Формирование национальной идеи в казахстане сообщение

Обновлено: 18.05.2024

Национальная идея является на сегодняшний день одной из самых обсуждаемых тем в казахстанском обществе. В течение ряда лет она не сходит со страниц газет и журналов, становится предметом теле- и радиопередач, анализируется ученым сообществом на научных конференциях и в дискуссионных клубах.

Национальная, или употребляемый нами в определенном смысле термин "общенациональная", идея представляет собой комплекс ориентаций, ценностей и идеалов мировоззренческого характера, направленных на консолидацию народа Казахстана, устойчивое социально-экономическое развитие общества, укрепление безопасности и независимости государства. Один из основных вопросов при разработке проблемы национальной идеи - о том, как она может быть сформирована или, как говорят, найдена. Очевидно, что ее невозможно просто придумать. Ее компоненты содержатся в глубинах национального самосознания, отражая картину национального бытия, она находит свое выражение в философии, истории, науке, поэзии, литературе, музыке, живописи, танце, искусстве, языке.

Актуальность и приоритетность исследования и разработки общенациональной идеи определяется тем, что она является системообразующим началом консолидации казахстанского общества, формирования адекватного уровня национальной идентичности граждан страны, духовным фундаментом подъема общественного сознания и культуры, основой поступательного социально-экономического развития Казахстана в условиях глобализации.

Следует сказать, что приведенное определение национальной идеи лежит в русле концепции, получившей название "национальное строительство" (nation-building), смысл которой состоит в формировании единой нации из полиэтнического по своему составу общества. Далеко не у всех, однако, концепция национального строительства вызывает одобрение. Многие политологи и политики считают, что построение единой нации в полиэтническом обществе невозможно, так как этническая идентичность людей всегда будет довлеть над их идентичностью с государством и с представителями других этнических групп.

По их мнению, в Казахстане существует только одна нация, которую составляют казахи, тогда как все остальные проживающие в республике народы являются диаспорами. Поэтому национальная идея Казахстана суть не что иное, как национальная идея казахов, или казахская национальная идея. Национальная идея должна стать основой возрождения казахов как нации. В результате этого подхода коренной этнос получил в общественном мнении, а затем и в науке, название титульной нации. В литературе по национальному вопросу такой подход называется "этнокультурным пониманием нации". Такое название вытекает из того, что элиты коренного этноса, выступая от его имени как защитники интересов народа, во главу угла ставят этническую культуру, в первую очередь язык. При этом особую роль они возлагают на государство, которое должно оберегать культуру коренного этноса от влияния других культур и в то же время возводить ее в статус фундамента культуры многонационального общества.

На принципиально иных позициях стоят те, кто считает, что национальная идея не может быть идеей только одного народа, в полиэтническом государстве.
>В Казахстане национальная идея должна быть по существу общенациональной идеей, направленной на объединение всех граждан страны, независимо от их этнической принадлежности, в единый народ на основе общности их казахстанского гражданства. Такой подход называется в современной этнополитологии гражданской нацией.

Сегодня в Казахстане эти два подхода к пониманию национальной идеи являются доминирующими. Сторонники казахской национальной идеи имеют своих союзников практически полностью, что вполне естественно среди самих казахов. Поборниками другого подхода к национальной идее являются, как правило, представители некоренных этнических групп, хотя среди его приверженцев немало и казахов.

Приверженцы казахской национальной идеи отстаивают особое положение казахов среди всех национальностей Казахстана, отдают приоритет интересам одного, но главного, с их точки зрения, этноса. В противоположность этому сторонники гражданской национальной идеи считают, что национальная идея должна отражать интересы всех этнических групп Казахстана. В основе национальной идеи, с их точки зрения, должен лежать не приоритет одного, пусть даже самого крупного, коренного этноса, а равенство их всех как составных частей единого согражданства Казахстана. Противоположность двух подходов к национальной идее, титульного и гражданского, порождает идейный конфликт их адептов. Следует отметить, что подобное противоречие характерно не только для Казахстана, с ним сегодня сталкивается большинство постсоветских обществ, где население отличается этнической разнородностью. Более того, противоречие между этнокультурным и гражданским пониманием национальной идеи и нации характерно для многих государств современного мира.

Практически во всех новых независимых государствах стоит задача национальной консолидации мультиэтнического населения в единое сообщество, объединенное высоким уровнем идентичности. Во многих государствах сохраняются различные противоречия между самым крупным этносом (группой самых крупных этносов) и другими, более мелкими этносами. Перед правительствами большинства современных государств с мультиэтническим составом населения стоит принципиальный вопрос: как решать реальное противоречие между гражданским и этнокультурным пониманием нации и национальной идеи?

Как показывает реальная практика национального строительства в различных государствах современного мира, в решении этого противоречия доминирует принцип "и - и", а не "или - или". Следовательно, речь идет о том, что в разработке общенациональной идеи Казахстана необходимо использовать обе концепции нации - гражданскую и этнокультурную, а не опираться только на одну из них, отбрасывая другую.

Каким образом разрешается противоречие этих концепций в Казахстане? Этим способом является формирование единого народа как гражданского сообщества вокруг казахского этноса, который является для Казахстана титульным. Один из крупнейших современных этнополитологов и теоретиков нации Энтони Смит называет этот способ построения нации одним из самых распространенных в мире, моделью "доминирующего этноса".

В Казахстане отсутствие зрелого гражданского общества связано с тяжелым наследием тоталитарного прошлого страны, оказывающим негативное воздействие, в том числе на процессы национального строительства. Здесь же мы усматриваем причины того, что казахстанское общество, рассмотренное (мысленно, разумеется) автономно, в отрыве от государства, не может до сих пор предложить и разработать общенациональную идею, которая стала бы основой гражданской национальной идентичности.

В ситуации, когда гражданское общество не созрело до такого уровня, чтобы стать ведущей социальной силой процесса формирования гражданской нации в Казахстане, роль ведущего субъекта национального строительства берет на себя государство. Именно государство своей национальной политикой чисто практически, как говорится, на ощупь, без достаточного теоретического обоснования со стороны научного сообщества, пытается воплотить в жизнь модель гражданской, казахстанской нации на основе государствообразующего казахского этноса. Тем самым государство пытается разрешить противоречие гражданской и этнокультурной концепций нации в Казахстане на основе принципа "и - и".

Не только национальная политика, но также экономическая, социальная, культурная, образовательная и все иные виды управления общественными отношениями в Казахстане определяются государством при незначительном участии негосударственных институтов как представителей нарождающегося гражданского общества. Государство регулирует межэтнические отношения и процессы в своей национальной политике на основе правовой базы, включая Конституцию Казахстана, и соответствующих органов и институтов, функционирующих на уровне как центральной, так и региональной, и местной власти. При этом заметную роль в национальной политике государства играют компромиссы между интересами казахской части населения и остальных этнических групп Казахстана.

Таким образом, в национальной сфере Казахстана мы имеем следующую конфигурацию основных акторов. На крайних полюсах стоят, с одной стороны, казахские элиты, придерживающиеся идеологии титульного понимания нации, а с другой стороны, русскоязычные элиты с идеологией гражданского понимания нации. В центре этой диспозиции - государство, которое своей национальной политикой пытается сблизить и примирить крайности, стремится не допустить конфронтации идеологий, чтобы конфликт ценностей не перерос в конфликт интересов и опасные для общества акции.

С позиций институционального анализа проблемы национальной идеи в Казахстане интерес представляет не только исследование диспозиции главных акторов национальной сферы Казахстана и их идеологий, но также и имеющихся в их распоряжении ресурсов. Разумеется, в Казахстане, как и любой другой стране, наибольшими ресурсами для деятельности в национальной сфере обладает государство. Если же иметь в виду, что в республике гражданское общество находится на ранней стадии своего развития, то нет никаких сомнений в том, что значение государства для регулирования отношений в национальной сфере значительно возрастает.

Если же говорить о других факторах национальной сферы - этнических элитах, то имеющиеся в их распоряжении ресурсы, в первую очередь материальные, невелики. Пожалуй, главным из них является поддержка этнических групп, от имени которых они выступают. В случае, если она сильная, она способствует этнической мобилизации масс, что является серьезным вызовом для государства, стремящегося к поддержанию политической стабильности в обществе. Сегодня уровень этнической мобилизации масс в казахстанском обществе невысок. Иначе говоря, этнические элиты не имеют в настоящее время широкой и устойчивой социальной базы в обществе.

Таким образом, в Казахстане как мультиэтническом обществе имеется объективная потребность для существования и реализации как титульной, этнокультурной концепции нации, так и гражданской концепции. Игнорирование какой-либо из них будет иметь пагубные последствия для общей ситуации в национальной сфере.

В связи с этим мы хотели бы указать на наиболее важные, с нашей точки зрения, потребности и интересы общества и государства в укреплении как гражданской национальной идентичности, так и этнокультурной идентичности казахов.

В первом случае эти интересы и потребности видятся нам следующим образом.

Во-первых, включение в общенациональную идею Казахстана идеи гражданской нации способствует внутренней безопасности и стабильности общества. Формирование гражданской нации как межэтнической общности людей будет способствовать сглаживанию противоречий и конфликтов интересов и ценностей этнических групп.

Во-вторых, формирование гражданской нации в Казахстане скажется самым положительным образом на идентичности всех казахстанцев, вне зависимости от их этнической принадлежности, со своей родной страной - Республикой Казахстан. Единый казахстанский народ станет реальным воплощением лозунга "Казахстан - наш общий дом". Казахстанский патриотизм, высокий моральный дух станут реальными атрибутами гражданской нации, реальной социальной и политической силой. Президент Нурсултан Назарбаев подчеркнул на ХII сессии Ассамблеи народов Казахстана: "Мы должны быть единой и сплоченной нацией, - нацией, которая будет интегрирована общими ценностями, с гармоничной языковой средой, нацией, которая устремлена в будущее, а не прошлое".

В-третьих, важным результатом формирования гражданской нации в Казахстане должно стать зрелое гражданское общество. Гражданская нация и гражданское общество тесно связаны между собой, не могут существовать друг без друга.

Говоря о необходимости включения этнокультурной концепции нации в состав общенациональной идеи Казахстана, укажем на следующие причины.

Во-первых, если речь идет о модели национального строительства единого казахстанского народа вокруг государствообразующего этноса - казахов, то естественно предположить их особое место в структуре гражданской нации. Речь, разумеется, идет о таком включении этнокультурной концепции в состав общенациональной идеи Казахстана, которое было бы в значительной мере совместимым с гражданской концепцией нации, а не исключало одно другое.

Во-вторых, необходимо иметь в виду характер формируемого в нашей стране народа. Речь идет о том, что казахстанский народ не является по способу своего образования эмигрантской нацией, наподобие той, что существует в Америке (как Северной, так и Южной), Австралии и некоторых других регионах мира. Нация в Казахстане имеет отчетливые этнические и исторические корни, которые связаны в первую очередь с казахами. Этот этноисторический аспект формирования казахстанского народа должен, несомненно, найти свое место в общенациональной идее.

В-третьих, этнокультурный аспект имеет большое значение в плане методологии разработки общенациональной идеи Казахстана. Сама концепция национального строительства предполагает конструктивистский подход к исследованию и разработке национальной идеи. Иначе говоря, элита формирует национальную идентичность и, следовательно, нацию из того мультиэтнического состава населения, от лица которого она выступает. По нашему мнению, не следует абсолютизировать ни гражданскую концепцию нации, ни конструктивистский подход.

Таким образом, включение этнокультурной компоненты в структуру общенациональной идеи Казахстана имеет принципиальное значение для обоснования ее исторической и культурной преемственности. Речь идет, если обратиться к Смиту, о таком реконструировании традиционной культуры казахов, чтобы определенные ее элементы и символы могли органично вписаться в современную культуру.

Подводя итог нашей работы, мы бы хотели отметить, что поиск и разработка национальной идеи - сложная проблема для любого народа. Она является продуктом творчества общества, элит и государства. Для Казахстана принципиальное значение имеет синтез гражданской и этнокультурной концепций нации и национальной идеи. Мы уверены, что именно на этом пути мы обретем национальную идею Казахстана.

В статье рассматриваются интерпретации понимания национальной идеи Казахстана, обосновывается ее взаимосвязь с патриотизмом.

Практически перед всеми новыми государствами, обретшими свой суверенитет в результате распада советской системы, стоит задача консолидации общества, укрепления и сохранения территориального, полиэтнического единства в рамках одного государства.

Все взгляды и идеи требуют детального изучения, аналитического осмысления, но особо хочется выделить следующие.

Таким образом, можно сказать, что любая национальная идея должна работать во благо государства, во благо своего народа, отражая интересы всех наций проживающих в этом государстве, то есть быть по существу общенациональной.

Для выработки единого политического курса по реализации государственных установок с учетом общественного мнения государству необходима идеология. Основой же идеологии может выступать общенациональная идея, то есть можно сказать, что идеология – это один из способов реализации государственной политики, своеобразный механизм осуществления национальной идеи. Для реализации национальной идеи идеология должна быть направлена: в политической сфере – на формирование патриотизма, сохранение политической стабильности; в экономической - на справедливое распределение ресурсов, экономическое развитие; в социальной – на формирование среднего класса, обеспечение бесплатного образование и здравоохранения, поддержку социально уязвимых слоев населения, развитие и приоритет духовных ценностей, сохранение традиционных культур всех народностей и бережное, уважительное отношение к ним.

Таким образом, объединение, духовный подъем любого общества, казахстанского в том числе, возможен только на основе великой, духовно-возвышенной общей цели, которая называется общенациональной идей, являющаяся ядром государственной идеологии. И общенациональная идея, и государственная идеология более реализуемы и возможны, если опираются на патриотический дух и патриотическое сознание всех граждан государства любой национальности.

1 Косиченко А.Г. Национальная идея как фактор консолидации казахстанского общества.//Содержание и мобилизующий потенциал общенациональной идеи: материалы научно-теоретической конференции, посвященной 60-летию доктора философских наук, профессора, зав.отд. Института философии и политологии МОН РК А.Г.Косиченко. Сост.: А.Н.Нысанбаев, А.Г.Косиченко, В.Д.Курганская. – Алматы: Ин-т философии и политологии МОН РК, Центр гуманит. исследований, 2008. – с. 49-57

3 Кшибеков Д. Теория управления обществом. // Литер-неделя. 2009 г., 25 июня

4 Айткожин К.К. Конституционно-правовые вопросы формирования национальной идеи в Казахстане. //Содержание и мобилизующий потенциал…: материалы научно-теоретической конференции. С.58–69

5 Шаукеновой З.К., Габитова Т.Х. Национальная идея Казахстана в контексте диалога культур Востока и Запада.
//Содержание и мобилизующий потенциал…: материалы научно-теоретической конференции. С.123-130.

6 Сабит М. Национальная идея и казахстанская действительность.//Содержание и мобилизующий потенциал…: материалы научно-теоретической конференции. С.42-49

7 М.Изотов. Проблемы патриотического воспитания народа в процессе формирования общеказахстанской национальной идеи.// Этнопедагогика в системе образования. – 2008, №5. С. 8 – 12.

9 Изотов М.З. Интегративная миссия казахстанского патриотизма в формировании национальной идеи.//Содержание и мобилизующий потенциал общенациональной идеи: материалы научно-теоретической конференции, посвященной 60-летию доктора философских наук, профессора, зав.отд. Института философии и политологии МОН РК А.Г.Косиченко. Сост.: А.Н.Нысанбаев, А.Г.Косиченко, В.Д.Курганская. – Алматы: Ин-т философии и политологии МОН РК, Центр гуманит. исследований, 2008. – с.222-226

Казахстан — это полиэтническое и мультикультурное государство, и в основе его национальной идеи должно лежать единство всех наций и этносов, населяющих его территорию. Несмотря на то, что вопросы по формированию национальной идеи в стране обсуждаются не один десяток лет, однозначного решения ученых о том, что представляет собой казахстанская модель национальной идеи, до сих пор нет.

В Казахстане национальная идея представлена как через казахскую нацию, так и через другие этносы, населяющие его территорию. Причем казахи, являясь титульной нацией, в политическом отношении имеют не больше прав, чем другие народности Казахстана, а потому можно сказать, что представлены оба подхода — и титульный, и гражданский.

Роль субъекта национального строительства пока берет на себя государство. Оно же регулирует межэтнические отношения и на основе Конституции и Законов РК все процессы, протекающие в национальной сфере. Государство при этом руководствуется принципом компромисса между интересами казахской части населения и другими этническими группами Казахстана и не допускает конфронтации идеологий.

Согласно итогам переписи 1999 г. население Казахстана составляет 14,9 млн. человек, из них 53,4 % — казахи, 29,9 % — русские, 16,7 % — прочие этносы. Всего в нашей стране проживает 130 национальностей. Уровень полиэтничности Казахстана достаточно высок ввиду большого коэффициента соотношения государствообразуюшего этноса с представителями других этносов.

Если учесть, что основными этническими группами считаются те, численность представителей которых составляет не менее 1 % жителей страны, то в Казахстане к таковым можно отнести 7 этносов со значительным удельным весом, будучи представленные почти во всех регионах, в то же время имеющие ареалы компактного проживания. Но отличительная особенность этнополитической ситуации Казахстана проявляется во взаимоотношениях его крупнейших этносов — казахского и русского.

Выработка этнополитики Казахстана за время его суверенитета прошла несколько сложных и противоречивых этапов.

Период с декабря 1986 по декабрь 1991 года является этапом господства национальной парадигмы. В ст. 47 Конституции 1993 г. было объявлено об этноориентированной национальной политике. Этому же документу не противоречили принятые до этого Декларация о государственном суверенитете и Декларация о государственной независимости Казахстана, где придавался акцент особому статусу казахской нации. Тем самым преследовалась идея консолидации всех этносов вокруг казахского этноса, что не нашло поддержки у большинства населения, ибо национальная парадигма была искусственно ограничена рамками идеи получения суверенитета.

В настоящее время в Казахстане противоположность двух подходов к национальной идее порождает их противостояние, идейный конфликт.

Приведенные данные показывают востребованность в гражданской идентификации. Это означает, что:

1) национальные элиты необъективно «отражают волю народа;

2) граждане, связанные с разными уровнями и формами отношений с общественными институтами, отдают предпочтение не родственным связям, а правовому полю и взаимодействию с государственными институтами гражданского общества;

3) граждане, отдавшие предпочтение гражданской идентичности более склонны к межэтнической толерантности.

Все этнические группы населения проявляют высокую толерантность и готовность к таким формам межэтнических взаимодействий, как работа в многонациональном коллективе, соседские взаимоотношения, дружба с представителями других национальностей. Взаимоотношения двух крупных этносов в настоящее время характеризуются как спокойные, но носят сложный, многоуровневый, и порой, противоречивый характер.

Президент Казахстана Н. Назарбаев рассказал в ходе „прямой линии“ о том, что должно лечь в основу Национальной идеи Казахстана. „Национальная идея рождается с развитием общества. Развитие Казахстана до 2030 года, мне кажется, — основа нашей идеи, — сказал Глава государства.

Национальная идея Казахстана базируется:

3. При выработке национальной идеи необходимо учитывать тот важный фактор, что формируемый в стране казахстанский народ — это не эмигранты. И ситуация в корне отличается от той, которая существует в Соединенных Штатах Америки или Австралии, где коренное население страны не является титульным. Казахская нация непосредственно связана с территорией Казахстана этническими и историческими корнями, а потому очевидно, что казахи являются как коренным населением страны, так и ее титульной нацией.

4. Необходимо реконструирование традиционной культуры казахов. За время правления российской империи и Советской власти многие элементы собственно казахской культуры были утеряны или забыты, а потому их возрождение на новом этапе имеет принципиальное значение. Имеются в виду лишь те элементы культуры, которые могли бы органично вписаться в современную культуру и сыграли бы положительную роль в самоидентификации казахской нации.

* По статье К. К. Бегалиновой, М. С. Ашинолой, А. С. Бегалинова «О некоторых аспектах концепции „Национальная идея“ / История Казахстана: преподавание в школах и ВУЗах. — 2015 — №2. — С.9–15

Эта концепция базируется на общенациональной патриотической идее „Мәңгілік Ел“, выдвинутой Президентом страны, и на таких ценностях, как: гражданское равенство, трудолюбие, честность, культ учености и образования, светская страна.

Кроме того, основой концепции будут служить общенациональные ценности, основанные на культурном, этническом, языковом и религиозном многообразии.

Одна из задач концепции — формирование общества труда и профессионалов, в котором культивируются такие ценности, как семья, дружба, единство, а также трудолюбие, честность, ученость и образование, трехъязычие.

Для реализации Концепции планируется:

создание общенационального календаря праздников;

модернизация системы использования государственных символов;

дальнейшее распространение успешного опыта отдельных регионов по формированию культурно-туристических кластеров и этнодеревень;

развитие благотворительности и медиации под эгидой Ассамблеи народа Казахстана.

В целях внедрения трехъязычного образования будет реализована специальная Дорожная карта, модернизированы государственные программы по развитию и функционированию языков и развитию образования и науки до 2020 года, а также реализован информационный План мероприятий по продвижению трехъязычного образования. Будет создан Общенациональный центр по изучению казахстанских ценностей. Срок реализации Концепции — с 2015 до 2025 годы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Содержание казахстанской модели исторического развития в период независимости состоит в необходимости установления главных причин и факторов успешности преодоления постсоветского этапа и выхода Казахстана на новый уровень хозяйственной, политической и идейно-культурной самодостаточности.

Формирование национальной идеи в период трансформации и укрепления политической системы Республики Казахстан.

Копбаева Д.Е.,

преподаватель истории

Карагандинского Медико-

технического колледжа

В начале 90-х гг. XX века на огромной территории Евразийского континента произошла смена одной государственно-правовой системы, называвшейся социалистической, качественно и содержательно иной государственно-правовой системой. Это произошло после развала Союза ССР и образования на базе бывших союзных республик самостоятельных суверенных государств. В течение нескольких лет произошли два важнейших в истории события. Первое - это то, что мгновенно развалилось союзное государство, считавшееся могучей сверхдержавой. Второе - на месте одного федеративного государства образовались 15 самостоятельных государств. Соответственно появилась объективная необходимость трансформации политической системы и поиск новой идеологии, которая должна сплотить общество в сложный период становления суверенного государства.

Согласно Конституции 1995 года единственным носителем суверенитета и источником государственной власти в республике признавался народ Казахстана, и осуществлял он ее как непосредственно, так и через избираемые им государственные органы. Закон не подразделяет народ Казахстана на классы, а рассматривает его с социальных позиций как единое, целостное явление.

Такое понимание народа имеет значимость, поскольку одна социальная группа народа не противопоставляется другой, не предоставляются политико-правовые и другие преимущества какому-либо одному слою. Конституционный закон закрепил важный элемент государственного суверенитета - наличие своего гражданства. Признавалось, что все граждане республики независимого от их национальности, вероисповедания, принадлежности к общественным объединениям, происхождения, социального и имущественного положения, рода занятий, места жительства обладают равными правами и обязанностями. Особо отмечалось, что посягательство на гражданское равноправие преследуется по закону.

Территорию Казахстана, как в период царского самодержавия, так и в советское время вынужденно покинуло большое число казахов, которые проживают ныне в других государствах. Конституционный закон признал за ними право получить гражданство Республики Казахстан. Конституционный закон выразил свое отношение к иностранным гражданам и лицам без гражданства, находящимся на территории Республики Казахстан. Они пользуются правами и свободами, имеют обязанности, установленные Конституцией, законами и межгосударственными договорами. Конституционный закон признал обязанностью государства возрождение и развитие культуры, традиций и языка, укрепление национального достоинства казахской нации и представителей других национальностей, проживающих в Казахстане.

С утверждением Конституции 1995 года, в первой статье которой решительно опровергается идеология этнократизма. Субъектом государственности признается отныне народ Казахстана. Именно он созидает свою государственность на исконно древней казахской земле. Это означает, что Конституция опирается на иную, чем прежде, концептуальную схему: казахский этнос, являясь доминирующим и государствообразующим, берет на себя высокую ответственность за свою собственную судьбу и судьбу всех других этносов, интегрируя их в единую целостность - народ Казахстана. От этой позиции будет пройден путь в десятилетие, когда будут осознаны императивы согласия и взаимопонимания, начнутся поиски общенациональной казахстанской идеи как сложной системы чувств, мыслей и представлений, позволяющих сплотить и объединить все многочисленные этносы Казахстана в единое целое. Спустя десятилетие будет создана и реализована благодаря трудам и инициативе Президента Н.А. Назарбаева казахстанская модель межэтнического согласия, получившая одобрение мировой общественности.

Новая Конституция, изменившая курс национальной политики государства, приостановила миграцию русскоязычного населения. В республику стали возвращаться те, кто покинули республику в 90-х годах, признав тем самым, что их Родиной является Казахстан. Была разработана государственная программа приема и обустройства оралманов казахов, которые возвращались на свою историческую родину. Постепенно возрастал процент коренного населения.

Решение этой задачи было связано с рядом теоретических трудностей. Во-первых, избавление от идеологического диктата породило мнение о том, что свобода предполагает плюрализм, отказ от навязанной сверху идеологической схемы, требующей безоговорочного подчинения. Поиски модели социально-экономического развития независимого Казахстана, самостоятельного пути цивилизационного развития побуждают к активному изучению философии обычного права казахов и традиционной политической философии. Это новая тема в казахстанской философии, позволяющая выявить чрезвычайную актуальность бытовавших в степи механизмов нравственно-правовой регуляции, вполне соотносимых с социальными институтами современных демократических государств.

Новая система ценностей, которая начала формироваться в период обретения Казахстаном независимости, новые ценностные ориентации общественного сознания теоретически были обоснованы казахстанской философией, которая пришла на смену догматическому марксизму и официальной идеологии. Переходный период следует рассматривать с позиций категории обновления, процесса формирования некоторой определенности, сущностного основания. Наше государство признано страной с рыночной экономикой и готовится к вступлению в ВТО, мы добились значительных успехов в формировании демократических институтов и гражданского общества, мы ввели модель межэтнического согласия и взаимопонимания. В стране формируется культура динамической толерантности, межэтнического взаимодействия, взаимопонимания, согласия и мирного сосуществования этносов.

Для возникновения и развития подлинной демократии стратегически важным фактором стало новое общественное сознание, появление граждан, способных осуществлять социально-экономические и политические преобразования. В Казахстане формируется средний класс, мелкие предприятия, малый бизнес, интеллигенция, которые получили возможность реализовать свою экономическую свободу. Разрешение конфликта между индивидом и обществом предполагает создание гражданского общества, обеспечивающего механизм учета частных и общих интересов. Казахстан имеет исторический опыт, богатую традиционную культуру, духовные ценности

Казахстан - полиэтническое и поликонфессиональное государство, важнейшим условием и основанием устойчивого развития которого в условиях глобализации является межэтнический, межкультурный и межконфессиональный диалог. Он может быть продуктивным в условиях свободного духовного развития и обеспеченности этого свободного развития. Глубокое и интенсивное изучение культурного наследия позволяет наметить новые рубежи в обосновании и осуществлении общеказахстанской национальной идеи, позволяющей интегрировать общественное сознание в ракурсе формирования такой целостности, как народ Казахстана.

Важнейший исторический этап в становлении новой системы ценностей и разрешении противоречий общественного сознания - поиск и определение основы нового мировоззрения, общенациональной казахстанской идеи. В процессе становления независимого Казахстана казахская национальная идея трансформировалась в казахстанскую национальную идею, вобрав в себя все богатство первой.

Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев сформулировал следующие пять принципов, лежащих в основе национальной идеи Казахстана:

1) фактическое и юридическое равенство всех этносов республики;

2) казахский народ является государствообразующим этносом, поэтому он несет ответственность перед другими этносами, а другие этносы должны относиться с пониманием к самовыражению казахской нации;

3) религиозная идентичность и толерантность народов;

4) воспитание казахстанского патриотизма;

5) развитие малого и среднего бизнеса, формирование казахстанского среднего класса.

Вот такой глубинный диалог и есть тот способ, с помощью которого казахская национальная идея может обрести статус казахстанской, интегрирующей все этносы в единый народ, способный не только сохранить свою культурную и национальную идентичность в процессе глобализации, но и стать необходимым структурирующим фактором ее осуществления. Только национальная идея может стать реальной силой, способствующей вхождению в мировое сообщество с чувством национальной гордости, с сознанием собственной значимости и весомости. Идеология включает также ряд национальных интересов, определяющих политику государства на ближайшие годы. Это, прежде всего, экономический рост и культурный подъем самой казахской нации; возрождение аула, сельской местности. Национальные интересы предполагают разработку специальных социальных программ поддержки материального и духовного развития казахов и других этносов. Система идей и интересов структурируется согласно принципу диалога. Такая идеология будет содействовать укреплению национальной независимости и безопасности, гражданской и культурной идентичности Казахстана, поможет стране выстоять и сохранить свое национальное лицо в условиях нарастающей глобализации. Особенно значимым становится опыт взаимопонимания и взаимосогласия множества этносов и конфессий, явленный миру независимым и суверенным Казахстаном.

При этом тема толерантного сознания и культуры согласия отнюдь не исключает проблематики противоречий и конфликтов. Согласие достигается именно через разрешение противоречий и трудностей, а не путем их замалчивания и регулирования. Перспектива культуры согласия и сосуществования этносов в Казахстане, формирования толерантного сознания, прежде всего, связана с взаимодействием доминирующих в стране казахского и русского этносов. Здесь следует особо отметить, что по евразийскому пространству проходит граница между крупнейшими мировыми религиями - исламом и христианством.

Таким образом, за годы независимости в Казахстане произошла радикальная трансформация общественного сознания. Смена идеологии, формирование новых экономических структур, развитие демократии, гражданского общества и социального государства - все эти перемены стали возможными только потому, что сформировалась новая система ценностей.

Содержание казахстанской модели исторического развития в период независимости состоит в необходимости установления главных причин и факторов успешности преодоления постсоветского этапа и выхода Казахстана на новый уровень хозяйственной, политической и идейно-культурной самодостаточности.

Читайте также: