 4 мая 1945 г.

Добровольцами на фронтах Великой Отечественной войны воевали женщины-снайперы, представители коренных народов Приамурья. Например, из орочей известно имя Раи Зенковой, ко­торая уничтожила десятки фашистов, за что была награждена бое­выми орденами и медалями.

В войне с немецко-фашистскими захватчиками и японскими милитаристами представители коренных народов Дальнего Востока внесли значительный вклад в деятельность фронтовой и аген­турной разведки. На Западе прославились разведчики — Александр Пассар, Торим Бельды, Алексей Тыхта и многие другие. Разведчики составляли 16,5 процента от общего числа ушедших на фронт жителей национальных сел Приамурья.

Представители коренных народов Хабаровского края готовят Книгу памяти о сородичах - героях Великой Отечественной войны.

Мы часто говорим о войне. Порой эта война превращалается в победно-плакатно-салютное действо, словно и не было слез, словно и не было вдов, словно и не было сирот, словно и не было той вселенской горечи, вкус которой, кажется, сегодня выветрился, не оставив даже легкого послевкусия.

-Мы работаем с 2015-го года над тем, чтобы сохранять память о подвиге наших коренных народов в войнах с фашистской Германией и милитаристской Японией, - рассказала Любовь Одзял, президент Ассоциация коренных малочисленных народов Севера Хабаровского края. – Мало, кто знает в России, и даже у нас в крае, что амурские народы понесли невосполнимые потери в войнах. Для маленьких народов потерять не просто большую часть своего генофонда, а самых талантливых, самых сильных, самых смелых мужчин – это трагедия. Поэтому мы обязаны помнить о наших дедах, о наших прадедах, потому что благодаря этим героям у нас мирная жизнь!

Ежегодно в день Победы собираются представители коренных малочисленных народов – ветераны войны, труженики тыла, дети войны. Звучат слова благодарности, приветственные адреса, дарятся подарки.

- В какой-то момент мы поняли, что этого мало. Ежегодно ветеранов становится все меньше. Необходимо сохранять эту память. Для того, чтобы активизировать усилия все общественности, максимально стимулировать людей на то, чтобы в каждой семье была бы книжка или альбом, в которых воспевался бы подвиг дедов, потому что в каждой семье есть свои герои. Их мы обязаны и помнить, и чтить. К сожалению, есть угроза, что мы упустим это. Поэтому мы стоим в самом начале пути по увековечиванию имена героев. Надеюсь, что конференция будет у нас ежегодной, больше людей участие в конкурсах, так чтобы итогом стала Книга памяти, рассказывающая о подвигах представителей коренных амурских народов в годы Великой Отечественной войны.

Стоит напомнить, что в годы войны Государственный комитет обороны издал особый приказ, в котором говорилось, что коренные малочисленные народы Севера были освобождены от призыва в действующую армию.

..Война ворвалась в каждый дом, в каждую семью, неся слезы и невосполнимые потери. Желание спасти жизни родных и близких, отстоять свое право на счастливую жизнь и воля к Победе объединили миллионы людей. Нанайцы, негидальцы, нивхи, орочи, ульчи, удэгейцы, эвены и эвенки мужественно сражались с врагом и внесли свой вклад в Победу. За подвига на фронтах Великой отечественной войны более двух тысяч представителей коренных малочисленных народов Севера были награждены орденами и медалями.

На 1-й и 2-й этап конференции на конкурс поступило 35 работ, подготовленных историками, ветеранами войны и труда, городскими и районными организациями КМНС, творческими работниками, хранителями национальных традиций и культуры. Из них 20 текстовых творческо-исследовательских работ из городов Хабаровск и Комсомольск-на-Амуре, Амурского, Аяно-Майского, Комсомольского, Нанайского, Солнечного, Тугуро-Чумиканского районов, а также 15 работ в виде слайдовых композиций и видеороликов из Амурского, Комсомольского, Нанайского, Николаевского, Хабаровского районов.

- Читать сочинения и смотреть видеоролики участников конкурса было невозможно без слез, - поделился Иван Бельды, первый вице-президент Ассоциации, председатель Совета Старейшин при Ассоциации Его отец воевал, пришел с войны с двумя ранениями, с наградами.

В Хабаровском крае перед Великой Отечественной войной проживало около 20 тысяч представителей коренных малочисленных народов Севера.

- Подчеркну, что обязательной отправке на фронт представители коренных малочисленных народов Севера не подлежали. Общая численность КМНС составляла около 1,7 % от численности края. При этом 8% от общего количества жителей региона, участвовавших в войнах с Германией и Японии, составляли представители амурских народов. Это самый высокий показатель среди всех народов Советского Союза, - рассказал Иван Бельды.

В возрастной категории старше 60 лет 1-е место заняла Любовь Дигор, село Кондон Солнечного района, за серию статей об участниках Великой Отечественной войны из рода Самар.

Вклад малых народов в Победу, которую так ждали

Великая Отечественная война не обошла стороной Сургутский район . Ханты и манси, проживающие на родовых стойбищах и в посёлках района, призывались в армию и работали в тылу, обеспечивая фронт продовольствием.

Представители народов Севера набирались в специальные лыжные батальоны, действовавшие под Москвой и Ленинградом , таёжные охотники, переквалифицировавшиеся в снайперов – становились легендами, такими, как нанаец Максим Пассар и эвенк Семён Нокомонов. Поистине незаменимыми стали представители малых народов в различных обозных частях, где все отмечали какую-то необычную способность ездовых понимать четвероногих подопечных, заботу о лошадях и других животных, волею судеб оказавшихся в армейских частях. Коренные жители Сургутского района – ханты и манси – также призывались в действующую армию, а оставшиеся в родных стойбищах добывали пушнину, которая продавалась за рубеж или обменивалась по ленд-лизу на военную технику, обеспечивали продовольствием армию, ловили в Оби и её притоках рыбу.

История семьи – история Победы


В мае 1942 года в возрасте 20 лет Иван Ефимович был призван в действующую армию, он не только освобождал территорию СССР и Европу, но и принял участие в окончании Второй мировой войны – разгроме Квантунской армии на Дальнем Востоке. В родовом стойбище Ивана Покачева ждали семья и престарелые родители.

Вернувшись с войны, Иван Ефимович продолжал трудиться на промыслах – добывал рыбу и пушнину.


Труженик тыла, который грезил фронтом

Яков Ефимович Покачев – труженик тыла. Его оставили в Сургутском районе как талантливого организатора, имеющего вес среди своих соплеменников ханты. Сейчас бы сказали, что он был главой рода или шаманом.

Обозы из Тром-Агана, современного Юбилейного, водил с добычей рыболовецких артелей в Сургут – примерно 150 километров по льду, две-три ночёвки в тайге под открытым небом. Из этой рыбы Сургутский рыбокомбинат, куда в 1942 году поступило оборудование консервной фабрики им. В. И. Ленина, эвакуированной из Одессы , делал консервы, которые шли в продуктовые пайки для солдат Красной армии, а после 1943 года – Советской армии. И сырьё, и готовую продукцию вывозили на своих нартах, запряжённых оленями ханты и манси.

– Мой дед до последнего своего дня жалел, что не попал на фронт, а водил рыбные обозы в тылу. Плакал и говорил с горечью, что всю войну провёл в тылу, а не сражался с оружием в руках с захватчиками, – вспоминает жительница Лянтора Галина Лаптева .

Фамилии фронтовиков ханты и манси из Сургутского района можно найти на плитах Мемориала славы в Сургуте : Покачевы, Каюковы, Сопочины, Ермаковы…

Вечная слава героям!

В 1941-1945 годах были мобилизованы или ушли на фронт добровольцами более 17 тысяч
жителей Югры , более 500 из них – представители коренных народов – ханты и манси.

Орденами и медалями награждено более 5 000 человек, а бойцов из числа коренных малочисленных народов Севера – около 400 человек. В целом боевую награду получил каждый второй из фронтовиков Югры , а из числа ханты и манси – четверо из пяти.

Ни для кого не секрет, что Россия — страна многонациональная. Однако многие из нас никогда не слышали о некоторых проживающих на ее территории представителях коренных малочисленных этносов. Всего в РФ таких народностей более 190, а мы сегодня расскажем о десяти из них.

1. Юги

Родина югов — среднее течение Енисея. Исторически они проживали в Туруханском районе Красноярского края, однако после революции 1917 года не выделялись в переписях, учитываясь как родственные им кеты. Занимались юги традиционно охотой и рыболовством, жили в чумах и полуземлянках, исповедовали шаманизм, анимизм и православие. Внешне они преимущественно были низкорослыми, с явно выраженными скулами, узкими карими глазами и прямыми темными волосами. По данным переписи 2002 года, югов оставалось всего 19, а еще через 8 лет нашелся лишь один человек, причисляющий себя к этой народности.

10 малочисленных коренных народов России

Фото: Global Look Press к содержанию ↑

2. Кереки

По данным переписи 2010 года, кереков сохранилось всего четверо. Представителей этой народности можно найти на территории Беринговского района Чукотского АО. Кереков отличают маленький (140-145 сантиметров) рост, смуглая кожа и темные суженные глаза, а их образ жизни практически аналогичен образу жизни чукчей. Традиционно кереки занимались зверобойным и пушным промыслом, рыболовством, собирательством. Зимовали они в землянках, а в теплое время года переселялись в летние жилища. Этот процесс сопровождался ритуалами шаманизма.

3. Алюторцы

Алюторцы, которых, по данным на 2002 год, оставалось всего 12, живут на севере Камчатского края. Представителей этой народности отличают крупные губы и нос, небольшие глаза, выступающие скулы, крепкая низкорослая фигура. Считается, что они наиболее близки к этносу коряков. Религия алюторцев — шаманизм, а среди их традиционных занятий — морской зверобойный промысел, оленеводство и рыболовство. В 2010 году насчитывалось 25 носителей алюторского языка, сами же алюторцы в качестве субэтноса уже не выделялись, упоминаясь в составе коряков.

4. Водь

Исчезающий финно-угорский народ, также известный как ваддя, относится к коренному населению Ленинградской области. Традиционно его представители занимались сельским хозяйством и после язычества стали исповедовать православие. Отличительные черты внешности вожан — светлые волосы и кожа, голубые глаза. По данным переписи 2010 года, на водском языке (который близок к северо-восточным диалектам эстонского) говорили лишь 10 человек, а всего насчитывалось 64 представителя этой народности.

5. Сету

6. Энцы

Энцы, которых в 2010 году насчитывалось 227 человек, в основном живут в Красноярском крае и делятся на тундровых и лесных. Сейчас они преимущественно исповедуют православие, однако издавна почитали природные стихии. Их язык близок к ненецкому. До конца XX века он оставался бесписьменным. Традиционно энцы занимались оленеводством, охотой, пушным промыслом и рыболовством, жили в чумах.

7. Ижорцы

266 оставшихся в 2010 году в России ижорцев жили на территории Ленинградской области, Санкт-Петербурга, Карелии, Московской, Новгородской и Мурманской областей. Представители этого финно-угорского народа родственны, в частности, карелам, вепсам и финнам. Исповедуют они православие и лютеранство. Средний рост ижорцев составляет 165-168 сантиметров, волосы могут быть как темными, так и светлыми, глаза преимущественно светлые. Их традиционные жилища в основном состояли из двух изб и сеней. Антропологи издавна отмечали спокойствие, аккуратность, трудолюбие и гостеприимство ижорцев.

8. Тазы

Тазы, родственными народами для которых считаются китайцы, нанайцы и удэгейцы, живут в Приморском крае. По внешности напоминают маньчжуров. Сейчас тазы в основном исповедуют православие, однако издавна среди них были распространены буддизм, шаманизм, маньчжурская народная религия и китайский культ предков. Традиционное жилище представителей этой народности — китайская фанза (каркасно-столбовой дом со стенами из кирпича, соломы или самана). Занимались тазы в основном огородничеством, охотой и собирательством. По данным 2010 года, их в России осталось всего 274 человека.

9. Ороки

Этот тунгусо-маньчжурский народ также известен как ульта. Живут его представители преимущественно в Сахалинской области. В 2010 году их насчитывалось 295 человек, причем родным языком владели лишь 47 из них. Внешне ороки относятся к байкальскому типу североазиатской малой расы: имеют низкий рост, широкое уплощенное лицо, тонкие губы, узкие глаза. Традиционно они занимались оленеводством, пушным промыслом и рыболовством, исповедовали анимистический пантеизм с космогоническими взглядами, шаманизм, затем — православие.

10. Чулымцы

Представители этого тюркского народа живут в Томской области и Красноярском крае. В 2010 году их оставалось всего 355. Родственными чулымцам считаются хакасы, шорсы, сибирские татары, северноалтайцы и киргизы. Издавна чулымцы занимались рыболовством и пушным промыслом. Жили они в землянках, полуземлянках, юртах и чумах. Традиционно чулымцы исповедовали шаманизм, позднее были крещены в православие. Их родной язык не имеет письменности.

Читайте также: