География наука будущего сообщение

Обновлено: 05.07.2024

ГЕОГРАФИЯ КАК НАУКА ДЛЯ БУДУЩЕГО - тема научной статьи по биологии из журнала Проблемы региональной экологии

Методология нйугнЫх исследований

ГЕОГРАФИЯ КАК НАУКА ДЛЯ БУДУЩЕГО

Б. И. Кочуров, д. г. н., в. н. с., А. В. Антипова, к. г. н., н. с.

География — одна из фундаментальных наук. Она изучает главные особенности поверхности Земли и дает возможность любому человеку возможность изучить, где, когда и как мы существуем.

География — одна из самых древних наук на Земле. Ее особенность в том, что ее разделы особенно важны как для человеческого существования и развития, так и для деятельности человека и в настоящем и в будущем. Основная идея географии состоит в том, что территорию предлагается рассматривать как главный объект географического исследования.

В настоящее время в пределах географии сформировалось новое интегральное направление исследований, геоэкология, в рамках которой на основе принципов устойчивого и сбалансированного развития проводится анализ экологических проблем и дается прогноз их возможного развития.

Geography is a principal fundamental science. It studies general regularities of the Earth's nature and makes it possible for anyone to learn where, when and how do we exist.

Geography is among the most ancient Earth's sciences on the Earth. Several features of geography are particularly important for human existence and evolution, as well as for human activities, both actual and future. The principal idea of geography is that of a territory which is considered to be the main object of geographical research.

At present a new integral line of studies has formed within geography, i.e. geoecology which is concerned with the analysis and forecasting of environmental problems on the account of sustainable and balanced development.

Ключевые слова: география, территория, геосистема, экологическая проблема, экологическая ситуация, географический прогноз.

Keywords: geography, territory, geosystem, environmental problem, ecological situation, geographical forecast.

И действительно, география, изучающая основные закономерности формирования земной природы, вместе с историей дает возможность отдельному человеку и человечеству в целом познать, где и когда мы существуем, в каких естественных условиях живем и какими природными ресурсами располагаем для своей жизнедеятельности. Подобные знания имеют большое значение не только для природно-исторического анализа различных территорий и стран, но и для оценки их современного состояния, а также для прогнозирования дальнейшего развития.

Рассматривая географию в таком широком аспекте, важно отметить, что эта наука — одна из древнейших на Земле, и обратить внимание на главные исторические этапы ее развития.

В ходе своего длительного исторического развития география прошла целый ряд важных этапов, каждый из которых нашел свое отражение в определенных чертах современной географической науки. В то же время география неизменно сохраняет свои главные аналитические особенности — территориальность, комплексность, синергизм, а также глобальность, которые присущи этой науке с самых ранних этапов познания человеком земной природы, т. е. той географической оболочки Земли (термин предложен советским географом акад. А. А. Григорьевым в 1932 году), которая является уникальной частью известного нам космоса, где существует жизнь и где возникло и развивается человечество, активно использующее ресурсы этой оболочки для своего существования [1].

Это взаимодействие человека и природы охватывает пока еще только ту часть географической оболочки Земли, которая и определяется как географическая среда жизни человека. Именно здесь происходят существенные изменения многих свойств земной природы — идет процесс антропогенизации отдельных территорий, который требует все более глубокого изучения не только общей динамики развития географической оболочки, но и рассмотрения тех конкретных изменений в отдельных природных компонентах, которые имеют наибольшее значение для жизнедеятельности человека. Такие географические исследования практически оказываются необходимыми для поиска наиболее рациональных путей организации общества: размещения населения, эффективного использования и воспроизводства природных ресурсов, территориального распределения производств и других мероприятий, которые должны осуществляться в интересах не только сегодняшнего, но и будущих поколений. И роль географии здесь вряд ли может быть недооценена. Как отмечает академик В. М. Котляков [3], при экспертизе проектов развития любых территорий эксперты-географы сегодня имеют возможность наиболее полно, комплексно оценить современную ситуацию на территории и спрогнозировать ее трансформацию в ходе будущего развития, которое может оказать как благоприятное, так и неблагоприятное экологическое влияние на условия жизни населения.

Огромным фактическим материалом география обогащалась в течение многих веков своего первоначального развития, включая эпоху Великих географических открытий

(XV—XVII века н. э.), когда европейцам стали известны обширные сухопутные и морские пространства в различных частях земли (Америка, Индия, Австралия и др.). Существенный вклад в развитие географии XVII века внесли и русские землепроходцы, открывшие и обследовавшие обширные территории Сибири, Дальнего Востока и Севера России. Все это привело к пониманию реального разнообразия конкретных земных условий и одновременно утвердило представление о целостности и единстве природы мира, а также о необходимости соответствующих методов ее изучения.

Особенно этому способствовало создание картографических материалов, которые сопровождали многочисленные географические исследования той эпохи. В результате этого картография стала неотъемлемой частью географической науки, а географическая карта по существу превратилась в тот уникальный язык, без овладения которым невозможны географические исследования любого территориального уровня — местного, регионального, континентального, глобального. Это свое значение картография полностью сохраняет до сегодняшнего дня. И вряд ли какое-то географическое исследование, не проиллюстрированное картой, можно считать полноценным.

Дальнейшее развитие основной стволовой части географической науки, каковой считается комплексная физическая география, шло по линии совершенствования методов изучения природной составляющей, которая представляет собой целостное образование, имеющее материальную основу, включая живую и неживую природу, и одновременно обладает региональными различиями, создающими разнообразие всей земной природы.

Параллельно с этим разработка понятия о географическом ландшафте привела к формированию в системе географической науки самостоятельного интегрального направления — ландшафтоведения. В разработке об

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.


География как наука всегда была одним из значимых факторов развития общества и определяла успехи развития государства в целом. От нее в настоящее время зависят как уровень технологического вмешательства в природную среду, так и правильность стратегии развития социально-экономической системы.

Перед географией в настоящее время стоит ряд острых вопросов:

• каким образом прогнозировать и моделировать будущее географии в контексте глобальных проблем;

• что необходимо от ученых, чтобы география выступала драйвером позитивных перемен;

• какие перспективы необходимо выделить в самой географической науке.

Если в процессе эволюции совершенствование в биосфере сопровождалось адекватным развитием систем управления (саморазвития), то человеческое общество так и не смогло создать систему общего коллективного разума, способного эффективно управлять социумом. Произошло рассогласование двух ключевых параметров эволюции (природы и человека), повлекшее за собой серьезные экологические последствия. Общество до настоящего времени так и не осознало до конца свою роль в глобальной геоэкосоциосистеме и занимает явные антагонистические позиции по отношению к природе.

Это означает, что проблемы стратегического прогноза будущего человеческого общества становятся все более актуальными. Нужна кардинальная поддержка фундаментальной науки, в том числе – географии, так как только она способна правильно расставить ориентиры дальнейшего развития.

Добавим, что сопоставление природного (условия–ресурсы) потенциала природных ландшафтов с состоянием и перспективами их экологического развития открывает широкие возможности учета всех сторон вмешательства в природные процессы и способствует установлению допустимых норм (допустимого риска) природо- и ресурсопользования, обеспечивающему сбалансированное развитие территории, не снижающее ресурсный потенциал и создающее комфортные условия проживания населения. Подобные исследования являются предметом географии, географических и геоэкологических прогнозов и моделей, которые, несмотря на всю сложность и противоречивость разработки, должны сопровождать любой проект планировки, застройки, реновации, реконструкции; программ и планов охраны природных ресурсов и развития регионов.

Осмысление нависшей над человечеством экологической угрозы, финансового и экономического кризиса, вирусной пандемии ставят перед географией задачу огромной социальной значимости на ноосферой основе (новая платформа глобализации!) – разработка новых технологий высокой степени экологической безопасности, ресурсосбережения и ресурсоэффективности, противостоящих различного рода вызовам, потрясениям, пандемиям и эпидемиям.

Будущее географии – в концентрации внимания на разработке и развитии сложных и сверхсложных социоприродных систем. С использованием информационных и других современных технологий, в том числе искусственного интеллекта, нейронных сетей и др. География от описательной становится точной наукой и начинает занимать приоритетное место в создании схем и проектов территориальной организации общества на любом уровне.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Описание презентации по отдельным слайдам:

Легко достать небесную звезду, Легко руками Развести беду И написать стихи, В.

Легко достать небесную звезду, Легко руками Развести беду И написать стихи, Всё очень просто… Но только надо быть большого роста. Б. Заходер

география Интересно, может ли что-нибудь сделать существенного школьная гео.

На самом деле, изучение пространства и окружающего мира начинается с самых п.

На самом деле, изучение пространства и окружающего мира начинается с самых первых шагов малыша.

Ведь именно тогда начинаются полные опасностей и тайн «первые географические.

В каждом ребёнке с самого рождения живёт пытливый исследователь, нужно тольк.

Но для такого вектора необходима точка отсчёта! Прекрасный повод подарить мал.

Но для такого вектора необходима точка отсчёта! Прекрасный повод подарить малышу карту. На ней обязательно есть самая лучшая точка отсчёта – место, где он родился, его уютный двор, его любимый город, за пределы которого он неизбежно когда-нибудь отправится на просторы своей прекрасной Родины.


А потом, может быть, и в дальние страны, открывая для себя шаг за шагом нашу.

А потом, может быть, и в дальние страны, открывая для себя шаг за шагом нашу неповторимую планету…

= Уверяю вас, что обыкновенный географический атлас вполне может побороться з.

? Можно прочитать учебник по истории, а можно открыть мир самостоятельно, изу.

? Можно прочитать учебник по истории, а можно открыть мир самостоятельно, изучая старинные карты, сопоставляя и анализируя границы, даты, названия.

Хотите, верьте, а хотите, нет, но на каждой карте очень компактно и изящно у.

Хотите, верьте, а хотите, нет, но на каждой карте очень компактно и изящно упакована информация толщиной в том.

Хорошая карта – это и научное, и художественное произведение.

Хорошая карта – это и научное, и художественное произведение.

Карта (в отличие от книги, в которой всегда есть последовательность изложения.

Карта (в отличие от книги, в которой всегда есть последовательность изложения) позволяет видеть мир одномоментно, причём целостным во всём его разнообразии.

Что сегодня может предложить учитель географии подрастающему исследователю, е.

Что сегодня может предложить учитель географии подрастающему исследователю, если издавна отношение к этому учебному предмету было различным?

Иммануил Кант (1724 – 1804) Преподавал физическую географию в университете Кё.

Л. Н. Толстой (1828 – 1910) Лев Николаевич считал географию наукой «не крест.

Л. С. Берг (1876 – 1950) «География была и есть любимейшая наука русских со в.

оказаться в самой гуще проблем взаимодействия природы и общества. И, действи.

оказаться в самой гуще проблем взаимодействия природы и общества. И, действительно, всем ходом истории нашей планеты географической науке было предопределено

польза хозяин И постоянно отвечать за всё человечество на вопрос: От каких сл.

Человек будущего с планетарным мышлением способен понять: - Всё связано со вс.

Человек будущего с планетарным мышлением способен понять: - Всё связано со всем! - Всё на земле живое! - Природа знает лучше! - Ничто не даётся даром!

А для достижения такой высоты придётся покорить не одну вершину. Перед нами м.

А для достижения такой высоты придётся покорить не одну вершину. Перед нами маршрут высшей категории сложности.






Этот путь немыслим без доброжелательности или, по крайней мере, терпимости к.

Этот путь немыслим без доброжелательности или, по крайней мере, терпимости к друг к другу другим народам другим религиям другим политическим мнениям


Практика предыдущих экспедиций показывает, что у каждого участника развиваютс.

Практика предыдущих экспедиций показывает, что у каждого участника развиваются Аналитические способности Географическая зоркость Пространственное мышление

Хорошо, что у учителя в арсенале появились новые информационные системы (Инте.

Хорошо, что у учителя в арсенале появились новые информационные системы (Интернет), различные медиа - средства, космические снимки, значительно обогатившие методику географии, расширившие творческие и познавательные возможности учащихся.

Самые одарённые уже в пути пробуют составлять научные прогнозы, применять сво.

Самые одарённые уже в пути пробуют составлять научные прогнозы, применять свои знания на практике

всё это просто необходимо, чтобы каждый ученик смог осознать свое место в Мир.

всё это просто необходимо, чтобы каждый ученик смог осознать свое место в Мире и Мира в себе. МИР

И только тот, кто за время трудного пути не потеряет чувство любви к своей Ро.

И только тот, кто за время трудного пути не потеряет чувство любви к своей Родине, сможет увидеть сияние самых высоких вершин мира


В.В. Докучаев (1846-1903) учёный-естествоиспытатель почвовед

В.В. Докучаев (1846-1903) учёный-естествоиспытатель почвовед

В.И. Даль (1801-1872) учёный-диалектолог этнограф писатель

В.И. Даль (1801-1872) учёный-диалектолог этнограф писатель

 В.И. Вернадский (1863 – 1945) академик минералог геохимик

В.И. Вернадский (1863 – 1945) академик минералог геохимик

Н.И. Вавилов (1887-1943) академик ботаник-растениевод генетик величайший гума.

Н.И. Вавилов (1887-1943) академик ботаник-растениевод генетик величайший гуманист

Ю.А. Сенкевич (1937-2003) Полковник медицинской службы Путешественник Ведущий.

Д.И. Шпаро родился в 1941г. математик путешественник

Д.И. Шпаро родился в 1941г. математик путешественник

Ф.Ф.Конюхов родился в 1952г. путешественник писатель художник

Ф.Ф.Конюхов родился в 1952г. путешественник писатель художник

Эти имена не отделимы от имён всех русских путешественников, которые увековеч.

В наследство от них мы получили нашу страну, великую, прекрасную и богатую. И.


Ильин Алексей Место работы Яндекс

Ильин Алексей Место работы Яндекс

Матвей Арбузов геолог

Матвей Арбузов геолог

А может быть, когда-нибудь, на карту нанесут имена и моих учеников

А может быть, когда-нибудь, на карту нанесут имена и моих учеников

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 24 человека из 17 регионов

Курс повышения квалификации

Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 607 759 материалов в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 01.05.2017 1662
  • PPTX 18.2 мбайт
  • 4 скачивания
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Якобс Наталья Витальевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

В Белгородской области отменяют занятия в школах и детсадах на границе с Украиной

Время чтения: 0 минут

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Минтруд предложил упростить направление маткапитала на образование

Время чтения: 1 минута

Курские власти перевели на дистант школьников в районах на границе с Украиной

Время чтения: 1 минута

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Академическая стипендия для вузов в 2023 году вырастет до 1 825 рублей

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Продолжаем публиковать прогнозы ученых о том, что будет с их областью науки в далеком будущем. Сотрудники Института географии РАН — гляциологи, палеоклиматологи, экономгеографы и почвоведы — заглянули на несколько десятилетий вперед.

Ольга Соломина

Ольга Соломина

Ольга Соломина, член-корр. РАН, гляциолог, директор Института географии РАН:

Многие области гео­графии в последние десятилетия переживают технологическую революцию, однако своими успехами наша наука во многом обязана другим дисциплинам — математике, физике, химии, биологии. По моим представлениям, пока эти новые технологии позволяют географам скорее разъять, расчленить, посмотреть под микроскопом на процессы, происходящие на Земле. Удастся ли нам собрать эти части в единую систему так, чтобы она ожила и стала предсказуемой, или нет, не ясно, но, кажется, именно географы могут поставить перед собой такую задачу.

Мария Гунько, социогеограф, науч. сотр. ИГРАН:

Население мира увеличивается, а с ним растет численность жителей городов. В наше время уровень урбанизации составляет около 50%, а, по прогнозам ООН, к 2030 году этот показатель достигнет 60%. Таким образом, геоурбанистика (география городов) останется актуальным направлением исследований. С течением времени она становится всё более междисциплинарной, ­интегрируя методологию городской социологии, антропологии, психологии, планировочных исследований, картографии.

Но пространственное развитие неоднородно: параллельно с ростом и внедрением инноваций в мегаполисах происходит сжатие малых и средних городов, которые не смогли стать фокусами мирового, национального и регионального развития. Исследование сжимающихся городов набирает обороты практически во всех странах мира: выясняются причины географии сжатия, идет поиск способов планирования и управления этим процессом, чтобы обеспечить местному сообществу комфортное проживание.

Владимир Мацковский

Владимир Мацковский

Владимир Мацковский, палеоклиматолог, науч. сотр. ИГРАН:

К 2050 году технический прогресс, а именно развитие интернета вещей, искусственного интеллекта и квантовых компьютеров, значительно повлияет на развитие географии. Основным драйвером станет получение обширной информации о Земле по наблюдениям из космоса, но, что еще важнее, благодаря развитию интернета вещей и постоянному сбору локальной информации. Искусственный интеллект (методы автоматического преобразования огромных массивов данных) позволит извлекать из всей этой информации важную составляющую либо непосредственно включать ее в физические модели Земли. Сами же модели, благодаря развитию квантовых компьютеров, достигнут нового уровня, недоступного классическим вычислениям на суперкомпьютерах, и позволят прогнозировать состояние нашей планеты гораздо точнее и в гораздо более широких временных рамках.

Анастасия Нагирная

Анастасия Нагирная

Анастасия Нагирная, экономгеограф, науч. сотр. ИГРАН:

В середине XXI века география будет одним из самых востребованных научных направлений и, полностью превратившись из науки описательной в преимущественно практическую, станет базой для междисциплинарных исследований. Важнейшим направлением гео­графических изысканий станет исправление ошибок, допущенных человеком в освоении Земли и связанных с неконтролируемым потреблением природных ресурсов, загрязнением окружающей среды и внедрением технологических инноваций.

Среди ключевых направлений географии будущего можно предположить сохранение и возрождение редких и вымирающих видов растений и животных, поиск новых источников энергии на Земле и за ее пределами, различные виды регионального прогнозирования (в том числе прогноз стихийных явлений), освоение морского дна в качестве дополнительной территории для проживания человека и его хозяйственных нужд.

К этому я бы добавила разработку новых форм территориальной организации городов, развитие геоинформационных систем и картографии для разнообразных целей, а также изучение влияния космической отрасли на земные оболочки. Появятся новые научные направления и ответвления на стыке уже существующих дисциплин. Все задачи современной географии будут перенесены на космографию, на исследования других планет.

Никита Мергелов

Никита Мергелов

Никита Мергелов, почвовед, ст. науч. сотр. ИГРАН:

Инструментарий и методология географии будут востребованы очень широко: от познания устройства микромира на Земле до изучения строения оболочек и ландшафтов других планет. В ближайшие десятилетия по-новому зазвучит ансамбль географии, биологии и химии. Собственно, прелюдия слышна уже сейчас.

Или, наоборот, молекулярная география с глобального переходит на субмикроуровень, что связано с развитием тонких методов изучения вещества. Вторичная ионная масс-спектрометрия высокого разрешения оперирует картами элементов и их стабильных изотопов. В этих исследованиях оказались крайне востребованными методы обработки и классификации изображений, применяемые при дешифрировании космических снимков. Всё чаще публикуются работы химиков в сотрудничестве с картографами. Они уже не вызывают удивления — только научный восторг. Инструментарий геостатистики применяется для описания пространственных структур элементов, изотопов и молекул. Оказалось, что разработанные десятилетия назад подходы географии востребованы на совершенно ином уровне познания строения вещества.

Уже сейчас географы востребованы при описании ландшафтов других планет, прежде всего Марса. Красная планета — это простор для геоморфологической и палеогеографической мысли. Мощные потоковые структуры и толщи осадочных отложений были сформированы при наличии жидкой воды в палеогумидные (более 2,5–3 млрд лет назад) эры развития Марса. Палеопочвоведы уже интерпретируют ряд вертикальных неоднородностей в осадочных отложениях в кратере Гейл как почвы. В них есть явные признаки субаэрального выветривания с участием воды, а также такие потенциально биогенные, по земным представлениям, элементы, как углерод, водород, кислород, сера, азот, фосфор. Кто знает, может, в 2050 году наш институт будет называться Институтом географии и марсографии? Хотелось бы, чтоб РАН.

1 Век географии. Под ред. В. М. Котлякова, О. Н. Соломиной, А. А. Тишкова, В. А. Колосова. Институт географии РАН, Русское географическое общество, Российский учебник. — М.: Дрофа, 2018. — 448 с. См. рецензию в ТрВ-Наука: [1].

Читайте также: