Фольклор воронежской области сообщение

Обновлено: 02.07.2024

Значительную работу по собиранию и изучению фольклора Воронежской области проводят Воронежское отделение ССП, Областной краеведческий и литературный музеи и высшие учебные заведения.
В 1921 - 1923 гг. педфаком Воронежского государственного университета проводились экспедиции в Аннинский, Землянский и другие районы Воронеж-ской области. Члены экспедиции записывали песни и сказки. Особенно большое внимание было обращено на частушки и пословицы о революции и гражданской войне. Вот одна из записанных в эти годы частушек:

Убиваются бандюги,
Знать для них пришла беда,
Потому что ярко светит
Армии звезда.

Не менее интересны и пословицы:
Белый бандит всегда будет бит.
Сунулся белюга к нам, получил по зубам,
От белых воронят только перышки летят.
От бандита Петлюры - не осталось и шкуры.


Первый и самый знаменитый сказочник Воронежской земли – Александр Николаевич Афанасьев – родился в 1826 году в городе Богучар Воронежской губернии в семье уездного стряпчего. По своей должности отец будущего сказочника тщательно следил за ходом судебных дел в уезде и считался одним из умнейших людей в округе. Он очень ценил образование и привил эту любовь детям.

Как любитель старины, Афанасьев часто приобретал старые рукописи и книги на толкучке у Сухаревской башни. Поговаривают, что из тех находок получилась большая и ценная библиотека, из которой фольклорист черпал сведения по истории русской культуры.

Мастерицы–рассказчицы


О сказке – по науке


Часто говорят, что народное творчество передаётся из уст в уста, и бумага не может зафиксировать и десятой доли эмоций, которые вкладывает рассказчик. С этим мог бы поспорить воронежский литературовед Алексей Путинцев. Он записал не один рассказ, а на основе собственных скрупулёзных исследований выпускал научные литературоведческие статьи.

Алексей Путинцев родился в 1880 году в селе Старая Хворостань Коротоякского уезда Воронежской губернии в семье потомственных священнослужителей. Он окончил Воронежскую духовную семинарию, но не пошёл по стопам отца – поступил на славяно–русское отделение историко–филологического факультета Юрьевского университета. В студенчестве интересовался поэзией, фольклором, этнографией, занимался литературоведческой работой. Только за три последних года учёбы он опубликовал 31 статью. Всего же в арсенале литературоведа более 200 работ, в том числе по фольклору.

Путинцева приговорили к пяти годам ссылки, но освободили досрочно в 1932 году. К тому времени его здоровье заметно пошатнулось, и в 1937 году литературоведа не стало.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Изучение фольклора и этнографии в Воронежском крае.

Работа по собиранию, обработке и анализу фольклорного материала в Воронежской области началась еще в Х1Х веке. Первые записи воронежских песен и пословиц были сделаны известным воронежским поэтом – А.В.Кольцовым . Эту же работу продолжили: поэт И.С.Никитин , знаменитый издатель русских народных сказок, фольклорист и мифолог А.А.Афанасьев , писатели А.И.Эртель , Е.М.Милицина , настойчивый энтузиаст распространения воронежской народной песни М.Е.Пятницкий .

Это и сборники воронежских народных песен, ведь наш край всегда славился обилием разнообразных лирических песен. Во всех больших песенных сборниках, изданных в Москве или Петербурге, присутствуют записи воронежских песен. Воронежские краеведы, фольклористы посылали записи песен в собрания И.П.Сахарова , П.В.Киреевского , П.В.Шейна , Н.М.Лопатина и В.П.Прокунина , А.И.Соболевского .

В начале ХХ века появились новые имена фольклористов- этнографов: П.Федорова (6), Ф.И.Поликарпова (7), В.Тростянского (8), А.Путинцева (9). Сбор фольклорного материала ведут также писатели А.И.Эртель и Е.М.Милицина , создавая произведения по мотивам воронежского фольклора.

Работа по изучению фольклора и этнографии в Воронежской области

после 1917 г., а точнее с середины 20-х годов, приобретает планомерный характер, связывается с деятельностью воронежских вузов, Воронежского отделения Союза Советских писателей, областных краеведческого и литературного музеев.

В конце 20-х – начале 30-х годов развернулась масштабная деятельность по сбору фольклорного материала, как воронежскими исследователями, так и учеными из Москвы и Ленинграда.

· Пушшай они поболе собярутся ды поближе сядуть , послухать -то.

В течение 10 дней пребывания Куприянихи в Воронеже коллектив фольклористов пединститута вел записи ее сказок. В 1936 году сказочница побывала в Москве, выступала в Московском институте истории, философии и литературы, в Государственном литературном музее, Союзе советских писателей, в Художественном и Малом театре. Всюду ее выступления проходили с большим успехом.

· Вставай, старуха, разогревай мне сковородку, пошел я на охотку.

Ходил-ходил по лесу – никакого вещества не нашел. А старуха сковородку грела, пока она не покраснела.

(колыбельные, тутушкальные , песни игры, считалки), пословицы и поговорки. И, наконец, здесь здесь представлены 25 сказок, как записанных собирателями в Х1Х веке, еще А.Н.Афанасьевым , так и в середине ХХ века сказочницами А.К.Барышниковой , Н.Р.Гладышевой , А.Н.Корольковой , сказочниками С.В.Трухачевым , Т.А.Сафоновым , Н.У.Глазковым .

Центральное место в воронежской фольклористике послевоенного периода заняла проблема современного народного творчества. Работа фольклористов этого времени направлена на исследование проблем, связанных с историей русской народной песни, истории изучения и публикации современной частушки, проблем взаимодействия русской литературной и народной песни, а также жанрового многообразия богатейшего воронежского фольклора.

Планомерная работа по собиранию и изучению фольклора начала проводиться на кафедре русской литературы, открывшегося в 1941 году филологического факультета Воронежского государственного университета.

Эта работа заметно активизировалась с приходом на кафедру выпускника МИФЛИ, ученика акад. Ю.М.Соколова Сергея Георгиевича Лазутина (1919-1993). В 1941 г. он окончил МИФЛИ, был участником Великой Отечественной войны, после войны закончил аспирантуру МГУ. С 1949 г. по 1994 г. работал в Воронежском государственном университете. С 1975 г. возглавил созданную им кафедру теории литературы и фольклора.

В последующие годы после защиты диссертации С.Г. Лазутин публикует оригинальные работы не только о песнях, но также о сказках, былинах, пословицах, поговорках и других жанрах русского фольклора.

С.Г.Лазутин принимал также участие в разработке важной проблемы взаимосвязей литературы и фольклора. Им публикуются оригинальные статьи о фольклоризме А.В.Кольцова (34), И.С.Никитина (35), С.А.Есенина (36) и др. Им впервые определены два аспекта в исследовании этой проблемы – фольклористический и лингвистический.

Учебник и учебное пособие получили высокую оценку специалистов. Положительно отозвался об учебнике Н.И.Кравцова и С.Г.Лазутина академик Д.С.Лихачев . Учебник (первое издание 1977 г.) был переиздан в 1983 г. За первое и второе издания учебника С.Г.Лазутин был награжден двумя бронзовыми медалями ВДНХ СССР.

С 1960 в ВГУ ежегодно проводятся фольклорные экспедиции в различные районы Воронежской области. В результате был собран огромный фольклорный материал (около 70 000 произведений). на основе собранного фольклорного материала самим С.Г.Лазутиными . Под его руководством студентами было подготовлено и издано несколько сборников фольклора Воронежской области (39-46).

На кафедре теории литературы и фольклора сложился творческий коллектив ученых-фольклористов, каждый из которых разрабатывал своё направление в фольклористике.

Другие преподаватели и сотрудники кафедры – М.П.Шибанова , Л.Я.Бобрицких , Л.А.Бражник , Т.В.Мануковская , Орлова Е.А. – также разрабатывают различные проблемы изучения фольклора (74-81). Все эти ученые увлеченно вели и ведут педагогическую и научно-исследовательскую работу, многие годы руководили фольклорной практикой, выезжая с группами студентов в различные села Воронежской области, а затем вместе со студентами обрабатывали собранный материал, участвовали в подготовке сборников фольклорных текстов.

С 1993 года при кафедре теории литературы и фольклора организована лаборатория народной культуры. С 1993 по 1994 г. зав. лабораторией был доцент И.Л.Лазарев , а с 1994 года – доцент Пухова Т.Ф. Сотрудники лаборатории – Фомичева Ж.В., Стазаева О.О., Петрина А.А., Христова Г.П. В 2000 году лаборатории народной культуры было присвоено имя С.Г.Лазутина .

Одним из важнейших направлений деятельности лаборатории является продолжение сбора фольклорного материала, проведение полевых исследований. За период с 1960 по 2002 годы были организованы экспедиции по 25 районах области (из 33 районов), было обследовано 102 населенных пункта. Причем, в некоторых селах побывали дважды. Например, в с.Старая Тойда Аннинского района – в 1967 и 1972 гг.; в селе Мечетка Бобровского района – в 1978 и 2000 гг.; в селе Клеповка Бутурлиновского района – в 1968 и 1989 гг.; в селе Монастырщина Богучарского р-на – в 1976 –1998 гг.; в селе Верхний Мамон – в 1974 и 1991, 1994 гг. Такие повторные поездки дают возможность сопоставить состояние фольклора в данном селе, увидеть, что изменилось, а что осталось по-прежнему.

Эти данные даются по результатам фольклорных экспедиций группы студентов. Но в ходе фольклорной практики ряд студентов (дневного и заочного отделения) проходят ее индивидуально, в своих селах или в городе. Поэтому количество населенных пунктов значительно расширяется. Например, только в 1998 году студенты-филологи обследовали 44 населенных пункта, побывали в 15 районах Воронежской области, а также вели записи в Липецкой, Курской и Белгородской областях.

Всего в архиве кафедры содержится более 100 тысяч единиц произведений фольклора. Если в 60-80-е годы преимущественно записывались такие жанры, как песни, сказки, частушки, то теперь ставится задача сплошного, полного обследования фольклора данного села. Особенный упор делается на записи календарных и семейно-бытовых обрядов, преданий, легенд, быличек, заговоров, духовных стихов. Кроме того, в целях более полного обследования экспедиция проводится совместно со студентами института искусств, с сотрудниками Воронежского краеведческого музея, с которыми наши студенты собирают этнографический материал.

В 1999/2000 году была закончена работа по классификации песенного фольклорного архива. Велась работа над составлением картотеки частушек (за последние годы - 1999 и 2002 годы). Составлена компьютерная база данных по частушкам, подготовлена программа по частушкам, начата работа с ней, уже набрано в компьютерную базу данных около 2000 частушек.

Фольклорно-этнографическая лаборатория поддерживает тесные связи с другими вузами города, особенно с ВГАИ: приглашаем их на отчетные конференции с концертом, посещаем мероприятия, подготовленные студентами факультета музыкальной фольклористики (фестиваль ансамблей, приуроченный к празднику Казанской Богоматери, дипломные концерты студентов).

Фольклорно-этнографическая лаборатория участвовала в подготовке и проведении 16-18 мая 2000 года научно-региональной конференции “Проблемы собирания и изучения фольклора в современных условиях”. В конференции приняли участие ученые Воронежа, Курска, Тамбова , Борисоглебска, Липецка. Работали следующие секции: фольклористики (собирания и изучения фольклора, литература и фольклор, изучение фольклора в школе), лингвофольклористики , диалектологии, музыкальной фольклористики. По материалам конференции выпущен сборник статей (72).

Лаборатория народной культуры выпустила 6 следующих изданий:

При подготовке фольклорных сборников ставится задача не только представить тексты песен, но и сопроводить их нотами, а сам текст песни дать не только в литературной записи, но и в диалекте.

Фольклорно-этнографическая лаборатория проводит пропагандисткую работу. За время фольклорной практики сотрудники лаборатории проводят беседы на тему о народном искусстве. Например, в 1998 году отделу культуры Богучарского района были оставлены копии записей, сделанных фольклорной экспедицией в селах Монастырщина, Сухой Донец, Белая Горка. Имеет контакты лаборатория и с городским клубом авторской песни “Парус”. На одном из заседаний клуба сотрудники лаборатории рассказали о ее деятельности.


Государственный академический Воронежский русский народный хор имени К.И. Массалитинова – профессиональный народный коллектив, многократный лауреат всероссийских, всесоюзных и международных фестивалей, смотров и конкурсов. Был основан в 1943 году. На протяжении многих десятилетий с успехом представляет зрителям концертные программы, основанные на уникальных традициях южно-русского воронежского песенного и танцевального фольклора.

Воронежский хор своим творчеством стремится поддержать и развить интерес аудитории к историческому прошлому и культурным традициям родного края. Корни первого крестьянского хора в России – хора Пятницкого, идут из воронежской земли. В начале прошлого столетия М.Е. Пятницкий собрал преимущественно из крестьян Воронежской губернии народный хоровой коллектив, и русские песни зазвучали в концертных залах столицы. Воронежский хор стал продолжателем дела сохранения фольклорного наследия, он в наши дни доносит до зрителей неповторимую красоту народных песен и наигрышей, демонстрирует задор русских плясок.

Создав неповторимую атмосферу праздника для жителей и гостей района, артисты и мастера художественных ремесел собираются на форуме, который организован Воронежским областным центром народного творчества и кино, администрацией Таловского района при поддержке Министерства культуры РФ и департамента культуры Воронежской области. Воронежский край издавна славится своими песенными традициями. Во многих его районах – Репьёвском, Таловском, Верхнемамонском, Нижнедевицком, Острогожском проведение праздников песни и народной музыки нашли постоянную прописку. Вершиной же всех этих музыкальных слётов является фестиваль народного творчества на родине известного собирателя русских песен М.Е. Пятницкого в селе Александровка Таловского района.

В Александровке, как и в любом другом уголке российской глубинки, всегда были уникальные голоса и преданные народной песне люди. Поэтому не удивительно, что именно сюда, на свою малую родину, приехал Митрофан Пятницкий, когда начал свою работу по собиранию фольклора. Здесь он впервые услышал и полюбил народную песню, которая в дальнейшем стала смыслом всей его жизни. Здесь же он нашёл самобытную исполнительницу Арину Колобаеву, которая стала его своеобразной путеводной звездой.

Просмотреть полностью

Просмотреть полностью

Просмотреть полностью

Иван Саввич Никитин (1824—1861), родился 21 сентября 1824 г. в Воронеже, в семье купца, владельца свечного заводика. Учился сначала в духовном училище, затем в семинарии, которую не окончил, так как вынужден был вместе с разорившимся отцом содержать постоялый двор.

Ехал из ярмарки ухарь-купец

Синее небо, и сумрак, и тишь.
Смотрится в воду зеленый камыш.
Полосы света по речке лежат.
В золоте тучки над лесом горят.
Девичья пляска при зорьке видна,
Девичья песня за речкой слышна,
По лугу льется, по чаще лесной.
Там услыхал ее сторож седой;
Белый как лунь, он под дубом стоит,
Дуб не шелохнется, сторож молчит.

Звездная ночь и ясна и тепла.
Девичья песня давно замерла.
Шепчет нахмуренный лес над водой,
Ветром шатает камыш молодой,
Синяя туча над лесом плывет,
Темную зелень огнем обдает.
В крайней избушке не гаснет ночник,
Спит на печи подгулявший старик,
Спит в зипунишке и в старых лаптях,
Рваная шапка комком в головах.
Молится богу старуха жена,
Плакать бы надо — не плачет она.
Дочь их красавица поздно пришла,
Девичью совесть вином залила.
Что тут за диво! и замуж пойдет.
То-то, чай, деток на путь наведет!
Кем ты, люд бедный, на свет порожден?
Кем ты на гибель и срам осужден?

Просмотреть полностью

Просмотреть полностью

Записанный М. Е. Пятницким в Воронежской губернии, изначальный текст песни из классического репертуара Государственного академического орденов Трудового красного знамени и Дружбы народов русского народного хора имени М. Е. Пятницкого и Воронежского Государственного академического русского народного хора имени К.И. Массалитинова

Летят утки, летят утки и два гуся.
Ох, кого люблю, кого люблю — не дождуся.
Приди, милый, приди, милый, стукни в стену,
Ох, а я выйду, а я выйду, да встречу.
Мил уехал, мил уехал за Воронеж.
Ох, теперь его, теперь его не воротишь.
Когда, милый, когда, милый, бросать станешь,
Ох, не говори, не говори, что ты знаешь.
Ох, как трудно, ой, как трудно расстаются —
Ох, глазки смотрят, глазки смотрят, слёзы льются.
Летят утки, летят утки и два гуся.
Ох, кого люблю, кого люблю — не дождуся.
Приди, милый, приди, милый, стукни в стену,
Ох, а я выйду, а я выйду, да встречу.
Мил уехал, мил уехал за Воронеж.
Ох, теперь его, теперь его не воротишь.
Когда, милый, когда, милый, бросать станешь,
Ох, не говори, не говори, что ты знаешь.
Ох, как трудно, ой, как трудно расстаются —
Ох, глазки смотрят, глазки смотрят, слёзы льются.
Летят утки, летят утки и два гуся.
Ох, кого люблю, кого люблю — не дождуся.
Приди, милый, приди, милый, стукни в стену,
Ох, а я выйду, а я выйду, да встречу.
Мил уехал, мил уехал за Воронеж.
Ох, теперь его, теперь его не воротишь.

Воронежский край, как никакой другой, богат фольклором. Недаром родом из Воронежа самый известный собиратель российский сказок А.Н. Афанасьев. В Воронежской области было собрано и опубликовано около 70 российских сказок, а всего по России - 600. Как, можно увидеть, что довольно значительная часть сказок, как традиционного фольклорного жанра, приходится на Воронежский край. Самые известные воронежские сказки - "Три брата", "Женщина - паук" (социально-бытовые); "Платов - казак" (о войне); "Гуси", "Про сынка Ивачешку", "Чекмень" (волшебные сказки); "Лиса и заяц", "Лысычка - сыстричка и Вовчик - братик", "Про козу лохматую", "Сказка про козлятушку Малятушку", "Про волка", "Котифантий Иванович", "Пчела и заяц" (о животных).

Читайте также: