Георг филипп телеман сообщение

Обновлено: 01.07.2024

ТЕЛЕМАН, ГЕОРГ ФИЛИПП (Telemann, Georg Phillip) (1681–1767), немецкий композитор, один из главных представителей эпохи барокко в музыке. Родился 14 марта 1681 в Магдебурге. Рано добился успеха как певец, композитор и исполнитель на разных инструментах, но по решению семьи отправился изучать право в Лейпциг. Музыкальная жизнь этого города была столь интересна, что в 1702 Телеман оставил юриспруденцию ради музыки. Получил место органиста в церкви св. Фомы (Томаскирхе) и писал кантаты, а также основал при Лейпцигском университете музыкальное общество – Collegium Musicum. В 1705 стал придворным капельмейстером в Зорау (ныне Жары, Польша); в 1708 – придворным капельмейстером в Эйзенахе; в 1712 – кантором во Франкфурте-на-Майне; в 1721 – музыкальным директором в Гамбурге. Последняя должность была одной из самых почетных в Германии. Телеман отвечал за музыкальную часть в пяти главных городских церквах, часто ему приходилось писать сразу по пять кантат для воскресных или праздничных служб. Он сочинял также оперы для городского театра и возглавлял обучение музыке в Иоханнеуме – известной гамбургской классической гимназии.

В 1723 Телеман не принял приглашения занять место Кунау, кантора Томаскирхе, и кантором стал И.С.Бах. В 1737 Телеман совершил поездку в Париж, где удивил слушателей новизной своего оркестрового письма. До конца жизни он продолжал сочинять произведения для Франкфурта, Парижа и Гамбурга.

В наследии Телемана по меньшей мере 40 опер, 44 цикла пассионов, 52 церковные службы и множество ораторий, а также 600 увертюр во французском стиле и массу вокальных и инструментальных произведений во всевозможных жанрах. Мастер полифонии, он тем не менее разделял характерную для его времени антипатию к контрапунктическому письму, любил выразительные мелодии и восхищался стилистическими новациями французских и итальянских мастеров. Воспринял и ряд свежих веяний из Восточной Европы, особенно из Польши. Телеман был эклектиком, проницательным и остроумным аналитиком музыки своего времени, неутомимым экспериментатором, особенно в области оркестровки.

Более двухсот пятидесяти лет назад завершился жизненный путь одного из ведущих представителей эпохи барокко в музыке, композитора и общественного деятеля - Георга Филиппа Телемана. Современник Баха и Генделя, он оставил заметный след во всех сферах и жанрах музыкального искусства благодаря своей многогранной, кипучей деятельности.

Родился Георг Филипп Телеман 14 марта 1681 года в Магдебурге. Он рано достиг успеха и в качестве певца, и как композитор, и как исполнитель на разных инструментах, но по решению семьи отправился изучать право в Лейпциг. Музыкальная жизнь этого города оказалась столь интересна, что Телеман оставил юриспруденцию ради музыки. Он пишет произведения для "Томаскирхе", получает место органиста "Новой церкви", но вскоре уезжает из Лейпцига.

В последующие годы Телеман служил в должности капельмейстера при дворе графа Эрдмана фон Промнитц в Зорау, затем в должности концертмейстера и капельмейстера при дворе герцога Саксен-Эйзенахского, кантора и музикдиректора во Франкфурте-на-Майне и, наконец, городского кантора и учителя в Гамбурге, где он обосновался почти на полвека, до конца своих дней.

Вкусив в полной мере все прелести службы при дворе, Телеман, уже в гамбургский период, отказывается от предложения, которое сам расценивает как "исключительную честь" для себя - ехать в Россию для учреждения и руководства немецкой капеллой при императорском дворе.

До последних дней Телеман сохранял свою феноменальную работоспособность и создавал новые произведения несмотря на подорванное здоровье и семейные неурядицы. Творческое наследие композитора охватывает все известные в его эпоху жанры и формы и с трудом поддаётся учёту. Полагают, что он написал за свою жизнь больше, чем Бах и Гендель вместе взятые. Только во Франкфурте-на-Майне сохранилось восемьсот тридцать кантат Телемана, что составляет около половины их общего числа.

При жизни слава Телемана не уступала славе Генделя. Его ставили выше Иоганна Себастьяна Баха, который был тогда известен главным образом как органист. Телеману не приходилось с трудом добиваться выгодных заказов и приглашений. Все было наоборот: города и княжеские дворы оспаривали его друг у друга. Он был знаменит во всей Европе, от Франции и Испании до России. Поэты слагали стихи в его честь.

Однако, XIX век, возвеличив Баха, словно по закону маятника отвернулся от Телемана. Интерес к его музыкальному наследию заметно снизился, а многие авторы историко-критических трудов припечатали ему клеймо "ремесленника". Необычайная творческая продуктивность композитора обернулась свидетельством незначительности его сочинений.

XX век в стремлении к возрождению старинной музыки вновь обратил внимание на забытую знаменитость. Одним из первых заговорил о Телемане Ромен Роллан, посвятивший ему пятую новеллу цикла "Музыкальное путешествие в страну прошлого". "Кто хочет понять необычайное музыкальное пламя, осветившее Германию во времена Гайдна, Моцарта и Бетховена, должен знать тех, кто разложил этот прекрасный костёр, и рассмотреть, как разгорался огонь".

Для Телемана главным выразительным средством служит мелодия - простая, ясная и доходчивая.

Концерт для флейты Ре мажор

Ге́орг Фи́липп Те́леман (Те́леманн; нем. Georg-Philipp Telemann ; 14 марта 1681, Магдебург — 25 июня 1767, Гамбург) — немецкий композитор эпохи барокко, органист, капельмейстер. Использовал анаграмматический псевдоним Меланте.

Содержание

Биография

В 1701—1704 годах Телеман изучал право в Лейпцигском университете; в этот период он создал при университете студенческое общество Collegium Musicum (1702), которым в дальнейшим руководил И. С. Бах, служил органистом в одной из лейпцигских церквей, написал ряд кантат для церкви Святого Фомы; сочинял для городского театра оперы, в которых сам исполнял теноровые партии, дирижировал спектаклями [2] .

В 1961 году в Магдебурге было основано Общество Г. Ф. Телемана (Arbeitskreis G. Ph. Telemanns), занимающееся пропагандой его творчества и изданием его сочинений.



Творчество

Георг Филипп Телеман работал во всех существовавших в то время музыкальных жанрах; он свободно владел техникой полифонического письма, но в стремлении к большей доступности пришёл к новому для того времени гомофонному письму; его музыка вбирала в себя достижения различных национальных школ, в том числе французской и польской.

Перу Телемана принадлежат 44 цикла пассионов (сочинения на Страсти Господни), из которых известны 23, более 20 годовых циклов духовных кантат, 52 церковные службы и множество ораторий. Он является автором 44 опер различных жанров, в том числе комических (сохранились лишь 7), 700 арий, около 600 оркестровых сюит (увертюр), в том числе программных, из которых сохранились 126, а также около 170 концертов для различных солирующих инструментов, ряда кончерти гросси, квартетов и других ансамблей, в том числе трио-сонат, 36 фантазий для клавира, фуг для клавира и органа и других сочинений. Ко многим своим операм и кантатам Телеман сам писал текст.

Примечания

  1. Robert EitnerTelemann, Georg Philipp // Allgemeine Deutsche Biographie : Duncker & Humblot, Leipzig. — 1894. — Т. 37. — С. 552—555. (нем.)
  2. 123Соловьёва T. H.Телеман Г. Ф. // Музыкальная энциклопедия (под ред. Ю. В. Келдыша). — М .: Советская энциклопедия, 1973—1982.
  3. Kahl W. Selbstbiographien deutscher Musiker. — Köln und Krefeld, 1948. (нем.)

Литература

Ссылки

  • Персоналии по алфавиту
  • Музыканты по алфавиту
  • Родившиеся 14 марта
  • Родившиеся в 1681 году
  • Родившиеся в Магдебурге
  • Умершие 25 июня
  • Умершие в 1767 году
  • Умершие в Гамбурге
  • Композиторы эпохи барокко
  • Академические музыканты Германии
  • Композиторы Германии
  • Органисты Германии

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Телеман, Георг Филипп" в других словарях:

Телеман Георг Филипп — (Telemann) (1681 1767), немецкий композитор, капельмейстер, музыкальный теоретик. Одним из первых перешёл от полифонии к гомофонно гармоническому стилю композиции (см. Гомофония). Основа творчества инструментальная музыка: оркестровые сюиты, в… … Энциклопедический словарь

Телеман Георг Филипп — Телеман (Telemann) Георг Филипп (14.3.1681, Магдебург, 25.6.1767, Гамбург). немецкий композитор, органист, капельмейстер. Музыкальными предметами занимался самостоятельно. С 1701 изучал право в Лейпцигском университете, где основал музыкальный… … Большая советская энциклопедия

Телеман, Георг Филипп — ТЕЛЕМАН (Telemann) Георг Филипп (1681 1767), немецкий композитор, капельмейстер, музыкальный теоретик. Одним из первых перешел от полифонии к гомофонно гармоническому стилю композиции (смотри Гомофония). Основа творчества инструментальная музыка … Иллюстрированный энциклопедический словарь

ТЕЛЕМАН Георг Филипп — (Telemann, Georg Phillip) (1681 1767), немецкий композитор, один из главных представителей эпохи барокко в музыке. Родился 14 марта 1681 в Магдебурге. Рано добился успеха как певец, композитор и исполнитель на разных инструментах, но по решению… … Энциклопедия Кольера

ТЕЛЕМАН Георг Филипп — ( 14 III 1681, Магдебург 25 VI 1767, Гамбург) Каково бы ни было наше суждение о качестве этого творчества, нельзя не поразиться его феноменальной продуктивностью и удивительной живостью этого человека, который с десяти до восьмидесяти шести лет… … Музыкальный словарь

Телеман Георг Филипп — … Википедия

ТЕЛЕМАН (Telemann) Георг Филипп — (1681 1767) немецкий композитор, капельмейстер, музыкальный деятель. Инструментальные сочинения, оперы (ок. 40), 5 ораторий, церковная музыка … Большой Энциклопедический словарь

ТЕЛЕМАН (Telemann) Георг Филипп — (1681 1767) немецкий композитор, капельмейстер, музыкальный деятель. Инструментальные сочинения, оперы (ок. 40), 5 ораторий, церковная музыка … Большой Энциклопедический словарь

ТЕЛЕМАН (Telemann) Георг Филипп — (1681 1767) немецкий композитор, капельмейстер, музыкальный деятель. Инструментальные сочинения, оперы (ок. 40), 5 ораторий, церковная музыка … Большой Энциклопедический словарь

Георг Филипп Телеман

Георг Филипп Телеман родился 14 (24) марта 1681 года в Магдебурге (Пруссия), в образованной семье, музыкальный талант ему перешёл от матери. Изучал право в Лейпцигском университете. С 1702 руководитель городской оперы, с 1704 – в Новой церкви в Лейпциге, с 1705 капельмейстер в Зорау (ныне Жары, Польша), в эти годы много сочинял. С 1721 – в Гамбурге, где он прожил до конца жизни, с 1723 капельмейстер оперного театра; фактически руководил всей музыкальной жизнью города.

Телеман сделал себе имя и обладал высочайшей популярностью, к нему наперебой обращались за заказами города и княжеские дворы, его приглашали на разные должности. Он был знаменит не только у себя на родине, но и по всей Европе, от Франции и Испании до России и Скандинавии.

Будучи невероятно занятым своей работой Телеман отказался в 1729 году стать учредителем и капельмейстером немецкой капеллы при Санкт-Петербургском императорском дворе (вместо него в Россию поехал внук Телемана Георг Михаэль).

Умер 25 июня 1767 года в Гамбурге.

Несмотря на прижизненную славу Телемана, к концу XVIII в. его музыка оказалась забытой и стала возрождаться только в XX веке.

Читайте также: