Фпсад 22 сообщение информации

Обновлено: 08.07.2024

Изложены наблюдения и выводы, сделанные по итогам сравнительного анализа норм международных стандартов аудита и федеральных стандартов аудиторской деятельности, определены их основные сходства и существенные различия.

Введение

В настоящее время вопрос перехода российских аудиторов на международные стандарты аудита уже не стоит, теперь это только дело времени. Федеральным законом от 01.12.2014 N 403-ФЗ внесены соответствующие изменения в ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности". Данные изменения вступили в силу с 2 декабря 2014 г.

Согласно этим изменениям "аудиторская деятельность осуществляется в соответствии с международными стандартами аудита, которые являются обязательными для аудиторских организаций, аудиторов, саморегулируемых организаций аудиторов и их работников, а также со стандартами аудиторской деятельности саморегулируемых организаций аудиторов. На территории Российской Федерации применяются международные стандарты аудита, принимаемые Международной федерацией бухгалтеров и признанные в порядке, установленном Правительством Российской Федерации".

Пояснения по порядку принятия международных стандартов аудита содержатся в дополнениях, внесенных в ст. 23 Закона N 307-ФЗ. Так, ч. 13 ст. 23 предусмотрено, что порядок признания международных стандартов аудита для применения на территории Российской Федерации устанавливается Правительством Российской Федерации не позднее 1 октября 2015 г. Затем в соответствии с ч. 14 ст. 23 Закона N 307-ФЗ международные стандарты аудита подлежат признанию для применения на территории Российской Федерации не позднее двух лет со дня вступления в силу порядка признания международных стандартов аудита. В ч. 15 ст. 23 установлен также порядок принятия федеральных стандартов аудиторской деятельности до признания международных стандартов аудита.

В данной статье будут изложены некоторые наблюдения и выводы, сделанные нами в ходе проведенного сравнительного анализа МСА и ФСАД.

Приведенные в настоящей статье названия и фрагменты отдельных международных стандартов являются одной из версий перевода. Несмотря на то что в ходе осуществления официально признаваемого на территории Российской Федерации перевода МСА некоторые термины и определения, возможно, будут отличаться, по нашему мнению, их суть останется неизменной.

Деятельность Международной федерации бухгалтеров

Международные стандарты аудита разрабатываются Международной федерацией бухгалтеров (МФБ) - The International Federation of Accountants (IFAC) - всемирной организацией, объединяющей профессиональных бухгалтеров, и, как заявлено в них, предназначены для использования по всему миру. Решение о применении МСА принимается на уровне национального законодательства.

Свою деятельность Международная федерация бухгалтеров осуществляет через свои комитеты. В области регулирования аудиторской деятельности это:

  • Комитет по Международным стандартам аудита и подтверждения достоверности информации - The International Auditing and Assurance Standards Board (IAASB);
  • Комитет по международным стандартам этики для бухгалтеров - The International Ethics Standards Board for Accountants (IESBA).

В рамках деятельности второго из указанных комитетов, в частности, разработан Кодекс этики профессиональных бухгалтеров (Code of Ethics for Professional Accountants), который нельзя не упомянуть, поскольку он является одним из основополагающих документов для аудита и является прототипом российского Кодекса профессиональной этики аудиторов, одобренного Советом по аудиторской деятельности 22 марта 2012 г., протокол N 4.

Кодекс этики профессиональных бухгалтеров состоит из трех частей.

Часть A устанавливает фундаментальные принципы профессиональной этики и описывает концептуальную основу, необходимую для обнаружения угроз соблюдению фундаментальных принципов, оценки значимости обнаруженных угроз и принятия мер предосторожности для их устранения или снижения до приемлемого уровня.

Части B и C рассматривают применение концептуальной основы в определенных ситуациях, содержат примеры мер предосторожности, которые могут быть приняты для устранения угроз, рассматривают ситуации, в которых не существует определенных мер предосторожности для той или иной угрозы. При этом часть B применяется для публично практикующих профессиональных бухгалтеров, а часть C предназначена для профессиональных бухгалтеров в организациях.

Российский Кодекс профессиональной этики аудиторов практически один в один копирует положения частей A и B, при этом термин "публично практикующий профессиональный бухгалтер" заменяется термином "аудитор".

Особо выделен в части B разд. 290 "Принцип независимости при аудиторских заданиях и обзорных проверках", который послужил основой российских Правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, одобренных Советом по аудиторской деятельности 20 сентября 2012 г., протокол N 6.

Разработкой непосредственно стандартов аудита занимается Комитет по Международным стандартам аудита и подтверждения достоверности информации.

Многие из международных стандартов уже в некоторой степени знакомы российским аудиторам. Например, МСА 220 "Контроль качества аудита финансовой отчетности" является аналогом российского ФПСАД N 7 "Контроль качества выполнения заданий по аудиту". Данный Стандарт определяет обязанности аудитора в отношении процедур контроля качества в ходе аудита финансовой отчетности, а также обязанности лица, осуществляющего обзорную проверку качества выполнения задания.

Общие обязанности фирмы, связанные с системой контроля качества при выполнении аудита и обзорных проверок финансовой отчетности, других заданий по подтверждению достоверности информации и оказанию сопутствующих услуг, регулируются МСКК 1 "Контроль качества в фирмах, осуществляющих аудит и обзорные проверки финансовой отчетности, выполняющих другие задания по подтверждению достоверности информации и оказывающих сопутствующие услуги", который является прототипом российского ФПСАД N 34 "Контроль качества услуг в аудиторских организациях". Поскольку действие данного Стандарта распространяется на всю систему контроля качества в фирме, а не только при выполнении аудита, он выделен обособленно от стандартов аудита и называется "Международный стандарт контроля качества".

В международной практике также отдельно представлены стандарты, посвященные непосредственно выполнению других заданий по подтверждению достоверности информации, обзорных проверок финансовой отчетности и оказанию сопутствующих услуг, например существуют Международные стандарты обзорных проверок 2400 "Задания по обзорной проверке финансовой отчетности" и 2410 "Обзорная проверка промежуточной финансовой информации, выполняемая независимым аудитором организации".

Основные сходства МСА и ФСАД

Не секрет, что российские федеральные стандарты аудиторской деятельности никогда не писались с нуля, они всегда создавались на основе международных аналогов. Такой подход, безусловно, оправдан, поскольку международные стандарты аудита базируются на глубоких фундаментальных знаниях и многолетнем опыте. Однако данная практика имеет и свои минусы, в частности, обусловленные тем, что многие определения и устойчивые словосочетания, давно использующиеся в деловом обороте международной аудиторской практики, в России не всегда широко применяются, а буквальный перевод неоднозначно трактуется относительно отечественной финансовой терминологии. Кроме того, международные стандарты периодически обновляются, дорабатываются, а российские стандарты не всегда поспевают за этим процессом.

Федеральные стандарты аудиторской деятельности вводились и изменялись довольно непоследовательно, с различными интерпретациями одних и тех же определений и терминов, поэтому иногда бывает сложно понять смысл некоторых норм и правильно применить их на практике.

На сегодняшний день сложилась такая ситуация, когда одна часть федеральных стандартов аудиторской деятельности практически полностью копирует нормы международных стандартов, а другая устарела и не соответствует международным аналогам.

Принятые последними федеральные стандарты аудиторской деятельности практически полностью копируют нормы аналогичных актуальных на сегодня международных стандартов аудита, например:

  • ФСАД 5/2010 "Обязанности аудитора по рассмотрению недобросовестных действий в ходе аудита" (аналог МСА 240 "Обязанности аудитора в случае выявления недобросовестных действий в ходе аудита финансовой отчетности");
  • ФСАД 6/2010 "Обязанности аудитора по рассмотрению соблюдения аудируемым лицом требований нормативных правовых актов в ходе аудита" (аналог МСА 250 "Учет законодательных и нормативных актов при аудите финансовой отчетности");
  • ФСАД 7/2011 "Аудиторские доказательства" (аналог МСА 500 "Аудиторские доказательства");
  • ФСАД 8/2011 "Особенности аудита отчетности, составленной по специальным правилам" (аналог МСА 800 "Особые аспекты: аудит финансовой отчетности, подготовленной в соответствии с принципами специального назначения");
  • ФСАД 9/2011 "Особенности аудита отдельной части отчетности" (аналог МСА 805 "Особые аспекты: аудит отдельных финансовых отчетов, конкретных элементов, счетов и статей финансового отчета").

Отдельно следует отметить МСА 600 "Особые аспекты: аудит финансовой отчетности группы (включая работу аудиторов подразделений)", который был реализован в виде Рекомендаций по проведению аудита консолидированной финансовой отчетности, одобренных Советом по аудиторской деятельности 26 марта 2013 г., протокол N 8. При этом, несмотря на то что документ введен в виде Рекомендаций и изменена структура документа, его содержание существенно не отличается от международного стандарта.

На сегодняшний день международным стандартам аудита пока соответствуют федеральные стандарты, посвященные аудиторскому заключению: ФСАД 1/2010 "Аудиторское заключение о бухгалтерской (финансовой) отчетности и формирование мнения о ее достоверности" (аналог МСА 700 "Формирование мнения и заключение по финансовой отчетности"), ФСАД 2/2010 "Модифицированное мнение в аудиторском заключении" (аналог МСА 705 "Модифицированное мнение в заключении независимого аудитора"), ФСАД 3/2010 "Дополнительная информация в аудиторском заключении" (аналог МСА 706 "Параграф о важных обстоятельствах и о прочих сведениях в заключении независимого аудитора"). Однако уже в январе 2015 г. Международная федерация бухгалтеров приняла обновленные редакции аналогичных международных стандартов, а также внесла изменения в другие связанные с ними стандарты. Изменения вводятся в действие с 15 декабря 2016 г.

Существенные различия МСА и ФСАД

Среди федеральных стандартов аудиторской деятельности, положения которых существенно расходятся с аналогичными действующими сегодня международными стандартами аудита, можно привести такие стандарты, как:

  • ФПСАД N 1 "Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности" (аналог МСА 200 "Общие цели независимого аудитора и проведение проверки в соответствии с международными стандартами аудита");
  • ФПСАД N 2 "Документирование аудита" (аналог МСА 230 "Документирование аудита");
  • ФПСАД N 3 "Планирование аудита" (аналог МСА 300 "Планирование аудита финансовой отчетности");
  • ФПСАД N 4 "Существенность в аудите" (аналог МСА 320 "Существенность в планировании и выполнении аудита").

МСА 200 "Общие цели независимого аудитора и проведение аудита в соответствии с международными стандартами аудита" является одним из основополагающих стандартов, на который ссылаются все другие международные стандарты аудита с указанием того, что их следует рассматривать только в совокупности с ним. К сожалению, данный стандарт, определяющий основные обязанности аудитора, общие цели аудита и раскрывающий многие ключевые определения аудита, не реализован в его актуальном виде в российских федеральных стандартах.

Это, в свою очередь, значительно затрудняет понимание федеральных стандартов аудиторской деятельности, принятых позднее. Например, при введении новой редакции ФПСАД N 8 "Понимание деятельности аудируемого лица, среды, в которой она осуществляется, и оценка рисков существенного искажения аудируемой финансовой (бухгалтерской) отчетности" (аналог МСА 315 "Выявление и оценка рисков существенного искажения через изучение деятельности и коммерческого окружения организации") исчезло нормативное определение аудиторского риска, а также его составляющих: риска необнаружения, неотъемлемого риска и риска средств контроля. Вместо этого появилось понятие риска существенного искажения. У многих данный Стандарт вызвал больше вопросов, чем понимание того, как должен осуществляться процесс оценки рисков в ходе проведения аудита. Напротив, МСА 200 содержит все указанные определения, в том числе риска существенного искажения, который, в свою очередь, состоит из двух элементов: неотъемлемого риска и риска системы контроля. Трудности в понимании положений ФПСАД N 8 обусловлены также тем, что в России до сих пор не был принят стандарт, определяющий порядок действий аудитора, выполняемых в ответ на выявленные риски, и устанавливающий взаимосвязь дальнейших аудиторских процедур с выявленными рисками. В международной практике такой стандарт есть - это МСА 330 "Аудиторские мероприятия по противодействию выявленным рискам".

Среди важных положений МСА 230 "Документирование аудита", отсутствующих в российском аналоге, стоит отметить, например, определение широко применяющегося в мировой практике "меморандума о завершении", указание случаев возможного отступления от требований МСА, а также рекомендуемого периода создания окончательной версии аудиторского файла не позднее 60 дней после даты аудиторского заключения. Особый интерес представляет собой Приложение к МСА 230, в котором приведен перечень МСА, содержащих специальные требования к документированию аудита.

Среди других международных стандартов аудита, которые не нашли своего отражения в нормах федеральных стандартов, можно назвать:

  • МСА 265 "Доведение информации о недостатках в системе внутреннего контроля до представителей собственника и руководства организации";
  • МСА 450 "Оценка искажений, выявленных в ходе аудита";
  • МСА 810 "Задания по составлению заключения по обобщенной финансовой отчетности".

Следует отметить, что существует российский Стандарт, не имеющий международного аналога, - ФСАД 4/2010 "Принципы осуществления внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов и требования к организации указанного контроля".

Заключение

Отличительными чертами международных стандартов аудита являются их логичная систематизация, более понятная структура изложения, чем в федеральных стандартах аудиторской деятельности.

Кодификация международных стандартов отражает их назначение и вопросы регулирования; так, номер стандарта указывает на его принадлежность к определенной группе:

  • МСА 200 - 299 - стандарты, определяющие общие принципы и обязанности аудитора;
  • МСА 300 - 499 - стандарты, регулирующие вопросы оценки рисков и ответных действий на выявленные риски;
  • МСА 500 - 599 - стандарты, посвященные аудиторским доказательствам;
  • МСА 600 - 699 - стандарты по использованию услуг других лиц;
  • МСА 700 - 799 - стандарты, посвященные аудиторским выводам и заключению;
  • МСА 800 - 899 - стандарты, регламентирующие особые аспекты аудита.

Такая группировка, а также многочисленные взаимные ссылки стандартов друг на друга, раскрывающие их тесную взаимосвязь между собой, позволяют лучше понять и правильно соотнести "общие" и "специальные" нормы аудиторских стандартов. Например, МСА 240 "Обязанности аудитора в случае выявления недобросовестных действий в ходе аудита финансовой отчетности" входит в группу стандартов, определяющих общие принципы и обязанности аудитора, и содержит большое количество ссылок на другие стандарты с нормами, в которых раскрывается его практическое применение, в частности при оценке рисков и выполнении ответных действий на выявленные риски, в ходе информационного взаимодействия с представителями собственника, а также при формировании аудиторской документации.

Структура каждого международного стандарта состоит из разделов с заголовками "Введение", "Цель", "Определения", "Требования" и "Практическое применение и прочие пояснительные материалы". Такое изложение, в частности, очень удобно тем, что раздел "Определения" раскрывает применяемые в стандарте термины, основные тезисы довольно емко изложены в разделе "Требования", а пояснения по практическому соблюдению данных требований уже более подробно описаны в разделе "Практическое применение и прочие пояснительные материалы".

При этом разделы "Требования" и "Практическое применение и прочие пояснительные материалы" состоят из подразделов с идентичными названиями и содержат взаимные ссылки между требованиями и пояснениями к ним.

В российских федеральных стандартах такого разделения нет. В результате, поскольку нормы перемешаны, зачастую нелегко выделить суть основных требований стандартов и определить положения, призванные дать пояснения и раскрывающие их содержание более подробно. Довольно сложно также изучать, понимать и применять действующие сегодня стандарты, опираясь только на буквальное толкование норм без учета их тесной взаимосвязи и практически в отсутствие нормативного толкования применяемой терминологии, подобного принятому Международной федерацией бухгалтеров глоссарию терминов.

Можно с уверенностью сказать, что изучение МСА оказывает огромную помощь в понимании ФСАД. Не нашедшие отражения в российских стандартах нормы международных стандартов аудита позволяют понять логику и взаимосвязь многих положений.

Литература

и управления рисками

по вопросам обязательного аудита

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности. --> Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

Международные стандарты проведения аудита (IAG), которые издает Комитет, преследуют двойную цель:

1) способствовать развитию профессии в тех странах, где уровень профессионализма ниже общемирового;

2) унифицировать, по мере возможности, подход к аудиту в международном масштабе.

Система международных стандартов аудита насчитывает более 45 стандартов, сгруппированных в несколько разделов. Международные стандарты аудита базируются на следующих основополагающих принципах:

— аудит может проводиться только лицом, имеющим аттестат аудитора, т. е. профессионалом с достаточным опытом работы, успешно сдавшим квалификационные экзамены;

— аудитор должен быть независим от клиента;

— аудитор должен соблюдать в своей деятельности Кодекс профессиональной этики;

— аудитор должен высказывать в аудиторском заключении мнение о достоверности бухгалтерской отчетности клиента.

Международные стандарты аудиторской деятельности состоят из пяти взаимосвязанных последовательных частей:

1. Основные постулаты — это закономерности, логические принципы и необходимые условия, представляющие собой общую основу стандартов аудиторской деятельности.

2. Общие стандарты — это определенные качества и степень квалификации, которыми должен обладать аудитор, чтобы эффективно и профессионально выполнять задачи.

3. Рабочие стандарты — правила, которыми руководствуются аудиторы при выполнении задач аудита (планирование, надзор и контроль, сбор достоверных сведений и соответствующие изучения и оценка системы внутреннего контроля).

4. Стандарты отчетности и аудиторского заключения. В заключении должно быть указано, соответствует ли финансовая отчетность требованиям бухгалтерского учета.

5. Специфические стандарты (аудит международных коммерческих банков; особенности аудита малых предприятий; аудит субъектов, пользующихся услугами обслуживающих организаций; учет экологических вопросов при аудите финансовой отчетности.

Международные стандарты не превалируют над национальными стандартами. В разных странах по-разному применяют международные стандарты. Это связано с тем, что стандарты по возможности их практического применения делятся на несколько групп:

— первая группа стандартов — это такие, которые в той или иной стране могут быть приняты сразу, целиком и полностью;

— вторая группа — это стандарты, которые могут быть одобрены и приняты с незначительными изменениями;

— к третьей группе относятся стандарты, нуждающиеся не только в уточнениях, но и в создании соответствующих экономических, политических и других условий для их ведения;

— четвертая группа стандартов — это стандарты, использование которых в данной стране ограничено историческими тенденциями развития и национальной психологией.

Международная практика показывает, что для ведения цивилизованного аудита требуются две принципиально различные группы регулирующих документов:

— первая группа — законодательные акты государства;

— вторая группа — аудиторские стандарты и другие регуляторы, т.е. основополагающие принципы и приемы, а также этические нормы, которым должен следовать аудитор в своей профессиональной деятельности.

В основе Российских стандартов аудита лежат международные стандарты (МСА).

Закон ПСАД — это качественно разные группы нормативных документов. Создание и унификация отечественных ПСАД велись на основе международных аудиторских стандартов. Они были вызваны насущной необходимостью дополнить существующие в стране нормы важными аспектами, уже известными из мировой теории аудита.

При разработке организации и регламента работы Совета в Положении о нем, утвержденном Комиссией, наряду с другими секциями, была предусмотрена и постоянно действующая секция стандартизации аудиторской деятельности.

Мировая практика показала, что контроль, осуществляемый профессиональными аудиторскими объединениями за качеством аудиторских услуг, оказываемых их членами, достаточно эффективен.




Стандарты аудиторской деятельности подразделяются на:

— федеральные стандарты аудиторской деятельности;

— внутренние стандарты аудиторской деятельности, действующие в профессиональных аудиторских объединениях;

— внутрифирменные стандарты аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов.

Федеральные стандарты аудиторской деятельности являются обязательными для аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, а также для аудируемых лиц, за исключением положений, в отношении которых указано, что они имеют рекомендательный характер и утверждаются Правительством РФ.

Стандарты аудиторской деятельности — это нормативные правовые документы, регламентирующие единые требования к порядку осуществления, оформления и оценки качества аудита и сопутствующих ему услуг, а также к порядку подготовки аудиторов и оценки их квалификации.

Таким образом, стандарты — это определенные требования к самому аудиту, процессу аудита и аудиторскому заключению. В таблице 1.6 приведено соответствие МСА и российских стандартов аудита.

Таблице 1.6 Соответствие МСА и российских стандартов аудита

Международные стандарты проведения аудита (IAG), которые издает Комитет, преследуют двойную цель:

1) способствовать развитию профессии в тех странах, где уровень профессионализма ниже общемирового;

2) унифицировать, по мере возможности, подход к аудиту в международном масштабе.

Система международных стандартов аудита насчитывает более 45 стандартов, сгруппированных в несколько разделов. Международные стандарты аудита базируются на следующих основополагающих принципах:

— аудит может проводиться только лицом, имеющим аттестат аудитора, т. е. профессионалом с достаточным опытом работы, успешно сдавшим квалификационные экзамены;

— аудитор должен быть независим от клиента;

— аудитор должен соблюдать в своей деятельности Кодекс профессиональной этики;

— аудитор должен высказывать в аудиторском заключении мнение о достоверности бухгалтерской отчетности клиента.

Международные стандарты аудиторской деятельности состоят из пяти взаимосвязанных последовательных частей:

1. Основные постулаты — это закономерности, логические принципы и необходимые условия, представляющие собой общую основу стандартов аудиторской деятельности.

2. Общие стандарты — это определенные качества и степень квалификации, которыми должен обладать аудитор, чтобы эффективно и профессионально выполнять задачи.

3. Рабочие стандарты — правила, которыми руководствуются аудиторы при выполнении задач аудита (планирование, надзор и контроль, сбор достоверных сведений и соответствующие изучения и оценка системы внутреннего контроля).

4. Стандарты отчетности и аудиторского заключения. В заключении должно быть указано, соответствует ли финансовая отчетность требованиям бухгалтерского учета.

5. Специфические стандарты (аудит международных коммерческих банков; особенности аудита малых предприятий; аудит субъектов, пользующихся услугами обслуживающих организаций; учет экологических вопросов при аудите финансовой отчетности.

Международные стандарты не превалируют над национальными стандартами. В разных странах по-разному применяют международные стандарты. Это связано с тем, что стандарты по возможности их практического применения делятся на несколько групп:

— первая группа стандартов — это такие, которые в той или иной стране могут быть приняты сразу, целиком и полностью;

— вторая группа — это стандарты, которые могут быть одобрены и приняты с незначительными изменениями;

— к третьей группе относятся стандарты, нуждающиеся не только в уточнениях, но и в создании соответствующих экономических, политических и других условий для их ведения;

— четвертая группа стандартов — это стандарты, использование которых в данной стране ограничено историческими тенденциями развития и национальной психологией.

Международная практика показывает, что для ведения цивилизованного аудита требуются две принципиально различные группы регулирующих документов:

— первая группа — законодательные акты государства;

— вторая группа — аудиторские стандарты и другие регуляторы, т.е. основополагающие принципы и приемы, а также этические нормы, которым должен следовать аудитор в своей профессиональной деятельности.

В основе Российских стандартов аудита лежат международные стандарты (МСА).

Закон ПСАД — это качественно разные группы нормативных документов. Создание и унификация отечественных ПСАД велись на основе международных аудиторских стандартов. Они были вызваны насущной необходимостью дополнить существующие в стране нормы важными аспектами, уже известными из мировой теории аудита.

При разработке организации и регламента работы Совета в Положении о нем, утвержденном Комиссией, наряду с другими секциями, была предусмотрена и постоянно действующая секция стандартизации аудиторской деятельности.

Мировая практика показала, что контроль, осуществляемый профессиональными аудиторскими объединениями за качеством аудиторских услуг, оказываемых их членами, достаточно эффективен.

Стандарты аудиторской деятельности подразделяются на:

— федеральные стандарты аудиторской деятельности;

— внутренние стандарты аудиторской деятельности, действующие в профессиональных аудиторских объединениях;

— внутрифирменные стандарты аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов.

Федеральные стандарты аудиторской деятельности являются обязательными для аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, а также для аудируемых лиц, за исключением положений, в отношении которых указано, что они имеют рекомендательный характер и утверждаются Правительством РФ.

Стандарты аудиторской деятельности — это нормативные правовые документы, регламентирующие единые требования к порядку осуществления, оформления и оценки качества аудита и сопутствующих ему услуг, а также к порядку подготовки аудиторов и оценки их квалификации.

Таким образом, стандарты — это определенные требования к самому аудиту, процессу аудита и аудиторскому заключению. В таблице 1.6 приведено соответствие МСА и российских стандартов аудита.

от 23 сентября 2002 года N 696

Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности

(с изменениями на 22 декабря 2011 года)
____________________________________________________________________
Утратило силу с 1 января 2018 года на основании
постановления Правительства Российской Федерации от 23 октября 2017 года N 1289
____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

В соответствии с Федеральным законом "Об аудиторской деятельности" Правительство Российской Федерации

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Касьянов

УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 23 сентября 2002 года N 696

Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности

(с изменениями на 22 декабря 2011 года)

Правило (стандарт) N 1. Цель и основные принципы аудита
финансовой (бухгалтерской) отчетности

Введение

1. Настоящее федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности, разработанное с учетом международных стандартов аудита, устанавливает единые цели и основные принципы проведения аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности (далее именуется - аудит), которые аудиторская организация и индивидуальный аудитор (далее именуются - аудитор) обязаны соблюдать.

Цель аудита

2. Целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации. Аудитор выражает свое мнение о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности во всех существенных отношениях.

Несмотря на то что мнение аудитора может способствовать росту доверия к финансовой (бухгалтерской) отчетности, пользователь не должен принимать данное мнение ни как выражение уверенности в непрерывности деятельности аудируемого лица в будущем, ни как подтверждение эффективности ведения дел руководством данного лица.

Общие принципы аудита

3. При выполнении своих профессиональных обязанностей аудитор должен руководствоваться нормами, установленными профессиональными аудиторскими объединениями, членом которых он является (профессиональными стандартами), а также следующими этическими принципами:

профессиональная компетентность и добросовестность;

4. Аудитор в ходе планирования и проведения аудита должен проявлять профессиональный скептицизм и понимать, что могут существовать обстоятельства, влекущие за собой существенное искажение финансовой (бухгалтерской) отчетности.

Проявление профессионального скептицизма означает, что аудитор критически оценивает весомость полученных аудиторских доказательств и внимательно изучает аудиторские доказательства, которые противоречат каким-либо документам или заявлениям руководства либо ставят под сомнение достоверность таких документов или заявлений. Профессиональный скептицизм следует проявлять в ходе аудита, чтобы, в частности, не упустить из виду подозрительные обстоятельства, не сделать неоправданных обобщений при подготовке выводов, не использовать ошибочные допущения при определении характера, временных рамок и объема аудиторских процедур, а также при оценке их результатов.

При планировании и проведении аудита аудитор не должен исходить из того, что руководство аудируемого лица является бесчестным, но не должен предполагать и безоговорочной честности руководства. Устные и письменные заявления руководства не являются для аудитора заменой необходимости получить достаточные надлежащие аудиторские доказательства для подготовки разумных выводов, на которых можно было бы базировать аудиторское мнение.

Объем аудита

5. Термин "объем аудита" относится к аудиторским процедурам, которые считаются необходимыми для достижения цели аудита при данных обстоятельствах. Процедуры, необходимые для проведения аудита, должны определяться аудитором с учетом федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности, внутренних правил (стандартов) аудиторской деятельности, применяемых в профессиональных аудиторских объединениях, членом которых он является, а также правил (стандартов) аудиторской деятельности аудитора. Помимо правил (стандартов) аудитор при определении объема аудита обязан принимать во внимание федеральные законы, другие нормативные правовые акты и, если необходимо, условия аудиторского задания и требования по подготовке заключения.

Разумная уверенность

6. Аудит призван обеспечить разумную уверенность в том, что рассматриваемая в целом финансовая (бухгалтерская) отчетность не содержит существенных искажений. Понятие разумной уверенности - это общий подход, относящийся к процессу накопления аудиторских доказательств, необходимых и достаточных для того, чтобы аудитор сделал вывод об отсутствии существенных искажений в финансовой (бухгалтерской) отчетности, рассматриваемой как единое целое. Понятие разумной уверенности применяется ко всему процессу аудита.

7. Ограничения, присущие аудиту и влияющие на возможность обнаружения аудитором существенных искажений финансовой (бухгалтерской) отчетности, имеют место в силу следующих причин:

в ходе аудита применяются выборочные методы и тестирование;

любые системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля являются несовершенными (например, не могут гарантировать отсутствие сговора);

преобладающая часть аудиторских доказательств лишь предоставляет доводы в подтверждение определенного вывода, а не носит исчерпывающего характера.

8. Дополнительным фактором, ограничивающим надежность аудита, является то, что работа, выполняемая аудитором для формирования своего мнения, основывается на его профессиональном суждении, в частности в отношении:

сбора аудиторских доказательств, в том числе при определении характера, временных рамок и объема аудиторских процедур;

подготовки выводов, сделанных на основе аудиторских доказательств, например, при определении обоснованности оценочных значений, полученных руководством аудируемого лица в ходе подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности.

9. Кроме того, существуют другие ограничения, которые могут повлиять на убедительность доказательств, используемых для подготовки выводов в отношении определенных предпосылок подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности (например, в отношении операций между аффилированными лицами). Для таких случаев в некоторых правилах (стандартах) аудиторской деятельности определены особые процедуры, которые в силу содержания отдельных предпосылок обеспечивают достаточные надлежащие аудиторские доказательства при отсутствии:

необычных обстоятельств, увеличивающих риск существенного искажения финансовой (бухгалтерской) отчетности сверх того, который ожидался бы при обычных условиях;

признака, указывающего на наличие какого-либо существенного искажения финансовой (бухгалтерской) отчетности.

Ответственность за финансовую (бухгалтерскую) отчетность

10. В то время как аудитор несет ответственность за формулирование и выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности, ответственность за подготовку и представление финансовой (бухгалтерской) отчетности несет руководство аудируемого лица. Аудит финансовой (бухгалтерской) отчетности не освобождает руководство аудируемого лица от такой ответственности.

Правило (стандарт) N 2. Документирование аудита

Введение

1. Настоящее федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности, разработанное с учетом международных стандартов аудита, устанавливает единые требования к составлению документации в процессе аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности.

2. Аудиторская организация и индивидуальный аудитор (далее именуются - аудитор) должны документально оформлять все сведения, которые важны с точки зрения предоставления доказательств, подтверждающих аудиторское мнение, а также доказательств того, что аудиторская проверка проводилась в соответствии с федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности.

3. Под термином "документация" понимаются рабочие документы и материалы, подготавливаемые аудитором и для аудитора либо получаемые и хранимые аудитором в связи с проведением аудита. Рабочие документы могут быть представлены в виде данных, зафиксированных на бумаге, фотопленке, в электронном виде или в другой форме.

4. Рабочие документы используются:

при планировании и проведении аудита;

при осуществлении текущего контроля и проверки выполненной аудитором работы;

для фиксирования аудиторских доказательств, получаемых в целях подтверждения мнения аудитора.

Форма и содержание рабочих документов

5. Аудитор должен составлять рабочие документы в достаточно полной и подробной форме, необходимой для обеспечения общего понимания аудита.

6. Аудитор должен отражать в рабочих документах информацию о планировании аудиторской работы, характере, временных рамках и объеме выполненных аудиторских процедур, их результатах, а также о выводах, сделанных на основе полученных аудиторских доказательств. В рабочих документах должно содержаться обоснование аудитором всех важных моментов, по которым необходимо выразить свое профессиональное суждение, вместе с выводами аудитора по ним. В тех случаях, когда аудитор проводил рассмотрение сложных принципиальных вопросов или высказывал по каким-либо важным для аудита вопросам профессиональное суждение, в рабочие документы следует включать факты, которые были известны аудитору на момент формулирования выводов, и необходимую аргументацию.

7. Аудитор вправе определять объем документации по каждой конкретной аудиторской проверке, руководствуясь своим профессиональным мнением. Отражение в составе документации каждого рассмотренного аудитором в ходе проверки документа или вопроса не является необходимым. Вместе с тем объем документации аудиторской проверки должен быть таков, чтобы в случае, если возникнет необходимость передать работу другому аудитору, не имеющему опыта работы по этому заданию, новый аудитор смог бы исключительно на основе данной документации (не прибегая к дополнительным беседам или переписке с прежним аудитором) понять проделанную работу и обоснованность решений и выводов прежнего аудитора.

8. Форма и содержание рабочих документов определяются такими факторами, как:

характер аудиторского задания;

требования, предъявляемые к аудиторскому заключению;

характер и сложность деятельности аудируемого лица;

характер и состояние систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля аудируемого лица;

необходимость давать указания работникам аудитора, осуществлять за ними текущий контроль и проверять выполненную ими работу;

конкретные методы и приемы, применяемые в процессе проведения аудита.

9. Рабочие документы должны быть составлены и систематизированы таким образом, чтобы отвечать обстоятельствам каждой конкретной аудиторской проверки и потребностям аудитора в ходе ее проведения. В целях повышения эффективности подготовки и проверки рабочих документов рекомендуется разработать в аудиторской организации типовые формы документации (например, стандартную структуру аудиторского файла (папки) рабочих документов, бланки, вопросники, типовые письма и обращения и т. п.). Такая стандартизация документирования облегчает поручение работы подчиненным и одновременно позволяет надежно контролировать результаты выполняемой ими работы.

10. Для повышения эффективности аудита допускается использовать в ходе проверки графики, аналитическую и иную документацию, подготовленные аудируемым лицом. В этих случаях аудитор обязан убедиться в том, что такие материалы подготовлены надлежащим образом.

11. Рабочие документы обычно содержат:

информацию, касающуюся организационно-правовой формы и организационной структуры аудируемого лица;

выдержки или копии необходимых юридических документов, соглашений и протоколов;

информацию об отрасли, экономической и правовой среде, в которой аудируемое лицо осуществляет свою деятельность;

информацию, отражающую процесс планирования, включая программы аудита и любые изменения к ним;

доказательства понимания аудитором систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля;

доказательства, подтверждающие оценку неотъемлемого риска, уровня риска средств контроля и любые корректировки этих оценок (абзац в редакции, введенной в действие с 27 октября 2004 года постановлением Правительства Российской Федерации от 7 октября 2004 года N 532, - см. предыдущую редакцию);

доказательства, подтверждающие факт анализа аудитором работы аудируемого лица по внутреннему аудиту и сделанные аудитором выводы;

анализ финансово-хозяйственных операций и остатков по счетам бухгалтерского учета;

анализ наиболее важных экономических показателей и тенденций их изменения;

сведения о характере, временных рамках, объеме аудиторских процедур и результатах их выполнения;

доказательства, подтверждающие, что работа, выполненная работниками аудитора, осуществлялась под контролем квалифицированных специалистов и была проверена;

сведения о том, кто выполнял аудиторские процедуры, с указанием времени их выполнения;

подробную информацию о процедурах, примененных в отношении финансовой (бухгалтерской) отчетности подразделений и/или дочерних предприятий, проверявшихся другим аудитором;

Международные стандарты аудита

МСА обязательны для всех:

— СРО аудиторов и работников таких СРО.

Переход на международные стандарты внешнего и внутреннего аудита в России в 2018 году

В 2015 году была продолжена работа по переходу от отечественных стандартов к МСА: постановлением Правительства от 11.06.2015 № 576 было утверждено положение о признании МСА подлежащим применению на территории РФ.

В 2016 году Минфином РФ были изданы:

-приказ от 09.11.2016 № 207н;

-приказ от 24.10.2016 № 192н.

Этими актами введены в действие на территории РФ все МСА.

Переход на международные стандарты внешнего и внутреннего аудита в России в 2018 году

В 2017 году произошел завершающий этап перехода на МСА: постановлением Правительства РФ от 23.10.2017 № 1289 с 2018 года отменяется действие отечественных правил — ФПСАД (были введены постановлением Правительства от 23.06.2002 № 696).

Таким образом, с 2018 года будут действовать исключительно МСА.

Классификация международных
стандартов

Свод международных стандартов аудиторской деятельности и сопутствующих услуг состоит из:

— 1 стандарта МСКК (Международного стандарта контроля качества);

— 37 стандартов МСА (Международных стандартов аудита);

— 2 стандартов МСОП (Международных стандартов обзорных проверок);

— 5 стандартов МСЗОУ (Международных стандартов заданий, обеспечивающих уверенность);

— 2 стандартов МССУ (Международных стандартов сопутствующих услуг);

— 1 стандарта МОПА (Международного отчета о практике аудита).

Классификация международных
стандартов

МСА можно сгруппировать по содержанию:

Раскрытие терминов, цель аудита, обязанности аудитора (МСА 200, 220 и др.).

Работа аудитора: согласование условий выполняемых заданий, планирование, выборка и т. д. (МСА 210, 300, 530…).

Риски аудитора, работа с ними (МСА 240, 315, 330, 450).

Аудиторские доказательства, правила работы с информацией, полученной от других аудиторов или сторонней организации (МСА 500, 501, 505, 610).

Регулирование отдельных моментов, например порядка взаимодействия с управленцами предприятия (МСА 260) и т. п.

Какими МСА были заменены ФПСАД

Российские стандарты Международные стандарты Российские стандарты Международные стандарты
ФПСАД 1 МСА 200 ФПСАД 18 МСА 505
ФПСАД 2 МСА 230 ФПСАД 19 МСА 510
ФПСАД 3 МСА 300 ФПСАД 20 МСА 520
ФПСАД 4 МСА 320 ФПСАД 21 МСА 540
ФСАД 7/2011 МСА 500 ФПСАД 22 МСА 260
ФСАД 1/2010 МСА 700 ФПСАД 23 МСА 580
ФПСАД 7 МСА 220 ФПСАД 25 МСА 402
ФПСАД 8 МСА 315 ФПСАД 26 МСА 710
ФПСАД 9 МСА 550 ФПСАД 27 МСА 720
ФПСАД 10 МСА 560 ФПСАД 28 МСА 600
ФПСАД 11 МСА 570 ФПСАД 29 МСА 610
ФПСАД 12 МСА 210 ФПСАД 30 МССУ 4400
ФПСАД 5/2010 МСА 240 ФПСАД 31 МССУ 4410
ФПСАД 6/2010 МСА 250 ФПСАД 32 МСА 620
ФПСАД 16 МСА 530 ФПСАД 33 МСОП 2400
ФПСАД 17 МСА 501 ФПСАД 34 МСКК 1

Классификация международных
стандартов

МСА, не имеющие аналогов в отечественной практике:

Международные стандарты обзорных проверок (МСОП)

МСОП 2400 — Задания по обзорной проверке финотчетности прошлых периодов. Распространяется на специалистов, проводящих обзорную проверку финотчетности, а не ее аудит. Там же указывается, в чем суть деятельности таких специалистов. Они должны:

  • изучить, проанализировать представленную отчетность организации и получить ограниченную уверенность в отсутствии существенных искажений информации;
  • представить письменное заключение.

МСОП 2400 подробно расписывает, как должен работать специалист, какие выводы он может сделать, как оформляется заключение.

Международные стандарты обзорных проверок (МСОП)

МСОП 2410 — Обзорная проверка промежуточной финансовой информации.

МСОП 2410 содержит схожие правила, но применяются они аудитором. В результате проведения обзорной проверки аудитор может предварительно убедиться в отсутствии искажений финансовой информации. При этом на основе одной такой проверки аудиторские выводы им не делаются. Для составления однозначного аудиторского заключения должна быть проведена иная работа.

Международные стандарты заданий, обеспечивающих уверенность (МСЗОУ)

Специалист получает конкретное задание по подтверждению заранее проведенной оценки или по самостоятельной оценке предмета задания в соответствии с критериями.

Это не аудит и не обзорная проверка фининформации, а самостоятельный вид деятельности.

Не относятся к заданиям, обеспечивающим уверенность, подготовка налоговых деклараций и расчетов, консультирование, участие в судебных разбирательствах по вопросам бухучета, аудита и т. п.

В результате выполнения задания специалист получает разумную или ограниченную уверенность в неискаженности полученной информации.

Международные стандарты заданий, обеспечивающих уверенность (МСЗОУ)

МСЗОУ 3400 введен порядок выполнения заданий по проверке прогнозной финансовой информации и представления соответствующего заключения (информативна ли информация, приводится ли ясное описание учетной политики и т. д.).

МСЗОУ 3402 разработаны на случаи проверки аудитором компании, деятельность которой связана с организацией средств внутреннего контроля в отношении подготовки финотчетности.

Международные стандарты заданий, обеспечивающих уверенность (МСЗОУ)

Специалист, работая в соответствии с МСЗОУ 3410, приобретает разумную или ограниченную уверенность в отсутствии искажений в отчетах о выбросах парниковых газов.

И наконец, МСЗОУ 3420 применяются специалистом при проведении проверки по компиляции проформы финансовой информации, включаемой в проспект ценных бумаг.

Международные стандарты сопутствующих услуг (МССУ)

Порядок их предоставления установлен МССУ 4400.

МССУ 4410 применяется специалистами, выполняющими задания по компиляции финансовой информации прошедших периодов.

Согласно МССУ 4410:

— это задание не является заданием, обеспечивающим уверенность, поэтому специалист не обязан собирать доказательства точности и полноты представленной информации;

— руководство несет всю ответственность за исходную финансовую информацию.

В результате выполненного задания аудитор представляет отчет о компиляции финансовой информации.

Иные международные акты, связанные с аудиторской деятельностью

Кроме вышеперечисленных стандартов аудиторская деятельность регулируется рядом нормативных актов, таких как:

Международный отчет практики аудита (МОПА) 1000. Этот акт оказывает практическую помощь аудиторам, в нем подробно рассказывается о финансовых инструментах, применяемых организациями всех видов.

Концепция качества аудита: ключевые элементы, формирующие среду для обеспечения качества аудита.

Международная концепция заданий, обеспечивающих уверенность.

Иные международные акты, связанные с аудиторской деятельностью

4. Словарь терминов, применяемых в МСА.

5. Структура сборника стандартов, выпущенных Советом по международным стандартам аудита и заданий, обеспечивающих уверенность.

6. Предисловие к сборнику международных стандартов контроля качества, аудита и обзорных проверок, прочих заданий, обеспечивающих уверенность, и заданий по оказанию сопутствующих услуг.

Читайте также: