Философские идеи врачей философов гиппократа и алкмеона сообщение

Обновлено: 05.07.2024


Гиппократ Герофил Эразистрат Гален

Врач и философ Алкмеон Кротонский (VI в. до н. э.) впервые в истории знания выдвинул положение о локализации мыслей в головном мозгу.

Он собрал и систематизировал почти все научные воззрения на медицину своего и предшествующего времени. Главное, что отстаивал Гиппократ, - это эмпирический характер медицинского знания. Он доказывал, что оно не может строиться без опытных исследований, на основе одних рассуждений, что отвлеченные понятия холодного или теплого, хорошего или плохого не применимы к медицине. Нет понятия теплоты вообще, есть более или менее теплые или холодные вещества, которые приносят в разных ситуациях пользу или зло больному человеку.

В философии придерживался линии Демокрита и выступал как представитель материализма в медицине. Заложил принципы научного знания и научного исследования. Признавал опыт и наблюдение единственно плодотворным путем познания в медицине. Все болезни объяснял естественными причинами, выявление которых позволяет выработать правильные методы лечения. Требовал индивидуального подхода в каждом конкретном случае: врач не знает холодного и теплого вообще, но есть многие средства, действия которых различны в каждом индивидуальном случае; необходимо определить количественную меру, подобающую каждому конкретному случаю. Как и Алкмеон, Гиппократ считал, что органом мышления и ощущения является мозг.

Наибольшую известность получило учение о темпераментах, основанное на сочетании 4 видов жидкости в организме.

По Гиппократу, основу человеческого организма составляют четыре сока:

слизь (вырабатывается в мозгу),
кровь (вырабатывается в сердце),
желтая желчь (из печени),
черная желчь (из селезенки).

Различия в соках у разных людей объясняют и различия в нравах, а преобладание одного из них определяет темперамент человека.

Преобладание крови — основа сангвинического темперамента (от лат. sanquis — кровь),
слизи — флегматического (от греч. phlegma — слизь),
желтой желчи — холерического (от греч. choie — желчь),
черной желчи — меланхолического (от греч. melaina choie — черная желчь).

Важным моментов в его теории было и понятие меры, которое он считал ведущим в эмпирической медицине, доказывая, что, хотя абстрактного понятия меры и не существует, опытный и умеющий наблюдать врач может вывести эту меру в каждом конкретном случае и для каждого больного. Понятие меры (кразис) стало главным и в концепции темперамента, при этом считалось, что отступление от нормы, нарушение (акразия) сочетания четырех видов жидкости ведет к ярким проявлениям того или иного темперамента.

Изучая проявления темперамента, Гиппократ ставил вопрос о его связи с образом жизни человека, понимаемом в самом широком смысле - от еды и питья до природных условий и особенностей общения. Таким образом, в учении Гиппократа впервые появились мысли о дифференциации, многообразии индивидуальных вариаций общего понятия человек. Поэтому в определенной степени можно говорить и о том, что Гиппократ был первым психологом, заговорившим об индивидуальных различиях, о дифференциальной психологии.

Гиппократ и Аристотель одними из первых связали психологию с естествознанием. Эта связь упрочилась в период эллинизма в работах Галена, а в средневековый период в исследованиях многих арабских мыслителей, которые являлись не только философами и психологами, но и врачами, - Ибн Сины, Ибн аль-Хайсама и др.

Античная медицина получила особенно интенсивное развитие в период эллинизма в связи с ростом античной науки в целом, ее дифференциацией на отдельные науки. Возникают крупные научные центры: в Пергаме (Малая Азия), на о. Родос, в Александрии (Египет), которая в III в. до н. э. при Птолемеях в силу исторически сложившихся обстоятельств становится главным центром античной культуры. Здесь начинает развиваться положительное знание. В Александрийском Музее — по существу Академии — работали основатель геометрии Евклид, гениальный математик Архимед, географ Эратосфен, исследователь живой природы Стратон, создатель геоцентрической системы астроном Клавдий Птолемей.

Герофил, комментатор Гиппократа, врач Птолемея II, впервые установил разницу между нервами, сухожилиями и связками. Он описал мозговые оболочки, желудочки мозга, которым придавал важное значение. Он же дал описание устройства глаза, описал его оболочки, хрусталик.

Эразистрат, выходец из Книдской школы, подробно описал разные части головного мозга. Обратил внимание на извилины, связал богатство извилин мозговых полушарий у человека с его умственным превосходством над животными. С именем Эразистрата связано первое упоминание о патогенной роли задержанных эмоциональных переживаний.

Анатомо-физиологические сведения периода эллинизма объединил и дополнил знаменитый римский врач Клавдий Гален (ок. 130-200 гг.), автор сводного сочинения по медицине, анатомии и физиологии, которое было настольной книгой врачей вплоть до XVII в. Материальной основой качественно несходных процессов (питание, рост, размножение, ощущение, мышление) он называл пневму — особое жизнетворящее вещество. Различал два рода пневмы: животную, ее источник в сердце порождает физиологические функции, и психическую, ее источник в мозгу управляет произвольными движениями и психическими переживаниями. Пневма движется по нервам.

Ряд сочинений Гален посвятил головному мозгу. Критиковал аристотелевское понимание: мозг не является холодильником сердца, как думал Аристотель: он — седалище интеллекта и чувств.

Гален также, развивая идеи Гиппократа об акразии и ее роли в формировании темперамента, высказывал гипотезу о том, что темпераментов не четыре, но много больше, в зависимости от разных сочетаний соков организма. Он выделял четыре начала всех вещей — теплое, холодное, сухое, влажное — и четыре сока как строительный материал организма животных и человека. От комбинаций соков и начал зависят психические свойства и даже пол человека. Всего он выделял 13 темпераментов, из которых лишь один нормальный, а 12 — некоторое отклонение от нормы. Описывая теплые (мужественные) или холодные (медлительные) типы, Гален подчеркивал, что темперамент имеет не только медицинское, но и психологическое значение, раскрывая специфику поведения человека в определенной ситуации. Преобладание определенных соков, теплого и холодного, связано, по его мнению, и с развитием аффектов.

Так, гнев он описывает как повышение сердечной теплоты, которая и приводит к возникновению определенного эмоционального состояния, осознаваемого как гнев. Таким образом, можно сказать, что в теории Галена закладывался периферический взгляд на происхождение эмоций, который впоследствии найдет воплощение в теории эмоций Джемса-Ланге.

Римский врач Аэций (V B. H. Э.) описал четыре темперамента, которые традиционно называют гиппократовскими.
К разделу естественно-научных относятся также знания о зрительном восприятии. Их сводку дал Александр Афродизийский (конец II — нач. III вв.), перипатетик, преподаватель философии в Афинах.

В психологических системах Античности душа отождествлялась с жизненным началом: в сферу душевных феноменов включались все процессы, обеспечивающие слаженную работу всех систем организма, в том числе пищеварение, дыхание и т. п. Внутренний мир еще не выделялся в качестве самостоятельного предмета исследования.

В неоплатонизме у его основателя Плотина (205 — 270) развивается учение о происхождении индивидуальной души от мировой души в процессе эманации (от лат.— истечение, исхождение), излучений творческой деятельности бога, которые образуют видимый мир с его последовательной — нисходящей — лестницей ступеней совершенства. Одной из ступеней на этой лестнице является душа как посредствующее начало между сверхъестественным миром и материальными явлениями, которые являются последней ступенью эманации. Плотин указывает на своеобразную природу души, которая проявляется в знании о себе самой. В этом признак человеческого духа.

Источник:
А.Н. Ждан История психологии
Т.Д. Марцинковская История психологии

Одним из наиболее почитаемых богов Древней греции был Асклепий (в Риме – Эскулап). Его культ носил врачебный характер, был направлен на охрану и восстановление здоровья людей. Храмы в честь Асклепия являлись центрами лечения и медицинского образования. Дочери Асклепия: Гигиея, богиня здоровья, и Панакея – покровительница лекарственного лечения.

Взаимосвязь философии и медицины в античности проявлялась, прежде всего, в их натурфилософском характере.

Гиппократвнес огромный вклад в развитие философии и медицины. Именно он выделил медицину из философии, придал ей статус науки. В то же время он видел необходимость их взаимодействия. Кроме того, в школе Гиппократа сложился этический врачебный кодекс, который не потерял своей значимости и в наше время.

Врач Алкмеон взял за основу учение Анаксимена о воздухе как основе мироздания и создал так называемую пневматическую систему медицины. Он исходил из того, что человеческий организм, как и вся природа, состоит из воздуха, и объяснял здоровье равновесием различных состояний воздуха – влажности и сухости, тепла и холода, а болезнь – нарушением этого равновесия.

Другой врач-философ, Эмпедокл, считал, что весь мир, в том числе и человеческий организм, строится на взаимодействии 4-х элементов: земли, воды, воздуха, огня и развивается под влиянием двух начал – сил Любви и вражды. Преобладание первой приводило к слиянию разнородных элементов, а второй – к их обособлению и распаду. Используя идею цикличной смены любви и вражды, Эмпедокл создал теории происхождения жизни, генетики человека, физиологии организма.

Новая форма материализма – атомистический – стала теоретическим основанием солидарного направления в медицине (его научной предпосылкой послужил рост анатомических знаний). его основоположник – Асклепий. Согласно солидарному направлению, организм человека состоит из бесчисленного количества атомов и находящихся между ними каналов – пор, обладающих чувствительностью. Важнейшая причина заболеваний – сужение или расширение пор.

космоцентризм как ключевой мировоззренческий принцип также нашел свое отражение в медицине. Так, в центре внимания Алкмеона было человеческое тело, которое он рассматривал как микрокосм. Он много размышлял о причинах космической гармонии и земного несовершенства. Однако, в отличие от натурфилософов, интересовавшихся прежде всего стихийными явлениями, он уделял большее внимание оценке человеческих действий, вслед за пифагорейцами связывал проблему здоровья с проблемой гигиены – правилами содержания в чистоте души и тела.

В своих медицинских представлениях опирался на идеи Платона и идеалистические элементы философии Аристотеля. Жизнь, в его понимании, является высшим проявлением божественной воли. Каждый орган выполняет свою функцию, предписанную божественным началом. Идеалистические элементы взглядов Галена были абсолютизированы в эпоху средневековья.

В то же время многие достижения Галена являются актуальными и в наше время:

- Гален выступил систематизатором медицинского знания, внес вклад в разработку проблем медицинской этики;

- врачам своего времени он предъявил три обвинения: в невежестве, коррупции и разобщенности;

- он стал основоположником науки о классификации болезней, применял в классификации локалистический принцип (различение болезней по месту поражения органов и тканей), симптоматологический принцип (по наиболее типичным симптомам), этиологический принцип (по причинам и условиям возникновения).

Эмпедокл (490-430) - высказывает положение о существовании четырех материальных начал-огонь, воздух, вода и земля. Жизнь природы состоит в соединении и разделении этих вещественных элементов. В медицине он основоположник направления, представители которого полагали, что знать врачебное искусство невозможно тому, кто предварительно не исследовал, что такое человек. Уделял вопросам анатомии и физиологии. В основу представлений о строении организма он кладет учение о 4 элементах. Гиппократ(460-377)-примыкал к натурфилософии ,сводя все существующее к огню,как действующей причине,и к воде,как питательному началу,4 типа темперамента. Гален(130-200)-идеалист, соединивший в своем учении отдельные идеи Платона, стоиков и Аристотеля.

Философские идеи в античной медицине

Современный врач наиболее результативно и рационально может действовать тогда, когда он будет в каждом конкретном случае опираться не только на частные знания, но и на знание общих закономерностей функционирования организма, когда будет рассматривать человека как существо и биологическое, и социальное. Решением данной задачи является синтез философского и медицинского знания, с позиций и через призму философского знания.

В греко-римские время этим вопросом занимались такие известные мудрецы, как: Гиппократ, Аристотель, Лукреций, Гален и др. Так, Алкмеон (VI век до н. э.) один из первых включил в свои труды физиологию ,эмбриологию, теорию ощущений и психологию, а также открыл перекрест зрительных нервов ,писал о головном мозге как органе познания.

Гиппократ размышлял о естественной природе всех болезней.

Аристотель считал, что сердце является органом мышления и основным органом движения крови. Он полагал, что все процессы в организме-результат взаимодействия и смешения, различных по своим свойствам его жидких сред.

Лукреций в своей поэме описывает причины возникновения заразных болезней, которые видит в миазмах – смертоносных испарениях, обращает внимание на возможность распространения заразы через воду, пищу и другие предметы.

Гален (131—201 н. э.) родился в Пергаме (Малая Азия). С 17 лет на родине начал учиться медицине, в последующие годы много путешествовал, посетил Кипр, Лемнос, Палестину и центр медицинской науки того времени Александрию. По возвращении в Пергам Гален был там врачом гладиаторов. В 164 г. Гален отправился в Рим, где и провел более 30 лет.

Освоив знания и опыт лучших врачей своего времени, накопив большой личный опыт врачевания, Гален написал много трудов по медицине, в которых собрал и расположил в систематическом порядке добытые до него медицинские знания по анатомии, физиологии, патологии, фармакологии, терапии, гигиене, акушерству и др. Сочинения Галена передали потомству наследие древнего мира в области

медицины. По многим вопросам Гален внес но Гален (131—201) вое, что отражало его личный опыт и собственные наблюдения.

В области лечебной медицины Гален обессмертил свое имя тем, что внес регламентацию в приготовление лекарств из растений. Он установил определенные весовые и объемные отношения при приготовлении настоек, экстрактов и отваров из листьев, корней, цветов и других частей лекарственных растений. В честь этого и в средние века, и в наше время такие лекарственные формы носят название галеновых препаратов.

Кроме лечебной деятельности, Гален много занимался исследованиями,, чем значительно расширил и углубил познания в области анатомии и физиологии. Анатомические знания того времени получались преимущественно во время вскрытия животных при жертвоприношениях, так как вследствие предрассудков народных масс и религиозных запретов не разрешалось производить вскрытие трупов людей.

Вопрос 11

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

В Древней Греции богом медицины и здоровья был Асклепий.

Согласно греческой мифологии, Асклепий был сыном Аполлона и Корониды, дочери царя Фессалии. Воспитание младенца было поручено кентавру Хирону, который был хорошо знаком с медициной, свои знания и любовь к медицине он передал Асклепию.

В асклепионах, кроме поклонению богу врачевания, происходило лечение, где пациентам назначали лекарственные средства на растительной основе, давали рекомендации для правильного питания и проводили хирургические процедуры.

В святилище Асклепия в Эпидавре были найдены первые медицинские инструменты


Кроме того, в медицине Древней Греции применяли кровопускание, возможно, при отеке легких и некоторых других болезнях, таких как болезни сердца и нефропатия.

Древнегреческие врачи

Основателем медицины в Древней Греции принято считать врача и философа, ученика Пифагора, Алкмеона (Ἀλκμαίων, VI–V вв. до н.э.), родом из греческой колонии в Италии, Кротона. В древности медицина была неотъемлемой частью философии.

Алкмеон первым описал евстахиеву трубу в ухе и зрительный нерв, он установил, что мозг является центром чувств и функций организма. Алкмеон разработал хирургические инструменты и провёл операции на головном мозге. Алкмеон основал медицину, а позже Гиппократ привел ее в науку.

Вклад Эмпедокла в медицину также важен. Эмпедокл (Ἐμπεδοκλῆς,494 - 434 гг. до н.э.) был из Акраганды (греческая колония на Сицилии). Он был музыкантом, физиком и врачевателем, который первый исследовал развитие человеческого организма. Эмпедокл установил, что органы человека, начиная с его рождения, подвергаются процессу, в котором они прогрессивно развиваются и совершенствуются, как это обычно происходит со всеми тканями человеческого тела.

Значительным вкладом в медицину были исследования Диогена Аполлонийского (Διογένης ὁ Ἀπολλωνιάτης), который был философом и врачом в V веке до н.э. Диоген жил в Афинах во времена Сократа, он одним из первых описал систему кровообращения человека.

Гиппократ

Гиппократа (Ἱπποκράτης,, 460 - 377 гг. до н.э.) греческий врач, он является одним из самых выдающихся личностей в истории медицины. Знаменитый целитель жил на острове Кос, первоначально был учеником своего собственного отца, который был врачом Асклепиона. После обучения медицине, Гиппократ начал практиковать на Косе в качестве врача, но вскоре понял, что нужно продолжать обучение, совершив научные поездки на остров Делос, Тасос, Фракию и Смирну.

Его исследования демистифицировали болезнь, которая до того времени рассматривалась как наказание Богов. По словам Гиппократа, причина заболевания кроется в самом пациенте и врач должен тщательно провести осмотр, чтобы найти причину заболевания. Гиппократ основал клиническое обследование пациента (обзор, воздействие, прослушивание, пальпацию) и приступил к применению инновационных методов лечения настоями и отварами трав. Он написал 59 книг, где описал острые формы болезней, хронические заболевания, многие симптомы заболеваний, таких как пневмония, плеврит, лихорадка, летаргия, жар (высокая температура) и т. д.

Гиппократ занимался анатомией, он разработал специальные хирургические инструменты и выполнял сложные хирургические процедуры.

Гиппократ написал знаменитую клятву, прошедшую тысячелетия и актуальную до сегодняшних дней. Во многих странах, клятву дают выпускники медицинских школ.


Гиппократ ввёл понятие медицинской конфиденциальности, врачебной тайны и этики.

Репутация Гиппократа была огромной, она повлияла на всех последующих медицинских философов и врачей.

Гален

После Гиппократа величайшим доктором древности был Клавдий Гален (Γαληνός, 129 -201 гг. нашей эры), основатель экспериментальной физиологии и анатомии.

Гален был греком, он родился в Пергаме (бывшее эллинистическое царство в Малой Азии, которое перешло к римлянам), в знатной и богатой семье архитектора. Получив прекрасное образование, Гален начал свои медицинские исследования в Пергаме, затем продолжил в Смирне (греческая колония), в Коринфе и в Александрии.

В 161 году нашей эры Гален отправился в Рим, чтобы исцелить аристотелевского философа Евдимоса (Εύδημο). До этого ни один врач не мог его вылечить, молодой врач из Пергама помог больному, после этого философ познакомил Галена с местными аристократами, вскоре он стал знаменит во всех знатных кругах. На протяжении десятков лет, Гален был врачом императоров.

Гален прочитал много лекций и написал большое количество книг, многие из которых были уничтожены пожаром.

В анатомии, за столетия до Дарвина, он обнаружил сходство между человеком и обезьяной. Учёный использовал свиней и обезьян для анатомических исследований и дал обширные сведения по их анатомическому строению.

Гален изучал клапаны сердца, анатомию печени и матки, офтальмопатии, грудную клетку и процесс дыхания. Он отделил артерии от вен и сказал, что в первой циркулирует чистая кровь.

Гален говорил, что большая часть крови находится в аорте, кровь поступает в аорту из левого желудочка. Он также говорил о мышечных тканях, сперме, опухолях, раке легких, циррозе печени, эпилепсии и конвульсиях, туберкулезе, страшном бреде, камнях в желчном пузыре. Он занимался диетологией, проводил операции и производил лечебные экстракты и настои.

Возникновение и развитие философской мысли обычно связывают с историей возникновения первых рабовладельческих государств, в частности, в Древней Греции. В то далёкое время знания у древних греков не были еще расчленены на отдельные науки и объединялись общим понятием философии. Благодаря этому развитие медицинской мысли в Древней Греции шло в рамках философии и всецело зависело от господствующих в то время философских представлений о мире и человеке. Первыми врачами, которые известны истории, были философы Алкмеон и Эмпедокл. [1]

Алкмеон Кротонский взял за основу учение Анаксимена о воздухе и перенес его на медицину. Воздух у него является первоматерией. Она обладает известным свойством – движением. Благодаря движению из первоматерии постоянно "выделяются" противоположности. У Алкмеона человек - микрокосм, как и макрокосм состоит из сплошных противоположностей: влажного и сухого, холодного и теплого, горького и сладкого и прочих. Равновесие, симметрия противоположностей предопределяет здоровье человека (микрокосма), господство одной из них, асимметрия, неравновесие – болезнь.

Анализируя предложенную Алкмеоном модель мирового устройства, нужно сказать следующее. Поскольку Алкмеон допускает смещение состояния равновесия противоположностей в каждой диаде с точки идеального (оптимального) равновесия, то тем самым он допускает, что данное равновесие динамично. Философскую систему Алкмеона можно также назвать системой динамического равновесия. Идеальное равновесие противоположностей во всём множестве диад определит состояние, принимаемое за идеальное здоровье. Отклонение равновесия в ту или иную сторону предопределяет нарушение гомеостаза системы, относимое к отклонению от состояния здоровья – к нездоровью. Степень отклонения укажет на степень выраженности проявления болезни.

Для внесения большей ясности в представление о мироустройстве, выдвинутое Алкмеоном, можно по отдельности рассмотреть каждую диаду. При этом предложить цветовой вариант изображения антиномийных диад. Так из красного и желтого цветов составить первую диаду, из желтого и синего – вторую, из синего и красного – третью.

Смешение или взаимодействие красного и жёлтого цветов даст нам оранжевый цвет, жёлтого и синего – зелёный цвет, синего и красного – фиолетовый цвет. Все образуемые цвета относятся к переходным.

Хотя цветовые диады состоят из основных цветов, они представляют собой их смеси. Состав и пропорция определяет цветовой оттенок диады: смещение её цвета - идеально оранжевого, идеально зелёного и идеально фиолетового - к одному из двух основных цветов. Таким образом, каждая диада будет как бы состоять из двух половин, разделённых узкой полоской идеального цвета. В одной половине при смещении от средней линии станет нарастать один основной цвет, во второй половине – другой. Расположив диады в ряд, можно получить цвета радуги, так сказать, результат спектрального анализ белого цвета или света (излучения).

Так вот по какой-то причине точка взрывается, то есть мгновенно превращается в себя иную – во Вселенную, которая, возможно, по инерции продолжает расширяться. Точка продолжает стремиться к своей полноте, которую можно было бы принять за противоположность, если бы не одно но. Научная, то есть формальная логика не позволяет скатываться на диалектику, которая основана на двух логиках – формальной (нойяльной) и неформальной, кривой (паранойяльной). Поэтому приходиться принимать расширение за бесконечный процесс. Остановка его потребовала бы либо подключение кривой логики, либо перемоделирование процесса генезиса Вселенной.

У гностиков известна модель теогенеза в чём-то похожая на модель генеза Вселенной. Сингулярное это девственное, неявленное, можно сказать, точечное состояния Нуса, Нойи (Ума), из которого он выходит, является и через формирование сефирот (сфер) стремится к своей полноте (плероме).

Видимо, гностиков не устроил вариант бесконечной полноты. Поэтому они предусмотрели конечную стадию расширения, последнюю сферу полноты Нойи, названную Софией (Мудростью). Ну а чтобы процесс развития Нойи (Ума) продолжался, ввели в систему понятие подражания (мимесиса, копирования). Согласно их легенде, София стала подражать Нойе и в результате выявляется ошибка – нарушение формальной логики: паранойя. Копия оказалась тождественной оригиналу не полностью. Она явила Мир с архонтами. Произошла как бы материализация Нойи типа отчуждения Его в природу, затем – война, борьба противоположностей, скрывающая под собой стремление Нойи вернутся к Себе первоначальному, избавится от ошибки – паранойи.

По логике, избавиться от паранойи можно, исправив код подражания. Но, как оказалось, повторные копирования не решают проблемы, так как копирование предполагает отклонения, ведущие к некоторому несовпадению копии с образцом. Таким образом при повторении копирования во времени возникает множество параллельных в чём-то непохожих друг на друга миров, которые занимают одно и то же пространство, так как оно всегда есть только в настоящем. Каждый новый мир вытеснят из него прежний, существовавший до него. Возникает понимание, что, в общем, мир – кажимость. Он изменчив, динамичен, нестационарен, но воспроизводится по какому-то общему замыслу или плану (коду).

Мир гностиками трактуется как Hyle (ил, грязь, природа), в которой оказался отчуждённый в неё Нойя (Нус, Ум). В каждом человеке, в его плоти, словно в темнице пленёна нойяльная искра (надо думать, способность формально-логически мыслить). Чтобы спасти Нойю и спастись самим людям нужно освободиться от плоти путём аскетизма - уморить себя. Тогда нойяльные искры, воссоединившись, восстановят Нойю в его сингулярном, начальном состоянии.

Философская система Эмпедокла, в отличие от алкмеоновской, строится из многих начал с использованием обратной дедукции. Подобным же образом строятся научные теории. Отличием их является то, что научные теории проверяемы на практике, так как они - теории среднего уровня. Философские же системы подобного типа не могут проверяться на практике, находясь на уровень выше. Они – прототипы метатеорий.

Эмпедокл первым ввел в философию понятие "элементы". [1]

Многообразие окружающего мира, становление и изменение вещей он объяснял действием сил Любви и Вражды, предвосхищая идею притяжения и отталкивания фундаментальных частиц под воздействием различных сил.

Любовь (Филея) и Вражда или Ненависть (Нейкос), по мнению Эмпедокла, оживляли "элементы" (основные стихии), превращали их в первично чувствующие начала (primum senties). Влияние гилозоизма, признание стихий живыми, анимированными, божественными, поскольку Эмпедокл называет эфир (воздух) Зевсом, землю – Герой, огонь – Аидонеем, а воду – Нэстис, сказывается на объяснении Эмпедокла того, что человек, состоящий из этих стихий, воспринимает подобное подобным. Состоя из четырех стихий, "ими же думаем мы"[3], считал Эмпедокл.

Плюралистичный характер носит у Эмпедокла не только космология, но и анатомия. По его мнению кости – это результат пропорционального смешения двух частей (порций) воды, двух частей (порций) земли и четырех частей (порций) огня. Благодаря плюралистичности своего учения Эмпедокл вошел в историю не только как автор идеи "первоначальной смеси", "слитного состояния" стихий в Сферосе (Сефири, Цифири), в полноте бытия, возникающем при "неограниченном господстве Любви", но и как автор идеи числового "отношения смеси" (logos mixeos), повлиявшей на создание рецептуры микстур. В рецептуре смесей, надо полагать, заключён их код. Из этого следует, что мировая смесь имеет код, рецептуру.

Решение проблемы: универсальное многое есть нечто одно можно обнаружить в его космогонии, где генезис Вселенной представлен циклом, деленным в себе на четыре периода.

Первый период – господство Любви, второй период – переход от Любви к Ненависти (Вражде), третий период – господство Ненависти (Вражды) и четвёртый период – переход от Ненависти к Любви. В переходные периоды по-разному образуются вещи. Если во втором периоде вещи появляются в процессе распада первоначальной смеси стихий, то в четвёртом периоде – в процессе слияния стихий и образования смеси: путём синтеза. Человечество появляется не четвёртой ступени четвёртого периода.

Первый период цикла – господство Любви (Филеи) и образование беспорядочной первоначальной смеси элементов (стихий, начал), слитых воедино - в нечто единое. То есть, можно сказать, вначале идёт слияние многого уникального в нечто одно единое, формирование универсального континуума, имеющего форму шара, сферы.

Третий период – полное господство Вражды, распад вещей на элементы (начала), их полное обособление.

На первой ступени зоогонии образуются отдельные члены, неспособные соединяться в органы. На второй ступени происходит неудачное соединение членов и образование монстров. На третьей ступени появляются бисексуальные существа, неспособные к половому размножению. На четвертой – полноценные животные с половой дифференциацией.[1]

Если завершение цикла связано с возвращением к первому периоду, к состоянию первоначальной смеси, то это значит оно катастрофично для всего живого, появившегося в четвёртом периоде. Первоначальная смесь не предполагает наличия вещей и живых существ. Выходом из проблемной ситуации может стать либо остановка развития на четвёртой ступени четвёртого периода, либо разрыв цикла - превращение замкнутого цикла в виток спирали развития.

Анализируя философию Эмпедокла, можно предположить, что он по-своему решал проблему: одно есть многое, А есть Б. Размышлению был предпослан ряд уникальных стихий или универсальный ряд уникальных качеств, взятых по одному, так сказать, спектр качеств, способных образовывать одно иное им - интегральное - качество. Так радуга превращается в белый свет.

Если мы к точке красного цвета прибавим точку такого же цвета и т.д., то обнаружим, что в цветовом отношении качество их не изменится и будет всегда одним и тем же. Количество не переходит в качество.

Сведя каждую стихию (единое) к одной порции (единичности) -1, легко изобразить стихии как ряд единиц (точек) разного качества, допустим, разного цвета. Прибавив к точке (капле) жёлтого цвета точку (каплю) синего цвета, мы увидим, что, слившись, точки или капли изменили цвет (качество) на зелёный. Количество перешло в качество. Разное пропорциональное соотношение капель (точек) даёт разные оттенки слившегося воедино многого.

В общем, начав строить модель макрокосма с ряда обособленных качеств, Эмпедокл пришёл к необходимости ввести в модель силы притяжения и отталкивания – антиномийную диаду Любовь- Ненависть. Без неё система не оживала. Чтобы не нарушать формальной логики, Любовь (А) и Ненависть (Б) должны были последовательно чередоваться во времени. Формально - логически, А должно было сменяться на Б скачкообразно. Ведь, согласно закона тождества, А не есть Б: оно не должно превращаться (изменяться) в свою противоположность. Но такой подход даёт механистичную динамику типа превращения белого света в радугу и обратно. Для получения развития необходима была диалектика, амбивалентная связь А и Б.

Диалектика позволяла сделать чередование А и Б более плавным, но требовала переходов. Поскольку в то время не было идеи превращения, проблема перехода решалась путём изменения количественного соотношения противоположностей – Любви и Ненависти. Куда девалась Любовь при полном господстве Ненависти в модели Эмпедокла, неизвестно.

Множество же в системе при соблюдении формальной логики в количественном отношении не должно было изменяться. И хотя для развития системы Эмпедокл использовал идею единства и борьбы противоположностей, а также идею перехода количества в качество, его система не получила необходимой стройности.


Поэтому болезнь человека, микрокосма, Эмпедокл объясняет только нарушением пропорции (числового соотношения порций) стихий, находящихся в его основе, а здоровье - соблюдением правильной пропорциональности стихий при их взаимодействии – сложении и разложении. Аналогичным образом объясняются здоровье и болезнь макрокосма.

Как врач Эмпедокл был чудотворцем шаманско-знахарского типа и иногда "творил чудеса", обладая навыками гипнотизера. Он сумел организовать сицилийскую медицинскую школу[1] и оказать определенное влияние на развитие древнегреческой медицины.

Наречен же отцом медицины был Гиппократ, живший около 460-377 гг. до н.э. Подобно Эмпедоклу Гиппократ считал, что человек состоит из разных материальных начал. Однако ими были четыре жидкости – кровь, слизь, желтая желчь и черная желчь – а не живые, как у Эмпедокла, стихии. Об этих жидкостях Гиппократ писал: "из них состоит природа тела, и через них оно болеет, и бывает здоровым".[4]

Если все жидкости в организме "соблюдают соразмеренность во взаимном смешении в отношении силы и количества"[4], то человек здоров. Несоблюдение соразмерности ведёт к болезни. Думается, идею симметрии он взял у Алкмеона, а идею пропорции – у Эмпедокла. Живым началом организма Гиппократ считал прирожденную теплоту, которая поддерживается эфирным веществом – пневмой, циркулирующей в сосудах организма. Кроме того, пропорциональностью сочетания, смешения жидкостей в организме объяснялись не только болезни и здоровье, но и темперамент человека, холерический, сангвинический, флегматический и меланхолический.

Заслугой Гиппократа считается и то, что на человеческий организм он смотрел не только как на гуморальную систему. Жидкости, "соки", гуморальные факторы связывались им системой органов организма. Он полагал, что кровь вырабатывается сердцем, желчь – печенью, слизь – мозгом, черная желчь – селезенкой. Все эти органы и "соки", выполняя определенную роль в организме, способствуют сохранению умеренной сухости или влажности, регулирую температуру тела, то есть, по словам Гиппократа, вызывают жар в теле или холод.

Объясняя здоровье и болезни человека, исходя из распространенных в то время философских представлений о природе и человеке, Гиппократ, тем не менее, утверждал в трактате "О священной болезни" (эпилепсии), что все болезни у человека появляются от естественных причин. Сюда он относил время года, климат, свойства воды в данной местности. Используя в лечебной работе наблюдение за больными, обследование больного, описание болезней, Гиппократ стал одним из тех, кто положил начало научному подходу к изучению здоровья и болезней.

Благодаря деятельности Гиппократа, его наследию, мы располагаем некоторыми сведениями о том, как в недрах древнегреческой философии зарождалась научная медицина, научные методы, наука.

Подводя итог выше изложенному исследованию философских учений Алкмеона и Эмпедокла, нужно сказать, что систему построения учения у Алкмеона можно назвать антиномийным монодуализмом, а систему Эмпедокла – плюродуализмом. Оба философа не смогли обойтись без диады, без антиномии. То есть они не смогли построить модели бытия, основываясь на одной только формальной логике. Используя же антиномийную диаду, они сталкивались с проблемой амбивалентного мышления, позволяющего одновременно утверждать истинными два взаимоисключающих суждения, например: есть две одинаковые вещи и нет двух одинаковых вещей, А есть А и А есть Б, А и Б едины и не едины, противоположны.

В этой связи хочется сказать, что и здоровье и болезнь можно мыслить только диадически, как континуум здоровье-болезнь. В результате здоровье становится относительным понятием. В полном здоровье, подобно тому как в бочке мёда есть ложка дёгтя, скрыта болезненная точка. Она может быть принята за ноль. Тогда здоровый человек станет нулером, носителем патогенного нуля.

1.Чикин С.Я. Врачи философы. – М.: Медицина, 1990
2. Виндельбанд. История древней философии. – СПб.: Типография И.Н. Скороходова, 1983
3. Трубецкой С.Н. Курс истории древней философии. – М.: ВЛАДОС, 1997 4. 4. Гиппократ. Избранные книги. – М.: Биомедгиз, 1936
4. Гиппократ. Избранные книги. – М.: Биомедгиз, 1936

Читайте также: