Фольклор вологодской области сообщение

Обновлено: 01.06.2024

Русский Север – богатейший и самобытный очаг традиционной фольклорной культуры в единстве ее вербальных (словесных), музыкальных, хореографических, игровых, обрядовых форм. Эта фольклорная культура функционировала в контексте производственно-хозяйственной деятельности и быта населения, всего комплекса его традиционной культуры (деревянное зодчество, худ. ремесла, книжность, иконопись и др.).

При очевидном единстве северо-русская фольклорная культура имела региональные особенности в репертуаре, в степени популярности разных жанров, в стилевых элементах, в манере исполнения. Носители фольклора ощущали различия не только на уровне регионов (Прионежье и Поморье, Печора и Пинега и т.д.), но и на местном уровне – близлежащих сел и деревень.

Русский Север стал привлекать внимание фольклористов и любителей народной словесности с середины XIX в. Благодаря трудам нескольких поколений собирателей и исследователей были записаны тысячи текстов разных жанров, открыты сотни мастеров устной поэзии, описаны особенности ее бытования на Севере.

Эпическая поэзия – былины, духовные стихи, баллады, исторические песни – на Русском Севере жила полной жизнью. Былины назывались старинами или старинками. Они пелись на специфические напевы знатоками эпоса – сказителями (реже сказывались речитативом или даже прозой, как сказки).

Русский Север явился хранителем древней русской эпической традиции, благодаря ему до нас дошел в прекрасной сохранности основной фонд киевских и новгородских былин, большинство их – в ряде версий и во множестве вариантов. Наиболее полно представлены циклы о главных русских богатырях – Илье Муромце (более 10 сюжетов), Добрыне Никитиче (7 сюжетов), Алеше Поповиче (5 сюжетов). Среди других. – былины (1–2 сюжета) о Святогоре, Волхе, Вольге и Микуле, Михаиле Потыке, Дунае Ивановиче, Соловье Будимировиче, Чуриле Пленковиче, о новгородских героях Василии Буслаеве и Садко. Северо-русская эпическая среда хранила былины как память о героическом. прошлом. Долгое время оставалась вера в то, что все описываемое в былинах – правда. По мере ослабления и исчезновения такой веры угасала живая эпическая традиция, окончательно изжившая себя к середине ХХ в.

Вологжане, как и северные их соседи, бережно сохраняли и вносили свой вклад в богатейшее, веками создававшееся русским народом наследие устной поэзии. Поэтическое слово народа вошло в его повседневный быт, неотделимо от его труда, от всей жизни. Былина, сказка, легенда, песня, отлившаяся в мудрый афоризм пословица, крылатая частушка передавались из поколения в поколение, впитывая в себя историю народа, суровую красоту Русского Севера, тяготы труда и быта людей, обрабатывающих нещедрую на дары землю.

Великопермская, Кирилло-Белозерская, Вологодско-Пермская, Устюженский Летописный Свод и другие летописи, известные в списках XVI века, возникших в период бурного развития Вологодского края, опираются и на сказания, бытовавшие в устном виде. Широко отражается в народных песнях этого времени и борьба русского народа с польско-литовским нашествием. Вологжане приняли активное участие в изгнании интервентов, жестоко разорявших древние города и села Вологодского края.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

МАЛЫЕ ЖАНРЫ ФОЛЬКЛОРА ВОЛОГОДСКОГО КРАЯ

Описание презентации по отдельным слайдам:

МАЛЫЕ ЖАНРЫ ФОЛЬКЛОРА ВОЛОГОДСКОГО КРАЯ

МАЛЫЕ ЖАНРЫ ФОЛЬКЛОРА ВОЛОГОДСКОГО КРАЯ

Цель: знакомство с малыми жанрами Вологодского фольклора через самостоятельно.

ЭТАПЫ РАБОТЫ Определение цели и задач проекта; распределение обязанностей меж.

Художественные редакторы: Суворова Наталья, Алексеева Полина, Забурненко Юлия.

Художественные редакторы: Суворова Наталья, Алексеева Полина, Забурненко Юлия Компьютерная верстка: Медянкина Полина, Обадэ Анастасия Ответственный редактор: Чекшина Инна Павловна

 ЖАНРЫ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА

ЖАНРЫ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА

ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ ВОЛОГОДСКОГО КРАЯ

ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ ВОЛОГОДСКОГО КРАЯ

Пословица - это сжатое по смыслу, образное, завершенное по форме изречение с.

Пословица - это сжатое по смыслу, образное, завершенное по форме изречение с поучительным смыслом и ритмическим выражением. Поговорка — словосочетание, отражающее какое-либо явление жизни, один из малых жанров фольклора. Часто имеет юмористический характер.

В гостях хорошо – а дома лучше. Свои сухари лучше чужих пирогов. Утирай уски.

В гостях хорошо – а дома лучше. Свои сухари лучше чужих пирогов. Утирай уски на чужие куски. Где пирог с крупой, тут и я с рукой, где блины, тут и мы, а где оладьи, тут и ладно. Сыт, чертенок, коли каши не ест. Семеро ребят так и барина съедят. Хлеб человека не вымотает. Иной любит щи наварные, другой жену нарядную.

ЗАГАДКИ ВОЛОГОДСКОГО КРАЯ

ЗАГАДКИ ВОЛОГОДСКОГО КРАЯ

Загадка — метафорическое выражение, в котором один предмет изображается поср.

Загадка — метафорическое выражение, в котором один предмет изображается посредством другого, имеющего с ним какое-нибудь, хотя бы отдалённое сходство; на основании этого выражения человек и должен отгадать задуманный предмет.

Дважды родился, не однажды не крестился, а первый на свете певчий (. ).

Дважды родился, не однажды не крестился, а первый на свете певчий (. ) Шило-мотовило под небеса уходило, по-бурлацки песни пело и по-солдатски причитало (. ) Звал меня человек на ужин и на обед: я не человек – по земле не хожу и на небо не гляжу (. ) Пан-панович упал в колодец и воды не замутил (. ) Круг носу вьется, а в руки не дается (. ) Два брата через дорожку стоят, а никогда не видятся (. )

 ЧАСТУШКИ ВОЛОГОДСКОГО КРАЯ

ЧАСТУШКИ ВОЛОГОДСКОГО КРАЯ

Частушки – это короткие (монострофные) песенки-куплеты, обычнорифмованные ч.

Частушки – это короткие (монострофные) песенки-куплеты, обычнорифмованные четырёхстишия (реже - двух и шестистишия). Генетически связаны со старой плясовойпесней, шуточными припевками ярмарочных и масленичных балагуров, свадебными "дразнилками".

Город Вологда красивый, Красит Вологду вокзал. Я ни с кем гулять не буду, .

Город Вологда красивый, Красит Вологду вокзал. Я ни с кем гулять не буду, Строго милый наказал. Дорогая моя Нюра, Нюра из-под Вологды, Давай, Нюра, погуляем. Пока обе молоды. Моя милая красива, Куроносенький носок: Восемь курочек усядутся, Девятый петушок.

Уж ты, милая моя, Как тебе не стыдно: Через твой высокий нос Солнышка не в.

Уж ты, милая моя, Как тебе не стыдно: Через твой высокий нос Солнышка не видно. Разорился парень бедный, Купил девке перстень медный, Разорился окаянный Купил перстень оловянный, Разорился до конца, Купил девкам три кольца.

СЧИТАЛКИ ВОЛОГОДСКОГО КРАЯ

СЧИТАЛКИ ВОЛОГОДСКОГО КРАЯ

Счита́лки — жанр детского фольклора. Как правило, это небольшие стихотворные.

Счита́лки — жанр детского фольклора. Как правило, это небольшие стихотворные тексты с чёткой рифмо-ритмической структурой в шутливой форме, предназначенные для случайного избрания (обычно одного) участника из множества.

- Перва руга, друга руга Шарага, марага Дристень, пристень, Коростень, пенек.

- Перва руга, друга руга Шарага, марага Дристень, пристень, Коростень, пенек, Кокорюка, десяток (Нюксенский район) - Рази, двази, Ризи, тризи, Пято, лято Фуни, тыни, Дуби, крес. (Тотемский район)

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: Слепцова И.С., Морозов И.А. Не робей, вороб.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 605 654 материала в базе

Материал подходит для УМК

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 25.11.2019 3425
  • PPTX 831 кбайт
  • 75 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Мацеринская Инна Павловна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Минпросвещения России подготовит учителей для обучения детей из Донбасса

Время чтения: 1 минута

Каждый второй ребенок в школе подвергался психической агрессии

Время чтения: 3 минуты

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Школы граничащих с Украиной районов Крыма досрочно уйдут на каникулы

Время чтения: 0 минут

Новые курсы: функциональная грамотность, ФГОС НОО, инклюзивное обучение и другие

Время чтения: 15 минут

В Белгородской области отменяют занятия в школах и детсадах на границе с Украиной

Время чтения: 0 минут

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Инструментальные традиции тоже до сих пор живут в народе. Редко какой большой праздник в деревне, да и в городе, обходится без гармони, без бойких заливистых частушек. Фигура гармониста-музыканта всегда пользовалась в народе огромным почетом и уважением. Мастера своего дела, гармонисты сохранили в своих переборах, наигрышах древнейшие интонации и ритмы, берущие свое начало от традиций гусельной игры.

Проводы человека в мир иной тоже были немыслимы без причитаний.

Жители вологодских деревень – знатоки народной культуры – обладают особым мифологическим сознанием. Их рассказы о домовом, лесовом, полуднице, о Заре-зарянице, о Морозе возвращают нас к древнейшим дохристианским пластам культуры, когда человек жил в гармонии с окружающим его миром, с природой.

Вологодские традиции – кладезь народной мудрости. Песни, сказки, причитания, пляски – это все то, что в течение многих веков создавалось нашими предками, жителями вологодских деревень, что бережно хранилось и передавалось из поколения в поколение. Это наше духовное наследие, которое мы должны сохранить.

И хотя сейчас, к сожалению, многое уже ушло из народной памяти, но узнать о вологодских традициях можно из экспедиционных исследований, в разные годы проводимых фольклористами и этнографами на территории Вологодской области. Так, например, еще в середине прошлого века в вологодских деревнях можно было услышать старинные эпические сказания – былины (старины), баллады, духовные стихи.

Многие явления традиционной народной культуры продолжают оставаться актуальными и в современное время. В последние годы наблюдается все возрастающий интерес родителей к воспитанию детей на основе народных традиций. Молодые мамы учатся укладывать малыша под напев колыбельной песни. В городах молодежь с удовольствием пляшет старинные кадрили и играет в поцелуйные игры. В современный ритуал бракосочетания вносятся элементы старинного свадебного обряда. А это значит, что люди хотят знать свою культуру, свои истоки, свои традиции.


Все записи хранятся в фондах Фольклорно-зтнографического центра Санкт-Петербургской государственной консерватории им, Н.А. Римского-Корсакова и Лаборатории народного музыкального творчества Вологодского педагогического университета.

Настоящее издание рассчитано на специалистов в области этномузыкологии, фольклористики, этнографии, а также на широкий круг слушателей, интересующихся традиционной народной культурой.



1. Тропарь и кондак Рождеству Христову ("Рождество Твое, Христе Боже наш", "Дева днесь пресушшественнаго рождает") - Угор, Маркушевский с/с
2. Колядка (Куледа, куледа) - Баклановская, Маркушевский с/с
3. Виноградьё (Уж мы ходимте, ребята, по кремлёвым городам) - Бобровское
4. Припевка ряженных (Манюшка по кутику похаживала) - Хохлово, Брусенский с/с
5. Припевка во время сбора "лучины" (Егорка на горке овёс толкёт) - Хохлово, Брусенский с/с
6. Шуточный диалог ряженных (Баба ты, баба, деревенская баба) - Угор, Маркушевский с/с
7. Шуточный диалог ряженных (Баба ты, баба, деревенская баба) - Черепаниха, Маркушевский с/с
8. Из ворот на улицу выходили красны девушки - Раменье
9. Не стырой ли дуб да загораётце - Верхняя Горка (Околоток), Городищенский с/с
10. Загаднул бы семь загадок - Кленовая, Раменский с/с
11. У моево старика заболела голова - Хохлово, Брусенский с/с
12. Кумушка-любушка, где ты была спобывала? - Пустыня, Брусенский с/с
13. Царевна-ягода, нас пусти в город - Михайловка, Нижнепеченгский с/с
14. Просо сеяли (И что мы пшоны насиём) - Черняково, Маркушевский с/с
15. Бояре, да мы до вас пришли - Вострое
16. Как с-по юлиям да с-по горам - Верхняя Горка (Околоток), Городищенский с/с
17. На улице дож да поливаёт - Городищна
18. Я поеду утре в город - Нюксеница
19. По-за городу гуляет царевна-королевна - Нюксеница
20. Серебро ли я хороню - Нюксеница
21. Ты загуливай, дружинушка - Угор, Маркушевский с/с
22. Дохожу ли я до умново - Матвеевская, Космарёвский с/с
23. Я с-по ельницьку рыжицьки брала - Матвеевская, Космарёвский с/с
24. Розудалая головушка пошла - Черняково, Маркушевский с/с
25. По попову-ту закосу - Слобода, Городищенский с/с
26. Ори, ори, кобылка - Черняково, Маркушевский с/с
27. Я бежу, бежу по поженьке - Лесютино, Уфтюгский с/с
28. За тыном-то было, тынышком-тыном - Городищна
29. Ни с-по сахару рецька бежит - Черепениха, Маркушевский с/с
30. Над рекою хмелько - Раменье
31. Во лузях, во лузях - Черняково, Маркушевский с/с
32. Из-за лесу ли, ой, из-за краю вылетал голубцик - Раменье
33. Што не конь берегам идёт - Черняково, Маркушевский с/с
34. Капуста рогата в боцьку не лизёт - Малая Сельменга, Дмитриевский с/с
35. Спили петухи на овине - Верхняя Горка, Городищенский с/с
36. Окулинушка сеньци мела - Большая Сельменга, Дмитриевский с/с
37. Шёл по улице Камаринской - Хохлово, Брусенский с/с
38. На лугу-ту белой лён не улежал - Брусенец
39. А брюки цёрные - какая долина - Городищна
40. Я стояла у реки у колушка - Городищна
41. Моя милая в гарь пошла - Лесютино, Уфтюгский с/с
42. Какие годики, такие времена - Монастыриха, Брусенский с/с
43. Я стояла среди озера - Верхняя Горка (Околоток), Городищенский с/с
44. Голосовой сигнал на выгон коров в поле - Климшино, Городищенский с/с
45. Голосовой сигнал на сгон коров - Климшино, Городищенский с/с
46. Наигрыш на стукоталке - Задний Двор, Космарёвский с/с
47. Наигрыш на заслонке под пляску - Задний Двор, Космарёвский с/с
48. Наигрыш на заслонке под пляску - Б. Сельменга, Дмитриевский с/с
49. Наигрыш на ложках под пляску - Задний Двор, Космарёвский с/с
50. Наигрыш "под язык" - Верхнее Каменное, Городищенский с/с
51. Частушки "под язык" рекрутские - Лопатино, Космарёвский с/с
52. Частушки "под язык" - Верхнее Каменное, Городищенский с/с
53. Под пляску (балалайка, гитарный строй - c1-e1-g1) - Озерки, Дмитриевский с/с
54. Русского (балалайка, гитарный строй - a-cis1-e1) - Брусенец
55. Русского "под девок" (балалайка, гитарный строй - d1-fis1-a1) - Городищна
56. Деревенская (балалайка, гитарный строй - d1-fis1-a1) - Городищна
57. Под пляску по-старинному (гармонь "полувенка") - Андреевская, Маркушевский с/с
58. По песням (гармонь "полувенка") - Андреевская, Маркушевский с/с
59. Под песни (гармонь "венка", "вятка") - Малая Сельменга, Дмитриевский с/с
60. Под песни (гармонь 25х25 "Шуя") - Сарафановская, Городищенский с/с
61. По деревне (гармонь 25х25) (женские частушки) - Задний Двор, Космарёвский с/с
62. По деревне (гармонь 25х25) (мужские частушки) - Задний Двор, Космарёвский с/с


1. Алексей, человек Божий (Ты дай мне-ка, Господи, сына, не то доцьку) - Черепаниха, Маркушевский с/с
2. Непрощаемые грехи (Политите, политите, Петры, Павлы) - Черепаниха, Маркушевский с/с
3. Как поехал доброй молодец - Верхняя Горка (Околоток), Городищенский с/с
4. Не белая-та ли белая берёзка - Баклановская, Маркушевский с/с
5. Роскрасивенькая, ой, хорошая ли да была - Баклановская, Маркушевский с/с
6. У Добрынина купца - Черепаниха, Маркушевский с/с
7. Ой, у Добрынина купця - Черняково, Маркушевский с/с
8. Уж ты молодость да моя - Коченга, Нижнепеченгский с/с
9. Зимушка-зима - Дор-Заглубоцкая, Космарёвский с/с
10. Ой, как дивья воля - Аксентьево, Бобровский с/с
11. Э-ой, как и воленька, дивья-та воля - Баклановская, Маркушевский с/с
12. Э-ой, севодни волюшка, дивья-та воля - Черняково, Черепаниха, Маркушевский с/с
13. Дивья воля (Э-ой, как отошла, подружки, волюшка) - Верхняя Горка (Околоток), Городищенский с/с
14. Э-ой, уж по последнёй год гуляю - Верхняя Горка (Околоток), Городищенский с/с
15. Э-ой, как меня мамушка родима - Лесютино, Уфтюгский с/с
16. Э-ой, как меня мамушка родима - Красавино, Дмитриевский с/с
17. Эй, как по Зарицью по деревне - Заречье, Уфтюгский с/с
18. Эй, как ты куда, мой милой, ходишь - Пожарище, Уфтюгский с/с
19. Эй, Покров-празницёк на проходе - Баклановская, Маркушевский с/с
20. Последнёй годичёк гуляю - Хохлово, Брусенский с/с
21. И моя мамушка родима - Кленовая, Раменский с/с
22. Висть уцюла, услышила про милово - Баклановская, Маркушевский с/с
23. Висть уцюла, услышила про милово - Черняково, Черепаниха, Маркушевский с/с
24. Малолетная-та Дуняша - Черняково, Черепаниха, Маркушевский с/с
25. И для цево, пошто девушка баско нарежаласе - Кленовая, Раменский с/с
26. Мартыновськие робята-молодёжь - Лесютино, Уфтюгский с/с
27. На отлитицьке сидит сизенькой голубцик - Лесютино, Уфтюгский с/с
28. Эй, комароцьки не давали ноцьки спать - Баклановская, Маркушевский с/с

Читайте также: