Фольклор оренбургской области сообщение

Обновлено: 06.07.2024

Формирование музыкального фольклора в Оренбургской губернии относится ко второй половине XVIII - началу XIX столетия. Фольклор данного региона напрямую связан с многонациональным укладом и важную роль в этом сыграло переселение в Оренбуржье людей разных национальностей и вероисповедания.

К середине XIX в. в крае были сформированы три группы народно­стей, представляющих три основные языковые семьи: финскую (уральская языковая семья), тюрскую (алтайская) и славянскую (индоевропейская). Местные краеведы сравнивали многонациональность Оренбуржья со всей Россией. Интернациональное общение повлияло на полиэтничность Орен­буржья и представляет закономерную картину, характерную для многих регионов России, однако, в каждом конкретном случае обладающую своей спецификой.

Местный музыкальный фольклор по этнокультурному признаку крайне разнообразен. Его составляют русская, украинская, татарская, баш­кирская, казахская, мордовская и чувашская музыка, которая получила свое воплощение в вокальных и в инструментальных формах - наигрышах. Украшением плясовых, хороводных, семейно-бытовых песен являются на­родные инструменты.

Какова же история возникновения инструментов?

Народно-инструментальная культура представляет большой интерес для этнографов, фольклористов, музыковедов. На протяжении многих ве­ков накапливались знания в области фольклористики, стало возможным появление науки этноорганологии, изучающей историю возникновения и развития народных инструментов, только несколько десятилетий развива­ется особая научная дисциплина, которая рассматривает проблемы музы­кального инструментализма фольклорной традиции - этноорганофония.

Мир, в котором мы живем, насыщен звуками - от шорохов и скрипов до ударов прибоя и раската грома. Древнейшие обитатели земли слышали примерно то же, что и мы. Можно смело констатировать факт - музыка появилась тогда, когда у человека стало развитым чувство ритма. Природа была для человека первым учителем; принципы, на которых основана кон­струкция народных инструментов заимствована у природы [2, с. 5].

Мы видим, что народный инструмент - продукт одновременно мате­риальной и духовной культуры народа. Сложность изучения народной ин­струментальной культуры связана с тем, что в традиционной практике многие музыкальные инструменты выполняли ритуально-магические, чуть позже прикладные и только потом музыкально-эстетические функции.

В технологическом контексте народные музыкальные инструменты можно разделить на три группы: идиофоны (самозвучащие шумовые на­родные инструменты), аэрофоны (духовые), хордофоны (струнные).

С начала XX в. колотушка стала использоваться как пастушеский инструмент в сельской жизни. В с. Дедуровка, с. Кардаилово при выгоне скота можно было услышать звуки, похожие на пулеметную дробь, кото­рую издавал данный народный инструмент. Для этого пастухи расходи­лись и начинали стучать, продвигаясь к месту сбора стада. Особый звуко­вой эффект был в утренние часы при ясной погоде. Сейчас колотушка ис­пользуется как шумовой инструмент при исполнении плясовых народных песен фольклорными ансамблями.

Семейство свистящих духовых народных инструментов образуется от свиста струи воздуха при рассечении о тот или иной специальный ост­рый выступ: кугиклы, свистульки, рог, окарины. Можно считать, что к груп­пе духовых музыкальных инструментов относятся все те музыкальные инст­рументы, звук в которых образуется при помощи воздуха. Нужно было обна­ружить способность струй воздуха издавать звуки, а самое главное научится управлять ими. Человек заметил, что ветер, гудящий в печной трубе издает низкие звуки, а узенький ствол камыша, наоборот, высокие звуки. Так появи­лись разнообразные духовые инструменты. К сожалению, некоторые инст­рументы ушли в небытие в связи с тем, что не было под рукой материала для изготовления. Так переселенцы из Тверской области привезли рог (пастуше­ский инструмент). Рог, по классификации Хорнобостеля-Закса, относится к язычковым аэрофонам, звук в котором возникает от колебания столба возду­ха, в свою очередь приводимого в движение колеблющимся язычком. Ма­териалом для рога служит исключительно ольха. Дудку делают из ольхо­вого отростка-побега, толщиной примерно в палец (12-14 мм). Поскольку в Оренбуржье ольха не растет - инструмент был забыт.

Охотничьи манки археологи относят к древнейшим звуковым оруди­ям. Их обнаружили при раскопках неолитических стоянок (II тыс. до н. э.) [4, с. 243]. Это различной формы бронзовые бубенцы, костяные флейты, глиняные погремушки и барабаны. Манки - основной охотничий инстру­мент, первейшая функция состоит в имитации голоса птицы или зверя с целью их приманки и ловли. Этот инструмент получил такое же распро­странение, как и дудки, потому что можно его изготовить из подручного материала. К примеру, манки на рябчика делали из елового сучка, куриной косточки, имитирующих его свист. Вой волка изображали при помощи стеклянного колпака от керосиновой лампочки [4, с. 243].

Можно сделать вывод, что охотничьи и пастушеские инструменты полифункциональны, так как они, с одной стороны, служат сугубо практи­ческой цели (пастьба скота, охота), с другой - часто сопровождают сва­дебные и календарные обряды, наигрыши на них звучат непременно на гу­ляньях.

В небытие ушел язычковый инструмент волынка. В Оренбургской гу­бернии этот инструмент появился в с. Нижнее-Озёрное в период земельной реформы в XIX в.; это связано с переселением украинского народа. Украин­цы называли волынку дудой. Русская волынка отличается от украинской тем, что ее мех сделан не из цельной козьей кожи, а из бычьего пузыря.

Фольклор - это богатое наследие песен, танцев, игры на народных инструментах.
Многолетняя практика и наблюдения за развитием историко-этнографического движения указывает на то, что есть необходимость пе­ресмотреть методику работы по изучению, сбору и совершенствованию народных музыкальных инструментов. Проблема сохранения народного инструментария должна занять достойное место не только в научной ис­следовательской работе, но в первую очередь в организации создания по образцам исконно русских народных инструментов.

Важно сохранить наследие нашего народа и передать будущим поко­лениям уникальную культуру Оренбуржья и других регионов России.

  1. Бойко, Ю. Ц. Народный инструментарий и особенности народного инстру­ментального исполнительства / Ю. Ц. Бойко. - М., 1986.
  2. Васильев, Ю. Рассказы о русских народных инструментах / Ю. Васильев. -М., 1976.
  3. Газарян, С. В мире музыкальных инструментов / С. Газарян - М., 1989.
  4. Камаев А.Ф. Народное музыкальное творчество / А. Ф. Камаев, Т. Ю. Камаева. - М., 2005.
  5. Савельева, Н. За Уралом, братцы за рекой. Народные песни и наигрыши оренбургских казаков / Н. Савельева. - Оренбург, 2009.


Пословицы и поговорки, загадки, скороговорки, прибаутки // Оренбургский край в произведениях русской литературы и фольклора : хрестоматия по литературному краеведению для 5 - 8 классов / составители : А. Г. Прокофьева, В. Ю. Прокофьева ; научный редактор В. Г. Маранцман. - Оренбург : Оренбургское литературное агентство, 2003. - С. 5-8.


Атаманская гора // Предания и сказки оренбургских степей / составитель П.Т. Завьяловский ; предисловие, под редакцией В. Сидельникова. - Чкалов : Чкаловское издательство, 1948. – С. 21-24.


Бедный и богатый // Предания и сказки оренбургских степей / составитель П.Т. Завьяловский ; предисловие, под редакцией В. Сидельникова. - Чкалов : Чкаловское издательство, 1948. – С. 157.




Два мужика // Предания и сказки оренбургских степей / составитель П.Т. Завьяловский ; предисловие, под редакцией В. Сидельникова. - Чкалов : Чкаловское издательство, 1948. – С. 157-158.


Откуда повелось название Бузулук // Предания и сказки оренбургских степей / составитель П.Т. Завьяловский ; предисловие, под редакцией В. Сидельникова. - Чкалов : Чкаловское издательство, 1948. – С. 17-18.


Пугачев в станице Татищевской // Предания и сказки оренбургских степей / составитель П.Т. Завьяловский ; предисловие, под редакцией В. Сидельникова. - Чкалов : Чкаловское издательство, 1948. – С. 61-62.



Ты старинушка, старинушка // Фольклор Чкаловской области / А.В. Бардин. - Чкалов : Областное издательство, 1940. – С. 104.


Шли обозушки, шли Тимашевы…// Фольклор Чкаловской области / А.В. Бардин. - Чкалов : Областное издательство, 1940. – С. 112.


В стане Пугачева // Песни Оренбургского казачества. - Оренбург : Оренбургское областное книжно-журнальное издательство, 1938. – С. 55.


Встреча весны у крестьян Оренбургского уезда // Кузнецов, А. П. Этнографические очерки : [научное, литературное и публицистическое наследие]: по материалам архивов и периодических изданий (XIX - XX вв.) / А. П. Кузнецов ; составитель Г. Ф. Хомутов. - Калуга : Золотая аллея, 2007. – С. 69-70.


Попрядушки // Кузнецов, А. П. Этнографические очерки : [научное, литературное и публицистическое наследие]: по материалам архивов и периодических изданий (XIX - XX вв.) / А. П. Кузнецов ; составитель Г. Ф. Хомутов. - Калуга : Золотая аллея, 2007. – С. 80-82.


Старинные частушки Оренбуржья / редактор-составитель Ф.А. Овчинников. - Сорочинск ; Оренбург : Бузулукская типография, 2008. - 121 с.


Железнов, И. И.

Сказания уральских казаков / И.И. Железнов. - Оренбург : Оренбургская книга, 2006. - 496 с.


Кузнецов Ананий Павлович — это человек, который внес огромный вклад, собрал богатейший фольклорный, этнографический материал Оренбуржья и прилегающих областей. Помимо прочего, он был еще и писателем, публицистом, поэтом. В своих наблюдениях он исходил из того, что наш край, будучи регионом активного притока переселенцев, оказался необычайно интересным в этнографическом отношении, представляя собой как бы всю Россию в миниатюре. К сожалению, значительная часть собранного и созданного Кузнецовым материала не была опубликована. О деятельности Кузнецова писали Ю.Зобов, П.Краснов, В.Одноралов, А.Прокофьева, Т.Пузанева, Т.Судоргина, Г.Хомутов.

К десяти годам, когда Ананий Павлович остался без отца и без мачехи, дед определил его в Оренбург прислуживать в чайной. Деньги не платили, но кормили и одевали. Работа была не пыльной: Кузнецов подносил посетителям чай в чайниках.

В деревнях, через которые пролегал маршрут книгоноши, он не упускал возможность побывать на игрищах, вечеринках, посиделках, свадьбах, гульбищах, крестинах, похоронах и поминках. Бывал в кабаках, трактирах, рабочих и промысловых артелях, часто оказывался среди бродяг и отъявленных негодяев, и тут же, на месте, записывал всё, что его интересовало.

Ананий Павлович Кузнецов, выходец из глубин народа, рано познал тяготы крестьянской жизни, но сумел сохранить доброту, сострадание к чужому горю.

Мне же пела нужда горькая,

Пела весь мой век.

Как живет в нужде и мается

писал о своей жизни Ананий Павлович [1].

А. П. Кузнецов – собиратель и хранитель наших национальных богатств, нашей национальной памяти. Благодаря его заметкам облик Оренбуржья прошлого столетия проще сейчас востановить. Ананий Павлович тщательно хранил собранный материал. Надеялся издать его частями или книгой. Но эта надежда не сбылась. Грянула революция, утвердилась новая народная власть, которую духовная жизнь народа не только не интересовала, она была ей глубоко принципиально враждебна. Работы таких собирателей, как Шейн, Афанасьев, были объявлены реакционными, великодержавными, национал-шовинистическими. Разумеется, такое же отношение заслуживало и творчество Кузнецова.

В феврале 1938 г. Ананий Павлович вместе со своим сыном Сергеем Ананьевичем были арестованы как враги народа. О дальнейшей их судьбе родственникам ничего не известно. Почти весь литературный архив А. П. Кузнецова после ареста был утрачен.

В 1989 г. А. П. Кузнецова полностью реабилитировали за отсутствием события преступления. После реабилитации краеведами, историками, архивистами, библиотекарями проделана огромная работа по собиранию и систематизации литературного наследия талантливого оренбургского самородка. В Оренбургских газетах стали печататься очерки, статьи, рассказы Анания Павловича, возвращая читателям утраченное имя. Некоторыми из этих публикаций мне довелось воспользоваться благодаря Геннадию Федоровичу Хомутову, который бережно хранит материалы, посвященные творчеству своего деда.

Фольклор – память народа в художественной форме. Это результат восприятия и переосмысления народом событий, коснувшихся каждого, у каждого вызвавших душевное потрясение, надорвавших сердце каждого. Это первые духовные поиски народа-ребенка: попытки понять и объяснить, на чём устроен мир, какие силы его вращают. Это глухие, сдавленные крики, сочащиеся болью из незаживающего сердца простого русского человека, угнетенного кабалой или приведённого в отчаяние деспотизмом государя. Это также тщетные попытки уразуметь, как умилостивить богов. И это ни что иное, как недопустимость победы вещизма над свободной широкой душой русского героя. Это положительный исход борьбы русского молодца над каким-нибудь иностранным Левиафаном. Это наивная и неубиваемая вера в завсегдатую победу добра над злом. Это искренность бунта против тесноты бытия, против загнанности в обреченном существовании. Это отношение к силам природы с любовью и трепетом. Веселье и смех как инструмент сопротивления удушливым горестям и невзгодам. Это живое послание нам, потомкам, как речь Одиссея к Телемаху. Отца к сыну. Былого к нынешнему и грядущему. Но мы не слышим и вновь и вновь повторяем все их ошибки, метаморфизируя мир в глухонемое пространство.

Фольклор Оренбургской области, изображение №1

Город-крепость Оренбург – образец русского градостроительного искусства ХVIII века. Самой первой и главной жемчужиной является сам город, точнее его исторический центр. Город-крепость Оренбург вошёл в историю русской архитектуры (и в учебники архитектуры всего мира) как яркий образец русского градостроительства ХVIII века. Это был самый большой город-крепость, построенный в России. Ни до Оренбурга, ни после него таких больших по площади городов-крепостей в стране больше не строили. Площадь его составляла примерно 280 гектаров (вместе с эспланадой). В конце ХVI века правая сторона Урала стала заселяться русскими людьми, впоследствии называвшимися уральскими казаками.

Вольнолюбивые и независимые казаки вплоть до ХVIII века жили обособленно, общиной.

Фольклор Оренбургской области, изображение №2

Фольклор Оренбургской области, изображение №3

Фольклор Оренбургской области, изображение №4

Своеобразие жизни казаков объяснило формирование и развитие духовной культуры, воплощенной прежде всего в устно-поэтическом творчестве – казачьем фольклоре.

Фольклор уральских казаков – это часть общерусского фольклора. Он развился на общерусской фольклорной основе, на ее поэтических традициях и жанрах.

Эпические песни казаков также органично связаны с общерусской былинной традицией, но имеют свои особенности.

Наиболее популярным былинным героем у уральских казаков стал Добрыня, образ которого им близок и понятен. Добрыня в общерусском эпосе – богатырь-семьянин, посвятивший себя долгу защиты отечества. Поэтому он, как и казак, должен покинуть дом, семью, родимый край и нести пограничную службу. Для него интересы государственные, гражданский долг превыше интересов частных. Подобный тип героя мы часто можем встретить в античной и классицистической литературе, что доказывает связь литературы в принципе с фольклором и их взаимопроникновение.

Былина уральских казаков.

Былина – это произведение русского фольклора о подвигах героев, живших в далеком прошлом. В данной былине изображен эпизод из жизни Добрыни, где он убивает голубя, смеющегося над ним. Голубь обычно – символ мира, благой вести, несет в себе некий сакральный смысл, поэтому его смех смутил, встревожил Добрыню, он понял, что за личиной этой птицы скрывается зло.

Умственный был Пугачев – страсть. Голова его работала – куда там губернаторской.

Поругался Пугачев с Рейнсдорпом и загнал его со всем войском в Оренбург да полгода и продержал взаперти. Рейнсдорп и так и этак старается выкарабкаться на волю. Не тут-то было. Пугачев подъедет к воротам, погрозит плеткой и скажет:

– Покажи только нос, башку оторву!

Губернатор знает, что Пугачев не любит шуток и строчит жалобу за жалобой царице. Та уж как распрогневалась на атамана. Выписывает к себе из Казани генерала Кара и приказывает:

– Сию минуту поезжай под Оренбург, излови Емельку Пугачева, спервоначалу выпори его кнутом, потом вырви ноздри и положь тавро, чтобы не сеял больше смуту и раздор.

Поскакал Кар в Оренбург и по пути прихватил себе на помощь полковника Чернышева.

Едут дорогой и мозгуют: приедем в Оренбург, поймаем Емельку, снимем с него портки, всыпем ему штук сотню горячих, вырвем ноздри, положим клеймо и в кандалы закуем. А Киргизню и Башкирню так пугнем по степи, что они разлетятся, как воробьи с бахчей. Царица обязательно наградит нас. По кресту да по медали на худой конец даст!

Приезжают оба в Сакмару и опять за свое, как ловчее изловить Емельку.

Думали, думали и придумали. Чернышев пойдет на Чернореченскую крепость и овладеет ею. Оттуда он двинет войско на Берды, где у Пугачева находилась зимняя ставка, Кар пойдет на Юзеевку и тем самым все войско атамана возьмет в обхват. Но генеральская хитрость не удалась.

Пугачев разгадал план и позвал к себе Хлопушу.

– Слушай, дружба, на нас походом идут генерал Кар и полковник Чернышев. Надо так их потрепать, чтоб другим неповадно было с нами связываться. Ты бей Кара, у него силенки поменьше, а я навалюсь на Чернышева – у него войско большое.

– Ладно, – говорит, Хлопуша, – чего-чего, а драться нам не привыкать. Отколошматим!

Чернышев всеми силами грабится к Оренбургу и уж к Маячной горе подбирается. Пугачев его тут и прихватил! Весь отряд закружил, а в нем более двух тысяч солдат насчитывалось. Чернышев струхнул. Видит, что ему несдобровать, смазал пятки и драла. А его солдаты все до единого перешли на сторону атамана.

Генерала Кара прищучили у деревни Юзеевки. Здесь ему задали такого перцу, что он без оглядки удирал, аж в зад втыкались пятки до самой Казани.

Хлопуша долго за ним гнался, но никак настичь не мог.

С этого времени царские генералы боялись Пугачева, как огня паленого. Не то, чтобы его кнутом высечь, ноздри там вырвать или клеймо положить и кандалы надеть, с малыми силами к нему близко не подходили.

Умственный был человек Емельян Иванович.

Редко таких мать-сыра земля родит.

Историческая справка: события и личности в предании

Правительственные войска под командованием полковника Чернышева вступили 13 ноября 1773 года в Чернореченскую крепость и продвинулись до Маячной горы, где были окружены войсками Пугачева и в полном составе взяты в плен, причем сам генерал Кар бежал.

Фольклор Оренбургской области, изображение №5

Суть предания.

Заключение.

Итак, на основании приведенных примеров, мы видим, что для фольклора Оренбургской области важную роль сыграло географическое положение, а также образ жизни казаков. Особенностью данного фольклора является воспевание силы, ума, хитрости, свободы, мужества в личности, её подвигов, гражданской позиции, деятельности; высмеивается трусость, глупость, гордыня представителей власти, чётко прослеживается недоверие к ним и непринятие их народом.

Читайте также: