Формирование установок их влияние на личность сообщение

Обновлено: 02.07.2024

Социальная установка (аттитюд) –это определенное состояние сознания, основанное на предыдущем опыте, регулирующее отношение и поведение человека.

Признаки социальной установки:

1) социальный характер объектов, с которыми связаны отношение и поведение человека;

2) осознанность этих отношений и поведения;

3) эмоциональный компонент этих отношений и поведения;

4) регулятивная роль социальной установки.

Функции аттитюда:

1) автомативная – упрощение контроля сознания за деятельностью в стандартных, ранее встречавшихся ситуациях;

2) адаптивная – направление субъекта к тем объектам, которые служат достижению его целей;

3) защитная – способствует разрешению внутренних конфликтов личности;

4) когнитивная – установка помогает выбрать способ поведения по отношению к конкретному объекту;

5) регулятивная – средство освобождения субъекта от внутреннего напряжения;

6) ригидная – установка затрудняет приспособление к новым ситуациям;

7) стабилизирующая – установка определяет устойчивый, последовательный, целенаправленный характер деятельности, в изменяющихся ситуациях.

Структура социальной установки :

1) когнитивный, содержащий знание, представление о социальном объекте;

2) аффективный, отражающий эмоционально-оценочное отношение к объекту;

3) поведенческий, выражающий потенциальную готовность личности реализовать определенное поведение по отношению к объекту.

Уровни установок:

1) просто установки, регулирующие поведение на простейшем, преимущественно бытовом уровне;

2) социальные установки;

3) базовые социальные установки, отражающие отношение индивида к его основным сферам жизнедеятельности (профессия, общественная деятельность, увлечения и т. п.);

4) инструментальную функцию, (приобщение индивида к системе норм и ценностей данной социальной среды).

Установка регулирует деятельность на трех иерархических уровнях:

1) смысловом – установки носят обобщенный характер и определяют отношения личности к объектам, имеющим личностное значение для индивида;

2) целевом – установки определяют относительно устойчивый характер протекания деятельности и связаны с конкретными действиями и стремлением человека довести начатое дело до конца;

3) операциональном – установка способствует восприятию и интерпретации обстоятельств на основе прошлого опыта субъекта в подобной ситуации, прогнозированию возможностей адекватного и эффективного поведения и принятию решения в конкретной ситуации.

Этапы формирования социальных установок по Ж. Годфруа :

1) до 12 лет установки, развивающиеся в этот период, соответствуют родительским моделям;

2) с 12 до 20 лет установки приобретают более конкретную форму, что связано с усвоением социальных ролей;

3) от 20 до 30 лет – происходит кристаллизация социальных установок, формированием на их основе системы убеждений, которая является весьма устойчивым психическим новообразованием;

4) от 30 лет – установки отличаются значительной стабильностью, фиксированностью, плохо поддаются изменениям.

Изменения установок преследует цель добавить знание, изменить отношение, взгляды. Оно зависят от новизны информации, индивидуальных особенностей субъекта, порядка поступления информации и системы установок, которые уже имеются у субъекта. Установки более успешно меняются через изменение отношения, что может быть достигнуто внушением, убеждением родителей, авторитетных личностей, средств массовой информации.

Когнитивисты считают, что на изменение установок влияет появление несоответствия в когнитивной структуре индивида. Бихевиористы придерживаются мнения, что изменение аттитюдов зависит от подкрепления.

Установки —это убеждения или чувства, способные влиять на наши реакции. Если мы убеждены, что некий человек нам угрожает, то можем чувствовать к нему неприязнь и поэтому действовать недружелюбно.имеются существенные вариации в соответствии установок людей их поведению. Так, важное условие данного соответствия заключается в том, чтобы та или иная установка личности должна быть достаточно сильной и ясной. Несоответствие чаще всего относится к слабым или амбивалентным установкам. Еще одним средством укрепления установок является их неоднократное осуществление на практике. Обнаружено, что соответствие установок и поведения больше тогда, когда люди думают о своих установках и выражают их.

Еще одним фактором, определяющим доступность аттитюда, является знание об объекте этого аттитюда. Теоретически чем больше человек знает об объекте, тем более доступной становится оценка этого объекта, и с большей вероятностью можно делать прогноз о поведении человека.сила установки зависит и от того, каким способом она была сформирована. Установки, образованные на основе непосредственного опыта, являются более доступными и лучше предсказывают поведение, чем установки, возникшие каким-либо другим путем. Это происходит потому, что они лучше закрепляются в памяти человека и более устойчивы кразличного рода воздействиям. Кроме того, такие аттитюды легче извлекаются из памяти, чем те, которые базируются на умозаключениях.

Установки влияют на поведение, если:

-установка личности была достаточно сильной и ясной

--установка находится в поле сознания человека.

-знания об объекте этого аттитюда

- способ формирования установки

-когда другие влияния уменьшены;

1) автомативная – упрощение контроля сознания за деятельностью в стандартных, ранее встречавшихся ситуациях;

2) адаптивная – направление субъекта к тем объектам, которые служат достижению его целей;

3) защитная – способствует разрешению внутренних конфликтов личности;

4) когнитивная – установка помогает выбрать способ поведения по отношению к конкретному объекту;

5) регулятивная – средство освобождения субъекта от внутреннего напряжения;

6) ригидная – установка затрудняет приспособление к новым ситуациям;

7) стабилизирующая – установка определяет устойчивый, последовательный, целенаправленный характер деятельности, в изменяющихся ситуациях.

Влияние поступка на установку личности: общая хар-ка процесса; соц.-психолог. Феномены, описывающий данный вид влияния

Установки —это убеждения или чувства, способные влиять на наши реакции. Если мы убеждены, что некий человек нам угрожает, то можем чувствовать к нему неприязнь и поэтому действовать недружелюбно. имеются существенные вариации в соответствии установок людей их поведению. Так, важное условие данного соответствия заключается в том, чтобы та или иная установка личности должна быть достаточно сильной и ясной. Несоответствие чаще всего относится к слабым или амбивалентным установкам. Еще одним средством укрепления установок является их неоднократное осуществление на практике. Обнаружено, что соответствие установок и поведения больше тогда, когда люди думают о своих установках и выражают их.

Еще одним фактором, определяющим доступность аттитюда, является знание об объекте этого аттитюда. Теоретически чем больше человек знает об объекте, тем более доступной становится оценка этого объекта, и с большей вероятностью можно делать прогноз о поведении человека.сила установки зависит и от того, каким способом она была сформирована. Установки, образованные на основе непосредственного опыта, являются более доступными и лучше предсказывают поведение, чем установки, возникшие каким-либо другим путем. Это происходит потому, что они лучше закрепляются в памяти человека и более устойчивы кразличного рода воздействиям. Кроме того, такие аттитюды легче извлекаются из памяти, чем те, которые базируются на умозаключениях.

Установки влияют на поведение, если:

-установка личности была достаточно сильной и ясной

--установка находится в поле сознания человека.

-знания об объекте этого аттитюда

- способ формирования установки

-когда другие влияния уменьшены;

Функции аттитюда:

1) автомативная – упрощение контроля сознания за деятельностью в стандартных, ранее встречавшихся ситуациях;

2) адаптивная – направление субъекта к тем объектам, которые служат достижению его целей;

3) защитная – способствует разрешению внутренних конфликтов личности;

4) когнитивная – установка помогает выбрать способ поведения по отношению к конкретному объекту;

5) регулятивная – средство освобождения субъекта от внутреннего напряжения;

6) ригидная – установка затрудняет приспособление к новым ситуациям;

7) стабилизирующая – установка определяет устойчивый, последовательный, целенаправленный характер деятельности, в изменяющихся ситуациях.

Манипулятивное общение.

1. Что такое манипулятивное общение?

2. Что такое манипуляция?

Манипулятивное общение — это общение, при котором к партнеру относятся как к средству достижения внешних по отношению к нему целей.

В манипулятивном общении происходит "навязывание" партнеру стереотипа, который считается наиболее выгодным на данный момент. Если у обоих партнеров имеются свои цели по изменению точки зрения собеседника, победит тот, кто окажется более искусным манипулятором, т.е. тот, кто лучше знает партнера, лучше понимает цели, лучше владеет техникой. В манипулятивном общении мы "навязываем" партнеру стереотип, который считаем наиболее выгодным на данный момент. Манипулятивное общение в основном встречается там, где существует совместная деятельность. Важно помнить об одном существенном моменте - отношении человека к манипулятивному общению. Представьте себе, что вы сидите в кабинете руководителя среднего ранга, которому часто звонят по телефону. Стиль разговора все время разный. Если статус оппонента выше - один тон, если ниже - другой. Это типичный пример манипулятивного общения, и каждый про себя будет объяснять, что "так и надо, иначе ничего не сделаешь". Однако многим это неприятно.

Манипуляция – коммуникативное воздействие, которое введет к актуализации у объекта воздействия определенных мотивационных состояний ( а вместе с тем и чувств, аттитюдов, стереотипов), побуждающих его к поведению, желательному (выгодному) для субъекта воздействия; при этом не предполагается, что оно обязательно должно быть невыгодным для объекта воздействия.

Интегральные критерии, которые можно использовать для определения понятия манипуляции:

1) родовой признак — психологическое воздействие,

2) отношение манипулятора к другому как средству достижения собственных целей,

3) стремление получить односторонний выигрыш,

4) скрытый характер воздействия (как факта воздействия, так и его направленность),

5) использование (психологической) силы, игра на слабостях.

б) побуждение, мотивационное привнесение.

7) мастерство и сноровка в осуществлении манипулятивных действий.

Под манипуляцией мы понимаем сознательное или неосознанное использование некорректных и нечест­ных форм поведения. Манипулировать можно во всех видах коммуникативных ситуации, например, в рам­ках:

1) решения конфликта;

2) информирования кого-либо о чем-либо;

3) высказывания критических замечаний;

5) поиска решения на рабочем совещании;

6) дружеской беседы;

7) беседы с сотрудниками на тему оценки результа­тов работы и т.д.

Не следует делать вывод, что манипуляция — это негативное явление. Огромное количество профессиональных задач предполагает именно манипулятивное общение. По сути, любое обучение (при котором субъекту надо дать новые знания о мире), убеждение, управление всегда включает в себя манипулятивное общение. Именно поэтому их эффективность во многом зависит от степени владения законами и техникой манипулятивного общения.

Источником возникновения феномена манипуляции заключается в вечном внутреннем конфликте человека между его стремлением к независимости и самостоятельности, с одной стороны, и желанием найти опору в своем окружении - с другой.

Эрих Фромм определил еще одну причину, побуждающую людей в современном мире манипулировать, друг другом. Он утверждал, что в отношениях между человеком и человеком первична любовь и что именно она раскрывает истинную сущность человека, ибо она и есть его изначальная сущность.

Третью причину манипулятивного поведения предложил Джеймс Бьюдженталь и экзистенциалисты, которые указали на то, что наше существование сопряжено с постоянным риском и множеством случайных, непредвиденных обстоятельств, которые окружают нас со всех сторон, и что каждое наше действие подобно камню, брошенному в озеро. Общее число всех вероятных вариантов развития событий, которые могут с нами произойти в любую минуту, выходит за рамки нашего понимания. Этот мир непредсказуем, современный человек чувствует свое бессилие, когда сталкивается с истинным положением вещей в той ситуации своего существования, в которой он находится.

В качестве четвертого предположения относительно возможных причин манипулятивного поведения можно назвать гипотезы Джея Хейли, Эрика Берна и Уильяма Глассера. Работая с пациентами, больными шизофренией, Хейли обнаружил, что они испытывают страх перед близкими межличностными отношениями, стараются не вступать в подобные отношения с окружающими их людьми, избегают самой возможности их возникновения. Э. Берн предположил, что для того, чтобы управлять своими эмоциями и таким образом избегать интимности, люди играют друг с другом в разнообразные игры. У. Глассер, в свою очередь, выдвинул гипотезу о том, что одним из базовых человеческих страхов является страх вовлеченности. Таким образом, манипулятором называется человек, который взаимодействует с другими людьми в рамках определенных ритуалов, желая избежать посредством этого близости и включенности.

Пятую возможную причину феномена манипуляции назвал Альберт Эллис, который писал, что каждый из нас в процессе взросления приходит к определенным выводам о том, что такое жизнь, и многие из них весьма нелогичны. Так, например, одно из таких заключений состоит в том, что жизнь основана на постоянной и острой нужде человека в одобрении со стороны всех, кто его окружает. На этом убеждении построена жизнь пассивного манипулятора, которым, с точки зрения Эллиса, является любой человек, отказавшийся быть честным и открытым в отношениях с другими людьми и вместо этого пытающийся им угодить, надеясь им понравиться.

Э. Шостром выделяет следующие типы.

1. Диктатор – человек, который преувеличивает свою силу, доминирует, приказывает, делает все, чтобы управлять своими жертвами. Его разновидности: настоятель (игумен), начальник, босс.

2. Тряпка. Как правило, это жертва диктатора и его прямая противоположность, она развивается во взаимодействии с диктатором, всячески преувеличивая свою чувствительность. Характерные приемы поведения: забывать, не слышать, пассивно молчать. Разновидности: конформист, стеснительный, уступающий, мнительный, глупый, хамелеон.

3. Калькулятор (вычислитель) старается осуществлять контроль над людьми и обстоятельствами, постоянно обманывает, лжет, стремится перехитрить других. Разновидности: делец, аферист, шантажист, игрок, создатель рекламы.

4. Прилипала – прямая противоположность калькулятору. Преувеличивает свою зависимость, жаждет быть предметом забот, с готовностью позволяет другим делать за него его работу. Разновидности: паразит, нытик, вечный ребенок, иждивенец, беспомощный, меланхолик.

5. Хулиган преувеличивает свою агрессивность и недоброжелательность, управляет с помощью угроз. Разновидности: оскорбитель, ненавистник, бандит, угрожающий.

6. Славный парень – человек, который стремится преувеличить свою заботливость о других, как бы проявляя любовь, внимательность. Он убивает добротой. Поэтому столкновение с ним намного труднее, чем с хулиганом, потому что бороться с добротой невозможно. Разновидности: угодливый, добродетельный, моралист.

7. Судья постоянно преувеличивает свою критичность, никому не верит, полон обвинений и негодования. Разновидности: всезнающий, обличитель, собиратель улик, позорящий, оценщик, мститель.

8. Защитник – прямая противоположность судье. Он чрезмерно подчеркивает свою поддержку и снисходительность к ошибкам других. Этот человек вредит другим, сочувствуя им сверх всякой меры и не давая своим подзащитным встать на ноги и расти самостоятельно.

Типы манипуляций в общении

Каждый человек вырабатывает их для себя самостоятельно, с учетом своей индивидуальности, а также с учетом психологических знаний о типах и цели манипуляции. А. Б. Добрович систематизировал типы манипуляции в общении. Суть основных из них можно свести к следующему.

3) Оказывают внимание и мелкие услуги человеку мягкому, тактичному, чтобы создать такие взаимоотношения, на фоне которых заранее намеченные неблаговидные действия будут восприниматься более терпимо.

4) Провоцируют обидными замечаниями, упреками ответную резкость собеседника с целью разрушить на тот или иной период контакт с ним, (например, в предвидении того, что собеседник хочет попросить о какой-то услуге).

5) Демонстрация плохого самочувствия, усталости с целью избавиться от каких-либо поручений, обязанностей.

Механизм манипуляций представляет непосредственный интерес. Поняв его, человек может научиться противостоять скрытому воздействию. Правила Д.Карнеги позволяют манипулировать окружающими с достаточно высокой эффективностью, но это лишь база для искусного манипулятора, некие примитивы. Существуют способы взаимодействия, основанные на природе человека, и действующие на уровне подсознания. Основываются они: на стереотипном поведении, на склонности человека ориентироваться на поведение других, на любви человека к последовательности (сделай это, потом то; ну раз ты все это уже сделал, так теперь делай и это), на вере в обещания и т.д. Подобные механизмы весьма и весьма действенны.

Механизм манипуляции сводится к следующим моментам:

1) планирование воздействия;

2) сбор информации об объекте манипуляции (выбор мишеней и приманок);

3) подстройка под настроение объекта воздействия (создание ложного чувства взаимопонимания);

4) само воздействие, осуществляемое с помощью подходящих методов;

5) получение результата.

Психологические механизмы манипуляции характеризуются тем, что информация воспринимается человеком селективно (избирательно), в зависимости от имеющихся психологических установок. Инициатор информационного воздействия стремится оказывать эффективное влияние на поведение человека (в обход его сознания) с учетом его готовности воспринять ту или иную информацию.

К числу других механизмов можно отнести следующие:

1. Ограничение оперативной памяти человека, не позволяющее удержать большое количество информации.

2. Трудность в подборе точных семантических эквивалентов обозначения предметов и событий, о которых идет речь, а потому происходит постепенная подмена смысла.

4. Отсутствие критичности, что приводит к одностороннему восприятию без уточняющих вопросов в сомнительных деталях получаемой информации.

Провоцирование непроизвольных высказываний объекта базируется не только на основе бессознательных реакций, когда используются ассоциативные процессы, но и путем эксплуатации личностных качеств человека, например, чувства собственной значимости, ощущения неординарности, особой осведомленности, а также путем влияния на эмоционально-волевую сферу личности.

Существенным компонентом активизации информационного обмена в ходе непосредственного общения являются использование реакций, стимулирующих высказывания собеседника.

В практике межличностной коммуникации известны приемы так называемого активного слушания — кивки, визуальный контакт с собеседником, поддакивания, использование реплик стимулирующих собеседника и пр. Лицо, осуществляющее манипулятивное воздействие в ходе межличностного общения, для скрытого побуждения коммуникативной активности партнера по общению и получения интересующей информации, ненавязчиво задает наводящие вопросы, подбадривает собеседника восклицаниями, использует соответствующую мимику.

Процедура манипулирования включает в себя два этапа: подготовительный и основной. Функции первого подготовительного этапа заключаются в облегчении восприятия последующих затем манипулятивных материалов. Его основное назначение заключается в создании атмосферы доверия между коммуникатором (источником информации) и объектом воздействия (адресатом). В связи с тем, что информация воспринимается легче, если для этого создана благоприятная почва, в задачи первого этапа входит разрушение у адресата имеющихся психологических установок, барьеров к восприятию последующей информации независимо от того покажется ли она адресату неприятной или даже чудовищной.

Манипулирование встречается везде и всегда. Отношения в обществе невозможны без манипулирования. За редким исключением психика каждого индивида подвержена манипулятивным воздействиям извне.

Подобное становится возможным потому, что психика индивида как бы изначально предрасположена к некой особой восприимчивости, которую видимо и можно назвать манипулированием: наш психический аппарат устроен так, что всегда кто-то один может управлять другим вследствие предрасположенности последнего к выполнению приказа извне, т.е. приказа, поступающего от внешнего манипулятора, а не от его сознания (или, лучше сказать, от подсознания, поскольку любая команда изначально образуется в подсознании, а позже передается сознанию). Именно в бессознательных структурах психики берут начало любые мысли индивида, рождаются его желания, которые после трансформируются в поступки и действия, совершаемые уже при посредстве сознания.

В процессе манипулирования на бессознательные и подсознательные структуры психики оказывается воздействие, которое вызывает в ней провоцирование того или иного базового инстинкта. Это вызывает, в свою очередь, определенный психический дискомфорт и заставляет объект манипулятивного воздействия скорее принять условия манипулятора.

Степень успешности манипуляции в значительной мере зависит от того, насколько широк арсенал используемых манипулятором средств психологического воздействия и насколько он гибок и искусен в их использовании.

Манипуляция может осуществляться неосознанно, а может и осмысленно, поэтому в гой или иной степени каждая манипулятивная попытка предполагает хотя бы элементы планирования. В качестве планируемых действий выступают подстройка к особенностям ситуации и адресата воздействия, подготовка адресата, организация самой ситуации.

Манипулятивное мастерство реализуется в двух процессуальных стадиях: в стадии подготовки и в стадии непосредственной манипуляции.

В рамках подготовительного периода осуществляются следующие Манипулятивные процедуры.

1. Выбор мишеней воздействия. В соответствии со своими намерениями манипулятор должен осознать, какого рода воздействие он собирается осуществить в том или ином случае, для чего следует точно выбрать мишени воздействия.

социальная установка

В 1918 году исследователи У. Томас и Ф. Знанецки изучали письма эмигрантов из Польши (в США). Они выяснили, что если человек оценивал свое пребывание в Америке как временное с целью заработка, то адаптация проходила очень болезненно, а речь и культура усваивались крайне медленно. Но если он думал, что переехал в новую страну навсегда, то адаптировался значительно быстрее и эффективнее. В результате ученые пришли к выводу, что каждый человек формирует некое внутреннее отношение к своему пребыванию в стране, которое кардинальным образом влияет на его существование и мотивацию. Они назвали этот феномен аттитюдом.

Социальная установка выполняет четыре основные функции:

  1. Функция защиты: способствует разрешению внутренних конфликтов.
  2. Функция выражения: аттитюд выступает как средство освобождения человека от внутреннего напряжения, а также выражения себя как личности.
  3. Функция знания: социальная установка дает упрощенные указания относительно способа поведения по отношению к конкретному объекту.
  4. Адаптивная: направляет человека к тем объектам, которые служат достижению его целей.

Ну и самое главное: при помощи аттитюда происходит социализация.

Стоит отметить, что социальная установка формируется постепенно, порой даже незаметно. То, что обобщается нами сегодня, через три недели становится устойчивым убеждением.

Внутри мышления человека действует определенный алгоритм (программа), который формируется на основе обобщений и оценок. Он облегчает работу мозга: тому не приходится каждый раз тратить энергию, чтобы оценить и проанализировать явление, у него уже есть определенная схема (вердикт, установка), которая позволяет действовать быстро – без затрат времени и ресурсов.

В связи с этим стоит понимать, что подобные социальные установки могут как помогать, так и мешать. Мы быстрее принимаем решения, фокусируемся на главном. С другой стороны, шаблоны поведения могут привести человека и на ложный путь.

Важная особенность социальных установок – это их многогранность. Они могут одновременно представлять знания и мнения, эмоции и чувства, поведенческие реакции и намерения действовать определенным образом.

Формирование социальных установок

Бихевиористский подход

Здесь социальная установка понимается как промежуточная переменная между неким объективным стимулом и внешней средой. Ее формирование осуществляется практически без участия человека и может происходить за счет:

  • Положительного подкрепления (когда определенное поведение вознаграждается тем или иным образом, появляется социальная установка).
  • Наблюдения человека за поведением других людей и последствиями их действий.
  • Формирования ассоциативных связей между стимулами или уже существующими установками (к примеру, любители теории заговора придерживаются сходных взглядов и во многих других областях).

Когнитивный подход

Этот подход сформировался под влиянием ряда теорий (теории когнитивного диссонанса Л. Фестингера, теории конгруэнтности Ч. Осгуда и П. Танненбаума, теории коммуникативных актов Т. Ньюкома), общим постулатом которых является стремление человека к внутренней согласованности.

Другими словами, формирование социальных установок происходит в результате стремления человека разрешить возникшие у него внутренние противоречия из-за несогласованности социальных установок между собой.

Мотивационный подход

Есть две теории, описывающие формирование социальных установок:

  • Теория ожидаемых преимуществ: формирование социальных установок происходит при помощи оценивания человеком максимальной пользы от принятия или непринятия новой установки.
  • Теория когнитивного реагирования: формирование происходит в результате позитивного или негативного реагирования человека на новую установку.

Генетический подход

Сторонники данного подхода считают, что формирование социальной установки обусловлено генетическими особенностями:

  • Интеллектуальными способностями
  • Врожденными различиями темперамента
  • Биохимическими реакциями

При этом сторонники метода полагают, что помимо врожденных есть еще и приобретенные социальные установки. Однако первые значительно прочнее.

Структурный подход

В основе этого подхода лежит представление о том, что социальная установка – это функция структуры межличностных отношений. Человек сравнивает свои установки с установками других людей, пытаясь понять, как можно изменить собственные, чтобы лучше социализироваться.

формирование социальной установки

Структура социальной установки

В 1942 году М. Смит предложил свою структуру социальной установки:

  • Поведенческий компонент (поведение по отношению к объекту).
  • Аффективный компонент (эмоциональная оценка объекта).
  • Когнитивный компонент (осознание объекта аттитюда).

Данные компоненты пересекаются между собой, поэтому изменение одного влечет за собой изменение двух других.

Можно ли изменить социальные установки?

На этот вопрос нельзя ответить однозначно, потому что до сих пор непонятно, как именно формируются социальные установки. Как мы писали выше, существует несколько теорий на этот счет: кто-то считает, что они формируются генетически, кто-то – что они являются приобретенными.

Если исходить из того, что научиться можно всему, то, пожалуй, ответ – да, социальные установки можно изменить. Но чтобы поменять себя полностью, нужно сфокусироваться на глубинном уровне – уровне ценностей, моральных и религиозных убеждений.

Вид торта напоминает кому-то о неудачном дне рождения в детстве, а кто-то вспоминает, как отлично провел время в кругу семьи. Через какое-то время мнения этих двух людей могут измениться под влиянием будущего опыта. Человек также любит подражать поведению других людей, пусть не всегда признается в этом. Поэтому социальные установки рождаются и умирают постоянно.

Необходима полная осознанность и саморефлексия для того, чтобы изменить разрушительные установки и заменить их на продуктивные. Это процесс достаточно длительный, поэтому вам понадобится терпение.

И последнее. Как можно чаще задавайте себе три вопроса:

  • Почему я поступаю именно так, а не иначе?
  • Почему я мыслю именно так, а не иначе?
  • Почему я чувствую себя в этой ситуации так, а не иначе?

Ответы на эти вопросы, размышления и саморефлексия помогут выявить корни многих глубинных установок и изменить их в случае необходимости.

Желаем вам удачи!

Что такое психологическая установка

Что такое психологическая установка

Психологическая установка – это своего рода программа для мозга. Она подсказывает, как поступать в привычных ситуациях. Например, когда мы просыпаемся, то уже не говорим себе, что нужно идти чистить зубы и умываться, потому что это важно для нашего здоровья, и не напоминаем себе об этом лишний раз, а просто берем и делаем.

Установки спасают наш мозг от перегрузок. Большая часть нашей активности осуществляется бессознательно, то есть на автопилоте. А что касается физической активности, то здесь практически все основано на автопилоте. Например, вы же не задумываетесь, как ходить. Когда-то вы освоили этот навык, многократно его повторили и теперь делаете это автоматически.

Особенности психологических установок:

  1. Они есть у всех. С первых дней жизни начинает формироваться система убеждений и представлений человека, она же – система психологических установок.
  2. Никто из людей не видит мир объективно. У каждого своя правда, которая основана на личной системе установок.
  3. Система установок – подвижная структура. Она меняется под воздействием внешних факторов или при сознательном воздействии человека на свои же убеждения. Например, привык человек все решать силой и криком, а ему вдруг попался кто-то, кто не отступил от своих убеждений даже под таким гнетом. Позже ситуация повторилась. И человек начал сомневаться в правильности своей позиции.
  4. Психологические убеждения определяют направленность жизни. Вы когда-нибудь задумывались, почему люди с условно одинаковыми исходными данными (например, дети из одной семьи) проживают разную жизнь (кто-то спивается, а кто-то становится бизнесменом)? Все дело в психологических установках. Возможно, когда-то они и были одинаковыми для этих детей, но потом один ребенок стал развиваться по другому пути.

Принцип психологических установок используют в психологии для коррекции мышления и поведения, в спорте для достижения лучших результатов, да и в любом виде деятельности. Ведь, по сути, мы с вами говорим о формировании привычек – навыков, доведенных до автоматизма. Установка – это привычный и проверенный множественными повторениями алгоритм. Это некий шаблон, который мы привыкли использовать в конкретной ситуации. Система установок формирует мировоззрение человека.

Важно! Установки помогают экономить энергию и время. Однако важно иметь такие психологические убеждения, которые способствуют развитию по жизни, а не препятствуют ему.

Разновидности установок

Психологические убеждения пронизывают всю нашу жизнь. Они бывают разными по сфере и масштабу. Например, привычка умываться перед сном и привычка отвечать криком на крик – это два примера психологических установок, но совершенно разные. Разберем подробнее, какими они бывают:

Типы установок по функциям:

  1. Инструментальные. Цель – получить награду или избежать проблем.
  2. Информационные. Цель – расширить кругозор или освоить что-то новое.
  3. Ценностные. Цель – сохранить приверженность своей системе ценностей и чувство собственного достоинства, самоуважение.
  4. Защитные. Цель – сохранить здоровье и жизнь, честь и достоинство, личные границы и статус.
  5. Социальные. Цель – сохранить принадлежность группе или стать частью определенной группы, найти свое место в мире, решить проблему самоидентификации.

Кроме этого, психологические убеждения бывают разными по направленности: в отношении самого человека и в отношении мира. Об этом много писал Э. Берн. Он же выделил следующие варианты установок (жизненных сценариев):

  1. Я хороший и ты хороший – это установка лидера, победителя по жизни.
  2. Я хороший, а ты плохой – это установка эгоцентриков, высокомерных типов и манипуляторов.
  3. Я плохой, а ты хороший – это установка жертвы, неудачника по жизни.
  4. Я плохой и ты плохой – это установка асоциальных типов, нигилистов.

Отношение человека к себе и миру формируется в раннем детстве и основано на отношениях ребенка с родителями. Они для ребенка – прототип всего общества. Именно родители говорят словами и своим отношением к ребенку, какой он. А также они дают понять какие они, то есть весь мир.

Структура

Психологические убеждения

Психологические убеждения – это жизненный сценарий. Убеждения определяют нашу активность. Вся жизнь сводится к тому, чтобы доказать верность главной установки. И вот здесь важно понять, насколько значим характер установки. Например, если человек считает, что он никому не нужен, то так в одиночестве он всю жизнь и проведет, потому что бессознательно для подтверждения правильности своего убеждения сам же и будет отталкивать людей и рушить отношения.

Обратите внимание! В структуру убеждений входят 3 компонента: когнитивный (мысли), эмоциональный (чувства и эмоции) и поведенческий (действия). Если необходимо скорректировать какую-то установку, то работать нужно по всем трем направлениям.

Давайте разберем подробнее, какими бывают психологические установки по структуре.

Фиксированная

В структуру убеждения входят опыт и потребности человека. В той или иной ситуации человек поступает так, как уже действовал когда-то в схожих обстоятельствах.

Социальная

социальная структура

В основе лежит потребность в социальных контактах. Социальное убеждение – это отношение человека к обществу, процессам и событиям, которые происходят в нем.

Теория Узнадзе

По теории Узнадзе в структуру убеждения входит потребность и ситуация, способная удовлетворить ее. Установка предопределяет сознательное поведение человека и может возникнуть только при контакте человека с окружающей средой.

Психологический барьер

Негативные убеждения по отношению к себе в совокупности с заниженной самооценкой формируют психологический барьер. Это тоже можно рассматривать как убеждение – установку молчать, замыкаться в себе в ситуациях социального взаимодействия. А также такая установка проявляется в виде пассивности при выполнении какого-либо ответственного дела.

Положительные

положительная структура

Такие убеждения состоят из веры в дружбу, любовь, верность, преданность и хорошего отношения человека к себе и миру. Положительные установки делают человека счастливым, помогают добиться успеха в жизни.

Отрицательные

Такие убеждения состоят из негативного отношения человека к себе и другим людям, а также из веры в несправедливость мира. Отрицательные установки делают человека несчастным, мешают развитию личности. Люди с негативным отношением к себе и миру часто болеют.

Методы воздействия

положительные эмоции

Как понять, что вы руководствуетесь психологической установкой:

Если вы понимаете, что освоенные и привычные модели поведения ведут вас не туда, куда вам хотелось бы, то нужно менять убеждения. Помните, что от них зависит качество и уровень вашей жизни, а также ваше счастье, удовлетворенность своей жизнью. Существуют специальные методы или виды воздействия на себя или другого человека с целью изменения установок.

Виды влияния

Разберем основные виды психологического воздействия для коррекции установок. Обратите внимание, что влияние бывает ненамеренным, например, когда один человек становится примером для подражания в глазах другого человека, и целенаправленным, например, когда родитель объясняет ребенку, что такое хорошо и что такое плохо. А также любое влияние может быть как негативным, так и позитивным для того, кто перенимает установки.

Убеждение, или аргументация

убеждение

Убеждение – это воздействие одного человека на эмоции, мысли и поступки другого через приведение неоспоримых фактов, значимых для объекта влияния. То есть это изменение убеждений человека через аргументы в пользу новых установок. Воздействие осуществляется в процессе беседы, дискуссии, обсуждения, диалога.

Заражение

Заражение – это прямое влияние на состояние и эмоции человека, минуя когнитивный компонент. При помощи своей энергии один человек побуждает других делать то же, что и он. Особенно хорошо этот прием работает в толпе. Тогда люди начинают заражаться друг от друга, а не только от лидера. В таком случае не важно, что говорит человек, важно, как он этого говорит. Чем сильнее заряд, тем выше вероятность, что другие начнут повторять действия лидера, особо не вдаваясь в суть и содержание.

Внушение

Подражание

Подражание

Подражание – это копирование слов, реакций, поведения, увлечений, внешнего вида и всего остального от одного человека к другому. Как правило, подражают тем, кому завидуют или тем, кем восхищаются. Так или иначе, тот, кто подражает, хочет иметь то, чего у него нет, но есть у объекта для подражания.

Дополнительные способы

Описанные выше приемы психологического воздействия используются людьми чаще всего, но существуют и другие, менее популярные методы формирования убеждений.

Благосклонность

Задача – повысить лояльность человека по отношению к какому-то убеждению. А для этого человек расписывает все преимущества и пользу своей установки. Если другой человек проникается этим, то есть становится благосклонным, то и он перенимает это убеждение.

Просьба

Спокойный темп речи, негромкий тон, улыбка, пара комплиментов, небольшая личная история – набор, который повышает шансы на успех, если вы кого-то о чем-то просите. Просьбой можно повлиять на поведение человека, а уже на основе этого у него сформируется новое убеждение.

Самопродвижение

Это способ для влияния на самого себя. Суть в том, что вы демонстрируете свои лучшие качества, навыки, знания. За счет этого повышается ваша самооценка, и вы добиваетесь больших успехов.

Принуждение

Принуждение

Как и две последующие техники, это жестокий и деструктивный прием воздействия. Принуждение предполагает изменение установок человека за счет игры на его инстинкте выживания. Принуждение предполагает использование насилия, шантажа, угроз, ограничения свободы.

Нападение

От собственной боли человек нападает на другого, пытаясь внушить ему, что тот плохой. Если речь идет о моральном нападении, то это крик, оскорбления. Если мы говорим о физическом воздействии, то речь идет о стремлении убедить человека в его физической слабости, никчемности.

Манипуляция

Существуют десятки манипулятивных техник, но все они преследуют одну цель – заставить человека делать то, что выгодно манипулятору.

Мой пример психологической установки

прошлое не определяет будущее

Примеры моих психологических установок:

  • в отношениях нет места насилию и агрессии;
  • любые эмоции и чувства должны быть выражены и отработаны;
  • нужно хорошо выполнять свою работу, в каком бы состоянии ты не находился, в противном случае не берись за работу;
  • здоровые отношения – это союз двух независимых финансово, морально и физически людей;
  • я достойна любви и умею любить;
  • все можно изменить, пока человек жив;
  • прошлое не определяет будущее;
  • у каждого человека есть достоинства и недостатки;
  • важно поддерживать внутренний баланс, следить за гармонией между мыслями и действиями;
  • в любой неприятной ситуации нужно искать возможности для роста;
  • не бывает безвыходных ситуаций – нас не всегда устраивает видимый выход.

Это лишь малая часть тех установок, с которыми я живу. На самом деле их, наверное, тысячи. Какие-то из них относятся к осознанным, а какие-то – к бессознательным. С частью деструктивных бессознательных установок я уже разобралась. Как? В психологии это называют когнитивно-поведенческой психотерапией. Сначала вы выявляете все проблемные ситуации, потом составляете новый алгоритм действий в рамках этих ситуаций и приступаете к практике. Вы несколько раз (как правило, много раз) повторяете одно и то же.

Сначала это дается с трудом, но с каждым разом все легче. Спустя время ваш мозг перестроится, вы обзаведетесь новым паттерном поведения. Уже эта программа станет для вас привычной. С помощью этого приема можно бороться с любыми нежелательными психическими состояниями, например, с фобиями, комплексами, страхами и другими расстройствами. В общем, вы меняете свой образ мышления с минуса на плюс, у вас появляется дополнительная энергия для новых успехов.

Заключение

Психологические установки личности могут иметь положительный или отрицательный заряд, быть опасными и вредными для человека или полезными. Не со всякими установками нужно бороться, в самом автоматизме как таковом нет ничего плохого. Однако если вы понимаете, что какие-то привычные модели поведения и мышления мешают вам жить, работать, развиваться, выстраивать отношения с социумом, то с этим нужно бороться. Как? Заменять деструктивные установки конструктивными.

Читайте также: